FantLab ru

Михаил Королюк «Спасти СССР. Инфильтрация»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Голосов:
470
Моя оценка:
-

подробнее

Спасти СССР. Инфильтрация

Роман, год; цикл «Квинт Лициний»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Случайная — или не совсем? — встреча с попутчиком в поезде, разговор за рюмкой, оживленный спор… Может ли один человек, если вернуть его в прошлое, изменить историю хотя бы одной страны, обладая всеми знаниями сегодняшнего дня? «Я бы взялся, да кто ж предложит»,— говорит Андрей Соколов, наш современник. «Вот прямо так бы все бросил и взялся?» — не верит попутчик. …И вот Андрей оказывается в конце семидесятых, в своем собственном теле восьмиклассника ленинградской школы. Конкретных задач перед ним никто не ставил, инструкций не давал. Ему самому предстоит решить, что делать: зная о грядущем развале страны, успеть отыскать теплое местечко на земном шаре, благо возможности есть, или все-таки остаться и попробовать повлиять на ход исторического процесса и спасти СССР.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 336

Активный словарный запас: невероятно высокий (3630 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Спасти СССР. Инфильтрация
2014 г.

Аудиокниги:

Спасти СССР. Инфильтрация
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставляет двойственное впечатление. Для тех кто хочет понастальгировать, в книге слишком много мелких неточностей, которые так и «бросаются в глаза». В 1977 году Синявинскую птицефабрику ещё не построили, армянский лаваш на дне рождения, лаваш купить в Ленинграде было практически невозможно. «Футбольная кричалка» — для мало-мальского болельщика Зенита вообще непростительная ошибка, а роман «Мастер и Маргарита» не надо было читать в подпольном «Посеве» он был издан в 1973 году, хоть и с трудом, но достать прочитать его было можно. Впечатление как будто автор спрессовал события до 90-х годов, все в 77-й.

Вообще поражает «моральный облик» попаданца, который попав в прошлое скатывается до банальной спекуляции и потребительства. Удивляет также поведение главного героя на протяжении всего повествования эдакое «барско-бандитское». В целом производит ощущение большой фальши происходящего (если про фантастику можно вообще так сказать). В общем можно сказать, что данный пространственно-временной континуум является альтернативным.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что понравилось.

Наверное, все (ну или через одного) задумывались — а как бы я вел себя, окажись во времена молодости со знанием сегодняшних реалий. Все задумывались, а автор не поленился и написал на эту тему целую книгу.

У автора хороший язык, один словарный запас чего стОит!

Я книгу слушал, чтец — Игорь Князев — читал от души, и это, конечно, тоже вызывает симпатию.

В принципе, понравились сцены с Брежневым, Андроповым, Сусловым и тд, хотя они (сцены), конечно, к реальности не имеют никакого отношения.

Что не понравилось

Методы, которыми ГГ пытается остановить развал СССР не просто спорные — они нелепые. К тому же его сверхзадачей является недопущение гибели человечества, а к этому распад СССР вроде бы и вовсе не имеет прямого отношения.

У ГГ в кустах не просто рояль, а симфонический оркестр, да еще и с кордебалетом

Я — ровесник ГГ. Но у меня никакой ностальгии эта книга не вызвала. Я не был корешем каких-то фарцовщиков, как и миллионы моих ровесников.

Но вот что, на мой взгляд, за границей добра и зла, так это школьная линия повествования. Ну не может душевно здоровый гражданин с мозгами 50+ летнего дядьки заводить шашни с восьмиклассницами! Не будет он участвовать в общественной жизни школы, с псевдоровесниками не станет особенно общаться! Директор школы не станет ни по какому вопросу советоваться с восьмиклассником. В общем, из всех школьных и романтических сцен вырисовывается прыщавый пожилой дядька с гормональными проблемами.

С какого-то момента я устал об этих проблемах слушать и соответствующие фрагменты проматывал

Итого — 6, скинул баллы я в основном за романтику. Книжку почитать можно, из попаданческих она вполне на уровне. Нет, 5. Прочитаю вторую, вот тогда....

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения данной книги у меня появилось желание выразить в отзыве свои соображения.

В последние 7-8 лет в русской фантастике особой популярностью началась пользоваться литература о наших с вами современниках, попадающих в прошлое и меняющих мировую историю( или, как минимум, историю России/СССР/Киевской Руси). Возможно ,«массовое желание попасть в другие эпохи продиктовано тем, что текущая эпоха человека никак не удовлетворяет» (А.А.Вассерман).Но почему тогда в прошлое, а в не будущее? По видимому будущее пугает ( тут можно вспомнить антологию «Когда закончилась нефть» ), а прошлое нашим современникам кажется понятным . Многие думают, что они знали бы что делать, попади они туда — не зря ведь историю в школе учили( или не зря ведь сколько лет прожили)? Кроме того, если в значительном сегменте телеэфира до сих пор продолжается поиск рецепта гипотетического спасения СССР , разве удивительно появление книги о которой этот отзыв(и других ,ей подобных)? Но учитывая, что эпохальные перемены создаются гигантскими потоками, влияющих друг на друга, различных процессов, разве может наш современник в одиночку кардинально изменить прошлое? Роль личностей в истории, конечно, огромна – но личности являются порождениями своих эпох.

В 1991 году ни один гражданин СССР не попытался спасти свою страну. Никто из примерно 20 миллионов членов компартии, никто из огромного штата МВД, КГБ, Вооружённых Сил. То есть время Советского Союза прошло, ибо никто уже не хотел идти на жертвы ради советских идеалов. Все подсознательно (либо сознательно) ждали перемен, хотя немногие могли облечь в слова и ясно выразить свои ожидания.

Поклонники Красной империи сами закрыли глаза на её разрушение , а теперь жалеют об утраченном «Рае на Земле»( многие ещё жалеют о «России , которую мы потеряли», но об этом в другой раз).

Фактически этот «Рай» престал существовать не из-за Горбачева и/или Ельцина. С юридической точки первого и последнего советского президента можно обвинить в преступном попустительстве, ведь он до последнего боялся совершить ошибок больше, чем уже было совершено , предпочитая откладывать принятие решений , а в конце концов просто ушёл с поста, не желая нести ответственность. Окончательным приговором для коммунистической сверхдержавы стал именно украинский референдум о независимости. СССР мог бы обойтись без Прибалтики , без всего Закавказья и даже без всей Средней Азии, но только не без УССР.Не мог экономически. Именно украинский референдум стал последним гвоздём в крышку гроба для Советского Союза. Отречение Горбачёва было уже лишь констатацией факта окончания советской эпохи. Советская система была далеко не совершенна и у неё было множество проблем , но решающим и обязательным условием для распада самой большой страны в мире стало молчаливое согласие на это советских граждан. К 80-ым советский народ , в большинстве своём, уже осознал огромную разницу в качестве жизни между жителями стран соцлагеря и стран «загнивающего капитализма». Ранее такой возможностью обладала только часть номенклатуры и интеллигенции, которым было дозволено или по рангу положено пересекать границу железного занавеса. Поклонники СССР любят приводить данные советской статистики и сравнивать их со статистикой капстран того времени ( или с нынешними данными Росстата).При этом намеренно опускаются качественные показатели в угоду количественным, да и сами официальные советские данные априори считаются объективными и бесспорными. Ностальгия старшего поколения по советской жизни: комсомолу, стройотрядам, субботникам , низким ценам на продукты (за которыми приходилось отстоять гигантскую очередь , если нет возможности « достать») и прочему связана, по моему мнению , в первую очередь , с тоской по навсегда ушедшей молодости. Возможно, к 2040 году многие будут с тоской вспоминать о том как же в 2010 было хорошо. Шансов же на восстановление СССР в том виде, в котором он был не больше, чем на второе воцарение Романовых (хотя и у этой идеи есть сторонники). Но это абсолютно не означает, что границы постсоветских государств останутся без изменений (они уже изменились с 1991 года и ,скорее всего, будут меняться ещё не раз). Борьба между основными центрами силы за влияние на планете никуда не исчезла, изменилось только количество игроков и разность потенциалов. Что , в свою очередь, никак не отменяет теоретическую возможность гибели человечества в глобальном конфликте. С другой стороны, и мобилизировать население на длительные противостояния стало сложнее. Как бы та ни было, история никогда не заканчивается, сколько бы футурологи не объявляли о её завершении. Сам же роман , на мой взгляд , является ещё одной эксплуатацией ностальгии по относительно недавнему прошлому.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично я не понимаю восторженных отзывов относительно этой книги. С моей точки зрения «Спасти СССР. Инфильтрации» (в самиздатовском девичестве – «Квинт Лициний») является весьма средним романом. Да в книге есть интересные моменты, а речь женщины, пережившей блокаду Ленинграда, производит очень сильное впечатление, но в общем и целом это произведение ничем не лучше других своих собратьев по жанру. Впрочем, давайте по порядку.

Автор в своём романе решил отказаться от традиционной схемы попаданцев, которые можно выразить словами «Шёл. Поскользнулся. Упал. Очнулся – гипс» и прибегнуть к более редкой идее с Избранным, перед которым стоит задача спасти человечество от самоуничтожения. Правда, читателю дают понять, что эта попытка предотвращения апокалипсиса далеко не первая. Десятки тысяч раз божественная сущность с помощью попаданцев пыталась предотвратить самоубийство человеческой расы, но ещё никому из Избранных не удалось это сделать. И хотя в запасе у Сущности есть ещё несколько тысяч попыток, надежды осталось не слишком много.

Получив себе в качестве подспорья сверхспособность герой просит божественную сущность направить его во времена своего детства, а если конкретнее – 1977 год, что бы попытаться исправить знакомую нам историю и тем самым предотвратить рукотворный Конец Света. Для этого, по его мнению, нужно совсем немного – спасти СССР.

Задумка автора, может быть и не бесспорна (идея сверхъестественных способностей меня не впечатлила, можно подумать, что без них спасение страны невозможно), но давала надежду на интересную историю. Однако сама книга вызвала у меня разочарование.

К положительным сторонам «Квинта Лициния» можно отнести завязку романа, которая получилась довольно мрачной и безысходной, а так же неплохо прописанный быт ленинградской семьи среднего достатка середины 70-хх годов. Ещё неплохо получились характеры второстепенные героев. Нельзя не отметить и качественный литературный язык, которым написано произведение. Однако на этом достоинства книги заканчиваются.

Из недостатков следует отметить излишнее внимание, которое автор уделил романтической линии. Я, конечно, всё понимаю: пятнадцать лет, бушующие гормоны, первая-любовь-школьные-года и так далее, но книга всё же не об этом, а о спасении человечества! На фоне планов, которые строит главный герой, все эти школьные страсти выглядят даже не ничтожно, а карикатурно. Невольно вспоминается медведь-воевода из сказки Салтыкова-Щедрина, от которого все кровопролития ждали, а он чижика съел.

Вызывает недоумение история с американским посольством. Зачем герою понадобилось влезать эти шпионские игры и делиться с ЦРУ ценной информацией – решительно не понятно. Видимо автору хотелось поиграть в игру «обдури КГБ», однако эта линия никакого значения в развитии сюжета не сыграла. Возможно во второй-третьей книге (если Королюк их напишет) ситуация поменяется в лучшую сторону.

Беда романа ещё и в том, что поколение, родившееся в конце 50-хх – начале 60-хх годов и которое, согласно рассуждениям автора, могло спасти СССР целиком и полностью раскрылось в смутные времена Перестройки и последовавшего за ней Великого Хапка. Именно тридцатилетние (на момент распада Союза) граждане в полной мере воспользовались крахом советского государства и сколотили себе состояния путём разбоя, обмана и предательства национальных интересов. Так что весь пафос рассуждений автора о необыкновенности того поколения пролетает мимо кассы.

Ну и самое главное: максимум чего может достичь попаданец – так это того, что благодаря его чуткому вмешательству СССР успешно минует кризис середины восьмидесятых годов и просуществует ещё несколько десятилетий. Однако разве это приблизит героя хоть на шаг к решению главной задачи? Конечно нет, ведь пока существует СССР будет продолжаться его противостояние с Америкой, а божественная сущность чётко дала понять, что гибель человечества уже неоднократно случалась при военных конфликтах, которые вспыхивали между сверхдержавами.

Итог: даже если герою удастся сохранить Советский Союз, то ничего принципиально отличного от нашей истории всё равно не выйдет и впереди человечество ждёт Апокалипсис. Существо, отправившее героя в прошлое, впустую истратило очередной шанс спасти человечество и поэтому Конец Света стал ещё на один шаг ближе.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучший роман 2014 года. Странно, что некоторые комментаторы «не ловят мышку» в том, что автор на самом деле пишет о своём желании вернуться в прошлое и всё исправить. Он на самом деле вместе с Героем ищет варианты воздействия на колесо истории. Это — главная тема. Всё остальное — антураж. Восхищаюсь, как умно, тонко и не пошло показана борьба между разумом и телом Героя.

Совершенно логичны действия Героя по выходу на контакт с ЦРУ. Он забрасывает наживку, которую Управление с ходу проглатывает. А когда, какую и с какой целью забросить следующую наживку будет решать Герой. То есть он сам создаёт себе мощный рычаг для воздействия на ЦРУ, то есть фактически на США, а значит на историю. К тому же, учитывая его планы стать самым богатым человеком в мире, не помешает в случае чего возможность прикрытия за счёт ЦРУ.

Полагаю, что снижают оценку талантливому автору прозападные либералы, у которых СССР, как кость в горле.

Рекомендую всем, кто думает.

Однозначная оценка — 10.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю «восьмёрку» и, если честно, авансом, в надежде на продолжение.

В действительности книга получилась какой-то неровной: есть отличная линия из жизни средней ленинградской семьи семидесятых, причём выписанная с максимальной объективностью и точностью. Немного, конечно, напрягают «гормональные» моменты — но с другой стороны ГГ всё же оказывается в теле подростка и биохимию не обманешь.

Потом начинает напрягать, что полкниги ГГ собирается перестраивать СССР, но при этом, как выясняется, у него и плана как такового нет. Отправка нескольких подмётных писем в КГБ, МВД и т.д. и всё?

Потом ГГ внезапно овладевает желание смыться за бугор и нахапать бабла (и это недавний патриот всего советского). Потом так же немотивированно вдруг передумывает.

Совершенно неуместная и вообще непонятная линия с ЦРУ.

Как резюме: потенциал в книге есть. Надеюсь, автор сумеет прописать генеральную линию, наполнит роман какими-то сюжетными поворотами (по большому счёту ярких моментов и чего-то смахивающего на кульминацию пока нет).

В общем, продолжение покажет.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга просто супер! Всем кто родился в СССР и особенно в Ленинграде читать обязательно! Получите незабываемое удовольствие.

Отдельно отмечу блестящее аудио исполнение Игоря Князева. Собственно благодаря ему и вышел на эту книгу. Озвучка Князева — это своего рода знак качества на произведении.

Не соглашусь с другими отзывами в части того, что книга затянута. Я просто благодарил автора за такие вкусные описания того времени, которое сам зацепил лишь чутка. Объем книги на мой взгляд не минус, а плюс. По мере приближения к концу второй части расстраивался, что книга заканчивается, а когда выйдет третья часть пока не ясно.

Описания приключений ГГ в школе чудо как хороши, только вспоминая свой 15-летний возраст, как-то не верится, что старшеклассники так культурно общались, пусть даже в английской спец.школе. Эрудированность автора по разным деталям спец.служб, науки и политики просто поражает. Чувствуется что детали проработаны очень тщательно и видна огромная дополнительная работа, стоящая за этим текстом. Вторая часть — есть четкое продолжение первой и по стилю, и по темпу развития событий.

Теперь немного критики. Из названия очевидно, что задача ГГ как попаданца спасти СССР от развала. Задача титаническая. Самое обидное что поражение было не военным, и даже не экономическим, как теперь становится понятно (картинку благостной западной жизни они там нарисовали спомощью кредитов). Поражение СССР было на уровне идей. Западная цивилизация смогла тогда втюхать нам идею джинсы, жвачки и кока-колы. Пока дейстивия ГГ носят косметический характер и не ведут к попыткам изменить что-то в этом плане. Плюс заговор на уровне элит, которым очень хотелось легализовать награбленное. Фактически развал СССР начался после 53 года, но запас прочности был настолько велик что докатили до 85-го.

Тем не менее, автор достаточно компетентен и думаю эти обстоятельства найдут отражение, тем более что в конце второй книги выход на эту линию уже начался.

С нетерпением жду продолжения.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея показалась интересной — восьмиклассник конца 70-х попытается спасти целую страну (я сам всего на год старше ГГ, хотя жил в другом городе и в несколько другой среде). Начало вроде бы зацепило, но дошёл до первых диалогов с одноклассниками, и как-то не смог поверить – пятнадцатилетний мальчик (пусть даже из высокообразованной ленинградской семьи) красиво рассуждает о мужчинах и женщинах на уровне, как минимум, студента, а друзья воспринимают это как должное и не говорят о том, что ГГ «ударился головой слишком сильно». Если в книге есть нечто автобиографическое, то автор несколько себя приукрашивает. Особенно интересна сцена, где директриса доверительно рассказывает ГГ о планах расформирования классов и даже выслушивает его советы.

По-моему, такая книга – это хорошее пособие на тему «Как рождаются мифы». Наверное, мальчик из хорошей семьи с умными и понимающими родителями, учившийся в почти элитной школе и почти (скорее всего) не сталкивавшийся с местными хулиганами, действительно мог воспринимать те годы своей жизни (позже иронически названные «расцветом застоя») как «утраченный золотой век». И ему вполне могли казаться искренними рассуждения о коммунизме, которые он слышал из телевизора от парторга Кировского завода или строителя БАМа. Тем более, что вряд ли он тогда задумывался о таких вещах, а больше его интересовали отношения с девочками (не будем говорить о том, что здесь в книге – воспоминания о личном опыте, а что – нереализованные фантазии автора). И вполне возможно, что именно так могут думать о своём прошлом (а шире – о прошлом страны) люди с избирательной памятью. Не зря ГГ за все эти годы забыл имена и клички некоторых своих одноклассников. Забавно, что он не помнит даже о том, вышел ли фильм «Джентльмены удачи» (неужели в предыдущие школьные годы он не слышал от окружающих пацанов «Пасть порву, моргалы выколю!» и «Редиска – нехороший человек»?).

Тем не менее, читается книга легко. Крючки для следующих частей заброшены весьма умело. Буду ждать продолжения.

Позабавила «Варька из Шепетовки» в конце книги. Похоже, это намёк на будущего губернатора СПб. Было бы неплохо, если бы в следующих частях появился пэтэушник Витя Цой (всё-таки ровесник ГГ!), а может быть, и Сами-Знаете-Кто где-нибудь в недрах «Большого Дома» (вдруг автор решится?). А вот дата и место начала действия (2015 г., да ещё и поезд, едущий на Украину) сейчас воспринимаются весьма своеобразно.

Оценка: 4+

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась. И понравилась не за попытку героя спасти СССР (а надо ли?), а именно за попытку вернуться в юность. Понятное дело, что в юности и небо было голубее и трава зеленее и любовь чище, но все равно — понравилось. Возможно, роман бы только выиграл, оставь автор один-единсвенный фантастический допуск — возвращение в свое тело образца 1970-х годов. Впрочем, тогда получилось бы что-то похожее на Алексина или Щербакову.

Буду ждать продолжения.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стержень романа — банальное попаданство в свое прошлое. А стержень двухцветный. Красный — спасти добрый и хороший СССР и розовый — подростково-страстный.

С первым понятно. Автор искренне считает, что СССР развалился не сам, зайдя в свой тупик. И, как каждый идейный, видит все в своем спектре. Мельком упомянув, что обычные сосиски были жутким дефицитом (иначе нельзя, про дефицит знали все рожденные в СССР), он то и дело пишет, какие вкусные изысканные блюда он пацаном(!) заказывал в ресторане всего за 80 копеек. Мельком упомянув, что одеты все были по моде пыльных мешков, он с любовью вставляет абсолютно лишнюю в канве произведения сцену, как он крутит фарцовщиками своей харизмой, объясняя, в чем отличие поддельной «Монтаны» от фирмовых «Суперрайфлов». Впрочем, автор уже старый дяденька, ему не объяснить, что строй, у которого все кругом враги (весь мир насилья мы разрушим, мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем...) и отрицание частной собственности, обречен и без ЦРУ с ФБР. Вон, в одной главе упомянуты раскулаченные, радостно рвущиеся в народное ополчение Ленинграда. Раскулаченные — это крепкие сельские труженики. Твой любимый строй, автор, их превратил в пыль, чтобы стоить в очередях за дрянными сосисками (у автора. впрочем, они, имеют вкус лепестков роз) и умиляться американскому куску сладкой резины.

А уж подростковая составляющая вообще насмешила. Не забываем, что сознание у героя — пятидесятилетнее. Плюс доступ к любой информации будущего. Какие 15-летние девушки. Герой — педофил? Ему нравятся угловатые прыщавые нимфетки? Ну ладно. автор, имеет полувековой опыт, но почему его ровесники вместо чтобы взрывать карбид, писать песенники с модной певицей Пугачевой, ведут умные общественные и культурно-познавательные беседы, даже не дерутся ни разу, только доносы пишут. Это точно восьмой класс?

Впрочем, в метро можно послушать аудиокнигу (особенно хорош Князев) или почитать. Литература-одновневка.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В книге главное, конечно же, вовсе не «спасение СССР», а — ностальгия по невозвратным 1970-м. Как точно зафиксировано названием одного из выпусков этой же книжной серии, — «Назад в юность». У каждого поколения — свою, но непременно — с экстра-способностями и экстра-возможностями. Все псевдо-шпионские игры (а-ля Юлиан Семёнов «ТАСС уполномочен заявить») здесь — не более чем «наживка» для читателей, и выполняют они простую функцию растягивания сериала на несколько фолиантов. (На сколько хватит терпения у автора и читателей. Как правило, — это томов шесть.) Такие же увлекательные (в меру авторского искусства) игры с виртуальной реальностью. Такие же «круги вечного возвращения»...

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно не понял, как названными методами (чистка рядов ГБ-шников и прочее) можно было спасти СССР и человечество, откуда у героя книги знания о «слепых зонах» и прочих фишках спецслужб и ещё много чего не понял. Может, это я тупой. Или же весь роман попросту пролог, завязка к большому циклу. И всё названное — замануха, лишь старт сюжетных линий.

Впрочем, не важно...

Главное для меня в том, что автор верно ухватил ностальгические моменты старшего поколения по части СССР, возврата в детства и так далее. И написано хорошо, можно сказать — искренне. И оттого лично я от прочтения получил большое удовольствие.

В минус, понятное дело, субъективный, заношу повествование рывками. Только что шло линейное повествование и вдруг бац, следующая глава начинается с ситуации, о которой читателю ничего неизвестно — как главный герой в ней оказался. Пусть и не часто такое в романе, но меня изрядно напрягало при чтении.

Ну и самое важное для впечатления о книге — хочу продолжения. Лишь бы без перегибов оно было, по типу ура-всемогущества и всегопобеждательства главного героя и тому подобного...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что сразу бросается в глаза, автор чересчур зациклен на своем герое. Еще в первой главе, читая, как он восторгается самим собой — и мордашка-то у него симпатичная, и тельце вполне годное, и «процессор» (ну, это типа мозг, посоны) ему достался совсем неплохой, начинаешь подозревать, что здесь мы имеем очень печальный случай самоотождествления автора и персонажа. Дальше — больше. И семиклассница-то в него влюбляется, и посторонняя тётенька-врач с удовольствием разглядывает его замечательную эрекцию, и директор школы, случайно встретив в столовой, тут же принимается обсуждать с ним (с восьмиклассником-то) свои трения с райкомом, и отец-биолог восхищается походя сформулированной им гипотезе... И, конечно, перед случайным знакомцем с черного рынка нужно обязательно выступить со спичем «да я в любой вуз поступлю без блата». Когда-то я искренне полагал, что подобное литературное самоудовлетворение — удел прыщавых школьников, в крайнем случае, скудоумных студентов. Но нет, дядечки, уже покрывающиеся сединой, со всей страстью предаются этому детскому греху. Королюк, в принципе, тут еще из умеренных. Бяда.

В романе слишком много откровенного мусора, который, увы, занимает большую часть его объема. Я совершенно не понимаю, в чем смысл бесконечных описаний того, как герой жрет, рассматривает себя в зеркало, снова жрет, мается от буйствующих гормонов, жрет, смотрит футбол, разговаривает о футболе, жрет, едва не попадает под автомобиль по дороге в школу, разглядывает одноклассниц в спортзале, жрет, совершает пробежки и отжимания и опять-таки жрет... В первых четырех главах кроме вот этого вот всего попросту больше ничего нет. В последующем вся эта шелуха, не имеющая никакой ни смысловой, ни сюжетной нагрузки, занимает чуть ли не две трети текста. К тому же, возникают целые эпизоды и сюжетные линии ни о чем. Герой красуется перед мелкой фарцой, изображая «гадкого сноба». Зачем? Я могу допустить, что в позднесоветском социуме так или иначе герою пришлось бы соприкоснуться с черным рынком, но зачем уделять этому столько внимания и почему эти контакты не могут быть выстроены в исключительно деловом стиле? Кроме желания автора потрафить каким-то своим застарелым комплексам, ощутить себя «барином» хотя бы в фантазийном мире — других причин не видно.

В корзину следовало бы отправить всю тупиковую линию с подготовкой побега на запад и «гениальной» игрой героя с ЦРУ. Если автор желал подобным образом изобразить метания и сложный моральный выбор, то получилось плохо. Потому что изначально понятно, что всё это бред — ну, нельзя спасать СССР, сбежав из СССР, и потому что мотивировка для «метаний» выглядит клееной слюной. Ах, видите ли, он понял (кстати, каким образом понял, описание процесса этого понимания читателю не предложено), что в верхушке СССР никто не годится для его грандиозной задачи. Да тьфу на вас еще раз, как говаривал Жорж Милославский. Нет в верхушке — ищи во втором, третьем ряду. В четвертом и пятом. Сам лезь наверх, работай локтями. Соответственно и концовка первого тома, которую сам автор явно считал ударной, не стреляет. Даже вызывает легкое раздражение — подумаешь, остается он. Тоже мне, событие мирового значения.

Здесь есть еще несколько проблем. Прежде всего, герой смотрится мелковато и в моральном, и в интеллектуальном плане. Продекларировано, что он отправился в прошлое, желая спасти свою страну, а в перспективе и все человечество. Но чем забита голова нашего четырнадцатилетнего старца? Бабы, жрачка, пиво, футбол, снова бабы — просветов в этой последовательности почти нет. Нет, я отнюдь не требую, чтобы он был аскетом или фанатиком, человеком, пригодным для изготовления из него гвоздей. Но согласитесь, в том, кто берется за столь масштабную задачу, должна быть некая незаурядность. Мало быть просто неплохим парнем, знающим вкус в девках и в пиве. Это вообще бич современной российской попаданческой литературы — искренняя убежденность всякого обывателя в том, что он прямо готовый потрясатель миров. Ему бы только меч-кладенец да галоши-скороходы. И всё, можно вершить судьбы — даже с дивана не вставать.

Также автор явно ошибся с суперспособностью для своего делателя истории. Заявленный им «брейнсёрфинг» — это, по сути, доступ ко всем наличным знаниям человечества. К любым знаниям о чем угодно. Понятно, что использование подобного грандиозного дара предполагает и не менее грандиозные результаты. Как читатель я вправе ожидать, что такой инструмент будет использован, чтобы придать повествованию дополнительное измерение. Что мне сообщат что-нибудь пусть спорное, но масштабное и интересное о происходящих в стране и в мире процессах, изнанке всем известных исторических событий, может быть, даже о человеческом обществе в целом. Не-а. Свой дар герой использует чисто утилитарно и, в целом, по мелочи. Вскрывает с его помощью нычки с золотом, планирует побег из Союза. Сдает органам всяческих нехороших людей — и то хлеб. Мысль о том, что «брейнсёрфинг» можно использовать для выявления, анализа существующих в стране проблем и поиска возможных решений даже проездом не посещает его голову.

Печально идейное наполнение романа. Его нет, а быть оно в данном случае должно. Здесь отчасти против автора снова играет сложность выбранной им задачи. Понятно, что делать героям, засланным в 30-40-е годы. Потери — материальные и человеческие, понесенные нашей страной в войне с объединенной Европой, настолько чудовищны, что любое существенное их сокращение автоматически меняет ход истории в более благоприятную для нас сторону. Соответственно и авторам слишком напрягаться не приходится, выдумывая рецепты спасения. Но вот что нужно было сделать в конце 1970-х, чтобы советская система избежала катастрофы — уже вовсе не так очевидно. Соответственно, автору следовало бы иметь хоть какую-то концепцию о том, что именно пошло не так, и как это исправить. Но ничего подобного на протяжении почти четырехсот страниц «Инфильтрации» мы не видим. Единственную попытку героя потеоретизировать, объемом примерно в четыре листа, мы встречаем в третьей главе. Между прослушиванием «Пионерской зорьки» и походом в школу — двумя эпохальными событиями, о которых читатель не должен был остаться в неведении, нам сообщают, что общество делится на достойнейшую элиту и не-элиту, которая, натурально, ни черта не соображает. Равенство невозможно и ненужно, так как стремление к доминированию — «один из базовых инстинктов» у мужчин. Поэтому от равенства надо отказаться в пользу «справедливого неравенства». Также мы узнаем, что с братством в СССР был полный порядок, а вот свободы не хватало и надо бы это как-то исправить. Правда, остается загадкой как. Все это автор называет левым конфуцианством, и я нутром чую, что оно действительно довольно-таки левое. Записав все эти гениальные мысли одним абзацем на листочке, герой прячет результаты своего мыслительного процесса в «Детскую энциклопедию» и благополучно забывает о них, если не навсегда, то точно до конца первого тома.

В общем, теоретический фундамент мощнейший. Забавно, что когда ближе к концу романа описывается дискуссия о новой конституции, герой выступает с уже до некоторой степени противоположных позиций. Он не только не призывает к большей свободе в СССР, но и довольно резко возражает против даже формального разрешения многопартийности. Можно было бы предположить, что герой подстраивается под мнение участвующего в споре партаппаратчика районного звена, но из текста это никак не следует. Таким образом, здесь мы имеем не только очевидную скудость и примитивность политической концепции автора, но ее внутреннюю противоречивость.

Язык романа довольно неплох. Описания вполне выразительны, диалоги не смотрятся искусственно. Ряд второстепенных персонажей получились достаточно яркими и убедительными, чтобы их запомнить. Вообще, персонажи «школьной» сюжетной линии — ученики и учителя, исключая отдельные мелочи, выглядят почти пришельцами из советской детско-юношеской литературы. Их можно без особого напряжения представить героями какого-нибудь «Мальчика из чемодана» или «Ста лет тому вперед». И это, на мой вкус, плюс. В «шпионско-политической линии» автор тоже удержался от пошлого и давно набившего оскомину обличительного пафоса. Также чувствуется определенное знакомство автора с материалом (хотя некоторые моменты — описание конспиративных приемов, используемых, не больше, не меньше, как в аппарате ЦК — производят впечатление чего-то слегка сюрреалистического). Примерно во второй половине романа появляются удачные эпизоды и любопытные персонажи. Сама по себе история с анонимками и их последствиями вполне тянет на крепкий политический детективчик категории «Б». Во вкусе Юлиана Семёнова.

Самая большая удача автора — эпизод с уроком мужества. Несмотря на некоторые шероховатости, он действительно получился пронзительным и наполненным смыслом. Не побоюсь сказать, что это действительно сильная сцена, единственная во всем романе, стопроцентно заслуживающая прочтения. В другом произведении она вполне могла бы стать контрапунктом, задающим смысл и направленность всего текста. Жаль, что не срослось — в порожденной автором каше этот эпизод просто тонет, как жемчужина в иле. Но даже изолированно он способен произвести впечатление.

В целом, роман имеет право на существование только как проба пера начинающего литератора, т.е. 90% этого текста должно было просто пойти под нож и в корзину. При этом автор не лишен задатков, но подозреваю, что ему (как и многим) оказали плохую услугу «Самиздат» и неразборчивость современных российских издателей. Сначала автор, у которого достаточно ловко получается складывать слова в предложения, набрав энное количество положительных откликов, начинает вместо работы над текстом гнать метраж, а затем появляется издатель, которому тоже в лом делать маломальскую работу, и он просто берет «выстрелившую» вещь как есть и пускает в печать.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв Московского Книжного клуба Новые горизонты фантастики

Начнем с того, что же за странное слово стоит в названии первой книги. Инфильтрация, это проникновение чего-либо в несвойственную ему среду. И это слово полностью описывает происходящее в книги: в первом романе происходит переселение сознания Андрея Соколова в себя же, но младше на 35 лет.

Дата переселения явно выбрана не случайно – 1977 год, когда Андрюше было 14 лет, возраст, в котором воспоминания уже боле четко оседают в сознании. Если взглянуть на биографию автора можно увидеть небольшую параллель: Михаил Королюк родился в 1963 году, что путем нехитрой математики и даст нам 14-й возраст к 77-му году, как будто бы это автор сам перенесся обратно туда, во времена юности. И ведь, правда, роман пропитан ностальгией самого автора по тем временам, что может понравиться людям, жившим в то время. Само собой эта ностальгия идет через призму восприятия и воспоминаний самого автора, так что найдутся и те, кто не согласен с данной позицией, но все же у нас фантастика и на этом моменте не стоит так сильно заострять внимания, так как серьезных допущений Королюк не делал.

Перейдем же к самому роману, в нем отчетливо видны две ветки: первая, история молодого Андрея с его обживанием в ново-старом мире и, вторая, где действия различных спецслужб и правительственных органов.

Я хочу начать со второй части, ведь она удалась автору в наименьшей степени. Где-то до второй трети книги эта линия довольно скучна, пестрит множеством фамилий, которые забываются почти мгновенно (помимо хорошо известных, Брежнева и др.), и почти не имеет развития. Только к концу романа, когда лишние лица отсеиваются, и остается только небольшое количество оперативников история становиться повествовательной, и довольно интересной. Единственное, не ждите от этой линии какой-либо законченности, клиффхэнгера или промежуточной точки – все это лишь задел для дальнейших событий в продолжениях.

А теперь наконец приступим основному повествованию. Начало довольно сумбурно и кроме части диалога особого интереса не вызывает, пролог он и есть пролог (самое главное из разговора автор все равно поместил в центре книги во флешбеке), хотя возможно в последующих книгах сущность переместившая Андрея в прошлое ещё появиться и проявит себя как-то. И вот этот главный отрывок очень зря поставлен туда, когда Андрей начинает думать почему не работает брейндсерфиг – первая мысль «Что за? Когда об этом говорили?», так вот нигде, про это ещё только расскажут, расслабьтесь и читайте дальше.

Вторая раздражающая черта героя – чрезмерное количество мыслей «ниже пояса», они действительно бесят, не наличием, а некой неуместность в некоторых частях. Но ладно, это личное мнение автора как бы повел себя пятидесятилетний мужик в теле подростка. Хотя к концу книги даже этот раздражающий фактор выливается в логическую оправданность.

Так далее, в книге много новостей (текстовое описание радио и видео передач), они читаются вяло и скучно и это, на удивление плюс. Попробуйте как-нибудь почитать новости, не газетные, а тот текст, что читают дикторы – такая же скука. Так что рализм. Теперь поговорим самых красочных и ярких описаний в романе и, барабанная дробь, это описание еды и ее вкуса, так что голодными некоторые места лучше не читать, захлебнетесь слюной.

В целом линия Андрея читается бодро и интересно, с небольшим проседанием в третьей четверти романа, когда действие почти стоит на месте. Поступки Андрюши, с поправкой на то, что ему пятьдесят годиков, а гормон играет, довольно логичны и даже присутствует развитие персонажа. Нет и ощущения, что второстепенные персонажи картонки, да многие выполняют всего лишь функцию, но это не рушит, а наоборот дополняет, картину привыкания и освоения Андрея в необычном положении, когда надо и СССР спасать, и за девочками побегать, но тебе всего 14 лет.

Вердикт: Шпионско-авантюрный (точнее завязка такого) альтернативно исторический фантастический роман о попаданце в СССР и попытке предотвращения его развала. Книга не пытается грузить читателя философией или сложными моральными терзаниями, а просто развлекает его. Это немного бредовый роман о человеке, пусть и не вертящем реальность на известном месте, со знанием будущего, немного читерной способностью в самом начале и интеллектом взрослого, подпорчено гормонами. Не стоит ждать каких-то резких сюжетных поворотов или внезапных фортелей, это ровное и плавное произведение.

Кому читать: ностальгирующим по временам СССР, любителям качественно выстроенной попаданческой тематики и, пожалуй, любителям шпионских игр (в первой книге их почитай, что нет, но в дальнейшем такое развитие явно намечается). И, в принципе, всем тем, кто хочет отдохнуть с хорошей историей.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из энциклопедий : «...Тема — это то, что писатель изображает, идея — это то, что он хочет сказать об изображаемом, оценка его. Точнее, идея — это то, что писатель говорит и самой своей темой, непосредственно изображаемым кругом жизненных явлений, их выбором, а также и тем отношением к жизни, которое он хочет вызвать у читателя и которое может быть шире того, что непосредственно изображается в произведении…». То бишь одно дело – ХОТЕТЬ СКАЗАТЬ, и совершенно иное – УМЕТЬ СКАЗАТЬ. Разница восприятия автора и читателя (рецензента) пролегает отнюдь не в области «нравится – не нравится», «понял – не понял». Отнюдь. Оная область – совершенно иная, а именно: «получилось у автора – НЕ получилось у автора».

Всё это ТАК, братья и сёстры. НО — есть одна маленькая тонкость: все оное (по поводу противостояния «хотеть» и «уметь») — справедливо лишь в случае «идеологической индиферентности» читателя. Увы — но сие невозможно в принципе, мы — такие, какие мы есть. К сожалению. «...Правд на земле — что заборов. у каждого — свой удел...».

Посему — сравнивать эту книгу со своими личными воспоминаниями (если ты из поколения «50+«) или воспринимать её (если ты значительно моложе) сквозь призму того, что «говорят в телевизоре» или «постят в Интернете» — самое, что ни на есть неблагодарное занятие. Не было никакого «единого образа СССР», как не будет и единого отражения России 2010-ых. Их, этих образов-отражений — СОТНИ, если не ТЫСЯЧИ. И каждый из них — как-то «идеологически окрашен», кто-то — больше, кто-то — меньше. Не суть. Я вовсе о другом, братья и сестры.

Не стоит привносить в светлый храм фантастики все эти мелочные дрязги. Зачем обвинять автора в необъективности, в нечеткости описаний — именно с позиций ИДЕОЛОГИИ? Нам-то с вами это — ЗАЧЕМ? И самое главное: ЗДЕСЬ-то нам это — ЗАЧЕМ?

Ну — не понравилась тебе книжка, ну — бывает, сплошь и рядом. Лозунги при этом выкрикивать и ярлыки навешивать — совершенно не обязательно:

*** Невозможно доказать — был ли мат общеупотребим в общении школьников СССР постоянно, или они «могли отвлекаться» и периодически «культурно общаться», спорить о литературе, о музыке. Это — смотря какие школьники, в какой школе, в каком городе и т.п.

*** Невозможно доказать — советовались ли в СССР директора школы с восьмиклассниками или нет, как часто и по каким вопросам. Это — опять же — зависит от того, что за восьмиклассники, что за директора, ну, и далее — по списку.

*** Невозможно доказать — все ли поголовно «...из огромного штата МВД, КГБ, Вооружённых Сил...» смиренно ожидали смерти великой державы. Это — опять-таки — зависит от того, что за человек конкретно, ну, и — так далее.

И Т.Д.

Автор живописует СВОЙ мир, свой личный «СССР», каким он его запомнил или — ХОТЕЛ запомнить (об избирательности памяти — это вообще отдельный разговор), посему — ещё раз: «...идея — это то, что писатель говорит и самой своей темой, непосредственно изображаемым кругом жизненных явлений, их выбором, а также и тем отношением к жизни, которое он хочет вызвать у читателя и которое может быть шире того, что непосредственно изображается в произведении…».

Это же не «отчет путешественника в прошлое о проделанной работе», это — возможность «посмотреть, как оно «МОГЛО БЫ быть, если бы...». При этом возможность — прекрасно исполненная в смысле фантастического антуража, более чем! Это не просто фантастика интеллектуальная, это книга — супер-пупер информативная в смысле массы деталей о работе спецслужб (деталей, неизвестной широкой публике), о тонкостях «политической кухни», о «неисповедимых путях» науки и техники. Это книга о силе духа, о чистоте человеческих взаимоотношений, о чести и достоинстве, о тех вечных истинах, которые останутся ВЕЧНЫМИ — вне зависимости от политической конъюнктуры. И всё это — с приличной динамикой, заботливо проработанными деталями повествования, и т.д. и т.п.

Это я, типа, попытался защитить книжку «от нападок», так сказать.

Но мне-то она понравилась — в том числе — вовсе «по другому поводу». Я — просто-таки балдел (именно вот это вот слово) от неких особенностей книги. Эти особенности — «редкие перлы» в сокровищнице фантастики. Только за эти «перлы» автора можно на руках носить и кричать ему «ура, молодец!»:

*** «ментальный серфинг» — возможность доступа практически к любым результатам мыслительной деятельности мира «локализации попаданца»;

*** «противопоставление одного попаданца всем спецслужбам планеты без претензий на власть и без вербовки «сторонников»;

*** упор в оценке «прелестей попаданчества» на личностном аспекте при допустимости «деятельной составляющей» («...Именно ее, этой атмосферы, мне так остро не хватало там, откуда я, слава тебе господи, вырвался. Именно по ней я, сам того не осознавая, ностальгировал. Кто ее не ощущал, тот этой ностальгии не поймет. Поди объясни слепому концепцию цвета или глухому – звука. Поди объясни, как это ощущать всем существом, что это – МОЯ страна, это – МОЙ народ»...»).

Это совершенно особая, авторская концепция попаданчества. Именно этим книга — В ТОМ ЧИСЛЕ — и привлекает.

Короче, ежели есть искренняя любовь к фантастике, страсть к авторским находкам, желание «по-хорошему смаковать перлы» (и ежели шоры на глазах не мешают) — РЕКОМЕНДУЮ

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх