fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Сверхъестественный ужас в литературе»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Оценок:
378
Моя оценка:
-

подробнее

Сверхъестественный ужас в литературе

Supernatural Horror in Literature

Другие названия: Ужас и сверхъестественное в литературе

Эссе, год

Аннотация:

В своем эссе «Ужас и сверхъестественное в литературе» Говард Лавкрафт повествует о том, что всегда существовала, и будет существовать «литература великого ужаса», о ценности «страшного» рассказа как литературной формы. Во введении автор рассматривает критерии принадлежности к такой литературе, отличие ее от других жанров. Интересна идея Лавкрафта о том, что лучшие из страшных рассказов создаются бессознательно, в них важно создание определенного настроя у читателя. Г. Лавкрафт анализирует «зарю «страшного» рассказа», его рождение как нового литературного направления, которое приходится на восемнадцатый век, становление, расцвет и наследие готической литературы. Отдельная глава посвящается Эдгару Аллану По — знаменитому и талантливому соотечественнику Лавкрафта.

Прочитав эссе, читатель не только ознакомится с интересной историей «страшного» рассказа, но и найдет множество ссылок на заинтересовавшие его произведения данного жанра, написанные в разные временные периоды, а также получит удовольствие от неповторимого слога и стиля Говарда Филлипса Лавкрафта, в котором написан данный анализ.

Примечание:

Эссе написано в период с ноября 1925 г. по май 1927 г. и впервые издано в журнале «The Recluse» в 1927 году. Позже, в 1933-1934 гг. Лавкрафт вернулся к своей работе и внёс некоторые дополнения.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Страх. Философские маргиналии профессора П. С. Гуревича
1998 г.
Зверь в подземелье
2000 г.
Азатот
2001 г.
Белые люди
2001 г.
Черный человек. Американская готика. XX век
2003 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Тварь на пороге
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Хребты безумия
2006 г.
Обитающий во мраке
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Ктулху
2017 г.
Некрономикон. Книга запретных тайн
2020 г.
Мифы Ктулху. Самое полное собрание ужасов
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» Fall 1973
1973 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

The Recluse, 1927
1927 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Supernatural Horror in Literature
1945 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
Supernatural Horror in Literature
1973 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1993 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1994 г.
(английский)
The Annotated Supernatural Horror in Literature
2000 г.
(английский)
The World's Greatest Horror Stories
2004 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
2008 г.
(английский)
The Day They Hanged My Best Friend Jimmy... And 21 Other Weird Tales to Get You Through the Coldest Nights
2009 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно длинное эссе. Но для удобства читателя поделено на 10 частей или глав:

I. Введение;

II. Заря жуткого жанра;

III. Ранний готический роман;

IV. Вершина готического романа;

V. После готической прозы;

VI. Сверхъестественная литература на континенте;

VII. Эдгар Аллан По;

VIII. Традиция сверхъестественного в Америке;

XI. Традиция сверхъестественного на Британских островах;

X. Современные мастера.

Первое, что нужно знать: Лавкрафт не изменяет себе даже в нехудожественной литературе. Но его обязывает цель. Она определяет средства. Отсюда входить в текст довольно сложно (заслуга высокопарного, вязкого стиля). Если же вы знакомы с прозой автора не понаслышке, проблем особых возникнуть не должно.

Размышления Лавкрафта очень любопытны, в особенности его позиция относительно атмосферы как наиболее важной составляющей литературы ужасов. Все прочее: сюжет, герои, диалоги, мораль, идея, логика и т.д. и т.п. уходят на второй, а то и на третий план.

Конечно, это не значит, что про все перечисленное стоит забыть: Лавкрафт не настолько радикален. Но стоит иметь в виду, что если вы уж взялись за написание странной прозы о сверхъестественном/космическом ужасе, то область вашей работы — иррациональное пространство за ширмой мнимой реальности, где все подчиняется логике сна, где нет места дидактике, популизму, мелодраме и сантиментам, одним словом, ничему человеческому; где герои, их действия и взаимодействия, все, что вбирает в себя сюжет, суть инструменты для демонстрации этого пространства. Такова позиция ГФЛ.

Определение космический здесь не синоним слова фантастический и связанно с космосом, звездами и инопланетянами лишь косвенно. Космический значит нечто такое, что связано со Вселенной на наиболее глубинном и принципиально непознаваемом уровне. Космический ужас — не чудовище со звезд и тентакли, но трепет разума перед предвечными первобытными силами и явлениями, сущность которых кошмарна в своей невозможности; это тайна бытия, приоткрывшаяся на мгновение.

Как можно писать о таком, выставляя на передний план сюжет или героя? Только атмосферой способен автор передать суть космического ужаса. И Лавкрафт верен себе и своим принципам. Он делает все в меру своих способностей, чтобы окунуть читателя в этот жуткий водоворот.

Не секрет, что он был очень самокритичен. Его разочаровывала собственная неспособность достичь идеала в передаче с помощью языка своих видений, грез и кошмаров. Тяжеловесность стиля — следствие поисков наиболее подходящего способа для изображения космического ужаса.

Такого же подхода Лавкрафт ждет и от других писателей темных жанров и, исходя из своей посылки, оценивает вклад того или иного произведение в литературу сверхъестественного ужаса, попутно прослеживая эволюцию жанра от мифологической древности до первой четверти XX века.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав данное произведение, я удивляюсь, почему Лавкрафт не занялся профессионально критикой. Это отличное исследование жанра, просто энциклопедия мистики конца 19…начала 20 века. Так хорошо, что лучше и не надо. Кладезь информации, точные оценки, систематизация, понимание концепции жанра. Благодаря этому трактату я вышел на множество авторов высокого полёта , которые ничего не имеют общего с американской журнальной фантастикой. К прочтению обязательно.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эссе «Ужас и сверхъестественное в литературе» для меня вещь едва ли не настольная – я часто к ней возвращаюсь, перечитываю, сверяюсь… Я считаю, что это один из лучших путеводителей по литературе ужасов. Очень многих авторов и произведении она мне открыла и в том числе (что только радует) среди произведений классических. Кстати сказать, тот же «Портрет Дориана Грея», например, я взялся читать после упоминания его здесь, да ещё и после того, как Лавкрафт заявил, что роман Уайльда сильнее и страшнее «Дракулы» Стокера – и я теперь полностью с этим согласен. Но вот сейчас, перечитывая эту работу в очередной раз, я понял, что она сильна не только тем, что открыла для меня многих авторов, а ещё и тем, что она добавляет многое к пониманию самого Лавкрафта. Это, по сути, его творческий манифест в котором он чётко и ясно высказал своё виденье и понимание понятия «страшная литература», определил его значение и историю. И всё это – именно его, личное понимание и виденье. Всё это – по сути, часть автора; а вещи, приведённые тут – это вещи так или иначе «сделавшие» Лавкрафта, сформировавшие его. И тут очень показателен список авторов, о которых Лавкрафт говорил более подробно. Те же По и Дансени, например, это люди, которым автор явно подражал. А Эштон Смит – современник, которым автор восхищался во многих даже своих художественных произведениях. Томас Мур цитируется в нескольких рассказах (в «Безымянном городе» точно)… Вот и выходит, что экскурс в литературу страха и ужаса, конечно же, очень субъективен (меня, например, не перестаёт удивлять, почему в списке не оказалось собрата и друга, Роберта Говарда, который одними только «Голубями из преисподней» уже заслужил место на пьедестале, по-моему); однако во многом это даже плюс – он погружает в мир авторских пристрастий и приоритетов, раскрывает его сильнее для нас, читателей. И этот труд по-прежнему является моим настольным путеводителем, так как авторские индивидуальные пристрастия в мире страшного, по-прежнему являются «вкусными» и для меня.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С третьего раза только смог наконец-таки полностью прочесть данное эссе, вооружившись блокнотиком и ручкой (как и многие читатели, наверное) с целью пополнить свою библиотеку ужасов наиболее выдающимися произведениями по мнению одного из самых выдающихся авторов ужасов. Списочек получился, конечно, ого-го. Опечалил тот факт, что некоторые из авторов в настоящее время не издаются, приобрести их книги можно разве что «с рук», либо в букинистических лавках, а часть произведений и вовсе не переведены на русский язык. Тем не менее, многие авторы и произведения популярны и по сей день, что не может не радовать.

Слегка возмутило сначала то, что многие проивзедения Говард Батькович передает в кратком содержании, раскрывая полностью сюжет и его секреты. Как же так, Говард Батькович, спойлеры жеж! Но благодаря этому время чтения эссе значительно сократилось, что, в общем-то, даже к лучшему.

В целом же читать данное произведение довольно интересно, если Вы в принципе фанат литературы ужасов как таковой. Также по-своему приятно читать положительные отзывы автора о произведениях, которые уже мною прочтены и одобрены :)

Большое спасибо Говарду Батьковичу за подборочку, лайк :)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прямо некая традиция образовалась: авторы любят писать о том направлении, в котором сами работают. У Толкиена есть замечательные эссе о сказках, у Лема разбор фантастики вылился в многотомное исследование, и у Кинга есть «Пляска смерти». Вот и Лавкрафт отметился.

Не так много рассуждений о причинах появления «литературы ужасов» и её популярности — большей частью перечисление наиболее знаковых произведений этого жанра. Полезно для тех, кто хочет окунуться в истоки готического романа — выписать несколько названий.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень недурной обзор «хоррор» (включая, прото-хоррор) литературы, начиная с готического романа 18 в. Этому предшествует толковое введение, в котором автор обосновывает «жанр» особенностями человеческой психики. Довольно обстоятельно автор знакомит с фабулой характеризуемых произведений, что помогает до некоторой степени понять, стоит ли такое читать самому. Взгляд достаточно субъективный, постоянно звучат оценки и пристрастные характеристики, хотя в отношении отдельных крупных фигур автор явно следует уже сложившейся литературоведческой традиции.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Работа «Сверхъестественный ужас в литературе» очень скрупулезная и подробная. В ней освещается очень много аспектов жанра литературы ужасов, показаны ее источники, дана адекватная критика ее развития от начала до конца, а так же привидена и доказана теория ее возникновения как таковой.

Конечно, человек, работающий и творящий в данном жанре, должен задумываться над поставленными вопросами, и то, какие выводы сделал об этом Лавкрафт внушает немереное уважение к данному автору, как к личности, многогранной и талантливой.

Слог автора как никогда сочный и публицистически красочный. Наверное, это его особенность — писать, пусть и не о художественных формах, но интересно и лаконично. Мы видим не привычные метафоры, где-то субъективные, но адекватные оценки, а так же этим самым понимаем какие-то сокровенные принципы и правила, которых придерживался сам автор в написании своих собственных работ, и в чем-то можем сделать выводы о том, как он, возможно, относился к своим собственным произведениям.

Что же о смысловой основе, то тут мы видим подробный хронологически выведенный рассказ о возникновении и развитии литературы ужаса как таковой. Лавкрафт описывает запомнившиеся для него наиболее яркие произведения, авторов, их жизнь и особенности таланта. И даже в этих микросюжетах, рассказанных путь и чужими устами, все равно чувствуется какая-то мощнейшая эмоция, значит та или иная работа попала в список Лавкрафта не зря.

Из данного эссе можно получить кучу полезнейшей информации, взять на заметку многих авторов, многих работ, интереснейших по версии автора, а так же узнать о том, как же все-таки все это начиналось, не от строгой учительницы литературы, которая, возможно, уже отбила всякий интерес ребенка, а от самого мастера саспенса, который уже давно доказал свою значимость и талант в литературе сверхъестественного ужаса.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать — замечательно! Хотелось читать дальше и дальше — о современных мастерах ужасов в том числе. Лавкрафт на протяжении сотни страниц демонстирует колоссальную компетентность в вопросе. Ужас в литературе начиная с мифов до начала 20-го века. Здесь я с удовольствием почитал о тех, чьи фамилии я впервые увидел на Фантлабе: Ходжсон, Рандклиф, Дансени, Гюисманс, Лефаню и десятки имен, увиденных мною впервые. С огромным интересом прочитал главу, посвященную Эдгару По, было очень любопытно, хоть я и не в восторге от его творчества, но сейчас активно читаю его рассказы, поэтому все пошло в нужном направлении.

А сколько классиков занималась писательством об ужасном: Бальзак, Байрон, Шелли, Флобер, Диккенс, Мопассан и многие другие. Ждем библиографий классиков.

Единственное жаль, что несмотря на полное рассмотрение ужасной литературы Европы, Азии и Америки, Лавкрафт совсем не коснулся нас — России. Я так ждал главу о ней, но не дождался. Было бы очень интересно почитать его мнение о гоголевском Вие.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обязательное чтение для всякого, кто всерьез интересуется ликами ужаса в литературе (периода от появления письменности и до 30-х годов XX века). Едва ли не исчерпывающий обзор; во всяком случае, названных здесь книг хватит, чтобы обеспечить вас хорошим чтением на многие годы.

А язык Лавкрафта завораживает даже в публицистике; столько синонимов слова «страшный» и, скажем, «богомерзкий» я и представить не мог (это касается не только оригинала, но и добротного перевода Людмилы Володарской). Если учесть, что он был из читателей скорее восторженных (и очень субъективных, кстати), чем рациональных, и большая часть произведений, упомянутых, в СУвЛ, очень ему нравилась, то его заслуги еще больше. Сами посудите: обычный фанат пишет о любимом предмете в выражениях «отлично», «замечательно», «превосходно», «великолепно»... ну и «супер», в наше безъязыкое время.

Лавкрафт же испытывал тысячи эмоций и умел их красочно передать, так что о каком бы рассказе или романе он ни рассказывал, сразу чувствуешь уникальный, неповторимый вкус описанной истории. За это ему вечная благодарность от духовных потомков...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

До прочтения данного эссе я много чего не понимал в готике и ужасах. В нем полностью систематизируется и объясняется смысл и задачи этой литературы, так же Лавкрафт приводит большое число авторов и произведений сыгравших значительную роль в жанре. Я к примеру познакомился с очень интересным и почти не известным у нас английским мистиком Артуром Мейченом.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение является больше документально-историческим и представляет собой исследование развития литературы о сверхъестественном начиная от истоков и заканчивая временами Лавкрафта. Читать было очень интересно, тем более что когда я учился в лицее, то писал курсовую на тему «Литература ужасов», и данная книга оказала мне неоценимую помощь...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх