FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Сверхъестественный ужас в литературе»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.72
Голосов:
281
Моя оценка:
-

подробнее

Сверхъестественный ужас в литературе

Supernatural Horror in Literature

Другие названия: Ужас и сверхъестественное в литературе

Эссе, год

Аннотация:

В своем эссе «Ужас и сверхъестественное в литературе» Говард Лавкрафт повествует о том, что всегда существовала, и будет существовать «литература великого ужаса», о ценности «страшного» рассказа как литературной формы. Во введении автор рассматривает критерии принадлежности к такой литературе, отличие ее от других жанров. Интересна идея Лавкрафта о том, что лучшие из страшных рассказов создаются бессознательно, в них важно создание определенного настроя у читателя. Г. Лавкрафт анализирует «зарю «страшного» рассказа», его рождение как нового литературного направления, которое приходится на восемнадцатый век, становление, расцвет и наследие готической литературы. Отдельная глава посвящается Эдгару Аллану По — знаменитому и талантливому соотечественнику Лавкрафта.

Прочитав эссе, читатель не только ознакомится с интересной историей «страшного» рассказа, но и найдет множество ссылок на заинтересовавшие его произведения данного жанра, написанные в разные временные периоды, а также получит удовольствие от неповторимого слога и стиля Говарда Филлипса Лавкрафта, в котором написан данный анализ.

Примечание:

Эссе написано в период с ноября 1925 г. по май 1927 г. и впервые издано в журнале «The Recluse» в 1927 году. Позже, в 1933-1934 гг. Лавкрафт вернулся к своей работе и внёс некоторые дополнения.


Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Черный человек. Американская готика. XX век», 2003 г.

— антологию «H. P. Lovecraft's Book of Horror», 1993 г.

— журнал «Weird Tales» Fall 1973», 1973 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Страх. Философские маргиналии профессора П. С. Гуревича
1998 г.
Зверь в подземелье
2000 г.
Азатот
2001 г.
Белые люди
2001 г.
Черный человек. Американская готика. XX век
2003 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Тварь на пороге
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Хребты безумия
2006 г.
Обитающий во мраке
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Ктулху
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Supernatural Horror in Literature
1945 г.
(английский)
Supernatural Horror in Literature
1945 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
Supernatural Horror in Literature
1973 г.
(английский)
«Weird Tales» Fall 1973
1973 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1993 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1994 г.
(английский)
The Annotated Supernatural Horror in Literature
2000 г.
(английский)
The World's Greatest Horror Stories
2004 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
2008 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2008 г.

Обязательное чтение для всякого, кто всерьез интересуется ликами ужаса в литературе (периода от появления письменности и до 30-х годов XX века). Едва ли не исчерпывающий обзор; во всяком случае, названных здесь книг хватит, чтобы обеспечить вас хорошим чтением на многие годы.

А язык Лавкрафта завораживает даже в публицистике; столько синонимов слова «страшный» и, скажем, «богомерзкий» я и представить не мог (это касается не только оригинала, но и добротного перевода Людмилы Володарской). Если учесть, что он был из читателей скорее восторженных (и очень субъективных, кстати), чем рациональных, и большая часть произведений, упомянутых, в СУвЛ, очень ему нравилась, то его заслуги еще больше. Сами посудите: обычный фанат пишет о любимом предмете в выражениях «отлично», «замечательно», «превосходно», «великолепно»... ну и «супер», в наше безъязыкое время.

Лавкрафт же испытывал тысячи эмоций и умел их красочно передать, так что о каком бы рассказе или романе он ни рассказывал, сразу чувствуешь уникальный, неповторимый вкус описанной истории. За это ему вечная благодарность от духовных потомков...

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2009 г.

Что можно сказать — замечательно! Хотелось читать дальше и дальше — о современных мастерах ужасов в том числе. Лавкрафт на протяжении сотни страниц демонстирует колоссальную компетентность в вопросе. Ужас в литературе начиная с мифов до начала 20-го века. Здесь я с удовольствием почитал о тех, чьи фамилии я впервые увидел на Фантлабе: Ходжсон, Рандклиф, Дансени, Гюисманс, Лефаню и десятки имен, увиденных мною впервые. С огромным интересом прочитал главу, посвященную Эдгару По, было очень любопытно, хоть я и не в восторге от его творчества, но сейчас активно читаю его рассказы, поэтому все пошло в нужном направлении.

А сколько классиков занималась писательством об ужасном: Бальзак, Байрон, Шелли, Флобер, Диккенс, Мопассан и многие другие. Ждем библиографий классиков.

Единственное жаль, что несмотря на полное рассмотрение ужасной литературы Европы, Азии и Америки, Лавкрафт совсем не коснулся нас — России. Я так ждал главу о ней, но не дождался. Было бы очень интересно почитать его мнение о гоголевском Вие.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2018 г.

Эссе «Ужас и сверхъестественное в литературе» для меня вещь едва ли не настольная – я часто к ней возвращаюсь, перечитываю, сверяюсь… Я считаю, что это один из лучших путеводителей по литературе ужасов. Очень многих авторов и произведении она мне открыла и в том числе (что только радует) среди произведений классических. Кстати сказать, тот же «Портрет Дориана Грея», например, я взялся читать после упоминания его здесь, да ещё и после того, как Лавкрафт заявил, что роман Уайльда сильнее и страшнее «Дракулы» Стокера – и я теперь полностью с этим согласен. Но вот сейчас, перечитывая эту работу в очередной раз, я понял, что она сильна не только тем, что открыла для меня многих авторов, а ещё и тем, что она добавляет многое к пониманию самого Лавкрафта. Это, по сути, его творческий манифест в котором он чётко и ясно высказал своё виденье и понимание понятия «страшная литература», определил его значение и историю. И всё это – именно его, личное понимание и виденье. Всё это – по сути, часть автора; а вещи, приведённые тут – это вещи так или иначе «сделавшие» Лавкрафта, сформировавшие его. И тут очень показателен список авторов, о которых Лавкрафт говорил более подробно. Те же По и Дансени, например, это люди, которым автор явно подражал. А Эштон Смит – современник, которым автор восхищался во многих даже своих художественных произведениях. Томас Мур цитируется в нескольких рассказах (в «Безымянном городе» точно)… Вот и выходит, что экскурс в литературу страха и ужаса, конечно же, очень субъективен (меня, например, не перестаёт удивлять, почему в списке не оказалось собрата и друга, Роберта Говарда, который одними только «Голубями из преисподней» уже заслужил место на пьедестале, по-моему); однако во многом это даже плюс – он погружает в мир авторских пристрастий и приоритетов, раскрывает его сильнее для нас, читателей. И этот труд по-прежнему является моим настольным путеводителем, так как авторские индивидуальные пристрастия в мире страшного, по-прежнему являются «вкусными» и для меня.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2013 г.

Работа «Сверхъестественный ужас в литературе» очень скрупулезная и подробная. В ней освещается очень много аспектов жанра литературы ужасов, показаны ее источники, дана адекватная критика ее развития от начала до конца, а так же привидена и доказана теория ее возникновения как таковой.

Конечно, человек, работающий и творящий в данном жанре, должен задумываться над поставленными вопросами, и то, какие выводы сделал об этом Лавкрафт внушает немереное уважение к данному автору, как к личности, многогранной и талантливой.

Слог автора как никогда сочный и публицистически красочный. Наверное, это его особенность — писать, пусть и не о художественных формах, но интересно и лаконично. Мы видим не привычные метафоры, где-то субъективные, но адекватные оценки, а так же этим самым понимаем какие-то сокровенные принципы и правила, которых придерживался сам автор в написании своих собственных работ, и в чем-то можем сделать выводы о том, как он, возможно, относился к своим собственным произведениям.

Что же о смысловой основе, то тут мы видим подробный хронологически выведенный рассказ о возникновении и развитии литературы ужаса как таковой. Лавкрафт описывает запомнившиеся для него наиболее яркие произведения, авторов, их жизнь и особенности таланта. И даже в этих микросюжетах, рассказанных путь и чужими устами, все равно чувствуется какая-то мощнейшая эмоция, значит та или иная работа попала в список Лавкрафта не зря.

Из данного эссе можно получить кучу полезнейшей информации, взять на заметку многих авторов, многих работ, интереснейших по версии автора, а так же узнать о том, как же все-таки все это начиналось, не от строгой учительницы литературы, которая, возможно, уже отбила всякий интерес ребенка, а от самого мастера саспенса, который уже давно доказал свою значимость и талант в литературе сверхъестественного ужаса.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 апреля 2018 г.

Рекомендую к прочтению всем, кто интересуется литературой ужасов.

В этом эссе Лавкрафт описывает краткую общую историю ужасов и мистики, историю возникновения готики и её расцвет, различия (Европа, Америка) в образовании «сверхъестественного ужаса». В каждой главе он перечисляет (а некоторые из них подробно анализирует, приводя плюсы и минусы) характерные для данной эпохи произведения различных авторов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эдгару Аллану По даже посвящает целую главу.

А теперь к делу или Г. Ф. Лавкрафт наступает на свои же грабли:

В конце третьей главы Лавкрафт критикует миссис Радклиф и её последователей так: «Персонажи миссис Радклиф марионеточны по своей сути» и «Подобно ей он портил свои создания естественными объяснениями; и подобно ей же обладал той опасной атмосферической силой, которая придает его ужасам такую жуткую жизненность до тех пор, пока они остаются необъясненными». Но многие персонажи «Цикла Снов» являются марионетками (почти все «обезумевшие» герои), а «естественных объяснений» у него, конечно же, нет... (Селефаис, Затаившийся страх и т. д.). Хотя, вы можете возразить, что в самом конце «Скитальца» все же есть нотки сверхъестественного, а своим логическим объяснением Говард ничего не объяснил, и я соглашусь. Вы можете сказать, что «Селефаис» не относится к «Мифам»(то есть и к ужасам) (полностью или частично, «почему?» читайте в википедии), и я соглашусь. Но «Притаившийся ужас». Это ужасы (хоть и не «Мифы»), написан рассказ не по сновидению (или я чего-то не знаю), в соавторах Август Дерлет не значится (или я сново чего-то не знаю)... В эссе есть ещё некоторые моменты, с помощью которых можно оскорбить «Хребты», «Кадат», «Джермина».

По... Лавкрафт просто обожествляет его. Просто прочтите первые три абзаца седьмой главы.

А теперь ИТОГИ! К чему же все ведет?

1) Критика Лавкрафта не совсем объективна. Чаще всего критика слабо аргументивана, но это быстро решается личным ознакомлением с критикуемым произведением.

2) Лавкрафт не совсем хороший писатель (по мнению самого себя). Это верно. А для того чтобы проверить мое утверждение, прочтите данное эссе, попутно выписывая всю критику Лавкрафта, а затем сопоставляйте поочередно романы, повести и рассказы.

Итоговая оценка: 9

P.S. Моя оценка этому произведению является сугубо моей. Я и сам не понимаю, почему ставлю 10.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2009 г.

До прочтения данного эссе я много чего не понимал в готике и ужасах. В нем полностью систематизируется и объясняется смысл и задачи этой литературы, так же Лавкрафт приводит большое число авторов и произведений сыгравших значительную роль в жанре. Я к примеру познакомился с очень интересным и почти не известным у нас английским мистиком Артуром Мейченом.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2008 г.

Данное произведение является больше документально-историческим и представляет собой исследование развития литературы о сверхъестественном начиная от истоков и заканчивая временами Лавкрафта. Читать было очень интересно, тем более что когда я учился в лицее, то писал курсовую на тему «Литература ужасов», и данная книга оказала мне неоценимую помощь...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2018 г.

Очень недурной обзор «хоррор» (включая, прото-хоррор) литературы, начиная с готического романа 18 в. Этому предшествует толковое введение, в котором автор обосновывает «жанр» особенностями человеческой психики. Довольно обстоятельно автор знакомит с фабулой характеризуемых произведений, что помогает до некоторой степени понять, стоит ли такое читать самому. Взгляд достаточно субъективный, постоянно звучат оценки и пристрастные характеристики, хотя в отношении отдельных крупных фигур автор явно следует уже сложившейся литературоведческой традиции.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх