fantlab ru

Эдмонд Гамильтон «Сокровище Громовой Луны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
363
Моя оценка:
-

подробнее

Сокровище Громовой Луны

Treasure on Thunder Moon

Другие названия: Похитители сокровищ; За сокровищем Громовой Луны

Повесть, год; цикл «History of the Solar System (II)»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

Группа оказавшихся сегодня не у дел космических ветеранов-первопроходцев, чтобы помочь дочери одного из своих товарищей, с воодушевлением снова берется за привычную работу и направляется на Оберон, луну Урана, на которой должен оказаться клад бесценного левиума, баснословно дорогого минерала с отрицательной гравитацией...

© vad
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: Amazing Stories, April 1942.

В СССР любители НФ впервые познакомились с этим рассказом, и с самим автором, на страницах журнала «Техника—Молодежи» в 1956 году. Рассказ имел необыкновенную популярность: для многих он стал первым прочитанным фантастическим произведением, которое открыло им удивительный мир фантастики.

* 1956 — ж. «Техника-молодёжи» №№ 1-2(66-71), 3(24-29), 4(27-33, 4 с.об.), пер. З. Бобырь

* 1956 — газ. «Комсомольская правда» Вильнюс, от 23 мая, с.,

В журнале «Техника-молодежи» был напечатан великолепный перевод этой повести, сделанный Зинаидой Бобырь, но, к сожалению, он был заметно сокращен для журнальной публикации. Это и понятно — на дворе стоял 1956 год, страна еще не оправилась от последствий сталинского культа личности (а отечественная фантастика от прокрустрова ложа «фантастики ближнего прицела»). Для журнала это была первая публикация такого рода произведения — приключенческо-авантюрного, да еще и написанного американским писателем. Поэтому, приходилось быть очень осторожными, убирая все, что могло вызвать гнев или неудовольствие партийных и прочих органов.

Были выброшены некоторые диалоги, отдельные предложения, абзацы и даже целые фрагменты текста. Некоторые отрывки были убраны по идеологическим причинам. Например, рассуждения Норта о том, что они (бывшие космонавты) могут стать садовниками, фермерами, а не продолжать жить всеми забытым героическим прошлым. Также, по понятным причинам, были убраны или заретушированы все упоминания о профессии Новы Смит. Другие фрагменты вырезали чтобы сделать действие более динамичным (что вполне понятно для журнальной публикации). Почему были сокращены некоторые другие отрывки вообще неясно. Например, в самом начале повести убраны упоминания о прилетевших на Землю обитателях Венеры и Марса: «в толпе их виднелось несколько ошеломленных венериан, красивых и белокожих, и двое-трое важных краснокожих обитателей Марса».

Позднее, с началом перестройки был опубликован полный перевод Зинаиды Анатольевны Бобырь, который и поныне остается вне конкуренции. С ним можно ознакомиться, например, в этом издании.

См. также комикс Олега Халимова.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Сокровище Громовой Луны
1989 г.
Сокровище Громовой Луны
1990 г.
Звёздные короли
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Звездные короли
1992 г.
Планета приключений I
1993 г.
Звездные короли
1993 г.
Восьмые звездные войны
1994 г.
Звездные короли
1997 г.
Патруль звездных волков
2000 г.

Периодика:

Техника - молодёжи № 1-2 1956
1956 г.
Техника - молодежи № 4 1956
1956 г.
Техника – молодёжи № 3 1956
1956 г.

Самиздат и фэнзины:

Великое кольцо
1983 г.
Капитан Фьючер принимает вызов
2017 г.
Андромеда. (Лучшее из фантастики). Том 1
2018 г.
Молот Валькаров
2018 г.
Капитан Фьючер принимает вызов
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот ведь умели писать в Золотые десятилетия фантастики! С самого начала проникаешься симпатией к героям, с замиранием сердца следишь за их приключениями и счастливо улыбаешься заслуженно победному финалу. В детстве это была первая прочитанная мной фантастическая повесть (журнальный вариант) после довольно унылой «Плутонии» Обручева. Да ещё в журнале «Техника — молодёжи» были великолепные иллюстрации в романтическом стиле. Впечатление сказочное. После этого читать тогдашнюю дешёвую советскую фантастику расхотелось навсегда.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дело было, к счастью, в далёком детстве. До этой повести я читал всё подряд с одинаковым интересом. «Сокровище...» что-то переключило в том мальчишеском мозге и без фантастики я уже больше не мог дышать. Хотите научить детей мечтать, дайте им Гамильтона.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это конечно нужно читать лет в восемь — десять. Иначе этот трэш не переварить, Какой олдскул? Какая романтика? Плоский текст о плоских картонных «героях», что называется «бульварное чтиво». И даже их цель не оправдывает этой жести. Это была первая прочитанная книжка Гамильтона и всё с этим автором,больше ни ни.

Единственная польза от этого чтения, теперь понятно откуда взялся фигдостаниум в «Аватаре».)

Оценка: 3
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами настоящая олдскульная классика космической оперы. Текст времён начала золотой эры фантастики.

Да, наивно. Да, местами примитивно. Но, чёрт возьми, как романтично, я бы сказал по — человечески, написано.

Смелые допущения автора по многим вопросам вызывают сегодня разве что улыбку. Принципы, проповедуемые писателем, многим моим современникам могут показаться старомодными и чересчур консервативными. У меня же они вызывают глубокое приятие и уважение. В современном мире грёбаного постмодерна кажется не осталось ничего нормального, ничего по настоящему человеческого. Мы живём в мире недоразумений, когда всё не то, чем кажется. Шестнадцать гендеров, чёрт их подери, шестнадцать!

У Гамильтона к счастью всего два. Его мужчины и женщины — нормальны, героичны, целеустремлённы и готовы пожертвовать собой ради товарищей.

Межпланетный космолётчик Джон Норт, его компаньонка Алина Лоурел и компания организуют авантюрную экспедицию на спутник Урана Оберон в поисках ценнейшего минерала левиума. На пути к этой цели им предстоит бороться с могущественной межпланетной корпорацией, монополизировавшей добычу ископаемых в Солнечной Системе и величайшим негодяем в системе — Шарлем Бердо и его шайкой громил. Героям повести не чужды чувство жалости и сострадания. Они наивны, доверчивы, вспыльчивы и временами благородны. Все они хотят заработать на продаже левиума, но их главный мотив, всё же не алчность. Они, пионеры космоса, хотят помочь таким же как и они межпланетным космолётчикам, которые будучи списанными с космических кораблей в запас оказались никому не нужны. Они рискуют своими жизнями ради благородной цели. Сегодняшние герои текстов всяких «тёмных» фэнтези и прочей подобной литературы «немного не такие», если не сказать больше.

ПРАВИЛЬНЫЕ ЛЮДИ получились у писателя. И, бог с ними, с этими попугаевидными зелёными аборигенами с беспалыми руками, которым, о Ктулху Милосердный, зачем-то нужна соль. Бог с ними, с циклотронами на непонятной тяге, атомными ружьями, ракетными автомобилями и другими невнятными деталями, населяющими текст. Главное, что он получился ПРАВИЛЬНЫМ. с ПРАВИЛЬНОЙ атмосферой. На таких произведениях воспитываются нормальные люди и нормальные принципы. Такая литература очень важна.

Написано легко. Читать интересно. После прочтения остаётся прекрасное чувство лёгкой грусти и неполного удовлетворения. Читать всем противникам современного мира фриков. Читать тем, кому ещё нужны настоящие литературные герои примеру которых должны следовать настоящие люди.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что тут сказать? Именно такого уровня произведения и можно называть Фантастикой с большой буквы. Потрясающая человечная история, такая редкая среди мутного суррогата капиталистической фантастики.

Однозначно рекомендую к прочтению! 10 из 10!

Вещь! Чапаевская!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не угадал автор в нескольких моментах: космонавты ныне отлетавшие не бедствуют, тем более герои! Живут в почете и при деньгах; Оберон не такой как ранее представлялось, лучше бы к в качестве объекта экспедиции выбрать автору спутник Юпитера — Ио. Но это тогда известно не было.

Отличный приключенческий сюжет с подробным описанием планеты(спутника) с точки зрения эволюции планеты из горячей в нормальную. Просто великолепно. На этом фоне развиваются приключения за мифическим элементом, обладающим невесомостью. Что ещё можно покруче придумать? Героизм и подлость, смерть и любовь, романтика и безысходность. Читается взахлёб и видно — произведение навека! На подобных воспитывается характер достойных людей.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень долго искал эту книгу в сою библиотеку ! очень. Это то , что будоражит кровь юным искателям приключений, это для настоящих мужчин, я считаю. Любовь и кровь, верность долгу и отвага. Рекомендуется всем неравнодушным. Это мир нетолерантных мужчин и женщин. Это 42 год , вдумайтесь ! Тогда это было написано — и верно сейчас. Наивно ? Это когда честь была наивна и у кого ?? Твёрдая десятка.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такое понятие, как раритет. Оно означает: «редкая, но ценная вещь». Так вот я бы применил именно этот термин к этому довольно короткому произведению. Так не пишут сегодня, но так не писали и тогда. Красиво, поэтично, наивно, рыцарственно, с верой в добро, честность, дружбу... Поэтому многим она и не нравится, ибо мы растеряли все эти настоящие мужские качества. Сегодня понятия мужчина и рыцарь несовместимы, а вступиться за женщину никому даже в голову не придёт. Да, написано давно, да, написано наивно, но ведь цепляет даже сегодня. А потому место этой повести в коллекции, пусть внук тоже почитает.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Реальный олдскул, как было замечено ранее. В лучших традициях аркадного жанра. Приключенческая фантастика, о покорении трудностей ради высокой цели.

Благородство против коварства, предательства, низости и корысти. Тема грусти поблекшего романтизма первых космических перелетов напомнила «Возвращение со звезд» Станислава Лема. Все это замешено с элементами классической любви между мужчиной и женщиной. Без заморочек, без глубокого раскрытия персонажей, но с динамизмом и постоянным действием. Читать стоит, иногда очень не хватает почитать о казалось бы таких простых вещах изложенных так доступно и без лишней шелухи.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На русском языке повесть была опубликована в 1956 году, когда я ещё не умел толком читать. А фантастикой я всерьёз увлёкся в середине шестидесятых, когда советский читатель уже знал немало отличных произведений как переводных, так и отечественных. Чтобы прочитать повесть Гамильтона пришлось идти в Публичную библиотеку. Тут-то и оказалось, что хвалёная повесть попросту скучна и плохо написана. Конечно, если сравнивать с Хьюго Гернсбеком, то Гамильтон выглядит великаном, но это какой-то карликовый великан.

А «Звёздных королей» я домучил, но о чём там идёт речь, хоть убейте, не вспомнить.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть «Сокровища Громовой Луны» громыхнувшая в СССР в 1956 году в журнале Техника — Молодёжи была весьма примечательным произведением отличавшимся от отечественных фантастически — производственных романов того же Немцова и Гуревича, живостью, динамикой, экшином, напоминая своим исполнением и стилистикой более комиксы, так популярные на Западе и совершенно незнакомые нашим читателям. Да, повесть оказалась огромным отличием от всего того, что было у нас (я не беру произведения Беляева или Владко). Она была живой, действенной, где герои белитристики и романов о приключениях и пиратах сразу же шагнули на просторы глубокого космоса и неимоверно бешеной эры космических кораблей и просторов. И не исследовать его, весьма осторожно и единомоментно, а жить и использовать этот мир как едино существующую и живую реальность. Но это было тогда....

Вот только сейчас я смог добраться до одного из аховых, для нашего читателя, произведений великого Эдмонта. Скажу честно, «Королей» перечитывал несколько раз, и не уставал читать и радоваться и сюжету, и простоте слога ( спасибо переводчику), и героям. В них всё великолепно, хотя технологии в романе немного уже — то и поотстали. Но вот «Луна» меня весьма разочаровала. Понятно что (читал в журнальном варианте) редакторские ножницы поработали на славу. Но всё равно, чувствуетс «картонность» героев, большой пафос и патетика в речах, которая совершенно не оправданна и наивна. А действия, мотивы и цели героев не выдерживают вообще никакой кртики. Провалы в речах, в сюжете (более всего опять ножницы редакторов партократии), мотивация. Да и вообще сплошь минуса. Чесно говоря — дочитывал этот «опус» с трудом...Оно и понятно, молодой автор нарабатывал опыт. У каждого есть свои пробы и провалы. Лично для меня же, это провальный опыт Э. Гамильтона, который его привёл и к написанию «Звёздных королей» и к званию Короля Космооперы.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Олдскул как он есть. Таинственный космос, стальные корабли, другие миры, дружба и взаимовыручка на опасном пути к простой и благородной цели.

Да, может быть, сейчас повесть может показаться наивной. Но иногда это именно то, что надо.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это была первая фантастическая книга в моей жизни. Это была первая книга, которую я прочитала за один день. Эмоции, впечатления... Больше 15-ти лет прошло, а до сих пор помню, как меня поразил тогда полет мысли и фантазии автора.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно ЭТО мы ждали каждый месяц, забирая из почтового ящика очередной номер «Техника-молодёжи», «Юный техник», «Знания-сила» и др. Но получали, всегда НЕ ТО!))

Устарела-неустарела – абсолютно не важно – эта повесть настоящий коллекционный антиквариат. Всё равно, читать такое можно только в подростковом возрасте.

Как эмбрион минует в своём развитии все стадии эволюции, так и юный читатель проходит все стадии развития фантастики.

Гамильтон сумел замешать очень атмосферный коктейль из дружбы, приключений, путешествий, любви. Повесть совершенно мушкетёрская и в этом её успех. И она никогда уже не устареет, как не устарел бессмертный роман Дюма.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сокровище Громовой Луны» знаменательно тем что этот роман в нашей стране стал одним из первых произведений ИХ фантастики, напечатанной у НАС (Техника молодёжи, 1956). Свежесть на фоне вялых отечественных работ сделало эту книгу одним из самых сильных впечатлений поклонников фантастики в нашей стране в то время. Однако, признаться причин любви я так и не понял. Более чем сжатый, схематичный сюжет, минимум эстетических и психологических деталей, неинтересный текстлитература. Есть только экшн и чёрно-белые маски в характерах.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх