fantlab ru

Роберт Ибатуллин «Роза и Червь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
934
Моя оценка:
-

подробнее

Роза и Червь

Роман, год (год написания: 2013); цикл «Роза и Червь»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Первый контакт человечества с иным разумом начался... полным истреблением человечества — если не считать горсток выживших в подземных убежищах и на орбите. Впрочем спустя столетия память о далеком враге оказывается слабее неприязни к ближнему. Увлеченные политическими дрязгами жители Луны, Венеры и Марса не обращают внимания на покинутую и изуродованную Землю, где тем временем появляется новая чуждая жизнь.

Примечание:

Автор завершил выкладку текста на сайте «Самиздат» в 2013 году.

Затем 4 июня 2015 года в его блоге появилась запись:

цитата fortunatus
...я всё-таки решил дописать «Розу и Червя».

Издательство Celado берётся за его публикацию. Обещают издать в двух томах на хорошей бумаге и с цветными иллюстрациями. (Кстати, художник ещё не выбран. Если у вас есть кого порекомендовать, пишите). Моё решение вызвано не только перспективой публикации, но и тем, что у меня в уме наконец-то сложилась стройная идея финала, неожиданного, но закономерного.

Первую книгу в том виде, в каком вы её читали, и в каком она лежит в сети, прошу считать ранней редакцией. В неё будут внесены небольшие, но важные поправки.

Если судьба не посмеётся над моими планами, я намерен завершить работу к концу лета.

И по поводу продолжений:

цитата fortunatus
Считаю, что все линии там закончены, дальнейшая история предсказуема, а потому и развивать ее мне неинтересно. Нет, продолжение не планирую. Ну разве что рассказик — показать общую ситуацию в Солсистеме лет через тысячу.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 453

Активный словарный запас: высокий (3173 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2016 // Дебютная книга

лауреат
АБС-премия, 2016 // Художественное произведение

лауреат
Премия фестиваля фантастики и комиксов #МАРСНАШ, 2016 // Авторская книга (роман/сборник)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Лучшая отечественная книга

Номинации на премии:


номинант
Новые горизонты, 2016 // (роман)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книга года

номинант
РосКон, 2017 // Роман

номинант
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2023 // Лучшая зарубежная книга

Похожие произведения:

 

 


Роза и Червь
2016 г.

Аудиокниги:

Роза и червь
2017 г.

Издания на иностранных языках:

玫瑰与蠕虫
2022 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически единственный пример нормальной твердой НФ, литературы больших идей, за последние лет 10-15 от русскоязычного автора. Роман, прямо скажем, не без недостатков — тут и косноязычие, и картонные характеры, и полное отсутствие какого-либо финала — но все равно на фоне того убожества, который у нас сейчас принято называть «российской фантастикой», сияет как Альтаир.

Твердая четверка по западному уровню, без малейших скидок. Ценителям Раньяеми, Уоттса, Гамильтона и иже с ними — обязательно к прочтению.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В начале своего творческого пути Роберт Уралович писал бодро и весело, к сожалению эти времена в прошлом. Постепенно свежие идеи кончились, а аппетит на деньги и славу лишь разгорелся!

Поэтому его произведения становятся все более вымученными, все чаще в них появляется печально знаменитое ОТВЕТА НЕ ЗНАЕТ ДАЖЕ САМ АВТОР.

Первая часть данного произведения, от 2013 года, написана на уровне какого-то второсортного фанфика «Гарри Поттер против СейлорМун» от анимешницы из 9 класса. Не могу поверить, что это написал взрослый мужик, да еще и знаменитый писатель.

Продолжение, от 2015 года, написано на еще более низком уровне, но при это — огромное количество «тяжелых» научных терминов! УЖ НЕ CHAT-GPT ЛИ ПИСАЛ ЭТУ КНИГУ??

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если кратко, то автору бы пойти тех консультантом в сайфай творческий дуэт. Детали хороши, общий замысел насчет взаимоотношений с инопланетянами — ну, можно и так, хотя ряд важных деталей вызывает серьезное недоумение

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
начиная с самой идеи «фильтра на способность выжить». Инопланетяне довольно прагматичные. Если цивилизация в данном месте им не нужна — почему бы не уничтожить в любом случае. Если нужна — технологии Розы позволяют сделать зомби из любой цивилизации и далее лепить ее по своему усмотрению. Какой-либо диалог с ее представителями в любом случае нафиг не нужен. Ничего похожего на некую декларацию прав туземцев в духе какой-нибудь Ле Гуин или миров Великого кольца Ефремова и близко не наблюдается.
Мир на земле и происходящие события вызывают однозначное НЕ ВЕРЮ. Во-первых,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему космики так наплевательски относятся к состоянию мира на земле? Космические технологии за это время ушли далеко вперед, пока земля деградировала до слаборазвитых стран этак первой половины 20 века на остатках старых технологий и с утерянной научной школой / способностью к развитиюю. Но космики плюют на огромный источник ресурсов и людей, да, в конце концов, на саму идею спасти человечество — ведь на земле осталась его бОльшая часть.
Во-вторых, это же замечание относится и к экшену на земле. Я понимаю, что у космиков не было особого акцента на развитии технологий наземной войны, это не ВАрхаммер, но все равно технический разрыв просто нереальный. Однако же при решительно всех столкновениях
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лучшие спецагенты космиков неизменно получают люлей от какой-то гопоты, пользуюсь при этом сопоставимыми с ней технологиями. Особенно дико это выглядит в сцене провала миссии по захвату ребенка с ученым — послали двух болванов в сверхбандитский город, хотя цена вопроса позволяла даже космические бомбардировки. Но послать хоть человек 5 и подвесить в быстрой досягаемости вертолет, чтоб ребенка эвакуировать сразу после захвата — не додумались. Хотя никаких средств ПВО у землян нет
вообще хоть автор и говорит, что люди де поглупели с 20 века — но он это относит к всякой тонкой психологии и действиям в нестандартных ситуациях, а тут банальная техническая некомпетентность. В целом размах на рубль удар на копейку. Да одна сцена прям дословно скопирована с Уоттса, Эхопраксия это 2014 год кстати
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кормление носителя розы прям отсылает к финальной сцене эхопраксии, когда Нечто берет тело самоубийцы под прямой контроль
. Об общей близости к Уоттсу и Цысиню уже достаточно сказали. У них обоих тоже хватает сюжетных странностей, но у Уоттса, помимо всяких интересных рассуждений о сознании и тд (что позволяет расценить книгу как лекцию в художественной обертке — сами по себе поставленные им вопросы отчасти актуальны уже сейчас, в то время как техническая сторона описанного Ибайдуллиным лично меня не интересует — доживем до 25 века, посмотрим, какими именно болванками будут стрелять корабли, сейчас этот вопрос совершенно не важен), иногда бывают красивые детали (вроде
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
романа главгероя Ложной слепоты и отношений в его семье
). Цысиня я тоже в общем-то скорее осуждаю.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав финальную книгу цикла пространство/экспансия, джеймса кори, увидел рекомендацию на данное произведение с достаточно высоким рейтмнгом......

Осилил 138 страниц, и бросил. Да в ней много терминологии, которая неизвестна людям не преподающим физику в университете, что не делает в принципе неизвестные нам слова терминами, и больше ничего.... какие то рваные отрывки информации, кто то ходит голый, кто то мужчина с женским гормональным фоном, к чему эта информация преподносится??? Для развития толерантности? Какое отношение имеет это к войне с инопланетянами? Магнитные парашуты, невидимки, и на этом фоне так как то ненавязчиво вроде, москва город греха, нам не нужны ни умные ни свободные.... что за чепуха???

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга, луч света в мире гуано о попаданцах. Чувствуется громадная эрудиция автора, что также становится всё более редким явлением в наше время. Автор очень удачно синтезировал разные концепции футуристики, технологии, космологии, детективного жанра и приключенческого романа. Роман «Роза и Червь» — яркое, но к сожалению очень редкое событие в реалме русскоязычной фантастики. От души желаю Роберту дальнейших творческих успехов.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга плохо структурирована. Ворох зарисовок, слабо сведенных воедино.

Главная идея

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
галактический интернет

не выдерживает никакой критики.

Герои — картонка.

Читать местами интересно, но продираться через рваное повествование очень не просто.

Плюс в достаточной научности, явных научных ляпов не заметила.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Открываем Ютуб, смотрим похождения высокоинтеллектуальной Лизы Песковой и у нас готовая Зара Янг. Которая везде ходит и всем рассказывает, чем отличается судостроение от судопроизводства. А потом инопланетян добавляем, пиф-паф и книга написана под возгласы: Такбир!

Я когда это читал имел дежавю, что читаю пересказ-сценарий какого то американского фильма низшей категории...Где самые главные вопросы о судьбе миллиардов людей решают какие то дебилы и тупицы.

Оценка: 1
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень Эпический Роман. Размах, охватывающий несколько столетий будущего Земли и окрестных планет. Несколько других разумных рас, причем с над-человеческим разумом и суждениями. Внезапное нападение неизвестных инопланетян, уничтожившее биосферу Земли. Межпланетную войну между людьми. Концепт дальнейшей эволюции человечества в некое единое сверхсущество (как пчелиный рой, который вместе ого, а каждая отдельная пчела туповата).

Все бы хорошо, только все это классное рассказывается в основном в сокращенном перескаже — помните, как в начале «Звездных войн» идут титры, объясняющие, на чем будет строиться сюжет. Окей, начало очень интересное. Начать большой роман со сцены, как была уничтожена жизнь на Земле — круто, конечно.

Печально, что эти «титры» так и остались в книге самым интересным. За продумыванием сложной механики и истории своего мира автор забыл написать интересных живых персонажей и не сумел написать достаточно стоящее действие, адекватное этой механике. В итоге весь этот эпический бэкграунд у него кажется чересчур прекрасным задником профессионального театра, на котором бесталанные школьники играют любительскую пьесу.

Начнем с того, что в основе конфликта — противостояние двух натуральных «кис», одна из которых: дочка супер-влиятельного в постапокалиптическом мире правителя, полнейший аналог какой-нибудь современной девочки-тусовщицы, дочки олигарха, которую непонятно зачем папаня отправил на действительно важную миссию. Никаких новых талантов девица в себе, увы, не открывает, а так и остается в вечном амплуа избалованного дитяти. Это как если бы на переговоры по ядерному разоружению отправили Пэрис Хилтон, короче. Вторая тоже вполне себе кисо, и довольно юная, и признанный лидер планеты, и гениальный ученый (в чем конкретно проявляется эта гениальность, правда, мы так и не увидели). Подробно описывается, как обе выяглядели и во что были одеты. В контексте вышеописанного постапокалипсиса, уничтожения Земли и пр. это не то чтобы комично, а как-то супер-странно. Такое впечатление, что основные актеры напились, а вместо них пустили играть уборщицу и монтажника сцены.

Другой значимый персонаж — классический образчик наемника, который действует столь же классическими методами, преимущественно старым добрым мордобоем (да, во времена, когда человечество ушло с Земли и покорило дальние планеты, это все еще самый эффективный способ решения конфликтов среди профи).

В общем, инопланетяне, сунувшиеся со своим хитрым заговором в гнездо этой шушеры, ушли практически обиженные, что их никто не заметил, потому что все были слишком заняты собой. И им, бедняжкам, пришлось приложить много усилий, чтобы обратить на себя внимание.

Не хочется пересказывать этот путанный сюжет. Персонажи тычутся во все стороны и совершают какие угодно поступки, только не соответствующие разуму. Отчасти это даже интересно, потому что гарантирует некоторую свежесть событий, но потом начинает слегка раздражать. Особенно странно выглядят длинные околонаучные постороения автора на контрасте с тем, кто у него сейчас выступает на сцене. Сюжет очень живой, но при этом совершенно бестолковый, и как и почему роман заканчивается именно на одной странной точке, а не на любой другой, я не берусь объяснить.

В общем, идея постапокалиптического мира — хороша, хотя детали хромают (если на Земле Ударом пришельцев было уничтожено прям все-все, то как-то быстро природа восстановилась за 200 лет до банального «дачного» состояния). Персонажи — просто провал, ни логики, ни характеров. Сюжет интересный, но странный. Наукообразность можно было бы урезать, а то итоговый монолог пришельца — как четвертая часть «Войны и мира», такая же длинная, необязательная и скучная.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Привыкнув к динамичным произведениям (к примеру Онойко с Ррит Тираи, если хотите именно нашу и именно последниего времени) долго въезжал в не очень быстро развивающиеся события в начале книги, которые оставили чёткое ощущение твёрдой старой фантастики. Но только начал получать удовольствие, как автор начал комкать сюжет.

Претензии к тексту смешны. Это фантастика, поджанр, подразумевающий чтобы было интересно, а не развесистые клюквы описаний. Модный китайский писатель руками подделок под фантастику Лю Цисин значительно хуже справился с поддержанием интереса на среднем и микро-уровне сюжета (персонажи из тонкого картона совсем), но глобально у него лучше получилось в первой книге с интригой, раскрывающейся на последних страницах, тут финал по уровню хуже остального текста.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мягко говоря, шокирован количеством местечковых премий и хайпа, которые сорвала эта книга абсолютно не заслужено. Что еще раз говорит о сомнительной ценности полученных премий. Книга могла бы быть интересна, если бы человек её написавший имел хоть какие-нибудь элементарные представления о литературном творчестве. Есть несколько интересных научно-популярных идей, которые просто утонули в каловых массах отвратительной писанины школьника-любителя. Лучше бы это оставалось на просторах самлиба. Есть уйма более качественных вещей, достойных бумаги.

PS. Главы про татарских чак-норисов в пост-апокалиптическом подобие халифата читал по диагонали. Может из-за этого от меня ускользнуло что-то важное, помешавшее проникнутся гениальностью данного произведения.

Оценка: 1
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если взять два автомобиля.. ну скажем — мерседес и лексус — и глянуть на них, как бы, со стороны, то особой разницы не почувствуешь — те же материалы, та жа технология, сходные характеристики.. Тем не менее, садишься за руль — совершенно разные ощущения. Аналогичная ситуация у романа «Роза и червь» Роберта Ибатуллина — вроде все тоже самое, что у других фантастов, но склепано совершенно оригинальным образом. Склепано, причем, на довольно приличном уровне: интриги (наука-война-политика), размах и разное масштабирование (несколько сюжетных линий), высокая детализация происходящих событий (но в меру, без лишней графомании), качественные диалоги и все это от отечественного автора, что неожиданно и вдвойне приятно.

Да, есть куча мелких изьянов, какие-то несуразности, пару роялей, пару нестыковок/неясностей, где-то не хватило мастерствп. Но не больше и не меньше, чем у признанных мастеров. Все это простительно. В конце концов будущее, все равно, будет не таким, каким его представляют, а научные концепции еще не раз сменятся.

Но есть вещи, на которые закрыть глаза не получится — это художественные достоинства. Литературная форма «сетевой роман» не пригодна для законченного произведения. Она, банально, нечитабельна. Нельзя читать связное повествование в виде заметок из бложика — постоянно сбивается фокус, не получается настроиться на нужный лад. Это утомляет и в какой-то момент начинает уже раздражать. Еще такой нюанс — возможно, в сетевой литературе и позволительны эксперименты с жанрами, но в нормальном произведении жанровая чехарда недопустима. Нельзя кусок произведения написать в виде рассказа, другой кусок в виде пьесы, еще кусок в виде репортажа или стенограммы итд. Это какое-то неуважение к собственной профессии (даже если это всего лишь хобби). Взяли Фиат короче, и сделали ВАЗ.

На мой взгляд, ситуацию не выправить какой-то редактурой. Текст должен быть полностью переработан — переосмыслен и переписан в приличной форме с главами, разделами, нормальной синхронизацией итд

Итого: содержание — хорошо/отлично, форма — неуд. Оценку завышаю на 2 балла, чтобы поддержать потенциально хорошего автора. Жанр — отдам свой голос за СайФай, бишь не НФ, но и не космоопера.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так и не осилил далее четвертой главы. Не зацепило. Автор явно читал «Темный лес» Лю Ци Синя. Но в целом слабовато, герои картонные. Картина мира не четкая, мотивация действий не впечатляет.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея сюжета великолепна, но по моему мнения автору не хватило творческого таланта сделать эту книгу более привлекательной с художественной точки зрения. Получилась очень твердая НФ, но как то суховато.

Сильно не понравилось описание военных противостояний между человеческими колониями, даже после прочтения цикла я так и не понял кто с кем и зачем там воевал. Может автор этим хотел показать что человеческий род никогда не сможет жить в мире и всегда есть место внутренним конфликтам, даже через 500 лет ничего не измениться. Но вот это то как раз и так понятно по событиям прошлого и текущих дней, так что делать акцент на это в фантастичском романе, на мой взгляд, не самая удачная идея автора.

В целом читать было интересно, по мне так можно было растянуть на несколько книг, сюжетных линий и интересных идей было много и можно было бы на некоторых остановиться по подробнее, и получился бы отличный цикл. Даже можно было бы замахнуться на самого Лю Цысиня с его Тайной Трех Тел. Но не нам советовать автору и будем довольствоваться тем что есть.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильно вторично.

Очень не понравились персонажи. Вроде бы автор указывает, что все они взрослые, умные, сильные, вот это всё, а ведут себя как подростки в пубертатный период.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зара, которая тащит свою любовницу в переворот и потом показательно страдает, отец Зары, который кидает свою абсолютно неподготовленную дочь в кровавую баню, а потом удивляется, что она не справилась, Танит, которая считает, что «завербовала» жену Янга только по той причине, что они один раз переспали, Гвин, которая громко вопит каждую реплику, что ей не нужна власть, но цепляется за неё всеми конечностями и ещё для надёжности — зубами, и так далее, и тому подобное.

Мотивация персонажей — где-то на уровне плинтуса, их психологическая правдоподобность — ещё ниже. Светлое пятно — пришельцы, выглядят сначала просто очень непонятно, потом — вроде бы понятно, но не-человеческими мерками.

Язык довольно бедный, очень, очень слабые диалоги, причём чем дальше, тем они хуже; из всех интересно читать было только две сцены «Зара & Червь». Явно отсутствует корректура, которая там сильно бы не помешала. В некоторых местах слишком затянуты описания. Вообще, как тут верно заметили в нескольких комментариях, произведение выглядит как сводки с полей. Случилось там-то то-то тогда-то, художественность прихрамывает на пять лап из четырёх.

Отдельно очень странен нарочитый мусульманский антураж в сценах на Земле, которого было просто безумно много, при этом ни художественной, ни сюжетной ценности он как бы и не представлял.

Из хорошего: интересное, на мой вкус, описание других рас, их психологии, их устремлений и их целей, интересная подача коллективного разума, хорошее раскрытие человеческих возможностей приспосабливаться, изворачиваться и выживать. Много технологий, и они даже не выглядят совой, натянутой на глобус.

Общее впечатление от книги — что-то на уровне Лукьяненко, слегка смешанное, не знаю, с Глуховским. Не то, чтобы плохо, но уж точно не «лучшее за десятилетие».

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман можно оценивать на уровне идей и уровне атмосферы, в которой происходят события. С идеями не очень, всё это уже можно было видеть у Аластера Рейнольдса и Джеймса Кори, финал вообще в стиле Лукьяненко получился. А вот окружающий мир вышел неплох и вполне логичен — сильные варвары с помощью высоких технологий колонистов прочно засели на вершине пирамиды, обратив в рабство остальных. Своеобразная проекция нашей реальности, тем более, что явно угадываются некоторые современные персонажи — Ахмада Второго сложно не узнать... Приятно было увидеть в романе Уфу, Ямантау, упоминание памятника Салавату, крайне редко фантасты упоминают эти края, но автор сам из Уфы — не забыл. Контакт с высокоразвитой цивилизацией тоже странновато выглядит — этакое противостояние большого организма и микробов, где микробы либо уничтожаются, либо становятся частью организма, теряя идентификацию. Именно поиском третьего пути и заняты персонажи произведения.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх