FantLab ru

Айзек Азимов «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.68
Оценок:
1371
Моя оценка:
-

подробнее

Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо

Elijah Baley and R. Daneel Olivaw

Цикл; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 120
Аннотация:

Человечество разделилось на две части — долгожителей-индивидуалистов из бывших космических колоний и жителей Земли, запертых в гигантских коллективистских городах. В одном из таких трудится талантливый детектив Элайдж Бейли. Его жизнь пришлась на тяжёлый период — противоречия между нашей планетой и Внешними мирами вот-вот достигнут апогея. Волею судеб на плечи Бейли и его напарника-робота ложится ответственность не только за межзвёздные отношения, но и за всё будущее цивилизации.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Этот цикл является связующим между циклами «Рассказы о роботах» и «Академия» («Основание», «Фонд»).

В период между событиями, описанными в романах «Обнажённое солнце» и «Роботы зари», происходит действие повести Памела Сарджент «Бегунья» (1989; Дэниел Оливо появляется в одном эпизоде).


Содержание цикла:

8.13 (735)
-
11 отз.
8.44 (2509)
-
76 отз.
8.46 (2022)
-
45 отз.
7.96 (1255)
-
24 отз.
8.26 (1522)
-
45 отз.
8.26 (1237)
-
24 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:



Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
Практичное изобретение
1974 г.
Три закона роботехники
1979 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Обнаженное солнце
1990 г.
Стальные пещеры. Я - робот
1990 г.
Мир, которого не может быть
1991 г.
Женская интуиция
1991 г.
Зеркальное отражение
1992 г.
Роботы и Империя
1992 г.
Роботы Утренней Зари
1992 г.
Роботы Утренней Зари
1992 г.
Роботы утренней зари
1993 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Том 1
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 1
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 3
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 4
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 8
1994 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце
1994 г.
Три закона роботехники
1999 г.
Стальные пещеры
2000 г.
Роботы зари
2001 г.
Мечты роботов
2002 г.
Роботы зари
2002 г.
Стальные пещеры
2002 г.
Я, робот
2002 г.
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо
2003 г.
Ловушка для простаков
2003 г.
Обнаженное солнце
2003 г.
Роботы и Империя
2003 г.
Роботы и империя
2003 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Роботы зари
2003 г.
Срок авансом
2004 г.
Роботы и Империя
2004 г.
Я, робот
2005 г.
Роботы и Империя
2006 г.
Стальные пещеры
2006 г.
Мечты роботов
2007 г.
Обнаженное солнце
2007 г.
Приход ночи
2007 г.
Роботы зари
2007 г.
Стальные пещеры
2008 г.
Транторианская империя
2008 г.
Я, робот
2008 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, October 1953
1953 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, November 1953
1953 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, December 1953
1953 г.
(английский)
«Литературная Россия» № 25 1973
1973 г.

Самиздат и фэнзины:


Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

The Caves of Steel
1954 г.
(английский)
The Naked Sun
1957 г.
(английский)
The Rest of the Robots
1964 г.
(английский)
The Naked Sun
1978 г.
(английский)
Il sole nudo
1978 г.
(итальянский)
The Robots of Dawn
1983 г.
(английский)
The Caves of Steel
1983 г.
(английский)
The Naked Sun
1983 г.
(английский)
The Robots of Dawn
1984 г.
(английский)
Robots and Empire
1985 г.
(английский)
Tin Stars
1986 г.
(английский)
Robots and Empire
1986 г.
(английский)
Abissi d'acciaio
1988 г.
(итальянский)
Robot Visions
1991 г.
(английский)
The Asimov Chronicles: Volume Five
1991 г.
(английский)
The Caves of Steel
1991 г.
(английский)
The Caves of Steel
1991 г.
(английский)
Die Asimov-Chronik — Die Menschheit wird gerettet
1992 г.
(немецкий)
The Caves of Steel
2010 г.
(английский)
Die nackte Sonne
2016 г.
(немецкий)
Robots and Empire
2018 г.
(английский)
As cavernas de aço
2019 г.
(португальский)
O sol desvelado
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, никак не ожидал, что цикл меня зацепит эмоционально. Трилогия «Основания» и рассказы про роботов были добротной нф, где-то сильнее, где-то слабее, но тут я начал ощущать симпатию к протагонистам, что случается крайне редко. Помимо детективной и нф-составляющей цикл про Бейли и Оливо несет в себе где-то излишне сентиментальную, где-то чересчур драматичную, но твердую мораль и... добро, что ли?

Последние 2 части, как по мне, местами слишком растянуты, но, учитывая, что Азимов писал их в гораздо более зрелом возрасте, это можно простить. Вообще, эта перемена четко заметна, но не влияет на общую идею цикла. В романе «Роботы Зари», пожалуй, слишком много эротизма, что немного удивляет. Но со временем ты принимаешь чувственную героиню как часть мира, механизма, который ведет к конечной (на самом деле — даже не конечной, а промежуточной) цели, и признаться, снимаю перед автором шляпу, что сумел это сделать.

Очень добротное произведение, несомненно достойное той высокой оценки, что тут стоит.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший цикл, действительно классика фантастики. Увы, но основные постулаты кажутся мне слишком утопическими. Никто и никогда не будет создавать роботов по трём законам, это слишком ограничит возможности их использования, прежде всего на войне. Ну а уж освоение космоса… Миллионы пригодных для жизни миров, на которых нет не только разумных инопланетян, а вообще никаких препятствий. Прилетай, высаживайся и живи, как будто вселенная была сотворена специально для человека. Мне это все кажется абсолютной утопией. Если в бесконечно вселенной и есть вторая пригодная для жизни планета, ее могут никогда не найти. Дом у человечества всегда будет только один.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начавшись как серия фантастических детективов (собственно, само словосочетание «фантастический детектив» заставляет сразу же вспомнить Элайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо), цикл вдруг оказался историей о рождении Бога. К которому оказались причастны и погибший в «Стальных пещерах» Сартон, и Хен Фастольф, и детектив Элайдж Бейли и даже невзрачный на вид, но уникальнейший Р. Жискар Ривентлов.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если подумать, то среди любителей фантастики детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо не менее известны и почитаемы, чем скажем, сам создатель психоистории Селдон, а романы о них — не менее значимы в творчестве Мастера, чем прославленная «Академия».

Начать хотя бы с того, что в этих романах реализовался несомненный талант Азимова, как автора детектива. Расследование убийства, выстраивание логической цепочки из фактов, событий, слов — всегда привлекательны для читателя, особенно, если все события происходят на фоне самых фантастичных декораций — разные планеты, социальные устройства и философские системы, научные достижения и открытия. Прибавьте к этому политические заговоры и интриги, острые социальные проблемы — и получите «закваску» для беспроигрышного по своей привлекательности действия.

И от того, что взяты правильные ингредиенты, все романы и повести цикла оказались исключительно ровными по форме и содержанию. Но мне хотелось бы сказать больше не о фоне, а о содержании и героях. Об эмоциональной и человеческой составляющей. О детективе Элайдже Бейли и роботе Дэниеле Оливо, которые смогли изменить мир.

Вспомните, с чего все началось: два пути развития Человечества. Земляне, спрятавшиеся от Вселенной в Стальных пещерах, боящиеся поднять глаза к сверкающим маякам мира и выйти за пределы правил и традиций, человеческий муравейник, преследующий всякую «инаковость». И Космониты — высокотехнологичное и бездуховное общество крайних индивидуалистов, равнодушное и жестокое. И чем это закончилось, благодаря всего лишь этим двоим — Галактическая Империя, Академия, Галаксия....

А что же произошло. Просто эти двое оказались как две половинки целого: человечность Элайджа Бейли и строгая логика Дэниела Оливо — вместе почти идеал разумного существа. Каждый научил другого чему-то важному. Детектив-человек смог взглянуть на мир и его проблемы с точки зрения логики и разума робота, увидеть, тупик, в который ведут землян Стальные пещеры, отбросить иррациональный страх перед Внешним миром. А Дэниел Оливо научился понимать эмоциональную, неуловимую составляющую мира людей и то, что, Человечество способно изменять и изменяться, двигаться вперед, несмотря на страхи или традиции. Что оно способно снова и снова выдвигать из своих рядов таких людей, как его друг Бейли, а значит, такое Человечество достойно заботы и помощи. И из этого понимания родился сначала Нулевой закон робототехники, а потом и все остальное — Империя, Академия и Галаксия.

Вот такие дела, такие последствия: а началось всего лишь с простой дружбы и расследования убийства...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Айзек Азимов отец-основатель фантастики,и этим всё сказано.Лихо закрученный сюжет цикла «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо«добротная прелюдия к циклу «Академия».Эти два цикла шедевры великого А.Азимова!!!

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот цикл, как уже говорили многие, великолепная смесь фантастики и детектива. Здесь интригующий сюжет сочетается с психологическим и социальным подтекстом. Но также нельзя забывать о калоритных персонажах, вызывающих симпатию и интерес. Обыкновенный и простоватый детектив с Земли сотрудничает с первой моделью человекоподобного робота. Сначала их отношения нельзя назвать ничем иным как сотрудничеством, но постепенно Элайдж, преодолевая свои предрассудки, начинает уважать и по-дружески любить Дэниела.

Вместе с главными героями мы побываем на разных планетах, окажемся в разных обществах и по разные стороны бессмысленого конфликта между землянами и космонитами, происходящего из-за социальных и моральных различий. Но разве может человечество в мире будущего, почти в идеальном мире, враждовать и разделяться из-за таких, казалось бы, поверхносных различий? Может... Мир, в котором живёт человечество, может быть, почти и совершенен, но люди далеко не так идеальны. Людям, как выразился один из героев, так не хватает своих Трёх Законов.

Азимов в этом цикле, как и в других рассказах о роботах, мастерски пытается найти лазейки в Законах Роботехники, как-то их обойти или усовершенствовать (вспомнить хотя бы человекоподобных роботов на Солярии или Нулевой Закон). Но так же мастерски автор показывает нам незыблемость и совершенство своих законов.

В общем цикл очень понравился и даже дал пищу для размышления. На примере главных героев мы видим совершенствование цивилизации. Элайдж, скинувший с себя моральные и физические оковы своего мира, своих «стальных пещер» и способный, как бы ему не было страшно, к колонизации других планет, к совершенно иной жизни, и Р. Дэниел, почти принявший Нулевой Закон и в своих размышлениях и поведении ставший похож на человека. За этими героями хочется следовать, им хочется верить. Но они лишь первые, первые из единого общества будущего, в котором не будет места жалким амбициям и недостаткам прошлого.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из любимых циклов, все в лучших шаблонах Азимова. Задачи по робототехнике и сами роботы так похоже-непохожие на людей. Ну а главный герой такой простой и родной, одним словом «наш» с Земли (ну или из-под земли). Этот парень с трудно переводимым именем мне очень понравился и расставаться с ним было очень жаль.

Рассказывать о своих впечатлениях о детективе и не заспойлерить сюжет невозможно, поэтому расскажу свой самый любимый эпизод из четвертого романа связки. Когда я его обнаружил я просто пришел в восторг.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
суть в том, что в одном эпизоде когда главная героиня спит, прислоняясь у стенки стоят два робота и говорят на своем не слышном языке, один так похож на человека, другой похож на робота... и вся эта сцена отсылка к волшебнику страны Оз, где также спала девочка Элли, а у стены разговаривали похожий на человека но «без мозгов» пугало-страшила, и железный дровосек, так похожий на робота, полный сострадания, но бессердечный. Эта отсылка и аналогия до сих пор меня очень радует, спасибо тебе Айзек

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл об Элайдже Бейли и Дэниеле Оливо — один из лучших в мировой фантастике. Его сложно отнести к какому-либо жанру — здесь и твёрдая НФ, и социально-филосовская фантастика, и антиутопия, и детектив — всё жанры переплетены, и составляют единое, непротиворечивое целое. Эта серия о том, как зажатая, умирающая под натиском космонитов Земля превратилась в источник нового витка развития человечества — галактической экспансии землян.

Герои романов — те, кто положил начало этому витку. Это детектив Элайдж Бейли, роботы Дэниел Оливо и Жискар Ривентлов, доктор Хэн Фастольф. Несмотря на то, что большая часть произведений построена как классический детектив, цикл о Бейли и Оливо — удачный пример того, что жанр является не самоцелью, но методом, с помощью которого писатель доносит до читателя свои идеи. В цикле поднимается множество вопросов, на которых я не буду останавливатся — это уже сделано в отзывах на конкретные романы.

Признанная классика не только НФ, но и мировой литературы. Даже если бы Азимов не написал своей «Академии», он всё равно вошел бы в золотые анналы фантастики — за этот цикл.

P. S. Не могу не остановится на своём любимом герое — Р. Дэниеле Оливо. В самом начале перед нами — просто искусно сконструированная машина, твёрдая, чёткая, логичная, во всём следующая Трём Законам Роботехники. Однако с каждым новым романом он меняется — в общении со своим партнёром, детективом Элайджем Бейли, он меняется и эволюционирует, подобно живому существу. Между ними возникает дружба — вещь немыслимая ранее для искусственного существа. И после смерти Элайджа Дэниел продолжает развиватся. Интересный факт — эго эволюцию проще проследить не по внутренней хронологии «Галактической истории», а по времени написания романов. В «Академии и Земле» (1986) перед нами — робот, пусть даже и живущий два десятка тысяч лет, который сильно ограничен законами роботехники. В романе «Роботы и Империя» (1987) — происходит эволюция Дэниела, он вырабатывает Нулевой Закон, и фактически становится подобен человеку — его мышление всё более и более разносторонне. Уже в романе «Перлюдия к Академии» (1988) он ведёт себя практически как человек — единственное отличие — наличие Трёх Законов. Создание настолько человечного, логичного, непротиворечивого образа робота — одна из самых больших удач Азимова, и не удивительно, что Дэниел оливо стал для его «Галактической истории» эквивалентом эпического героя.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то и мне удалось ознакомиться с циклом про Элайджа Бейли. В целом, понравилось весьма и весьма. Однако, есть один такой момент.. Читается цикл этот по нисходящей.

«Стальные пещеры» захватывают: настолько, что оторваться невозможно, пока не прочтешь. Фантастический детектив, да еще и столь закрученный, мастерски сочетается с философскими идеями утопии-антиутопии — супер! «Обнаженное солнце» захватывет чуть менее «Стальных пещер», «Роботы зари» в некоторые моменты верно движутся к «Роботам и Империи».

Заключительный роман «Роботы и Империя» оставляет ощущение тягомотины. Да, идея интересная, да важные в философском аспекте темы затрагиваются — бессмертие, телепатия, вселенская экспансия, память во временах о конкретных представителях рода человеческого... Но воплощение получилось слишком затянутым.

Попробую вкратце подытожить. Цикл произведений о детективе Элайдже Бейли и роботе Дэниеле Оливо прочесть обязан любой уважающий себя поклонник фантастики, особенно научной фантастики. Однако, некоторым читателям, как и мне, будет непросто дочитать до финальной точки четвертый роман цикла.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Азимов и роботы. Народ и партия :) Как всегда узнаваемо и как всегда интересно. Фантастический детектив и читается легко и опять заставляет задуматься над будущим человека и том пути, которым мы туда идём.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самые известные детективы мировой фантастики! Цикл великолепен и как детектив и как философия развития человечества в дальнейшем!будет жаль если все так сложится.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Азимова получился чрезвычайно интересный и притягательный герой — робот Дэниел Оливо.

Автор пишет:

«Разница между человеком и роботом, вероятно, не так велика, как разница между интеллектом и отсутствием интеллекта».

Собственно, это он и демонстрирует читателю на протяжении всего повествования.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Детектив есть детектив. А если он написан профессионалом, тогда это детектив со всеми ответвляющимися сюжетами. Читаем и наслаждаемся.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, вместе с рассказами о роботах, этот цикл — мой любимый у Азимова. Совершенно не скажешь, что начат он пятьдесят лет назад. Автору удалось создать очень интересную модель общества будущего, сочетающие черты утопии и антиутопии. Психологические особенности человека будущего выглядят весьма правдоподобно. Детективные составляющие сюжета весьма интересны. Но все же больше всего в цикле мне понравились главные герои — Илайджа Бейли и Дэниел Оливо. Пожалуй, только Азимов мог описать такого человечного робота. Да и описание настоящей дружбы главных героев не может оставить равнодушным. В итоге получился интересный цикл, оставляющий после прочтения приятное ощущение.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странно, насколько мне помнится в э том цикле и нет никакого упоминания ни о России, не о других старнах. Просто объединенное человечество. Да осбственно это и не имеет значения. Книга о другом, о социально-психологических аспектах взаимодействия человека и своего подобия — робота. Не так конечно, как в рассказах о роботах, там они еще не достигли своего наиболее приближенного к человеку вида, а уж с другой с более высокой ступени. Детективу Илайджу Бэйли, предстоит преешагнуть через свои собственные убеждения нетолько перед роботами, но и жителями других миров и подтолкнуть человечество к тому что бы наконец выбраться из стальных пещер.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх