fantlab ru

Майк Гелприн «Миротворец 45-го калибра»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
214
Моя оценка:
-

подробнее

Миротворец 45-го калибра

Рассказ, год

читать выложен с разрешения автора
FB2 FB2.zip EPUB MOBI RTF TXT HTML

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 48
Аннотация:

У плюгавенького выпивохи-ковбоя был кольт 45-го калибра. Как-то раз ковбой нашёл и выходил раненного индейца, который в знак благодарности вселил свой дух, дух воина, в пистолет ковбоя. Оживший кольт стал помогать ковбою и заодно учить его, как быть достойным воином. И всё бы было прекрасно, да вот только справедливо говорят: что индейцу хорошо, то ковбою.... И быть достойным воином и быть порядочным человеком — не всегда одно и то же.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора

номинант
Интерпресскон, 2015 // Малая форма (рассказ)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Сказатели. Русский фантастический № 1, 2014
2014 г.
Миротворец 45-го калибра
2014 г.
Почти разумны
2020 г.

Аудиокниги:

Миротворец 45-го калибра
2018 г.
Миротворец 45-го калибра
2018 г.
Почти разумны
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея сделать рассказчиком от первого лица орудие убийства, бесспорно, хороша. Нет, она не уникальна, и здесь следует вспомнить не только «Путь меча» Г.Л. Олди, где авторы целый роман изложили «от имени» всякого смертоносного железа, но и такой древний опыт в этом направлении, как... сказки Андерсена, да-да, не только о гадких утятах и зелёных горошинах, но и «Серебряную монетку», «Штопальную иглу», «Старый уличный фонарь»... Другое дело, что необычные даже для сказок персонажи угрюмого датчанина представляют собой характеры (не более того), рисуют нам трагикомедию нравов; «Миротворец» же Майка Гелприна — носитель определённой морали, которой не суждено найти общий язык с представлениями о порядочности владельца кольта калибра 45. Удивительно интересная и заманчивая тема, которая лишь очень упрощённо может быть изложена лапидарным «поставь себя на место другого».

Задуманная фабула, возможно, могла бы успешно расцвести и в любой другой локации (чем дальше читаю Гелприна, тем большим доверием к его писательскому мастерству проникаюсь), но автор выбрал время/место фронтира, а поэтому в тексте сливаются, словно воды Миссисипи, Миссури и Огайо, три языковые культуры, три литературные традиции: легенды американских индейцев, фольклор белых первопоселенцев Дикого Запада и творчество великих писателей тогда ещё очень юной по мировым меркам страны — Марка Твена, Джека Лондона, Френсиса Брет Гарта, О. Генри... И над всем этим великолепным пейзажем парит тонкая, едва заметная усмешка опытного, знающего себе цену рассказчика...

Спасибо, Джи Майк, отлично. Ещё хочу.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мудрого человека не надо уговаривать, он сам решит, как ему поступить».

Наконец-то я не был растроган, за рассказом Майка, а даже улыбался. Рассказ, безусловно, понравился. Написан он в стиле вестерн. Действия происходят на диком западе Америки. Рассказ ведет сам «миротворец» 45-го калибра, иначе говоря — револьвер. Герой в романе Дакота Смит, спасший индейца, который и подарил ему этот револьвер. Но не смотря на то, что в рассказе «миротворец» сам является отдельным героем, мне кажется, что «голос» револьвера это всего лишь мысли Дакоты. Ведь во всех ситуациях возникает двойная мысль. (А что если сейчас не смериться с оскорблением шефа, а взять и заехать ему в глаз.) – Конечно, шучу, но для наглядного примера моей мысли.

«Ни один воин не отдаст назад то, что добыл хитростью».

«Воин никогда не отказывается, если его избирают вождем».

При чтении, возникли какие-то ассоциации с повестью «О мышах и людях» Джона Стейнбека, есть некая схожесть именно в стержне. Думаю, мог бы получиться не плохой роман, в данном стиле и сюжете. Рассказ принес в мою голову мысли о противостоянии ангела и дьявола в каждом из нас. Это не конкретизировано в рассказе и Дакота Смит не ангел, как и «миротворец» не дьявол, но револьвер его определенно искушает. Над рассказом стоит поразмыслить... .

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ шикарный. Держит в напряжении и заставляет сопереживать героям до последней строчки. При том, что сюжет о двух напарниках у которых разные взгляды на жизнь, не мочалил только ленивый, в «Миротворце» не прослеживается ни капли банальности. Высший балл!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если этот прием не использован никем ранее, то я рукоплещу автору. Рассказчик – кольт 45 калибра. Это позволило автору решить кучу проблем. Изящно и тонко раскрыть конкурсную тему (необходимость убить). Сделать объемной и неоднозначной тщедушную фигуру второго главного героя — Дакоты Смита. Первый ГГ – конечно, миротворец. Разные во всем (темпераменте, мировоззрении, ценностях), оба ГГ составили удивительно симпатичную пару. При этом каждый сохранил до конца свою индивидуальность.

Миротворец оказался тем еще рассказчиком – лаконичным, с тонким юмором, прекрасно передав атмосферу вестерна – того самого Дикого Запада. И меня не напрягал говорящий револьвер, наоборот. Видно индеец любил поболтать, но статус замком сковал его уста. Натура говоруна проявилась в миротворце, и тот облегченно излился рассказом.

Все развешанные на стенах ружья выстрелили. Каждая мини-история доведена до логического конца. И все удачно взаимоувязались и сработали на создание помянутой выше атмосферы. С тревогой ожидаемый и слегка напрягший хэппи-энд с Дороти тут же сбалансировался развязкой с Матушкой Пэм. До кучи увязав и неизбежный развод героев.

Отдельно хочу отметить динамизм повествования. Ни одной паузы для вдоха, ни на секунду не слабеющий интерес. Хотя как-то выделить интригу не берусь.

Очень и очень.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавная история. У каждого народа свои представления о жизни, своя этика. В чем-то мы схожи, в чем-то различны до несовместимости. Дакота Смит, «пропойца-янки, непутёвый нищий оборванец» спас от гибели Ревущего Быка, «воина племени миннеконжу, мудрого, могучего и отважного». Благодарность Ревущего Быка проявилась весьма оригинально — он вознамерился сделать из Дакоты Смита воина по своему образу и подобию. И в результате герой оказался обладателем уникального револьвера: револьвер этот по всем вопросам имеет собственное мнение; бьет без промаха, когда считает это необходимым; отказывается стрелять, когда считает владельца неправым; сохраняет нейтралитет в спорных случаях; и неустанно поучает героя. вот один из наиболее показательных диалогов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Сколько раз тебе говорить, — упрекнул меня Дакота, едва Бубновый Джим убрался. — Я не воин. И несмотря ни на что, не буду воином.

“Ты ошибаешься, — возразил я. — Пройдёт ещё немного времени, и я сделаю из тебя воина”.

Дакота Смит побарабанил пальцами по столешнице.

- Знаешь что, приятель, — сказал он. — Ты не думай, что я тобой не дорожу и всё такое. Я бы скорее дал себя запихнуть в камеру, чем расстался с тобой. Но скажу тебе вот что: есть кое-что ещё на свете, кроме мужества, практичности и чести.

Я смолчал. Думать в абстрактных категориях я не умел. Бывают поступки, которые достойны мужчины, и бывают, которые нет. Совершать следует только первые, вот и вся правда. Но Дакота был ещё недостаточно мудр, чтобы это понять.

Револьвер очень старался. Но каждый в конце концов остался при своем. Миры несовместимых культур соприкоснулись и разошлись. Взаимное влияние возможно лишь там, где есть точки этические пересечения, а точка такая у янки и миннеконжу оказалась только одна: долг по отношению к беспомощному человеку, который не враг, и чувство благодарности за спасение.

Из этого рассказа становится понятным, почему янки не нашли общего языка с коренным населением Америки: не пересекающиеся культуры, выжить может только одна — сильнейшая.

Рассказ получился не только забавный, но и грустный. Соприкоснулись миры и разошлись, чтобы больше никогда не встречаться.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ великолепный.Мне понравилось что Гелприн реально читал и изучал о том что написал.Индейцы степей насиловали женщин и убивали,гвоздями живых к полу приколачивали.И старух и малолетних детей.Психология человека каменного века.Никаких намеков на Ситтинга Булла.Тем «знатоков«которые про Чингачгука книжек обчитались посоветую почитать воспоминания людей той эпохи или хотя бы научную литературу.Того же Стукалина. Ибо Нефиг свое мнение из фильмов про Виннету смешивать с тем что Реально происходило и о чем Гелприн без сомнения знает.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно. Нет, в самом деле, забавно. Читал и улыбался. Текст без особенных претензий, но весьма качественный. Один вопрос возникает: а как же теперь Ревущий Бык?

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ замечательно написан, но с реалиями Дикого Запада, как мне кажется, автор знаком довольно поверхостно. Дух Ревущего Быка сильно смахивает на братка, живущего по понятиям, а не на индейского вождя. Отсюда и своеобразное отношение к изнасилованной девушке. Сложно мне также представить ковбоя, борющегося за чистоту нравов, и содержательницу борделя (не в Париже или холодном Санкт-Петербурге, а где-то на просторах Техаса), называющую своих подопечных «белошвейками». Я уж не говорю о глубоких познаниях Ревущего Быка в карточных играх и о том, куда он удалился без души (напиши автор, что помер, было бы как-то понятней). Ну и т.д. Нестыковки мешают радоваться действительно отличному тексту.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротный рассказ, да они у Гелприна всегда такие. К сожалению, я ровно дышу к индейцам, ковбоям, кольтам и борьбе добра со злом в эстетике вестерна. А всё из-за того, наверное, что в шестидесятые, в рабочем посёлке моего детства ближе всего к безбашенным ковбоям были вечно пьяные сельские трактористы, не стоящие на ногах вне кабины гусеничного трактора, но вытворяющие чудеса вольтижировки за его рычагами. Автор в моём прискорбном равнодушии не виноват: Гелприн – молодец, уверенно работает с любым материалом. О`Генри и Майну Риду понравилось бы.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения остались противоречивые впечатления. Будь это не реалии Дикого Запада, а например Сицилия или Хьюстон/Детройт времен Великой депрессии получилось бы достоверно и отлично. А так... Дух Ревущего Быка — намек на Ситтинг Булла, вождя племени сиу-дакота? не такой он был. Он был способен сесть на нейтральной территории между американскими войсками проводившими артподготовку укреплений индейских объединенных войск и выкурить трубку. Но никак не выстрелить промеж глаз изнасилованной девушке. Да и что значит «не отказываются от предложений стать вождем»? Вождей выбирали, но если воин не считал себя достойным то отказывался, предлагая вместо себя другого. Надумано все это и слишком искажает объективную реальность.

Но если закрыть на все это глаза, то получится ненапряжный ироничный рассказ. Но вот беда, соринка в глаз попала, и глаз не закрывается...

Пожалуй не буду рекомендовать рассказ интересующимся индейцами.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Видимо, никто так и не заметит ничего странного в этом рассказе. Придётся высказаться самому.

Одушевление предметов — волне законный и даже традиционный приём. Проблема в том, что здесь волею автора произошло двойное одушевление. И оно порой сбивает с толку.

Рассказчик, он же «миротворец» совершенно чётко даёт понять, что он и поселивший в нём дух индейского вождя — разные сущности. Хотя бы вот этой фразой: «и дух Ревущего Быка покинул меня.

Тем не менее, активно действовать «миротворец» начинает только после того, как в нём поселился этот дух. Иначе Дакота не удивился бы так, услышав его голос. Иначе Дакоту не считали бы никчёмным оборванцем. Но вот что интересно — судя по словам рассказчика, действует он везде сам, без какого-либо внешнего побуждения: «я сказал», «я решил»,«я смолчал». При этом «миротворец» иногда начинает рассуждать как истинный индеец: «Воин никогда не отказывается, если его избирают вождем», а в следующий момент вдруг начинает сыпать мудрёными словечками вроде «аргументация», «компенсировать». Я уж не говорю о том, что он замечает, как партнер по карточной игре передёрнул. Зато он не замечает в себе ничего странного: с чего бы он вдруг стал таким деятельным и разговорчивым? Или откуда в нём взялись эти индейские понятия о чести?

Можно возразить, что он и не должен ни о чём таком задумываться, не кольтово это дело — размышления о самом себе. И я бы согласился, если бы он сам вдруг не ляпнул: «Думать в абстрактных категориях я не умел». Ага, щаз. Тот, кто не умеет думать в абстрактных категориях, даже не подозревает о том, что он этого не умеет. И даже слов таких не знает. И откровенно говоря, что-то я сомневаюсь, что это мысли самого «миротворца». Нет там на самом деле никакого духа пистолета и никакого духа индейского вождя. Один только дух автора.

Собственно, ничего плохого в этом нет. Так обычно и бывает. Даже не так — по-другому и быть не может. Плохо лишь то, что это слишком бросается в глаза.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая история! В свое время читал книги про ковбоев и индейцев, а теперь смог вернуться в страну Дикого Дикого Запада.

Понравились имена героев, понравился сказ.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх