fantlab ru

Альфред Ван Вогт «Слан»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
447
Моя оценка:
-

подробнее

Слан

Slan

Другие названия: Слэн

Роман, год; цикл «Слан»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

Люди ненавидят, боятся и преследуют слэнов. И убивают их. Как можно спокойно жить рядом с существами, порожденными машиной, которые умеют читать мысли!

Ну, а если слэны не порождение бездушного механизма, а следующий виток в эволюции человечества?...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первоначальная версия издавалась в журналах в 1940 году. Перерабатывался в 1946, 1951 и 1968 — печатаются до сих пор варианты 1951 и 1968 годов

Комментарий по вариантам из авторской колонке negrash

Подробный разбор пяти версий романа (англ.)


Входит в:

— цикл «Слан»

— журнал «Astounding Science-Fiction, December 1940», 1940 г.

— журнал «Astounding Science-Fiction, November 1940», 1940 г.

— журнал «Astounding Science-Fiction, October 1940», 1940 г.

— журнал «Astounding Science-Fiction, September 1940», 1940 г.

— журнал «Fantastic Story Magazine, Summer 1952», 1952 г.

— антологию «Наёмник», 1993 г.

— антологию «Слэн», 1994 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Роман

Номинации на премии:


номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1970 // Роман. 5-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Слэн
1992 г.
Наемник
1993 г.
Библия ПТА
1993 г.
Слан
1993 г.
Слэн
1993 г.
Шелки. Слэн
1993 г.
Слэн
1994 г.
Гиброиды
1995 г.
Крылатый человек
2001 г.
Оружейные лавки империи Ишер
2006 г.

Периодика:

Astounding Science-Fiction, November 1940
1940 г.
(английский)
Astounding Science-Fiction, September 1940
1940 г.
(английский)
Astounding Science-Fiction, October 1940
1940 г.
(английский)
Astounding Science-Fiction, December 1940
1940 г.
(английский)
Fantastic Story Magazine, Summer 1952
1952 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Slan
1946 г.
(английский)
Slan
1951 г.
(английский)
 Slan
1959 г.
(немецкий)
Slan
1960 г.
(английский)
Slan
1978 г.
(английский)
Slan
1989 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрый вечер, со-читатели.

По поводу данного романа — читал давно уже, но оказался проходным на тот момент. Сейчас подрос, уже до возраста, когда внуков делать надо) И таки прочитал снова. И, пардон, прифигел. Это же 1940 год, скоро век, блин, будет! Сразу отринем отметки эпохи, не этим он интересен.

И вот интересно, на американщине уже такие темы поднимались в то время и полёт фантазии отменный, а у нас была лысенковщина. Без обиды к отечеству, я его люблю. Цензура хорошо, но адекватная, но есть ли критерий адекватности? Так, ладно, что-то я не туда думаю)

По теме люди, супермены и среднемены — у Вогта будет ещё не мало произведений на эту тему. И.. техническая возможность мб уже есть, и мб уже что-то или кого-то выращивают. Кто его знает. Но принципиально, для человечества, проблема не решена. Ха, для большинства даже не поставлена. Что делать будем?) По любую сторону баррикады плохо, но я за прогресс. Хорошо что мы не бессмертные, пока ещё)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятный роман про суперспособности, столь любимый современной молодежью. Возможно, он и был на нее рассчитан, хотя в те далекие годы такой фантастикой увлекались и взрослые. Юный мутант-телепат становится свидетелем убийства собственной матери и дает себе клятву покарать всех виновных в ее гибели. Пытаясь найти на планете подобных себе, он приобретает необходимые знания и умения, чтобы со временем собрать свое оружие возмездия.

В принципе, главных действующих лиц в романе два: это сам Джомми и его vis-a-vis по несчастью Кэтлин, которую держат во дворце диктатора планеты как заложницу. Хотя, ее присутствие на всех секретных заседаниях Совета по слэнам и кажется слишком неправдоподобным. Вряд ли ей позволили подобное в реальности. Две параллельные линии позволяют ярче показать таланты слэнов (людей-телепатов), а также их окружение — низы и верхи человеческого общества. Джомми живет у старухи-старьевщицы практически на тех же правах, что и Кэтлин, только свободы у него побольше, т.к. старуха решила поправить с его помощью свое финансовое положение. Поэтому никто не мешает ему развиваться умственно и физически, чтобы в нужный момент выполнить поручение, данное отцом. От его успеха зависит не только будущее всех слэнов, но и всех остальных людей, ибо люди пытаются уничтожить всех слэнов, которые, в свою очередь, мечтают так же поступить с людьми. История длится почти 17 лет, так что взросление и становление главгероя показаны достаточно хорошо (в отношении девушки-слэна такого сказать нельзя). Правда, в его способностях одурачивать спецслужбы и своих товарищей по ремеслу слишком много допусков, очень похожих на обычные «рояли» (проникновение в охраняемое подземелье, лазание по фасадам зданий и угон космического корабля). Как и тайная космическая программа организации слэнов: ее вряд ли удалось бы утаить от правительства — даже такой шустрый малец, как Джомми, вычислил не только место, но и время старта очередной ракеты, чтобы без особых хлопот совершить банальную кражу корабля.Тем не менее, приключения героя от этого не кажутся менее интересными, т.к. автор всегда придумывает какой-нибудь неожиданный поворот или «забытый факт». Даже беглое знакомство с шефом полиции не проходит для сюжета даром — результат скажется в самом финале. Предугадать действия героя вряд ли получится, ибо автор предусмотрел все возможные реакции читателя, чтобы обмануть его ожидания. Так же не удастся объяснить и странную лояльность диктатора Кира Грея по отношению к Кэтлин, суть которой прояснится в самом конце романа.

Кроме Грея и шефа полиции Петти, еще одним важным действующим лицом является представитель тайной организации слэнов Джоанна Хиллори. Понаблюдайте за эволюцией ее взглядов — там тоже много странного и поучительного. В итоге окажется, что не все враги Джомми на самом деле представляют из себя врагов. Впрочем, как и друзья, которые вполне могут предать и продать. На таких неожиданностях весь сюжет и держится. Впрочем, один задел автор реализовать всё же не сумел. Речь идет о дворце диктатора, который раньше принадлежал слэнам. Отец передал Джомми его план с секретными ходами и комнатами. Я очень надеялся, что подобное знание не только поможет Джомми добраться до Кэтлин, но и переведет всё действо в очень эффектную кульминацию. Увы — не всё коту масленица... Хотя, если честно, финалу и так хватает драйва, чтобы несколько раз удивить читателя. Так что об упущенных возможностях сюжета горюешь не очень сильно.

------------------

РЕЗЮМЕ: история одной мести, которая растянулась на 17 лет и превратилась в собственную противоположность. Для подростковой аудитории будет не только интересна, но и поучительна.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научно-фантастический роман приключений американского фантаста Альфреда Ван Вогта «Слан» (или «Слэн»), открывающий одноименный цикл, имеет бурную издательскую историю. По официальной информации, текст выдержал минимум четыре редактуры. Поначалу, как водится, произведение издавалось по частям в периодике – в знаменитом рупоре научной фантастики «Astounding Science-Fiction» с сентября по декабрь 1940-го, а уж затем отдельными книгами. Автор менял текст в 1946, 1951 и 1968 годах. С этими правками «Слэн» издается и по сейчас. По литературным меркам это сравнительно небольшой роман, написанный несложным функциональным, но эффектным языком журнальных фэнзинов, иными словами работа профессионала, рассчитанная на коммерческий успех.

Роман удостоен премии «Хьюго» и считается одним из лучших произведений большой формы Золотого века научной фантастики по одной важной причине. Дело не только в увлекательном динамичном сюжете, и даже не в отлично переданном духе приключений, а в центральной идее – Ван Вогт впервые в истории жанра упоминает о сверхлюдях как новом биологическом виде, что появляется среди популяции обычных людей и борется за выживание.

Этих иных людей называют слэнами и считают мерзкими мутантами, исчадием зла – логическая реакция на чужака, ставшая уже естественной в любом человеческом обществе независимо от строя, этнического состава, географического положения и экономического уклада. Биологический закон в действии: все, что не похоже на нас, чуждо нам, и объявляется злом по умолчанию. Да, подобные сюжеты нам стали уже знакомыми благодаря многочисленным новеллизациям и экранизациям в поп-культуре (всем известные «Люди Икс», например), но тогда, в самый разгар Второй мировой войны эта тема вызвала отнюдь не развлекательные коннотации. В то время как в Европе кое-кто непосредственно занимался селекцией сверхчеловека путем уничтожения низших рас, Ван Вогт с прямотой смельчака раскрывает эту же тему в истории о преследовании мальчика-слэна, вызывая неизбежные ассоциации с евреями, вынужденными скрывать свое происхождение ради выживания.

Преследуемый, вечно в опасности, объятый страхом, ребенок-слэн вынужден постоянно убегать от хладнокровных убийц самого разного калибра, и пытается найти себе подобных. Пребывая в движении, герой придает действию нужный драйв и быстроту, отчего события в истории бегут быстро, стремительно, захватывают – погони, схватки, ловушки чередуются одно за другим. Вогт очень умело нагнетает атмосферу тотальной паранойи, ощущение близости врага, который буквально дышит в спину и в следующее мгновение уже готов схватить зазевавшуюся жертву. Все это в декорациях будущего, а значит в век продвинутых технологий, что служат на благо правящему классу и господствующему виду. Вогт рисует общество биофашизма, если можно применить такой термин – систему диктата власти людей одного вида над другими, причем суть человеческого могущества кроется отнюдь не в достоинствах людей – финал романа красноречиво и иронично подчеркивает, как и кто как правило жаждет уничтожения иных. Не забываем, что главный апологет нацизма был евреем, и тогда суть замысла Вогта становится вполне понятной.

Но малый объем романа играет с ним злую шутку; одновременно с плюсами снабжает его недостатками, а именно – шаблонностью, схематичностью мира и героев. Фактура и того, и другого выпирает лишь отчасти, скупыми набросками, что не дает вообразить себе этот мир будущего в деталях, а значит не позволяет погрузиться в него полностью. Замени Вогт футуристические декорации на какое-нибудь гангстерское Чикаго конца 30-х, разницы особой никто бы и не заметил.

В сумме, «Слэн» Ван Вогта – первый широко известный научно-фантастический роман, исследующий проблематику противостояния человечества новому виду homo, следующей ступени в эволюции. После появятся многочисленные вариации этого сюжета, впрочем, не менее талантливые – вспомним и замечательные «Кукушки Мидвича» с «Хризалидами» Уиндема, и потрясающий роман «Больше чем человек» Теодора Старджона, и «Волны гасят ветер» братьев Стругацких, — но Ван Вогт оказался в этом вопросе первым. По крайней мере, первым известным автором, если не считать «Странного Джона» англичанина Олафа Стэплдона, ставшего скорее вещью в себе, надолго скрытой от массового читателя.

Да, Ван Вогта не интересует космическая экспансия и пришельцы, автора заинтересовал человек в социально-биологическом смысле. Как оказалось, многих читателей эта идея тоже зацепила и со временем лишь упрочила свою актуальность.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало 2020 года… Было желание перечитать «Дюну» или «Хроники Эмбера», вновь заглянуть на страницы «Барраярского» цикла или вернуться в «Академию» Азимова. Однако жизнь, как всегда, распорядилась иначе, и Кабаша впервые прочитал научно-фантастический роман Альфреда Ван Вогта «Слэн».

Яркий, взрывной, похожий порой на динамит, сюжет произведения то замедляется до нуля, то, внезапно «проснувшись», выдает на гора массу событий на страницах книги, выплескивая их на читателя в такой, почти предельно допустимой концентрации, что едва успеваешь осознавать прочитанное. А лучше всего — вернуться назад и перечитать еще раз.

При желании пытливый читатель сможет провести множество ассоциаций между событиями на страницах романа и ситуациями в реальной жизни. Здесь и положение евреев в рамках третьего рейха, и паранойя о наличии врагов и шпионов среди обычного мирного населения и попытках распознать оных, причем порой неудачных и приводящих к гибели ни в чем неповинных людей, и многое другое. Однако, вся прелесть книги не в этом.

Одним из весомых отличий Альфреда Элтона от своих коллег по цеху, на взгляд Кабаши, является тот факт, что Ван Вогт не пытается хоть как-то примирить описываемую им реальность с настоящим миром. Он ничуть не задумывается о том, как могло наступить все то, что происходит в его книге. Ему гораздо интереснее развивать историю уже в выстроенных декорациях, чем объяснять читателю их природу.

А поскольку с фантазией у автора все в порядке (надеюсь, смогу убедиться в этом и далее, прочитав другие его произведения), то дивный нелогичный и причудливый мир, который изливается со страниц романа «Слэн» (не менее странный, чем всем известный «Твин Пикс», но более яркий и сочный) манит, увлекает и заставляет читать страницу за страницей, следя за приключениями Джомми, политикой Кира Грея или попытками Кейтлин справиться то с Дэйви Динсмором, то с Джоном Петти.

З.Ы. Читал версию 1951 года.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

И всё-таки произведение оригинальное, первое в своем роде и для своего времени. Все похожие были уже потом. Мир нового человека. Наверное тогда, когда уже началась вторая мировая война, тема сверхчеловека была актуальна, ибо в Европе её внедряли реально... Автор не пытается противопоставить своего сверхчеловека, он просто рисует его таким каким представляет сам, а время и идеи витавшие в воздухе дополнительно наделяют его качествами, которые сегодня не каждый бы рискнул даже упомянуть. Конечно, сюжет не блещет логичностью и обоснованностью событий, но роман просто пропитан духом приключений, эпичности, веры в возможность изменить мир, а в сочетании с неплохим текстом позволяют считать его неординарным.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нечто среднее между фантастикой Уэллса и современными технократическими бродилками а-ля Головачев — Злотников — Морган и иже с ними, где крутые экстрасенсы, запросто перекусывающие стальную арматуру — опосля медитации, раскрывающей секреты Мироздания, разбирают и охаживают промасленной ветошью любимый крупнокалиберный ручной пулемёт.

В этой книжке — как бы — некая серединка, всего понемножку: и — всякие телепатии с телекинезами (которые — аки проклятие, ибо «обычное» человечество нашло единственный универсальный способ защититься от таких проявлений «могущества разума» — лишение жизни их обладателя), и — космический корабль, спрятанный в недрах горного массива, построенный усилиями одного индивидуума, щедро одаренного означенными проявлениями.

Первое — почти реалистично. Потому что вполне себе обычно для современного менталитета. Второе — до неприличия наивно и нереалистично. На таковом фоне титаны промышленных технологий вроде Королева, Курчатова, Туполева, положившие всю жизнь (вместе с ресурсами целой страны и миллионами иных жизней) на освоение одной-единственной узковедомственной технологической ниши — воспринимаются тупоголовыми аборигенами, неспособными к действительным свершениям оного разума.

Увы и ах. Так не бывает. Тут как раз тот случай, когда — железобетонно и мастодонтально — «...один — в поле не воин...». И тут — вполне уместной будет и заезженная фраза о том, что даже 9 беременных женщин, ежели собрать их в одном месте — не смогут родить ребёнка за 1 месяц.

Но... вот ведь магия восприятия... Нереалистично — да. НО. Сказке хочется внимать. И ещё раз, и ещё. Потому и книжка — такая странная именно по особенностям восприятия: некая технократическая Сказка.

Мозгами понимаешь, что — наивно и даже глупо местами. Но сердце — игнорирует бубнеж мозгов. Сердце — наслаждается сказкой

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, иногда хочется чего-нибудь легенького, что напоминало бы о так любимых в детстве книгах, где главного героя за каждым углом, за каждым поворотом тропинки, за каждой приоткрытой дверью поджидало ПРИКЛЮЧЕНИЕ; где, несмотря на трудности, несмотря на силу и коварство врага, герои добираются-таки до ожидаемого (но от этого вовсе не скучного!) happyend'a. Если и у вас вдруг будет такое же настроение, советую обратить внимание на эту книгу.

Однако замечу, что «легкость» романа не означает безыдейность и отсутствие поднимаемых проблем и вопросов — там есть над чем пофилософствовать. К примеру, затронутая в книге тема угнетения чем-то непохожих на других людей наверняка покажется близкой не только натерпевшимся в школьные годы ботанам и представителям меньшинств.

Не десятка потому, что некоторые повороты сюжета кажутся несколько натянутыми и высосанными из пальца.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга, в своё время мне очень и очень понравилась.

История, так сказать, одиночества и выживания индивидума с существенными отличиями.

Очень жаль что не переведено второе произведение цикла...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для сороковых годов прошлого века весьма неплохо, хоть логика героев отказывает на всю катушку, и крышу уносит напрочь, несмотря на то, что автор пытается наделить их аналитическим умом и всем отсуда вытекающим. Пару раз продолжал читать «Слана», лишь пересилив себя и руководствуясь тем, что я все книги дочитываю до конца. Нет, совсем уж нудятиной назвать нельзя, но сверхспособности главгероя сперва веселят, а потом начинают раздражать. Мотивировка поступков... вот об этом совсем говорить не хочется, если честно. Да и притянутые за уши хэппи энды я не очень, признаюсь честно.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

хороший роман, в меру интересный, но не более...один раз можно прочитать, но не более...

очень уж предсказуемый конец со СЛЭНом получился, да и с девушкой, включив их хваленую логику с возможностями в 300-400 раз превосходящих чеовеческие, уж можно было одному из Величайших сразу догадаться, где Истина...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая книга, м.б., слишком уж в мейнстриме тогдашней фантастики, недостатком же является не столько качество произведения, сколько тот дух времени, к-рым нанесло всех этих сверхчеловеков, проблематику всемогущества, и отсюда же невнятная помесь «романа воспитания» с космооперой.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротная книга периода рассвета американской фантастики. Но к сожалению эта книга не входит в категории на все времена. В свое время она бесспорно была популярна. Однако с течением времени восприятие читателей меняется. И хотя у нее хороший сюжет и отличное повествование более 7 баллов я поставить не могу. Возможно из-за того, что книга слегка напоминает комиксы.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала это произведение еще в подростковом возрасте, оно оставило неизгладимые впечатления, до сих пор переживаю эти моменты. Написано интерессно, увлекательно. Понравилась сама идея, и её исполнение. Борьба героев, поиск и удивительный финал.:wink:

Может сейчас мне показалось бы оно наивным, но если посмотреть на год написания книги, то можно понять откуда этот романтизм и мечта в книге.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот я и заборол последний (пятый) роман в серии Шедевры Фантастики «Слан». Я себя чувствую победетелем, так как на Слане я по настоящему сломался. В принципе сюжет очень неплохой, но реализация как всегда у Ван Вогта подкачала. Поначалу сюжет нравится, потому же автора по фирменному начинает нести так, что просто хочется отложить книгу подальше. В от пожалуйста пример, после которого я забросил книгу на дня два:

Двое сланов оказываются запертыми в подземном городе (катакомбах), окруженные полчищами полиции. На предложение девушки скрыться на летающем автомобиле юноша отвечает отказом, мотивируя это тем, что днем их будет видно на фоне неба и их собьют. Поэтому он принимает решение подождать ночи. И он решает поспать. :eek: Когда он просыпается, он заявляет, ЧТО ХОЧЕТ КУШАТЬ :eek: . После этого девушка говорит, что она хозяйка и она может приготовить ужин, тем более в 300 ФУТАХ ЗАБРОШЕННАЯ КУХНЯ :eek: Она идет с продуктами на кухню в катакомбах и ее там убивают. Юноша, сердце которого разбито, берет свой автомобиль, садится и НАЧИНАЕТ ЗАКАПЫВАТЬСЯ, и под землей, под катакомбами преоделевает ВЕСЬ ГОРОД, вылазит за городом из-под земли и плачет.

Зачем ждать ночи, если можно уйти под землей? зачем спать, когда тебя ищет полиция и кругом опасность? и наконец, зачем готовить еду в заброшенной кухне, в подземном городе несколько сот лет никто не жил... что ожидала там найти хозяйственная девушка — солонку, приравы, макароны и что она хотела там приготвить? вот такими моментами славится Ван Вогт.

Дочитав, этот роман я чувствую себя по настоящему свободным и счастливым, я столько потратил сил на одаление его и остальных четырех, что сей марафон напоминает подвиг. Впервые после прочтения книги у меня появилось стойкое ощущуние, что эту книгу не буду перечитывать никогда! Сижу и с подозрением смотрю на сборник рассказов автора «Черный разрушитель», вышедший в этой же серии и мне не хочется. :confused:

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное Н,Ф произведение. Сейчас по прошествию 68 лет сюжет кажеться наивным, однако для своего времени это был однозначно шедевр. Затрагиваемая проблема, очень актуальна и сейчас, человек боиться всего не ведомого, несовпадающего с его инф. и биологической матрицей. Лавинообразный рост сепаратизма в мире тому подтверждение. А если появятся мутанты? Удел их только смерть! Человечество не допустит, что бы рядом с ним жило что то не ведомое и заведомо более сильное. Отличный роман, приятного прочтения.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх