FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Ключ от Королевства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Голосов:
711
Моя оценка:
-

подробнее

Ключ от Королевства

Ключ від Королівства

Роман, год (год написания: 2004); цикл «Ключ от Королевства»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

Случайная встреча на улице — и вот ты уже не просто ученица средней школы.

Ты — маг дороги. У тебя есть волшебный посох. Ты знакома с великим королем Обероном. У тебя появляются надежные друзья и страшные враги. Впрочем, иногда ты можешь стать врагом самой себе. И начинаются долгие странствия, где можно узнать предел собственным силам, поверить и разочароваться, победить и потерпеть поражение.

Ты — маг дороги, и все дороги отныне твои.

Примечание:

Украинский перевод («Ключ від Королівства») — 2005 г., русское издание — 2006 г.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 205

Активный словарный запас: низкий (2576 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Ключ от королевства
2006 г.
Маг дороги
2007 г.
Ключ от Королевства
2009 г.
Маг дороги
2010 г.

Периодика:

Путеводная звезда. Школьное чтение, № 7 2019
2019 г.
Путеводная звезда. Школьное чтение, № 8 2019
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Ключ від Королівства
2008 г.
(украинский)
Karalystės raktas
2014 г.
(литовский)
Ключ від Королівства
2017 г.
(украинский)
Ключ від Королівства
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как практически всегда у Дяченко. Жила-была себе девочка начального пубертатного период, и вдруг встречает необычного мужчину. А дальше — все, что угодно, может, учеба в местном Хогватсе, может, спасение мира от апокалипсиса. Или как в «Ключе о королевства» элементарное попадание в классическое фэнтэзи. Где даже властителя называют без заморочек Обероном. Ай-я-яй, модные фантасты, ну явная же халтура с разработкой сюжета. На уровне первых проб школьника.

Конечно, в отличие от школьника, сам роман писан профессионально. Роад-муви с вкраплением обыкновенных фэнтэзийных интриг. Но под нарочито сильным подростковым соусом. Где даже отягощенные жизненным опытом персонажи ведут себя по-мальчишечьи, без многомудрых взрослых многоходовочек, грязи и цинизма.

Сказать откровенно, если бы я познакомился с Дяченками не через Виту Ностру, а с «Мага дороги», то, скорее всего, этот бренд ушел бы в закат из-за своей тривиальности. А пока у супругов есть кое-какой кредит доверия и ожидания необычности. На продолжение, правда, особых надежд нет. Но парочка достаточно известных романов все-таки не выброшена из листа ожидания.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чего не отнять у Дяченко, так это того, как они перетасовывают заезженные идеи. Казалось бы, монстры, принцы, маги, параллельные миры, но все равно добавили щепотку своего в виде кочующего королевства, живущего по странным правилам Дороги.

Но все равно это простая книжка для подростков. Ах, мне так тяжело живется, меня никто не любит, но вот уже на горизонте появились персонажи, для которых я стану уникальным и весьма ценным товарисчем. Уж они-то меня оценят по достоинству, ведь я получу необычный дар и вообще буду крутой/ая. Дяденькам такое читать не зайдет, про тёть не знаю.

И вот еще: персонаж — это девочка-подросток. Но в книге нет ничего, характерного для ребенка. Никто не нянчится, не объясняет ей, что нужно делать и как вести себя в новых условиях. Нет ничего характерного для детского возраста. Заменишь школу на офис, 13 лет на 21, и никаких несоответствий не возникнет.

Вспомнилась «Астровитянка», которая несомненно хуже и безжизненней в 100 раз. И «Слово ветра», где становление героя, обучение и магия показаны многогранней, сложней и лучше. А не просто схватился за чей-то посох, и все само как-то происходит.

И учиться не надо, дети же не любят школу.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что такое Королевство?

Просто удачная выдумка, или тема, взятая из реального мира,

но описанная в аллегорической форме волшебных приключений?

Ведь по настоящему хорошо можно писать только о настоящем,

которым для Толкиена были языки и фольклор,

для Лукаса с его звёздными войнами — греческая мифология,

для Пушкина — нянины сказки.

Мне показалось, что Королевство — это театр.

У каждого своя роль, и если кто-то откажется

её играть — спектакль развалится, погибнет.

Король — это режиссёр, который нуждается в надежде

каждой актрисы, мечтающей получить главную роль.

Постановка нового спектакля вырывает артистов

из привычной жизни, заставляет их искать.

В какой-то деревне зрители говорят «Не верю!»,

и королевство вынуждено искать дальше.

Оберон не может взять другого мага дороги,

потому что по сценарию маг дороги должен быть

именно таким юным. Приходится учить летать

именно Лену Лапину, у которой есть задатки.

Отвлекаться от государственных дел,

лишь бы ребёнок (которому это труднее

всех профессиональных актёров)

смог сыграть свою роль.

А когда в другой деревне зрители скажут «Верю!»,

всё остальное пойдёт как по маслу —

люди валом повалят в Королевство,

как будто сам Кон к спектаклю благосклонен.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще с Дяченками у меня не складывается. Большинство их романов мне хоть и нравится, но ощущение «чего-то не хватает» не оставляет. Но на данный момент трилогия «Маг дороги» — лучшее из прочитанного и первое, что отправляется в личную библиотеку.

Книга, конечно, во многом детская. Главной героине 13 лет и именно в таком возрасте и стоит эту книгу читать, пищя от восторга. А я и в 22 почти пищала)) Уж больно задорные тут герои, так и тянут за собой (хоть разорвись!). И сюжет (особенно первой части, дальше как-то странно) манит и околдовывает.

А главное, что вопросы писатели поднимают всегда актуальные: дружба, верность, храбрость, борьба с собой, доверие, надежда. И решают их не по-детски просто, а по-взрослому выстраданно.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, многое тут для детей. Но немало и — для взрослых. Даже сама эта идея, о рождении нового королевства в прекрасном месте, полном дружелюбных чудес, — да разве не мечта это для любого человека, в любом возрасте? А благородный волшебник, немолодой красавец, — не идеальный ли это герой для любой женщины? Да и вообще, кому из нас не хотелось бы вдруг обрести чудесные способности, отомстить обидчикам, помочь друзьям... полететь, наконец! А так как роман написал отлично читаемым языком, действие затягивает и ты действительно словно приобретаешь что-то от маленькой ГГ.

Симпатичная книга, для любого возраста.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я тоскливо сожалею о том, что книга мне не попалась в том возрасте, в котором и находилась героиня — в мои 12-13, в это время еще веришь в чудо и свою избранность (Хотя я хоть и с сомнением, но жду письмо из Хогвартса до сих пор.)

Это про блуждание по пыли дорог в поисках того, что нужно. Весьма подходит фраза: «или хорошо, или никак». Мне казалось неправильным и обидным то, что героиня все-таки вернулась обратно домой — я бы эгоистично убежала от обыденности. И да, мне показалась, что эта барышня-подросток — эдакий противовес «стандартному крапивинскому мальчику» :)

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно же, в первую очередь, эта книга для подростков, но и взрослому читателю обращение к ней доставит многие минуты настоящего удовольствия. Книга умна, интересна, прекрасно построена композиционно, в ней подняты серьезные морально-этические проблемы и нет ни единого ляпа. А кроме этого она по-настоящему добра, а ее основополагающая идея — о Королевстве, преобразующем ткань «тонкого» мира в «толстый» мир — очень красива. За хороших героев книги нешуточно переживаешь, плохих — ненавидишь..

И, что особенно радует, роман прекрасно сбалансирован с точки зрения его эмоциональной и рациональной составляющих. Возможно, сам сюжет несколько простоват для взрослого читателя, но зато он отработан весьма и весьма добротно, как говориться «без единой помарочки».

И еще. У Дяченок главный герой книги, Лена Лапина, это действительно тринадцатилетняя девченка, и думающая, и ведущая себя соответственно. И это выгодно отличает роман от других произведений, где героями также являются подростки. Вспомните, хотя бы, того же Садова с его «Рыцарем Ордена» — там его главный герой, тринадцатилетний Егор, в большинстве своем размышляет, говорит и ведет себя так, что далеко не всякому и взрослому мужчине под силу будет...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из всей фэнтези что у них читал — это самое сказочное (читай — почти детское). И первое их творение которое врят ли буду когда-либо перечитывать. И не потому, что якобы плохо, а потому что хорошо, но слишком подростковое.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Разочарование наступило с первых же страниц.

Похоже, Дяченко попали в обычную для детских авторов ловушку – они почему-то решили, что детская книга не должна быть «умной». Достаточно сгенерировать главного героя, малолетнюю «мерисью» (и обязательно «попаданку», законы рынка диктуют – не беда, что в детской литературе «попаданцы» всех достали еще раньше, чем во «взрослом» чтиве), бросить её в самую гущу событий, накидать побольше крутых спецэффектов; позволить ей сначала почувствовать себя дурочкой; потом сделать её «звездой», «прокачав» до героических показателей, затем позволить ей потерпеть сокрушительное фиаско и чуть не погибнуть, а, в конце концов – пафосно превозмочь, победить и всех спасти, себя в первую очередь (это же детская книга). И, конечно же, в каждом эпизоде – своя бесхитростная мораль. (На уровне НЛП – «У зла нет власти! Нет власти, я сказал!!1111). Дружить хорошо, враждовать плохо, старших надо уважать, и т. д.

Но это суть. Исполнение тоже не на высоте. Сюжет – с места в карьер, экспозиция скомкана. Написано от первого лица, главной героини Лены (13 лет). Честно говоря, для тринадцатилетней героиня весьма инфантильна. Может быть, книга рассчитана на более младшую аудиторию? Тогда что мешало авторам сделать и Лену поменьше? Внутренний психологический портрет тоже неубедителен – героиня то «взрослеет», то «молодеет», то рассуждает как взрослый человек, то дурачится.

Герои тоже вполне картонны. Добрый Оберон-резонер всех спасает и поучает, Гарольд вредничает, но на самом деле, он, конечно няшка, принц – гордый придурок. Единственным неоднозначным персонажем получилась невеста принца, принцесса Эльвира – умная, образованная, тонко чувствующая – и в то же время деспотичная, гордая, своевольная. А толку – все равно ближе к концу книги она уходит далеко на задний план.

Мир развивается очень сумбурно, есть ощущение, что у авторов не было никакого четкого замысла. А что мудрить – дорога между мирами по определению – враждебный хаос. Отмечу положительный момент – монстры получились неплохо, оригинально, для детской книги даже жутковато. Правда, есть ощущение, что все они позаимствованы с вариациями из современных компьютерных игр – видимо, по задумке, так к целевой аудитории ближе.

Ну почему Дяченко не смогли написать так же, как и для взрослых? Ведь не страдают они ни тягой к банальным сюжетам, ни стремлением сочинять тупую развлекаловку. Неужели нельзя было писать от души, так, как хочется, а не сооружать весь этот неуклюжий конструкт? Дети сильнее, чем взрослые, чувствуют фальшь. И зачем «разжевывать» идейное содержание? Читатель-ребенок должен сам уметь докапываться до истины. Книга должна быть «на вырост», без сюсюкания и картонности. Иначе развиваться будет некуда, и, подрастая, такой читатель переместится в сторону полок с «армадовским» ширпотребом.

Достоинства произведения:

грамотный язык (все-таки это Дяченко);

местами – атмосфера;

монстры и пейзажи.

Недостатки:

примитивный и сумбурный сюжет;

неправдоподобные, «картонные» персонажи;

примитивное идейное содержание, навязчивое морализаторство;

плохо проработанный мир;

общая неоригинальность.

Итог: совершенно искусственная, шаблонная книжка. Взрослому читать будет скучно, ребенка позабавит и забудется через неделю.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго расчитывала. Наверное, именно потому, что уже не вхожу в целевую аудиторию. Но потом втянулась и стало интересно чем же все кончиться :)

так что к прочтению рекомендую, но лучше пусть вам все же будет при этом 12-14 лет :)

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы эта книга попалась мне в 12 лет, я бы сказала – вау! Тогда я могла мечтать, что добрый и благородный Король поможет решить мои проблемы в этом мире и заберет в другой, волшебный. Тогда я могла мечтать о прекрасном принце (ничего, если он оказывается не таким уж и прекрасным) и хороших друзьях (если они при этом еще и маги – вообще замечательно).

Но прочитала эту книгу я гораздо позже. Я до сих пор люблю сказки, и люблю читать про детей, и есть чудесные истории, которые подходят для любого возраста. Но про «Ключ от Королевства» я этого сказать не могу. Мне хотелось бы побольше узнать о самом Королевстве, о его истории, об Обероне. Но получаю я только переживания Лены – получится, не получится? Я не маг дороги, я ничего не умею… Я маг дороги, я всех победила и всех победю! И так далее. Читать интересно, но я понимаю, что так может вести себя, принимать такие решения и переживать по таким поводам только девочка-подросток. И ее приключения не вызывают ностальгию по детству (как это бывает со мной, когда я читаю например Крапивина) и не захватывают красотой или необычностью (так было для меня с «Ходячим замком»).

Итог: читать стоит, очень даже стоит, но желательно в определенном возрасте. Иначе может произойти то же, что со мной – и книга покажется интересной, но далекой.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, когда я брался за роман Ключ от Королевства, я знал, что роман подростковый, но я не думал, что все окажется настолько плохо. Все-таки Дьяченко — писатели уже с определенным и довольно высоким авторитетом, и я даже не мог подумать, что они выпустят подобную халтуру.

Но начну по порядку. В центре повествования — тринадцатилетняя девочка Лена, у которой жизнь не очень пока складывается. Дома не ладятся отношения с матерью, которая много работает, к тому же она живет с отчимом. В школе ее довольно часто обижают старшие — из-за ее возраста. Да и по книге нет ни одного упоминания, что у Лены есть друг или подруга, вообще — за все время пребывания в своем мире она не общалась ни с кем, кроме врагов, учителей и семьи. Одним словом — типичный подросток переходного периода, у которого куча проблем, комплексов (из-за небольшого роста). Можно сказать, что Лена полная неудачница. Думаю, в какой-то мере тут авторы решили обыграть следующий ход — чтобы читательницы могли узнать себя, хотя бы частично, в Лене. Потому что, такие, как Лозовая (старшеклассница, которая задирала Лену) книг, как правило, не читают. Одним словом перед нами предстает маленькая девочка с кучей проблем и комплексов, считающая, что жизнь не удалась. И спасти ее, естественно, может только чудо. А так как книга фантастическая — чудо происходит.

И вот Лена встречает ни кого-нибудь, а короля Королевства. И это король предлагает ей — неудачнице, не могущей постоять самой за себя, обладательнице куче проблем и комплекса небольшого роста, к тому же у Лены глаза на мокром месте — стать Магом Дороги, то есть практически боевым магом, просто название в книге чуть другое, но сути это не меняет. При этой ситуации возникает вопрос — а что, никого получше на эту нелегкую должность не было??!! Никого кроме малолетней девчонки, не знающей даже азы волшебства, но, вроде как, обладающей потенциальной силой. Потенциал у нее может то и есть, но вот силу надо еще уметь и использовать. А Лена при каждом удобном и не очень случае впадает чуть ли не в истерику и слезы. И это боевой маг, которому надо будет доверить Королевство. Одним словом ничего, кроме удивления и аналогии с роялем в кустах этот факт не вызывает. К тому же Лену находят практически перед самым ответственным моментом — переходом Королевства. И учить ее, естественно, некогда. Обучение будет проходить в боевых условиях. Обучение будет проходить в боевых условиях. Ну и какой же Оберон после этого король, если доверяет свое Королевство не то, что магу-недоучке, а вообще не начавшему обучение.

Кроме того, многие вещи авторы так и не объяснили в книге. Самым главным подобным упущением стало для меня сама идея мироздания. Есть Королевство, вокруг которого сплачивается остальной мир, к нему тянуться люди (вопрос — откуда тянуться???). Есть межпространство, для путешествия через которое нужны Маги дороги. Но вот как происходит сам процесс перемещения в пространстве, чем отличается межпространство от территории Королевства, как происходит перемещение по этому межпространству, и самое главное — как крестьяне приходит в Королевство, как они живут за пределами территории Королевства, откуда они появились. Ведь путешествие там опасны, зачем же тогда нужны Маги дороги. Одним словом, тут очень много вопросов, мир довольно сырой и недоработанный. Кроме того, сама терминология авторов — тонкий и толстый мир, мне как-то не понравилась (в особенности толстый мир — звучит как-то совсем не очень, режет слух; можно же было назвать его как-то по другому).

Как итог могу сказать: это уже второй роман авторов, в котором я разочаровался (первый был Магам можно все, хотя разочарование было не так сильно, как здесь). У Королевства есть продолжение, но читать я его не буду, это точно, слишком уж плох первый роман, даже со скидкой на то, что рассчитан он на подростков.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ключ от королевста» — одна из лучших детских сказок, которые мне доводилось читать. Меня умиляют вопли критиков про «набор шатмпов и клише». Друзья мои, это же сказка! В основе сказки (хорошей, интересной детям сказки) всегда лежит одна из известных схем. Кажется, их всего восемь. В данном случае, это путь героя. При и этом авторы придумали настолько оригинальный мир, что ни о какой штампованности не может быть и речи. Все эти сосуны, туманная баба, путешествующее королевство. По-моему, это ярко и свежо. А еще чудесный язык Дяченок. Такой нежный, хрустальный и очень образный.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если судить по тиражам издаваемой ныне фантастической литературы, именно фэнтезийные книги наиболее востребованы у значительной части читательской аудитории. Многие специалисты считают, что подобные пристрастия являются ярким проявлением одной из форм эскапизма. И если это действительно так, а я склонен этому верить, то популярный до шаблонности сюжет «наши в другом мире» можно считать квинтэссенцией литературного эскапизма.

Читатель с легкостью персонифицирует себя с персонажами, которые уже на первых страницах чудесным образом оказываются в мире меча и магии, окунаясь в водоворот приключений разной степени опасности и увлекательности.

Вот только всё это давно набило оскомину. Вся эта бесконечная череда майоров-десантников, разных прочих спецназовцев и студентов, отягощённых энциклопедическими знаниями, но с обязательным увлечением восточными единоборствами в комплекте с историческим фехтованием. А пуще этих – разномастные дамочки, с внезапно проснувшимися в них недюжинными магическими способностями.

А ведь к некоей разновидности последних вполне можно отнести и Лену Лапину – главную героиню романа «Ключ от королевства». Девочка просто обречена на эскапизм. В обязательный комплект юной «попаданки» входят: светлый цвет волос, подростковые комплексы, неблагополучная семья, проблемы в школе, но главное –королем Обероном у неё была выявлена потенциальная возможность в среднесрочной перспективе стать Магом Дороги.

Кроме этого «Ключ от королевства» – классический роман взросления, что также подразумевает широкий спектр устоявшихся клише и штампов. Как это принято, главный герой просто обязан первоначально показать полную несамостоятельность в новом мире, и несостоятельность в профессии, затем добиться некоторых успехов, наделать множество всевозможных ошибок и героически их все преодолеть. В самом худшем варианте – именно благодаря его усилиям всё закончится хорошо. Нередко – чуть ли не вопреки логике.

Выбрать именно такую сюжетно-жанровую площадку для строительства своего Мира – серьёзная опасность для писателя. Своего рода вызов его таланту. И в данном случае соавторам удалось более-менее успешно пройти по узенькому мосту над пропастью.

Во-первых, книга адресована детской и подростковой аудитории, и именно в этом случае использование приёма «наши в другом мире» я считаю вполне оправданным. Особенно, с учетом того, что юный читатель видит перед собой историю сверстника.

Во-вторых, проходя по ходу повествования через опасности и приключения, преодолевая трудности и выбираясь изо всех положенных по сюжету ловушек, в большинство из которых она попадает по вине собственных комплексов и заблуждений, Лена именно, что взрослеет. И при этом, она по-прежнему остаётся нормальным и живым подростком, а отнюдь не превращается чудесным образом в очередную реинкарнацию Мэри Сью, легионы которых заполонили полки наших книжных магазинов.

Ну, а несомненным украшением, почти стопроцентным попаданием в цель, можно в очередной раз с уверенностью назвать созданную соавторами литературную вселенную, где король Оберон в вечном поиске ведёт по Тонкому миру своё Королевство.

Отзыв — часть обзора, размещённого в АК http://fantlab.ru/blogarticle10929

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая детская книга. Можно даже сказать — сказка для детей среднего школьного возраста. Проблемы нравственного выбора, самоопределение — то, что важно для подростков. Сюжет, правда, немного размыт, беден событиями. Люди куда-то шли-шли и вот, наконец, пришли. С самой главной героиней как будто ничего и не происходит, все действия, развитие отношений касаются других персонажей. Ожидаешь все-таки чего-то большего

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх