FantLab ru

Альфред Ван Вогт «Война против Руллов»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.78
Оценок:
388
Моя оценка:
-

подробнее

Война против Руллов

The War Against the Rull

Другие названия: Война против Рулл; Война против рулл; Война с монстрами; Галактическая война

Роман, год; цикл «Война против Руллов»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Человечество ведет войну против рулл, чуждых человечности и состраданию, уничтожающих разумную жизнь на любой из доступных им планет.

Их раса столь чужеродна и параноидальна, что они, должны быть, родом из другой галактики. Их подлинный облик — что-то вроде тёмного, большого червя с множеством различных придатков. Но они могут принимать любой облик.

Только эзвалы, обладающие телепатией, но скрывающие свою разумность от представителей других рас, могут помочь в этом затянувшемся противостоянии...

Примечание:

Как и многие романы Ван-Вогта, представляет собой слегка переработанный сборник рассказов.


В произведение входит:

6.42 (12)
-
6.75 (62)
-
1 отз.
6.93 (86)
-
1 отз.
6.71 (73)
-
1 отз.
6.05 (77)
-
1 отз.
6.90 (175)
-
8 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— антологию «Последний шанс», 1993 г.

— антологию «Двенадцатые Звездные войны», 1994 г.

— антологию «Слэн», 1994 г.

— антологию «Ландскнехты Галактики», 1997 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение», 2003 г.


Похожие произведения:

 

 


Последний шанс
1993 г.
Библия ПТА
1993 г.
Война против Рулл
1993 г.
Чудовище
1993 г.
Двенадцатые Звездные войны
1994 г.
Слэн
1994 г.
Крылатый человек
1994 г.
Гиброиды
1995 г.
Ландскнехты Галактики
1997 г.
Рейд к звездам
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение
2003 г.
Оружейные лавки империи Ишер
2006 г.

Издания на иностранных языках:

The War Against the Rull
1959 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

<Злоключения Ван Вогта в России>

У меня сегодня отличная новость для любителей фантастики. Писатель Альфред Элтон Ван Вогт, прочитав размещенные на сайте fantlab критические отзывы на роман «Война против руллов», доработал его с учетом некоторых высказанных здесь пожеланий. Прежде всего он добавил описаний, деталей, раскрытия характеров и тонкого психологизма, а также объяснил некоторые непонятные моменты, да и вообще увеличил объем этого произведения ровно в два раза, т.е. до средних размеров романа. Что еще замечательно, Виктор Антонов это произведение на хорошем уровне перевел.

А теперь краткая предыстория вопроса. В начале недоброй памяти девяностых годов прошлого века на свет Божий появился некий анонимный перевод романа Ван Вогта «Война против рулл». От обычных для того времени корявых ФЛПшных поделок его отличал тот факт, что объем его по сравнению с оригиналом был уменьшен в два раза(200 тыс. против 400 тыс. знаков), то есть был он весьма сильно сокращен. С тех пор гуляет это чудо природы по разным издательствам, где разные переводчики наперегонки норовят поставить под ним свое имя. Все анонимные «квазипереводы», а так же «переводы» Курганова и Колесникова — это оно самое и есть. Во всяком случае невооруженным глазом отличия замечены не были. Переводчик Л.Смирнов(«Галактическая война») не поленился провести минимальную литературную обработку все того же текста. Стал ли тот от этого лучше, судить не берусь. Но наиболее креативно подошла к вопросу бригада Ладыженских-Громова(далее ЛЛГ), которая, видимо начав что-то подозревать, взяла за основу все тот же сильно сокращенный перевод в качестве подстрочника и пересказала его своими словами, да еще добавила от себя массу деталей, которых у Ван Вогта и в помине нет. В результате объем вырос примерно на 10%(до 220 тыс знаков), а читабельность русского текста заметно повысилась, что при других обстоятельствах можно было бы только приветствовать.

В этой трагичной в общем-то истории забавна, например, ситуация с именами. Так один из персонажей получает в рецензируемом романе по воле автора библейское имя Эфраим. Анонимный переводчик-Предтеча превращает его в Эфрами(бывает, обычная инверсия, каждый может ошибиться). С тех пор и пошло оно в массы. Во всех последующих производных, за единственным исключением, так и гуляет это непонятное имя «Эфрами». И старая байка про пьяненького дьячка-переписчика, в глуби веков интерпретировавшего на радость потомкам Babilon как «Вавилон», уже не кажется столь уж неправдободобной. Лишь креативная бригада ЛЛГ исправила имя на правильное в рамках программы по улучшению нечитабельного текста(не уверен, что для этого нужно было заглядывать в оригинал).

На момент написания данной рецензии лишь один-единственный перевод — выполненный для издательства «Канон» Виктором Антоновым — является самостоятельным и адекватным по объему, все остальные представляют собой первую, вторую и т.д. производные все от той же неимоверно сокращенной любительской поделки.

Теперь собственно о романе(все названия и имена соответсвуют переводу Антонова).

Как уже многократно отмечено, книга написана на основе шести рассказов Ван Вогта, опубликованных в 1940-х годах. Половина из них изначально была объединена фигурой доктора Тревора Джеймисона. Общая фабула такова: человечество ведет изнурительную войну против руллов, представителей жестокой и чуждой гуманизму расы, уничтожающей всю разумную жизнь на своем пути к покорению Галактики. Также на планете Карсона происходят столкновения людей с расой изваров — разумных, но скрывающих от людей свою разумность, многотонных шестилапых созданий, к тому же являющихся телепатами. Батальных описаний в романе не будет, автор делает акцент на событиях, происходящих в глубоком тылу и на пограничных планетах, непосредственно не затронутых боевыми действиями.

В итоге роман получился как бы состоящим из двух примерно равных частей, созданных в каждом случае на базе трех рассказов, объединенных общими проблематикой, временем написания и художественным исполнением, которые можно было бы условно назвать «Люди и извары» и «Люди и руллы».

Первая половина очень хороша. Ван Вогт сумел довольно органично объединил рассказы, написанные в начале 1940-х годов, превратив каждый из них в отдельную сюжетную линию. «Швы», если и видны, то не больше, чем в подавляющем большинстве приключенческих романов, где, как правило, половину приключений можно выбросить без ущерба для общей фабулы. Представлен тут и фирменный ванвогтовский психологизм, местами двже весьма изощренный.

Если не рассматривать написанный в 1940 году и представляющий собой расширенную вариацию рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише», рассказ «Грэб», где ни Джеймисона ни руллов изначально не было, то последние впервые появляются в рассказах 1942 года. Очевидно, что под дьявольскими руллами автор понимает гитлеровскую Германию, а первый рассказ, названный «Cooperate or Else» содержит посыл к объединению — пусть даже идеологических противников — перед лицом общего врага, что нужно понимать как аллюзию на создание Антигитлеровской коалиции, что на тот момент было особенно актуально. В книге же это — люди и извары. Сама обрисованная ситуация тоже навеяна идущей войной: два представителя означенных рас, оставшиеся в живых после крушения космического корабля, подбитого «гитлеровцами», в смысле — руллами, вынуждены пробираться через населенные чудовищными животными джунгли планеты Эристан-II. Пикантность ситуации придает тот факт, что извар оказался среди людей не по своей воли, а был ими ранее пленен. Тем не менее постепенно к обоим героям приходит понимание, что поодиночке им не выжить. И пусть это ситуативное сотрудничество, но первый маленький шажок к взаимопониманию будет сделан. Пусть не целых рас, а хотя бы двух индивидуумов, один их которых — Тревор Джеймисон, котороый и станет в дальнейшем главным апологетом сотрудничества обеих рас.

Вторая половина создана на базе рассказов конца 1940-х годов и значительно уступает первой по всем параметрам, а кроме того сильно отличается от нее структурно, представляя собой по сути роман в новеллах, где автор не особо озадачивался плавными переходами, но добавил в ткань повествования многочисленные «мостики», призванные связвть отдельные части, причем на мой взгляд довольно удачно. При этом изменение политической ситуации в мире снова наложило сильный отпечаток и на идеологическую основу повествования. Вторая мировая война закончилась и антифашистский пафос, свойственный рассказам, положенным в основу первой половины романа, сходит практически на нет, уступая место параноидальной шпиономании, захлестнувшей Северную Америку в означенный исторический период. Для продвижения этой идеи автор наделяет руллов способностью контролировать волны видимого спектра с помощью своих клеток, что позволяет им, по крайней мере оптически, притворяться людьми. Понятно, что с помощью физического контакта, например, рукопожатия (или вернее — его невозможности), рулла, прикидывающегося человеком, можно разоблачить.

Начавшись в эпизоде на базе рассказа «Лес зеленый», где доктор Джеймисон участвует в создании некоего вундерваффе(выглядит как намек на «Манхэттенский проект»), способного дать человечеству преимущество в войне против руллов, апогея этот настрой достигает в эпизоде, созданном на базе рассказа «Звук», написанного в 1950 году и на год опередившего принципиально идентичных ему «Кукловодов» Хайнлайна, который таким образом тоже отдал дань всеобщему помешательству на почве шпиономании. («Шпионы — везде. Они у вас под кроватью. Они ходят по улицам толпами. Они заполонили все секретные объекты. Любой ваш знакомый, сослуживец или родственник может оказаться шпионом, более того — скорее всего им и является, а из ста встреченных вами прохожих — девяносто девять будут шпионами»). Сегодня это смотрится скорее, как нелепый памятник эпохи.

И уж совсем диссонирует с изначальной концепцией концовка романа. Из нафталина оказвается снова извлечена дискредитировавшая себя еще после Мюнхена идея, что с Гитлером воевать не обязательно, а лишь достаточно его загипнотизировать и направить в противоположную от сферы собственных интересов сторону(желательно на Восток). Да и про жестоко уничтоженные руллами планеты здесь не будет больше ни слова.

Но в целом, роман не так уж плох. Конечно первая половина гораздо более удачна, но, как уже сказано выше, вторую часть спасают «мостики», добавленные автором. Так в эпизоде со шпионами руллов(на основе рассказа «Звук») очень своевременно появляется тот самый извар Эфраим, а эпизод из первой части, созданный на основе рассказа «Грэб», оказывается ружьем, стреляющим в одном из последних актов. Оценку ставлю как среднее арифметическое за первую и вторую половины романа 8/4, пусть даже при всей условности такого деления.

И, подводя итог, хотел бы повторить известную фразу: Люди, будьте бдительны. Я прекрасно понимаю, что иногда можно остаться недовольным качеством продукции известной фирмы. Но с другой стороны довольно нелогично ругать известный брэнд только потому, что купленная на базаре дешевая китайская подделка под него, украшенная корявой надписью «Abibas», оказалась удручающе скверной во всех отношениях. При этом вряд ли может спасти ситуацию попытка заподозривших неладное креативных продавцов в авральном порядке исправить «b» на «d».

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот перечитал и опять понял: как же легко ругать классику. А то что этот роман является классикой фантастики я думаю никто не будет оспаривать. Наверное с одной стороны это хорошо: копаться, искать недостатки, анализировать, высмеивать ляпы. Несомненно этот роман не идеален. Как не идеален ни какой другой роман. Мною он воспринимается иначе. Как и при первом прочтении чисто эмоционально. Ну ведь интересно же! На одном дыхании читается. И наплевать на недостатки, главное мы победили.

Но все-таки я хотел сказать другое. Перечитав этот роман я вдруг понял как он актуален в наше время. Самая главная идея этого произведения в чем? Как я понял, в том что не смотря на различия рас, необходимо искать точки соприкосновения, налаживать контакт и объединятся против общей беды. А в современных реалиях все происходит с точностью до наоборот. Все больше и больше наций, народов, стран становятся руллами... И это страшно. На пропалую все ищут поводы для обид, сор, драк и конфликтов( в том числе и вооруженных). Такое впечатление что у многих девизом стала поговорка Жихаря (М. Успенский):« Всех убью- один останусь». И лишь немногие, а порою и единицы( как ГГ в этом романе) пытаются найти точки соприкосновения и делают попытки для объединения против общих бед, а их у нас на планете не мало.

Нет, меньше десятки этот роман не заслуживает. Ну для меня это точно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легко узнаваемое по стилю и языку произведение ван-Вогта. Действие в нем начинается сразу «после титров», проходит через несколько стадий, развивающихся на разных планетах, и плавно переходит к финалу, в котором всё и заканчивается. По сюжету, события развиваются во время межгалактической войны с загадочной расой руллов, которой не ведомы слова «компромисс» и «толерантность». В силу этого борьба идет не на жизнь, а на смерть, где обе стороны используют любые способы, чтобы нанести своему противнику наибольший урон. В ход идет всё: и прямые столкновения, и диверсии, и шпионаж, и даже эксперименты над разумом...

Приключенческая составляющая выписана довольно неплохо. Особый «шик» серии приносит другая инопланетная раса — раса прирожденных телепатов эзвалов, с которыми у землян поначалу ничего не ладится. Большую часть повествования занимают похождения главгероя Джемисона и его «тени», которая в дальнейшем получит собственное имя Эфраим. Эти истории развиваются по схожему сценарию и сильно напоминают рассказы про таких отшельников, как Робинзон Крузо или Уиллис Дэвидж. По жанру это обычная планетарная фантастика. Пока идут описанные события, руллы в кадр не попадают и буйствуют где-то в отдалении. Лишь ближе к финалу они наконец-то появляются «во плоти», но ... лишь для того, чтобы разочаровать читателя. Так уж получилось, что качество этих историй на порядок ниже тех, где говорится про эзвалов. К сожалению, интрига падает к концу произведения, а финал получается каким-то скомканным и скорым, словно газетный заголовок. Такое впечатление, что автор слишком уж торопился с завершением цикла.

------------

РЕЗЮМЕ: роман из нескольких отдельных новелл, связанных между собой общими героями и межгалактической войной против несговорчивых рулл. Первая половина цикла — на твердую «восьмерку», а вот завершение — только на «шестерку».

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В романе показано три вида инопланетных разумных существ, с которыми людям приходится налаживать взаимодействие — руллы, эзвалы и плояне. При этом с руллами люди воюют, причем война идет на истребление конкурентного вида, эзвалы — крайние индивидуалисты, жаждущие избавиться от контактов с людьми и скрывающие свою разумность, а плояне озабочены вопросами питания (весьма экзотического), по-детски доверчивы и, в силу особенностей своей физиологии (или физики, учитывая энергетическую форму тела этих существ) не способны в полной мере осознать происходящие в галактике события, им просто хочется кушать и домой.

Взаимодействие с братьями по разуму люди пытаются наладить разными способами. При этом эффективными оказываются два: совместное выживание двух представителей разных видов в ситуации, которая для обоих является экстремальной, и гипноз. Первый способ прекрасно действует в отношении прямо не враждебных рас. Узнавая друг друга в чрезвычайных обстоятельствах, человек и эзвал учатся доверять друг другу и признавать слабые и сильные стороны друг друга. Контакт с плоянином налаживается на почве взаимных интересов: не причинение вреда людям в обмен на питание и доставку домой. При этом плоянин — персонаж по-настоящему забавный, несмотря на опасность для человека. По восприятию мира и манере общения он похож на ребенка: доверчивый, обидчивый, но отходчивый. Путь к достижению взаимного понимания чуждых форм разумной жизни — одна из интересных проблем этого произведения.

С руллами сложнее, ибо конкуренты за галактику. Здесь на первый план выступают методы психического подчинения противника. Руллы в этом весьма продвинуты. Они могут зомбировать человека фразой или узором. Люди поначалу уступают противнику. Но постепенно подтягивают свою подготовку и разрабатывают вполне эффективные способы воздействия на подсознание руллов. В плюс человечеству работает способность к согласованным коллективным действиям и Его Величество Случай. Психологические методы ведения войны — вторая интересная проблема, которую автор попытался рассмотреть в своем романе.

По форме произведение кажется недоработанным. Часто последующий эпизод не связан с предшествующим. Конечно, в итоге понимаешь, что между ними прошло какое-то время, одно событие завершилось и автор приступил к изложению следующего, но изложение таких событий сплошным текстом мешает при чтении. Это один из минусов романа.

Второй минус — в прямой пропаганде гуманизма человечества. Ее в романе не очень много, но та, что есть вызывает улыбку, поскольку подана четко и «в лоб» — человечество доброе и миролюбивое, а руллы агрессивные и жестокие. Так же «в лоб» подан вывод о преимуществе научно-технического прогресса над физическим приспособлением к природной среде. Но на этот вывод работает несколько развернутых эпизодов, по содержанию весьма увлекательных и драматичных. А вот идея гуманизма человечества возникает как-то вдруг, без сюжетной подводки.

В целом роман читается с некоторым усилием, не увлекает, хотя пищу для ума, безусловно, дает. Действию ощутимо не хватает жизни, некоторые эпизоды озадачивают отсутствием человеческой логики, герои похожи на куклы-функции, им невозможно сопереживать, и даже когда автор пытается описать некие чувства персонажей, в чувства эти не верится. Книга по объему небольшая, скорее повесть, чем роман, поэтому прочитать ее можно, что-то полезное при этом для себя почерпнешь. Но это не лучшая вещь в творчестве Ван Вогта. ИМХО, разумеется.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ни для кого не секрет, что произведение «сшито» из старых рассказов автора. Увы, цельного текста не получилось. Такое чувство, что Ван Вогту срочно потребовались деньги, а писать что-то новое было толи лень, то ли просто по времени не успевал. И он создал этакого литературного Франкенштейна, швы, между частями которого, просто бросаются в глаза. Раньше мне попадались некоторые из этих рассказов и некоторые из них были довольно изящны. Став частью данной книги, они только многое потеряли, лоскутное одеяло плохо связанных текстов лишь раздражает.

Но окончательно меня добила концовка. Император Рулов требует срочно добыть человека для изучения. Люди, мол, настолько героические, что вместо плена предпочитают кончать с собой. В общем, все и всегда герои! Господи, да за такое время такой масштабной войны, кто-то хотя бы случайно попал бы. Во время великой отечественной войны, например, известны случаи, когда солдаты хотели вместо плена стреляться, но из за технических проблем не получалось: патроны, например, заканчивались или оружие клинило. Но оставим это пока.

Приняв решение, император вылетает на захват человека лично. Причём не в составе флота, а на одноместном кораблике. Представьте себе исторический роман будущего, о второй мировой, где товарищ Сталин лично отправляется на ту сторону фронта за языком.

Что, вам смешно? Мне тоже! Думаю, нет смысла дальше обсуждать этот бред. Считаю эту книгу худшим произведением автора в крупной форме из тех, что мне попадались по крайней мере.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот поутихли страсти в моей голове (я уже не ругаюсь нецензурно, когда вспоминаю сей роман), и я решил, успокоясь, написать пару строк о нем. Что могу сказать, чем больше я читаю Ван Вогта в «Шедеврах фантастики» все больше он мне не нравится. После фантастического винегрета «Ишер» я с некоторой опаской взялся за этот роман и... ошалел. Я никогда не читал романа, созданного из кучки рассказов-похождений супергероя, а потом притянутых за уши в общий роман какой-то непонятной сюжетной линией борьбы человечества со страшными руллами.

Помимо представленных здесь 5 рассказов, вошло еще парочку вещей, или не знаю, может — это как раз те сюжетные связки, которые скрепили этот рассказы. В результате получилось что-то невообразимое, что лично я практически не смог переварить (хоть стойко дочитал роман до конца).

Сюжетная линия просто отпад. Вот некоторые примеры:

1. девушка решается убить главного героя, привозит его на спутник планеты, снимает свой и его скафандры, взрывает их. И полная удовлетворения говорит, что здесь они вместе и умрут (зачем вместе? не понятно!). Спутник естественно полностью непригодный для жилья. Зачем-то позже девушка начинает помогать нашему супергерою и они спасаются — причем дико: на них напал вампир и когда он решил их съесть, наш герой, взял ножик, капнул на него своей крови и воткнул его в стену: вампир лизал ножик, пока не разрезал себе язык и не захлебнулся собственной кровью... ужас... :confused:

2. или например в веке, где летают со скоростями миллионнов километров в секунду и пользуются супербластерами и прочими штуками, очень элегантно смотрится в руках главного героя — ... отравленный канат... :frown: (вот именно это я и называю — «фантастический винегрет»)

В общем таких примеров я могу приводить целый воз, но от их воспоминания удовлетворения врядли кто-то получит.

Таким образом, роман — слабейший из всего того, что я читал за последние несколько лет и его не скрасил даже перевод мной любимых Олди. Если ему поставить хоть какую-то более или менее приличную оценку, отдав дань автору-классику, то прийдется наступить на горло собственной песни и повысить оценки всех тех произведений, которые имеют более низкие оценки. Поэтому ставлю самый минимум, который у нас возможен: 1.

PS Надеюсь оставшиеся романы сборника меня не разочаруют (про порадуют — я даже боюсь думать)!

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неоднозначное произведение. Отдельные сюжеты-рассказы вопринимаются еще куда не шло, правда sham верно подметил ряд несуразностей, список которых можно было продолжить. Но в качестве целостного произведения роман оставляет желать лучшего. Но идеи в общем-то нормальные, отторжения не вызывают. Поэтому особо низкой оценки роман в моих глазах не заслуживает.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Галактическая война» воспринимается именно как наспех скроенное из лоскутов произведение, т.е. цельного романа совершенно не получилось — лишь мозаика из рассказов.

Тонкого психологизма, ставшего фирменной маркой автора и отличающего Ван Вогта от абсолютного большинства корифеев фантастики в ее звездолётно-бластерно-космической ипостаси, нет и в помине. Зато есть очень много экшена и динамики. На любителя, в общем.

Такие дела, леди и джентльмены.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неинтересно. В отличие от других романов данного автора. И все тут.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Опять же читала эту книгу в подростковом возрасте, книга здесь указана изданием 1995г. Мне очень понравилось. Захватывающая динамика произведения, эти необычные руллы, которые просто не хотят общения с людьми. Да и вообще интерессная идея контакта. Помню раз 20 перечитывала сие произведение.

Оно по ощущениям красочное, сочное и интригующее.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Можно отдать должное фантазии автора, но полностью связное повествование из нескольких практически независимых частей не получилось. Отсюда и смазанное впечатление от всего романа.

И уж чересчур неуловим и почти неуязвим это враг — руллы. По большей части — это материалиовавшийся ужас человечества, и все-таки вера в победу (ну или хотя бы в вооруженное перемири с ними) чувствуется в каждой строчке повествования.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх