FantLab ru

Михаил Веллер «Памятник Дантесу»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Голосов:
95
Моя оценка:
-

подробнее

Памятник Дантесу

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

В одном провинциальном городе планировалось открытие памятника А.С.Пушкину. Но в день открытия после снятия чехла глазам собравшейся на церемонию публики предстал памятник не светилу русской поэзии, а его убийце. Что же произошло на самом деле?

Входит в:

— сборник «Разбиватель сердец», 1988 г.

— сборник «Памятник Дантесу», 1999 г.

— сборник «Легенды разных перекрестков», 2006 г.

— сборник «Баллады тюрем и заграниц», 2012 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)
/языки:
русский (8)
/тип:
книги (8)

Памятник Дантесу
1999 г.
Памятник Дантесу
2000 г.
Разбиватель сердец
2002 г.
Рассказы
2003 г.
Легенды разных перекрестков
2004 г.
Легенды Невского проспекта. Легенды разных перекрестков. Легенды Арбата
2010 г.
Баллады тюрем и заграниц
2012 г.
Баллады тюрем и заграниц
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз Михаил Веллер выступил «адвокатом дьявола», обгадив «наше все» (с.) и альтернативно восславив наиболее мерзкую для русского культурного человека историческую фигуру.

Написано конечно с язвой, хотя, как всегда у этого автора — сказочника — крайне малодостоверно — не могут так говорить и мыслить выведенные им персонажи, прежде всего школьники, ну не летают крокодилы, даже старые и опытные.

А в остальном — думаю, что известности, даже на сотую долю процента сопоставимую с А.С. Пушкиным, Веллер никогда не достигал и не достигнет, как бы ни изгалялся. Есть настоящий гений, а есть сиюминутный «модный» писатель, которым несть числа. И к этому его «памятнику нерукотворному» не зарастёт народная тропа только в случае печати на туалетной бумаге.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения вспоминаются строки самого Пушкина:

«Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе.»

Взрослый умный человек, для которого Пушкин в первую, во вторую и в третью очередь — великий поэт, прочитает «Памятник Дантесу» с усмешкой. А вот для ума незрелого, который Пушкина не читал, а «проходил», подобное чтение может быть опасным. Как опасны современные псевдовоенные фильмы, в которых дискредитируюо подвиг советского человека, а с фашистами сражаются сплошь штрафбаты и заградотряды. Или фильмы-байопики наподобие «Высоцкий. Спасибо что живой». Потому что при отсутствие критического мышления читатель/зритель примет фантазии писателей/сценаристов за чистую монету.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В раздумье, как наиболее точно выразить основную мысль рассказа, я вспомнил высказывание своего давнего приятеля: «любой фанатизм = идиотизм». Автор создал очень пикантную иллюстрацию этой мысли, избрав целью для насмешки город Козельск и наше народное достояние — Александра Сергеевича Пушкина.

Сатира — это такая штука, очень больная и поучительная, ведь мало кто умеет ее воспринимать правильно. И тут автор схитрил и вложил обличающие шутки в уста младенцев — подростков, слишком внимательно отнесшихся к школьной литературной программе со всей своей энергией и непосредственностью. Не подкопаться.

Хотите ли вы разочароваться в Пушкине? Тогда не надо читать. Хотите ли вы узнать, как смотрит на жизнь пытливый и любознательный человек? Тогда вы по адресу, ведь автор исключительно дотошен в подробностях и аргументах. Конечно, трудно делать правильные выводы об исторических событиях, произошедших энное количество лет назад, ибо история — предмет исключительно домыслительный, но дело ведь не в Пушкине, поместите под лупу любую значительную медийную фигуру современности и найдете те же самые желтые пятна, переворачивающие с ног на голову представления о ней.

Но не вокруг Пушкина крутится планета. Мы услышим немало крепких слов (хотя на самом деле они еще крепче, чем представлены в тексте) в сторону лицемеров, пособников, иждивенцев и стервятников, живущих за чужой счет и ненавидящих тех, от кого зависят, также о золотой молодежи, не имеющей иного блаженства, как выделиться и противоречить всему.

Отмечу и то, как гладко и безболезненно авторская мысль укрывается сюжетом: история будто взята из реальной жизни в самой ее комичной ипостаси.

Оценка: 8
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«А мы его не только за это любим» — по-моему, относится и к Пушкину, и к Веллеру.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С началом перестройки и провозглашением гласности в литературных кругах вспыло огромное количество язвительных критиков, разоблачителей и просто желающих высказать свое мнение, сильно отличное от общепринятого.

У кого-то хватало колкости и остроумия. У кого-то просто желчи.

М. Веллер, на мой вгляд, один из самых острых и колких писателей того периода. Пишет он и сейчас, но тогда его рассказы были пропитаны особо злобной колкостью и остротой, что соответсвовало беспокойному духу тревожного времени.

Сейчас же, подобная колкость сильно коробит.

Сперва автор топчется над эпизодами древней истории, к которым принято относится со скорбной гордостью. При этом ссылается он лишь раз на Гумилёва, а все это предисловие ко всей истории имеет косвенное отношение.

Потом рисует абсолютно безрадостную картину среднего российского города: пьянство, жлобство, разгильдяйство, безнадега.

Затем остро и хлестко проходится по тому, что есть «наше всё» — А.С. Пушкину. Что в общем-то даже хорошо — некий альтернативный, критичный взгляд. Только вот столь же однобокий, как и официальная пропаганда учебников.

Но при всем при этом написано очень живо, талантливо. Особенно развязка. На противостояние поколений любо дорого посмотреть — хоть по книге поколение отцов и детей в этическо-идеологическом споре разделяет меньше 10 лет — экскурсоводу, а значит его однокласснице учительнице 25 лет. Но это уже разные поколения.

А вообще, рассказ полезный. В первую очерель для учителей литературы. Школьники всегда норовят найти что-то «не такое как в учебниках», когда речь идет о гуманитарных науках, когда затрагиваются спорные темы этики и морали. По себе знаю :glasses:А предупрежден — значит вооружен.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень талантливо, очень зло, очень злободневно, очень интересно и очень смешно.. В общем, достаточно «очень», чтобы назвать рассказ хорошим. Но главное-то в нем далеко не в этих «очень». А в том, что буквально каждая его строчка остра и заставляет думать...

У любой нации должно быть чувство самоуважения. А в основе такого самоуважения лежит то, чем она может гордиться — отдельными личностями, событиями, достижениями... Если же такой гордости нет (а ее надо прививать людям с детства), она не только не станет великой — она просто выродится. Поэтому и есть у нас Пушкин, Толстой, Менделеев, победа в Великой Отечественной войне, первый человек в космосе, русский балет, наконец... Понятно, что люди не ангелы — у любого «великого» можно накопать что-нибудь не очень красивое.. Только зрелый человек, умеющий отделять «зерна от плевел» просто не обратит на это внимание, а вот молодые люди с их завышенным чувством нигилизма... Совершенно правильно, что вся эта грязь хранится в закрытых архивах, куда не всякий и долезет.

И рассказ этот, естественно, только для взрослых, для которых Пушкин, это уже в первую очередь Великий талант, а потом уже все остальное..

Единственное, что расстроило, так это слова о том, что на всю Святую русь хватило двух туменов монголо-татар. Неужели же это правда? Какой в этом случае удар по самолюбию.. Наверное такую информацию тоже надо хранить в закрытом архиве...:smile:

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту историю люблю чрезвычайно. Написано великолепно!

При этом нисколько не меняется отношение к Пушкину, вот ведь в чем парадокс! :shock:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не то, чтобы автор не любит Пушкина, но позиция всеобщего обожествления великого поэта ему совсем не нравится. И он великолепно над этим даже не иронизирует — издевается. И как издевается — с чувством и юмором.

Правда, читать это в юном возрасте вряд ли рекомендуется. Также не рекомендуется читать людям без чувства юмора.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх