fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Шестой Дозор»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.93
Оценок:
1886
Моя оценка:
-

подробнее

Шестой Дозор

Роман, год; цикл «Дозоры»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Это последняя история о Светлом маге Антоне Городецком.

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


6.72 (277)
-
4 отз.
  • Вынужденные союзы
  • Вынужденные меры

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Дозоры»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 264

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2718 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2016 // Роман. 3 место («Бронзовый РОСКОН»)

Номинации на премии:


номинант
Басткон, 2015 // Премия «Чаша Бастиона»

номинант
Басткон, 2015 // Премия «Иван Калита»

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2015 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

номинант
Филигрань, 2016 // Большая Филигрань


Дозоры. От Ночного до Шестого
2015 г.
Шестой дозор
2015 г.
Шестой Дозор
2016 г.
Шестой Дозор
2017 г.
Шестой Дозор
2019 г.
Дозоры: Последний Дозор. Новый Дозор. Шестой Дозор
2022 г.

Аудиокниги:

Шестой Дозор
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Die letzten Wächter
2015 г.
(немецкий)
Szósty Patrol
2015 г.
(польский)
Шести патрул
2016 г.
(болгарский)
Sixth Watch
2016 г.
(английский)
Šestá hlídka
2017 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  77  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жил-был писатель Лукьяненко. Писал книги, увлекательные, яркие, иногда даже хорошие. Пробовал на зуб разные жанры. Поспособствовал выходу фантастического блокбастера «Ночной Дозор». В общем, было все славно и благостно.

А потом неожиданно произошла метаморфоза. Каким-то магическим образом писатель Лукьяненко превратился в блогера доктора Пилюлькина. И приоритеты резко поменялись. Нет, книги все еще продолжали писаться, но основной массированный творческий удар был направлен на сочинение шовинистических и оскорбительных посланий. И вот уже доктор острым скальпелем вскрывает мировые пороки, лечит прогнившее западное общество, дарит истину оголодавшим пользователям Сети. А параллельно, не отрываясь от живого журнала, заканчивает эпопею о маге Антоне Городецком.

Мне нравились первые книги цикла. Даже весьма нравились. Но вынужден с грустью констатировать — «Шестой Дозор» это не книга. Это очередной, чудовищно растянутый пост из ЖЖ Пилюлькина. Автору абсолютно наплевать на историю и на персонажей. Намного важнее, чтобы читатель узнал мнение доктора о либералах (хуже вампиров), о Бараке Обаме (никчемный человечишка), о европейской толерантности (вообще нелепая такая штука), об Украине и украинцах (мерзкий и подлый вампир Петр безусловно лежит во львовском склепе, а ведьма Юля Хохленко смертельно обижается когда ее называют украинкой). И такого по тексту разбросанно широкими мазками в огромных количествах.

Вся эта дозорная вакханалия вызывает какое то брезгливое недоумение. Ты не понимаешь как любимые персонажи превратились в каких то клоунов. Доктор Пилюлькин наверное смеялся вслух, пугая ворон и пациентов, когда описывал как Гесер из трубки Мерлина курит древнее дерьмо (и это совсем не в переносном смысле). Древний вампир, в предверии смертельного боя, увлеченно проводит лекцию про юмористические таланты Джима Керри и Бенни Хилла. Рояли выползают уже не из кустов, а просто валятся с неба, наигрывая при этом песни Эдмунда Шклярского. От бессмысленных догонялок кружится голова и возникают рвотные рефлексы. Широкими жестами от души воскресают те кто не должен был воскреснуть, и звучит почти Дартвейдеровское «Я твой дед!».

Эту книгу (или этот затянувшийся пост) читать физически тяжело. Ты просто ощущаешь как рушатся те прекрасные впечатления от первых книг, как их придавливает пренебрежением автора к читателю.

И совсем размазывает в блин халтурный и насквозь фальшивый эпилог. Я бы сказал автобиографичный эпилог.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как Антон теряет силу и превращается в обычного человека,
так и писатель Лукьяненко теряет мастерство и окончательно превращается в желчного блогера доктора Пилюлькина.

Оценка: 3
– [  54  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, история Светлого мага Антона Городецкого действительно закончилась... Хотя, имей автор хоть толику уважения к своим читателям, закончилась бы она на 3-ей, максимум — 4-ой книге. Но погрязшему в империалистическом шовинизме сытому бюргеру «нового русского типа», бывшему когда-то «отечественным фантастом №1», надо кормить семью и собственные амбиции, в непродуктивной попытке удержать планку качества своих произведений, а на деле лишь продлевающей агонию и нещадно эксплуатирующей старые идеи и наработки. Сказать, что автор творчески выдохся — это не сказать ничего. Ибо все его мысли теперь заняты только продвижением особо удачных книг за рубежом и составлением «авторитетных» политических писулек в своем ЖЖ.

Что можно сказать о самой книге? Ничего однозначного. Разве только повторить аллегорию самого автора о фальшивых ёлочных игрушках, которые совсем не приносят радости... Да, местами интересно и «запойно», но больше из-за полюбившихся героев и стремлении оставаться с ними подольше, чем из-за мастерских сюжетных твистов. Местами горько и противно до тошноты, со всеми этими «аллюзиями» на события в реальном мире, а особенно из-за шовинистических замашек бывшего жителя «второсортной» (заранее извиняюсь за определение, сам так отнюдь не читаю, просто в качестве отображения ситуационной иронии) советской республики, заделавшегося теперь «русским до мозга костей» и принижая другие национальности разнообразными штампами и клише. Подобный шовинизм проглядывался в произведениях автора и раньше, а теперь вообще вышел на пик бредовости и погряз в пучине безвкусия. Да, грамотная политическая сатира всегда ценилась очень высоко, но, простите, где вы видите здесь политическую сатиру? Я её разглядел только в «закарпатском вампире Петре», даже развеселился немного, не смотря на то, что сам украинец, и варюсь в другом котле, из которого черт, его помешивающий, видится немного под иным (даже Иным) углом. Ну да не будем об этом. Всё это грязная политика, которая не стоит обсуждения на литературном сайте. Обидно, правда, что не все литераторы аполитичны, особенно когда иного не требуется, но что уж тут поделаешь... ИМХО, как говорится, причем то ХО, которое Хрен Оспоришь.

Если говорить статистически (что и подтверждается рейтингами на этом самом сайте), то вся серия «Дозоров» — это движение по ниспадающей кривой, или, если оперировать другими метафорами — поезд, движущийся под откос.

«Ночной», «Дневной» Дозоры — великолепное городское фентези, качественно раскрывающее две стороны древнего конфликта, борьбу Добра со Злом, где Зло не столь уж черно, а Добро не боится запачкать грязью свои белые одежды.

«Сумеречный дозор» — некий микс, который призван показать, что Свет и Тьма имеют свойство перетекать друг в друга. Всё ещё неплохо в литературном плане, но уже сделан огромный шаг назад в плане идейном. Потерян дух бескомпромиссного противостояния, выброшен на помойку стержень конфликта, и даже идея объединения непримиримых соперников перед глобальной угрозой не отменяет тот факт, что начиная с этого тома Тьму как сюжетный мотиватор безнадежно и бесповоротно «слили».

«Последний дозор» — откровенная «попса», и, в то же время, первый звоночек читателю, надеющемуся увидеть финал истории, что автор тот ещё «стёбщик» и «тролль», и забивать курицу, несущую золотые яйца, он пока не намерен. Да и вообще, наверное, не намерен... учитывая недавно возникшую межавторскую серию во вселенной «Дозоров». Читать всё ещё интересно, но уже видны «подгонки» повествования под сюжетные загадки, а не наоборот.

«Новый дозор» как результат 7-летнего ожидания и фанатского нытья «ну напишите о Дозорах, Сергей Васильевич, ну позяяяяя» откровенно разочаровал. Опять пророчества и загадки, опять сюжетная подгонка, совершенно пресный главный антагонист (очередной безвольный инструмент, которому, в отличии от более раскрытой сущности зеркала Виталия Рогозы, совершенно не сопереживаешь). Да, есть определенная динамика, но все же очередная порция шовинизма и политиканства, получившие постоянную прописку в новых произведениях Лукьяненка — вовсе не то, чего стоит ждать 7 лет. Это не Мартин, который, не смотря на солидный возраст, методично и неспешно прорабатывает все сюжетные линии и всех персонажей, как бы намекая фанатам: «Хотите качества? Тогда ждите, сколько потребуется». Это Лукьяненко, который, при желании, пишет за полгода максимум. Но который теперь живет сытой и довольной семейной жизнью, как тот лев, который при всех своих силах, спит по 20 часов в сутки, а в редких периодах бодрствования, устав от постоянных напоминаниях прайда, что неплохо бы заловить 1-2 косули на ужин, в итоге с ленцой догоняет стадо тех, удовлетворяясь слабыми и отставшими. А ведь были времена, когда он непременно погнался бы за самой быстрой и неуловимой добычей, просто ради того, чтобы разогнать кровь и показать всем, что именно он — царь, и любые его желания неизменно воплощаются в жизнь. А теперь поймал старую и хромую — ну и ладно, сойдет, чтобы на время забить всем глотки куском жилистого мяса, больше похожего на резину.

Ну и наконец, последняя (а последняя ли?) книга о похождениях Антона Городецкого. Как сам автор обозначил ещё на ранних этапах её написания — банальная заказуха от «солидного зарубежного издательства». Слеплена кое-как в попытке избавиться от героя, который самому автору уже прилично надоел. И не поставить достойную точку в его истории, а именно «избавиться». Но с заделом на возможное мимолетное «гостевое» возвращение (а вдруг фанаты опять заноют? кушать то всё ещё надо, детей растить ну и т.д.). В общем, совсем как с сериалом «Декстер» — даже не открытая концовка, а явный плевок в лицо всем поклонникам серии, мол «это мои марионетки, дергаю их, как хочу!». Да, без эпилога, не смотря на все явные нестыковки сюжета, писАние впопыхах и «абы как», заигрывание (даже переигрывание, я бы сказал) с нумерологией (ох уж все эти красивые циферки), очередные сюжетные подгонки и срывание в «Санта-Барбару», ещё можно было бы принять финал этой истории. Но эпилог... да уж, та часть Двуликого Лукьяненка, которая в последние годы стала очень злой, явно рассердилась на нас всех...

Оценка: 5
– [  47  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как уже отмечено предыдущими ораторами, Лукьяненко в этом самом-самом что ни на есть последнем дозоре решил сэкономить на вызове муз по классу All Inclusive — все-таки желательны были бы две, светленькая и темненькая, а значит, почасовая ставка умножается как минимум вдвое, что в условиях галопирующей девальвации рубля вряд ли разумно. «Чистовик», чьи сюжетные инструменты здесь использованы практически без апгрейда, я считаю первой работой Лукьяненко, на которой стала заметна его окончательная творческая деградация, оттого и (странно перекликающийся с «Танцорами на Краю Времени» мейнстримного дезертира Муркока) любимый прием СВ «а пошли вы все, я весь такой в smart casual остаюсь ждать трамвая» там резанул пощечиной общественному вкусу — всем понятно, что Лукьяненко не Желязны, не свирлеп и не Дик, но после «Чистовика» появились подозрения, что ему и до Джона Грегори Бетанкура далеко.

Примененный повторно, он уже не вызывает никаких эмоций, кроме жалостливой усмешки. Впрочем, гложет меня предвидение, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
реанимированного Высшего Антона Городецкого мы еще увидим в неизбежных неоконченных преданиях Дозорного цикла (если Лукьяненко запамятовал, как Арина прокачивала восстановленным по памяти «Фуараном» Эдгара до Высшего Инквизитора, ему в комментариях к ЖЖ наверняка подскажут).
И я бы даже не отказался прочесть такую историю, но при одном хамском условии:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сделайте, пожалуйста, Антона вампиром на космическом корабле.
Еще не стерлись из кэша посты Лукьяненко с высокомерной критикой работ Уоттса за маловысокохудожественность, так почему бы доктору Пилюлькину не внести вклад в преодоление евроамериканских санкций суровым русским ответом «Ложной слепоте»?

... Напиши «Шестой Дозор» кто-нибудь другой, я бы принял

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сведения о Завулоне как дедушке Городецкого за изящную отсылку к «Дюне», где барон Харконнен приходится дедом Павлу Атриду (Паулю Атрейдесу в переводе Вязникова); сам Император Павел в «Мессии Дюны» отрекается от престола и уходит в пустыню Арракиса, и так же погружается в зыбучие пески человеческой жизни Городецкий в финале киношного «Дневного дозора», а теперь и самого-самого что ни на есть последнего дозора, которому даже лень сочинять занимательное название взамен порядкового номера.

Хотя, может, его и вправду написал кто-нибудь другой?

Оценка: 1
– [  40  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомительный отрывок мне понравился. Бегает вампирша, кусает людей, из первых букв их имен складывается послание — интригует! Очень хотелось верить, что Лукьяненко напрягся и написал наконец хорошую книгу. Почему бы и нет, умел ведь когда то, я помню, я читал.

Увы.

Однако это первая книга Лукьяненко лет за десять, которую я дочитал до конца. Не потому что интересно, а потому что смешно. Авторский юмор тут ни при чём. Цезарь Николаевич Жабин? Серьёзно? Предполагается, что взрослый человек будет над этим смеяться? И над деревянным отростком фаллической формы, который ведьмы трогают и не только? Абассака!

Нет, смешно было другое. Я представил, что это пародия на мир Дозоров — и вот в этом разрезе книга пошла на ура. Завулон — дедушка Городецкого? Смешно! Костя жив? Смешно! Арина была влюблена в Городецкого? Ну действительно же смешно! Не говоря уж о шикарном финале, где конец света просто отменили. Его так все боялись, а потом взяли и отменили. Вот где ржака то самая настоящая. А эти постоянные схватки с Двуединым, когда он вроде как побеждает, а потом появляется какой-нибудь рояльный персонаж и побеждает его — разве не смешно, разве это не пародия? Тем более что если верить пророчеству, убить Городецкого до определенного момента Двуединый просто НЕ МОЖЕТ и зачем эти гонки и драчки вообще непонятно.

Да и вообще. Зачем Костя заморачивался и кусал людей, подбирая их по именам, фамилиям и отчествам, если в конце он тупо пришел и выложил всё открытым текстом?:) Почему он не пришёл сразу, не сказал: «Вот ты, ты, ты, ты, ты и я. Мы — Шестой Дозор. Давайте отменим Конец Света». Нет, я понимаю, тогда бы книги не получилось — ну так она и так не получилась. Внутренней то логики ноль, как в такое верить.

P.S. Городецкому наперебой все твердят, что он повзрослел. Молодец, мол, Антоха! Да нет, не повзрослел он, а оскотинился. Вампирша просит три лицензии за пропуск на вампирскую сходку? Да пажалста, чо. При том что за малейший косой взгляд в свою сторону Городецкий готов её убить. При том, что умирать в конце света ей тоже не улыбается. Но ни уговаривать её, ни пугать Городецкий не будет. Лучше дать три лицензии и пусть похавает, так проще. И это положительный персонаж? Отвратительно.

Оценка: 5
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень разочаровала:

Ночной и Дневной Дозоры очень радовали своей интригой, качественным сюжетом , живые герои с понятными чувствами..

Но Шестой Дозор — это как будто другой автор писал..

Дешёвейшая завязка

Отвратительные отношения в среде иных — всё как то мелочно..

Совершенного глупые , как будто Лукьяненко — троллем подрабатывает , рассуждения про Украинский конфликт.. Такое ощущение, что такой примитивный почерк — это отражение всех российских СМИ сейчас.. Лукьяненко видно часто российские новости смотрел и скатился на несколько уровней ...

В этой книге пожалуй было самое большое убийство вампиров (глупое и какое то надуманное) ...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лилит зачем то прикончил
..

Иные все больше становятся похожими на клоунов. Завулон и Гессер впадают в маразм..

Городецкий — папой идиотом..

Ведьмы — вместо опытных старушек — выжившие из ума ..

Всё это совершенно не вписывалось в Первые дозоры.. Та же Анна Тихоновна — была серьёзная ведьма.. А тут вообще всё вылетело за рамки и скатилось в дешёвейший комикс..

Концовка вообще никакая... Столько суеты из ничего... Договор разрушили (что за договор был так и неясно) , новый не создали (так нафига нужно было Двуединому суетиться) .

В Дневном Дозоре было красивейшая Часть про Зеркало — был чёткий смысл, интрига, красивое окончание .. (Хотя я бы желал , что бы больше светлых покрошили , но у Лукьяненко видно слабость к ним) ..

А тут совершенно бессмысленно появляется Двуединый, пытается прикончить Светлую Семейку, пророки пророчествовают — и ошибаются (то нафига пророчествовать) , однако Двуединый мечется и пытается убить по пророчеству, Завулон и Гессер страдают наложенной амнезией (что бы жить было легче ) — да воообще бред..

А после того как Завулон оказался дедушкой Антона — мне показалось , что сейчас начнётся груповуха все со всеми... Такая Санта Барбара..

Вывод:

Лукьяненко нужно бросать смотреть новости, немного почистить мозги после Киселёва и прочего бреда, попробовать закончить дозоры качественной книгой — уровня дневного дозора.. Пусть хоть опять с Васильевым ... Очень была хорошая спарка. Да и Васильев очень хорошо написал Пальмиру.. Видно Васильев хорошо пишет про тёмных, а Лукьяненко на светлых специализируется..

Будет очень классно если в последней книге он сделает Антона тёмным, что в принципе нетрудно .. У него должно быть очень плохое настроение после того как он человеком стал.. Да и дедушка у него тёмный и они подружились уже..

Оценка: 4
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завидую коллегам — такие посты объёмные оставили. А как тут не оставишь? Лукьяненко, как не крути, а практически живой классик. А по сему может ПИСАТЬ всё, что угодно. И критерий у него только он сам.

Вот стоит ли ЧИТАТЬ?

Откровенно, муть голубая. Какое-то колесо Сансары. Всех реанимировал, кого смог, и на второй-третий круг. Выдумал невероятные сущности со встроенным кодом иддкудэ и идкфа. Мазнул подростковой сексотикой для смаку. Опять инфернальные песни. Все Великие какие-то убогие и серые. А иудейский дед Завулон — вне добра и зла. Как и вампир-неандерталец. Не хватало только геев-динозавров.

Вот только Алису не воскресил. А так хотелось. Хоть в книге Жанна была бы живой. Но тут всё ясно: прагматизм. А вдруг экранизация?

Прочитал сам, потому как скачал все книги одним файлом. Отдельно книгу ПРИОБРЕТАТЬ НЕ СОВЕТУЮ. Все из сумрака уже вышли давным-давно...

Оценка: 3
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная книга серии, Шестой Дозор, выглядит не частью цикла, а неким чужеродным нагромождением сверху, множество новых правил и сущностей явно придуманных специально для этой книги. Думаю, что при написании продолжения цикла для автора все-таки важно сохранять некую общую концепцию вселенной, соблюдать определенные правила, заложенные в предыдущих книгах.

Сюжет представляет собой набор взаимосвязанных «роялей в кустах». Городецкий раз за разом попадает в казалось бы безвыходные ситуации или оказывается перед неразрешимыми проблемами, но внезапно из ниоткуда появляются различные всемогущие или загадочные персонажи, которые конечно же помогают или дают ответы на вопросы. Возможно в определенной мере такое допустимо, но здесь на этом строится все повествование. Логики в происходящих событиях так же не очень много. Многие детали выглядят специально подогнанными друг к другу, натянутыми для сохранения цельной сюжетной картины.

По итогу — самая слабая книга в цикле. Пожалуй хорошо, что это последняя книга про Городецкого, не стоит автору больше мучить себя и персонажей.

Оценка: 3
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ску-ко-та. И добавить больше нечего. Никаких тебе экскурсов в рассказанной истории, никаких поворотов сюжета. Никаких тайн и открытий. Примитивный юморок. Прямое как рельса скучное повествование. И никогда фильм не снимут по этой книге, там не о чем снимать. В принципе можно похоронить Лукьяненко как писателя, пусть живет как простой недалекий (судя по его высказываниям в ЖЖ) человек.

Оценка: 3
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мере прочтения романа «Шестой дозор» меня не покидало чувство, что автор вымучивает из себя предложение за предложением, абзац за абзацем, и плевать ему на логику событий, прошлые свои работы (из этого же цикла), а так же на характеры персонажей. При этой, что странно, фирменный стиль Лукьяненко присутствует, и я не в праве заподозрить, что эту графоманскую поделку писал кто-то другой.

Но давайте по порядку. Заключительную часть про Антона Городецкого нужно оценивать с двух ракурсов.

1. Техника. Здесь претензий нет. Все же Лукьяненко пишет добрых двадцать лет, если не больше, а потому в наличии отработанный стиль, легкий язык и тд. Идем дальше.

2. История. И тут начинается цирковой номер под названием «пародия на самого себя».

В целом мы имеем высосанный из пальца конфликт, где, по авторской задумке, должна случиться кульминация всех ранее описываемых событий. Развязка на миллион. Увы, этого не происходит. Автор лепит эпизоды друг на друга, выдумывает проблемы героям, мгновенно решая их роялями из кустов, а так же плюет на все, что было написано раньше. И на события Ночного, и Дневного, и Сумеречного и даже Последнего дозоров. Только Новый гармонично вписывается, ибо уже там отклонение от первоисточника приобрело хроническую форму.

Это не говоря о том, что история вышла почти, что индийским фильмом с уклоном в санта-барбарщину, и Доктор Пилюлькин сам не раз ржал над этим устами персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так неожиданно воскрес Костя Саушкин, Великие (в том числе Гессер) из интиганов превратились в статистов, а Завулом – охо-хо, какой оригинальный ход, господин Лукьяненко! – дедушка Антона Городецкого. Тигр (всесильное порождение Сумрака) стал бабником и любителем кофе, а сама идея Шестого дозора (ордена, а не книги) нелепа до идиотизма.

В целом – все плохо, но прочитать можно, если книга есть в наличии. Я бы не стал покупать (правда в моем случае, раньше думать надо было :)

Вывод: scheiße, merde, shit и gówno. Грубо, но как-то так. 4 + 1 балл за то, что цикл, наконец-то, завершен. Надеюсь над следующими книгами и вселенными автор не будет работать спустя рукава.

PS: Только меня раздражает фамильярность автора к читателю и навязывание своих идей ключевым персонажам? Так Городецкий раз пять за книгу вспомнил Украину (правда, нарекая ее на манер Гоголя Малороссией) и сетовал, какие же хохлы нехорошие. Да какое дело Иному до мирских проблем и человеческой войны??

Оценка: 5
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение по типу «бог из машины». Не думаю, что подлый писатель захотел нажиться на своих читателях, скорее — заигрался. Многие важные детали и сюжетные повороты, которые в предыдущих книгах «раскапывались» бы не одну главу, здесь вываливаются одним махом и похоже додумываются на ходу. Наступил конец света — ан, нет! — у Городецкого оказывается всю дорогу в кармане лежало заклинание от конца света, а вы разве не знали?

Оценка: 1
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вот перед нами последняя история о Светлом маге Антоне Городецком. И я не удивлюсь, если это действительно так, ведь цикл уже стал межавторским проектом и мучить бедолагу Антона дальше нужды нет (впрочем, выходу седьмой книги я тоже не удивлюсь). И к чему же мы пришли в конце?

1) Сюжет. На Надю Городецкую нападает воплощение Двуединого бога, с которым Антон и Светлана совладать не смогли, а Завулон и Гесер вообще предпочли не вмешиваться. Теперь героям необходимо вновь собрать Шестой Дозор, чтоб у человечества возникли хоты бы минимальные шансы на успех, иначе всех ожидает конец света.

2) Герои. Со времен «Ночного Дозора» они совсем стали марионетками. Не сопереживаешь вообще никому.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бог из машины тут превзошел себя, вернув из саркофага имен Арину (что было ожидаемо), а из мира мертвых – Костю, еще и сделав его нулевым вампиром.

3) Враг. Нелепейшее существо, бог, созданный лишь затем, чтоб нашим Суперсветлым супергероям было кому противостоять. Существо из Сумрака, которое уничтожает другое существо из Сумрака (Тигра) и вообще весьма странно само по себе – это два мага, Светлый и Темный, держащиеся за руки и кастующие сильнейшую магию льда и огня в два потока. Плюс еще неуязвимость.

4) Странности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я имею в виду и уже упомянутые воскрешения старых знакомых, и внезапные родственные связи (Завулон – дедушка Городецкого, Арина там тоже как-то приляпана), и пророчество, которое вообще не расшифровать.

5) Девиации. Персонажи уже не глушат водку, им больше по душе коньяк и вино.

6) Все остальное. Очень легкий язык, кинематографичные описания, странный, но в целом увлекательный сюжет и т.д.

Книга помогает скоротать время и направлена исключительно на развлечение.

Увы, но цикл себя уже изжил. Он выдохся еще на четвертой книге, но та хотя бы могла предложить что-то новое. «Шестой Дозор» – во многом повторение пройденного с вкраплениями несуразностей и нелогичностей. Продолжение ненужное и необязательное, так что я рекомендую его лишь самым-самым преданным фанатам.

Оценка: 6
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга настолько небрежно написана и элементарно не вычитана, что даже зашифрованное послание звучит в начале как «Пришла я, сила ждет, Антон Городецкий, за тобой решение», а в конце как «Антон Городецкий, за твоей или твоим пришла я под конец». Оттенки ауры инквизиторов сначала называют «серыми», а уже через пару страниц уже «пыльными». И так далее. Уровень СИ, ей богу. Неужели Лукьяненко уже настолько мэтр, что к нему редактор на пушечный выстрел подойти боится? Что самому ему вычитывать текст лень, это понятно — в ЖЖ троллить гораздо веселее.

Оценка: 3
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что дочитал роман. Впечатления противоречивые, но, по большей части, негативные, в основном, из-за концовки, которая не понравилась абсолютно. Тем, кто еще не прочел данную книгу, отзыв лучше не читать, ибо далее будут спойлеры. Нужно признать, что сюжет целиком захватывает и увлекает, потому книга читается за 1-2 вечера максимум, способствует этому и тот факт, что написана она легким и простым языком, но это не новость, вышеназванные особенности характерны для всех книг цикла. Ясно прослеживаются аллюзии на мировые события последнего времени, причем, нужно признать, преподнесены они весьма изящно и уместно и совсем не раздражают. Чего только стоит вампир Пётр, живший себе преспокойно во львовском склепе и ни у кого не вызывавший беспокойства, пока не открыл свою истинную природу древнейшего упыря (как оказалось, при жизни, даже не принадлежавшего к человеческому виду) и его стремление напасть на главного героя, чего он никогда не осмелился бы сделать, не катись мир, стремительно и неумолимо, в тартарары. Предал ведь он иных, приспособленец закарпатский, но как только расстановка сил вновь изменилась, тут же пошел на попятный и снова отправился прятаться в свое захолустье. Сравнение понятно, уместно, и, лично меня, заставило хорошенько посмеяться ) Ну и конечная фраза романа вполне ясна, зажрались мол мы, господа, придется затянуть пояса потуже и учиться жить простой человеческой жизнью, чай не до магии сейчас, времена то тяжелые, соперник сил лишил, но жить продолжаем, и на том мол спасибо. Это все, конечно, очень здорово, но я, всё же, покупал книгу не для того, чтобы ознакомиться с текущими политическими событиями в мире. «Дозорный» цикл я начал читать еще в бытность школьником, за долгие годы, герои стали в самом прямом смысле этого слова как родные, потому, обеспокоенность судьбой Антона Городецкого была нешуточной. Удалось ли автору привести героя к логическому финалу, расставив все точки на «i» ? На мой взгляд – нет, не удалось. «Шестой дозор», изначально позиционировался как последняя книга о светлом маге Антоне Городецком, поэтому, при прочтении, я был готов узреть его трагическую гибель (автор и сам постоянно играет с читателем, намекая на вероятность подобного исхода), но в конце, все должны весело рассмеяться от остроумной шутки – Антоха жив ! Вот только мне, нисколько не смешно. Жив, да. Правда человеком стал, но это ничего, он ведь всегда был очень человечным. Мда уж. Честно, трудно передать свои чувства после прочтения, это не грусть, нет, скорее чувство, что меня обманули, мутное какое-то ощущение. Столько лет жить вместе с героями, сопереживать им, и вот, пришел часа финального аккорда. Только смазанный он какой-то, невнятный. Как по мне, нужно было или убивать Антона, или оставлять его высшим иным и не дурить голову. Ну а так, намучено чего-то слишком много и не всегда к месту. Костя вернулся – ну и зачем ? Этим, на мой взгляд, была напрочь убита очень трогательная и сильная сцена с Костей и Антоном в конце романа «Последний дозор», как говорится – «уходя – уходи», а тут – «простил и отпустил» и вот, на тебе, возвращение блудного попугая. Арина любила Антона – что за чепуха ? Завулон — дед Антона — ??? Причем, вся эта информация выливается на читателя скопом, за пару-тройку страниц. Короче, автор явно придумал все эти весьма существенные детали, подгоняя их под основной сюжет романа, связанный с пророчеством. По-видимому, той же цели служило появление Евы/Лилит. Зачем она вообще нужна была, если не для сведения всех концов связанных с кровным единством, ну и для сцены с пылесосящим тигром, разумеется. Мне ясно одно, таким интересным, древним и могучим персонажем можно было лучше распорядиться, не делая ее пешкой перепрыгнувшей через десяток страниц и всего лишь объясняющей некоторые сюжетные ходы. Вобщем, логичной концовки, не оставляющей возможности для продолжения, я так и не увидел. Все основные персонажи цикла живы и здоровы. Антон человеком стал ? Пффф… И что ? Как это может помешать сделать главными героями следующей книги Надю и Кешу, отведя для Антона место мудрого отца-советчика, мирно попивающего чаек в кресле-качалке ? Это не говоря уже о том, что можно не мудрствуя лукаво вернуть Антону способности иного. Невозможно ? Ха, не смешите меня ! Даже Костю, казалось бы, умершего окончательно и бесповоротно, не просто оживили на время, а вернули, судя по всему, на постоянной основе. Ну так что же помешает, скажем, появится Тигру и сообщить, что у сумрака появился ранее не известный ему враг, никак не связанный с миром иных, потому сумрак вернул его (тигра) и возвращает Антону способности иного, так как судя по линиям вероятности, только он сможет спасти сумрак (или что-нибудь в таком же духе), а если всё же спасет, то вновь станет иным на постоянной основе. Вобщем, за абсолютно бесцветный, на мой взгляд, финал, только 6 баллов из 10.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

С циклом «Дозоры» я познакомился 15 лет назад и до «Последнего Дозора» читал книги почти сразу после их выхода, в перерывах почитывая другие произведения Лукьяненко. Но чем больше я читал Лукьяненко, тем меньше мне нравилось его творчество.

Поэтому, наткнувшись неделю назад на «Шестой Дозор» в базе Фантлаба, я некоторое время размышлял, стоит ли вообще начинать читать, боясь потерять остатки положительных впечатлений от первых книг. А если принять во внимание тот факт, что у Лукьяненко есть излюбленные сюжетные ходы типа «Во имя добра я с радостью откажусь от всех способностей и стану обычным человеком», книгу я опасался читать вдвойне, так как ранний Антон Городецкий у меня вызывал хоть какую-то симпатию. Однако желание узнать, чем же закончилась история Городецкого, оказалось сильнее.

Что же получилось в итоге.

Помимо местами странного сюжета, регулярно притянутого за уши

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(для меня самым яркими примерами стали, наверное, оживление Кости, ну и концовка в целом, а также наличие родственной связи Завулона с Городецким)
, в глаза бросились и более грустные вещи.

Во-первых, примитивный язык изложения. Или у автора получается всё хуже, или же я просто слишком много в последние годы читал зарубежных фантастов и на контрасте недостаток и вылез (и это с учетом того, что переводы регулярно портят текст оригинала). Ну и мне не совсем понятно, отчего у Лукьяненко в этой книге такая любовь к невероятно коротким предложениям.

Отдельным поводом для моего раздражения стало неоднократное использование слова «полицай» в отношении сотрудников полиции и регулярное использование сленговых словечек.

Во-вторых, автор явно вышел на «новый уровень» проецирования своих политических и иных убеждений в книгу. И если бы он мог это делать хорошо...

В-третьих, персонажи. Они мало того, что не особо изменились относительно предыдущих книг, но и у многих из них теперь прорезается «чувство юмора» особенно в те моменты, когда оно не требуется совершенно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Единственное, что приятно удивило, так это реакция Антона на тот факт, что он стал человеком. Учитывая другие произведения автора, это просто чудо, что своё очеловечивание Антон воспринял без восторга.

В целом, мир «Дозоров» в этой книге у автора получился не особо живым, что в совокупности с блеклыми персонажами печалит.

Нет, не подумайте, не все так плохо. Местами было интересно. Но, к сожалению, лишь местами.

Стоит ли читать книгу? Если вы читали предыдущие книги цикла, то стоит. Автор вроде как поставил точку в истории Антона Городецкого, так что для любого поклонника серии не будет лишним узнать, чем же дело кончилось.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

…Кажется, перед нами последний (а последний ли?) выход на бис многих персонажей и сторон этого мира – Ночной Дозор, Дневной, Инквизиция, ведьмы, вампиры, оборотни. Вот появились еще раз Тигр и Зеркало. При этом почти все действия книги сводятся к «неожиданным сюжетным роялям из кустов» — вроде история в очередной раз мощно так перевернула все с ног на голову, но потом думаешь – не будь рояля, точно помер бы Городецкий. Везучий он просто до ужаса…

Об удивительном:

Читая новую часть из цикла о Дозорах от «отечественного фантаста №1», можно обнаружить в тексте идеи английских писателей, не менее известных – Геймана и Пратчетта. С одной стороны, отсылки получились очень уместными и качественно прописанными, но с другой — разве наши авторы не могут придумать что- то свое, а не копировать иностранное, как делают создатели почти всех отечественных сериалов?

Конечно, не все писатели так поступают, однако ж.

Богоподобные существа, живущие среди людей, поступающие как люди, но имеющие привычку внезапно, к месту и вовремя появляться и, к примеру, убирать вампирский прах пылесосом, не включенным в сеть – Гейман.

Подземный архив Ночного Дозора, скрывающий бессчетные тонны записей на самых разных материалах, вплоть до таких, которые живут собственной жизнью; раскинувшихся на территории, значительно большей, чем размеры самого подвала – Пратчетт.

Ведьмы – в их поведении явный намек на ведьм авторства сэра Терри…

Об остальном:

Вообще же, достаточно быстро можно понять, что перед нами не полноценный роман, а расширенная повесть, поскольку эту книгу, в отличие от предыдущих, отличает ускоренный темп развития событий, местами граничащий с некой недосказанностью. При этом здесь есть запоминающиеся персонажи и места действий – но это традиционно качественно выходит у автора.

Кстати, о персонажах – все они вроде те же, но все равно автор находит новые интересные изюминки в каждом – например, Гесер и Завулон вместо интриг друг против друга образовывают тандем умудренных годами наблюдателей, предоставляя одному Городецкому искать напарников для разруливания проблем.

Тот, кстати, тоже меняется, заменяя бескомпромиссность гибкостью и расчетом – не зря Высший Темный не единожды поразится его поступкам.

При всем при этом, выясняется попутно, что буквально у каждого из Иных, особенно Высших, не просто есть скелеты в шкафах – скелеты еще и активно из этих предметов меблировки вылезают на свет.

Поступки прошлого в очередной раз больно аукаются в настоящем, и ладно бы только тем, кто их совершил – нет, под раздачу попадают вообще все.

И концовка – совсем не оригинальная, но с другой стороны, их всех предложенных вариантов, самая логичная и правильная (к тому же, в меру открытая)

Об итогах:

Скоротечный роман-аттракцион, где есть: выстроившееся в ряд подавляющее большинство персонажей Вселенной Дозоров. Очередной Злодейский Злодей. Редко останавливающийся передохнуть Городецкий, ищущий ответы (этим он похож на Сэма Ваймса?), неожиданная для этой серии (и для читателя – своим эффектом) «бразильская опера» с выяснением того, кто кому приходится родственником, и кто кем должен был стать на самом деле. Полуоткрытая концовка. Отсылки к английским современным авторам и событиям в мире. Тщательно сохраненная атмосфера нашего с вами мира, где все же есть место волшебству – пусть и злому зачастую.

Но это не страшно, ведь всегда найдется тот, кто не остановится, пока не сделает так, чтобы все было хорошо. Даже если мы об этом не узнаем. А книгу – читать следует.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх