FantLab ru

Жан-Филипп Жаворски «Неумерший»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Голосов:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Неумерший

Même pas mort

Роман, год; цикл «Короли мира»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Это мир раннего Средневековья, мир, где властвуют кельтские мифы, легенды и магия, мир, где бродят древние чудовища. Это история Белловеза, сына вождя, убитого собственным братом. Белловеза, посланного на войну, на верную смерть. Белловеза, который погиб в бою, но вернулся с того света. Он отправляется в путь, желая раскрыть тайну своего воскрешения, но еще не знает, что его ждет немало предательств, чудес и монстров, да и само время после смерти ощущается по-иному, а граница между миром живых и мертвых практически исчезает. Мрачность и эпичность фэнтези, проработанный исторический фон, изысканный стиль, сложность композиции и неожиданный сюжет — всё это «Неумерший», одно из самых оригинальных произведений европейской фантастики последнего десятилетия.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2014 // Роман на французском

лауреат
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2014 // Лучшая книга года (Франция)

Номинации на премии:


номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2014 // Роман на французском (Франция)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2014 // Роман на французском

номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2014 // Роман фэнтези на французском языке


Издания: ВСЕ (2)

Неумерший
2020 г.

Аудиокниги:

Неумерший
2020 г.





Доступность в электронном виде:

 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, когда я читала, я и не предполагала, что это отчасти исторический роман. Для меня это был отдельным произведением, не основанным на реалиях.

Роман поделён на четыре части. Первая — путь Белловеза на остров галлицен и их мистический обряд, через который он прошел, вновь побывав на острове Юности, что раскрывается в третьей части.

В Первой же мы узнаем немного о спутниках главного героя, и перед нами раскрывается цель их визита на Остров старух. А ведь их предприятие может окончится трагически, ведь галлицены могущественны, их остров посреди бушующих волн — это своего рода другой мир, со своими порядками и устоями. И ведь, наверняка, не случайно главный друид направляет их туда. Его цели так и остаются для нас покрыты мраком. У меня же есть много предположений на этот счёт.

На острове старух Белловез встречается с галлиценами, некоторые из которых кажутся ему знакомыми. Например, Кассибодуя напоминает ему Кассимару, жену Амбигата и королеву битуригов и туронов. И, конечно, Саксена. На этом следует заострить внимание, читая первую часть.

Вторая часть — это путь Белловеза приведший его к галлиценам. И здесь я имею ввиду путь, не как путь до острова, а как появилась нужда посетить его.

Вторая часть начинается с того, как в дом, где Белловез живёт со своей матерью Даниссой и братом Сеговезом, приходят воины его дяди, Верховного короля Амбигата, с целью забрать братьев на войну. Данисса же превращается в настоящую гарпию, которая выцарапает глаза любому, кто посмеет забрать у нее детей. Сначала я думала, что она просто боится за них, но в ней говорит дух застарелой ненависти, который с годами только набирал силу. Но все же потом под напором любовника и друга семьи Сумариоса, женщина соглашается отдать детей в отряд, но ставит несколько условий Комаргосу (главнокомандующему основных сил битуригов). Так оба мальчика оказываются втянутыми в военный поход, а затем и в штурм крепости, в ходе которого Белловез жертвует собой, чтобы защитить брата. Умирая, он видит на границе сознания Великую королеву (о которой в последствии узнает от Суобноса) на белой кобылице и Хозяина лесов.

Третья часть — это Остров Юности, на котором пребывает Белловез. Эта часть самая сложная, на мой взгляд, так как изобилует множеством загадок. Но мне стало ясно одно, что Белловез был на этом острове дважды. Дважды он шагал по тропе смерти. Первый раз, после того, как ему нанесли смертельное ранение в крепости, и второй — во время обряда на острове Галлицен. Мне это становится понятным по тому, что в части то и дело всплывают отголоски реального мира, но двух разных времён. То Белловезу видится Сумариос и его брат Сеговез, что боятся за его жизнь, то к нему приходит Кассибодуя с мечом, прося убить сестру, которая совершила ошибку, предсказав его смерть на поле боя. Причем он предстает на Острове Юности ребенком, который ничего не понимает, как он думает, в снах, преследующих его, но являющимися отголосками реального мира, мира живых. А ещё о мире живых напоминает не прекращающаяся боль в груди, которая может быть только от копья, что пронзило его плоть во время сражения.

В этой части речь идёт о детстве Белловеза, но о детстве новом, на Острове Юности. Что-то из его детства и правда, я думаю, показано нам настоящим, но вот насчёт того, что происходило в лесу, куда Белловез ходил с братом и Суобносом, предстает для меня не совсем реальным. Скорее это больше похоже на события, что преследовали Белловеза в смерти, на Острове Юности. Ну хотя может быть все это происходило и в реальности тоже, кроме последней встречи мальчика с Ойко, который умер, так как заболел во время похода, и его встречи с Великой королевой, женой Суобноса (я ни сколько не сомневаюсь в правдивости рассказа старца о собственной жизни).

И последняя часть — это встреча Белловеза со своим дядей, которая вплетена в третью часть, но все же является отдельным кусочком пазла. Здесь раскрывается вся сложность отношений между Амбигатом, Даниссой и его отцом. В данной части приоткрываются завесы многих тайн, но пока не всех, на мой взгляд. Мы ничего не знаем о Великой королеве на белой кобылице, о ее двух просьбах Белловезу, о Суобносе, который, как мне кажется,и есть тот самый Моригенос. По крайней мере, мне видится именно так. По его вине пролилось много крови, он был с Сакро на войне кабанов, что подтверждает слова Суобноса о том, что он был знаком с отцом Белловеза и Даниссой ещё раньше. Данисса его не помнит, потому что он не был воином туронов. Он был магом и он позорно сбежал с поля боя в обличие кабана. По-моему очень даже логично. Но это мы тоже не можем знать наверняка. Как и о таинственном «время пришло». Что это означает... Что ещё ожидает Белловеза? И почему его жизнью так заинтересованы неведомые, но тем не менее могущественные по своей природе силы? Думаю, все это должно раскрыться в последующих частях.

Мне очень понравился данный роман, и я бы многое хотела сказать, но тогда это выйдет на отдельный том. Буду ждать продолжение истории Белловеза — надеюсь, его переведут на русский язык.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Судя по всему, чтобы получить максимум удовольствия от «Неумершего» Жана-Филиппа Жаворски, необходимо быть в теме кельтов, друидов и исторических событий века шестого-восьмого. Хотя бы немного. Это не критично, но неподготовленный читатель не сможет в полной мере насладиться уровнем проработки материала автором. Потому что «Неумерший» – это в большей степени исторический роман с мифами, вплетенными в ткань повествования, нежели фэнтези, хотя без последнего и не обошлось. Я сказал «исторический роман»? Прошу прощения, я, конечно же, имел в виду начало романа, ведь «Неумерший» является, по сути, прологом к основному действию.

Это история Белловеза, юноши, которому было предначертано стать королем. Но прежде чем прийти к славе он должен был занять свое место среди воинов. Иными словами, повзрослеть. Путь Белловеза полон трудностей, опасностей и непростых выборов. Его ждут схватки с людьми, встречи с богами и противостояния с родственниками. И, самое главное, поиск самого себя.

Первое, что бросается в глаза – структура произведения. История Белловеза начинается три раза в течение романа, и еще раз в его финале. Это необычно, а учитывая зыбкость повествования, еще и увлекательно. Читатель не всегда точно знает, были показанные ему сцены видениями, или эти события произошли в действительности. Такой подход любопытен.

Еще более любопытно, что цикл «Короли мира» – это трилогия, которая уже содержит пять книг, и в будущем к ним прибавится еще как минимум одна. Забавно, что второй роман разросся аж на четыре полноценные книги. Это, конечно, еще не уровень В. Камши с ее «пятая часть третьей книги третьего тома пятого романа цикла», но Жаворски явно сделал шажок в том же направлении.

Самое важное: стоит ли читать эту книгу? Да, если вам интересны культура и мифология кельтов, и вы хотите узнать о них побольше. Нет, если вам хочется почитать именно стандартное фэнтези, без наворотов в виде историзма и нелинейного повествования. Возможно, если не против чего-то нестандартного, но являющегося лишь фундаментом для настоящего приключения, заявленного во втором томе. Сам я о прочтении не жалею, но за продолжение возьмусь только когда/если все четыре книги второго романа выйдут на русском языке.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Современное ФЭНТЕЗИ безгранично далеко ушло от тех своих образчиков, с которыми по-привычке, уныло, воюют ироничные представители т.н Боллитры («толстожурнального» извода социального реализма, применительно к нашим реалиям). Те самые, которые представляют жанр ПО ОБЛОЖКАМ дешевых изданий «Конана» из 1990-х годов.

Уровень проработки мира, психологии героев, языка повествования, выросли в разы, если не на порядок. Другое дело, всегда ли это так уж хорошо, но это тема для отдельного разговора.

Новую (только боги знают, какую по счету) волну жанра, принято отсчитывать со времени успеха «Песни Льда и Пламени», но Мартин с его неторопливой сагой, которая всего лишь привила к буйному древу фэнтези, ветку серьезного исторического романа, сейчас уже и сам устаревает, обойденный со всех сторон многочисленными последователями, привносящими в жанр все новые и новые веяния. Я бы сказал, что развитие идет по двум направлениями — «больше реализма» и «больше странного, чудесного».

Роман «Неумерший», принадлежащий перу неведомого мне прежде французского автора, идет сразу по обоим путям.

И к «суровому реализму» и к «сюрреалистическому сну».

Перед нами как будто реальная Европа времен Античности, только не хорошо описанные и изученные цитадели цивилизации вроде Греции и Рима, а варварский край Ойкумены (на самом деле, диким концом географии является территория современной Франции).

Роман начинается с того, что старый уже кельтский король Белловез рассказывает историю своей жизни заезжему греку, не забывая пугать гостя тем, что он сделает с его черепом, ежели купец отнесется к своей роли биографа, недостаточно добросовестно. Правитель такой действительно существовал, с его именем связывают переселение кельтов на территорию современного Милана. Но кроме собственно имени, да имен родственников -брат Сеговез и дядя — король Амбигат, из трех строчек у Тита Ливия более извлечь невозможно. Поэтому воображению автора есть где разгуляться.

Белловез оказался неплохим рассказчиком, а грек записывал тщательно.

Римские источники о галлах проштудированы глубоко и с пониманием, потому при всей живости повествования, насыщенность его этнографической информацией, иногда кажется чрезмерной. На читателя вываливаются подробности ритуалов, верований, суеверий, военных обычаев и придворных церемоний. При этом чувствуется, что писатель много сил потратил на то, чтобы его герои говорили и рассуждали как... ну если не как исторические галлы, то хотя бы как герои литературных памятников. Потому свергнутая и отправленная в изгнание королева кельтов не будет озвучивать феминистическую повестку из XXI века. Что особенно приятно — главный герой искренне упивается войной, хвалится своими подвигами и вовсе не собирается относиться к благородному делу кровопролития так, как это делают авторы мемуаров о локальных войнах века XX.

Но лучше всего писателю удалось отобразить мироощущение людей, которые верят, что живут в одной вселенной с бесчисленными богами и духами. Это одновременно создает мощнейшую «мифологическую» атмосферу и сильно отягчает восприятие текста. Дело не просто в том, что в лесах водятся огры, на болотах правят боги мертвых, а на островах творят свои черные ритуалы старухи-прорицательницы, являющиеся воплощением местных норн.

Как верно отмечали комментаторы ниже, магия в книге странная, ускользающая. Быть может, галлицены никаким колдовским могуществом не обладают, а лишь умеют туманно пророчить, и их община своего рода почетная пенсия для вдов знатного рода? Быть может чудовищный огр лишь обычная, веками неизменная страшилка из тех, которые рассказывают детям, чтобы они не забредали далеко в лес?

Нет, дело в странном течении времени, которое сворачивается в петлю, обгоняет самое себя, «протекает» мимо рассказчика.

Белловез начинает свой рассказ с момента «второго рождения». В юности он получил тяжелую рану, с которой выжил вопреки всему. Друиды сочли это странным и юношу, только оправившегося от ранения, отправили «за край карты», а остров в бурном море, где колдуньи-галлицены должны определить его дальнейшую судьбу.

Но очень скоро плавное повествование нарушается, и начинается не просто «рассказ в рассказе», а странное наложение временных и повествовательных слоев друг на друга. История о поездке на остров колдуний, становится «рамочной», а середине «рамки» будут и детские эпизоды и более поздние, причудливо перемешанные друг с другом.

Еще можно было бы самые неправдоподобные, самые схожие с обычной волшебной сказкой, приключения,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вроде пребывания в гостях у Хозяина Леса
объяснить горячечными видениями лежащего на одре болезни Белловеза.

Но когда в детские воспоминания вторгаются странные пророчества, будущей судьбы («вот, старшего брата проткнули копьем, вот, младший брат ищет своего двойника»), можно насторожиться. А когда бок болит «слишком уж сильно» за десятилетие до того, как Белловез получил страшную рану, вырвавшую его из мира живых, но в мир мертвых, не отправившую, голова читателя основательно начинает идти кругом...

Текст получился красивый, витиеватый, насыщенный (и даже перенасыщенный) историческими и мифологическими отсылками, местами стилизованный «под старину», местами беззастенчиво разрушающий ранее созданный «аутентично-древний» колорит. Насчет всплывающих то там, то, то тут «кучеров»,«ассамблей», «раутов» и «мулинэ» (фехтовальный прием) относящихся, скорее к XVII веку A.D, чем к веку VI B.C, остается лишь гадать, что это — небрежность автора, особенности французского языка или нечто концептуальное. Памятуя, что книга все-таки относится к фэнтези, а не к историческому роману, и во время очередной встречи, местные «норны» говорят так, будто прочли о себе не одну статью в энциклопедии, склоняюсь ко второму варианту, но возможно, это уже мои домыслы.

В общем рекомендую всем, кто не равнодушен к «старине», а так же «кельтике» и «героике» во всех проявлениях, но стоит предупредить о двух вещах.

Во-первых, процент «вирдовости» в «Неумершем» довольно высок.

Во-вторых, при всем своем внушительном объеме, весь роман не более чем пролог для будущего цикла.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман написан с любовью к теме и жанру. Стилистика очень напоминает творчество Роберта Холдстока, только с большим уклоном в историзм. Выбор в качестве героев Белловеза и Сеговеза, возможно, раскроется в следующих книгах серии.

Трудно воспринимаются первые страниц 10-20 «рамочной» истории, а дальше текст буквально затягивает. Мне кажется, что автору особенно удалось передать живое восприятие времени сидов. Вполне сопоставимо с ирландским «Приключением Неры». Эпизоды встречи героев со священным и божественным написаны особенно удачно и буквально пробирают до дрожи. Человеческая жизнь, наполненная жестокостью и тяготами, божественная жизнь, лишенная привычной системы этических и моральных координат, выписаны Жаном-Филиппом Жаворски без излишней натуралистичности, но весьма убедительно.

Из некоторых негативных моментов можно отметить работу редактора и переводчика. Текст Дарьи Хайнбух стилистически един, язык богатый и яркий. Читается перевод приятно. Но при устоявшемся историографическом словаре и традиции перевода кельтского эпоса на русский язык, «кучеры» колесниц, «крещения» и ономастика немного режут глаза и мешают полностью погрузиться в текст.

При всех сюжетных и повествовательных находках Жаворски, всё же роману не хватает чего-то важного, чтобы встать в ряд шедевров мифологического фэнтази с Теренсом Уайтом, Гаем Кеем, Рождером Желязны, Робертом Холдстоком, Сюзан Кларк и даже Олди. Однако, удовольствие от встречи с текстом «Неумершего» с лихвой восполняет время, потраченное на чтение.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю, что сказать. «Раннее средневековье» -- умрите, маркетологи. Это закат бронзового века, греки только поднимают голову, на месте Италии этрусское государство и кельтские племена на территории Франции. Действительно, с любовью и археологически точно описана жизнь кельтов и то, что нам известно об их культуре и образе жизни. А древние боги ещё вмешиваются в жизнь людей, но уже уходят все дальше.

Вроде, и написано хорошо, и сюжет есть, и сюжетные и временные линии сведены. Но... Сначала меня убила 10-страничная распальцовка в самом начале. Вот именно распальцовка, ничего конкретного, просто топырение пальцев. Затем, кажется, стало интересно. Но потом все скатилось в какое то местечковое уныние, продолжающееся до конца книги с небольшими проблесками. Эта книга слишком фантастична для жизнеописания кельтских племен и слишком уныла для фэнтэзийного приключения, это мой вывод. Сложно сказать, кому такое может понравиться. Мне, как ни странно, не хватало ни приключения, ни жизнеописания.

В целом, читабельно, довольно нестандартно, но по настоящему уныло, несмотря на вполне такой сюжет и прекрасный сеттинг. Сошло бы за шедевр, будь написано в 60-х...

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень много хвалебного в отзывах.

Что ж, авторы отзывов — молодцы. Они это смогли осилить и даже увидеть сюжет. А я сие произведение просто не смог читать. Стилизация под «кельтскую сагу» завязла на зубах на первых же страницах. Мрак и грусть, а не текст. В общем — оценить сие творение не могу ибо для меня оно просто нечитаемо!

Короче, кому нужна новая книжка, «муха не сидела» заезжайте после карантина в гости — подарю. А то выкидывать жалко, вон сколько хвалебных отзывов прозвучало, а читать книгу, состоящую из одного бесконечное сложносочиненного предложения, по недоразумению разделенного точками, я физически не могу. Засыпаю после второй страницы, так и не добравшись до смысла текста.

З.ы. Тот случай, когда весь отзыв о книге укладывается в два слова: «многа букав«!

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Подписываюсь под каждым словом Seidhe. Очень дельный отзыв, который полностью раскрывает суть данного романа. Книга действительно заслуживает своего внимания и если честно я уже забыл, когда я читал фэнтези с таким удовольствием, наверное, ещё со времён Игры Престолов. Книги по тематике конечно разные, но что я обычно ценю в этом жанре так это общую проработанность мира и логически правильные взаимодействия персонажей в нём. И, как правило, когда авторы придумывая свои миры, отталкиваются на реально существующие исторические и археологические материалы, то истории получаются более удачными и правдоподобными. Никого не хочу обидеть, но такие авторы как Д.Аберкромби и особенно недавно изданный в «Шедеврах фэнтези» Р. Морган как раз этим похвастаться не могут, и, я считаю, что их заслуги весьма преувеличены и авторы слишком переоценены и незаслуженно распиарены) Книга «Сталь остаётся» Р.Моргана на мой взгляд вообще сплошное графоманство. Я понимаю, да, фэнтези это в первую очередь сказка для взрослых, и всё такое, и изначально обязанность сказки состоит в том чтобы развлечь тебя на пару часиков, но если рассматривать жанр фэнтези как серьёзный и взрослый жанр то для обоих вышеперечисленных авторов для меня лично это не относиться. А вот роман «Неумерший» меня приятно удивил. Книга очень многослойная, умная и увлекательная и многие в ней, я уверен, найдут что то своё. Ведь историй с таким погружением в мир, где легенды, предания и обычаи просто окутывают тебя, когда ты буквально попадаешь в ту далёкую эпоху и становишься ее частью, к сожалению, в современной литературе не так много.

В заключении, хочу отметить также красивый сочный слог автора, и его своеобразный необычный стиль. Сразу понимаешь, что за текстом стоит эрудированный и талантливый писатель. Отдельно хочу похвалить и перевод романа. Работа выше всяких похвал и надеюсь что издательство не забросит данный цикл и оставит первоначального переводчика. Я считаю, если даже полностью издали сагу польского писателя пана Гжендовича, которая мягко скажем, на любителя, то данную эпопею просто обязаны продолжить. Во всяком случае, будем на это надеяться.

Моя оценка 9 балов, так как первая книга больше похожа на пролог и многое в ней остаётся необъяснимого и неразгаданного, так как вся соль, как говориться, ещё впереди.=)

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что первое приходит в голову большинства людей, когда они слышат слово «кельты»? Не думаю, что сильно погрешу против истины, если перечислю таинственных друидов, полуголых татуированных воинов, бросающихся на римские щиты, причудливое переплетение линий традиционных орнаментов, зажигательные ирландские танцы, да громаду Стоунхенджа (к сооружению которого собственно кельты, впрочем, никакого отношения не имеют). В любом случае, прежде всего на ум придёт либо Ирландия, либо — более широко — все Британские острова. Это довольно парадоксально, если учесть, что для обозначения народов, противостоящих римлянам в Британии, понятие «кельты» стало применяться только со второй половины XVIII века, в результате расцвета романтизма, а сами Британские острова всегда были всего лишь окраиной кельтского мира. Однако, были времена, когда кельтами была заселена практически вся Европа, от Испании до Дуная с запада на восток, и от Скандинавии до Италии с севера на юг. Арверны и карнуты, сеноны и ценоманы, битуриги и секваны, аллоброги и эдуи, а также множество других кельтских племён, создавали свои королевства и заключали временные союзы, вели кровопролитные войны друг с другом и отправлялись в далёкие завоевательные походы, возносили жертвы богам и создавали удивительные произведения искусства. И было это во времена, когда ещё не родились греческие философы Сократ и Платон, спартанский царь Леонид и Александр Македонский, а Рим был всего лишь заурядным италийским городком, раскинувшимся на болотистых холмах...

Именно временам расцвета кельтов, которым римляне ещё не успели дать имя «галлы», под которыми они войдут в историю, и посвящён роман французского писателя Жана-Филиппа Жаворски «Неумерший», написанный в жанре исторического фэнтези, и открывающий масштабный цикл «Короли мира». Время действия — рубеж VII-VI веков до н.э., место действия — самое сердце территории современной Франции, в центре повествования — судьба молодого кельта из племени туронов по имени Белловез. Форма подачи материала довольно оригинальна: умудрённый жизнью Белловез рассказывает некоему эллинскому купцу о своей жизни, начав с описания путешествия на Остров Старух, где обитают девять таинственных жриц-галлицен, которое было предпринято им после того, как в первом же военном походе он получил тяжелейшее ранение, от которого должен был умереть, но этого не произошло. Прибыв на этот остров, Белловез, согласно кельтским представлениям «застрявший» между миром живых и миром мёртвых, начинает рассказ о своей жизни уже галлиценам, причём начинает со времён своего детства, с того, как погиб его отец, а он с младшим братом Сеговезом и матерью оказался в своеобразном изгнании. Таким образом, имеем историю в истории, в которой рассказывают другую историю, да ещё и с отягчающими обстоятельствами: довольно сложно понять, что из происходившего имело место в действительности, а что является галлюцинаторным бредом находящегося при смерти Белловеза. Но не стоит опасаться общей «бредовости» повествования — написано вполне ясно и доступно, а данный приём Жаворски использует намеренно, просто чтобы продемонстрировать своеобразное восприятие кельтами течения времени, когда прошлое, настоящее и будущее как-бы сосуществуют, влияя друг на друга. В результате посещения Острова Старух и дальнейшей встречи с королём Амбигатом, повинном в гибели отца Белловеза, выясняется, как водится, что мир гораздо сложнее, чем он казался нашему герою, а в обстоятельствах гибели туронского короля Сеговеза в недавней Войне Кабанов всё не так прямолинейно и однозначно. И с этого момента история Белловеза и его восхождения к вершинам власти только начинается...

Если говорить о проработанности исторического сеттинга, то придраться тоже, в общем-то, не к чему. Общество и быт кельтских племён показано именно таким, каким оно видится современной наукой на основе свидетельств античных авторов и археологических данных. Повествование довольно ровное, с огромным количеством своеобразных «этнографических» подробностей, многие из которых могут показаться шокирующими, ибо кельты были далеко не дураки по части расчленёнки и отрубленных голов с собой потаскать, но всё это подаётся без какой-либо чернухи и смакования подробностей — простая фиксация наличия подобной практики, не более того. Отдельная песня — отношение кельтов к войне и всему, что с ней связано. Здесь стилистика Жаворски вообще безупречна — множеством мелких штрихов рисуется действительно впечатляющая картину совершенно ИНОГО отношения к войне, при котором у одного костра могут сидеть воины, неоднократно сражавшиеся друг с другом, начало военного похода немыслимо без человеческого жертвоприношения, а с головами давно поверженных врагов ведут долгие и содержательные беседы...

Что касается составляющей, делающей роман «Неумерший» не просто историческим произведением, всё немного сложнее. Как я уже говорил, не всегда понятно, происходит ли тот или иной эпизод в реальности, или всё происходит лишь в голове главного героя, но однозначным при этом остаётся одно — для самого Белловеза божественные сущности, таинственные обитатели лесных чащ, пророчества и предсказания — совершенно реальны, и он, выступая рассказчиком, прекрасно осознаёт их влияние на свою судьбу. Одним словом, «Неумерший» — прекрасный образчик фэнтези исторического, пытающегося показать мир таким, каким воспринимал его представитель племён континентальных кельтов того времени, но не противоречащий при этом историческим данным. В конце-концов, какая разница, социально-экономические предпосылки повлекли мощную миграцию кельтских племён в Северную Италию, или сверхъестественные силы направили туда Белловеза, если по итогу кельты в VI веке до нашей эры там всё-таки оказались, о чём поведал Тит Ливий, а гораздо позже подтвердили данные археологии? =)))

В завершение — пара слов о переводе. Сказать что-либо этому по поводу мне очень сложно по вполне очевидной причине, но на мой взгляд с поставленной задачей уважаемая Дарья Хайнбух вполне справилась — читается «Неумерший» легко и гладко, глаз всего раза три за зацепился за опечатки, да и те — чисто технического характера. Другое дело, что некоторые переводческие решения показались лично мне довольно странными. Так я и не понял, к примеру, почему главный город битуригов, известный в истории как Аварик или Аварикум (ныне — славный французский город Бурж) стал в романе Аварским бродом, но вполне допускаю, что у переводчицы были свои причины перевести именно так, и никакие авары, до появления которых в Европе должно было пройти ещё не одно столетие, здесь ни при чём. Гораздо более странно было прочитать прозвучавшую из уст кельтского юноши фразу «кажется, мы должны получить боевое крещение» — за полтысячелетия до Рождества Христова-то! =))) Ну, и нельзя не вспомнить про путаницу с братом Белловеза. Об этом упоминают все прочитавшие роман — на протяжении ВСЕГО повествования его зовут то Сеговез, то Сеголлас, причём оба имени встречаются иногда в пределах одного абзаца. Вряд ли это может быть ошибкой редактора/корректора, поэтому остаётся только гадать, как это объяснится в последующих романах цикла.

Подводя итоги, можно сказать, что «Неумерший» — это интригующее начало истории, действие которой разворачивается в очень необычном сеттинге. Честно говоря, меня всегда удивляло, отчего западные авторы фэнтези, франкоязычные прежде всего, не используют богатейший потенциал истории континентальной Европы доримских времён? С появлением романа Жаворски этот пробел можно считать восполненным — он получился достаточно ярким, в меру динамичным, с многочисленными экскурсами в религиозно-мифологические представления кельтов, в особенности их быта и общественного устройства. Однозначно хотелось бы увидеть продолжение цикла на русском языке, хотя бы в обозримой перспективе.

9 баллов и рекомендация всем, кто интересуется мифологией континентальных кельтов и историей Европы до эпохи римского владычества. Почему не высший балл? Всё предельно просто — перед нами пролог. Впечатляющий, интригующий, дразнящий любопытство, но — лишь пролог.

Остаётся надеяться, что Жаворски найдёт в нашей стране своего читателя, а продажи — устроят издательство.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Неумерший» — это любопытный сплав из хроник Тита Ливия и «Мабиогинона» (валлийских сказаний), дополнительно измененный воображением писателя. Книга посвящена миру битвы, нескончаемому круговороту войны в мире, где боги не отделены от него.

По всем правилам Белловез должен был умереть от раны в сражении, но не умер, а потому его посылают на Остров Старух, где могущественные колдуньи, которых все боятся, решат его судьбу. До острова он добирается, а вот дальше время дает сбой и перемешивается в его рассказе. Происходящее мистически плывет, старый Белловез через колдовство, сон или горячечный жар смещается по временной шкале — и все части его жизни связаны магическими существами, для которых время не имеет никакого значения. Ему суждено совершить что-то великое, он самоуверен и нагл, но что именно предстоит сделать, он нащупывает постепенно.

Язык романа со всей старательностью подражает велеречивым диалогам валлийских легенд, когда воины и король, собирающиеся убить друг друга, соревнуются в оскорбительном красноречии, но герой при этом не бард, а боец, поэтому дипломатия ему не дается. Обезжиренная, история выглядела бы простовато: Белловез — сын бывшей королевы, мужа которой убил ее брат. Теперь убийца — действующий король, и отпрыски предыдущего ему мешают, поэтому Белловеза и Сеговеза отправляют на войну подальше. Однако эту ситуацию из мира нескончаемых войн Жаворски пишет глазами человека, для которого магия, боги, предсказания — совершенно реальные, неоспоримые вещи, играющие такую же роль, как армии. И в этом, как и в «протечках» времени у вернувшегося из потустороннего мира героя есть свое обаяние. Но... это опять первый том трилогии, причем без цепкого хука.

«Моя торговля — война. Я оставил глубокий след в жизни народов, через которые прошел. В награду за это они оставили отметины на моем теле. Злейшие мои враги преподнесли самые ценные трофеи; благодаря им я сохраняю величие даже нагим».

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Французскому писателю Жану-Филиппу Жаворски сейчас придется бороться за читателя с армией англоязычных авторов и с гордым отрядом поляков. Справится ли он? Сумеет ли отвоевать свою долю читательского внимания, а может, и спровоцировать волну переводов франкофонной фантастики?

И автор начинает с того, что старый правитель Белловез рассказывает некоему эллину о своей жизни. Не самая оригинальная завязка, но дальше будет гораздо интереснее.

В своем рассказе главный герой повествует о путешествии на зловещий Остров Старух, на котором ему предстоит изложить этим самым старухам обстоятельства своей не-смерти. А внутри этого рассказа Белловез углубляется в свои детские воспоминания, вернувшиеся к нему после того, как копье пронзило его на поле боя, и это еще не последний уровень повествования. В этой сюжетной конструкции рассказчик балансирует между потерей сознания и частичным пробуждением; возвращается назад — и история обрастает неожиданными подробностями; переключается между временными линиями; воспоминания сливаются с настоящим и пересекаются друг с другом, образуя что-то вроде скользящего узла; время течет извилисто, и прошлое ссылается на будущее.

Мир «Неумершего» — это галльское общество примерно шестого века до нашей эры, и это мир, еще практический нетронутый человеком (в сравнении с привычным фантазийным средневековьем). Реальность и магия еще не разделились полностью, границы между реальным миром и миром богов и мифических существ размыты, и время в них, как нам напоминают, течет с разной скоростью. Под камнями столетиями томятся несчастные узники, протискивая наружу бледные руки-ростки; магия в воздухе, воде и земле, а уж в чаще леса творится такое, что лучше туда не соваться (и главный герой суется туда постоянно). Кельтская мифология и авторская фантазия сплетаются в крепкую, поэтичную и местами жуткую историю. Вместе с тем роман сложно даже отнести к жанру фэнтези, потому что сверхъестественное здесь всегда словно на краю поля зрения: в легендах и суевериях, странных звуках в темноте, горячечном бреду, и даже то, что Белловез выжил после того, как ему пробили легкое копьем (совсем не так пафосно, как на обложке), удивительно, но все же возможно.

Зато это совершенно точно очень убедительный исторический роман — с полным погружением в кельтский быт и суровые обычаи, с постоянными войнами, огромным количеством реальных имен и названий и целой тонной ссылок, благодаря которым вы не спутаете браки с брогами, а лемуры окажутся вовсе не большеглазыми обезьянками. Какой ритуал провести перед тем, как перебраться через реку, зачем использовать мочу в качестве полоскания для зубов, когда начинать стричь волосы юноше, за сколько коров можно принести себя в жертву — все это и много чего еще из галльской жизни на страницах романа. Отдельная история — это обязательный обмен оскорблениями между воинами перед поединками. Здесь древние кельты оставляют далеко позади современных рэпперов с их баттлами.

Аннотация предлагает нам «историю Белловеза, сына вождя, убитого собственным братом». Так кто был убит собственным братом — Белловез или отец его? Правильный ответ — ни один из них, отца убил брат жены, а Белловез и вовсе жив. Это очень важно — формулировать предложения недвусмысленно, и об этом книга расскажет нам тоже.

Юного сына убитого вождя Белловеза вместе с матерью и младшим братом Сеговезом изгоняют подальше от короля Амбигата. Пока мальчики растут, резвясь на просторах Аттегии, король строит на них планы. Здесь почти у всех есть планы на Белловеза — у матери план отомстить брату-королю, у Амбигата — свой интерес, юродивый старец Суобнос, бард Альбиос, любовник матери Сумариос (вы еще не запутались в именах?), Королева Леса, вожди, галлицены, великаны, прорицательницы — всем есть дело до мальчика. Туманные предсказания, загадочные пророчества сопровождают его, и Белловез становится орудием сразу нескольких сил. Смерть, судьба, предназначение — вот истинные герои этого романа.

В конечном итоге именно недомолвки и секреты и становятся причиной непредсказуемого и трагического финала событий. Но финал этот промежуточный, «на самом деле все только начиналось» — это последние слова этой книги. Ну, если что, у нас есть исторические хроники, из которых можно узнать, что там стало с реальным Белловезом дальше.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх