FantLab ru

Дэвид Моррелл «Изящное искусство смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Голосов:
142
Моя оценка:
-

подробнее

Изящное искусство смерти

Murder as a Fine Art

Роман, год; цикл «Томас Де Квинси»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

В 1811 году Лондон был потрясен убийствами на Рэтклифф-хайвей, где в течение недели подверглись зверской расправе две семьи. Почти полвека спустя в город возвращается Томас Де Квинси, ярко описавший эту трагедию в своем эссе «Убийство как одно из изящных искусств».

Через несколько дней после его прибытия еще одну семью постигает такая же ужасная смерть. Складывается впечатление, что кто-то вдохновился книгой и пользуется ею в качестве руководства к действию. Подозрение падает на самого Де Квинси. С помощью своей дочери Эмили и двух детективов Скотленд-Ярда он должен узнать правду, прежде чем прольется еще больше крови, и остановить убийцу, жестокостью соперничающего с самим Джеком Потрошителем.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Детектив

лауреат
Премия Ниро Вульфа / Nero Award, 2014 // Лучший детективный роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)
/перевод:
Т.А. Матюхин (4)

Изящное искусство смерти
2014 г.
Изящное искусство смерти
2014 г.
Изящное искусство смерти
2018 г.
Изящное искусство смерти
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман посредственный, хотя и не без проблесков. Предположительно он задумывался, как стилизация под викторианский детектив в духе Уилки Коллинза, и потому должен был отдавать дань, как гротеску романтизма, так и добротной увесистости реализма. Автор, несомненно, проделал огромную работу, вживаясь в эпоху и в образе главного героя — Томаса де Квинси представил нам необычный портрет человека современности(не обремененного грузом условностей и стереотипов) на фоне эпохи, являвшейся своего рода золотым веком различных предрассудков и общественных барьеров.

Однако сама по себе эта концепция не вытянула сюжет книги, склеенный из вторичных тропов и неоправданно растянутый. Детективная составляющая в романе отсутствует, как таковая. Много места уделено экшн сценам, написаны они неплохо, но ничего нового ценители жанра в них для себя не найдут. Главный злодей — совершенно плоская фигура, остальные персонажи, кроме по видимому самого Де Квинси и его дочери — тоже. Финальная сцена, преисполненная дешевого драматизма и безвкусной театральщины прямо таки напрашивается на экранизацию каким-нибудь Кристофером Ноланом.

Что же до коротких информационных вставок, то они местами неорганично врезаются в ткань текста и вызывают ассоциации с известной программой Леонида Каневского. «Убийца раскроил череп жертвы молотком. Кстати, именно таким молотком в 18// году плотники приколачивали гвозди. Доход среднего плотника составлял десять шиллингов в неделю. Достаточно, чтобы не жить впроголодь и даже позволить себе вот такой яблочный пирог».

Говоря коротко: автор молодец. Для американского беллетриста, пишущего романы о Рэмбо, уровень погружения в тему запредельно высок. Виден искренний интерес к теме и желание поделиться с читателями. Вот только писательского мастерства это желание, увы, не прибавляет.

Впрочем, рекомендую роман людям совсем незнакомым с викторианской эпохой(а знакомым, конечно, рекомендую Диккенса).

За милейшего Де Квинси и старание — 5/10

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж не знаю как люди, лет триста назад, жили без викторианских детективов. Скучное, наверное, было время. Ни тебе толковых убивцев со зловещим взглядом, но в высоких цилиндрах и бабочках, ни тебе серийных маньяков убивающих проституток, да и раздвоение личности наверняка та ещё небыль.

То ли дело, когда на горизонте появились Эдгар По, Уилки Коллинз и конечно сам Артур Конан Дойл. Да, детектив изменился раз и навсегда… О, кстати, руку к этому приложил и довольно известный писатель Томас Де Квинси, написавший знаменитый труд под названием «Исповедь англичанина, употребляющего опиум». Сей опус, кстати, можно прочитать и на русском языке, он, как и эссе «Убийство как одно из изящных искусств», публиковался у нас в стране.

Сам я труды Томаса Де Квинси не читал, а познакомился с ним буквально «вчера» в книге Девида Моррела «Изящное искусство смерти». Название удачное. Для непросвещенных просто красивое и интригующее, для других с отсылкой на писателя наркомана.

Идея сделать реальную историческую личность героем современного викторианского романа, по-моему, очень удачная. Томас Де Квинси, уже сам по себе несёт некую ауру опиумного Лондона опьянённого жаждой убийства. Дэвиду Моррелу стоило лишь состряпать подобающий сюжет и мыслить картинками. Все остальное сделало само себя.

Я не умоляю достоинства Автора, потому как книга проглатывается ещё до того как ваш копчик коснулся подушки кресла. Отличное сочетание динамики и образов.

Удушающий смог, убийца в тумане, свиньи людоеды, наркотики, тайны происхождения, немного политики и конечно кровь, кровь, кровь. И все это с колоритными, типажными героями, и без лишней воды. Но да, это всего лишь развлекательное чтиво. Зато какое осязаемое, вкусное и атмосферное.

На мой взгляд, роман удался. Вымысел, тесно вплетенный в исторические события и персонажей, выжатый и концентрированный, до той степени, чтобы вы прекрасно отдохнули и провели пару вечеров.

Что?! Вы не любите викторианских детективов?! Ага, да вы выдумщик похлеще Моррела )))

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обложка этой книги поймала меня в свои сети еще пол года назад. Туманные мрачные улицы Лондона викторианской эпохи, загадочное преступление и темные тайны...что может быть лучше, ведь так?

По сути, мои ожидания оправдались. “Изящное искусство смерти” — лихо закрученный детектив, с отлично прописанными живыми героями и их мотивацией, прекрасно проработанным и атмосферным сеттингом, и, что немаловажно, динамичным сюжетом. В книге просто не было моментов, где становилось скучно или неинтересно.

Главный герой, кстати, отражающий реальную историческую личность — чертовский умный писатель-наркоман, большую часть своей жизни “прикованный” к пузырьку с Лауданумом и написавший об этом книгу, вызвавшую, в свое время, большой общественный резонанс.

Его дочь — о, это тот редкий момент, когда женский персонаж вызвал у меня восторг — молодая девушка, решившая посвятить себя не замужеству и обыденной жизни, а заботе об отце, принимая все его странности и следуя за ним по его жизненному пути. Ее слегка бунтарский дух восхищал меня на протяжении всей истории, она не брезглива, смела и не боится открыть рот в ситуациях, когда “леди” обычно молчат и смиренно опускают глаза.

В книге описывается жизнь тех времен без прикрас и ретуши: вот вам и грязные улицы с канавами, полными зловония; вот бедняки-попрошайки в оборванной одежде и с язвами на коже; дамы в корсетах и неудобных пышных платьях; хитроумные политики, манипулирующие и плетущие интриги; вот пыль и пепел, летящие с неба; проститутки, молодые и старые, зазывающие всего за монетку сыграть в “туда-сюда-обратно”; и люди...неотесанные, пугливые, склонные верить стереотипам и вершить самосуд.

В этом прелесть, и в то же время небольшой минус этой книги, потому что иногда всей этой историчности, этих натуралистических деталей становится слишком много. У автора отличный язык, а потому все представляется ярко, реалистично. И в какой-то момент от вони, болезней, грязи и крови устаешь, и хочется отложить книгу, передохнуть.

В качестве итога скажу: если вы человек брезгливый, не любите детальных описаний убийств, кровищи и тому подобного, то эту книгу лучше обойти стороной. Ну а если вас это не страшит и вы хотите прочитать мрачный атмосферный детектив, то “Изящное искусство смерти” определенно для вас.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферное роман. Во время его прочтения ты будто действительно оказываешься в Лондоне времен правления королевы Виктории. Автор настолько дотошно описует реалии того времени, вводит такие детали из жизни людей, которые тогда там жили, что невозможно не поверить в то, что все, описанное в книге, действительно происходило.

Прекрасно прописаны характеры персонажей: и Райан, который напоминал мне Холмса, и Беккер, который так хотел быть похожим на Райана, и де Квинси, который, несмотря на свою страсть к лаундануму, сохранил свой острый ум и логику, и дочь ле Квинси, Эмили, прекрасная реформистка.

Главный антагонист романа не выступает неким «абсолютным злом», все его поступки обоснованны и понятны. Правда, больше всего меня поразили не убийства, на которых закручен сюжет, а небольшой пассаж из жизни и обычаев людей того времени:

«К середине девятнадцатого века из‑за стремительного роста населения английские кладбища закончили управляться с перегрузкой. Рассчитанные на три тысячи погребений, они обязаны были принимать до восьмидесяти тысяч, и в итоге приходилось опускать в одну могилу по 10, двенадцать, а то и пятнадцать гробов, установленных один на другой. Нижние ряды равномерно разрушались, и кладбищенские работники ускоряли этот процесс: разрывали ямы и прыгали на гробах, чтоб уплотнить содержимое могил и подхоранивать все новые и новые тела.»

Можете считать меня ванильной барышней, но от такого поведения у меня мороз по коже.

Никаких замечаний к автору: прекрасная стилизация, скрупулезно обработаны сюжет и место действия, получила удовольствие от процесса чтения, хотелось смаковать книгу и как можно представлять написанное.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Место действия: Англия, Лондон

Время действия: 1854 г.

Сюжет: Писатель Томас де Квинси приезжает с дочерью в Лондон по приглашению неизвестного, обещающего сообщить ему сведения о женщине, которую он искал много лет. Спустя пару дней город потрясает жестокое убийство, копирующее произошедшее 43 года назад такое же преступление и описанное со всеми подробностями в эссе мистера де Квинси, сразу же попадающего под подозрение. Но кто подставил писателя, с какой целью и почему его жизни грозит опасность? И кто тот человек, который погрузил на этот раз Лондон в хаос?

Впечатления: Хороший исторический детектив и триллер. Познавательный, достоверный, атмосферный, кровавый и захватывающий. Как по мне автор просто превосходно передал атмосферу! При чтении в моем воображении вставала не какая-то отдельная локация: улица или дом, а полномасштабная картина Лондона 1854 года. Вот убогие нищие на улицах просят монетку у прохожих, в переулках поджидают клиентов проститутки, спешат рабочие домой, зловонный туман наползает с Темзы, оседает угольная пыль на крыши, проходят констебли по улицам в одно и тоже время со своими фонарями и трещотками, стучат подковы лошадей по неровной брусчатке, возвращаются из театра джентльмены и леди, падающие в обморок из-за своих тугих корсетов, лорд Палмерстон плетет, сидя в кабинете, свою паутину, а в переулке тем временем уже затаился «художник смерти», сжимающий в руках молоток, тогда как по улице в поисках ответов бредет Томас де Квинси под руку с дочерью. Было чувство присутствия в книге, в рассказываемой на страницах автором истории, поэтому местами я морщилась от омерзения при виде крови, одобрительно кивала словам Эмили, с интересом наблюдала за умозаключениями ее отца и переживала за детектива Райана с констеблем Беккером.

Еще один момент, который я не могу не отметить: вставки из истории и жизни Лондона 1854 года. Мне они показались очень уместными, познавательными и полезными. Спасибо за них автору.

Итого: Мне понравилось, даже очень понравилось. Возможно, прочитай я перед этим множество триллеров и детективов, то творение Моррелла меня бы так не захватило. Но так как это, по сути, мой первый триллер, то я обязательно куплю вторую часть и буду продолжать разгадывать убийства вместе с Томасом де Квинси и его неугомонной дочерью Эмили:)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже не ожидала, что настолько понравится этот роман. Все в нем замечательно.

Во-первых, место и время действия — Лондон Викторианской эпохи. Это, наверное, самое главное в книге было — атмосфера того времени передана просто блестяще. Автор настолько детально подошел к теме, что было ощущение полнейшего погружения.

Во-вторых, главный герой, реально, как выяснилось, существующий человек, биографию которого Моррелл так досконально изучил. Понятно, что многое в книге было всего лишь плодом писательской фантазии, но образ этого маленького человечка, зависимого от употребления лаунданума (опиумная настойка), имеющего несмотря на эту свою слабость цепкий ум и чистое большое сердце, мне представился очень ярко. Полюбился он мне, в общем. А его дочь Эмили — просто умничка.

В-третьих, я была взбудоражена на протяжении всего расследования — уж очень интересное, хоть и жутковатое, дело пришлось распутывать детективам и Де Квинси.

Признаться, разгадака не была такой уж ошеломляющей. Многое лежало на поверхности. Но все же я была под впечатлением от всех этих событий.

Продолжение читать обязательно буду.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман, на протяжении всего сюжета держит в напряжении. Советую всем, кто ещё не читал.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крайне удивлён восторженными отзывами..Роман разочаровал во всём...Детективная составляющая убогая-на половине книги всё понятно,за четверть до конца автор уже сам раскрывает убийцу..Диалоги и описания примитивны до безобразия.Сюжетные повороты удивляют, разве что, нелогичностью и глупостью происходящего...Атмосферность — ну,её не ощущаешь под влиянием вышеизложенного...Даже дебютный роман автора — Рэмбо,Первая кровь, был гораздо сильнее с художественной точки зрения.В общем,если хотите почитать нормальный детектив в викторианском антураже-то это Калеб Карр,Горовиц,Макаммон с серией про Мэтью Корбетта,наконец....Но никак не это....

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ух, атмосферная оказалась книга. Так и казалось, что кругом сгущается лондонский туман с примесью гари, что тянет сыростью, а свет колеблется в такт огню в фонарях. Я живо представляла себе темные улочки, испуганно спешащих домой людей или же разъяренную толпу, рыскавшую в поисках кого-то, кто мог оказаться убийцей и на ком можно выместить весь свой гнев и страх. Представляла полицейских, констеблей и детективов, еще далеких от современных методов расследования и сбора улик. Представляла себе писателя Де Квинси, впадающего в ломку, когда он долго не принимал лауданум, и его заботливую дочь Эмили.

А началось все с убийства, жестокого и кровавого. Кто-то безжалостно убил пятерых людей, включая двух детей, а затем перерезал им горла. Загадкой была не только личность убийцы, но и мотив. Ведь ничего из лавки похищено не было, а преступник ушел хоть и в спешке, но не поленившись аккуратно закрыть дверь, а так же удостовериться, что даже младенец убит как все. С той ночи город оцепенел от страха, заставляя по малейшему подозрению нападать на мало мальски похожего на убийцу человека. В городе так же быстро все вспомнили, что подобное массовое и кровавое убийство с тем же сценарием уже было сорок три года назад. Убийцу тогда нашли и повесили. Неужели появился подражатель?

В это же время в городе появился Томас Де Квинси, который в своей книги подробно описал те события, случившиеся почти пол века назад. Случайность? Не думаю. Ведь писателя кто-то неизвестный пригласил сюда, обещая некую информацию о дорогом для него, но давно потерянном человеке. Само собой, что люди посчитали того виновным — ведь он знал все подробности старого преступления, да еще так восторженно о них писал. Но пара детективов понимают, что этот старый, щуплый человек совсем не похож на убийцу.

Мне в самом деле понравилась история. Понравились даже все жуткие подробности кровавого побоища. Было интересно узнать, кто же преступник, и как он дошел до такой жизни. Ведь он не безумец, он не совершает убийства в порыве сумасшествия или ярости, он все продумывает, действует хладнокровно, четко и даже аккуратно.

Герои, кстати, тоже не подкачали. Колоритные и, на мой неискушенный взгляд, соответствуют середине девятнадцатого века. Чудаковатый, но живенький Томас Де Квинси, его в какой-то мере строгая, но решительная и сообразительная дочь, опытный инспектор Райан, то и дело сталкивающийся с проблемами из-за своего ирландского происхождения, молодой констебль Беккер, отчаянно желающий стать детективом и не боящийся своей работы. И даже убийца был живым персонажем, со своей историей, а не просто некий образ, убивающий своих жертв.

Читала я книги, схожие с этой тем, что одним из героев викторианской эпохи является юная девушка бойкого характера и продвинутых взглядов. Те, которые не боятся сказать свое слово, надеть что-то попроще, чем платье с кринолином или вызвать недовольство общества. Но Эмили мне больше всех из них симпатичная. Просто потому, что она не ведет себя чересчур продвинуто для того времени. Да, шокирует где-то откровенным словцом, но намеренно не лезет в те области, которые для женщин того века считаются недопустимыми. Она не бросает вызов всем и каждому, чтобы доказать право на что-то, а поступает так, как ей удобнее или необходимее. Не чтобы что-то доказать, а удобства или необходимости ради.

Пожалуй, любителям исторических детективов с кровавыми подробностями буду советовать эту книгу.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх