FantLab ru

Альфред Ван Вогт «Чудовище»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Голосов:
1554
Моя оценка:
-

подробнее

Чудовище

The Monster

Другие названия: Resurrection; Пятый вид: Загадочное чудовище. Воскресшее чудовище; Возрождение

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 231
Аннотация:

Чудовище — это человек. Последний человек на земле. Воскрешённый инопланетянами, он должен был быть убит вновь. Но он оказался не так прост. Владея тайнами, которые человечество унесло с собой в могилу, он смог стать опасным и загадочным монстром для пришельцев и тем, кто возродит человечество.

Примечание:

Впервые в переводе на русский — в приложении «Искатель». — М.: 1965, №2. (С иллюстрациями Н. И. Гришина).


Входит в:

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de mutants», 1974 г.

— условный цикл «Глубина»  >  антологию «Глубина. Погружение 8-е», 2018 г.

— условный цикл «Isaac Asimov's Wonderful Worlds of Science Fiction»  >  антологию «Supermen», 1984 г.

— условный цикл «The Great SF Stories»  >  антологию «The Great Science Fiction Stories Volume 10, 1948», 1983 г.

— сборник «Destination: Universe!», 1952 г.

— сборник «Monsters», 1965 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.

— антологию «Момент бури», 1991 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Том 1», 1992 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение», 2003 г.

— антологию «Современная фантастика», 1988 г.

— антологию «Поединок разумов», 1991 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— журнал «Сокол № 1,1991», 1991 г.

— антологию «The Oxford Book of Science Fiction Stories», 1992 г.

— антологию «Мир «Искателя», 1973 г.

— журнал «Искатель 1965'2», 1965 г.

— антологию «Звезды американской фантастики», 1991 г.

— сборник «Science Fiction Monsters Plus», 2000 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— антологию «Проклятая книга», 1991 г.

— антологию «Роза для Екклезиаста», 2002 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— антологию «Замежная фантастыка», 1990 г.

— антологию «Кришталеві небеса», 1966 г.

— антологию «The Other Side of the Moon», 1949 г.

— антологию «Perilous Planets: an Anthology of Way Back When Futures», 1978 г.

— антологию «ФантАstika 2010-11», 2011 г.

— сборник «The Best of A.E. van Vogt», 1974 г.

— антологию «The Edward De Bono Science Fiction Collection», 1976 г.

— антологию «Гарри Гаррисон; Джон Уиндем; Альфред Ван-Вогт», 1993 г.

— антологию «Invaders from Space», 1972 г.

— антологию «The Last Man on Earth», 1982 г.

— антологию «The Old Masters», 1970 г.


Похожие произведения:

 

 


Мир «Искателя»
1973 г.
Продаётся планета
1986 г.
Продаётся планета
1988 г.
Современная фантастика
1988 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Чудовище
1989 г.
Чудовище
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Черный истребитель
1990 г.
Звезды американской фантастики
1991 г.
Проклятая книга
1991 г.
Момент бури
1991 г.
Поединок разумов
1991 г.
Зарубежная фантастика. Том 1
1992 г.
Гарри Гаррисон; Д. Уиндем; А.Э. Ван-Вогт
1993 г.
Путешествие космической гончей
1993 г.
Слан
1993 г.
Чудовище
1993 г.
Фантастика века
1995 г.
Лунный зверь
1995 г.
Роза для Екклезиаста
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение
2003 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Черный разрушитель
2005 г.

Периодика:

Искатель № 2 1965
1965 г.
Сокол № 1, 1991
1991 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Other Side of the Moon
1949 г.
(английский)
Destination: Universe!
1952 г.
(английский)
Кришталеві небеса
1966 г.
(украинский)
Кришталеві небеса
1969 г.
(украинский)
The Old Masters
1970 г.
(английский)
Invaders from Space
1972 г.
(английский)
Histoires de mutants
1974 г.
(французский)
The Edward De Bono Science Fiction Collection
1976 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
The Last Man on Earth
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 10 (1948)
1983 г.
(английский)
Supermen
1984 г.
(английский)
Fantastyka / Nowa Fantastyka 1 (28) 1985
1985 г.
(польский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Fifth Series
1985 г.
(английский)
Histoires de mutants
1985 г.
(французский)
Supermen
1988 г.
(английский)
Замежная фантастыка
1990 г.
(белорусский)
ФантАstika 2010-11
2011 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После таких рассказов я начинаю понимать, как много в мире литературы прекрасного и неизвестного, чего мне предстоит прочесть.

Вот представьте себе — и слыхом не слыхивал про Ван Вогта до сегодняшнего дня. Азимова знал, Дика знал, Брэдбери знал, Силверберга знал, ещё кучу фантастов тоже. А вот этот прекрасный автор только сейчас неожиданно возник передо мной. И это было прекрасно.

Полет фантазии, концепция, развязка — все смотрится свежим и стильным. Поистине гуманистическая философия, взгляд на иноземные контакты со стороны инопланетян являются сочными ингредиентами в этом литературном шедевре.

Еще немного повосхищаюсь Альфредом Ван Вогтом, погоржусь человечеством, которое он воспевает, и побегу знакомиться с другими его произведениями.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Короткий рассказ, наполненный традиционной любовью Ван Вогта к человеческой расе и его непоколебимой уверенностью в том, что люди могут достигнуть всего, чего захотят, нужно только очень постараться.

За интересным сюжетом, показанным коротким репортажным стилем (это еще одно характерное для всего творчества писателя свойство) скрывается некий дуализм понятий «монстр» и «пришелец». Каждый из них одновременно выступает в одной и во второй роли. Но кто из них более варвар и более ужасен?

Однозначного ответа в рассказе нет, есть лишь всепобеждающая натура социализма… Нет, не социализма, а человека. Человека одаренного, человека в высшем понятии этого слова, который смог не только пережить апокалипсис на планете Земля, но и возможно породить новую цивилизацию, которой инопланетяне будут уже не страшны.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказик о том как на пустую землю прилетели инопланетяне. Первым чем они занялись, это стали оживлять представителей исчезнувшей цивилизации. Если им не нравились ответы, то оживленного уничтожали.

Автор сделал слишком могущественным главного героя, поэтому читать про него не очень интересно. Сказался походу год написания рассказа.

Получилось вроде сказки и слишком прямолинейно. Наподобие тупых Голливудских фильмов с неуязвимыми главными героями.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В названии рассказа «Чудовище» сокрыта игра смыслов. Для читателей чудовища — это страшные пришельцы. Для страшных пришельцев чудовище — это землянин, обладающий сверхспособностями. Это один из нескольких смыслов, заложенных в произведении.

Вот чем отличается фантастика середины двадцатого века и начала двадцать первого? На мой взгляд, верой в человека, в то, что когда-нибудь он эволюциионирует и станет сверхчеловеком не в ницшеанском понимании, а самым что ни на есть высокоразвитым существом, отличающимся от нас с вами также, как человек отличается от обезьяны. Именно это чувство веры в наше светлое будущее (естественно, не в социалистическом смысле), дарило людям той поры «золотого века фантастики» всеми своими мыслями устремляться в далёкое будущее, в котором человеку не понадобятся даже технологические костыли в виде космического транспорта, чтобы пересечь пространство.

Интересным авторским ходом является ещё и последовательное знакомство инопланетных захватчиков с представителями человеческой расы разных временных эпох: древнего Египта, ХХ века и очень далёкого, начиная с настоящего временного отрезка, будущего. Так сказать, краткий обзор эволюции человечества, чтобы показать сколь огромная попасть разделяет людей близких к нашему временному периоду и людей сверхдалёкого будущего

И пусть в «Чудовище» описание психологии и общественного устройства инопланетной расы мало отличается от человеческой, но безусловно, рассказ этот заслуженно приковывает к себе всеобщее читательское внимание на протяжении уже многих лет. И если вдруг у вас когда-нибудь пропадёт вера в человечество, прочитайте рассказ и вера вновь к вам вернётся благодаря незаурядной фантазии А. Ван Вогта.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичный представитель «мистической сотни» — ограниченной группы фантастических рассказов (не более 100 произведений), обладающих совершенно необъяснимым с рациональной точки зрения шармом и вызывающих неизменную симпатию у подавляющего большинства читателей. Оная сотня именуется «мистической» именно потому, что иначе как мистикой обьяснить оный «фокус» довольно сложно.

Если подходить к оценке рассказа объективно, претензий к нему (и по форме и по содержанию) — вполне достаточно. Навскидку — из того, что просто бросается в глаза: земляне достигли небывалого могущества (включая бессмертие, энергию внутриядерных процессов и технику телепортации на межзвездные расстояния посредством «единой силы мысли») — и не смогли защититься от какого-то вшивого излучения. Нонсенс. Глупость. Абсолютно нелогично. Нам, конечно же — представлено некое объяснение, но суть не в нем. Цивилизация, достигшая ТАКОГО уровня могущества, не могла не решить — и причём окончательно — всей совокупности вопросов безопасности, включая и гарантию выживаемости вида. Это совершенно очевидно, без вариантов.

Но... почему-то это ... не важно. И не только это. Есть претензии к языку произведения, к особенностям образного ряда, к стилистике решения некоторых сцен, да много к чему есть претензии, в принципе. И нельзя сказать, что это такие уж прямо совсем несущественные претензии. Нет, у текста есть огрехи, эти огрехи видны невооруженным глазом, они существенны. Их не очень много, но они есть. Но... только..., ещё раз: это... — не важно.

Это мистика настоящей, «базовой» фантастика. Это магия настоящей литературы. Для которой указанные выше мелочи — действительно МЕЛОЧИ. Я не могу найти иного объяснения

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Коротко, злобно, остро, иронично — ничего лишнего, только чистый сок. Вот, что упускают НФ пейсатели современности: книга, роман, повесть и даже рассказ — это концентрированная мысль; у них же воды больше, чем в ниагарском водопаде, больше, чем в дипломе гуманитария. Короче! Шикарнейший рассказ с глубоким посылом. Что-то в духе старины Джека Лондона. После прочтения начинаешь гордиться, что ты — Человек. Советую и рекомендую всем с 10 до 90. Редчайшая вещь, которая прекрасна в любом возрасте и с любым уровнем мировоззрения.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых любимых рассказов, и по построению рассказа от лица иной цивилизации, и по развязке, и, особенно, по ощущению гордости от высот развития человечества.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хм,действительно — чудовище, в данном, конкретном случае, люди виноваты в своей гибели а не инопланетяне захватчики, и воскрешенный человек поступает действительно по-человечески,спасает свою задницу в первую очередь,а ещё 20-ти страничный рассказ просто пестрит непонятными словами и формулировками, которых можно было избежать. Повторюсь,не считаю инопланетяней добрыми, но и о человеке такого не скажешь , прочитав этот рассказ. Как говорят, чем умнее тем страшнее.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отношение к людям, как к двуногим и чудовищным существам, которые словами вызывают у другой инопланетной расы задумчивость и загадки, это да. Работники корабля с щупальцами пользующиеся для убийства лучами радиации, тоже красиво. Атомная буря, как весь образ катастрофы, неплохо, неплохо. Только откуда у гэнейцев людские профессии, я не понял.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная и лаконичная (привет современным нескончаемым сериям) ВЕЩЬ! Захватывает внимание с первых строк и диву даешься, как очень изящно и тонко строится повествование. Автор преподнес интересную идею: гармоничное, самодостаточное человечество и экспансивные, агрессивные пришельцы. Как правило, в литературе все наоборот. Что особенно приятно — в описании человечества нет нанобластеров, императоров, киберимплантантов и прочей псевдо-фантастической мишуры. А есть идея, логика и действие.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В. Головачёв включил этот рассказ в свою антологию 2005 г. и это отличная рекомендация. Раса чудовищ с рогами и щупальцами завоёвывает жизненное пространство*, колонизируя любые подходящие планеты в Галактике. Пытаясь понять, что вызвало гибель земной цивилизации (без их участия?! как это так?), они беседуют сначала с фараоном (воскресив мумию), потом с попавшим в ДТП алкашом. Рассказ в этих эпизодах выглядит юмористическим. Трагичность его непрерывно нарастает и заканчивается он полным моральным поражением а затем и физической гибелью завоевателей. Всего их могущества оказывается мало для борьбы с одним единственным обитателем Земли, последним представителем человечества, достигшего таких вершин, что ещё за тысячу лет до локально-галактической катастрофы люди смогли отказаться от машин и стать практически бессмертными**.

Смысл (или даже пафос) рассказа в том, что в силу бесконечности прогресса победа добра над злом в галактических масштабах неизбежна. А может быть не только в галактических, но и в более скромных.

*) То, что гэнейцы — это некое зеркало, поставленное перед частью человечества, очевидно. Такие группы всегда были и, к сожалению, сейчас этих рогатых стало просто до неприличия много. Не надо также долго думать над тем, кого имел в виду Автор через 2-3 года после Хиросимы и Нагасаки (сегодня 71 год), когда писал о сбрасывающих атомную бомбу на город рогатых негуманоидах.

Интересно, что Автор, видимо, находясь под сильным впечатлением от недавних «достижений» ВПК, вооружает атомной бомбой цивилизацию очень далёкого будущего.

**) У Стругацких это людены. У Ван-Вогта что-то очень похожее, но доступная для их способностей зона космоса оказалась значительно меньше зоны т.н. «атомного циклона». Удивительно, что из 76 отзывистов только один упомянул о повести «Волны гасят ветер».

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изобилуя множественными понятиями современности, что будет бытовать ещё в далеком будущем, данный рассказ неторопливо и нехотя разъясняет их, вместе с тем наполовину все-таки давая свободу для догадок и дополнения читателю, вместе с тем заставляя мозг работать, но и путая не совсем знакомого с данным жанром человека. Это явно плохая сторона произведения.

Но плюсы заставляют пересматривать своё отношение к сему творению. Дело в том, что Альфред Элтон Ван-Вогт показывает читателю крайне примечательный мир далёкого-далёкого будущего, где человек становится не столько существом грешным и вызывающим неодобрение, сколько представителем расы, которая являет из себя чуть ли не наилучший жизнеспособной организмы. То есть он создает людскую утопию, которую разрушает лишь космическое влияние. Посему захватчиками планеты показывается также не люди, а совершенно иные существа, представляющие из себя, так сказать, некоторую сборку тех греховных деяний и дум, что мы представляли ранее. И посмотреть в данном антураже как с подобным врагом справиться именно человек, который отображён в качестве как такового положительного антагониста, – очень интересно и занимательно. Посему данный рассказ, я считаю, любителям фантастики для прочтения обязателен, а не любитель может и запутаться во все возможных понятиях и отсутствии их разъяснений, посему – на своё усмотрение.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня этот рассказ интересен прежде всего своим главным героем — «чудовищем». Этот герой более всего напоминает героев позднего Ефремова. Если сомневаетесь перечитайте «Час быка». Наш герой спокоен, целеустремлён и решителен. Чего стоит одна только сцена с подметанием пола в доме. Вся Земля у тебя в пользовании — гадь сколько душе угодно. Но нет «чудовище» стремится к порядку. Он абсолютно не желает зла чужакам, но бороться будет за свой народ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кстати заметьте, что жизнь не Земле погибла не по вине её жителей, а из-за космической катастрофы. Стоит ли их винить за то, что они не смогли её предсказать и легкомысленно отказались от космических кораблей.
Самым краешком разума можно заметить в рассказе столкновение двух цивилизаций: потребления и гармонии. Рассказ не типичен для американской фантастике и, надо сказать, нетипичен в лучшую сторону. И поэтому я так высоко её ценю. Надеюсь рассказы с такими персонажами снова появятся в ближайшем будущем.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Канадский фантаст Альфред Ван Вогт, за свою долгую жизнь, успел написать много произведений: десятки романов, повестей и рассказов, чем, безусловно, заслужил место в зале славы мировой фантастики. Но даже если бы всё его внушительное литературное наследие ограничилось одним этим рассказом, то и его бы вполне хватило, для увековечивания своего имени.

Как часто нам доводилось читать про столкновение человечества с воинственной инопланетной расой? Атака «в лоб», как в «Войне миров» Герберта Уэллса или тихое внедрение, с минимумом «шума и пыли», из «Кукловодов» Хайнлайна или «Кто идет?» Кэмпбелла. Казалось, любой аспект противоборства нашего брата с трехрукими и двухголовыми (ну прости, Зафод) супостатами, рассмотрен со всех возможных углов. Так и есть, столкновением человека с пришельцами удивить искушенного читателя довольно сложно. Но что если не мы, а они (пришельцы) будут вынуждены столкнуться с человеком?

Рассказ стартует от лица тех самых пришельцев-гэнейцев, заскочивших к нам в гости по вполне известным причинам. Места мало, народу много — надо расширяться! Но где же армии землян, готовые дать решительный отпор незваным гостям? Где линкоры, эскадрильи бомбардировщиков и истребителей, подводные атомоходы и танковые армады? Копнем глубже, где вообще ВСЕ? Впрочем, у наших гостей есть средства, чтобы докопаться до правды и узнать причины сложившейся ситуации. Первые две попытки оказываются провальными, хоть и привносят изрядную долю юмора (с пьяницы, напившимся до «зеленых обезьян», смеялся буквально в голос). Третья попытка оказывается более продуктивной, но и она не приносит желаемых результатов (если не сказать наоборот), а вот четвертая…

Тут хочется встать и стоя аплодировать Альфреду до тех пор, пока не заболят ладони обеих рук. Как часто нам доводилось видеть будущее, напичканное невообразимыми технологиями и инновациями? Телепортация и переселение душ, межгалактические перелеты и искусственный интеллект. Впечатляет? Ну, в общем, да. Где-то лучше, где-то хуже. Другой вопрос, почему при развитии всего и вся, мы раз за разом видим одного и того же человека, будто нашего с вами соседа, вышедшего покурить на лестничную клетку? Почему, развивая науку и технику, мы даже не пытаемся развить собственные умственные и ментальные возможности? Все слышали, что мозг человека работает не полностью (10% или 20% — не важно), так почему же мы никак не рискнем «раскочегарить» наш «котелок» на полную мощь? Альфред показывает нам человека, которого сложно назвать человеком вообще. Это не супермен или мутант из комиксов, но человек+, стоящий на вершине той лестницы, у подножия которой мы все с вами находимся (тупо пялясь на первую ступень)

Финал рассказа получился достойным и логичным (что у Ван Вогта бывает не так часто), но главное здесь не финал, а общий замысел и идея! Нет зверя, страшнее кошки, как нет чудовища, ужаснее человека. Не верите? Спросите у гэнейцев.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну очень много идей. Писать страничный отзыв и заниматься простым перечислением не хочу, поэтому расскажу, что тронуло меня.

Наверное, многие подумали, что реплика «Чудовище!», брошенная инопланетянами в адрес главного героя, в какой-то мере относится и к современному человеку. Соль шутки в том, что современный человек угадывается скорее в образе пришельцев, вторгшихся на Землю.

Предположу, что большинство из нас, читателей, верит, что когда-нибудь человечество решит задачу межзвездных перелетов и колонизирует сначала Луну и соседние планеты, потом ближайшие пригодные для жизни системы, а затем, возможно, и всю галактику. И если когда-нибудь нам встретится разумные существа, не способные с нами сосуществовать, нам, по-видимому, придется их истребить.

Автор пытается посмотреть на этот образ мыслей со стороны и находит альтернативу бездумному, животному разбрасыванию своего семени по Вселенной. Неизбежная конфронтация двух идей порождает, на мой взгляд, самый сильный и важный вопрос рассказа: сможет ли человек достигнуть такого уровня развития и гармонии (а, возможно, даже духовности), что не начнет колонизировать космос не потому, что не получится, а потому, что не захочется?

Как знать, может быть именно непоколебимая вера Ван Вогта в Человека и помогла ему написать рассказ на века.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх