FantLab ru

Филип Дик «В ожидании прошлого»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
273
Моя оценка:
-

подробнее

В ожидании прошлого

Now Wait for Last Year

Другие названия: Наркотик времени; Когда наступит прошлый год

Роман, год (год написания: 1963)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Две тысячи пятьдесят пятый год. Земляне ведут войну с инопланетной насекомоподобной расой — Ригами. Союзники Землян — Лилистарцы, предки землян, заселившие когда-то Землю и Марс. Доктор Свитсент принимает предложение стать личным врачом Генерального секретаря ООН, Джино Молинари, координирующим военные действия Земли.

В это время на Земле изобретают смертельный наркотик йот-йот-180 для войны против Ригов. Наркотик вызывает зависимость после первого употребления и вызывает побочный эффект — перемещение во времени. Жена доктора Свитсента пробует новый наркотик, который попадает к ней нелегальным путём. Для получения новых доз наркотика она вынуждена работать на лилистарских агентов, замышляющих свержение генсека ООН...

Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1989 // Научная фантастика - Роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Наркотик времени
1993 г.
В ожидании прошлого
2004 г.
Порог между мирами
2010 г.
Когда наступит прошлый год
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Now Wait for Last Year
1975 г.
(английский)
Illusione di potere
1999 г.
(итальянский)
Now Wait for Last Year
2000 г.
(английский)
Philip K. Dick: Five Novels of the 1960s & 70s
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Филип Дик для меня весьма значимая фигура в мире литературы. Любое его произведение до жути эмоционально и неизменно оставляет след в душе. Вероятно потому, что писатель вкладывает в свои произведения львиную долю личных переживаний.

Из-за этого наблюдения, отмечу сначала явные минусы романа. Первое, что бросается в глаза — явно негативное отношение к образу женщины-жены. Хотя, это понятно — произведение относится к тому периоду, когда Дик видел в каждой женщине беспринципную стерву, что мастерски играет на нервах и запросто доводит мужчину до белого каления. Второй минус в том, что практически все основные перипетии сюжета построены на последствиях принятия главными героями галлюциногенного наркотика...

Однако же в целом, «В ожидании прошлого» — полный драматичности, внутренней напряженности, довлеющей безысходности с промельками надежды, замечательный роман.

Главный герой, доктор Эрик Арома, живет жизнью, которая, по его словам, «никогда не имела смысла, который ей следовало иметь». Все дело в его зависимости от привычной серой действительности. Да, Эрик здравомыслящий человек и видит, нужны изменения и перемены. Но ему ужасно не хватает уверенности в себе и решимости предпринять какие-либо активные действия. До определенного момента за него вообще все решали жена, босс, влиятельный пациент... Все же, в Эрике угадывается потенциал, ему только нужно «открыть глаза» и направить на путь истинный. Необходим толчок, эмоциональная встряска, живительный глоток убежденности. Тут и начинается знаменитая диковская игра в иллюзии. Действительно ли наркотик открывает будущее? Или картинки грядущего — своего рода путь, основанный на уже прожитом прошлом, который прошло подсознание, желая вырваться из бесконечных невзрачных будней? Ведь решение уже мысленно принято, а что убедит лучше наблюдения того, к чему оно приведет?

Финала я ожидала другого, если честно. Но у Филипа Дика мало оптимистичных произведений. Впрочем, и такой финал логичен. Выбор человеком дальнейшего жизненного пути, пусть и под влиянием не совсем традиционных средств, становление личности, навык принятия важных решений при определенных обстоятельствах — оставили впечатление цельности этой истории.

***

Как отголосок романа, цитата: «Люди всегда цеплялись за прошлое. Без него не было бы ни настоящего, ни самого времени, а только один миг летящего вперед настоящего. Жизнь — это один миг. Лишенный прошлого, этот миг настоящего стал бы почти ничем. Понятие времени потеряло бы смысл». Ф.К.Дик «В ожидании прошлого».

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман, рекомендуется как «нумбер уно» для начинающих знакомится с произведениями, написанные Диком.

Очень тяжело писать отзывы на ту или иную книгу Дика. Выскажешь мысль — невзначай оголишь Тайну. А за анотации-спойлеры хочется убить автора анотации. Читайте и просто наслаждайтесь Диком.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом романе, как обычно, Дик не утруждает себя тщательным отбором фантдопущений, а собирает пёстрый калейдоскоп. Как не пытайся предугадать, каким будет будущее, всё равно не угадаешь. Филип Дик своими романами демонстрирует, что будущее будет сумбурным и непонятным для нас сегодняшних. В этом романе есть всё: война и союзы с инопланетными расами, органическая жизнь, управляющая боевыми космическими кораблями вместо компьютеров, реконструкция города прошлого, новые наркотики, пересадка искусственных органов, роботы-такси, симулякры, видеосвязь, перемещения во времени, перемещения между альтернативными вариантами развития будущего и параллельными мирами, а также интриги, мучительная любовь, безуспешные попытки убежать от своего прошлого и будущего.

Однако, несмотря на всю пёстрость мира, сумбурность сюжета, они получились весьма органичными. Мир романа воспринимается легко и естественно. Я готов даже простить то, что наркотик перемещает людей во времени и то, что генсеку ООН удалось каким-то образом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
заполучить свои копии или, вернее сказать, «экземпляры» из альтернативных веток истории.
Но вот чего я не могу простить — это два явных ляпа в самом конце романа, где явно видна спешка автора и попытки завершить сюжет какой бы то ни было развязкой. Первый ляп —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
доктор легко покупает в аптеке в Тихуане йот-йот-180, хотя до этого недоступностью наркотика шантажировали его жену и его самого.
Второй ляп заключается в том, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
доктору удалось купить в аптеке яд на те деньги, на которые он затем не смог снять номер в отеле.
Только эти два ляпа существенно смазали моё впечатление от в целом неплохого романа.

Впрочем, роман нельзя вот так вот смело назвать неплохим, т.к. он, как и многие другие романы Филипа Дика, находится за рамками классической фантастики. У Дика своя, ни на что не похожая фантастика. А потому он скорее придётся по нраву лишь поклонникам творчества автора.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная фантастика у Дика. Чего в ней только нет: межгалактическая война; пленные пришельцы в зоопарке; миллиардер, ставший практически бессмертным благодаря искусственным органам и воссоздавший на Марсе страну своего детства; наркотик, позволяющий перемещаться в прошлое и в будущее; герой, пытающийся изменить ход войны... А в итоге все сводится к совсем не фантастической дилемме — остаться с тяжело больной женой или сбежать? А если чувства к ней балансируют на грани любви и ненависти?

Каждый делает свои выводы из прочитанного. Лично мне показалось, что несмотря на весь фантастический антураж, главная мысль «В ожидании прошлого» состоит в том, что при всей многовариантности выбора, никакого выбора у человека на самом деле нет.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про что

2055 год. Земляне находятся в состоянии принудительного межпланетного союза со своими дальними родственниками лилистарцами, а также в состоянии межпланетной войны с жукоподобными ригами. Хирург Эрик Свитсент находится в состоянии войны со своей женой Кэти. Какая из этих сюжетных линий окажется интереснее?

Ответ

Сюжет со спасением человечества в романе прямо завязан на спасении страдающего от целого букета болезней верховного правителя Земли Джино Молинари. Поначалу Дику удаётся держать интригу, но представленное объяснение постоянных терминальных диагнозов, выставляемых Молинари, иначе как нелепым назвать невозможно, ибо выясняется, что все

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
смертельные болезни верховный правитель Земли вызывал в себе и затем подавлял самостоятельно, поскольку это каким-то образом позволяло ему спасать Землю. Дик столь щедр, что представляет нам пример очередного спасения в сцене, где Молинари на агрессивных переговорах с обладающими всеми возможными видами преимуществ лилистарцами вызывает у себя самый настоящий сердечный приступ, дабы избежать необходимости соглашаться на требования о передаче миллионов землян в рабство лилистарцам.
Иначе как абсурдом это назвать невозможно, ибо эквивалентом подобной сцены в реальной жизни была бы симуляция тяжёлого поноса всеми членами юденрата Варшавского гетто, которая каким-то образом помешала бы нацистам начать отправку евреев в лагеря смерти.

За линией же отношений Эрика и Кэти Свитсентов, остроту которой добавят шантаж, шпионаж и невероятно опасный наркотик йот-йот-180, позволяющий то ли путешествовать во времени, то ли испытывать галлюцинации неотличимые от путешествия во времени, наблюдать намного интереснее. Роман Дик посвятил своей четвертой жене Нэнси, но написал его на исходе отношений с третьей, поэтому невозможно не пытаться разглядеть в кошмарном разладе в семье Эрика и Кэти намёк на судьбу Филипа и Энн. Была ли Энн Сатаной в женском обличье, каким предстаёт Кэти Свитсент, или же Дик был обязан вдохновением в создании образа двум своим первым женам — никто уже никогда не узнает.

Финал романа, впрочем, намного более пугающ, чем любой из поступков Кэти Свитсент, ибо Эрик, всю книгу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
успешно сопротивлявшийся попыткам оттолкнувшей его жены заставить его снова заботиться о ней, всё-таки решает вернуться и посвятить свою жизнь Кэти, чьи мозг и тело были необратимо повреждены в результате принятых ею решений и принятых ею наркотиков. Она обещала ему уничтожить его жизнь, если он оставит её, и он исполнил её обещание.

Вердикт

Всем наплевать на то, будет ли спасена Земля или Вселенная в очередном романе или фильме, единственный интерес всегда вызывает то, каким окажется главный герой на последней странице. Депрессивность произошедшего с Эриком Свитсентом в финале «Когда наступит прошлый год» не является проблемой сама по себе, но вот иррациональность — да. Когда герой встаёт на путь самоуничтожения, но не видно ни единой внятной причины, которая бы заставила его это сделать, то, пусть даже роман и содержит в себе много хорошего, по прочтении всё равно хочется его сжечь.

Оценка: 6/10. Повторное прочтение: ни в коем случае.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно, начиная читать очередную «крупнокалиберную» вещь Дика, автоматически беру ручку и кусок бумаги, чтобы записать имена персонажей и кто они здесь по жизни. Просто для того, чтобы не запутаться, потеряв нить повествования, и не перелистывать все обратно — действующие лица во многих его книгах зачастую схематичные и мало чем отличающиеся один от другого (может, за исключением главных). Но тут меня Дик удивил — изрядная доля «личного состава» оказалась чертовски живой и неодинаковой, каждый с собственным характером. Они постепенно по тексту обзаводились объемом и фактурой, обретали неповторимые черточки и шероховатости. Посему, вместо голого списка имен эта игра в тезисы незаметно превратилась в то, что я начал выписывать нетривиальные цитаты, в которых зарыто немало смысла. И это, признаюсь, никак не походило на пафосную чепуху, а заставило порядком задуматься. Глубоко — здесь Ф.К.Д. через страницу останавливал и вынуждал чесать затылок.

Много идей, сюжет далеко не самый простой, а во многом уникальный, хоть и построенный казалось бы на довольно изъезженных темах и приемах. Чертовски здорово и хорошо. Даже очень.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот уже несколько недель я думаю об этом произведении. Так много мыслей и так сложно выразить их в словах. Хочется сказать, что оно гениальное, но гениальное оно не для всех. И речь даже не идет о «скрытых смыслах». И любители «серьезной литературы» могут обмануться прочитав этот отзыв. Гениальное это произведение только для тех, кто так решил, и я в их числе.

В первую очередь хочется отметить кинематографичность повествования. Первый диалог Джино и Арома о семейных трудностях рисуется очень живо. Моя мечта — увидеть фильм по этой книге, он мне видится в антураже «Грань будущего», снятый каким-нибудь Ноланом (Нолан, если ты это читаешь, то, пожалуйста, прежде чем снимать фильм, не повторяй ошибки Ридли Скотта — дочитай книгу до конца!). Эх, мечты, мечты. Учитывая, как сильно иногда перевирают идеи и сюжет, может оно и к лучшему, что по этой книге не сняли фильм, не придется разочаровываться.

Далее идет сюжет. Будущее, путешествия во времени, пришельцы — уже стандартный набор современной фантастической книги. Но это не фантастика ради фантастики. Она не вызывает тошнотворных позывов, как, например, «Марсианские хроники» (уж простите фанаты Рэя Брэдбери, я правда пытался, но не смог осилить его слащавое повествование). Прежде всего это книга о человеке. Нет, о Человеке. Даже о двух. Молинари и Арома. А человек в понимании самого Филипа К. Дика — «это тот из нас, кто точно знает, чего не надо делать; более того, он упорствует в своем отказе это совершить. Он будет отказываться делать это, даже зная о том, что это повлечет за собой страшные последствия для него и для тех, кто ему дорог. Вот в чем, я считаю, состоит героизм обычных людей: их «нет» угнетателям и спокойное принятие последствий своего сопротивления. Их деяния могут быть невелики, и почти всегда они остаются незамеченными Историей. Имена их не остаются в памяти, да они и не стремятся к тому, чтобы их помнили. Их подлинность может представляться странной: это не есть желание совершать героические поступки, это спокойные отказы. По сути, их невозможно заставить быть теми, кем они не являются.» Чувствуются аналогии между ними и Христом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Христос знал свою судьбу и принял страдания за все человечество. Молинари знал свою судьбу, знал уготованную роль и продолжал страдать за свой народ. Арома знал, что его ждет и выбрал боль. Каждый несет свой крест, такова судьба.
Делай, что должен, и будь, что будет. Браво.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я-20-лет-назад прочитал этот роман Дика, когда тот был уже одним из самых любимых авторов. Но интонация, сквозящая сквозь этот роман его как-то сразу выделила. Настолько, что когда я открыл для себя фантлаб, то Я-10-лет-назад без колебаний поставил 10 баллов, именно за то, что роман помнился как роман, у Дика выделяющийся. Я-сейчас решил все же его перечитать, хотя такие книги страшно перечитывать, боясь, что их неповторимое очарование для меня — двадцатилетнего разобьется об меня-сорокалетнего.

Это очень диковский роман, в том смысле, что он прекрасно вписывается в концепцию диковского метаромана 60-х, что все его творчество надо оценивать целиком. В самом деле море идей, которые каким-то образом все же подогнаны друг к другу в сюжете (действительно очень кинематографичном), герой ищущий нужную для себя реальность, отсутствие хэппи-энда... На самом деле, именно тот самый эпизод где ГГ знакомится с кузиной девушки Моллинари является кульминацией наверное не только романа Дика, но в чем-то и ключа к пониманию Дика, и в чем-то понимании себя — эпохи «кризиса среднего возраста» ;). Выбора нет — ты делаешь, то что должен, а не то что возможно хотелось, работа-семья-политика-наркотики-путешествия во времени все слишком сложно, чтобы быть счастливым, будь то США 60-х двадцатого века или Земля середины 21-го. Да и в общем, это относится ко всем другим временам и странам.

Сейчас бы я оценил книгу иначе. А может и просто не стал бы оценивать. Прошлый год уже давно прошел и выбор давно уже сделан. К сожалению или к счастью — тоже не имеет никакого значения.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, многие со мной не согласятся, но я считаю этот роман — романом о Герое. При этом, «Героем» я считаю не только мощную, действительно, героико-харизматическую личность Генсека ООН Молинари, который пропускает, буквально, через себя всю боль своего народа, боль войны и страданий. Для меня не менее героическим выглядит и Эрик — основной персонаж произведения, героическими выглядят его поступки. Несмотря на его низкую самооценку, на подкаблучничество, на кажущееся приспособленчество и стремление к комформизму, именно он для меня выглядит настоящим Героем Жизни. Я вижу в нём Героя Каждого Дня, не меньше. Ведь он всегда, несмотря на раздирающие его противоречия, поступает именно так, как велит ему его сердце. И в этом основная правда Дика. Неважно, на сколько велики твои поступки, если ты их делаешь, прислушиваясь к своему сердцу, — ты будешь Героем, не только для себя самого, но и для торжества Истины.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга о человеке, жизнь которого – кошмар. Не такой кошмар, когда из темных углов выползают щупальца, а обычный такой бытовой семейный кошмар. И ему выпадает шанс все изменить – новая работа, в новом месте, без опостылевшей жены. И дальше рассказ о том, как прошлое хватает его за ноги на фоне перемещений во времени. Для меня не самая интересная диковская вещь.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, хороший перевод названия — Ищи теперь вчерашний день. ОЧень грустная книга. Под занавес даже всплакнул.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, первый вариант перевода названия раомана — «Наркотик времени» (1993 год) — более подходит по смыслу. Но автор решил прибергуть к уже много раз использованному приему — в заглавие произведения он просто выносит цитату из его текста «Now wait for last year» (что дословно в переводе текста является фразой главного героя — «теперь жду наступления прошлого года»). Перевод 2004 года (С.Фроленка) более качественный, так что лучше читайте его.

Често, я так и не определился о чем эта книга, — столько всего здесь намешано. Проблема контакта: инопланетяне, совсем не похожие внешне на землян, способны оказаться более близкими нам духовно, чем наши далекие прародители из космоса. Проблема борьбы жизни и смерти на примере ген.сека ООН. Проблема борьбы двух необходимых друг другу и, в то же время, взаимо истязающих противоположностей — мужчины и женщины (скорее даже, мужа и жены, которые уже не могут жить вместе, но и порвать отношения тоже не в силах). Ну и наконец проблема наркотиков. Как всегда у Дика присутствуют его автобиографические мотивы.

Остается лишь удивляться и восхишаться огромному миру фантазии автора, которого по-настоящему начали ценить только после его смерти. При всем при том, — это далеко не самый лучший роман Ф.Дика!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма интересный роман. Порою просто-таки захватывающее чтение. Но основные мысли и идеи не новы. Фантастическая составляющая больше антураж. Основное — это размышления и переживания главного героя. Характеры Эрика и его жены очень сильно напомнили персонажей «Кланов Альфанской Луны», что немного разочаровало. Больше всего меня разочаровал выбор главного героя, но выборы героев Дика обычно такими и оказываются — разочаровывающими. В целом же впечатление осталось весьма неплохое, но соглашусь с другими отзывами, что не лучшая вещь данного автора, по всем параметрам не лучшая.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько ни читаешь отзывов о Дике не перестаешь удивляться! Какой разноаплановый писатель... Каждый находит у него что-то свое, что-то очень глубоко личное, какой-то едва различимый, видимый только одному-единственному человеку эмоциональный оттенок. Личное мне кажется, что этот роман о том, что как ни крути, а то, что предопределено изменить невозможно, хоть ты наизнанку вывернись... Да и уже сделанного не воротишь. Я себя к сентиментальным людям не отношу, но мне после прочтения « В Ожидании Прошлого « чуть ли не плакать хотелось...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень грустный, каждый несет свой крест. В конце понимаешь, что куда бы ты не бежал, от судьбы не убежать. И здесь имеется ввиду не некий «рок» или зафиксированное развитие событий, а судьба, как функция от характера. ГГ это понял в конце —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он знал свое будущее на 10 лет вперед, поначалу хотел изменить свое личное будущее, он считал что в эту «яму» попал благодаря своему характеру, но надежды покинули его, он даже намеревался свести счеты с жизнью, но передумал и решил просто плыть по течению. Здесь уместна аналогия с амебой, которая даже не являясь полноценно «живой» все равно действует по обусловленной программе выживания.
При этом ГГ не винил никого, ни жену, ни себя, ни мир. Просто это естественный ход событий, каждый получил то, что ему причитается.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх