FantLab ru

Дэниел Киз «Прикосновение»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.69
Голосов:
35
Моя оценка:
-

подробнее

Прикосновение

The Touch

Другие названия: The Contaminated Man

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Барни и Карен были счастливы, пока не стали жертвами радиоактивного заражения. Одно прикосновение — и смертоносная зараза проникла в их дом и во все остальные дома, куда они заходили.

Они стали изгоями в своем городе, в семьях своих близких и соседей.

И самое страшное — именно сейчас, когда их жизнь на волоске, Карен после многих неудачных попыток наконец смогла забеременеть. Барни понимает — радиация не оставила им шанса на счастливую жизнь. Но Карен верит, что ее любовь к неродившемуся ребенку сотворит чудо.

Примечание:

«Прикосновение» (The Touch) — реалистический роман с элементами научной фантастики. В нём автор описывает психологические последствия промышленной катастрофы, результатом которой стало радиоактивное загрязнение.

В Великобритании роман выходил под названием «Загрязнённый человек» (The Contaminated Man, 1977)



Прикосновение
2017 г.
Прикосновение
2017 г.
Прикосновение
2017 г.
Прикосновение
2017 г.
Прикосновение
2017 г.
Прикосновение
2018 г.
Прикосновение
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Доторк
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так узри же нижнюю грань жизни людской

***

Даниэль Киз – талантливый писатель. Сложно найти человека, который любит читать и не слышал о «Цветах для Элджернона» или о «Таинственной истории Билли Миллигана». Оба этих произведения очень сильны, как с литературной точки зрения, так и по части смысловой нагрузки. И если с «Цветами» автор удивляет своей фантазией, а так же вызываемым уровнем эмпатии, то «Билли» — это шедевр подхода к истории. Киз самолично общался с Миллиганом, поэтому материал собран бережно, с любовью. В итоге Билли не выглядит отталкивающим. При всех своих преступлениях. Что же до «Пятой Салли», то она пусть и сыра, но не лишена шарма. Но давайте поговорим о «Прикосновении».

Это роман в жанре реализм. Все слова о фантастике в нём – ошибка. Не дайте себя обмануть. Роман крайне локален. В «Цветах» есть только один главный герой, в «Билли» есть только Билли и его множественные личности, в «Салли» есть только Салли и…её множественные личности. «Прикосновение» — роман о двух людях. О семейной паре Старков. Барни и Карен – молодые супруги, но их брак отнюдь не образцовый. Нет, он не трещит по швам. Нет, в нём нет третьей переменной. В ней есть два человека, которые вряд ли подходят друг к другу. Барни – скульптор, работающий в «Нэшенел-моторс» (удивление). По мере продвижения по тексту становится понятно, что Барни – невротичный мужчина, у которого полно незакрытых гештальтов. Кого он может винить? Да только себя. Карен – актриса театра. И тоже невротик.

Отношения Старков – один из ключевых моментов романа. Через них раскрываются характеры наших героев, через них показывается трансформация их намерений и мыслей. Наконец, оба Старка – полноценные ПОВы, поэтому каждую ситуацию читатель видит как со стороны мужчины, так и со стороны женщины. В некоторые моменты Киз увлекается и уходит в излишнюю детализацию. Однако это же и позволяет видеть моменты контакта между супругами, которые, увы, задаются синусоидой.

Что же касается сюжета, то он достаточно интересный. Оба Старка по воле случая оказываются вовлечены в грустную историю. Из-за аварии в город утекают радиоактивные частицы. И вот они – катализатор всего действия. Отношения Старков претерпевают большие изменения. Но куда сложнее то, как на это реагирует общественность…

Это – центральный (или один из двух центральных) аспект романа «Прикосновение». Почему люди поступают именно так, а не иначе? Почему они скатываются в животное поведение? Это даже не инстинкты, а что-то ближе к самому людскому дну. Абсолютное нежелание понимать. Абсолютный эгоцентризм. Удается ли Кизу шокировать? Скорее да, чем нет. Финал же, а точнее противостояние «Люди – Барни», достигает апогея в своем накале.

Заключение: с точки зрения литературы данный роман не особо выдающийся. Зато с точки зрения смысловой нагрузки «Прикосновение» — маленький шедевр. Конечно, жаль, что Киз писал не так много. И жаль, что не во все романы он вкладывался на все сто (речь о смысле и форме). С другой стороны, нельзя сказать, что «Прикосновение» — это проходной роман.

8 прикосновений из 10.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для начала несколько слов о жанре романа. Издатели, почему то, с упорством уверяют нас, читателей, еще не приступивших к чтению, что этот роман относится к научной фантастике. Сейчас же, прочитав роман можно с уверенностью сказать, что жанр этого произведения – реализм. Возможно, я подчеркиваю это слово, есть некоторые элементы «мягкой» (гуманитарной) научной фантастики, которые касаются процессов утечки, транспортировки радиоактивной пыли, заражения лучевой болезнью и влиянием радиации на тело человека, но происходят эти элементы НФ лишь потому, что автор делает предположение, как все эти процессы могли бы протекать, ведь, как мы знаем, описано крайне мало случаев подобных утечек и соответственно их последствий.

Теперь несколько слов об аннотации, которую нам опять же приводят уважаемые издатели. Процитирую начало аннотации: «Барни и Карен были счастливы, пока не стали жертвами радиоактивного заражения…». Что ж, вполне понятно, зачем делается такой «вброс»: людям свойственен интерес к историям «падения» с небес на землю, так проще и ярче показать контраст, между счастливой жизнью «до» и ужасной «после», и виной всему ужасная радиация и недобросовестные корпорации. Но, к счастью Дэниэл Киз не позволил себе такого банального упрощения, ведь с первых страниц мы видим, что у «счастливых» Барни и Карен все далеко не так хорошо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Барни вынужден растрачивать свою творческую энергию занимаясь скучным моделированием и многочасовым вылизыванием макетов автомобилей, ему не хватает творческих сил для реализации себя как скульптора, Художника с большой буквы, а не простого ремесленника. И нельзя ведь сказать, что Барни обделен талантом, вовсе нет, чуть позже мы узнаем, что он получал высшие награды на различных конкурсах. И вот эта нереализованность в своем любимом деле и становится главной причины несчастья Барни, на протяжении ВСЕГО романа. И до и после заражения. Теперь рассмотрим поближе Карен. Чем же она занимается, кроме того, что в бездельи сидит дома? Чем она интересуется и чем живет? На протяжении ВСЕГО романа (и до и после заражения) бОльшую часть времени она сидит дома, пытается себя заставить хоть чем-то заниматься по хозяйству и ждет ребенка. При этом Барни не любит свою жену, он лишь пытается это сделать, пытается по-любить ее. А она это чувствует и это злит ее и окончательно лишает сил. Это символично показа-но его попытками ваять Карен в виде Венеры, и символичным же образом не может закончить скульптуру. Ведь на самом деле он хочет видеть и в скульптуре и в жене совсем другую женщину, черты которой он так и хочет добавить к скульптуре. Майра, сестра Карен. Все свое детство и подростковые годы Карен жила жизнью Майры, участвовала в ее проектах. Майра настолько ярко сияла своей энергией и запалом, что Барни потеряв возможность связать свою жизнь с ней, обратил внимание на ее жалкую тень, нереализовавшуюся, слабую Карен. Этим я вовсе не хочу сказать, что у Карен не было потенциала, но так уж вышло, что Майра затмила ее и поглотила, а потом исчезла, оставив со своим несостоявшимся парнем.

Итак, акцент, Барни и Карен несчастливы с самого начала, и им нужен только катализатор чтобы эта разрушительная реакция пошла. И этим катализатором становится радиация. Будь они на самом деле счастливыми и сильными людьми, никакая напасть не смогла бы их так легко поразить. Да, было бы сложно, но не настолько критично.

Я не стану далее так же подробно разбирать роман, а обращу внимание на истинный выразитель чувств Барни, его скульптуры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В начале, как я уже говорил, он пытается завершить скульптуру Карен в виде Венеры, но не может удержаться от того чтобы добавить, черты харак-терные Майре. Далее, когда он узнает, что жена беременна, он возвращает Венере черты жены, но гипертрофированным образом отражает ее беременность, что показывает, насколько сильно его волнует эта проблема, параллельно он создает сцену всеобщей ненависти, где каждый ненавидит и наносит вред каждому, что отражает острое восприятие им социального напряжения, возникшего вокруг его семьи. Ну и финальный этап, это скульптурная группа, состоящая из женщины рожающей череду уродцев, которые хороводом «танцуют» вокруг нее. Барни боится рождения своего ребенка, он боится, что он станет апофеозом его несчастий, но одновременно он, все же, надеется, на рождение здорового ребенка. Но узнаем это мы лишь в самом конце, лишь на последних страницах романа мы понимаем, что Барни тоже любил своего нерожденного ребенка, но страх и боль вынуждали его обманывать самого себя, заставляли ненавидеть ребенка на показ. В этом плане беременность Карен и ожидание рождения ребенка становятся усилителем той реакции, что разъедает жизнь семьи Барни и Карен.

Закономерно и предсказуемо появление и исчезновение Майры. Закономерна измена Барни с Майрой. Закономерны метания художника и попытки его найти братьев по несчастью в виде церкви отчаянных. Закономерна ненависть и непонимание общества, ведь каждый (почти каждый) в итоге заботится лишь о себе и о своих близких.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Роман заканчивается тем, что ребенок рождается мертвым и подвергшимся мутациям. Но это становится для Барни и Карен освобождением, почти таким же, если не более сильным, чем гипотетическое рождение здорового ребенка. Теперь они, как мне кажется, опустошенные, убитые горем от потери ребенка, все же смогут успокоиться и жить дальше, продать наконец свой дом, получить наконец выплаты от корпорации, переехать подальше и попробовать начать свою жизнь заново. Больные, несчастные, сломленные, но успокоившиеся.

ИТОГ: остросоциальный, психологический роман-предупреждение, раскрывающий темы опасного разрушительного влияния радиации, произвола корпораций, скрывающих аварии, однако эти темы являются лишь фоном для социальной драмы в жестоком обществе.

Моя оценка 7 из 10.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх