fantlab ru

Филип Дик «Вера отцов наших»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
596
Моя оценка:
-

подробнее

Вера отцов наших

Faith of Our Fathers

Другие названия: Вера наших отцов

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Альтернативный мир, в котором Китай господствует на всей планете…

Когда товарищ Тунг Чьен, член партии, вышел на улицу, то он обнаружил перед собой безногого нищего толкача на деревянной тележке-платформе. Толкач предложил Чьену купить у него успокаивающий порошок, и тот нехотя согласился.

Но Чьен еще не подозревает, какое действие окажет на него этот порошок и какие тайны впоследствии откроет перед ним.

Входит в:

— антологию «Опасные видения», 1967 г.

— антологию «Alpha 2», 1971 г.

— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.

— сборник «Вспомнить всё», 1987 г.

— антологию «Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology», 1988 г.

— журнал «Молодёжь и фантастика № 1, 1991», 1991 г.

— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.

— антологию «Волк», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Волк
1992 г.
Молот вулкана
1994 г.
Лабиринт смерти
1997 г.
Вера отцов наших
2001 г.
Вспомнить все
2015 г.

Периодика:

Молодежь и фантастика № 1, 1991
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.
Опасные видения
2018 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Dangerous Visions
1967 г.
(английский)
Alpha 2
1971 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1976 г.
(английский)
Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology
1988 г.
(английский)
Foundations of Fear
1992 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
Niebezpieczne wizje
2002 г.
(польский)
Minority Report
2002 г.
(английский)
Minority Report
2005 г.
(английский)
Dangerous Visions
2012 г.
(английский)
The Eye of the Sibyl and Other Classic Stories
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это шедевр!

Антиутопический Оруэлловский мир. И здесь автор задается вопросом (или задает вопрос) — а какова природа Большого Брата? И что же мы имеем? Общая для всех галлюцинация и 12 вариантов реальности. Казалось бы должно быть наоборот. Ничего не понятно. И при личной встрече главный герой видит нечто невообразимое.

Предки наши власть обожествляли, похоже они правы были.

Бог сотворил человека по образу своему, способного пасть и впасть во зло.

Человек сотворил себе Бога, такого же зловещего, как он сам.

А выхода из этого сада мучений нет, где нас сорвут, как цветы.

Остается лишь секс, нечто древнее, нечто дающее свободу... от разума.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раньше я тоже думал — круто, и все. Целая вселенная в маленькой повести. Пока не прочитал его статью «Космологич. этюд» в блистательном перев. Н. Маркаловой. Из нее сразу понятны истоки и этой повести, и «Лабиринта смерти». Тянет эта статья на целый дисер, а крышу с нее сносит почище, чем от его романов. Т.е. дело не в политике вообще. Это мог быть и наш современ. мир, просто автору показался интереснее коммунистич. антураж. Не буду ничего объяснять — сами почитайте, главное — берегите крышу :wink:.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя 10 лет с момента знакомства с этим рассказом я наконец-то готов поставить ему десятку. Для меня это квинтэссенция Дика — изменение восприятия, недоверие к государственным институтам, появившаяся после войны коммунистическая китайская империя, управляемая европейцами, заговоры и слежка, а также любовная линия с участием госслужащего и активистки сопротивления.

Спасибо проекту «Модель для сборки», поскольку именно в исполнении Владислава Коппа я прослушал рассказ десятки раз (он очень помогает мне засыпать).

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изумительный рассказ, который показывает антиутопический мир куда мрачнее мира Джорджа Оруэлла из его «1984». Я уверен, что, прочитав этот рассказ, Оруэлл не смог бы наслаждаться спокойным сном довольно длительное время. Жалко, что мастеру не пришла в голову идея сделать из этого произведения роман, объяснить тонкости мира, получше проработать сюжетную линию. Это было бы просто превосходно. Филип Дик возвел в этой истории свою паранойю практически в абсолют! Незатейливая завязка с получением успокаивающего порошка превращается в значительно большее: Чьен узнает, что под образом Абсолютного Благодетеля скрывается нечто крайне страшное, шокирующее. И рассказ приобретает более жуткий оттенок, когда это «нечто» говорит, что является далеко не самой большой проблемой. А в концовке, далеко неблагоприятной, просыпается странное ощущение животного страха.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глядя на некоторых правителей наших и ненаших, часто думаешь, кто же нами управляет? Дьявол или инопланетянин. Так вредить собственным народам надо ещё уметь.Дик мастерски разыгрывает такой вариант истории.Так мастерски, что переносишь сюжет на нашу реальность.У него , как и у других гениальных писателей, обострённое чувство реальности и его развития.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Филип Дик действительно мастер, одна «Вера» чего стоит. После прочтения этого произведения нехотя задумываешься над тем, что таит за собой вера, что добро и зло — две стороны одной медали.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

[p]Рассказ о том, что может сделать с человеческим мозгом один пакетик со снадобьем, купленный у неизвестного инвалида-торговца: прозрение, галлюцинации, шизофрению? Главный герой рассказа — Чьен (товарищ Чьен) — обычное звено бесконечной цепи коммунистической массы, служащая всем благим и светлым целям идеологии своей страны. Крутой поворот в жизни Чьена наступает тогда, когда его скромной персоной заинтересовалась личность куда большего масштаба — сам Властитель или Великий Благодетель, как его все называют. Но вот интерес этот наступает в самый неподходящий момент: Чьен начинает видеть всю химерную суть государственной системы. Любая диктатура не жалует вольнодумцев, поэтому Чьен прилагает максимум усилий, чтобы не выдать себя. А тут еще этот пакетик с чаем...[/p]

[p]Вообще, рассказ навевает атмосферу произведения [b]«1984» Оруэлла[/b]: те же телевизоры-камеры, те же пропагандистские речи лидера, обязательные нарукавные повязки, тот же Старший Брат, который здесь является Великим Благодетелем. Учитывая, что действие происходит в КНР, то напрашиваются параллели с Великим Кормчим — Мао Цзе Дуном. Однако, в рассказе этот властелин предстает больше, чем просто человеком.[/p]

[p]Сквозь призму и толщу размышлений героя, его галлюцинаций, проскальзывают мысли, которые хлыстают читателя кнутом своей актуальности и бредовости, которая, если задуматься, может и не казаться бредом. Этот рассказ перекрестился с параллельно просматриваемым мною фильмом [b]«12 обезьян»[/b] и, что удивительно, я обнаружил достаточно сходств и параллелей между этими творениями:

- люди, привыкшие к комфорту, удобствам и потребительским благам («ТВ — алтарь нашего свободного времени»; суперкомфортабельное кресло с суперполезной конфигурацией спинки, исправляющей дефекты осанки (исправляет ли?!);

- еще одна общая черта — размышления на тему «А что если...?». Чьен размышляет о том, что правительство специально запускает галлюциногенные вещества по водопроводу так же, как герой Бреда (бред же) Питта рассказывает о том, а что, если микробы — это сказка, чтобы было легче продавать дезинфицирующие средства. Могу дополнить эту линию своими бредовыми предположениями: что если правительство специально загрязняет, не ремонтирует водопровод, чтобы люди потом покупали питьевую воду (вода — безграничный и бесконечный источник дохода, куда долговечнее, чем спрос на плазмы, айфоны и кондиционеры. Если бы раньше мне сказали, что мы будем покупать питьевую воду — я бы рассмеялся. Сейчас как-то не смешно); что, если тараканов специально запустили, чтобы продавать кучу всевозможных средств для борьбы с насекомыми (теперь и против комаров), которые при этом травят самих людей. Бред не бред — решает каждый. Это игра, которую построил Дик.[/p]

[p]В этом круговороте мысли героя уносит к размышлением о теме Бога. Дик, в своей дипрессивной манере, дает оригинальную трактовку того, кто есть Бог. При этом Дику ничто не мешает заявить, что современный человек, со своими новыми ценностями, совсем утратил веру в Бога: «Время веры в Бога закончилось с эпохой паровозов». Собственно, более объемный похожий конфликт старых и новых жизненных ценностей описал [b]Нил Гейман в «Американских богах»[/b].[/p]

[p]Действительно, становится страшно, что многие вредные, уродливые вещи, которые происходят вокруг нас — дело рук самого человека.[/p]

[p]Спасение утопающих — ... Но вот хватит ли сил и смелости у современного человека для своего же спасения?[/p]

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ Филипа Дика «Вера отцов наших«! Удивительно, что в послесловии к этому произведению автор очень переживал, что написал противоречивую историю, которой мог обидеть многих людей. Ибо здесь от затронул Коммунизм, религию, наркотики и секс, но прочитав, с удивлением обнаруживаешь, что убиваться и корить себя Дику было абсолютно незачем — рассказ просто необыкновенный и выдержанный. Здесь нет грубого перебора со всем перечисленным, а есть только умеренный намек. Да, Дик признает, что ЛСД и прочее оказали некоторое влияние на данную работу, но здесь в полноте создана необузданная антиутопия! И описана, благодаря таланту Дика, довольно животрепещуще. Интересна взаимосвязь всего названного, и как автор развивает сюжет, потому что главный герой — отнюдь не американец — а товарищ Тунг Чьен из коммунистического Китая (по происхождению вьетнамец), который в этом альтернативном мире Ф.Дика главенствует на всем Земном шаре. Тунг Чьен — молодой партийный работник, поднимающийся по карьерной лестнице и весьма перспективный, оказывается втянутым в ситуацию из которой нет выхода, кроме, как идти прямо и до конца, оказавшись зажатым со всех сторон...Все начинается для него с получения от инвалида наркотического порошка, открывающего глаза на правду мира во главе которого стоит Абсолютный Благодетель — личность одиозная и спорная, но авторитетная и главенствующая настолько, что может считаться, как кем-то, но не человеком с нашей планеты, или даже кем-то, кто связан с посылом к религии и Верховной Божественности. Тунг Чьен должен это выяснить...

Да, возможно, рассказ выглядит несколько закрученным, но в этом видна прямая психологическая составляющая, которая создаёт основной колорит произведения. Но все же самым интересным кажется момент истины, когда Дик пытается установить спорность и происхождения Бога. Эдакое теологическое, современное рассуждение на страницах произведения, превращенное в необычную притчу.

Считаю, что читателям будет небезынтересно ознакомиться с великолепным образчиком авторского мастерства Филипа Дика, и провести своё расследование в понимании истинной реальности.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный образчик парадоксальной диковской прозы. Китаизированный авторитарный мир в который врывается тема наркотиков (о, эта диковская тема наркотиков!), которая плавно перетекает в проблему реальности окружающего мира (основа творчества Дика), а уже на нее накручивается тема Бога (о, эта диковская тема бога!). Получилась философская парадоксальная повесть, по прочтении которой вопросов остается больше, чем ответов.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ великолепен.

Надо заметить, что после выхода на экраны «Матрицы» тема Платоновской пещеры, несколько приелась, являясь если не сюжетообразующей, то как минимум инструментом для построения сеттинга во многих и многих книгах, фильмах, играх... Но несомненно на их фоне произведение великого мастера, изданное 50 лет назад, на недосягаемой высоте. Опять вопросы, и при всей категоричности автора, широкое поле полуответов где каждый может выбрать для себя, кто же вождь партии:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сразу напрашивается — злой демиург гностиков, символизм, и не только названия, говорит — сатана, возможно — Бог в эдаком понимании отрицания теодицеи

Не люблю произведения, где автор, основную идею, стержень то, «что он хочет этим произведением сказать», выливает на читателя, как ушат холодной воды, с первых страниц. Но у Дика прочитав произведение целиком, еще долго думаешь, о чем же все-таки он написал? Или о чем он хотел что-бы, думал читатель, что он написал?

Или о чем он хотел заставить задуматься читателя)

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

При упоминании “Веры отцов наших” каждый раз на ум приходят строки того арабского стихотворения про сад, “где нас Он как цветы срывает”. Как все-таки может единственное четверостишие изменить восприятие такой мрачной повести, как эта! Бредово, в чем-то абсурдно и… и парадокс в том, что вместо уныния и безысходности, которые, казалось бы, должны были подавить все остальные чувства, испытывается воодушевление. Радовать должны цветы, даже если им суждено быть сорванными!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великая вещь! Совершенно дикий антиутопичный мир. Все живут в одной галлюцинации, но если ее действие слабеет, то все видят совершенно разные варианты истинной реальности. Добавьте к этому злой божественный сверхразум, Китай и стихи, вот и получается маленький шедевр.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной парадоксальный рассказ Ф.Дика. Может и не парадоксальный, но полностью понять Дика очень сложно. Автор рисует мир победившей коммунистической идеи, в понимании автора. Мир страннен, утопичен, мир которым управлеет древнейшая сила, не являющаяся ни добром, ни злом. А может это только наркотический бред???

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень правильное произведение. Иногда кажется, что все так и обстоит, но в более глобальном размахе. Напрашивается сравнение с Матрицей, но тут все немного иначе закручено и немного оригинальнее. Но не пойму всемирного правителя, зачем ему все это...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь, которая полностью соответствует нашему сегодняшнему дню, когда мы так превозносим своих правителей. Что удивительно галлюциногенами нас не кормят, а мы смотрим на них, как на существ из другого мира и молимся им каждый день. Неужели это атавизм СССР, или это лежит глубже, это в нас вкладывают на физиологическом или генетическом уровне при рождении. Где мы, о чем мы думаем, чем мы думаем, когда идем выбирать... Или они уже и выбирают вместо нас, настолько отработали механизм, что им плевать на все и всех. Так и этот рассказ, который порождает чувство бессилия перед этой проблемой, неистребимой ненависти и бессилия... Это то, что я переживаю после очередных выборов, чувство бессилия... Когда тебя снова и снова обманывают, нагло, демонстративно, с улыбкой, с наслаждением... Бессилие...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх