fantlab ru

Эллис Нир «Страшные истории для девочек Уайльд»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Оценок:
44
Моя оценка:
-

подробнее

Страшные истории для девочек Уайльд

Fairytales for Wilde Girls

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

В лесу висит большая птичья клетка, а в ней — мертвая девочка. Да-да, Изола Уайльд видит много такого, чего не видят другие. Но когда мертвая девочка появляется у Изолы под окном, становится ясно, что ее угрозы — не пустой звук. В одиночку Изоле не справиться. Ее братья-принцы — эльфы, русалки и волшебные существа, словно сошедшие со страниц книги сказок, — защищают ее со всей свирепой силой любящих сердец.

Награды и премии:


лауреат
Ауреалис / Aurealis Award, 2013 // Роман ужасов

Номинации на премии:


номинант
Ауреалис / Aurealis Award, 2013 // Роман для подростков

номинант
Премия Нормы Хемминг / Norma K. Hemming Award, 2014

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Мистика и хоррор года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Страшные истории для девочек Уайльд
2015 г.
Страшные истории для девочек Уайльд
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Fairytales for Wilde Girls
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу мог бы написать Нил Гейман. Она настолько в стиле и духе его произведений, что, если бы не имя автора на обложке, я могла бы об этом забыть.

Эта книга странная, самобытная, обладающая собственным неповторимым характером и атмосферой. Эта книга о девочке, имя которой определило ее дальнейшую судьбу: Изола — тезка сестры Оскара Уайльда, умершей в детстве. Имя странное и редкое, как и его обладательница, имя, данное необычной девочке необычной матерью, имя, наложившее отпечаток на судьбу героини, которая с раннего детства видит разных сверхъестественных созданий. Есть ли место в мире простых людей таким, как Изола? Как ей ужиться в нашем мире, который, по сравнению с ее миром, с волшебным лесом Вивианы, просто сер и обыден?

Эта история не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она напомнила еще одну книгу со схожей тематикой и проблематикой — роман Патрика Несса и Шиван Доуд «Голос монстра». Поначалу роман выглядит как некая психоделическая история: сидишь и ломаешь голову, как всё это подвести к общему знаменателю. Повествование напоминает лоскутное одеяло, состоящее из разноцветных лоскутков, мозаику, части которой упорно не желают складываться, или калейдоскоп, цветные стеклышки которого так и норовят сложиться в иной узор, и смысл ускользает, за ним приходится идти по следам героини и дальше в волшебный лес.

Это книга о взрослении, о попытке понять себя, свою суть, смириться со случившимся и отпустить близкого человека, чтобы дать себе шанс прожить полную жизнь, а не ее осколок. Это книга о дружбе и взаимовыручке, о понимании и принятии инаковости в человеке, ведь каждый человек индивидуален. Все герои этой книги иные, у каждого есть черта, которую общество могло бы осудить, но это не останавливает героев, не сбивает их с намеченного пути. Изола проходит длинный путь, чтобы понять себя и свою мать, мотивы ее поступков и решений, осознать, что пора отпустить прошлое и жить настоящим. Она одинока в своем не-одиночестве, она замкнута как вещь-в-себе, не подпускает близко тех, кто в ней нуждается и хочет помочь. Но рано или поздно стены рухнут и лавина неизбежного накроет. Если рядом не будет верных друзей, сможет ли справиться Изола с новым испытанием?

Метафора ли сама эта книга, и каждый из нас проходит тернистый путь взросления, где нам мерещатся монстры и воображаемые друзья, или же героиня на самом деле обладает неординарными способностями? Роман неоднозначный, запутанный и завуалированный. Чтобы продраться сквозь дебри леса Вивианы, надо приложить немало усилий. Он оставляет вопросы, как любая хорошая книга, и это плюс — он заставляет думать, анализировать.

Герои обладают яркими характерами и индивидуальностями. Все они словно яркие вспышки на ткани повествования, каждый из них запоминается, каждый играет определенную роль, и нет пустых пешек. Книгу населяют всевозможные мифические существа (эльфы, русалки, фурии, призраки), но от этого многообразия форм и сущностей не пестрит, оно помогает ярче и полнее выразить авторскую мысль. Язык повествования завораживает, увлекает в дебри метафор и ярких образов, прячущихся за каждым словом. Мастерство ли это переводчика или талант автора — увы, сказать сложно, ибо оригинала я не видела. Ход повествования неравномерен: то убыстряется, то замедляется. Книга читается легко и довольно споро, без заминок.

Понравится ли она всем? Однозначно, нет. Книга на любителя — на любителя странных фантастических, сказочных, метафорических историй, где всё — не то, чем кажется. Книга для любителей творчества таких писателей, как Нил Гейман и Льюис Кэрролл, для любителей «иных» книг.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная и жуткая история с сумашедшинкой, прекрасный язык и глубоко проработанные персонажи. Сюжет, который развивается совершенно непредсказуемо, некоторые события кажутся просто сумашедшими, нетипичный финал, суровая жестокая реальность. Но все равно, вся исотрия кажется детской, сказочной и немного заятнутой, на мой взгляд.

Стиль атвора очень напоминает Нила Геймана.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В лесу висит большая птичья клетка, а в ней — мёртвая девочка. Интригующее начало, не правда ли? Однако, чтобы узнать продолжение истории, необходимо прочитать примерно треть книги, потому как эта сюжетная линия находится не на первом и даже не на втором плане, уступая место описаниям обычной жизни мрачного подростка. Кого любит главная героиня, кто любит её, с кем она дружит, а с кем нет и по каким причинам, какие у неё есть подростковые «странности», как она познакомилась с друзьями и далее в том же духе. Эта скукота разбавлена присутствием различных фантастических существ – фей, призраков, русалок, фурий, ведьм и им подобных. Только вот никто, кроме главной героини, их не видит и в них не верит. А встречи с этими существами чередуются с описаниями психических расстройств матери героини и намёками на то, что сама девочка не в меру много выдумывает. В итоге выходит ни рыба, ни мясо – ни убедительное фэнтези, ни пугающая история о порождениях расшатанной фантазии подростка.

Главная героиня – воплощение мечты среднестатистического подростка, находящегося в том самом возрасте, когда ему кажется, что он особенный, что он умнее всех вокруг, и именно ему суждено великое будущее. Изола Уайльд до отвращения идеальна. Таинственная девочка, обладает волшебной красотой, она модно одевается и при этом очень оригинальная и совершенно не такая, как все. Она обладает знаниями, которые не доступны простым смертным. Она мрачный замкнутый подросток, но при этом у неё масса друзей, часть из которых фантастические существа. И все просто так, беспричинно любят её, защищают, поддерживают. И окружённая друзьями и единомышленниками она остаётся странной и непонятой. С каждой главой она вызывает всё больше и больше отвращения. Особенно тем, как она обходится с друзьями – и фантастическими, и реальными. Её все любят, ей поклоняются, и вообще вся вселенная вращается исключительно для неё, тогда как она с высоты своего великолепия просто плюёт на всех. Захочу – полюблю, захочу – прогоню. То она верный друг, то закатывает истерику и жалеет себя на основании того, что ей даже не с кем поговорить, не забывая при это игнорировать бесчисленные «Изола, что с тобой? Как дела, Изола? Мы тебя чем-то обидели, Изола? Изола, прости нас, если мы что-то сделали не так!» от её друзей. То она ворует цветочки, чтобы кормить своих друзей-фей, то безжалостно давит их в огромных количествах и скармливает трупики монстро-кролику.

Соответственно ни о какой логике сюжета и речи быть не может. Метания героини из крайности в крайность с большой натяжкой можно оправдать переходным возрастом, но вот в то, что её окружение смиренно терпит все мерзости её поведения, и никто, даже школьные враги, не дал ей за это в морду – не верится. К слову, большинство второстепенных персонажей напоминает агентов Смитов. У них одинаковый характер, они одинаково самоотверженно пытаются защищать героиню, одинаково ею восхищаются, да и она одинаково к ним относится. Разве что по внешности они немного разные, хоть и не все. Однако книга – не кино, и короткие фразы описания персонажей легко не заметить в потоке их преклонения перед Изолой.

Стиль текста — эдакая готическая ваниль. Всё мрачненько, с пауками и призраками, но при этом всё равно размазывание розовых соплей. Как торт в форме роскошного готического собора, облитый сверху сладкой розовой глазурью, которая скрыла под собой его витражи, аркбутаны, острые шпили, оставив лишь приблизительные очертания и отвратительный приторно-сладкий привкус во рту. И это разочаровывает даже больше, чем вялый сюжет и скучные персонажи.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Девочкой быть трудно. Особенно на этапе превращения в женщину. Гормоны, изменение внешности, перепады настроения, ненависть к себе, зависть к подругам, туманные чувства к мальчикам, мысли о суициде, ночные прогулки, странная музыка, странная одежда, первые месячные, поиск себя, невыносимое одиночество, снова гормоны, повторить. Этот коктейль, с некоторыми вариациями, подают каждой девочке, в любой стране, в любую эпоху. Для пущего драматизма злодейка-жизнь может добавить в него дополнительных ингредиентов, как будто без них все легко и приятно. Выбирайте: провинциальный городок с любопытными соседями, католическая школа с мерзкими одноклассницами, лучший друг, который в тебя влюблен, загадочный сосед, в которого влюблена ты, психически неуравновешенная мама, ушедший в себя отец, любимая книга, которую не читал никто, кроме тебя. Мало? Тогда вот еще: недобитые воображаемые друзья детства, воющий под окном призрак мертвой девочки, волшебный лес прямо за забором, язвительные цветочные феи и единороги-людоеды...

Трудно быть девочкой. А быть Изолой Уайльд – вообще практически невыносимо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все началось, наверное, еще тогда, когда романтически настроенная мама (тогда у нее еще было все в порядке с головой, она не путала таблетки и не впадала в депрессию на ровном месте) назвала ее в честь умершей во младенчестве сестры Оскара Уайльда. Вдобавок ей пришлось родиться в английской деревне под названием Авалон, рядом с лесом, который называют Лесом Вивианы. В нем, говорят, живут привидения, а в округе – даже в окрестных садах – водится дивный народец. Изола точно знает, она их видела. Таков ее дар и проклятие – видеть то, чего не видят все остальные. Единорогов, фей, ведьм, русалок, фурий и призраков.

Трудно быть Изолой Уайльд в странном мире, заполненном книжными призраками, живущем по прихоти левого мизинца автора, начитавшегося готических историй. Задорная мисс автор сложила в эту книгу всю свою эрудицию – текст передает горячие приветы Нилу Гейману (легко представить Изолу Уайльд выросшей Коралиной), Стивену Кингу, Джеффри Евгенидесу, Эдгару По, Харпер Ли, сэру Томасу Мэлори... Из этого лоскутного одеяла кое-как формируется извилистый, спотыкающийся и задыхающийся сюжет о любви и смерти: Изола плюс Эдгар равно что-то смутное и непонятное, Изола плюс мучающая ее мертвая девочка равно непрестанный кошмар, с которым не в силах справиться ни сама девочка, ни ее «девять братьев» – воображаемые друзья, среди которых есть призраки, фея, русалка и фурия, а заодно – живой человек, лучший друг Изолы.

В конце концов, к ударному финалу, из этого вытанцовывается главное: о чем книга. И почему в заголовке – «девочки», хотя девочка Уайльд вроде как здесь одна.

Да, это история о том, как трудно быть девочкой – но только если другая девочка не научит тебя, как переплыть кровавую реку инициации без потерь для личности. Все мамы когда-то были девочками – и стали женщинами, и полюбили мужчин, и родили своих девочек, и история повторилась снова, ныне и присно и во веки веков. Но не все так просто у Изолы Уайльд – она создает свой волшебный мир из собственной злости на мир, на родителей, на свое неслучившееся детство... Из спойлеров она его создает, друзья мои, а их в этой рецензии не будет.

И если все пройдет благополучно, если воображаемые друзья детства встанут с тобой плечо к плечу, если твой первый возлюбленный окажется храбрым и умным, если ты сама наберешься смелости взглянуть в глаза своему прошлому и поймешь, что ради будущего иногда придется приносить кровавые жертвы – то рубеж будет пройден, и скоро ты поймешь, что девочкой быть трудно лишь затем, чтобы легко было быть женщиной. Эта история – о прекрасной и страшной женской силе, природной, магической, удивительной. Чтобы с ней встретиться, достаточно просто пойти в лес – лес твоих детских страхов, твоего чувства вины и неизбывного одиночества. Вначале будет страшно и больно, но ты справишься. Ведь ты девочка – волшебное существо из цветов и стали.

«Она была женщиной, она была девственным лесом, она была блудницей, ведьмой, росомахой...», — так пишет об этом Лилео Пардье, автор любимой книги Изолы Уайльд, книги, которую никто не читал.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эллис Нир и ее дебютный роман для девочек — это нечто большее, чем обычная сказочная история, рассказанная на новый лад. Можно назвать Эллис идеологической последовательницей Нила Геймана, начинающим «Гейманом в юбке», если позволите, ибо она смешивает мифы, сказку, фэнтези, мистику и реализм в одном флаконе. Писательница с завидным усердием и энтузиазмом попытается сразить вас тучей вычурных метафор. Готовы падать на лопатки?

Кроме шуток — текст пестрит оригинальными описаниями, такими как «извилистое шоссе линии подбородка с машинами пробивающейся щетины и граффити рубцов от угрей на коже». Иногда фантазия бушует так, что и «сахар по венам течет героином», и глаза превращаются в перископы... Ощущение, будто попадаешь на демонстрацию молодого удальства и прыти необъезженного скакуна, да простит мне автор такое сравнение. Тому же вторят и очевидные, словно голые и беззубые аллюзии на современников.

Магия романа обволакивает, как теплая ванна с разноцветными пузырьками пены, как океан, который вот-вот вцепится в щиколотки и потащит тебя в морскую пучину... Да только спасательный круг выдается на входе и является обязательным. Это как задумать прокатиться на яхте и попасть в лягушатник, или вместо куска мяса сварить бульон только на косточке. Проще говоря, вместо вязкого взрослого хоррора дело придется иметь с его розовощекой младенческой инкарнацией в бантах и памперсе.

Сказка и волшебство начинаются с неприметной английской деревушки под названием Авалон, в доме под номером тридцать шесть на улице Аврора-корт, которую пополам разбивает густой лес. Однажды шестнадцатилетняя Изола Уайлд находит в лесу свисающую с дерева клетку с мертвой девочкой, и с этого момента начинается их жестокая вендетта...Сюжет дополняют мрачноватые истории в духе Братьев Гримм, раскиданные параллельно с общей линией и перекликающиеся с ней метафорически.

Главная героиня страдает от неуверенности в себе и прячет комплекс за фриковыми нарядами и чудаковатым поведением. Львиная доля повествования отведена описанию и раскрытию детско-родительских отношений вперемешку с подростковой любовной линией.

Мягкие мистические тона и хрупкая неокрепшая лирика переплетаются с философскими и психологическими темами. Это драматический разговор не только о трудном подростковом возрасте, но и о борьбе с одиночеством, собственными страхами и их отражением. О борьбе со своим прошлым, которое камнем тянет на дно, о необходимости развиваться и двигаться вперед. О борьбе за самого себя. Вот о чем эта книга.

Этот роман определенно не для всех. Он для тех, кто готов потерпеть недостатки трогательных и дивных историй о странных девочках ради того, чтобы провалиться в кроличью нору и поучиться на чужих ошибках.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это тот случай, когда аннотация к книге привлекает внимание, но описывает, мягко говоря, не то, что есть на самом деле. Перед нами не фэнтези и даже не магический реализм, а современная подростковая драма.

Изола — девочка-интроверт из глухой английской деревни. Она живет в своем воображаемом мире с различными фантастическими существами и не очень хочет оттуда выходить. Да и не зачем: отец годами не разговаривает с матерью, учеба в католической школе не приносит радости, а по телевизору в прямом эфире показывают самоубийство подростка. Но неожиданно в воображаемом мире начинают происходить неприятные вещи, а в реальном — наоборот, появляется парень, в которого Изола влюбляется. В конце книги случается сюжетный твист, неоднократно показанный в голливудских фильмах, и поэтому совсем не оригинальный.

Да и сама книга не оригинальна. Видно, что Эллис Нир начитана и пытается подражать своим кумирам. Но пока получается только история для школьниц средних классов, которые записывают цитаты в тетрадку («окно было слегка приоткрыто, словно только что поцелованные губы» и мн.т.п.). Остальным можно смело пропускать, ничего нового вы не найдете.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх