fantlab ru

Филип Дик «Маленький чёрный ящичек»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.12
Оценок:
220
Моя оценка:
-

подробнее

Маленький чёрный ящичек

The Little Black Box

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Рассказ-приквел к роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».

Мерсеризм всё более приобретает популярность в массах. Теперь пошла по рукам инструкция по сборке, из подручных средств, того самого устройства, позволяющего людям проникаться чувствами друг друга на расстоянии.

Входит в:

— условный цикл «Мерсерианский цикл»

— сборник «The Golden Man», 1980 г.

— сборник «Вспомнить всё», 1987 г.



Предпоследняя правда
2005 г.
Вспомнить все
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Golden Man
1980 г.
(английский)
The Golden Man
1980 г.
(английский)
The Eye of the Sibyl and Other Classic Stories
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялся читать, зная, что это приквел к «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (кстати, непонятно, почему они на сайте не объединены в один цикл – но это так, к слову…) – очень уж не хотелось расставаться с миром романа, и очень уж интриговал Мерсер; а тут – надежда узнать, что же такое этот Мерсер?

Но я обманулся. Мир был другой – наш мир, до войны, так изменившей людей. И Мерсер… Что это такое, я так и не понял. Кроме разве что будоражащей мысли о внеземном происхождении и целой группе инопланетян внедрённых на Землю – но это было и в самом романе. Для меня рассказ заключал в себя попытку задуматься, а из чего же состоит любая религия, на чём она зиждется? И мерсеризм тут был просто такой наглядностью… О том, как мерсеризм (читай, любая религия) распространялся – не физически, а духовно (из чего эти ящики, что за организация, как Мерсер попал на телевидение – опущено, в рассказе и слов нет). Тяга людей к общности, быть со всеми, чувствовать что-то со всеми – общие переживания и даже общая боль. Желание чувствовать себя вместе с миром, делиться с ним своими ощущениями. Чувствовать боль мира. Сопереживания. Такая вечная скрытая человеческая тяга. И всегда находится фигура, через которое всё это происходит. Тут – этот таинственный Мерсер. Таинственное происхождение. И он – страдалец, умирающий за весь остальной мир и в прямом смысле предлагающий каждому разделить с ним эти ощущения. Ну, разве это не гениально? Кто же не согласиться побыть святым? Плюс гонения со стороны власти, их напуганность – только прибавляющие симпатии к мерсеризму… Вот вам и прогрессирующая, набирающая обороты религия. Заготовка мессии.

Так я понял рассказ – как попытку показать, за счёт каких механизмов создаётся религия. Попытка сформулировать, показать шаблон. Мне кажется, писалось исключительно ради этого. А сюжет… он был для меня каким-то мертвоватым, совершенно не держал, не цеплял. Казалось, это просто матрица, на которой должны были выстроиться мысли. Плюс написано было как-то костисто и поверхностно (в плане сюжета), по-моему. Это и подтверждают вопросы, которые у меня возникали (например, зачем было «вести» музыканта, когда легче было искать концы на телевидении – кто-то же им присылал эти передачи, не сами же они возникали?), и то, что рассказ-то написан до романа и, наверное, просто сама идея мерсеризма так понравилась автору, что он включил её в роман – и не прогадал. Там, в том мире она смотрится шикарно Мне, кстати, и казалось, что мерсеризм возник после войны – такой объединяющей силой.

Такие мои мысли.

Как наглядное представление о структуре религий – шикарно. Как сюжет – для меня лично слабо написано. Слишком костисто, слишком бесцветно, без желания, кажется – такое ощущение, лишь бы был. ИМХО. Даже после прочтения выветривается. Даже малейшего погружения нет.

Но хорошо, что тайна личности и силы стоящие за Мерсером оказались скрыты (поневоле это будоражит – и понятно, отчего мысль о внеземном происхождении так пугает правительство). Некоторые вопросы, окажись они без ответа, тревожат гораздо сильнее…

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ Дика посвящен религии с внеземным происхождением, но, пожалуй главное, что рассматривал автор, это её возможное происхождение и модель, которая проникает в сердца землян, завоевывая большую популярность по сравнению с классическими верованиями, будь то христианство или ислам. Да, человек не обретший покой и единения с догмами великих религиозных направлений, будет искать, что-то новое, что возможно будет ближе к нему по всем пунктам, и что подарит ему полное умиротворение. Людям нужна вера и с этим ничего не поделаешь, ведь так было издревле. В прошлом веке пытались рассеять веру в Бога, как миф, и сделать людей атеистами, а все равно потом многие стали набожными.

Произведение Дика вышло несколько философским, но одновременно бунтарским, ибо присутствует вызов не только политическим системам, прибравшим в свои руки мир, но и состоявшемуся духовному миру, когда «пришлые» разрушают уже сложившиеся устои. Это , к тому же, рассказ-приквел к роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Что ж интересное дополнение, но все-таки до конца не раскрывающее истинное лицо Мерсера и тех сил, которые стоят за ним. В романе явление мерсеризма очень грамотно прописывается, а здесь Дик добавил некоей таинственной мистерии, указав, что все находится под «чьим-нибудь» контролем.

Сравнивать Иисуса Христоса и Мерсера в пределах научно-фантастического романа можно, но в целом, попахивает легкой ересью. Предложите людям нечто схожее с существующей уже верой и вы получите большой конфликт не только среди верующих и прочей паствы между ними, но и большой внутренний конфликт в глубине сердца и в разуме человека. Возможен конфликт интересов с последующей деградацией человека (читай общества). Потому что трудно представить какова будет окончательная реакция на все это. Спекуляция нравами, религиозной разобщенностью, возможностью войны или всеобщим пофигизмом? Что ожидать от новой религии? Вопрос настолько глубоко философский, что закапываться нет никакого желания. Поэтому здесь остановимся...

Ящичек сопереживания в произведении интересная находка, которая сродни чему-то среднему между сыром в мышеловке и сильнодействующим наркотиком. Позабавило в рассказе авторское чувство юмора в качестве купона-предложения из сухих хлопьев : КАК СДЕЛАТЬ ЯЩИЧЕК СОПЕРЕЖИВАНИЯ ИЗ ОБЫЧНЫХ ДОМАШНИХ ПРЕДМЕТОВ. Это очень зачетно! «Голь на выдумку хитра!» — наверно хотел сказать Филип Дик. Главный герой рассказа — Рэй Меритан, в облике музыканта вышел несколько неубедительным.

В целом , интересно и очень характерно по литературному подходу для Дика!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, в этом рассказе, как нигде чётко Дик проиллюстрировал своё видение «настоящего человека». Кто читал его ессе «Как создать вселенную...» помнит определение: «настоящий человек — это тот из нас, кто точно знает, чего не надо делать». В этом Дик видит настоящий «героизм обычного человека». И рассказ «Маленький чёрный ящичек» ещё раз подтверждает это. В конце рассказа мы уже уверены, что ни Джоан, ни Рэй никогда не откажутся от акта «сопереживания» чужой боли (в широком понимании). И никаким спецслужбам мира не отобрать у них эту потребность. Ведь это то, что каждого из них делает настоящим Человеком, каждому помогает приблизиться к Богу.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала рассказ после прочтения романа. И не жалею. Оценить его положительно было бы трудно, понять и того менее вероятно.

Происходящее в рассказе вокруг чёрного ящика наводит на мысли причине катастрофы на Земле, а также на грустные размышления, что (по мнению автора) человек — стадное существо: быть со всеми, быть среди массы, чувствовать то, что чувствуют другие.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе много стандартных диковских сюжетных линий и тем: необычная новая религия, незримое присутствие высших сил и происки правительства. Но форма рассказа сковывает автора и не даёт этим фишкам проявиться ярко. Персонажи оказываются нераскрыты, мотивации расплывчасты(зачем нужно было так рьяно бороться с мерсеризмом:confused:), в итоге, ни сопереживания героям, ни просто погружения в действие не происходит. Остаётся констатировать, что насколько был хорош роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», настолько же посредственный этот рассказ. Можно только порадоваться прозорливости автора, увидевшего в идее мерсеризма нераскрытый потенциал и не ограничившегося только этим рассказом(ведь он написан раньше романа, так что приквелом его по праву назвать нельзя).

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приквел всегда останется приквелом. Хотя сама идея с такой необычной религией, которая навязывается землянам, а также мысли о религии вообще заслуживают тщательного анализа и осмысления. Боль и страдания другого человека: Иисуса или Мерсера, с моей точки зрения, не могут стать основой религии. основа любой религии это понятие о рае, бессмертии, ничегонеделании и хорошей жизни.., а вот уже ради этого можно и пострадать или сопереживать страданиям другого. Ну, а понятия фанатиков, это уже не религия, это своеобразная форма ухода от реальности. Хорошие мысли вызывает произведение, хотя отсутствие начала и конца оставляет читателя в растерянном состоянии... Поэтому, наверное, приквел лучше читать после основного произведения. Хотя, как тогда понятие приквела?

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Больше всего этот рассказ о новой религии в обертке из виртуальной реальности напомнил мне о передвижных сектантских церквушках, которые кочуют по просторам Америки. Разбивается лагерь ,возводится балаган из раскрашенного брезента. Приходит паства пополам со случайными людьми. И пастор в цивильном костюме устраивает перед ними целое шоу ,с песнями, камланиями и грозными пророчествами на тему «конец близок». В великом первом сезоне «Настоящего детектива» есть целая сюжетная ветка, посвященная такому досугу. Пастора там отлично сыграл Ши Уигхем. И вся история вообще подана намного увлекательнее и глубоко, чем в рассказе Дика.

Спору нет, балаган Ф.К. удался. В плане формы — сюжет, персонажи, драматические узлы. Нелепица на нелепице. Как часто у него бывает, повседневное общение между людьми, а уж тем более острые столкновения характеров и устремлений, напоминают тусовку слепоглухонемых аутистов. Такое представление истории хорошо бы подошло для средневековой площади в Италии, да и то, думаю, там публика была поразборчивей и потоньше во вкусах.

Италию я тут не случайно вспомнил. Дик говорит, что в рассказе религия показана как политическая система ,враждебная другим системам, а потому опасная для власть предержащих.

Да лана! А Ватикан что такое? Вся Католическая церковь? Ислам также считает себя политической системой. Зачем так мощно в открытую дверь-то ломиться?

Другое дело идея о ментальном вирусе ,который охватывает общество ,как лесной пожар. Но тут Дика подвела технология. Не успел он к внедрению в массы цифровых систем коммуникации. Поэтому пришлось выдумывать каких-то «плоских» и «исчезающих» торговцев хлопьями. Еще один элемент бреда в мощном его потоке.

Хорошо хоть он признал, что в «Андроидах» он это тему раскрыл глубже и тоньше. А эта новелла одна из «талантливых неудач» Мастера. Данс макабр на потеху его преданным поклонникам.

П.С. Зато мне понравился официант в кубинском ресторане. Который одет в военную униформу и берет, и когда ему делают заказ ковыряется в зубах зубочисткой. Добрая и веселая клоунада))

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для тех, кто прочитал «Мечтают ли андроиды об электроовцах». В этом рассказе вы узнаете, откуда появился Мерсер (или попытаетесь догадаться).

А вообще рассказ довольно неплох. Новая религия и как с ней/за нее бороться — главная тема рассказа на мой взгляд.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, состоящий из коротких зарисовок-раскадровок, по которым у читателя складываются в одну картину происходящие события. Читаешь как будто сценарий к НФ-фильму. В общем, мерсеризм и как с ним бороться. А стоит ли бороться вообще?..

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ из далёкого 1964 года — малопонятный для меня по причине , что его написал Дик. Дик просто так писать не может! Так, вроде , набор ситуаций вокруг новой религии. Но посмотрите сегодня на современные действия правительств многих стран — любое малопонятное для них действие общества глушится! Страх перед непонятным доходит до абсурда. С этой точки зрения рассказ Дика весьма силён как прогноз на будущее. Вся цивилизация под колпаком спецслужб. 50 лет всего прошло!

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, очень неплохой приквел к «Андроидам», только читать его стоит все же после знаметитого романа.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх