Филип Дик «Особое мнение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В будущем, используя мутантов-ясновидцев, стало возможным подвергать наказанию преступника до совершения преступления, а не после такового. Казалось, данная теория работает без сбоев и ошибок, и доказательство тому – отсутствие убийств за последние пять лет.
Но тут случилось непредвиденное! Джон Андертон, изобретатель теории допреступности, попал в безвыходную ситуацию. Ведь теперь его теория работает против него! А как же иначе объяснить тот факт, что скоро он должен совершить убийство, причем человека, которого он не знает, да и вообще никогда не видел! Теперь Андертон должен доказать свою невиновность…
Входит в:
— журнал «Fantastic Universe, January 1956», 1956 г.
— сборник «The Variable Man», 1957 г.
— сборник «Особое мнение», 1987 г.
— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.
— журнал «Если 2002'10», 2002 г.
— журнал «Тера фантастика, 2007 / бр. 12», 2007 г.
— антологию «Brave New Worlds», 2011 г.
— сборник «Особое мнение», 2021 г.
— сборник «Миры Филипа Дика», 2023 г.
Экранизации:
— «Особое мнение» / «Minority Report» 2002, США, реж: Стивен Спилберг
— «Особое мнение» / «Minority Report» 2015, США, реж: Грег Биман, Олатунде Осунсанми, Сара Пиа Андерсон, ...
- /языки:
- русский (7), английский (6), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (8), периодика (3), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Васильева (2), А. Гнедкова (1), Н. Маркалова (4), М. Пчелинцев (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
maxim_l, 5 августа 2013 г.
Что люблю у Ф.Дика, это не только глубину его идей, проработку технологий, но и информацию о том, как выдуманные им технологии оказывают позитивное влияние или несут негативные риски в отношении отдельного человека или общества в целом... так что, думаю в будущем, когда талантливые инженеры смогут реализовать предложенную автором концепцию технологии, множество юристов смогут защитить докторские диссертации на тему «Парадоксы и логические задачи Ф.Дика, связанные с предупреждением правонарушений потенциальных преступников»
GomerX, 11 декабря 2008 г.
А вот убийство главным героем Андертоном военного майора во время полета с женой из здания Прекрайма мутанты-предсказатели как-то неучли :) Выходит, то что они предсказали убийство генерала Каплан — сработало, — и на этом завязан весь сюжет. А то, что между делом Андертон убивает ещё одного человека, причем за несколько дней до предсказанного убийства — не в счет. Какая-то неправильна система Прекрайм получается :) За одни потенцианьные убийства людей сажают в лагеря, а другие, реальные убийства, как-бы между делом совершать можно, т.к. они не столь весомо фигурируют в сюжетной линии рассказа.
Без этого логического ляпа автора можно было бы и десятку поставить...
deepnight79, 17 октября 2022 г.
Был несколько удивлён, что «Особое мнение» относится к раннему периоду творчества ФКД (думал, написан он где-то эдак в конце 60-х, когда Дик обрёл свой уникальный авторский «голос»). Прекрасный рассказ. Увлекательный, с лихо закрученным сюжетом и хорошо завязанными узелками композиции, хорошо структурированный и без лишней воды, с довольно оригинальной идеей, чего хватило бы даже на небольшой детективно-фантастический роман. Невольно сравниваешь его с фильмом Спилберга — у того получилось весьма круто и по-современному. Кино, впечатлило, может и сильнее (в рассказе, по причине его солидного возраста, ламповый антураж всё ж немного резал глаза, да и мелкие нестыковки тоже присутствуют), но было бы оно без Филиппа Дика?
romanpetr, 30 апреля 2020 г.
Отличное, живое и эмоциональное по накалу произведение Филипа Дика «Особое мнение». Дважды экранизированное, правда, первый полноформатный запуск с Томасом Крузом от Спилберга выглядит гораздо лучше. Рассказ крайне динамичен и сюжетное действие поддерживается в таком ключе от начала до конца. Выдохнете только, когда прочитаете! И, о да! Безусловно, книжный оригинал лучше киноверсии во много раз! Лучше один раз прочитать, чем пять раз, но посмотреть!
Дик , написав этот рассказ, показал незаметно свое отношение к армейцам, которые выглядят более преступно, чем внутренние органы безопасности, а кроме того вояки ведут большие политические закулисные игры, непроизвольно влияя на государственное управление страны. То бишь принцип военной демократии: вы там говорите красивые вещи, а мы будем решительно все делать по своему. По моему мнению, этот принцип ярко проявился в Югославии, когда без резолюции ООН на какие-либо действия в рамках демократического и мирного решения кризиса, США вопреки всем мировым соглашениям, отбомбили братскую Югославию по своему собственному усмотрению. И...нет такой больше страны, а заправляют во многих «осколках» балканских стран про-американские ставленники...
Но от реальности к фантастике: у Дика в будущем изобрели теорию допреступности с помощью которой устраняют возможные серьёзные преступления. Автор этой теории и руководитель отдела Джон Андертон оказывается в гуще заговора, попав в безвыходную ситуацию, когда получил перфокарту со с своим именем и возможным преступлением, которое он должен совершить. Его же теория — его же детище — должно стать финальным возмездием против «родителя». Остаётся только бежать, с места в карьер, и искать способ, как доказать свою невиновность в ситуации, где все общество поворачивается против тебя, даже твоя жена...
Понравилась у Дика в рассказе идея самого предсказания преступлений с помощью трех людей-мутантов, некоторые из них инвалиды, но все с инерциальными способностями. Единственное, что, как мне кажется, сама система не идеально, потому что их поиск в обозреваемом будущем широк и имеет много вариантов. А возможности ошибиться у них все равно много, потому что они все равно , в итоге конечном, все-таки люди...
Итак, добро пожаловать в увлекательный мир таинственного будущего, созданного великим маэстро Ф.Диком!
Козлов, 17 марта 2022 г.
Филип Дик писатель, безусловно, талантливый. И человек идейный, в самом гуманистическом смысле этого слова. Но, видимо, вынужденный писать огромное количество дешевой фантастики, иногда срывается и начинает рубить правду-матку, попутно издеваясь над недалекими любителями сугубо приключенческих книжек. «Особое мнение» как раз из таких произведений. Череда головокружительных приключений, лихо закрученный сюжет и немного философских размышлений — всё, казалось бы, как обычно у Дика. Только, вот, все рассуждения о пользе и вреде системы допреступности бесполезны. Если в первом акте на сцене висит ружье, то в третьем оно должно выстрелить. И читатели изначально согласны с тем, что убийство должно быть. Какой же детектив без убийства? И все Мы заведомо соучастники преступления. Заумное рассуждение, но совсем не ироничное, не гротескное и по-настоящему злое.
По факту же нет никакого другого, нового общества. Есть только непогрешимая Система. Утопическая идея заключается в том, что начальник лично берется запачкать руки исполнением приговора. А суть происходящего остается неизменной. Генерала вынуждают зачитать себе обвинение и приговор, но курок спускает полицейский. Государство — система упорядоченного насилия. И ему нужен палач. Звучит громко. Но служители закона начинают действовать только тогда, когда под угрозой их шкура. Гуманность полицейского государства на деле оказывается верой создателя в благо своего творения. И, как Каплану, Андертону — никуда не деться. До этого в чем заключалась его работа? В сортировке бумажек записанных со слов специально натренированных дегенератов. Механической выдаче разрешений на арест. Или игнорировании мелких правонарушений. Система работает по принципу: разделяй и властвуй. В США действуют соседские дружины. Огораживаются отдельные «благополучные» районы, зайди на территорию которых неизвестный, вызывают полицию не разбираясь. И предъявлять что-то ты будешь стражам правопорядка на их условиях. Точно так же работает и Андертон: всё только в кругу друзей и то после проверки надежности. Вопросов к системе нет: он знает, как она работает, по крайней мере, понял и ушел невредимым. Наоборот, договорившись о своем помиловании, приемника, не без ехидного удовольствия, бывший комиссар предупреждает, что Витвер следующий. Если запрещены убийства, то и палач — преступник. Нет никаких шкурных интересов. Нужно просто жертвовать собой для спокойствия граждан, иногда прореживая ряды этих самых граждан. Защищая полицейское государство, человек становиться преступником. И это все понимают и принимают. Хотя, чтобы все заработало, полиции достаточно делать свою работу: выслушивать граждан, а не перекладывать из ящика в ящик трижды отредактированные рапорты.
Вот такая, вот, выходит антивоенная сатира на Америку 50-х годов. Картина смешная — ситуация страшная. Интересно, понял ли кто-нибудь какая в этом рассказе безысходность? Или всем так и остались интересны рассуждения о том, кого как лучше судить.
neo smile, 5 мая 2019 г.
... Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу. (с)
Это одна из немногих вещей у Дика, где он заводится буквально с пол оборота. Сюжетная динамика автора как сжатая пружина выстреливает практически с первой страницы. И без авторских провисаний (отступлений) Дик полетел, — стремительно и молниеносно накручивая и накачивая градус (интригу) своего повествования.
Концепция допреступности и методика профилактики ещё не совершённых преступлений аналитического отдела, в котором создал своё детище комиссар полиции Джон Андертон. Он по-праву может гордиться своим новаторством и впечатляющим достижением; свято верить в его совершенный механизм, работающий на благо общества. К тому же очень удачно удалось пристроить безжизненными атрофированными растениями многих уродливых мутантов-ясновидцев, — искалеченных идиотов, которых государство самым оригинальным и великодушным образом взяло к себе на довольствие. Их жизнь превратилась в безликое бормотание: предсказание больших и малых преступлений, сопровождаемое методичным отщёлкиванием инфокарт, маркируемых и распределяемых на основе их ключевых слов и выражений. Это ли не идеальная база для ликования перфекционизма в без пяти минут счастливом обществе, — живущем без болей, угнетения и убийств?.. Однако Дик не был бы мега одарённым классиком, — если бы не полетел дальше темы пресловутой социалки.
Дик, искусно и стремительно вращает цветной калейдоскоп из молниеносно складывающихся / вновь перестраивающихся пазлов / его фирменных авторских фишек: ещё незавершённого макета преступления; образа потенциального убийцы; государственного заговора с методичным вмешательством армейских; стервозного женского персонажа; вынужденной паранойи своего лирического героя... -На самом деле автор аккуратно подводит читателя к ацентуации вот этой тезы (которая по умолчанию держит на себе всю повесть) — мысли простой и гибкой, как всё гениальное: Знание о преступлении предотвращает само преступление...
И здесь не столько раскрывается проблематика поимки потенциального преступника-убийцы в контексте сегмента криминалистики, — учитывая Рапорт большинства / меньшинства (РМ, который часто именуют “особым мнением»). -Это только верхний слой «Особого мнения». Свобода выбора — вот что движет авторской мотивацией, когда Дик швыряет своего Андвертона из одной крайности в другую.
Безупречно отлаженная новая система противовесов и двойного контроля тоже оказывается может давать осечку. И она, несмотря ни на что, имеет свой главный Недостаток: ибо Как реально оценить тот факт, что к поимке привлекают того человека, который ничего еще реально не совершил?..
И за всем этим как всегда у Дика стометровая глубина чувств, переживаний, боли и мученического состояния вынужденного одиночества / тотального недоверия ко всему внешнему миру.
Метафизика ещё не совершённого преступления... Мультиварианты ближайшего будущего... Уникальный случай самого Андертона, имеющего доступ ко всей инфе своего отдела...
В определенном смысле очень здорово, что Дику согласно хронологии его биографии посчастливилось не увидеть одноимённое кинематографическое произведение Спилберга. И касательно последнего, — человеческую мудрость и прозорливый талант этого режиссёра трудно переоценить. Его в свою очередь украшает и тот факт: взяв за основу сценария роскошную сердцевину повести Дика, режиссёр на волне своего честолюбивого самолюбия позабыл поставить в начальных титрах скромное «По мотивам», — перед тем как накрутил в этой ленте под самую завязку мега талантливой отсебятины... Точно так же как, вероятно, он запамятовал к яркому фразеологизму «Особое мнение...» осторожно и методично приставить ещё вот это «...Стивена Спилберга». Чтобы уже в начальных титрах стало предельно ясно (в первую очередь всем истовым фанам мега одарённого культового НФ фантаста) что к Особому мнению ФКДика эта чудесная картина имеет малое отношение. -В том числе и по причине подробного размазывания манной каши чудесного хэппи-энда в контексте всех перипетий и мытарств главного персонажа Тома Круза. И низкий поклон этому режиссёру за его сентиментальную скромную приписку в конце: «Based upon short story by Philip К. Dick». -Безусловная его правда: ибо в 2054 году, коим датирует Спилберг свой экшн, книги в общем и ФКДика в частности будут читать только лишь такие перманентные и законченные идиоты, как спасённая и воскрешённая из пепла девочка Агата (прежний ясновидец-мутант), сюжетную линию которой до слезодавительных подробностей развернул в своей картине режиссёр. И, соб-но, нет смысла и особой необходимости сравнивать эти две работы. Замечу здесь лишь ненавязчиво и предельно ясно: Спилберг со своим виртуозным талантом успешного и культового Кассового режиссёра снял в 2002 году (здесь только моё и, вероятно, сотни раз ущербное индивидуальное ощущение от его работы) ещё один концепт «Приключений Электроника», — снял на свой новый и неповторимый лад. Безусловный шедевр в сегменте американского подросткового развлекательного экшна. Фоксы (20th Century Fox) определённо рулят в этом концепте и выдали от себя очередной блестящий продукт под знАком безусловного качества. — Детище Спилберга являет искушённому зрителю глянцевый лакмус модного увлекательного триллера в стиле Future Culture. И всё это имеет весьма отдалённое внешнее родство и сходство непоср-но с блестящей повестью Дика.
PS Повести глубокой, серьёзной, философски осмысленной, достойной золотой классики НФ, — и одной из самых лучших в многогранном творчестве этого блестящего фантаста.
PPS Живой, яркий, приблатнённый, намагниченный искромётными авторскими импульсами, местами хладнокровный и циничный, — Дик, на первоклассном драйве виртуозно раскручивая свой детективный сюжет, бьёт открытым финалом великолепное ёмкое троеточие:
... Если ты не тормоз,
Если ты не облом,
Держи хвост пистолетом,
А грудь держи колесом...
Dune, 6 марта 2008 г.
Очень неплохой рассказ, который был экранизирован в Голливуде. Фильм мне очень понравился, да и многими он был оценён как хорошая экранизация, всё очень по Дику.
Но прочитав рассказ убедился, что сюжетно оригинальный текст гораздо сильнее фильма. В рассказе описан совсем другой парадокс предсказания времени, так же включена политическая составляющая. Для примера в тексте в описанной ситуации была поставлена судьба государства (размах, да?), в фильме — судьба банального убийцы, хоть и богатого.
А особое мнение — это версия будущего в котором убийца знает заранее, что убьёт и не убивает из-за этого. Это заглавная идея произведения, которая в фильме была убита и заменена на «судить человека заранее нельзя».
Сильный сюжет был сжат в маленькую повесть и читается очень быстро, хотя идеи в этом произведении очень интересны и неоднозначны.
Ничего лишнего — всё чётко как и подобает мастеру.
vam-1970, 8 августа 2017 г.
Эта преступность уже всех достала : борются , борются с ней , а она всё есть и есть!Разные варианты предлагают авторы -фантасты противодействия преступности.Дик написал свой вариант — он всё-таки более реалистичен, чем похожие варианты, что я уже читал.Предупреждение преступности!! Насколько реален или фантастичен сюжет Дика -ну не буду судить, это для развития сюжета.Но мысль правильная: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ!Только так можно снизить и уровень преступности и её качество.Но детективные НИИ всего мира не читают фантастику! Пока только, видим, бьют по «хвостам».
redmarie, 16 июля 2012 г.
Парадоксальное произведение, ничего не скажешь. Зацепили некоторые нелогичности...
Первое. Говоря словами самого же Дика «...надежное предвидение будущих событий невозможно в принципе. Как только предсказание становится известным, оно аннулирует само себя.» Я бы даже уточнила, что оно изменяет будущее. Если я знаю, что должно что-то произойти, я могу этого избежать. Иначе смысл мне в предсказании... Получив карточку и начав копать, Андертон запускает цепную реакцию, которая уже предсказана, походя еще и заговор успевает раскрыть, что порождает новую реакцию. Прям рекурсия какая-то...
Второе: предсказателей-мутантов всего трое. На миллионы людей (а если берем весь мир, то и миллиарды). И уже пять! лет они благополучно предсказывают, преступности нет на 99,8%! Да как они, бедняги, не спеклись еще?
Третье:
Вопросов много, сумбурности в голове еще больше, прочитано только что. Понравилось, эта повесть — настоящая головоломка. Идея потрясающая, очень интересная задачка для мозгов: покрутить и построить предположения. Спасибо автору.
zmey-uj, 1 ноября 2008 г.
Рассказ и фильм считаю слишком разными, чтобы сравнивать. В фильме, конечно, много глупых моментов, которые пытались сделать смешными, но вышло неприятно: погоня за глазами, катящимися под пол, «пластический хирург»-коновал, у которого течет из носа, и тому подобное. С другой стороны, Провидцы, у Дика изображенные пускающими слюни мутантами, которым так или иначе не было бы места в обществе, в фильме стали молодыми еще людьми с трагической судьбой. Они стоят на страже общественного порядка, но никому не интересно, хотят ли они постоянно видеть кошмары об убийствах.
Сама идея наказания за еще не совершенное преступление, какой бы противоречивой ее ни представляли и Дик, и Спилберг, все же видится мне довольно верной. (В начале фильма мужа ловят, когда он уже занес ножницы над женой и ее любовником, так что все его дальнейшие крики «Я не виноват» вызваны нежеланием отправляться в тюрьму, а не признаком отказа от задуманного.) А вот то, что система показана несовершенной, доказывает мастерство Дика. Со своей обычной подозрительностью он напоминает читателям: некоторые люди постараются даже полезные задумки использовать в своих интересах и подставить других.
Uldemir, 19 октября 2006 г.
Повесть хороша, а вот фильм — убожество. Идея Дика оказалась извращена настолько, что потеряла свою мрачную притягательность. Обезьянку по городу повозили и революцию, понимаешь, устроили. Тьфу! Куда как интереснее авторская идея устойчивости системы предотвращения преступлений и готовности ее создателя отвечать за свои убеждения.
Lion0608, 19 июня 2011 г.
Именно сама идея наказания за несодеянное преступление и является самой ценной идеей и фильма и книги. В фильме, который надо растянуть на экранное время, понятно, некоторые сильные стороны сюжета тонут в потоке футуристического антуража, а как же без него — интерактивные газеты, плотоядный цветничок... Честно говоря, книги меня всегда впечатляли больше, есть возможность продумать каждое слово и сюжетный ход в процессе чтения. Исключение из этого наверное только Солярис, но с ним отдельная история, так как по старой своей традиции Тарковский снимал совершенно новое произведение, скорее «навеянное» повестью Лема.
Так что сравнивать книгу с фильмом не берусь. Для меня именно с этой книги началось знакомство с творчеством Дика, видимо поэтому она особенно и запомнилась.
dio, 9 июня 2008 г.
Хорошая повесть, поднимающая несколько социальнозначимых вопросов.По-первых, довольно интересный мир, где существует система предотвращения преступлений, людей сажают не за совершенные деяния, а за задуманные, хотя на собственном опыте руководитель понимает некоторую порочность системы.Альтернативой существующего общества является военная диктатура. В общем довольно мрачная картина мира.
Во-вторых интересен психологический портрет ГГ, который ради идеи переступает через собственные убеждения.
А вот фильм, несмотря на очень хорошую постановку, какой-то стирильный.
_xander_, 21 сентября 2019 г.
Будущее... Оно еще не наступило, но за убийство, которого еще никто не совершил, человек может «сесть» уже в настоящем. Именно в таком мире развиваются события этого рассказа Дика. Читал и наслаждался — отлично закрученный на многовариантности будущего сюжет, хорошо прописаные персонажи, динамичный ход повествования и спасибо переводчикам за легкость чтения. К прочтению, однозначно, рекомендую.
tevas, 28 сентября 2005 г.
Помню когда смотрел фильм «Особое мнение» удивлялся хитросплетениям сюжета и динамике фильма. Только потом узнал, что фильм основан на рассказе Дика. Прочитав рассказ, понял что он совершенно иной, но от этого не менее притягательный.