FantLab ru

Денис Бурмистров «Принуждение к контакту»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.42
Голосов:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Принуждение к контакту

Роман, год (год написания: 2014); цикл «Свободные фантазии на тему миров Стругацких»

Аннотация:

Группа учёных неожиданно пропадает в Новосибирской Зоне. Руслан Громов, пилот спасательного вертолёта, решает не медлить и, нарушив приказ, вылетает на поиск коллег. Однако ему встречается аномалия, и вот — крушение самолёта, раненный товарищ, отсутствие провианта и Зона, страшное место, не знающее пощады. Из спасателя Руслан сам превратился в жертву, которой нужна помощь. К тому же в близлежащем заброшенном посёлке военные затеяли какое-то страшное дело. Нелёгкие испытания выпали на долю простого лётчика, который в Зоне как следует ни разу и не бывал, но перенесённые трудности закаляют и делают сильнее.

В произведение входит:

7.08 (24)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 328

Активный словарный запас: высокий (3066 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Принуждение к контакту
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Серия «Проект АБС» по «Пикнику» продолжает приятно удивлять. Не слишком удачно стартовав с Силлова и Выставного, неожиданно выстрелила работами не слишком именитых и известных авторов, в частности Майка Гелприна, чей «Хармонт. Наши дни» считаю настоящим, удавшимся продолжением «Пикника». Теперь вот свет увидел роман Дениса Бурмистрова «Принуждение к контакту». С творчеством этого автора я знаком по неплохой «Аномалии» и замечательному «Религеру», незаслуженно обойденному широким кругом читателей. Автор молодой, не без изъянов, но тексты выдает качественные, истории — интересные. Тем не менее, к «Принуждению» я приступал с сарказмом. И вот что могу сказать после прочтения.

Бурмистров не повторил путь Гелприна, который скрупулезно воссоздал атмосферу оригинального романа АБС. Бурмистров не стал подражать Силлову или Выставному, превращая мир «Пикника» в адреналиновые пострелушки, когда не имеет значения в какой именно Зоне и какой литвселенной происходит действие. Бурмистров пошел своей дорогой — он создал роман о человеческих отношениях, которые испытываются на излом постоянным прессингом надвигающихся обстоятельств.

Место действия романа — Новосибирская Зона Посещения (фигурировавшая у Выставного — видимо, новая реальность проекта). Вертолет спасателей терпит крушение, выжившие пытаются, как ни банально, выжить в Зоне, не имея возможности выбраться. Эдакая робинзонада в условиях «Пикника». Что, честно, довольно свежо, в пику похождениям всяких Снайперов, Меченных и прочих сталкеров. Герои — обычные люди, попавшие в экстремальную ситуацию. За ними интересно наблюдать, за них переживаешь.

Да, это не прямое продолжение «Пикника». Это не жизнеописание, как у Гелприна. Но это роман о людях и судьбах, о характере и о настоящей дружбе, который дает хороший и узнаваемый«месседж» тем, кому нравился оригинал. Засим — рекомендую, таких историй сейчас мало встретишь.

ПыС: Обложка не соответствует содержимому. Видимо, пиар-ход издательства был направлен на любителей серии «Сталкер», но вооруженных людей в романе ровно на 20% от основного текста. Да, есть бандиты, спецназ и погони. Но книга не об этом.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смело ставлю высший бал. Эта книга прекрасный образец смеси хорошей , умной, психологической фантастики и «голливудского» боевика. Оказывается такое может быть.

Порою происходящее в романе заставляет задуматься. И если честно то не всегда находятся и ответы. Я вот для себя так и не решил правы ли спецназовцы или нет. Нет когда они идя к цели ложили бандитов, то да, здорово. А вот в зоне... Я знаю что это вечный спор, который никогда не кончится: стоит ли жалеть одну человеческую жизнь во имя безопасности Отчизны? Вы знаете ответ? Я лично нет.

А порою события в романе несутся стремглав и ты не замечаешь количество проглоченых страниц. Может быть малюсенький минус это огромное, просто зашкаливающее везенее Громова. Но с другой стороны если бы не оно, то и не было бы романа. А концовка летела перед глазами как настоящий голливудский боевик. Я думаю она бы украсила любой фильм.

Отличная книга. Я думаю она понравится большинству читателей.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Осенью издательство «АСТ» запустило новый фантастический проект – «Пикник на обочине», основой которого является роман с таким же названием за авторством Аркадия и Бориса Стругацких, изданный впервые в 1972 году. Насколько удачным получился проект – пока сказать сложно. Но роман Дениса Бурмистрова «Принуждение к контакту» в этой серии нельзя оставлять без внимания.

Итак, концепция «Пикника на обочине» заключается в том, что во второй половине двадцатого века на Земле появились шесть Зон Посещения (места высадки пришельцев), кишащие смертельными аномалиями. Из аннотации ясно – речь в «Принуждении к контакту» пойдет о Новосибирской Зоне Посещения, которая хоть и не затрагивалась в романе братьев Стругацких, но уже успела побывать в книге Владислава Выставного «Пророк Зоны», поэтому Бурмистрову пришлось оперировать тем, что уже «проложил» в эту Зону Выставной. Впрочем, места для фантазии здесь имелось предостаточно.

Удалось ли автору написать нечто сильное, оригинальное и интересное в предложенной Мастерами вселенной, или это была лишь попытка?.. Какую читательскую аудиторию может заинтересовать данный роман? Истинных ценителей творчества Стругацких и качественной фантастики в целом или любителей «сталкерского» сеттинга и фантастических боевиков? Давайте разберемся.

Сразу стоит отметить, что ни обложка, ни аннотация, ни сама серия, в которой вышла книга, не передают истинный облик романа. Оно и понятно – проект ориентирован в первую очередь на «сталкерскую» аудиторию, а потому и адаптируется для нее. Вооруженные люди на обложке, заезженный до дыр значок радиации на корешке, «сталкерские» шрифты, ««черные» сталкеры и загадочные люди в форме» в аннотации – все это оттолкнет одних и привлечет других. А оказывается, книга-то и не об этом…

Итак, роман начинается короткой вырезкой интервью с профессором (так же, как это было в оригинальном «Пикнике»), что помогает сразу ввести читателя в курс дела. Новосибирская Зона Посещения по своей самосути не сильно отличилась от Хармонтской или любой другой – артефакты и аномалии все те же. Приблизительное время Посещения, а именно конец 50-ых годов двадцатого века, в книге указан верно. Что сразу обнадеживает: уже теплится надежда, что автор достаточно проанализировал «Пикник» Стругацких, прежде чем взялся за написание романа. В определенной части книги действия разворачиваются в городе Искитиме, расположенном близ Зоны Посещения. Город буквально кишит наркоманами и дилерами, её края усыпаны маковыми плантациями, которые выращивают наркобандиты. Костяк населения города – наркоманы и дилеры, сталкеры и скупщики артефактов, а также работники Международного института внеземных культур.

Пилот Руслан Громов, ученый Илья Ткачев и помощник пилота Олег Рязанцев несанкционированно летят в Зону, чтобы найти пропавшую группу ученых (в числе которых жена Ткачева). Вертолет терпит крушение, помощник пилота погибает в кабине, Ткачев серьезно ранен и не может ходить, и лишь пилот Громов отделался несильными ушибами. «Вокруг – Зона Посещения. В которой не то чтобы ночевать, а находиться без специального снаряжения и страховочных групп нельзя». Начало у книги, откровенно говоря, отдает «сталкерством». Вертолет, спасатели, аномалии, пропавшая группа ученых – казалось бы, все это было уже кучу раз, но… Но истинный ценитель творчества Стругацких обратит внимание хотя бы на следующую деталь: ученые в романе Бурмистрова передвигаются по Зоне на «калошах» – специальных гравиплатформах, работающих от артефактов. Именно так же передвигались ученые по Зоне в романе Стругацких, двигаясь по столбам-«вешкам». Да и потом – это же только начало.

Руслану Громову придется выживать в Зоне. И не просто выживать, но и заботиться о друге, которому с каждым днем все хуже и хуже. А значит, помимо попытки отсюда выбраться – если не самим, то хотя бы дать сигнал спасателям – нужно еще добывать воду и пищу. И все бы ничего, если бы не тот факт, что Громов – далеко не сталкер, и знаком с аномалиями Зоны лишь по редким рассказам товарищей – работников института. Решимость, осторожность и трезвый расчет – вот те инструменты, с помощью которых пилот, борясь за жизнь свою и друга, не сдается и продолжает искать пути спасения, постепенно приспосабливаясь к Зоне. Громова ждет череда немыслимых испытаний, пройдя через которые, герой познает Зону так же, как профессиональный сталкер. С той лишь разницей, что сталкеры ходят в Зону всего на несколько часов, ступая по давно протоптанным погибшими сталкерами дорогам, имея рядом матерого проводника – а Громов, увы, такими привилегиями не обладает, и потому адаптироваться, хоти – не хоти, придется методом проб и ошибок. Правда, не всякая ошибка в Зоне позволяет жить дальше…

Другая сюжетная линия, стартующая во второй главе, еще больше отдает «сталкериадой», что, впрочем, не мешает ей быть интересной. Взятие наркобандитов миротворческим отрядом написано достаточно четко и тактично. Видно, что в отряде настоящие профессионалы своего дела. Но Василию Гурееву давно надоел этот лягушатник: хочется заниматься чем-то более серьезным, приносить реальную пользу и видеть результат, а не накрывать по одной плантации в неделю, на месте которой на следующий день будет еще три таких, арестованных же наркобандитов все равно вскоре выпускают на свободу… Стоит ему об этом задуматься, как тут же для него находится полезное дело. Чем ему это обернется – читатели увидят. Однако стоит отметить, что путь у бойца выдастся нелегким.

В целом, в плане передачи атмосферности «Принуждение…» хорошо приближено к Стругацким, хоть и повествует о другом месте и в другое время, а выдержано в собственном стиле – бодром, твердом, и достаточно легком в чтении; мотивы персонажей видны довольно четко. Обе сюжетные линии многообещающие, и разумеется, им суждено пересечься – правда, весьма необычным образом. Справедливо будет назвать вторую сюжетную линию дополнительной, потому что она, в сущности, именно дополняет первую, заодно раскрывая читателю жизнь возле Зоны такой… какой она есть. То есть – антуражу города Искитим уделено достаточное внимание в романе. Темные фабричные райончики, где барыги со сталкерами крутят сделки с хабаром, «дяди на черных джипах», которые «крышуют» местных наркобандитов и мародеров. В общем, этакая атмосфера девяностых на краю Зоны. Что, в принципе, вполне логично, если учесть, что все более-менее состоятельные и адекватные люди уезжают подальше от Зон Посещений.

Сам мир Зоны преподносится читателю постепенно, вместе с раскрытием характеров героев. Оригинал Стругацких изучен досконально, все артефакты и аномалии переданы в том же виде, в каком присутствовали в «Пикнике», однако Бурмистров не остановился и на этом, его фантазии хватило как на новые внеземные вещицы, наполненные самыми различными и зачастую загадочными свойствами, так и смертельно-опасные ловушки.

Повествование подкидывает читателю целую пригоршню разных интриг, толкая героев в различные конфликты, наталкивая их то на очередную перипетию, то приводя к взрывам событий, шаг за шагом приближающих финал. Оболочка и смысл здесь одинаково важны, роман можно рассматривать как психологически точное, достоверное и при этом полное эмоций произведение о людях и их судьбах, в котором убедительность проработки характеров почитается за особую ценность, а развитию героев уделено самое пристальное внимание.

В техническом плане, безусловно, роман не безупречен. Есть в нем огрехи и опечатки, есть моменты, оставляющие после себя немало вопросов. К примеру, в оригинале Стругацких человечество научилось пользоваться «батарейками» как энергией для машин – в «Принуждении к контакту», увы, подобных вещей не встречается (а лет-то сколько прошло!). Непонятно также, был перелом ребер у Громова или нет: в одной главе он говорит Ткачеву, что у него перелом – а потом, в следующих, напрочь об этом забывает. В общем, книга не идеальная. Нет, это не шедевр русской литературы, но это и не тот экшенский «Сточкер», в котором место действия не играет никакой роли, а «ценность» книг измеряется количеством трупов и перестрелок. В данном случае перед нами роман, в котором все мелкие недочеты оправдывает его сила, глубина и искренность автора. «Принуждение к контакту» –литература мысли, требующая не только сопереживания, но и понимания, она если и развлекает, то делает это весьма специфическим образом. Здесь нет стай уродливых монстров, с которыми на бегу расправляются герои, попутно прикуривая сигарету; здесь нет аномалий, ведущих в будущее, прошлое, или другой мир; нет в романе и бессмертных «черных» сталкеров; да и прочих постап-штампов в романе не наблюдается.

Лично от себя скажу: я не ожидал, что книга окажется именно такой. Конечно, у сравнительно начинающего автора Дениса Бурмистрова есть свои недочеты – не скрою и того, что несколько раз за чтением мне пришлось зевнуть, думая: «Сколько же там еще до конца главы?». Но книга получилась по-настоящему живой и хорошо проработанной, поднимающая сразу несколько пластов человеческий проблем и вопросов – в том числе и тех, что затрагивали Стругацкие в «Пикнике на обочине», – при этом оставаясь легкочитаемой и увлекательной, радуя безграничной фантазией и искренностью. Думаю, через некоторое время я не откажусь перечитать это произведение вслед за «Пикником».

Иными словами, «Принуждение к контакту» – отличная книга, которая может украсить полку не только фаната «околосточкерских» тематик или поклонника творчества Аркадия и Бориса Стругацких, но и «обычного» любителя хорошей литературы.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Принуждение к контакту» – неоднозначная книга. Когда я перевернул последнюю страницу, я не мог определиться со своим отношением к этому роману. С одной стороны, он дико увлек. У него потрясающая концовка и прекрасно выписанные, живые герои. Но с другой стороны, где-то с середины история начинает проседать. «Принуждение» просто тяжело читать на этих моментах. Я зевал, меня подмывало перевернуть несколько страничек, но я рад, что не сделал этого. Книга – достойная. Если бы автор её немного сократил, я бы, не задумываясь, поставил самый высокий балл.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С удовольствием прочитал роман начинающего автора. Не прочитал и забыл. А прочитал и задумался. Излишняя кровь и мордобой порядком поднадоели. Гораздо интересней отслеживать человеческие судьбы, волею фантастического сюжета, подвергнутые проверке на прочность. Критерии честности и добра, верности долгу и предательству у всех разные. И тем любопытней будет прочтение. Экстремальная ситуация, заложенная в оболочку данного романа, не только повод для прочтения, это повод задуматься о том как поступил каждый из нас, оказавшись в ситуации, когда каждый шаг и каждый поступок несут на себе не только личную моральную ответственность но решают судьбы других людей.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал этот роман после «Пророка Зоны» Выставнова и невольно сравнивал. Сравнение, в целом, не в пользу книги Бурмистрова (при том, что и «Пророк» не впечатлил), хотя местами придуманная автором история воспринимается с интересом. Но лишь местами…

Главная, на мой взгляд, проблема — вялый, недостаточно проработанный, сюжет. Сложилось впечатление, что автор придумал основную сюжетную идею — два персонажа летят на помощь научной экспедиции, вертолёт падает, персонажи попадают в переплёт, но продолжают борьбу — и решил, что остальное напишется само собой. А чего? Зона же, приключений всегда насочинять можно. )) И начал автор описывать бесконечные и однообразные хождения пилота Громова по Зоне, пока не понял, что на этом далеко не уедешь. Потому что скучно; и даже, местами, нудно. Потому что не хватает интриги.

Тогда, видимо, и появилась идея ввести в роман второго героя (спецназовца) и неких граждан из спецслужб, чтобы разнообразить историю и придать ей дополнительную динамику. Задумка, в целом, удалась. Динамики прибавилось, особенно во второй половине романа, появился драйв. Однако линия со спецназовцем Гуреевым так и осталась чужеродной, искусственно прицепленной к линии Громова. Потому что пересечение Громова и Гуреева случайно — исключительно для того, чтобы найти «развлечения» для главного героя (он же должен с кем-то бороться, а не только по Зоне шастать) и нарастить структуру романа до необходимого объёма.

Что касается основной линии, то она, увы, показалась мне невнятной. Жену учёного Ткачёва, как и всю пропавшую экспедицию, Громов таки обнаружил и спас. Только вот при чём тут «принуждение к контакту», и в чём оно заключалось?

Получается, что Ткачёв погиб и, видимо, задолго до того, как Громов об этом догадался. Только в чём смысл всех этих пертурбаций? И на какую «изнанку» Зоны угодили в итоге Ткачёв и примкнувший к нему Гуреев?

Увы, я в этом так и не разобрался. Есть ощущение, что автор навёл тень на плетень, чтобы добавить в концовке многозначительности. Но мой скромный разум остался в недоумении.

Рекомендовать роман для прочтения не рискну. Боюсь, что для любителей боевиков в стиле «а ля СТАЛКЕР» история покажется скучной и пресной. А вот для любителей серьёзного чтива, подозреваю, покажется невнятной сюжетная сверх-идея (если считать, что она в романе есть). А уж линия с Гуреевым и «особистами» для серьёзной истории и вовсе излишня — в том смысле, что слишком примитивна.

Хотя атмосферу автор умеет создавать, и Громов, как персонаж, вполне жизнеспособен. Но вот сюжет меня как-то не впечатлил. Бывает. :)

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Дениса был знаком по роману, который, к слову, очень понравился, «Аномалия». От произведения «Принуждение к контакту» ожидал многого, так как Бурмистров себя уже проявил как очень профессиональный писатель, к тому же сие творение написано в очень интересной серии. (об этой новой серии написали уже ниже). Предвкушение вкусного десерта меня очень томило, но ,в итоге, блюдо оказалось, к сожалению, не сильно уж и съедобным.

Конечно, первая половина книги очень и очень прельщает. Увлекательнейший сюжет, яркие персонажи, живописная зона. Читается запоем. Кажется, Бурмистров сотворил очередной шедевр, но вскоре наступает вторая половина книги, и весь шарм исчезает. Если главный герой позиционирует по началу как простой парень без особых навыков, то к середине книге он превращается в супер-бойца сталкера. Особенно комичным выглядит бой в школе. К слову, раны на главном герое заживают, видимо, круче, чем на собаке, ибо в один день ему на вылет прострелили плечо, а в другой он уже и спокойно орудует топориком. Тоже самое можно сказать и про глубокое колотое ранение руки. Да, по мимо невероятной регенерации и проснувшихся навыков выживания, главный герой внезапно становится ещё и пианистом, ну в смысле рояли в кустах его преследуют повсюду. Чрезмерное везение даже вызывало некую неприязнь, хотя в самом начале книги главный персонаж очень понравился и даже заставил сопереживать. Ну а добила роман абсолютно невнятная концовка с намёком на вторую часть. Конечно, хочется сказать спасибо Денису за первую половину книги, но вторую часть произведения автор, к сожалению, превратил в банальный, глупый через чур голивудизированный боевик

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что особо понравилось. На мой вкус простовато и пресновато. Хотя некоторые места, в частности, описания мира Зоны, автору удались. Есть и хорошие боевые сцены. Но не очень поняла концовки, когда друг Громова умирает. То есть поняла, что он умер, но вот в чём идея?

Не прониклась, в общем.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх