Филип Дик «Самозванец»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Спенс Олхэм является одним из ведущих сотрудников проекта «Вестингауз», цель которого — разработка мощного наступательного оружия против инопланетян-захватчиков с Альфа Центавра.
Каково же было удивление Спенса, когда его арестовали и обвинили в том, что он вражеский робот, в чреве которого заложена термоядерная бомба, которая должна уничтожить проект «Вестингауз».
Но Спенс думает иначе и теперь он пытается доказать, что он на самом деле не шпион, а самый натуральный Спенс Олхэм и есть!
Входит в:
— сборник «A Handful of Darkness», 1955 г.
— антологию «Science Fiction Terror Tales», 1955 г.
— антологию «The Metal Smile», 1968 г.
— антологию «Dark Stars», 1969 г.
— антологию «The Astounding-Analog Reader: Volume 2», 1973 г.
— антологию «Souls in Metal», 1977 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.
— антологию «Histoires d'automates», 1984 г.
— сборник «Robots, Androids, and Mechanical Oddities: The Science Fiction of Philip K. Dick», 1984 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 15 (1953)», 1986 г.
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
— антологию «Friends, Robots, Countrymen», 1988 г.
— антологию «Invasions», 1990 г.
— журнал «Если 1992'2», 1992 г.
— антологию «Cyber-Killers», 1997 г.
— антологию «Isaac Asimov’s All-Time Favorite Science Fiction Stories Volume II», 1997 г.
— «Просто Фантастика», 2008 г.
— сборник «Золотой человек», 2021 г.
— сборник «Миры Филипа Дика», 2023 г.
Экранизации:
— «Самозванец» / «Impostor» 1962, Великобритания, реж: Питер Хэммонд
— «Пришелец» / «Impostor» 2001, США, реж: Гэри Фледер
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorpol, 7 декабря 2023 г.
Шикарная классика. Дик, возможно, один из самых экранизируемых писателей США «старой» школы. Что особенно впечатляет, так то, что неплохие полнометражные фильмы снимаются из рассказов-повестей. А это значит что Дик умел в сюжет и идею.
Фабулу пересказывать нет смысла — наверное, мало кто не видел фильм с Гарри Синизи. От себя замечу, что меня напрягала только одна вещь — стремление планетарного НКВД кончить ученого даже без попытки просветить его сканером (вы в космосе уже летаете, а переносного МРТ так и не создали?). За это балл долой.
Концовка чисто по-Дику. Думается, если бы рассказ писал Шекли, то в свойственной ему манере пришельцы бы в чем-то жестко прокололись — например, сделали бы две левых руки или что-то подобное. Но Дик
serg7new, 23 февраля 2023 г.
В двух словах: весь мир — театр, а люди в нём — агенты. Сюжет напоминает «Бегущий по лезвию», только наоборот — с позиции робота. Кто за кем бегает иногда так же неясно, как в «Вспомнить всё» :)
Если прочитать рассказ, то фильм смотреть неинтересно, поэтому лучше посмотреть фильм «Пришелец», хоть он и провалился в прокате. В фильме есть «человечность», в рассказе всё произошло слишком быстро, как говорят — «характеры героев не раскрыты».
Barrell, 5 ноября 2020 г.
Читать.
Умеет земля американская рожать безумных гениев фантастики! Или умела когда-то рожать. Или рожала нормальных, а потом тщательно доводила до кондиции. Филипп Дик — ярчайший пример талантливого психа. Лаконично до предела. Простор для фантазии. Не зря он — один из самых экранизированных фантастов!
Читать.
ГРОМ, 22 декабря 2019 г.
Рассказ как пришельцы ведущие войну против земли, решили внедрить в ряды землян своего агента начиненного бомбой.
Автор реалистично описал истеричность Американцев.
Сюжет неплохой. Погони за главным героем.
Практически весь рассказ хорш, да концовка подвела. Даже если оставлять такую концовку — когда был уничтожен целый город, то надо было дописать хотя бы еще параграф. Описывающий, что ничего эта диверсия глобально не дала. Да, и интересно почитать о дальнейшем. Иначе от рассказа (в данном виде) веет бессмысленной, безвкусицей — безнадегой.
Стронций 88, 21 декабря 2019 г.
Ну, наконец-то я прочитал что-то у Дика до того, как посмотреть экранизацию (в остальных случаях выходило наоборот). Я гляжу, рассказ довольно популярен – хотя бы по тому, сколько изданий на русском языке у него уже было. Это логично, ведь рассказ – типичный, такой твёрдый, классический Филип Дик. Рассказ небольшой, но очень динамичный, такой сжатый, напряжённый как нерв. Концовка мне лично виделась издалека – ну вот начинаю привыкать к поворотам Дика. Тема – одна из его любимых – что такое человек, а что только кажется им, маскируется под него? Но тут, по-моему, в первый раз (хотя я самые ранние рассказы пока не читал) авторская паранойя выходит на новый уровень – тут уже приходиться выяснять, не кто из окружающих чужак, а не является ли герой сам чужаком? А это уже, вопрос, согласитесь, весьма интригующий. Впрочем рассказ настолько стремителен и сжат, что данная дилемма мучает героя не так сильно – ибо спасение жизни и поиск способа доказать свою реальность заставляют не отвлекаться на подобные вещи. Отличный рассказ. Я бы не сказал, что для меня лично он лучший из его рассказов – но вот именно твердый, классический Дик, с теми фишками, за которые я его и люблю.
colouroflife, 26 марта 2019 г.
Хорошо удаются Дику рассказы. Удаётся уложить интересный сюжет в короткое повествование. Здесь есть начало и конец, есть завязка и развязка, успеваешь сопереживать герою, успеваешь погрузится в созданный воображением писателя мир. Чего не скажешь о рассказах других авторов, немногим удаётся тоже самое. Обычно несколько страниц лирики, а смысл рассказа можно уложить в одно предложение из 3-4 слов. А по рассказам Фика снимают полнометражные фильмы. Единственное чего жаль, так это то что я смотрел фильм ранее и увы знал чем закончится данный рассказ. Помню как фильм в своё время меня потряс — от начала до конца веришь герою, а финал сбрасывает тебя с небес на землю.
makelen, 20 октября 2017 г.
Очень динамичный рассказ с интригующим сюжетом и (как по мне) довольно неожиданной концовкой. Читается на одном дыхании, не возможно оторваться ни на секунду.
Не хватило только чуть большего развития событий, уж слишком быстро все закончилось.
vam-1970, 20 октября 2017 г.
Психологический рассказ -героя обвиняют в подмене разума. А как доказать, что ты есть ты? Противоречие создано -ты же не ты, а доказать надо, что ты есть он.И финал оригинален -кодовое слово для взрыва бомбы -не слово, а срабатывание в мозгу понятия- «что я -это не я».
Роджер_Янг, 24 мая 2017 г.
Чуть ли не единственное произведение о борьбе одинокого беглеца против репрессивной Системы, где
За оригинальный финал поставлю 8, хотя сам рассказ конечно средненький.
Alexus_404, 13 мая 2017 г.
Неплохой рассказ раннего Дика. Динамичный и читается на одном дыхании. Почему-то напоминает его другой рассказ, написанный примерно в те же годы, — «Особое мнение». Наверное, потому, что здесь, как и в той истории, главный герой должен доказать свою невиновность. Кстати, замечаешь, что стиль и подача раньше у автора были совершенно другими. Где-то в 60-х сформировался тот самый мрачный и психоделический Дик, а тогда была обычная научная фантастика, которую писали многие. Впрочем, тогда еще писатель начинал свой путь. Концовка сейчас предсказуема, но для 1953 года это было очень свежо и необычно.
newcomer, 22 июня 2016 г.
Это все, конечно, интересно было бы, разверни автор сюжет до уровня романа. А так — кажется, что во времена холодной войны каждый уважающий себя (и других) фантаст ежедневно изобретал сюжеты про злобных пришельцев/коммунистов/роботов... будто ему персональные планы выработки ставили, право слово, наивно.
JohnNorrik, 3 февраля 2016 г.
Стилистика рассказа мне не понравилась. Уж слишком она обычная. Слишком, даже для Дика.
но вот идея и динамика меня захватили. А ведь и вправду, как доказать, что ты это ты? Возможно ли исходя из аргументов логики обосновать свое естество и существование? Автор считает, что нет. А вот читатель должен с ним согласиться или не согласиться. Его право.
romanpetr, 8 декабря 2015 г.
Интересный и динамичный рассказ Дика, как говорится на один присест. Пожалуй основной идеей в рассказе является самоутверждение человека, когда казалось бы все в этом мире стабильно, надежно и прекрасно, до тех пор пока тебе в лицо не швыряют изобличительное выражение. А после и вовсе начинают повсеместную травлю, и ты не можешь отличить реальное от нахлынувшей ирреальности. В первую очередь, каждый прочитавший сам должен задаться вопросом к самому себе: «Кто же я ? Человек или искусственно созданное существо?» Скажем, немножко впасть в философский диспут с самим собой. И сделав выводы, понять на какой социальной ступени он стоит. Все это достаточно глубоко, а произведение многим покажется просто динамичным «блокбастером» не несущим никакого разумного зерна, но это только так кажется...
Вот многие в отзывах пасуют на то, что мол дико все и наивно в этом рассказе, но, граждане-товарищи, произведение написано более 60 лет назад. И все кругом его до сих пор читают. Так что будьте снисходительны к ранним пробам пера и удачным пробам пера, коль рассказ был даже экранизирован... Хочу сказать, что в далеком 1993 году рассказ казался , куда как более, мощным и выдающимся из наступающей в те годы Фантастики...
Чайханщик, 28 ноября 2015 г.
Каково это — узнать, что ты на самом деле не человек, а ходячая бомба, да ещё и созданная пришельцами? Получится ли доказать, что это не так, если все вокруг готовы тебя убить?
Читая рассказ, думаешь, сколько раз автор исполнит сальто-мортале. От Дика я ожидал каскад акробатических кульбитов, но он предпочёл всего лишь пару финтов ушами.
Так же рассказ портят святая наивность автора (об этом много сказано в других отзывах) и совершенно неумелое описание эмоций. Единственный плюс — динамичность. 6/10
wax, 30 августа 2015 г.
очень хороший рассказ. паранойя нарастает постепенно. и, действительно, как можно доказать, что ты — это действительно ты?
да и кодовой фразы не было. механизм бомбы — осознание, что ты — не ты.
в общем, очень здорово.