FantLab ru

Филип Дик «Спешите приобрести!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Голосов:
376
Моя оценка:
-

подробнее

Спешите приобрести!

Sales Pitch

Другие названия: Фасрад

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

Однажды вечером, вернувшись с работы домой, уставший Эд Моррис обнаруживает на пороге своего дома робота, который предлагает купить загадочный продукт под названием Пасраб. Что такое Пасраб, Эд не знает, да и что-либо покупать он вообще не намерен. Но робот заверяет его, что после демонстрации данного товара Моррис с радостью приобретёт Пасраб. Каково же было удивление и возмущение Морриса, когда вместо презентации товара робот начал крушить мебель в его квартире и вести себя просто вызывающе…

Примечание:

По отдалённым мотивам рассказа снят эпизод телесериала «Электрические сны Филипа К. Дика» (под названием «Crazy Diamond»; создатели взяли лишь имена главных героев, а сюжет совсем иной).


Входит в:

— сборник «The Golden Man», 1980 г.

— сборник «Отец-двойник», 1987 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Король эльфов
1992 г.
Вспомнить все
2015 г.
Электрические сны
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже сейчас реклама — досаждающий раздражитель, вызывающий в большинстве своем негативные эмоции. А в рассказе Ф.Дика описывается наше будущее, и вот, что нас ждет. Реакция главного героя, конечно, шаржирована. С другой стороны, страшно, когда товар навязывает сам себя с позиции если-вы-меня-не-купите-я-превращу-вашу-жизнь-в-ад.

Ближе к развязке события в чем-то предсказуемы: такого точно не выдержать, нервы итак на пределе. Но то, как автор поступил с Моррисом, произвело убийственное впечатление и побуждает меня поставить рассказу десятку.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слишком скучный и невзрачный рассказ для такой темы. Поведение людей в ответ на агрессивную рекламу я ещё могу понять (хотя это у американцев от переизбытка свободы предпринимательства такие мысли, у нас-то всё зарегулировали бы), но почему они позволили роботу в целях демонстрации

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разломать свой дом
? Это в корне противоречит принципу «мой дом — моя крепость», который очень уважают в Америке. Да случись такое СЕГОДНЯ, хозяин взял бы двустволку и просто порешил бы гада-робота на месте. Не верю я психологически в такую ситуацию. Не убедил меня Дик.

Да и концовка пассивна. Опять сталкиваюсь с тем, что в некоторых рассказах Дика герои не совершают выбор, а следуют течению. Куда их подталкивают, туда их и несёт. Неинтересно такое читать. Интереснее было бы,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если ГГ сделал 3-4 попытки избавиться от робота: и так не получается, и эдак не выходит. И вот тогда ГГ сделал бы отчаянный рывок. Типа «ну уж здесь ты меня, гадёныш, не достанешь»

В общем, рассказ — ни рыба, ни мясо.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один рассказ на тему вреда рекламы на человека — на этот раз от Филипа Дика. Мир будущего в котором люди ежедневно мотаются на все планеты и спутники Солнечной системы, а в конце дня после работы усталыми и измочаленными возвращаются на Землю. И весь путь на работу и обратно домой, как и жизнь на Земле сопровождается назойливой рекламой, убивающей все хорошие чувства у человека, вызывающей негатив, нервный стресс и глубокую депрессию. И если в космосе на людей воздействуют звуковой и визуальной рекламой, то по прибытию на Землю нет возможности укрыться от навязчивых роботорговцев.

Много странного в произведении, что вызывает некоторое недоумение. Безусловно автор показывал элементы разлагающегося, наглеющего мира буржуазии, где попираются обычные нормы и права человека. И удивительно, что никакой юридической управы на это нету! Главный герой Эд Моррис учудил тем, что сам запустил к себе в дом робота и потом был готов покончить с собой, но лишь бы уничтожить ненавистную машину. Почему не вызывали полицию или какую-нибудь службу по ликвидации разбушевавшихся роботов? Не понятно! Жена его, вообще , мягко говоря, представлена недалёкой потребительницей, купающейся в роскоши изобретений для домохозяек. Робот — наглый металлический ублюдок, представлен бескомплексным , безудержным созданием, готовым на все тяжкие ради своей продажи. Где были инженеры , которые создавали подобных громил без всяких ограничений вреда при воздействии на человека?

Все эти вопросы делают рассказ противоречивым и сам автор в последствии признался , что его данное творческое детище неудачно, и многие читатели восприняли рассказ в штыки. Дик даже подумывал об изменении концовки, но побоялся излишней фальши в концовке, поэтому оставил его таким , каким он вышел в свет в 1954 году.

Печально, но всё же познавательно и достаточно динамично.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе показан капитализм во всей своей красе,будущее в котором роботы продают товары на каждом шагу,ради наживы корпораций сводят людей с ума, рекламе везде,даже в космосе. Робот продает сам себя и отказаться от ненужного товара у тебя не получится,так как даже если ты не подпишешь с ним контракт, компания сама пришлет тебе счет за него. Агония капитализма и агония человека доведенного до отчаяния.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — атмосфера, рассказ — ощущение. Он немного саркастичен в высмеивании рекламы, но главному герою во время чтения сопереживаешь на все сто. А концовка — так просто ошеломила. Так что, от меня 10 баллов.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если реклама вас достаёт, не читайте, не слушайте её. Она необходима , но не в такой степени как было и как есть сейчас. Дик сатиру написал на якобы всесилие рекламы. Реклама портит города и пейзажи -об этом почему никто не задумывается.Рекламщику главное — выпятиться и заорать , что он всё-таки есть на этом свете. А далее -хоть трава не расти в буквальном смысле слова.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наивный, для наших дней, иронический рассказ-памфлет имел для меня скорее антологическое значение, с точки зрения творчества Дика, чем литературное. Примечательно, что агрессивная реклама во все времена вызывала желание удрать от неё на край света. Автор же, в связи с космическими веяниями 50-х, отправил героя ещё дальше. Вероятно, какой-нибудь, особо бойкий коммивояжер достал Дика в этот день.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о мире с засильем кричащей рекламы и маленьком человеке стремящимся вырваться из него (или совершить свой маленький бунт?). На мой вкус сюжет прост и без неожиданностей; идея о мире, в котором реклама как молох, не кажется удивительной – впрочем, это «на данный момент», тогда, возможно, в этом было что-то новое. Но ПАСРАБ, продающий сам себя таким жёстким способом, запоминается и выглядит по-диковски гротескно и даже слегка безумно. Да и мир несёт в себе тот режущий глаз неоновый блеск, из которого и вырастал киберпанк. Добавьте к нему общую депрессивность рассказа – и его уже можно вполне посчитать киберпанком. К тому же написан рассказ очень ощутимо, а эта сводящая с ума реклама передана так ярко, что от неё уже слегка начинает побаливать голова, а вся боль и отчаяние героя в конце ощущается ещё ярче.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

рассказ-издевка или рассказ-предупреждение? можно сказать и то и то и оказаться правым. С одной стороны здесь высмеивается нынешняя потребительская политика и отношение к жизни, с другой стороны Дик делает далеко идущие выводы (многие даже скажут слишком далеко идущие, что такого не может быть). Но тем не менее, кто может обозначить грань, которую не должна переходить навязчивая реклама?

Дик как обычно многогранен в своем творчестве и в кратком рассказике ставит перед читателем довольно многие проблемы, но, как обычно, не дает ответы на них

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Расказ понравился и проник до самых глубоких уголков души и задел там неведомые струны...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Погребенный под обломками аппаратуры Эд сквозь кровавую пелену смотрел на экран и улыбался. Зрелище впечатляло. Еще день-другой, и корабль неминуемо врежется в этот огненный шар, а пока он мог любоваться увеличивающейся с каждой секундой звездой.»

«Глаза-линзы робота оставались безжизненными, манипуляторы не шевелились.

— Пожалуйста, садитесь... — Голос то затухал, то гремел до боли в ушах.

— Демонстрация отнимет у вас только секунду. Только секунду. Демонстрация отнимет...»

Еще день-другой испытывать страдания причиняемые заевшим роботом.... От такой концовки стало грустно и страшно; страшно оказаться на его месте.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из множества средненьких фантастических рассказов — отрицательных эмоций не вызывающий, но и запоминающийся не более, чем на пару месяцев. К сожалению, выбранная авторм тема ( бегство «маленького» человека от «прелестей» современного мира) настолько истерта братьями-писателями, что придумать здесь что-то новое, оригинальное, практически невозможно.

Рассказ написан с претензией на злободневность (всепроникающая реклама, надоедливые коммивояжеры), но эти атрибуты современной жизни у всех нас и так «в печенках», и напоминать о них лишний раз, это просто садизм:smile:. Юмор, сатира? Они в рассказе есть, но настолько обыкновенные, привычные, что даже и не смешно. А увлекательность.., ее сюжет произведения просто не предполагает..

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ высмеивающий рекламу и все что с ней связано. Заставляет о многом задуматься, например, о том, что обилие рекламы может сделать с человеком. Вот так вот насмотришься реклам про прокладки и туалетную бумагу, а потом пойдешь… и съешь «СНИКЕРС»!

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так и хочется предложить эпиграф: Не тормози, сникерсни. На тему рекламы написано очень много, жаль, что ни один рассказ не посвящен её защите. Но, если бы она не работала, то от неё давно бы уже отказались. А так каждый день мы можем отмечать, что она становится все более и более изощренной и, наверное, скоро будет такой, как описано в этом произведении. Грустно... В целом неплохой, жестокий рассказ.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не скажу, чтобы было смешно, хотя рассказ явно это предполагает. Впрочем, возможно, в свое время он воспринимался совсем по-другому.

Настойчивость, гипертрофированная до абсурда; все же по этому пути рекламные деятели никогда не пойдут. Поэтому прямолинейность рассказа делает его неинтересным. Ожидался какой-нибудь неожиданный, типичный для автора, поворот сюжета, но его -увы! — не случилось.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смешной рассказ, реклама действительно очень сильно достает. Концовка рассказа ожидаема, так и думал, что рассказ вот так и закончится.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх