FantLab ru

Филип Дик «Спешите приобрести!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
424
Моя оценка:
-

подробнее

Спешите приобрести!

Sales Pitch

Другие названия: Фасрад

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 79
Аннотация:

Однажды вечером, вернувшись с работы домой, уставший Эд Моррис обнаруживает на пороге своего дома робота, который предлагает купить загадочный продукт под названием Пасраб. Что такое Пасраб, Эд не знает, да и что-либо покупать он вообще не намерен. Но робот заверяет его, что после демонстрации данного товара Моррис с радостью приобретёт Пасраб. Каково же было удивление и возмущение Морриса, когда вместо презентации товара робот начал крушить мебель в его квартире и вести себя просто вызывающе…

Примечание:

По отдалённым мотивам рассказа снят эпизод телесериала «Электрические сны Филипа К. Дика» (под названием «Crazy Diamond»; создатели взяли лишь имена главных героев, а сюжет совсем иной).


Входит в:

— сборник «The Golden Man», 1980 г.

— сборник «Отец-двойник», 1987 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Король эльфов
1992 г.
Вспомнить все
2015 г.
Электрические сны
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о мире с засильем кричащей рекламы и маленьком человеке стремящимся вырваться из него (или совершить свой маленький бунт?). На мой вкус сюжет прост и без неожиданностей; идея о мире, в котором реклама как молох, не кажется удивительной – впрочем, это «на данный момент», тогда, возможно, в этом было что-то новое. Но ПАСРАБ, продающий сам себя таким жёстким способом, запоминается и выглядит по-диковски гротескно и даже слегка безумно. Да и мир несёт в себе тот режущий глаз неоновый блеск, из которого и вырастал киберпанк. Добавьте к нему общую депрессивность рассказа – и его уже можно вполне посчитать киберпанком. К тому же написан рассказ очень ощутимо, а эта сводящая с ума реклама передана так ярко, что от неё уже слегка начинает побаливать голова, а вся боль и отчаяние героя в конце ощущается ещё ярче.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один рассказ на тему вреда рекламы на человека — на этот раз от Филипа Дика. Мир будущего в котором люди ежедневно мотаются на все планеты и спутники Солнечной системы, а в конце дня после работы усталыми и измочаленными возвращаются на Землю. И весь путь на работу и обратно домой, как и жизнь на Земле сопровождается назойливой рекламой, убивающей все хорошие чувства у человека, вызывающей негатив, нервный стресс и глубокую депрессию. И если в космосе на людей воздействуют звуковой и визуальной рекламой, то по прибытию на Землю нет возможности укрыться от навязчивых роботорговцев.

Много странного в произведении, что вызывает некоторое недоумение. Безусловно автор показывал элементы разлагающегося, наглеющего мира буржуазии, где попираются обычные нормы и права человека. И удивительно, что никакой юридической управы на это нету! Главный герой Эд Моррис учудил тем, что сам запустил к себе в дом робота и потом был готов покончить с собой, но лишь бы уничтожить ненавистную машину. Почему не вызывали полицию или какую-нибудь службу по ликвидации разбушевавшихся роботов? Не понятно! Жена его, вообще , мягко говоря, представлена недалёкой потребительницей, купающейся в роскоши изобретений для домохозяек. Робот — наглый металлический ублюдок, представлен бескомплексным , безудержным созданием, готовым на все тяжкие ради своей продажи. Где были инженеры , которые создавали подобных громил без всяких ограничений вреда при воздействии на человека?

Все эти вопросы делают рассказ противоречивым и сам автор в последствии признался , что его данное творческое детище неудачно, и многие читатели восприняли рассказ в штыки. Дик даже подумывал об изменении концовки, но побоялся излишней фальши в концовке, поэтому оставил его таким , каким он вышел в свет в 1954 году.

Печально, но всё же познавательно и достаточно динамично.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе показан капитализм во всей своей красе,будущее в котором роботы продают товары на каждом шагу,ради наживы корпораций сводят людей с ума, рекламе везде,даже в космосе. Робот продает сам себя и отказаться от ненужного товара у тебя не получится,так как даже если ты не подпишешь с ним контракт, компания сама пришлет тебе счет за него. Агония капитализма и агония человека доведенного до отчаяния.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — атмосфера, рассказ — ощущение. Он немного саркастичен в высмеивании рекламы, но главному герою во время чтения сопереживаешь на все сто. А концовка — так просто ошеломила. Так что, от меня 10 баллов.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если реклама вас достаёт, не читайте, не слушайте её. Она необходима , но не в такой степени как было и как есть сейчас. Дик сатиру написал на якобы всесилие рекламы. Реклама портит города и пейзажи -об этом почему никто не задумывается.Рекламщику главное — выпятиться и заорать , что он всё-таки есть на этом свете. А далее -хоть трава не расти в буквальном смысле слова.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слишком скучный и невзрачный рассказ для такой темы. Поведение людей в ответ на агрессивную рекламу я ещё могу понять (хотя это у американцев от переизбытка свободы предпринимательства такие мысли, у нас-то всё зарегулировали бы), но почему они позволили роботу в целях демонстрации

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разломать свой дом
? Это в корне противоречит принципу «мой дом — моя крепость», который очень уважают в Америке. Да случись такое СЕГОДНЯ, хозяин взял бы двустволку и просто порешил бы гада-робота на месте. Не верю я психологически в такую ситуацию. Не убедил меня Дик.

Да и концовка пассивна. Опять сталкиваюсь с тем, что в некоторых рассказах Дика герои не совершают выбор, а следуют течению. Куда их подталкивают, туда их и несёт. Неинтересно такое читать. Интереснее было бы,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если ГГ сделал 3-4 попытки избавиться от робота: и так не получается, и эдак не выходит. И вот тогда ГГ сделал бы отчаянный рывок. Типа «ну уж здесь ты меня, гадёныш, не достанешь»

В общем, рассказ — ни рыба, ни мясо.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже сейчас реклама — досаждающий раздражитель, вызывающий в большинстве своем негативные эмоции. А в рассказе Ф.Дика описывается наше будущее, и вот, что нас ждет. Реакция главного героя, конечно, шаржирована. С другой стороны, страшно, когда товар навязывает сам себя с позиции если-вы-меня-не-купите-я-превращу-вашу-жизнь-в-ад.

Ближе к развязке события в чем-то предсказуемы: такого точно не выдержать, нервы итак на пределе. Но то, как автор поступил с Моррисом, произвело убийственное впечатление и побуждает меня поставить рассказу десятку.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наивный, для наших дней, иронический рассказ-памфлет имел для меня скорее антологическое значение, с точки зрения творчества Дика, чем литературное. Примечательно, что агрессивная реклама во все времена вызывала желание удрать от неё на край света. Автор же, в связи с космическими веяниями 50-х, отправил героя ещё дальше. Вероятно, какой-нибудь, особо бойкий коммивояжер достал Дика в этот день.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Расказ понравился и проник до самых глубоких уголков души и задел там неведомые струны...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Погребенный под обломками аппаратуры Эд сквозь кровавую пелену смотрел на экран и улыбался. Зрелище впечатляло. Еще день-другой, и корабль неминуемо врежется в этот огненный шар, а пока он мог любоваться увеличивающейся с каждой секундой звездой.»

«Глаза-линзы робота оставались безжизненными, манипуляторы не шевелились.

— Пожалуйста, садитесь... — Голос то затухал, то гремел до боли в ушах.

— Демонстрация отнимет у вас только секунду. Только секунду. Демонстрация отнимет...»

Еще день-другой испытывать страдания причиняемые заевшим роботом.... От такой концовки стало грустно и страшно; страшно оказаться на его месте.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так и хочется предложить эпиграф: Не тормози, сникерсни. На тему рекламы написано очень много, жаль, что ни один рассказ не посвящен её защите. Но, если бы она не работала, то от неё давно бы уже отказались. А так каждый день мы можем отмечать, что она становится все более и более изощренной и, наверное, скоро будет такой, как описано в этом произведении. Грустно... В целом неплохой, жестокий рассказ.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не скажу, чтобы было смешно, хотя рассказ явно это предполагает. Впрочем, возможно, в свое время он воспринимался совсем по-другому.

Настойчивость, гипертрофированная до абсурда; все же по этому пути рекламные деятели никогда не пойдут. Поэтому прямолинейность рассказа делает его неинтересным. Ожидался какой-нибудь неожиданный, типичный для автора, поворот сюжета, но его -увы! — не случилось.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из множества средненьких фантастических рассказов — отрицательных эмоций не вызывающий, но и запоминающийся не более, чем на пару месяцев. К сожалению, выбранная авторм тема ( бегство «маленького» человека от «прелестей» современного мира) настолько истерта братьями-писателями, что придумать здесь что-то новое, оригинальное, практически невозможно.

Рассказ написан с претензией на злободневность (всепроникающая реклама, надоедливые коммивояжеры), но эти атрибуты современной жизни у всех нас и так «в печенках», и напоминать о них лишний раз, это просто садизм:smile:. Юмор, сатира? Они в рассказе есть, но настолько обыкновенные, привычные, что даже и не смешно. А увлекательность.., ее сюжет произведения просто не предполагает..

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смешной рассказ, реклама действительно очень сильно достает. Концовка рассказа ожидаема, так и думал, что рассказ вот так и закончится.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Реклама, конечно, двигатель торговли, но она действительно достает. При том, что ее уровень далек от того, который описан в рассказе. Иногда действительно хочется куда-нибудь от нее подальше уехать (конечно, не рискуя при этом жизнью). Финал рассказа довольно предсказуемый, но я бы хотела, чтобы герой долетел до планеты и робот ему там помогал осваивать новые территории.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ высмеивающий рекламу и все что с ней связано. Заставляет о многом задуматься, например, о том, что обилие рекламы может сделать с человеком. Вот так вот насмотришься реклам про прокладки и туалетную бумагу, а потом пойдешь… и съешь «СНИКЕРС»!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх