FantLab ru

Уильям Гибсон «Периферийные устройства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Голосов:
379
Моя оценка:
-

подробнее

Периферийные устройства

The Peripheral

Роман, год; цикл «Периферийные устройства»

Аннотация:

Флинн и ее брат Бертон, мучимый фантомными татуировками ветеран никому не нужной войны, живут в дыре, где найти работу все равно что благословение богов получить. Но Бертону это удалось, и когда он просит сестру его подменить, девушка не видит в поручении ничего особенно сложного. Подумаешь, бродить в дополненной реальности по этажам отрендеренного небоскреба да монстров за периметром отстреливать. Флинн еще не знает, что сокрытая в игре убийственная тайна так же далека от всего ей привычного, как офис президента США от халуп на берегу Миссури, а боевые гаптики Бертона — от периферии мира, где кресло жалуется на хозяина, если тот раздумал садиться...

В произведение входит:

7.67 (3)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Китчис / The Kitschies, 2014 // Красное щупальце (роман)

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2015 // Роман на английском языке

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2016 // Книга года (США/Канада)

Похожие произведения:

 

 


Периферийные устройства
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Peripheral
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Периферийные устройства» в некотором смысле — очередной вызов читателям от автора; его претензия на аутентичность, оригинальность.

Потому оценивать его с точки зрения традиционных литературных подходов было бы не совсем корректно.

В свою очередь, мои претензии, как читателя, которые я мог бы предъявить другому автору, обнаружив в его книге особенности, имеющиеся в этой книге, Гибсону предъявлять глупо.

Ибо он говорит нам в большинстве своих книг (и в этой в частности): «Я и есть стиль». В том смысле, что это и есть классический стиль его киберпанка.

Потому, я не был удивлён утилирностью, обрывочностью и неполнотой сути первой четверти книги. Сразу было понятно, что это полотно мозаики, собираемой с противоположных сторон по направлению к центру.

Разумеется, и мысли не было бросить читать. Я просто ждал, когда начнёт прорисовываться общая картина, стараясь более или менее внимательно примечать детали, которые в дальнейшем смогли бы пригодиться для понимания всей сути романа и для того, чтобы убедиться, что в нём нет нестыковок и ляпов.

В основном я всегда критично отношусь к нецелостному подходу авторов при изображении читателю образов героев, подходу, который можно назвать «недоизображение». В голове самого автора, скорее всего, этот образ существует ясно и понятно. Но нам-то каким его себе рисовать? Мол, возьми себе кисточку и сам нарисуй, какой хочешь. Тот ещё подход!

Но у Гибсона это как-то само собой разумеется, что образ персонажей большей частью возможно увидеть только через диалоги, поступки. При этом, диалоги скупые, казуальные и простые, приближенные к реальности. Ну мы же с вами в реальности редко общаемся как Энгельс в переписке с ренегатом Каутским...

Описаний персонажей у него почти нет. Они минимальны. Глубоких внутренних переживаний и размышлений — тоже. Хотелось бы большего.

Но его мне хочется простить, как ребёнка. Просто Гибсон такой и все. Это его стиль, может, даже непреодолимое свойство. Может, он просто не способен иначе.

Если заморочиться этим вопросом глобально, то тут, вероятно, логичным будет предположить, что он сам по себе «загруженный в матрицу». Ну что ли автор с классическими признаками сисадмина или программёра, в карикатурном смысле, какими их обычно рисуют. От него ждать высокой художественности вряд ли стоит вообще.

Может, быть он просто считает, что и этого достаточно, что смысл его произведений не в том, чтобы мы заостряли больше внимания на образах героев. В целом, они и так понятны.

Потому и сам мир романа (а точнее, два мира романа) показан довольно ограниченным (немасштабным) образом, который приходится дорабатывать своим воображением. Или вообще не придавать этому вопросу значения. Также поверхностно («ни то, ни сё») в произведении объясняется и генезиз «Джекпота»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(апокалипсис, разделявший два мира — два временных отрезка в которых происходят события романа)
.

Главным достоинством Гибсона, которое проявилось и в этой книге, в частности, является, безусловно, оригинальность отдельных элементов самого бытия показанных им миров. Эти частности и детали не позволяют понять описываемые автором миры целиком, во всей их масштабности. Но за счёт этих деталей мы точно можем сказать, какова локация (локальная часть) мира, которую посчитал возможным нам показать автор.

Все эти его фишечки, штучки или, как говорили раньше, кунштюки, которые встречаются в описываемых локациях, вероятно, и определяют само действо...

В этом и есть отличительная особенность автора, в этом и есть весь Гибсон: показать красиво и оригинально небольшой островок мира, а сам мир — лишь в общих чертах.

Особенностью же именно этого романа является некий намёк на острый сюжет. В процессе книги возникает ожидание того, что в концовке не просто все хорошие перегасят всех плохих кибер-штуками, а ещё и раскроется некая заложенная в романе интрига.

На фоне всех этих фишечек-штучек и намёка на интригу (ожидания её раскрытия) довольно скромный по содержанию и глубине сюжет,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
который в целом сводится к долго-долго-долго подготавливаемому походу главных героев на светский раут, посвящённый безвременной кончине ничего не значащего персонажа, плавно переросший в кульминационную разборку хороших с плохими,
выглядит не так уж убого и мелко, как если его рассматривать в отрыве, то есть, сам по себе.

Безусловно, роману не хватает какой-то напрашивающейся масштабности событий или, по крайней мере, нескольких событий по-масштабнее. Книга очень интересна в процессе прочтения.

Но когда задумываешься по итогам её прочтения о том, чем она запомнилась, впечатлила и что привнесла в сознание, на ум приходят только фишечки и кунштюки Гибсона. Скажем так, дикого поражения воображения не случилось. Но было интересно.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первые 70-80 страниц романа меня здорово напрягали. Я даже опасался того, что «периферийные устройства» окажутся самым худшим романом Гибсона, который я прочитал. Хотя я давно уже знал, что Гибсон — это просто «папа» киберпанка, а смелый альтернативный писатель, который не боится ломать литературные устои, выстраивая предложения так, как ему больше нравится. Не зря его романы публиковались в желтой «альтернативной фантастике». Наверное, именно из-за незнания авторского стиля Гибсона и из-за громкой славы основателя киберпанка многие читатели берут в руки его произведения, например, те же «Периферийные устройства», и расстраиваются, т.к. «ничего не понятно!».

Но после 80-ой страницы все стало становиться на свои места. Основа книги — это идея присутствия прошлого в будущем и наоборот. Через 70 лет многое в мире изменилось (и не совсем так, как мы подозреваем в наше время). И те люди, из ближайшего будущего, грустят о том,что утеряно, поэтому тянут прошлое в будущее, пускай даже в виде пустой игрушки (периферали, искусственного тела с душой и сознанием человека).

Ну и по старой доброй гибсоновской традиции сюжет завернут в детективный пакет, наполненный убийством, подозрениями, триллером и хэппиэндом.

Хороший роман, после которого осталось приятное послевкусие.

Хочу еще отметить 2 вещи — шикарная обложка от «издательства «Азбука» и текст в конце книги от самого автора, в котором тот говорит о том, что специально запутывает читателей, чтобы потом им было интересно перечитать роман еще раз и найти в нем все пасхальные яйца. Когда-нибудь обязательно перечитаю!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, надо было начинать читать Гибсона тогда, в 90е (или когда его начали у нас издавать). Но тогда он прошел мимо меня. Однако лучше поздно, чем никогда.

Поэтому, собрался-таки наконец познакомиться с автором, и выбрал для знакомства его последний роман. Возможно, это было неверное решение — ведь собрал практически все книги, выпущенные Азбукой, правда в разных сериях. И то, что автора издали в разных сериях, немножко странно, хотя и не критично. Просто слегка сбивает с толку.

Вроде как автора соотносят с киберпанком (достаточно непонятный лично мне стиль НФ). Тем не менее, название Джонни-Мнемоник говорит о многом. Фильм из той эпохи с К.Ривзом понравился. Поэтому интерес к автору был.

Теперь непосредственно впечатления от романа. Сначала было неуютно. Но постепенно втянулся, и следить за обеими линиями романа стало интересно. Итак, вот что вкратце получилось — некое почти современное нам время, мир чахнет от послевоенного загрязнения, пища сплошь синтетическая, виртуальные программы заменяют повсеместно человека, встречаются названия, обильно вызывающие ностальгию — ЗИЛ, Урал... В том, Гибсоновском мире, вроде как и великая страна не уничтожена демократическими излишествами, и США уже совсем не те штаты, которые нам видны в нашей действительности. Хотя, указания на то, что там была война/без конкретики, не особо-то и важно. Важно, что мир уцелел, и люди/периферийные устройства сохранили свое главенствующее положение на планете. Довольно мрачно как-то получилось, но иначе и быть не могло. И вот эта-то мрачность и спасла роман, хотя на мой взгляд, финальные страницы малость не соответствуют основному настрою романа.

В общем, вполне нишевая и даже приятная фантастика + своеобразное детективное расследование. Неприятия, а тем более отторжения не вызывает. Можно было наверное фантастики и побольше добавить — типа там скачки во времени и т.п. Но мне в общем и так всего хватило. Поэтому можно определиться, что дальнейшее изучение виртуальных миров У.Гибсона приведет меня к Джону-Мнемонику, и ранние романы автора теперь обязательно надо прочитать, благо они стоят на полке.

Хотя, все-же надо было начинать читать Гибсона тогда, в 90е (или когда его начали у нас издавать).

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление от романа такое же, как и на полном его протяжении – мешанина. Слов, предложений, героев, миров…

Диалоги стрекочут как пинг-понг, и иногда за смыслом шарик явно не поспевает. Персонажей не чувствуется – они наглухо замурованы в выстреливаемых репликах, туче сленга и отрывистых предложениях. Кто, что, зачем и почему – уходит на второй, третий, четвёртый план, герои обозначаются скупыми росчерками да редкими обращениями. Порой просто невозможно уловить ни их мотивации, ни образы, ни мысли, всё заслонено штабелями из бесконечных тире. Доходит до того, что банально забываешь или вовсю не улавливаешь, кто именно сейчас общается, поскольку стиль и манеры весьма одномастны, а самих героев называют редко. Да и структура романа, раздробленного на уйму частичек, ну очень на любителя. Коротенькие главки, порой в две-три странички, а то и в одну, редко состоящие из чего-то кроме диалогов, уносят из истории остатки целостности. Такое впечатление, что либо читаются постоянно выдираемые из контекста фразы, которые кто-то когда-то сказал, когда они были уместны, либо автор изначально писал один текст, а потом по кускам всовывал его в ранее написанное, не слишком заботясь об итоговом результате. Это может быть интересным стилем, но читается в данном случае как жуткая и безвкусная мешанина, словно смотришь сериал, в котором перепутаны не только серии, но и даже сцены внутри каждого эпизода. В конце концов, хронология всё равно выстроится, история обретёт форму и в уме сложится картинка, но сам процесс «компоновки» весьма раздражуч. И для меня это работает в минус ещё и потому, что герои тасуются быстро, и только начинаешь привыкать к одним разговорам, как тут же глава обрывается. Ещё учитывая, что героев тут в разных временных отрезках прилично (большинство в срезе Флинн – на уровне упоминаний, мол, Коннер лежал, Бертон ходил, Мейкон сидел и т.д.), каких-либо ярких отличительных черт у них – кот наплакал, так что запутаться в них можно и в начале, и в середине, и только к концу начинаешь более-менее «соответствовать». А уж про сленг и говорить не хочется, скажу лишь, что он выбешивал, пусть и не так сильно, как обрывочность, благо он всё же порой нужен истории, не абы из-за чего втыкается тут и там. А первую скрипку в этом нервозном «гиперманипулятивном» оркестре лукануто-безбашевой терминологии играет вполне понятное, но от того не перестающее бесить сокращение «телик». Не спрашивайте, почему.

Сюжет тоже не приглянулся. Интересны лишь пара-тройка ходов, сама идея и на удивление вкусное обрамление всего, связанного с нестандартными «путешествиями во времени» и «киберпространством». Детективная часть – лучше опущу этот момент, автор, похоже, на ней даже не зацикливался. Сама вселенная романа, на мой взгляд, заслуживает гораздо лучшей описательности и большей глубины, в которую можно было бы погружаться, как в различные срезы. А так Гибсон прошёлся буквально по верхам, отчего и читается монотонно, несмотря на рваность глав, и динамика романа ничем новым не подпитывается. В определённый момент, ближе к концу, кое-что интересное выясняется об одном персонаже, но сам твист так себе, как и его подача. И да, неоднократное проговаривание этого твиста тоже не красит.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир прошел очередной кризис с некоторой утратой прежнего существования, но цивилизация не рухнула в пещеры, она осталась вполне технологичной. И вот в этом обществе есть социум, которые пытается выжить, причем, хоть с работой и плохо, уровень жизни там — не Африка с поголовной нищетой, массовыми вымираниями и семилетними бойцами разных фронтов.

Люди как раз очень неплохо показаны. Технологии в романе — инструмент для рассказа о людях. Хотя общество будущего автор описал хорошо.

Мне понравилось

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гибсона люблю, роман был приятной новостью, скачала и принялась читать — как водится начало ничего не понятно. попадаешь в гущу событий, описываемых новыми словами, ждешь в предвкушении что же дальше и что все это значит.... но вместо этого началось что-то уныленькое, битвы денег и корпораций. Нет драйва и опасности — ведь «у наших» денег больше чем у «врагов», наши молодцы всех перекупили, плохих наказали и получили хэппи енд. Испытала большое разочарование. Так все хорошо началось и все скатилось в банальщину. Эй, там ведь перемещение во времени и в телах, это ведь так круто можно закрутить... но почему все пошло так... просто(( От какого-то иного автора наверное я б больше и не ждала, но от Гибсона хотелось что-то крышесносного, яркого и шокирующего. В общем послевкусие легкого разочарования.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ну наконец то, добил )) очень затянуто и нудно. на 10%, 25, 50,... ожидал начала интересного, если у кого то также, смело бросайте.

Оценка: 2
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга. Безусловно, новая вершина творчества. Первые 80 страниц я пытался разобраться, о чем речь и что происходит, но, откровенно говоря, ничего не понимал. Понимание пришло позже. И это круто.

Круто потому, что когда тебе описывают будущее, и ты в нем все понимаешь – это не описание будущего, а чья-то выдумка по простой формуле «все как сейчас + гаджеты и технологии». А у Гибсона в гараже, похоже, стоит машина времени. Он сгонял на ней на сотню лет вперед и потом попытался нам объяснить, как в будущем все устроено. Но это все равно, что прабабушке рассказывать про смартфоны. Одним словом, «Периферийные устройства» — это визионерство чистой воды.

Не читайте эту книгу, если не знаете, кто такой Гибсон. Не читайте, если хотите легкого чтения. Не читайте, если хотите «понятной» фантастики. Не читайте, если просто хотите фантастики. Всем остальным – настоятельно рекомендую.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, это все еще старый добрый киберпанк! Чуть больше кибер, чуть меньше панк, но все же, это то, за что мы любим Гибсона.

Есть, на мой субъективный взгляд, несколько недостатков. Объем книги — больше похоже на записанные на скорую руку черновики, чем на полноценный роман. Прописанность образов — на суперобложку к русскому изданию вынесена цитата Гибсона о том, что от него всегда ждут чуть более человечных и детальных героев, и в этой книге он надеется оправдать ожидания читателей. Но, увы, лично мои ожидания по детализации не оправданы. Мы по-прежнему очень много фантазируем о героях) Скомканность всего повествования тоже оставляет после прочтения горький осадочек. Хочется еще! Хочется десятитомник, как минимум! Ну и я так и не разобралась в чудо-технологии «гаптика» (точнее вообще не поняла, что это такое. зачем она была нужна, какая роль ей отводилась в книге).

Но! Все это житейские мелочи, по сравнению с тем неземным наслаждением, которое получаешь от чтения. Как-будто вернулся мой 2007й!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С неделю дочитал первый сольный для меня (до этого была «Машина различий» в соавторстве с Брюсом Стерлингом) роман Уильяма Гибсона «Периферийные устройства».

Сразу хочу сказать, что творение короля киберпанка и одного из основателей данного жанра мне понравилось. Но без определенных «но» снова не обошлось на мой взгляд. А вот при отсутствии оных книга для меня бы потянула на все «девять», а то и «десять» заслуженных баллов. Не пошло, правда, а почему — далее.

Начало книги, примерно первая ее треть, стала для меня, как и для многих, несколько сумбурной. Обильное число далеко не всегда понятных переводных авторских неологизмов, две сюжетные и хронологические линии, поначалу абсолютно непонятно, как связанные друг с другом. Но оба этих момента заинтриговали, как и последовавшая общая нить повествования, а также детективная завязка. После, когда ясностей становилось все больше, а сеттинг, то бишь общая картина мира аля вселенной романа, наконец приобрел некоторые черты, я еще сильнее углубился в чтение и с трепетом стал ожидать развязки. Пусть основное фантастическое допущение в плане путешествий во времени и не является чересчур новым (неизвестный, неотрецензированный и уж тем более не переведенный у нас роман Джеймса Хогана «Трижды во времени» так вообще в точности ее повторяет, хотя, судя по году издания, все обстоит наоборот), но мир, детали и краски будущего, которыми его нарисовал Гибсон, мне очень понравились. И вот, с более-менее прописанными персонажами, а все с большим предвкушением стал ожидать концовки, в которой я думал найти влияние и воздействие несколько более сильных игроков, нежели... В общем, финал вышел провальным. Крайне. Я ощутил огромнейшее и сильнейшее разочарование, ведь с таким заделом, с такими плюсами и вот так закончить.

Да, отзыв в этот раз получился крайне эмоциональным, отрывистым и, возможно, несколько несогласованным, но зато по факту. Последнее произведение Уильяма Гибсона я советую выбирать к прочтению хотя бы из-за прописанного персоналия, удивительно подробного мира будущего 2020-ых и конца 21 века — начала 22-ого. Но сразу же готовьтесь к заключению «... устройств», которое не дает, а то и отбавляет у романа его глубину, смыслы, героев, образность... Зато перевод, в том числе и заглавия, вышел что надо. Пусть опять-таки и незнаком с оригиналом, но чего-то неправильного, неверного — ошибок перевода — не нашел.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гибсона читал первый раз, предварительно познакомившись с некоторыми отзывами и рецензиями. Скорее, роман меня разочаровал. Автор пытается (допускаю, что обоснованно) предсказать какие-то технические новшества и возможный ход истории, но по фабуле роман довольно унылый детектив. Поскольку роман можно отнести к хронофантастике, я ожидал более парадоксальной развязки, что-нибудь в духе фильма «Патруль времени» (если возможен вообще более парадоксальный финал, чем в этом фильме), но в итоге — вполне классический детектив. Футурология на макро-уровне (если смотреть обобщенно) вполне жизненная: таинственная клептархия, в которой узнается современная власть богачей (или олигархов) и крупных корпораций, где купить можно всех и вся, ничего нового, но, увы, реалистично. Микро-уровень интереснее, здесь больше простора для фантазий, натянутых (смена кожи) и более чем правдоподобных (роевое оружие). Читать интересно, но для романа задумка недостаточно масштабная, скорее тянет на большую повесть или небольшой роман (страниц 250-300, а не 440). Добротное чтиво.

Оценка: 7
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Исторический миг между возникновением Интернета и созданием полноценного, мыслящего ИИ — затянулся на десятилетия. Но каждый год область человеческого взаимодействия с компьютерами становится сложнее — вскрываются новые темы, которые может разрабатывать автор киберпанка.

Далеко не всегда в этих поисках надо видеть целостные модели или остроумные концепции. Как в «Сказаниях Земноморья» Ле Гуин многие волшебники всю жизнь тратили, чтобы найти одно единственное слово истинной речи — так и писатели порой пытаются разглядеть единственный отблеск будущего. Не всю картину в целом, но различить хотя бы один оттенок.

До самоотрицающего предела эту тенденцию довел Х. Райаниеми в «Квантовом воре» — нарисовал образ далёкого будущего, построенного на эстетических и постмодернистских аллюзиях. У него футурология обернулась игрой и карнавалом. Гибсон не заходит так далеко. Уже как два десятилетия в его романах актуальные проблемы, вполне современные и социально значимые — сочетаются с эмоциональным восприятием предметов и человеческих качеств, которые никак не получается поместить в сегодняшний день. И чтобы рассмотреть отблески грядущего вместе с автором — надо понять, что же он любит, в каких образах воплощает свои догадки.

Гибсон очарован ремесленничеством. Но не примитивным, средневековым, а сочетанием новейших технологий, свежих чудес науки — и дедовских механизмов. Почти в каждом его тексте можно найти описание мастерских завтрашнего дня, каких-то лабораторий, кустарных биоферм или подобия лавок старьевщика, где кудесят хакеры-надомники.

Не оставляет автора равнодушным и образ рождающегося предприятия. Процесс основания фирмы. Когда из случайного набора человеческих качеств и редкого стечения обстоятельств — вдруг появляется вполне значимый бизнес. Для него этот миг, как рождение ребенка или закладка корабля — сочетание больших нервов, торжественности и нежности.

Наконец, Гибсона привлекают чудачества богатых людей — которые порождают нестандартные технологические продукты. Вроде коляски, начиненной охранным роем микроботов. И вообще необычные изделия, которые выражают индивидуальность человека — прописаны в каждом его романе. Стертый, как пятак, рекламный слоган «вы покупаете не вещь, а образ жизни» — Гибсон умудряется делать правдой: трость с лезвиями, пустынная яхта, изысканный натюрморт в коробочке — становятся продолжением персонажа или даже его лицом, если персонаж никак себя более не проявляет.

Сложение этих трёх компонентов даёт нам образ «суммы технического знания», которая подвластна мастеру-человеку. Вот велосипед конструкции позапрошлого века, вот в его раме новейшие аккумуляторы, вот и чип, программы — они позволяют сделать уникальный трюк, на который не был способен никакой велосипедист прошлых эпох. И одновременно автор создаёт образ индустрии, нацеленной на конечного пользователя — когда под его личные потребности перебираются все конструкции прошлого и настоящего — и создаётся персональный гибрид.

Гибсон, при всём своем технократизме, пытается совместить уникальность личности человека, главенство её в нашей цивилизации — и новые уровни технологии, которые превращают личность homo sapiensa в серийный продукт. Он пробует сгустить вокруг себя время и, как муха в янтаре — застыть в предсингулярной эпохе, финал которой описал в своем первом знаменитом романе. Его будто пугает безжалостная интеллектуальность киберпанка Дэвида Марусека или Питера Уоттса

В этот раз, чтобы притормозить сингулярность, Гибсон обращается не к чисто техническим обоснованиям, а скорее к физическим: основное фантдопущение «Периферийных устройств», это воплощённый парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена в проекции на параллельные миры — после вмешательства в прошлое, рождается еще одна реальность, ветвь на дереве бытия, при том исходное будущее сохраняется без всяких изменений или парадоксов. Прошлое и будущее, при всех своих отличиях, связаны незримой пуповиной, возможен обмен информацией, а для человека возможно удалённое цифровое присутствие. Главный технический объект романа — это нечто среднее между «аватаром» и «дистанткой» — управляемое тело, называемое «перифераль». Чтобы прочувствовать другое тело, ощутить «расщепление» — героям приходится сменить время и обстановку. И львиную долю своих усилий Гибсон тратит на то, чтобы показать разницу между присутствием в «настоящем ином» и обычным виртуальным погружением.

Одновременно уникальности человека противостоит 3D-принтинг — возможность очень быстро «сфабить» любую вещь. Умеренно сильные ИИ в будущем широко распространены, а рядом с людьми — роботы-митикоиды, мало уступающие живым слугам -охранникам. Только вот людей в будущем маловато — не все пережили глобальные потрясения.

Разумеется, в сюжете есть гонка с постоянно растущими ставками, есть детективная линия и целая череда масок, которые придется срывать с персонажей. Поначалу неторопливый — сюжет берет разгон, скачкообразно увеличивает сложность, размерность, после чего интриги растворяются в медленном и благополучно-слащавом финале, больше напоминающим анимэ.

Но самое страшное в картине — то, что остается за её рамкой.

Гибсон осторожничает не только в вопросах искусственного интеллекта — но и в моделях использования «альтернативного прошлого». На поверхности лежит идея найма людей из прошлого в относительно малолюдном настоящем — на должности второстепенных охранников или лакеев. Чуть глубже — идея коллекционирования оружие, которым будут истреблять себя люди, если в прошлое отправить некоторые технологии и спровоцировать войну.

Но ведь перед людьми из будущего — бесконечный ресурс.

Множество миров позволит не только моделировать экзотические механизмы, но и строить лаборатории — ставить опасные и антигуманные эксперименты. Или искать месторождение в глубинах земной коры самыми варварскими и разрушительными методами.

Можно так изменить мир, чтобы среди миллиардов людей нашлась та уникальная личность, которая будет сочетанием своих психических качеств соответствовать потребностям заказчика. Любым.

Конечно, использование человека из прошлого — задано граничными условиями. С одной стороны это стоимость ИИ, который может делать все тоже самое. А с другой — стоимость канала в прошлое, всей электроники и аватара-периферали. Лишь между этими гранями может существовать работник из прошлого, и грани эти в мире, где математика развита на несколько порядков лучше, чем у нас — должны быть просчитаны очень быстро.

Для малозначимого переговорщика Недертона путешествие в прошлое может быть средством утоления печали по минувшим годам и упущенным возможностям, воплощенной ностальгией. Но для индустрии, которая стоит на службе у семьи клептархов Зубовых — выводы должны были быть сделаны буквально за несколько часов. Рождение целой отрасли «эксплуатации прошлого» — это тайна, которую автор предпочел не раскрывать... И пока эти нечеловеческие бизнес-решения остаются за кадром — перед читателями разворачивается авантюрный запуск нового стартапа. Нескучное выходит дело. А в общении прошлого и будущего герои романа, до того неряшливо плывущие по жизни — буквально находят себя! Ветераны получают здоровье, деньги и войну в одном флаконе. Мать семейства — спокойную старость в безопасной местности, а провинциальная девушка Флинн Фишер — настоящую, большую цель, к которой она будет идти все следующие годы.

В остальном, увы, книга Гибсона — это крепкий, средний роман, в котором под маской грядущего прячется очень много черт современности. Русские клептархи-олигархи, живущие в Лондоне. Китай, как черный ящик, откуда можно получить всё, что угодно. Ожидание острейшего экономического кризиса, которое витает над Штатами, да и всем миром.

Поэтому не надо искать в романе рабочей модели будущего. После колоссального успеха «Нейромантика» не всякий автор решится строить еще один целостный мир. Попробуйте рассмотреть в тексте яркие лоскутки из пёстрого одеяла завтрашнего дня.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мутное будущее №1, мутное будущее №2. Много непонятных словечек, которые догоняешь позднее. Местами интригует, но редко и не на долго. Конец вообще слабенький. Роман больше расчитан для любителей комп. игр. С Гибсоном я пас.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо... Наконец-то после долгого перерыва достаточно отдаленное и интересное будущее, полное необычных деталей. Хороший (но к сожалению не отличный) язык — это не Распознавание образов, и не Виртуальный свет, но все равно чертовски вкусно! Интересный сюжет, с определенного момента читается запоем. В общем крепкая 4 с плюсом. И вот что еще — впервые за долгое время роман Гибсона получился достаточно кинематографичным, а основная идея с реальностями так и просится в Голливуд, где в последнее время интересных задумок с фантастикой все меньше и меньше! Даже не знаю радоваться этому или скорее наоборот... :))

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу — из Гибсона до этого романа ничего не читал, из похожего чужого только может «Видоизмененный углерод», ну и в какой-то степени «УБИК».

Первая половина романа, а скорее 40% хорошо держит внимание, но середина провисает, а концовка просто разочаровала...

Ожидал техно триллер, получил вялотекущий кибер политический детектив. Вроде и драйв есть, нонсенс, но вялотекущий.

Спойлерить не буду, там особо и нечего спойлерить.

Хотелось интересного поворота ближе к концу книги, я ждал до последней страницы, пока не дочитал. В итоге по моему скромному мнению лучше бы сократить до повести этот роман, оставив все интересные моменты, чтобы читатель недолго читал до развязки.

Из непонятого (не спойлер) — что за проблемы были у брата Флинн, так я не въехал, можно было их убрать, все равно не объяснил толком автор.

Еще не понял, почему роман «для взрослых» — этого тоже не дождался :)

В итоге оценка 7 за первые 40% книги.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх