fantlab ru

Уильям Гибсон «Периферийные устройства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
547
Моя оценка:
-

подробнее

Периферийные устройства

The Peripheral

Роман, год; цикл «Периферийные устройства»

Аннотация:

Флинн и ее брат Бертон, мучимый фантомными татуировками ветеран никому не нужной войны, живут в дыре, где найти работу всё равно что благословение богов получить. Но Бертону это удалось, и когда он просит сестру его подменить, девушка не видит в поручении ничего особенно сложного. Подумаешь, бродить в дополненной реальности по этажам отрендеренного небоскреба да монстров за периметром отстреливать. Флинн еще не знает, что сокрытая в игре убийственная тайна так же далека от всего ей привычного, как офис президента США от халуп на берегу Миссури, а боевые гаптики Бертона — от периферии мира, где кресло жалуется на хозяина, если тот раздумал садиться...


В произведение входит:


8.00 (10)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Китчис / The Kitschies, 2014 // Красное щупальце (роман)

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2015 // Роман на английском языке

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2016 // Книга года (США/Канада)

Экранизации:

«Периферийные устройства» / «The Peripheral» 2022, США, реж: Винченцо Натали, Олрик Райли



Похожие произведения:

 

 


Периферийные устройства
2015 г.
Периферийные устройства
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Peripheral
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная ранняя версия заметки для Medium (https://bit.ly/2wvoTxK).

Когда Уильяму Гибсону было восемнадцать, они с матерью жили в ее родном Уайтвилле, штат Виргиния, городишке, куда будущему позволяли заглядывать, но воспринимали с глубоким недоверием, местечке, где найти работу было счастьем, а единственным подспорьем мог считаться родительский домик, за который не требовалось вносить арендную плату. Вполне естественно, что Гибсон всячески стремился вырваться оттуда, и в конце концов мать определила его учиться в Аризону, а вскоре вслед за тем умерла, рухнув посреди улицы. После этого Билли на некоторое время впал в состояние фуги, а опомнился уже в ночном автобусе «Грейхаунд» до Торонто. На рассвете автобус проезжал мимо исполинской свалки, над которой небо казалось серым, точно экран телевизора, включенный на мертвом канале. Ниже, медленно оползая под собственным весом, как строчки заглючившего киберпространственного кода, громоздилась, подобная странному пантеону, стихийных очертаний груда зеленых пластиковых пакетов для мусора. Билли впервые в жизни увидел разовые пакеты для мусора: в Уайтвилле было принято без лишних раздумий выносить переполнившееся ведро к выгребной яме. Он не понял, почему мешков так много, тысячи и миллионы (в тот день как раз проходила забастовка мусорщиков), и от нечего делать стал ломать голову над их предназначением. Разве не странная это мысль, для первой страницы нулевого досье новой жизни, куда тебя бесцеремонным пинком, словно Уиллиса Корто в сибирскую снежную пустыню, вытолкнул вышибала рулетки расколотых богов? В этой жизни нет зеленых человечков и Зимнего Безмолвия. В ней есть зеленые мусорные пакеты и попрошайки у ворот Расёмон.

Вероятно, Гибсон мог бы придумать для Флинн Фишер, Бертона и Незертона, невольного партнера Флинн по виртуальной игре с неожиданно нуаристыми багами, более оптимистичное будущее (нет, дайте два!), но ему не хватило задора (или присутствия духа?) его предсказать, как сделал он это в «Нейроманте» и «Распознавании образов». К счастью, Гибсон не ударился и в болезнь, свойственную трюффоанскому прочтению «451 по Фаренгейту» Брэдбери (мы будущее не предсказываем, мы его предотвращаем, бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла): чужими каштанами из атомного огня засыпать созревающий в разностном исчислителе клептократического киберЛондона нанокост. Он просто намекает, что на игровом столе с исписанными рукой Уэллса палимпсестами вместо зеленого сукна можно сорвать и больше одного джекпота за раз, а периферия колеса сотрет различия между красным и черным. И да, где-то в уголке коридора нервно курит Дэвид Брин с неоконченным сиквелом «Глины».

«Периферия» — лучшее произведение Гибсона в жанре НФ за много лет, и его настоятельно рекомендуется читать в оригинале ввиду большого количества остроумных неологизмов; перевод kdm17 безусловно профессионален, однако на примере «Анафема», работы сопоставимых уровня и сложности, хорошо заметно, как заматовел блеск sense of wonder, присущего подлиннику. Не пожалейте трудов, научитесь мыслить так, как того требует от вас сизигия. Заодно и слог Флинн оцените, который, воспроизведи его кто на русском точно, проштамповал бы томик печатью Соломона 18+.

В русском переводе лучший “шкатулочный роман” столетия кое-что теряет, уже начиная с заголовка — ведь Периферия бывает разная, и культурная, и географическая, и компьютерная хардверная. Впрочем, производители ПК и мобильной электроники в 2010-х немало потрудились над кастрацией портов ее подключения, силком утаскивая пользователей в беспроводное будущее удаленных подключений.

Еще один, более тонкий, образчик редакторской активности, вероятно, может быть найден в передаче имени персонажа Марии Эш (Ash) как “Тлен”. Не рекомендуется садиться за издание киберпанка, настроившись обойтись полудюжиной примечаний на всю книжку; да и с Мари-Франс Тессье-Эшпул поболтать не мешало бы.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга. Безусловно, новая вершина творчества. Первые 80 страниц я пытался разобраться, о чем речь и что происходит, но, откровенно говоря, ничего не понимал. Понимание пришло позже. И это круто.

Круто потому, что когда тебе описывают будущее, и ты в нем все понимаешь – это не описание будущего, а чья-то выдумка по простой формуле «все как сейчас + гаджеты и технологии». А у Гибсона в гараже, похоже, стоит машина времени. Он сгонял на ней на сотню лет вперед и потом попытался нам объяснить, как в будущем все устроено. Но это все равно, что прабабушке рассказывать про смартфоны. Одним словом, «Периферийные устройства» — это визионерство чистой воды.

Не читайте эту книгу, если не знаете, кто такой Гибсон. Не читайте, если хотите легкого чтения. Не читайте, если хотите «понятной» фантастики. Не читайте, если просто хотите фантастики. Всем остальным – настоятельно рекомендую.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец роман не про настоящее, становящееся мгновенно ближайшим прошлым, а про будущее. Снова с нами осиное гнездо, Лондон и чудесные гибсоновские детали. Снова с нами прекрасные и уморительные гибсоновские русские. На стене (точнее, в прихожей под вешалкой с детскими дождевиками) — самое удивительное ружьё, которое бесшумно бабахнет из двух своих стволов в конце. Для чтения проще предыдущих романов, так как не требует такого знания подробностей американской действительности, хотя без критики текущей ситуации и отсылок к ней тоже не обходится. И вообще роман проще устроен, что для меня скорее минус. Тем не менее, мне очень понравилось. Трудно будет переводчице справиться со всеми этими изобретательными ругательствами, которыми украшена речь главной героини.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу решила прочитать после того, как посмотрела первый сезон сериала. Сериал зашёл на все 100%, и было ужасно интересно, чем это всё закончится, а ждать продолжения было долго. Вот и пришлось читать, хотя обычно я стараюсь эти два жанра не пересекать в одной плоскости.

Книга оказалась совершенно не такой, как сериал. Такое ощущение, что действие происходит в той же вселенной, вот только сюжет в голове надо выстраивать заново, потому что это совершенно новый сюжет. Если честно, я даже не могу определиться, какой из них мне нравится больше: сериала или книги. Они оба потрясающие. Но, так как отзыв о книге, я напишу о книге.

Что мне очень нравится (и чего мне очень давно не хватало в свете полной деградации сай-фай мира) — это огромное количество персонажей. Здесь в комментариях писали, что они якобы плоские и плохо прописанные, но по-моему совершенно наоборот. Черты внешности, новые грани характера раскрываются в повествовании постепенно, и образы героев становятся более и более объёмными.

Второй огромный для меня лично плюс — это непрерывные приключения. Сюжет развивается постоянно и держит тебя заинтересованным. В последнее время многие книги я читала наискосок, потому что читать было реально нудно (но раз уже начала — хотелось узнать, чем это закончится). В этой книге такого не было. Ты читаешь и смакуешь оба мира, которые выстраивает автор, дополняя эту реальность своим воображением. Потрясающее удовольствие.

А ещё — когда я читаю эту книгу, у меня возникает ощущение, что сейчас 25-30 лет назад, я снова в школе и на первых курсах универа и читаю ту самую обалденную фантастику, которой можно было зачитываться до утра, а потом просыпать первые пары :))) Давно забытое чувство, наверное, из-за стиля автора, который был на пике популярности как раз тогда.

В общем, тут даже сомневаться нечего, уверенная 10ка :)))

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, это все еще старый добрый киберпанк! Чуть больше кибер, чуть меньше панк, но все же, это то, за что мы любим Гибсона.

Есть, на мой субъективный взгляд, несколько недостатков. Объем книги — больше похоже на записанные на скорую руку черновики, чем на полноценный роман. Прописанность образов — на суперобложку к русскому изданию вынесена цитата Гибсона о том, что от него всегда ждут чуть более человечных и детальных героев, и в этой книге он надеется оправдать ожидания читателей. Но, увы, лично мои ожидания по детализации не оправданы. Мы по-прежнему очень много фантазируем о героях) Скомканность всего повествования тоже оставляет после прочтения горький осадочек. Хочется еще! Хочется десятитомник, как минимум! Ну и я так и не разобралась в чудо-технологии «гаптика» (точнее вообще не поняла, что это такое. зачем она была нужна, какая роль ей отводилась в книге).

Но! Все это житейские мелочи, по сравнению с тем неземным наслаждением, которое получаешь от чтения. Как-будто вернулся мой 2007й!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С неделю дочитал первый сольный для меня (до этого была «Машина различий» в соавторстве с Брюсом Стерлингом) роман Уильяма Гибсона «Периферийные устройства».

Сразу хочу сказать, что творение короля киберпанка и одного из основателей данного жанра мне понравилось. Но без определенных «но» снова не обошлось на мой взгляд. А вот при отсутствии оных книга для меня бы потянула на все «девять», а то и «десять» заслуженных баллов. Не пошло, правда, а почему — далее.

Начало книги, примерно первая ее треть, стала для меня, как и для многих, несколько сумбурной. Обильное число далеко не всегда понятных переводных авторских неологизмов, две сюжетные и хронологические линии, поначалу абсолютно непонятно, как связанные друг с другом. Но оба этих момента заинтриговали, как и последовавшая общая нить повествования, а также детективная завязка. После, когда ясностей становилось все больше, а сеттинг, то бишь общая картина мира аля вселенной романа, наконец приобрел некоторые черты, я еще сильнее углубился в чтение и с трепетом стал ожидать развязки. Пусть основное фантастическое допущение в плане путешествий во времени и не является чересчур новым (неизвестный, неотрецензированный и уж тем более не переведенный у нас роман Джеймса Хогана «Трижды во времени» так вообще в точности ее повторяет, хотя, судя по году издания, все обстоит наоборот), но мир, детали и краски будущего, которыми его нарисовал Гибсон, мне очень понравились. И вот, с более-менее прописанными персонажами, а все с большим предвкушением стал ожидать концовки, в которой я думал найти влияние и воздействие несколько более сильных игроков, нежели... В общем, финал вышел провальным. Крайне. Я ощутил огромнейшее и сильнейшее разочарование, ведь с таким заделом, с такими плюсами и вот так закончить.

Да, отзыв в этот раз получился крайне эмоциональным, отрывистым и, возможно, несколько несогласованным, но зато по факту. Последнее произведение Уильяма Гибсона я советую выбирать к прочтению хотя бы из-за прописанного персоналия, удивительно подробного мира будущего 2020-ых и конца 21 века — начала 22-ого. Но сразу же готовьтесь к заключению «... устройств», которое не дает, а то и отбавляет у романа его глубину, смыслы, героев, образность... Зато перевод, в том числе и заглавия, вышел что надо. Пусть опять-таки и незнаком с оригиналом, но чего-то неправильного, неверного — ошибок перевода — не нашел.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Исторический миг между возникновением Интернета и созданием полноценного, мыслящего ИИ — затянулся на десятилетия. Но каждый год область человеческого взаимодействия с компьютерами становится сложнее — вскрываются новые темы, которые может разрабатывать автор киберпанка.

Далеко не всегда в этих поисках надо видеть целостные модели или остроумные концепции. Как в «Сказаниях Земноморья» Ле Гуин многие волшебники всю жизнь тратили, чтобы найти одно единственное слово истинной речи — так и писатели порой пытаются разглядеть единственный отблеск будущего. Не всю картину в целом, но различить хотя бы один оттенок.

До самоотрицающего предела эту тенденцию довел Х. Райаниеми в «Квантовом воре» — нарисовал образ далёкого будущего, построенного на эстетических и постмодернистских аллюзиях. У него футурология обернулась игрой и карнавалом. Гибсон не заходит так далеко. Уже как два десятилетия в его романах актуальные проблемы, вполне современные и социально значимые — сочетаются с эмоциональным восприятием предметов и человеческих качеств, которые никак не получается поместить в сегодняшний день. И чтобы рассмотреть отблески грядущего вместе с автором — надо понять, что же он любит, в каких образах воплощает свои догадки.

Гибсон очарован ремесленничеством. Но не примитивным, средневековым, а сочетанием новейших технологий, свежих чудес науки — и дедовских механизмов. Почти в каждом его тексте можно найти описание мастерских завтрашнего дня, каких-то лабораторий, кустарных биоферм или подобия лавок старьевщика, где кудесят хакеры-надомники.

Не оставляет автора равнодушным и образ рождающегося предприятия. Процесс основания фирмы. Когда из случайного набора человеческих качеств и редкого стечения обстоятельств — вдруг появляется вполне значимый бизнес. Для него этот миг, как рождение ребенка или закладка корабля — сочетание больших нервов, торжественности и нежности.

Наконец, Гибсона привлекают чудачества богатых людей — которые порождают нестандартные технологические продукты. Вроде коляски, начиненной охранным роем микроботов. И вообще необычные изделия, которые выражают индивидуальность человека — прописаны в каждом его романе. Стертый, как пятак, рекламный слоган «вы покупаете не вещь, а образ жизни» — Гибсон умудряется делать правдой: трость с лезвиями, пустынная яхта, изысканный натюрморт в коробочке — становятся продолжением персонажа или даже его лицом, если персонаж никак себя более не проявляет.

Сложение этих трёх компонентов даёт нам образ «суммы технического знания», которая подвластна мастеру-человеку. Вот велосипед конструкции позапрошлого века, вот в его раме новейшие аккумуляторы, вот и чип, программы — они позволяют сделать уникальный трюк, на который не был способен никакой велосипедист прошлых эпох. И одновременно автор создаёт образ индустрии, нацеленной на конечного пользователя — когда под его личные потребности перебираются все конструкции прошлого и настоящего — и создаётся персональный гибрид.

Гибсон, при всём своем технократизме, пытается совместить уникальность личности человека, главенство её в нашей цивилизации — и новые уровни технологии, которые превращают личность homo sapiensa в серийный продукт. Он пробует сгустить вокруг себя время и, как муха в янтаре — застыть в предсингулярной эпохе, финал которой описал в своем первом знаменитом романе. Его будто пугает безжалостная интеллектуальность киберпанка Дэвида Марусека или Питера Уоттса

В этот раз, чтобы притормозить сингулярность, Гибсон обращается не к чисто техническим обоснованиям, а скорее к физическим: основное фантдопущение «Периферийных устройств», это воплощённый парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена в проекции на параллельные миры — после вмешательства в прошлое, рождается еще одна реальность, ветвь на дереве бытия, при том исходное будущее сохраняется без всяких изменений или парадоксов. Прошлое и будущее, при всех своих отличиях, связаны незримой пуповиной, возможен обмен информацией, а для человека возможно удалённое цифровое присутствие. Главный технический объект романа — это нечто среднее между «аватаром» и «дистанткой» — управляемое тело, называемое «перифераль». Чтобы прочувствовать другое тело, ощутить «расщепление» — героям приходится сменить время и обстановку. И львиную долю своих усилий Гибсон тратит на то, чтобы показать разницу между присутствием в «настоящем ином» и обычным виртуальным погружением.

Одновременно уникальности человека противостоит 3D-принтинг — возможность очень быстро «сфабить» любую вещь. Умеренно сильные ИИ в будущем широко распространены, а рядом с людьми — роботы-митикоиды, мало уступающие живым слугам -охранникам. Только вот людей в будущем маловато — не все пережили глобальные потрясения.

Разумеется, в сюжете есть гонка с постоянно растущими ставками, есть детективная линия и целая череда масок, которые придется срывать с персонажей. Поначалу неторопливый — сюжет берет разгон, скачкообразно увеличивает сложность, размерность, после чего интриги растворяются в медленном и благополучно-слащавом финале, больше напоминающим анимэ.

Но самое страшное в картине — то, что остается за её рамкой.

Гибсон осторожничает не только в вопросах искусственного интеллекта — но и в моделях использования «альтернативного прошлого». На поверхности лежит идея найма людей из прошлого в относительно малолюдном настоящем — на должности второстепенных охранников или лакеев. Чуть глубже — идея коллекционирования оружие, которым будут истреблять себя люди, если в прошлое отправить некоторые технологии и спровоцировать войну.

Но ведь перед людьми из будущего — бесконечный ресурс.

Множество миров позволит не только моделировать экзотические механизмы, но и строить лаборатории — ставить опасные и антигуманные эксперименты. Или искать месторождение в глубинах земной коры самыми варварскими и разрушительными методами.

Можно так изменить мир, чтобы среди миллиардов людей нашлась та уникальная личность, которая будет сочетанием своих психических качеств соответствовать потребностям заказчика. Любым.

Конечно, использование человека из прошлого — задано граничными условиями. С одной стороны это стоимость ИИ, который может делать все тоже самое. А с другой — стоимость канала в прошлое, всей электроники и аватара-периферали. Лишь между этими гранями может существовать работник из прошлого, и грани эти в мире, где математика развита на несколько порядков лучше, чем у нас — должны быть просчитаны очень быстро.

Для малозначимого переговорщика Недертона путешествие в прошлое может быть средством утоления печали по минувшим годам и упущенным возможностям, воплощенной ностальгией. Но для индустрии, которая стоит на службе у семьи клептархов Зубовых — выводы должны были быть сделаны буквально за несколько часов. Рождение целой отрасли «эксплуатации прошлого» — это тайна, которую автор предпочел не раскрывать... И пока эти нечеловеческие бизнес-решения остаются за кадром — перед читателями разворачивается авантюрный запуск нового стартапа. Нескучное выходит дело. А в общении прошлого и будущего герои романа, до того неряшливо плывущие по жизни — буквально находят себя! Ветераны получают здоровье, деньги и войну в одном флаконе. Мать семейства — спокойную старость в безопасной местности, а провинциальная девушка Флинн Фишер — настоящую, большую цель, к которой она будет идти все следующие годы.

В остальном, увы, книга Гибсона — это крепкий, средний роман, в котором под маской грядущего прячется очень много черт современности. Русские клептархи-олигархи, живущие в Лондоне. Китай, как черный ящик, откуда можно получить всё, что угодно. Ожидание острейшего экономического кризиса, которое витает над Штатами, да и всем миром.

Поэтому не надо искать в романе рабочей модели будущего. После колоссального успеха «Нейромантика» не всякий автор решится строить еще один целостный мир. Попробуйте рассмотреть в тексте яркие лоскутки из пёстрого одеяла завтрашнего дня.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старый конь борозды не портит. Новым романом Гибсон показал, что не разучился писать нф-боевики с жёсткой, постепенно усложняющейся интригой (бизнес войны + теория струн + альтернативная история + подключение к чужому телу-периферии) и технологиями на грани волшебства.

«Периферийные» можно охарактеризовать двумя словами: скорость и сленг. В романе две сюжетных линии, связи и картина происходящего прояснятся через несколько десятков страниц. Раскрывать секреты детектива дело неблагодарное, поэтому о тексте. Текст плотный, фразы короткие, перевод адекватный; много действия и мало рефлексий. Читается легко и быстро, хотя отдельных читателей может напрягать натурализм или обилие сленга и незнакомых слов (к этому скоро привыкнете).

Персонажи занимаются бета-тестированием новой игры, неудивительно, что задействовано много слов геймерского и компьютерного жаргона. Для динамики (экшн!) требовалось, чтобы диалоги были короткими и лаконичными, язык персонажей достаточно своеобразный и непохожий друг на друга (действие происходит в близком будущем, обитатели срезов разнесены примерно на 70 лет — представьте, как различались бы речь, технологии и мораль людей 1920-х и 1990-х, если даже современные тексты совсем недавно могли показаться полной белибердой: провайдеры, серверы, протоколы https, сайты точка ру, облака...). Высказываются претензии к отсутствию сносок. Но кое-какие всё же имеются, а комментировать всё подряд, наверное, и не стоит — это затормозит чтение и увеличит объём. Тем более, что многое интуитивно понятно или раскрывается по ходу действия. К примеру, упоминается шутка про мерседес («сухопутная яхта, выстроенная, чтобы возить русского олигарха по пустыне Гоби»), и когда в дальнейшем всплывает «гобиваген», уже понятно, что это такое. «Тилацин» — очевидно, что название животного. Если любопытно, можете погуглить и посмотреть, как выглядел вымерший в нашей реальности сумчатый волк. «Безбаши» — интуитивно угадывается безопасность. Вот с «луканутыми» я не угадал — не такой уж спец по Библии.

Подобная интеграция пояснений в текст — весьма удачное решение. Получилось компактно, и можно перечитать, зная уже, что скрывается за каждым словом.

На страницах романа много скрытой рекламы (смайлик ТМ), основная масса которой приходится на кофе: Милагро, Медельин, «Кофе Джонс», различные кофеварки и кофемашины, герои то и дело пьют кофе — колумбийский, итальянский, эспрессо, эспрессо, эспрессо... В то время, как наши патриоты рекламируют «харлеи», западные фантасты продвигают российские технологии — на страницах найдёте и мотоцикл «Урал», и «ЗИЛ» модели 2029 года.

Не оригинальный идейно, но эффектный ньюскульный боевик с тёмными лошадками, спецоперациями и кульбитами сюжета.

Стоит попробовать! Жанровый претендент на книгу года-2015. Лишь немного подкачал конец (хотя приверженность автора законам жанра простительна и объяснима).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые 70-80 страниц романа меня здорово напрягали. Я даже опасался того, что «периферийные устройства» окажутся самым худшим романом Гибсона, который я прочитал. Хотя я давно уже знал, что Гибсон — это просто «папа» киберпанка, а смелый альтернативный писатель, который не боится ломать литературные устои, выстраивая предложения так, как ему больше нравится. Не зря его романы публиковались в желтой «альтернативной фантастике». Наверное, именно из-за незнания авторского стиля Гибсона и из-за громкой славы основателя киберпанка многие читатели берут в руки его произведения, например, те же «Периферийные устройства», и расстраиваются, т.к. «ничего не понятно!».

Но после 80-ой страницы все стало становиться на свои места. Основа книги — это идея присутствия прошлого в будущем и наоборот. Через 70 лет многое в мире изменилось (и не совсем так, как мы подозреваем в наше время). И те люди, из ближайшего будущего, грустят о том,что утеряно, поэтому тянут прошлое в будущее, пускай даже в виде пустой игрушки (периферали, искусственного тела с душой и сознанием человека).

Ну и по старой доброй гибсоновской традиции сюжет завернут в детективный пакет, наполненный убийством, подозрениями, триллером и хэппиэндом.

Хороший роман, после которого осталось приятное послевкусие.

Хочу еще отметить 2 вещи — шикарная обложка от «издательства «Азбука» и текст в конце книги от самого автора, в котором тот говорит о том, что специально запутывает читателей, чтобы потом им было интересно перечитать роман еще раз и найти в нем все пасхальные яйца. Когда-нибудь обязательно перечитаю!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Партия в периферанс

«большое зло не блистательно, оно просто возникает из заурядного мелкого зла, если тому дать возможность вырасти.»

На Amazon Prime Video стартовал первый сезон сериала по роману, такие вещи обычно подстегивают читательский интерес к литературному источнику. Я не самая большая поклонница мрачной эстетики и маргинальных героев Уильями Гибсона но эту книгу я захотела читать, и не разочаровалась.

Если вы тоже планируете взяться за нее, этот текст поможет разобраться в реалиях и не бросить на старте — Гибсон не тот автор, который подробно объясняет читателю устройство своего мира, с непривычки можно не то, чтобы обжечься, но получить не самые приятные ощущения и решить, что не стоит продолжать. Стоит.

Итак, «Периферийные устройства»: действие разворачивается в двух временных стратах, первая около тридцатых нашей реальности, вторая — +70 лет ко времени первой. В первой дроны и 3D-принтеры настолько стали частью повседневности, что воспринимаются уже как скучная ее деталь. Свободы и благосостояния ни то. ни другое не прибавили, богатые чуть разбогатели, бедные еще больше обеднели, американский периферийный городок (название книги многозначно, как и положено хорошему названию), очень простая семья.

Юная Флинн, которую в экранизации исполняет Хлоя Морец, ухаживает за больной матерью. Вообще, она хотела бы завербоваться в армию, для простых молодых людей из таких мухосрансков это единственная возможность покинуть низший класс и перейти в средний: армия, потом колледж, потом много-много работать, и наконец стать своим в новой среде. Хотя в случае с ее братом Бертоном идеальная схема не с работала, с Гаптической войны он вернулся с ПТСР, а такое не сильно способствует дальнейшему личностному и социальному росту. Флинн работает в 3D-мастерской, ездит на велике, ухаживает за больной мамой.

Все начинается когда брат просит подменить его в тестировании новой компьютерной игры — то, что сами они хотели бы считать подработкой, но на деле основной вид его заработка. Если вы думаете, что вот какая классная жизнь, сиди играй, а тебе за это еще и деньги будут платить, то вы сильно ошибаетесь. Работа, она всегда работа, и требования к добросовестности высоки, и торчать за компом порой приходится сутками, чуть ли не в памперсах, и в прохождении изворачиваться немыслимыми способами. Но здесь особых сложностей не ожидается. Патрулируй башню, где проходит VIP-вечеринка от дронов папарацци и сильно не напрягайся.

Однако в процессе наблюдения Флинн становится свидетельницей крайне неприятного происшествия. Молодая женщина оказывается убита уж очень изощренным способом и явно не без участия ее красавца спутника. Убита так, что и тела не остается. Мерзко конечно, но в играх чего только не случается — думает Флинн, уже смутно догадываясь, что происходящее не совсем игра или даже совсем не игра.

И да, на самом деле она не тестировала игру, а была нанята (ну, брат был) человеком из того самого своего +70, хотя не вполне своего,но объясню позже. Среди множества замечательно удобных и полезных изобретений этого будущего некий сервер, позволяющий проникать в прошлое, эксплуатируя его как империи в колониальной системе используют колонии, творить. что хочется. То есть? А как же временные петли, парадоксы, эффекты бабочек и вот это вот все?

На их жизни это никак не отразится. Сервер работает не с прошлым собственной реальности, но с ответвлениями, которые здесь называют «срезами». В дивном новом мире трудятся наноботы: хочешь дворец построят, хочешь — любой деликатес синтезируют, вылечить от любой болезни, опять же, могут таким специальным приборчиком «Медичи». Двусмысленная название, учитывая, чем прославилась королева Екатерина из одноименной династии, и тем не менее.

А еще там уйма перифералей, (от «периферийное устройство», вроде принтера) собственно роман так и называется The Peripheral — синтезированных наноботами искусственных людей (и не только, хочешь собаку с геномом тасманийского дьявола — будет тебе такой песик). А зачем? Не, ну есть утилитарные цели, слуги всех сортов, компаньоны для пожилых, няни детям. Но главное, там очень мало людей. Почти совсем не осталось. Большая часть популяции уничтожена чередой техногенных и природных катастроф. Ого! Вот так.

То есть, Гибсон делает совершенно революционную вещь. Моделирует постап-реальность не в виде мерзости запустения, в которой человек человеку волк, а самым нарядным вариантом. какой только можно вообразить. Ради чудес и диковин этого мира, а главное — ради концепта, читать определенно стоит.

Ну и за тем. чтобы ощутить как чувствует себя человек, чье сознание оказывается в куда более совершенном теле периферали.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо... Наконец-то после долгого перерыва достаточно отдаленное и интересное будущее, полное необычных деталей. Хороший (но к сожалению не отличный) язык — это не Распознавание образов, и не Виртуальный свет, но все равно чертовски вкусно! Интересный сюжет, с определенного момента читается запоем. В общем крепкая 4 с плюсом. И вот что еще — впервые за долгое время роман Гибсона получился достаточно кинематографичным, а основная идея с реальностями так и просится в Голливуд, где в последнее время интересных задумок с фантастикой все меньше и меньше! Даже не знаю радоваться этому или скорее наоборот... :))

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ближайшее будущее, виртуальные миры, антиутопия, крутые одиночки и беспощадная Система. Казалось бы, традиционный для киберпанка (да и самого Гибсона) набор, но здесь нет яркой неоновой футуристической мишуры 80-х, грань между реальностью и виртуальностью тонка как никогда, большинство чудесных гаджетов не более чем незначительное развитие уже существующих продуктов, а будущее действительно мрачно и беспросветно, а главное — для многих уже предопределено. Герои, правда, все те же.

Сюжетная канва для любого поклонника Гибсона будет знакома и привычна — постепенно все теснее переплетающиеся судьбы разных героев, несчастное стечение обстоятельств в качестве отправной точки и ситуация постоянного цугцванга, когда из всего богатства выбора остаются варианты хуже некуда.

Прикладная, подчиненная роль фантастических элементов — не ждите что герои, а тем более сам автор, будет расписывать красоты и восхищаться чудесами. Если надо забить гвоздь, а ближе всего микроскоп — используют его... а затем наглядно продемонстрируют последствия, в традиционном для писателя жанре на стыке НФ и «крутосваренных» детективов.

Крайне меткое определение «фрактальный сюжет» — не успеете вникнуть в сленг и терминологию, хоть как-то пообвыкнуться в реалиях будущего, как вас ошарашат новыми гранями описываемой реальности и взаимосвязями между ней и персонажами, у многих из которых окажутся диаметрально противоположные предполагаемым поначалу мотивы. Финальная точка тоже, отнюдь не означает завершенность действия — скорее приглашает к размышлению над возможным будущим одних героев и прошлым других, благо композиция романа с учетом некоторых подробностей отношений персонажей выстраивает в потенциале даже не кольцо, а некую постоянно изменяющуюся сложную структуру.

Лаконично, сухо, жестко и крайне пессимистично... хотя и с рядом счастливых исключений из правил.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Была цель прочитать библиографию Гибсона, но так застрял на «Стране призраков» (ровно три года прошло с прочтения «Распознавания образов»), что решил скипнуть трилогию Синего Муравья и перейти сразу к «Периферийным устройствам». В том числе имея ввиду и грядущий сериал-экранизацию.

Признавая и осознавая эффект импринта, честно заявляю, что как Муркок для меня — автор героического фэнтези, так и Гибсон — отец киберпанка. Всё, что за пределами его легендарной трилогии Муравейника, идёт со скрипом. Трилогию Моста осилил за несколько лет, «Машину различий» не смог, про Синего Муравья уже написал выше. Посмотрим, как дело пойдёт с «The Peripheral». Говорят, там даже есть экшн!

Гаптика, геймтэги, луканутые, рэмбовать, митикоиды, безбаши и еще много непонятных поначалу слов.

Гибсон щедр! Он подробно показывает нам реалии не одного, а сразу двух миров будущего. Причём оба совсем непохожи на современность.

Две тысячи тридцать какой-то год. Гибкие телефоны, фабрикаторы, встроенные кибернетические системы управления солдатами, проецируемое на сетчатку изображение. Мир далёк от совершенства. В маленьком городке, где живёт девушка Флинн со своим братом-ветераном Бертоном, тотальная безработица и общий упадок. Один из немногих способов заработать — играть в игры. Но это вам не изи катку в дотку пошпилить. Некоторые миссии занимают не одни сутки и доводят до нервного срыва, другие игры просто нудны — как будто смену сторожем обрабатываешь.

Другой мир — Земля еще более далёкого будущего, примерно начало двадцать второго века. Случился некий Джекпот и человечество получило приставку пост-.

Очень хорошо и ёмко описан Джекпот, конец света:

«Ни столкновения с кометой, ни глобальной ядерной войны. Просто всё разом на фоне меняющегося климата: засухи, нехватка воды, неурожаи, пчелы пропали окончательно, численность ключевых видов катастрофически сократилась, исчезли последние высшие хищники, антибиотики стали помогать еще меньше, чем сейчас, болезни – не одна пандемия, но отдельные эпидемии, каждая из которых сама по себе была историческим событием. И все из-за людей: сколько их было, как они себя вели, как меняли окружающий мир.»

В будущем — глубокая работа с геномом, новые виды домашних животных, подвижные татуировки, нанороботы, визуализация данных, похожая на магию, и, главное, периферали — искусственные или настоящие люди, созданные или арендованные для телеприсутствия. Арендовал тушку любого гендера в любом месте — решаешь проблемы, развлекаешься. Похожее было в «Суррогатах» с Уиллисом.

Реалии второй ветви поначалу непонятны. Зато Уилф Недертон — очень гибсоновский персонаж. Пиарщик-выпивоха. Похмелье и гостиничные номера. Работает то на селебрити, то на друга, русского клептарха. Ну куда же без бэд рашнз.

Постепенно вырисовывается связь между этими двумя срезами будущего. Невероятная взаимосвязь подаётся вскользь, как нечто обыденное, и потом к объяснениям возвращаются неохотно, понимая, что концепция шита белыми нитками.

Так как взаимосвязь выясняется довольно быстро, не буду считать это спойлером: мир Флинн и Бертона — своего рода симуляция, где люди из будущего имеют практически неограниченные возможности. Но одновременно это и реальный мир, который из-за вмешательства из будущего пойдёт другим путём. Но изменения не коснутся будущего, так как при вмешательстве создается параллельное измерение.

Гибсон хорош в футурологичных приметах времени. Декорации очень плотные и живые. Герои в романе тоже достоверные: приземлённые, со своими проблемами и тараканами. И даже эпизодические персонажи не выглядят картонными.

Неспешный и обстоятельный сюжет к середине тома начал испытывать моё терпение. Сегодня толко прочитал, что одним из писательских приёмов, создающих напряжение в триллере, является малая длина главы. Гибсон с упоением следует этому принципу: на четыреста сорок страниц — сто двадцать четыре главы. В среднем три с половиной страницы на главу. Но от этого ни действие не движется быстрее, ни какого-то саспенса не появляется.

»...комбинированный писсуар-раковина, который, видимо, мог служить и унитазом.» Наконец-то, в двадцать втором веке, додумались до давно напрашивавшегося изобретения.

Видно, что писателю крайне понравилась идея перифералей, и он, с жюльверновской дотошностью, рассказывает нам все нюансы и дроубэки пребывания во взятом на прокат теле.

Очень своеобразный взгляд на отношение с миром-симуляцией. Или не симуляцией? На самом деле неясность со статусом мира прошлого — самая царапающая вещь. Супердетектив Лоубир выходит на контиумиста-садиста, из раза в раз подталкивающего миры-срезы к убийственным войнам, просто из удовольствия и ради получения чертежей невероятных орудий смертоубийства. Садюгу находят через неделю мёртвым. С одной стороны — наказана жестокость; с другой — чувак просто мог воспринимать миры-срезы как партию в компьютерной стратегии.

На самом деле ответ на этот этический вопрос дал Бэнкс в «Несущественной детали»: если даже мир всего лишь симуляция, если в нём есть разумные и чувствующие существа, относиться к этому миру надо, как к настоящему. Не отключать симуляцию, не причинять вреда жителям мира.

Гибсон писатель-интеллектуал, полностью стоящий на левых демократических ценностях: тут у нас и смена пола, и алармизм по поводу изменения климата и ухудшения экологии.

Очень хороший футурологический роман. Дай бог, чтобы и сериал удался.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гибсона сложно оценивать в категориях «обычного» литературного произведения: стиль текста, сюжет, персонажи — всё это у него всегда настолько специфичное, всегда настолько по-гибсоновски самобытное, что в принципе просто смиряешься и признаёшь право автора писать именно так, потому что ему виднее. Или не смиряешься и не читаешь. Лично я — из первой категории, смиряюсь и нахожу произведения Гибсона увлекательными именно в этой его характерности.

Не скажу, что это лучшее произведение из тех, которые у Гибсона есть, но меня оно всё равно зацепило. Хотя читалось долго.

Гибсон набрасывает мир широкими мазками, причём что прошлый, что будущий, даже основное развитие местного апокалипсиса читатель узнаёт где-то в последней трети романа, и то — урывками, с общим подтекстом, что все потом просто умерли. И, что странно, у Гибсона в этом чувствуется своя атмосфера, этой вот безысходности и незащищённости, что всё скатится в такую пропасть, что персонаж, от чьего лица идёт описание, и не хочет вдаваться в подробности.

Персонажи тоже достаточно скудно описаны, однако не сказать, что они деревянные, среди них по итогу все довольно человечны и все со своими стремлениями и проблемами в голове, кроме разве что Лоубир, но ей в принципе отведена роль всезнающего бога из машины. И мне понравилось, как описаны отношения между ними, особенно — Флинн и Бертон, которые держатся друг за друга с трогательной теплотой, несмотря на весь тот бедлам, что происходит вокруг. Почему-то редко встречаю описание хороших отношений именно у сиблингов, в основном пишут про любовные пары.

Остросюжетным роман я бы не назвала, хотя элементы шпионских игрищ, похищений и убийств во имя политических интриг тут присутствуют, но в основном роман крутится вокруг того, что человечество, несмотря ни на что, включая сорванный джекпот, занимается тем же, чем и всегда занималось. То есть пьёт алкоголь, страдает, делает глупые вещи, ненавидит само себя, ищет себе оправдания и мечтает о том, как бы сделать плохо соседу и противнику. Идут десятилетия, технологии совершенствуются, люди — нет.

Основная идея, как мне показалось — осмысление автором «колониализма в новой эпохе», то есть раньше ресурсы вроде полезных ископаемых и человеческих ресурсов выкачивали из колоний, используя их для своих целей, а теперь — в ход пошло прошлое, так называемые срезы, в которые проникают с помощью неясной технологии и используют уходящий куда-то вбок континуум на манер лаборатории. Кто-то оружие массового поражения создаёт, кто-то финансовые схемы обкатывает. Отличный план, чего, рабочий же, а что там потом с этим континуумом будет — да плевать. Да-да, люди не меняются. [2]

И именно это, если честно, самый пугающий момент в книге. Момент, который автором даже не подчёркивается — он где-то между строк, где-то в рассказах о том, что какой-то клептарх ставил эксперименты в срезе и развязывал войны. И пусть он потом умер, но вот тот «прошлый» континуум, который сам для себя — вполне себе настоящий, с настоящими людьми и настоящими проблемами, продолжит существовать и дальше.

Единственное, чего я так и не смогла до конца осознать, так это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему для Флинн просто не притащили полицейского художника, чтобы по её описанию не нарисовать того, кого она там видела на балконе? Это же ну даже в XX веке прекрасно удавалось делать, фотороботы много лет как у полиции в ходу. То есть я понимаю, что надо было отправить Флинн на этот бал, но... Но зачем таким образом... В общем, я для простоты решила, что художники просто вымерли в джекпот вместе со слонами.

Посоветовала бы я кому-то ещё прочитать «Перифирийные устройства»? Пожалуй, что да, хотя совершенно точно — не начинать с него знакомство с автором, для того, чтобы получить от книги удовольствие, лучше уже быть знакомым с Гибсоном и понимать, как это всё у него работает, от стиля до наполнения мира.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир прошел очередной кризис с некоторой утратой прежнего существования, но цивилизация не рухнула в пещеры, она осталась вполне технологичной. И вот в этом обществе есть социум, которые пытается выжить, причем, хоть с работой и плохо, уровень жизни там — не Африка с поголовной нищетой, массовыми вымираниями и семилетними бойцами разных фронтов.

Люди как раз очень неплохо показаны. Технологии в романе — инструмент для рассказа о людях. Хотя общество будущего автор описал хорошо.

Мне понравилось

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх