fantlab ru

Уильям Гибсон «Периферийные устройства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
547
Моя оценка:
-

подробнее

Периферийные устройства

The Peripheral

Роман, год; цикл «Периферийные устройства»

Аннотация:

Флинн и ее брат Бертон, мучимый фантомными татуировками ветеран никому не нужной войны, живут в дыре, где найти работу всё равно что благословение богов получить. Но Бертону это удалось, и когда он просит сестру его подменить, девушка не видит в поручении ничего особенно сложного. Подумаешь, бродить в дополненной реальности по этажам отрендеренного небоскреба да монстров за периметром отстреливать. Флинн еще не знает, что сокрытая в игре убийственная тайна так же далека от всего ей привычного, как офис президента США от халуп на берегу Миссури, а боевые гаптики Бертона — от периферии мира, где кресло жалуется на хозяина, если тот раздумал садиться...


В произведение входит:


8.00 (10)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Китчис / The Kitschies, 2014 // Красное щупальце (роман)

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2015 // Роман на английском языке

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2016 // Книга года (США/Канада)

Экранизации:

«Периферийные устройства» / «The Peripheral» 2022, США, реж: Винченцо Натали, Олрик Райли



Похожие произведения:

 

 


Периферийные устройства
2015 г.
Периферийные устройства
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Peripheral
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная ранняя версия заметки для Medium (https://bit.ly/2wvoTxK).

Когда Уильяму Гибсону было восемнадцать, они с матерью жили в ее родном Уайтвилле, штат Виргиния, городишке, куда будущему позволяли заглядывать, но воспринимали с глубоким недоверием, местечке, где найти работу было счастьем, а единственным подспорьем мог считаться родительский домик, за который не требовалось вносить арендную плату. Вполне естественно, что Гибсон всячески стремился вырваться оттуда, и в конце концов мать определила его учиться в Аризону, а вскоре вслед за тем умерла, рухнув посреди улицы. После этого Билли на некоторое время впал в состояние фуги, а опомнился уже в ночном автобусе «Грейхаунд» до Торонто. На рассвете автобус проезжал мимо исполинской свалки, над которой небо казалось серым, точно экран телевизора, включенный на мертвом канале. Ниже, медленно оползая под собственным весом, как строчки заглючившего киберпространственного кода, громоздилась, подобная странному пантеону, стихийных очертаний груда зеленых пластиковых пакетов для мусора. Билли впервые в жизни увидел разовые пакеты для мусора: в Уайтвилле было принято без лишних раздумий выносить переполнившееся ведро к выгребной яме. Он не понял, почему мешков так много, тысячи и миллионы (в тот день как раз проходила забастовка мусорщиков), и от нечего делать стал ломать голову над их предназначением. Разве не странная это мысль, для первой страницы нулевого досье новой жизни, куда тебя бесцеремонным пинком, словно Уиллиса Корто в сибирскую снежную пустыню, вытолкнул вышибала рулетки расколотых богов? В этой жизни нет зеленых человечков и Зимнего Безмолвия. В ней есть зеленые мусорные пакеты и попрошайки у ворот Расёмон.

Вероятно, Гибсон мог бы придумать для Флинн Фишер, Бертона и Незертона, невольного партнера Флинн по виртуальной игре с неожиданно нуаристыми багами, более оптимистичное будущее (нет, дайте два!), но ему не хватило задора (или присутствия духа?) его предсказать, как сделал он это в «Нейроманте» и «Распознавании образов». К счастью, Гибсон не ударился и в болезнь, свойственную трюффоанскому прочтению «451 по Фаренгейту» Брэдбери (мы будущее не предсказываем, мы его предотвращаем, бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла): чужими каштанами из атомного огня засыпать созревающий в разностном исчислителе клептократического киберЛондона нанокост. Он просто намекает, что на игровом столе с исписанными рукой Уэллса палимпсестами вместо зеленого сукна можно сорвать и больше одного джекпота за раз, а периферия колеса сотрет различия между красным и черным. И да, где-то в уголке коридора нервно курит Дэвид Брин с неоконченным сиквелом «Глины».

«Периферия» — лучшее произведение Гибсона в жанре НФ за много лет, и его настоятельно рекомендуется читать в оригинале ввиду большого количества остроумных неологизмов; перевод kdm17 безусловно профессионален, однако на примере «Анафема», работы сопоставимых уровня и сложности, хорошо заметно, как заматовел блеск sense of wonder, присущего подлиннику. Не пожалейте трудов, научитесь мыслить так, как того требует от вас сизигия. Заодно и слог Флинн оцените, который, воспроизведи его кто на русском точно, проштамповал бы томик печатью Соломона 18+.

В русском переводе лучший “шкатулочный роман” столетия кое-что теряет, уже начиная с заголовка — ведь Периферия бывает разная, и культурная, и географическая, и компьютерная хардверная. Впрочем, производители ПК и мобильной электроники в 2010-х немало потрудились над кастрацией портов ее подключения, силком утаскивая пользователей в беспроводное будущее удаленных подключений.

Еще один, более тонкий, образчик редакторской активности, вероятно, может быть найден в передаче имени персонажа Марии Эш (Ash) как “Тлен”. Не рекомендуется садиться за издание киберпанка, настроившись обойтись полудюжиной примечаний на всю книжку; да и с Мари-Франс Тессье-Эшпул поболтать не мешало бы.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Исторический миг между возникновением Интернета и созданием полноценного, мыслящего ИИ — затянулся на десятилетия. Но каждый год область человеческого взаимодействия с компьютерами становится сложнее — вскрываются новые темы, которые может разрабатывать автор киберпанка.

Далеко не всегда в этих поисках надо видеть целостные модели или остроумные концепции. Как в «Сказаниях Земноморья» Ле Гуин многие волшебники всю жизнь тратили, чтобы найти одно единственное слово истинной речи — так и писатели порой пытаются разглядеть единственный отблеск будущего. Не всю картину в целом, но различить хотя бы один оттенок.

До самоотрицающего предела эту тенденцию довел Х. Райаниеми в «Квантовом воре» — нарисовал образ далёкого будущего, построенного на эстетических и постмодернистских аллюзиях. У него футурология обернулась игрой и карнавалом. Гибсон не заходит так далеко. Уже как два десятилетия в его романах актуальные проблемы, вполне современные и социально значимые — сочетаются с эмоциональным восприятием предметов и человеческих качеств, которые никак не получается поместить в сегодняшний день. И чтобы рассмотреть отблески грядущего вместе с автором — надо понять, что же он любит, в каких образах воплощает свои догадки.

Гибсон очарован ремесленничеством. Но не примитивным, средневековым, а сочетанием новейших технологий, свежих чудес науки — и дедовских механизмов. Почти в каждом его тексте можно найти описание мастерских завтрашнего дня, каких-то лабораторий, кустарных биоферм или подобия лавок старьевщика, где кудесят хакеры-надомники.

Не оставляет автора равнодушным и образ рождающегося предприятия. Процесс основания фирмы. Когда из случайного набора человеческих качеств и редкого стечения обстоятельств — вдруг появляется вполне значимый бизнес. Для него этот миг, как рождение ребенка или закладка корабля — сочетание больших нервов, торжественности и нежности.

Наконец, Гибсона привлекают чудачества богатых людей — которые порождают нестандартные технологические продукты. Вроде коляски, начиненной охранным роем микроботов. И вообще необычные изделия, которые выражают индивидуальность человека — прописаны в каждом его романе. Стертый, как пятак, рекламный слоган «вы покупаете не вещь, а образ жизни» — Гибсон умудряется делать правдой: трость с лезвиями, пустынная яхта, изысканный натюрморт в коробочке — становятся продолжением персонажа или даже его лицом, если персонаж никак себя более не проявляет.

Сложение этих трёх компонентов даёт нам образ «суммы технического знания», которая подвластна мастеру-человеку. Вот велосипед конструкции позапрошлого века, вот в его раме новейшие аккумуляторы, вот и чип, программы — они позволяют сделать уникальный трюк, на который не был способен никакой велосипедист прошлых эпох. И одновременно автор создаёт образ индустрии, нацеленной на конечного пользователя — когда под его личные потребности перебираются все конструкции прошлого и настоящего — и создаётся персональный гибрид.

Гибсон, при всём своем технократизме, пытается совместить уникальность личности человека, главенство её в нашей цивилизации — и новые уровни технологии, которые превращают личность homo sapiensa в серийный продукт. Он пробует сгустить вокруг себя время и, как муха в янтаре — застыть в предсингулярной эпохе, финал которой описал в своем первом знаменитом романе. Его будто пугает безжалостная интеллектуальность киберпанка Дэвида Марусека или Питера Уоттса

В этот раз, чтобы притормозить сингулярность, Гибсон обращается не к чисто техническим обоснованиям, а скорее к физическим: основное фантдопущение «Периферийных устройств», это воплощённый парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена в проекции на параллельные миры — после вмешательства в прошлое, рождается еще одна реальность, ветвь на дереве бытия, при том исходное будущее сохраняется без всяких изменений или парадоксов. Прошлое и будущее, при всех своих отличиях, связаны незримой пуповиной, возможен обмен информацией, а для человека возможно удалённое цифровое присутствие. Главный технический объект романа — это нечто среднее между «аватаром» и «дистанткой» — управляемое тело, называемое «перифераль». Чтобы прочувствовать другое тело, ощутить «расщепление» — героям приходится сменить время и обстановку. И львиную долю своих усилий Гибсон тратит на то, чтобы показать разницу между присутствием в «настоящем ином» и обычным виртуальным погружением.

Одновременно уникальности человека противостоит 3D-принтинг — возможность очень быстро «сфабить» любую вещь. Умеренно сильные ИИ в будущем широко распространены, а рядом с людьми — роботы-митикоиды, мало уступающие живым слугам -охранникам. Только вот людей в будущем маловато — не все пережили глобальные потрясения.

Разумеется, в сюжете есть гонка с постоянно растущими ставками, есть детективная линия и целая череда масок, которые придется срывать с персонажей. Поначалу неторопливый — сюжет берет разгон, скачкообразно увеличивает сложность, размерность, после чего интриги растворяются в медленном и благополучно-слащавом финале, больше напоминающим анимэ.

Но самое страшное в картине — то, что остается за её рамкой.

Гибсон осторожничает не только в вопросах искусственного интеллекта — но и в моделях использования «альтернативного прошлого». На поверхности лежит идея найма людей из прошлого в относительно малолюдном настоящем — на должности второстепенных охранников или лакеев. Чуть глубже — идея коллекционирования оружие, которым будут истреблять себя люди, если в прошлое отправить некоторые технологии и спровоцировать войну.

Но ведь перед людьми из будущего — бесконечный ресурс.

Множество миров позволит не только моделировать экзотические механизмы, но и строить лаборатории — ставить опасные и антигуманные эксперименты. Или искать месторождение в глубинах земной коры самыми варварскими и разрушительными методами.

Можно так изменить мир, чтобы среди миллиардов людей нашлась та уникальная личность, которая будет сочетанием своих психических качеств соответствовать потребностям заказчика. Любым.

Конечно, использование человека из прошлого — задано граничными условиями. С одной стороны это стоимость ИИ, который может делать все тоже самое. А с другой — стоимость канала в прошлое, всей электроники и аватара-периферали. Лишь между этими гранями может существовать работник из прошлого, и грани эти в мире, где математика развита на несколько порядков лучше, чем у нас — должны быть просчитаны очень быстро.

Для малозначимого переговорщика Недертона путешествие в прошлое может быть средством утоления печали по минувшим годам и упущенным возможностям, воплощенной ностальгией. Но для индустрии, которая стоит на службе у семьи клептархов Зубовых — выводы должны были быть сделаны буквально за несколько часов. Рождение целой отрасли «эксплуатации прошлого» — это тайна, которую автор предпочел не раскрывать... И пока эти нечеловеческие бизнес-решения остаются за кадром — перед читателями разворачивается авантюрный запуск нового стартапа. Нескучное выходит дело. А в общении прошлого и будущего герои романа, до того неряшливо плывущие по жизни — буквально находят себя! Ветераны получают здоровье, деньги и войну в одном флаконе. Мать семейства — спокойную старость в безопасной местности, а провинциальная девушка Флинн Фишер — настоящую, большую цель, к которой она будет идти все следующие годы.

В остальном, увы, книга Гибсона — это крепкий, средний роман, в котором под маской грядущего прячется очень много черт современности. Русские клептархи-олигархи, живущие в Лондоне. Китай, как черный ящик, откуда можно получить всё, что угодно. Ожидание острейшего экономического кризиса, которое витает над Штатами, да и всем миром.

Поэтому не надо искать в романе рабочей модели будущего. После колоссального успеха «Нейромантика» не всякий автор решится строить еще один целостный мир. Попробуйте рассмотреть в тексте яркие лоскутки из пёстрого одеяла завтрашнего дня.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спивающемуся спецу по трепу Недертону надо выманить свидетеля, дотянуться до которой он и полиция могут лишь через китайский сервер. Вокруг небоскребы, велики, русские клептархи, умная техника, безлюдие улиц и толкотня косплейных зон Лондона. Острова мусора, наноассемблерная чистота, по нервам хлещущее из всех щелей богатство. Гламур отравленных ногтей, «золотые кадры». Тоска по прошлому.

Флинн Фишер видела, как Аэлиту Уэст растворили в воздухе — но так же бывает лишь в играх. Старые ТВ-сериалы, хлам вокруг дома, 3D фаб(рикатор)ы сетевых франшиз, возня с дронами ветеранов каких-то войн, мужланские драки, «раковая рента» и уйма неоплачиваемого времени — вот реальность США президентства Гонсалес. Почти не веря, Флинн соглашается следовать онлайн-инструкциям тех, кто зовет себя «Милагрос Сольветра».

Эпоха шаткого «Моста» и смехотворного «Синего муравья» завершилась. Гибсон хорош, как в киберпанке. Сам он теперь (интервью на обложке, места лучше издатель не нашел), зовет «Нейроманта» «глянцевым картоном», мол, тогда и переживаний за маму не умел передать, а НФ романы обязаны быть натуралистичным социальным конструктом. Фрактальной структуры.

Никто не знает, что Гибсон считает «фракталом», но фаны припомнят не только маму. Обруч на голове, субстанции, глаза чужого тела. Инвалид разведки, богачи, которые изображают отдельный вид людей (Антарктика, помните?), но, главное, цела фирменная образная система, которая самое обыденное наполняет скрытым смыслом и из самого мудреного извлекает эстетическое переживание.

Структура — главки размером по две, много четыре, страницы. От переключений, сцен, акцентов и эффектов «Периферийных устройств» возникает ощущение, что автор собирает книгу у тебя в уме, как монтажер фильм покадровой склейкой, а ты тут же видишь получившееся кино.

Теги которого: путешествия во времени, прогрессорство, спасение мира. Отчасти взрослая любовь, обретение себя, чуть сумасшедшего выигрыша в лотерею и казуальной механики. Японофилия, космос, опережающий шаг в будущее субкультур и полиция Тьюринга утрачены, зато здешние идеи для теории элит опасней вуду матрицы.

Полиграфия терпима.

И пусть телефон тут зовут «телик», хорошо, что Гибсон написал эту книгу и спасибо, что она дошла до нас.

P.S. А функции жезла Лоубир, которым та наводит ужас на верноподданных, описал еще Гюго, в «Человек, который смеется». Не в нанотехе там дело...

Оценка: нет
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старый конь борозды не портит. Новым романом Гибсон показал, что не разучился писать нф-боевики с жёсткой, постепенно усложняющейся интригой (бизнес войны + теория струн + альтернативная история + подключение к чужому телу-периферии) и технологиями на грани волшебства.

«Периферийные» можно охарактеризовать двумя словами: скорость и сленг. В романе две сюжетных линии, связи и картина происходящего прояснятся через несколько десятков страниц. Раскрывать секреты детектива дело неблагодарное, поэтому о тексте. Текст плотный, фразы короткие, перевод адекватный; много действия и мало рефлексий. Читается легко и быстро, хотя отдельных читателей может напрягать натурализм или обилие сленга и незнакомых слов (к этому скоро привыкнете).

Персонажи занимаются бета-тестированием новой игры, неудивительно, что задействовано много слов геймерского и компьютерного жаргона. Для динамики (экшн!) требовалось, чтобы диалоги были короткими и лаконичными, язык персонажей достаточно своеобразный и непохожий друг на друга (действие происходит в близком будущем, обитатели срезов разнесены примерно на 70 лет — представьте, как различались бы речь, технологии и мораль людей 1920-х и 1990-х, если даже современные тексты совсем недавно могли показаться полной белибердой: провайдеры, серверы, протоколы https, сайты точка ру, облака...). Высказываются претензии к отсутствию сносок. Но кое-какие всё же имеются, а комментировать всё подряд, наверное, и не стоит — это затормозит чтение и увеличит объём. Тем более, что многое интуитивно понятно или раскрывается по ходу действия. К примеру, упоминается шутка про мерседес («сухопутная яхта, выстроенная, чтобы возить русского олигарха по пустыне Гоби»), и когда в дальнейшем всплывает «гобиваген», уже понятно, что это такое. «Тилацин» — очевидно, что название животного. Если любопытно, можете погуглить и посмотреть, как выглядел вымерший в нашей реальности сумчатый волк. «Безбаши» — интуитивно угадывается безопасность. Вот с «луканутыми» я не угадал — не такой уж спец по Библии.

Подобная интеграция пояснений в текст — весьма удачное решение. Получилось компактно, и можно перечитать, зная уже, что скрывается за каждым словом.

На страницах романа много скрытой рекламы (смайлик ТМ), основная масса которой приходится на кофе: Милагро, Медельин, «Кофе Джонс», различные кофеварки и кофемашины, герои то и дело пьют кофе — колумбийский, итальянский, эспрессо, эспрессо, эспрессо... В то время, как наши патриоты рекламируют «харлеи», западные фантасты продвигают российские технологии — на страницах найдёте и мотоцикл «Урал», и «ЗИЛ» модели 2029 года.

Не оригинальный идейно, но эффектный ньюскульный боевик с тёмными лошадками, спецоперациями и кульбитами сюжета.

Стоит попробовать! Жанровый претендент на книгу года-2015. Лишь немного подкачал конец (хотя приверженность автора законам жанра простительна и объяснима).

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга. Безусловно, новая вершина творчества. Первые 80 страниц я пытался разобраться, о чем речь и что происходит, но, откровенно говоря, ничего не понимал. Понимание пришло позже. И это круто.

Круто потому, что когда тебе описывают будущее, и ты в нем все понимаешь – это не описание будущего, а чья-то выдумка по простой формуле «все как сейчас + гаджеты и технологии». А у Гибсона в гараже, похоже, стоит машина времени. Он сгонял на ней на сотню лет вперед и потом попытался нам объяснить, как в будущем все устроено. Но это все равно, что прабабушке рассказывать про смартфоны. Одним словом, «Периферийные устройства» — это визионерство чистой воды.

Не читайте эту книгу, если не знаете, кто такой Гибсон. Не читайте, если хотите легкого чтения. Не читайте, если хотите «понятной» фантастики. Не читайте, если просто хотите фантастики. Всем остальным – настоятельно рекомендую.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу — из Гибсона до этого романа ничего не читал, из похожего чужого только может «Видоизмененный углерод», ну и в какой-то степени «УБИК».

Первая половина романа, а скорее 40% хорошо держит внимание, но середина провисает, а концовка просто разочаровала...

Ожидал техно триллер, получил вялотекущий кибер политический детектив. Вроде и драйв есть, нонсенс, но вялотекущий.

Спойлерить не буду, там особо и нечего спойлерить.

Хотелось интересного поворота ближе к концу книги, я ждал до последней страницы, пока не дочитал. В итоге по моему скромному мнению лучше бы сократить до повести этот роман, оставив все интересные моменты, чтобы читатель недолго читал до развязки.

Из непонятого (не спойлер) — что за проблемы были у брата Флинн, так я не въехал, можно было их убрать, все равно не объяснил толком автор.

Еще не понял, почему роман «для взрослых» — этого тоже не дождался :)

В итоге оценка 7 за первые 40% книги.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец роман не про настоящее, становящееся мгновенно ближайшим прошлым, а про будущее. Снова с нами осиное гнездо, Лондон и чудесные гибсоновские детали. Снова с нами прекрасные и уморительные гибсоновские русские. На стене (точнее, в прихожей под вешалкой с детскими дождевиками) — самое удивительное ружьё, которое бесшумно бабахнет из двух своих стволов в конце. Для чтения проще предыдущих романов, так как не требует такого знания подробностей американской действительности, хотя без критики текущей ситуации и отсылок к ней тоже не обходится. И вообще роман проще устроен, что для меня скорее минус. Тем не менее, мне очень понравилось. Трудно будет переводчице справиться со всеми этими изобретательными ругательствами, которыми украшена речь главной героини.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мутное будущее №1, мутное будущее №2. Много непонятных словечек, которые догоняешь позднее. Местами интригует, но редко и не на долго. Конец вообще слабенький. Роман больше расчитан для любителей комп. игр. С Гибсоном я пас.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С неделю дочитал первый сольный для меня (до этого была «Машина различий» в соавторстве с Брюсом Стерлингом) роман Уильяма Гибсона «Периферийные устройства».

Сразу хочу сказать, что творение короля киберпанка и одного из основателей данного жанра мне понравилось. Но без определенных «но» снова не обошлось на мой взгляд. А вот при отсутствии оных книга для меня бы потянула на все «девять», а то и «десять» заслуженных баллов. Не пошло, правда, а почему — далее.

Начало книги, примерно первая ее треть, стала для меня, как и для многих, несколько сумбурной. Обильное число далеко не всегда понятных переводных авторских неологизмов, две сюжетные и хронологические линии, поначалу абсолютно непонятно, как связанные друг с другом. Но оба этих момента заинтриговали, как и последовавшая общая нить повествования, а также детективная завязка. После, когда ясностей становилось все больше, а сеттинг, то бишь общая картина мира аля вселенной романа, наконец приобрел некоторые черты, я еще сильнее углубился в чтение и с трепетом стал ожидать развязки. Пусть основное фантастическое допущение в плане путешествий во времени и не является чересчур новым (неизвестный, неотрецензированный и уж тем более не переведенный у нас роман Джеймса Хогана «Трижды во времени» так вообще в точности ее повторяет, хотя, судя по году издания, все обстоит наоборот), но мир, детали и краски будущего, которыми его нарисовал Гибсон, мне очень понравились. И вот, с более-менее прописанными персонажами, а все с большим предвкушением стал ожидать концовки, в которой я думал найти влияние и воздействие несколько более сильных игроков, нежели... В общем, финал вышел провальным. Крайне. Я ощутил огромнейшее и сильнейшее разочарование, ведь с таким заделом, с такими плюсами и вот так закончить.

Да, отзыв в этот раз получился крайне эмоциональным, отрывистым и, возможно, несколько несогласованным, но зато по факту. Последнее произведение Уильяма Гибсона я советую выбирать к прочтению хотя бы из-за прописанного персоналия, удивительно подробного мира будущего 2020-ых и конца 21 века — начала 22-ого. Но сразу же готовьтесь к заключению «... устройств», которое не дает, а то и отбавляет у романа его глубину, смыслы, героев, образность... Зато перевод, в том числе и заглавия, вышел что надо. Пусть опять-таки и незнаком с оригиналом, но чего-то неправильного, неверного — ошибок перевода — не нашел.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неровно. Техническая сторона прекрасна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все эти технические фишечки, идея срезов и общения с ними, в том числе с самим собой из прошлого, периферали, ассемблеры, сплошные фабы и т.п. традиционно хороши и создают правильную атмосферу. Русские клептархи в Лондоне с дедушкиным ЗИЛом и коляской-убийцей — это пять.

Но вся детективно-шпионская составляющая — детский сад, штаны на лямках. Как будто сценарий второразрядной компьютерной игрушки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
При описании происходящего в срезе можно с этим смириться — для людей из будущего это вроде как не взаправду, заливание проблем деньгами из воздуха это подчеркивает. Но у них и в будущем всё игрушечное и совершенно картонное — что злодеи с проговоренной скороговоркой мотивацией, что могущественная полицейская, которой не приходит в голову даже фоторобот подозреваемого составить, и которой для реализации замысла вдруг понадобились спецназовцы из среза.

Подозреваю, что именно поэтому в экранизации оставили только антураж, практически полностью перелопатив сюжет.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые 70-80 страниц романа меня здорово напрягали. Я даже опасался того, что «периферийные устройства» окажутся самым худшим романом Гибсона, который я прочитал. Хотя я давно уже знал, что Гибсон — это просто «папа» киберпанка, а смелый альтернативный писатель, который не боится ломать литературные устои, выстраивая предложения так, как ему больше нравится. Не зря его романы публиковались в желтой «альтернативной фантастике». Наверное, именно из-за незнания авторского стиля Гибсона и из-за громкой славы основателя киберпанка многие читатели берут в руки его произведения, например, те же «Периферийные устройства», и расстраиваются, т.к. «ничего не понятно!».

Но после 80-ой страницы все стало становиться на свои места. Основа книги — это идея присутствия прошлого в будущем и наоборот. Через 70 лет многое в мире изменилось (и не совсем так, как мы подозреваем в наше время). И те люди, из ближайшего будущего, грустят о том,что утеряно, поэтому тянут прошлое в будущее, пускай даже в виде пустой игрушки (периферали, искусственного тела с душой и сознанием человека).

Ну и по старой доброй гибсоновской традиции сюжет завернут в детективный пакет, наполненный убийством, подозрениями, триллером и хэппиэндом.

Хороший роман, после которого осталось приятное послевкусие.

Хочу еще отметить 2 вещи — шикарная обложка от «издательства «Азбука» и текст в конце книги от самого автора, в котором тот говорит о том, что специально запутывает читателей, чтобы потом им было интересно перечитать роман еще раз и найти в нем все пасхальные яйца. Когда-нибудь обязательно перечитаю!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление от романа такое же, как и на полном его протяжении – мешанина. Слов, предложений, героев, миров…

Диалоги стрекочут как пинг-понг, и иногда за смыслом шарик явно не поспевает. Персонажей не чувствуется – они наглухо замурованы в выстреливаемых репликах, туче сленга и отрывистых предложениях. Кто, что, зачем и почему – уходит на второй, третий, четвёртый план, герои обозначаются скупыми росчерками да редкими обращениями. Порой просто невозможно уловить ни их мотивации, ни образы, ни мысли, всё заслонено штабелями из бесконечных тире. Доходит до того, что банально забываешь или вовсю не улавливаешь, кто именно сейчас общается, поскольку стиль и манеры весьма одномастны, а самих героев называют редко. Да и структура романа, раздробленного на уйму частичек, ну очень на любителя. Коротенькие главки, порой в две-три странички, а то и в одну, редко состоящие из чего-то кроме диалогов, уносят из истории остатки целостности. Такое впечатление, что либо читаются постоянно выдираемые из контекста фразы, которые кто-то когда-то сказал, когда они были уместны, либо автор изначально писал один текст, а потом по кускам всовывал его в ранее написанное, не слишком заботясь об итоговом результате. Это может быть интересным стилем, но читается в данном случае как жуткая и безвкусная мешанина, словно смотришь сериал, в котором перепутаны не только серии, но и даже сцены внутри каждого эпизода. В конце концов, хронология всё равно выстроится, история обретёт форму и в уме сложится картинка, но сам процесс «компоновки» весьма раздражуч. И для меня это работает в минус ещё и потому, что герои тасуются быстро, и только начинаешь привыкать к одним разговорам, как тут же глава обрывается. Ещё учитывая, что героев тут в разных временных отрезках прилично (большинство в срезе Флинн – на уровне упоминаний, мол, Коннер лежал, Бертон ходил, Мейкон сидел и т.д.), каких-либо ярких отличительных черт у них – кот наплакал, так что запутаться в них можно и в начале, и в середине, и только к концу начинаешь более-менее «соответствовать». А уж про сленг и говорить не хочется, скажу лишь, что он выбешивал, пусть и не так сильно, как обрывочность, благо он всё же порой нужен истории, не абы из-за чего втыкается тут и там. А первую скрипку в этом нервозном «гиперманипулятивном» оркестре лукануто-безбашевой терминологии играет вполне понятное, но от того не перестающее бесить сокращение «телик». Не спрашивайте, почему.

Сюжет тоже не приглянулся. Интересны лишь пара-тройка ходов, сама идея и на удивление вкусное обрамление всего, связанного с нестандартными «путешествиями во времени» и «киберпространством». Детективная часть – лучше опущу этот момент, автор, похоже, на ней даже не зацикливался. Сама вселенная романа, на мой взгляд, заслуживает гораздо лучшей описательности и большей глубины, в которую можно было бы погружаться, как в различные срезы. А так Гибсон прошёлся буквально по верхам, отчего и читается монотонно, несмотря на рваность глав, и динамика романа ничем новым не подпитывается. В определённый момент, ближе к концу, кое-что интересное выясняется об одном персонаже, но сам твист так себе, как и его подача. И да, неоднократное проговаривание этого твиста тоже не красит.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу решила прочитать после того, как посмотрела первый сезон сериала. Сериал зашёл на все 100%, и было ужасно интересно, чем это всё закончится, а ждать продолжения было долго. Вот и пришлось читать, хотя обычно я стараюсь эти два жанра не пересекать в одной плоскости.

Книга оказалась совершенно не такой, как сериал. Такое ощущение, что действие происходит в той же вселенной, вот только сюжет в голове надо выстраивать заново, потому что это совершенно новый сюжет. Если честно, я даже не могу определиться, какой из них мне нравится больше: сериала или книги. Они оба потрясающие. Но, так как отзыв о книге, я напишу о книге.

Что мне очень нравится (и чего мне очень давно не хватало в свете полной деградации сай-фай мира) — это огромное количество персонажей. Здесь в комментариях писали, что они якобы плоские и плохо прописанные, но по-моему совершенно наоборот. Черты внешности, новые грани характера раскрываются в повествовании постепенно, и образы героев становятся более и более объёмными.

Второй огромный для меня лично плюс — это непрерывные приключения. Сюжет развивается постоянно и держит тебя заинтересованным. В последнее время многие книги я читала наискосок, потому что читать было реально нудно (но раз уже начала — хотелось узнать, чем это закончится). В этой книге такого не было. Ты читаешь и смакуешь оба мира, которые выстраивает автор, дополняя эту реальность своим воображением. Потрясающее удовольствие.

А ещё — когда я читаю эту книгу, у меня возникает ощущение, что сейчас 25-30 лет назад, я снова в школе и на первых курсах универа и читаю ту самую обалденную фантастику, которой можно было зачитываться до утра, а потом просыпать первые пары :))) Давно забытое чувство, наверное, из-за стиля автора, который был на пике популярности как раз тогда.

В общем, тут даже сомневаться нечего, уверенная 10ка :)))

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Партия в периферанс

«большое зло не блистательно, оно просто возникает из заурядного мелкого зла, если тому дать возможность вырасти.»

На Amazon Prime Video стартовал первый сезон сериала по роману, такие вещи обычно подстегивают читательский интерес к литературному источнику. Я не самая большая поклонница мрачной эстетики и маргинальных героев Уильями Гибсона но эту книгу я захотела читать, и не разочаровалась.

Если вы тоже планируете взяться за нее, этот текст поможет разобраться в реалиях и не бросить на старте — Гибсон не тот автор, который подробно объясняет читателю устройство своего мира, с непривычки можно не то, чтобы обжечься, но получить не самые приятные ощущения и решить, что не стоит продолжать. Стоит.

Итак, «Периферийные устройства»: действие разворачивается в двух временных стратах, первая около тридцатых нашей реальности, вторая — +70 лет ко времени первой. В первой дроны и 3D-принтеры настолько стали частью повседневности, что воспринимаются уже как скучная ее деталь. Свободы и благосостояния ни то. ни другое не прибавили, богатые чуть разбогатели, бедные еще больше обеднели, американский периферийный городок (название книги многозначно, как и положено хорошему названию), очень простая семья.

Юная Флинн, которую в экранизации исполняет Хлоя Морец, ухаживает за больной матерью. Вообще, она хотела бы завербоваться в армию, для простых молодых людей из таких мухосрансков это единственная возможность покинуть низший класс и перейти в средний: армия, потом колледж, потом много-много работать, и наконец стать своим в новой среде. Хотя в случае с ее братом Бертоном идеальная схема не с работала, с Гаптической войны он вернулся с ПТСР, а такое не сильно способствует дальнейшему личностному и социальному росту. Флинн работает в 3D-мастерской, ездит на велике, ухаживает за больной мамой.

Все начинается когда брат просит подменить его в тестировании новой компьютерной игры — то, что сами они хотели бы считать подработкой, но на деле основной вид его заработка. Если вы думаете, что вот какая классная жизнь, сиди играй, а тебе за это еще и деньги будут платить, то вы сильно ошибаетесь. Работа, она всегда работа, и требования к добросовестности высоки, и торчать за компом порой приходится сутками, чуть ли не в памперсах, и в прохождении изворачиваться немыслимыми способами. Но здесь особых сложностей не ожидается. Патрулируй башню, где проходит VIP-вечеринка от дронов папарацци и сильно не напрягайся.

Однако в процессе наблюдения Флинн становится свидетельницей крайне неприятного происшествия. Молодая женщина оказывается убита уж очень изощренным способом и явно не без участия ее красавца спутника. Убита так, что и тела не остается. Мерзко конечно, но в играх чего только не случается — думает Флинн, уже смутно догадываясь, что происходящее не совсем игра или даже совсем не игра.

И да, на самом деле она не тестировала игру, а была нанята (ну, брат был) человеком из того самого своего +70, хотя не вполне своего,но объясню позже. Среди множества замечательно удобных и полезных изобретений этого будущего некий сервер, позволяющий проникать в прошлое, эксплуатируя его как империи в колониальной системе используют колонии, творить. что хочется. То есть? А как же временные петли, парадоксы, эффекты бабочек и вот это вот все?

На их жизни это никак не отразится. Сервер работает не с прошлым собственной реальности, но с ответвлениями, которые здесь называют «срезами». В дивном новом мире трудятся наноботы: хочешь дворец построят, хочешь — любой деликатес синтезируют, вылечить от любой болезни, опять же, могут таким специальным приборчиком «Медичи». Двусмысленная название, учитывая, чем прославилась королева Екатерина из одноименной династии, и тем не менее.

А еще там уйма перифералей, (от «периферийное устройство», вроде принтера) собственно роман так и называется The Peripheral — синтезированных наноботами искусственных людей (и не только, хочешь собаку с геномом тасманийского дьявола — будет тебе такой песик). А зачем? Не, ну есть утилитарные цели, слуги всех сортов, компаньоны для пожилых, няни детям. Но главное, там очень мало людей. Почти совсем не осталось. Большая часть популяции уничтожена чередой техногенных и природных катастроф. Ого! Вот так.

То есть, Гибсон делает совершенно революционную вещь. Моделирует постап-реальность не в виде мерзости запустения, в которой человек человеку волк, а самым нарядным вариантом. какой только можно вообразить. Ради чудес и диковин этого мира, а главное — ради концепта, читать определенно стоит.

Ну и за тем. чтобы ощутить как чувствует себя человек, чье сознание оказывается в куда более совершенном теле периферали.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гибсона люблю, роман был приятной новостью, скачала и принялась читать — как водится начало ничего не понятно. попадаешь в гущу событий, описываемых новыми словами, ждешь в предвкушении что же дальше и что все это значит.... но вместо этого началось что-то уныленькое, битвы денег и корпораций. Нет драйва и опасности — ведь «у наших» денег больше чем у «врагов», наши молодцы всех перекупили, плохих наказали и получили хэппи енд. Испытала большое разочарование. Так все хорошо началось и все скатилось в банальщину. Эй, там ведь перемещение во времени и в телах, это ведь так круто можно закрутить... но почему все пошло так... просто(( От какого-то иного автора наверное я б больше и не ждала, но от Гибсона хотелось что-то крышесносного, яркого и шокирующего. В общем послевкусие легкого разочарования.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх