FantLab ru

Брендон Сандерсон «Давший клятву»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.67
Голосов:
1122
Моя оценка:
-

подробнее

Давший клятву

Oathbringer

Роман, год; цикл «Архив Буресвета»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Oathbringer — третий том из цикла «Архив буресвета» обещает много интересного. В Рошар возвращаются Приносящие Пустоту – враги смертельно опасные и одержимые жаждой мести.

Армия алети, возглавляемая Далинаром Холином, одерживает победу, но цена её оказывается слишком высока. Паршенди призывают Бурю бурь, которая не только грозит разрушить мир, но и пробуждает среди послушных и ранее покорных паршунов желание взбунтоваться и освободить себя от многовекового рабства. В попытках предупредить семью о надвигающейся угрозе Каладину Благословенному Бурей приходится смириться с фактом, что гнев паршменов имеет под собой весомые причины.

Находясь высоко в горах, Шаллан Давар исследует чудеса Уритиру — древнего города-крепости Сияющих рыцарей — и обнаруживает темные тайны, скрывающиеся в его глубинах. Далинар осознаёт, что объединить разрозненные земли Алеткара будет не так-то просто: даже если народы Рошара сумеют преодолеть многолетнюю вражду, а сам Далинар — отринуть кровавое прошлое, одно лишь возрождение Сияющих рыцарей ещё не гарантирует победы.

© Перевод аннотации brave_pancake

В произведение входит:

9.00 (12)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— условный цикл «Космер»  >  условный цикл «Рошар»  >  цикл «Архив Буресвета»


Награды и премии:


лауреат
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2018 // Роман фэнтези

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года по версии читателей - Переводная фантастика (37,01 %)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Фэнтези (23 979 голосов)

номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2018 // Роман

номинант
BookNest Fantasy Awards, 2018 // Роман, опубликованный в издательстве

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2020 // Переводная книга фэнтези (США)


Давший клятву. Том 1
2019 г.
Давший клятву. Том 2
2019 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Oathbringer
2017 г.
(английский)
Oathbringer
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Постыдно давно не читал книг. Даже таких вот, условно развлекательных.

И ещё дольше, к сожалению, не писал никаких отзывов. Однако мир меняется буквально на наших глазах, так почему бы и мне вновь не написать отзыв.

Итак.

Абсолютно любое художественное произведение обладает двумя свойствами — логикой и физикой(далее ЛиФ) своего мира и ЛиФ самой обычной. Причем ЛиФ обычная в общем случае подразумевает под собой и ЛиФ мира вымышленного. Однако отдавая себе отчёт, что фентези вещь, которая, мягко говоря, противоречит привычной нам физике, всё же оставлю бинарность деления.

Бывает так, что создаётся целая Вселенная(alternative universe, аu/ау), интересная сама по себе, но персонажи и взаимодействия между ними не увлекают как таковые.

Слова мои, подозреваю, весьма спорны, поскольку Толкиена я имел удовольствие вкушать лишь в виде экранизации, да и спорны они просто так, но я их всё же напишу. Так вот, Средиземье Толкиена, вещь, безусловно, культовая и оказавшая на фентези сильнейшее влияние, однако — опять же всё по фильму — сюжет прост до неприличия. И тут долго можно рассуждать про бело-черное добро-зло, линейность событий, персонажей, которые прорисованы весьма широкими мазками теми же цветами, что и добро-зло. Но лично я люблю Властелина Колец и Хоббита не за то, что там каждый персонаж — клубок противоречий, начало которого тянется в глубокое прошлое. Я люблю эти фильмы за эпичность, за историю, за сам мир меча и магии.

А бывает так, что в самом обычном провинциальном городке среди нескольких персонажей разыгрывается драма с серьезным психологизмом. И потому мы так любим Достоевского, Тургенева, Толстого, Гоголя, Гончарова и тд. Впрочем, слово «любим» тут не совсем неуместно, однако классику мы читаем — не только русскую, конечно же — в поисках ответов, читаем, чтобы понять себя и/или ближнего.

Но бывает так, что оба этих, скажем, типа произведений сплетаются в одно. И тогда оно перестает быть просто «сказкой для взрослых», от которой человек, как он считает, серьезный, может просто отмахнуться, равно как и не является чем-то, отчего подростки станут изнывать от скуки. Но стоит сразу сделать оговорку — я не считаю Архив Буресвета вершиной литературного творчества, даже близко. Но это один из лучших, наверное, даже лучший образец фентези, который мне доводилось читать.

Так вот, для меня серия «Архив Буресвета» представляет именно третий из перечисленных типов произведений. Первая книга, посвященная Каладину, рассказывает о его падении и подъеме, раскрывает его эмоции, так что в конечном счете ты понимаешь, почему Каладин делает так, а не иначе, понимаешь, почему он такой. Вторая книга повествует о Шаллан, наполняя и без того интересный образ глубиной, вместе с тем смутно вырисовывается смутное понимание о том, кто же такие Сияющие. И в этой книге Каладин не похож сам на себя. Вроде бы всё обоснованно, нужные слова есть, флешбеки и его история всё ещё в голове, но вот как-то. Ну а третья книга раскрывает Далинара. И если судить именно о прошлом персонажей, то именно Далинар был для меня интереснее всего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как-то во второй, кажется, книге Навани сказала, что в молодости Далинар её пугал. Тогда я не понял, почему — ну да, была слава о Терновнике, как о великом воине и полководце, ну и что дальше. Но теперь ясно, что в прошлом Далинар был кровожадным берсерком, мечом прорубающим себе путь сквозь вражеские армии, зачастую задевая своих. И он был таким не только в бою — вспомните флешбек пира, где Далинар предотвратил покушение на брата.
Однако тут же возникает вопрос, а почему Далинар теперь такой, не книга же на него так повлияла, в самом деле. И на этот вопрос автор даёт ответ. Да и просто возраст персонажа не стоит скидывать со счетов.

Я не уверен, что автор подразумевал именно это, но мне всё же очень импонирует то, как автор обыгрывает традиции Рошара. Хердаз — страна победившего бюрократизма с пародией на демократию. В то же время в Алеткаре существует глупая во всех смыслах традиция для женщин скрывать безопасную руку. И как некоторые обитатели Рошара об этом говорят, так и любой читатель сначала сморщится в непонимании — скрывать руку...что? Непонятное деление по цвету глаз. Автор сам же и высмеивает эту сегрегацию в лице Шута.

Однако это традиции Рошара, а традиция вещь чрезвычайно сильная. И читателю не остаётся ничего иного, кроме как окунуться в эти традиции. И вот это уже понятно смущение Шаллан, если ей в чужом образе приходится обнажать безопасную руку, вот уже ясно, отчего у женщин из низшей социальной касты в той или иной степени обнажена безопасная рука.

Вообще, беря во внимание всё тот же ЛиФ, хочу сказать, что Архив Буресвета для меня один из немного циклов, в которых я не замечаю каких-то логических несостыковок. Таких, после которых ты понимаешь, что автор натурально, простите, ссыт тебе в уши. После того как автор люто рушит ЛиФ собственного мира(сюда же относятся рояли), произведение невозможно воспринимать на том же уровне. Это как с доверием. Можно продолжать общаться(читать), но стоит ли это делать — выбор за Вами.

Я не утверждаю, что в цикле отсутствуют несостыковки, возможно, для кого-то что-то было роялем, я лишь говорю о том, что я их не заметил или не счёл таковыми. Хех, выходит, можно общаться с человеком, если ты не знаешь, что он тебе врёт. Но это уже лирика.

Даже, казалось бы, связывание себя узами с Отцом Штормов в конце второй части вполне естественно уравновешивается, а к концу третьей книги и вовсе выясняется, что как бы и ничего такого.

Но замечание всё же есть. Клинки Чести. Разумеется, о привилегиях тех, кто обладает Клинком Чести упомянуто ещё в первой части. Но как-то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
уникальность Каладина проседает до определенного уровня. И самые первые обладатели этих Клинков — Герольды. Почему они с ума сошли? Джезриен, помнится, был в уме, когда они предали Таленела. И вот Моаш его убивает, словно тот ничего не соображающий безумец. Таленел да, за 4 тысячи лет в Преисподней обезумел. Но почему утверждается, что и остальные тоже? Девушка, которая добралась до Таленела — Эш, кажется — не выглядела безумной, как и предводитель ордена Разящих с неба.

Ну и я что-то упустил

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
исчезновение Сигзила. Вот он был, пёкся о социальном положении Четвертого моста, их моральной составляющей, а вот его уже нет. Я смутно помню, что Сигзил должен был вроде как наставлять бывших мостовиков, но не помню, чтоб он исчезал из повествования. Если такое было, значит, пропустил. А если не было, то хотелось бы увидеть, как Сигзил проводит воспитательные работы бесящемуся по этому поводу Тефту-наркоману.

Однако автор до сих пор не давал мне действительных поводов усомниться в цельности цикла, так что, возможно, ответы на озвученные и неозвученные вопросы я найду в последующих книгах, которые, несомненно, прочту. Хотя каждый раз начинать цикл заново несколько утомительно, всё же он огромный. Видел, наверное, в каждом отзыве к книгам в цикле порицание объема произведения, но лично меня это нисколько не оттолкнуло, я всё поглощал с интересом, как и 4 года назад, хоть и ушло на это две недели.

Но автор дал усомниться мне в том, что сможет закончить цикл на уровне 1-2 книг. Возможно, тот факт, что я читал первые две книги достаточно давно и был тогда в восторге, заставил меня, даже не задумываясь, пропустить какие-нибудь сюжетные повороты, которые можно было бы назвать если не банальными, то хотя бы предсказуемыми. Но третья книга по количеству неожиданных изгибов сюжета не впечатлила от слова совсем. Безумно сложно, наверное, при таком объеме произведения и интересном сюжете выкидывать новые трюки, но когда читателя это волновало? Приятно, конечно, предугадывать какие-нибудь действия и события. Но то в реальной жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ни Ренарин-крот, ни Далинар-враг-сам-себе, ни люди-Приносящие-Пустоту меня не удивили. Это как-то напрашивалось само собой.

Но, стоит признать, некоторых событий я не ожидал, и они меня радовали, но теперь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всенародная способность пользоваться Штормсветом сводит количество смертей хоть сколько-нибудь значащих персонажей к позорному минимуму. Даже то, что выжил наследник трона Алеткара, ну это какой-то розовый моветон. Разумеется, занявшая трон Джасна что с выжившим, что с погибшим маленьким принцем дел наворотит ого-го, но тем более можно было бы избавиться от ребенка. Звучит ужасно, согласен, но все, надеюсь, понимают, о чём я говорю.

Ну и чтоб отзыв не был чрезвычайно хвалебным, добавлю ложку дёгтя. Цикл хоть и не нарушает, на мой взгляд, собственный ЛиФ, но, как уже писал выше, возможности применения Штормсвета не очень сбаласированны. Да и в целом героям зачастую везёт там, где хорошо бы, чтоб не повезло. Иногда автор вроде и калечит персонажей, но тут же под рукой оказывается Штормсвет. Такое себе.

И где-то пафосность к месту, а где-то, как в самом конце книги, не особо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И если в том же конце книги солдат Садеаса окутала Дрожь, то почему они вообще реагировали на непонятные иллюзии Шаллан? Они же должны были превратиться в машин смерти, как их могли отвлечь какие-то бесплотные иллюзии, ну.

И перевод.

К счастью, я нашёл перевод Манелис «Слов Сияния», который старательно косил(перевод) под перевод Вироховского, потому как от перевода Осояну, простите, хочется плеваться. Разумеется, кто-то скажет, раз не нравится, иди читай в оригинале или сделай лучше, однако это мне не по силам, но право на мнение никто не отменял, и мнение моё таково, что перевод Осояну слишком русифицирован, а иногда просто странный.

Мне совершенно не хочется читать «Вестник» вместо «Герольд», «великий князь» вместо «кронпринц», «светоплетельщица» вместо «Ткущая Светом», «Ясна» вместо «Джасна», «осколочник/осколочный клинок» вместо «Носитель Осколков/Клинок Осколков», «духозаклинатель» вместо «преобразователь» и список этот можно продолжать очень долго. Лично для меня это совершенно убивает весь шарм Рошара. Причем смысл-то не теряется, я надеюсь, но излишняя русифицированность и сомнительный выбор слов(а именно с лором это заметнее всего) заставляли меня морщиться на протяжении всей третьей книги.

P.S. Как-то на просторах ФЛ прочитал слова, что один факт того, что одну и ту же вещь одни люди восхваляют, а другие пытаются смешать с грязью, уже говорит о многом. Ну вот я увидел, как одни хают произведение за объем, нудность, затянутость и нытье героев, другие эти же вещи восхваляют в ином свете. Что ж, каждому своё.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я обожаю книги, которые как ни старайся не прочитаешь за один день. А таких мало. Дебютные работы за редким исключением стараются уложиться в 60к слов, чтобы не дай бог не спугнуть читателя. Саламасандерсон-сама никого испугать не боится. Этой книгой можно убить. Если ее уронить на маленькое домашнее животное останется разве что мокрое место.

При всем этом книга читается легко, огромное число персонажей не дает заскучать. Тут каждому по возможность выделяют «экранное время». В сравнении с предыдущими книгами динамика возросла особенно в конце книги. И конец работает отлично. 

Санди оставляет фанатам место для теорий и попыток предсказать сюжет и мироустройство иногда успешных, иногда нет. Когда сидишь в фандоме, то обычно знаешь их все и впечатление от раскрытия немного притупляется, ты просто мысленно ставишь галочку напротив очередной теории и планируешь капсом написать что-то вроде «OMG UR SO RIGHT JHFJDHFH» под постом с ней.

Теперь о грустном. Перевод на русский просто отвратителен. Переводчик выкидывает целые фразы. В сцене с использованием плетения выкинули слово-аналог атома. Что было в голове переводчика в тот момент? Это фэнтези– никаких атомов? И таких мелочей много. Читая в оригинале замещаешь множество неточностей и расхождение, особенно в конце. Переводчик выдохся. Возможно одному человеку не следовало браться за такой чудовищный объём работы, но у нас уже есть что есть. Лучше подтянуть английский и читать в оригинале. Благо издание от TOR настолько совершенный в своем оформлении, что фанату все равно захочется их прикупить.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как жаль, что после прочтения такого необъятного романа, у меня осталось так мало слов, что бы оставить отзыв о нем.

Первую книгу я прочитал еще в 2014 году, а к циклу вернулся только на карантине в 2020.

6 лет назад, первая часть мне очень понравилась, остались приятные впечатления. Сейчас, честно говоря, понял, что она нереально затянута и местами скучная.

Вторая часть — лучшее, что я читал в жанре фэнтезии. Надеюсь, когда то соберусь с мыслями и смогу написать толковый отзыв именно о ней. Это лучший сиквел в истории сиквелов)

Третья часть, в свою очередь, огорчила. После второй части книги сюжет и отдельные монологи начинают бесить, местами раздражать. В один момент даже возникают сомнения, стоит ли дальше время терять на такое «чтиво». Ближе к концу начинается экш, который, имхо, автор банально не осилил написать хорошо. Заключительная часть 3 книги очень неудачная, я даже не собираюсь затрагивать несколько дыр в сюжете, с ними можно смириться. Именно качество повествования разочаровывает...

Однако, надо понимать, что это НЕ плохая книга. Мои претензии возникают исключительно из-за того, что вторая часть была настолько шикарна, что я осмелился поверить, что последующий сиквел будет хотя бы на таком же уровне.

Заключительная оценка для «Давшего клятву» — 7/10.(Спустя несколько месяцев размышлений — 9/10)

Минусы: вторая половина книги, заключительные главы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P.S. сюжетная линия Моаша на деле очень сомнительная. Ну не могу я поверить, что человек способен на такие грязные поступки после всего, что он пережил, и имея такую мотивацию из прошлого, как у него.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Большой плюс — это Сандерсон. Пишет он мастерски, миры конструирует замечательно.

Большой минус — очень затянуто. Очень долго и подробно описываются буквально каждые часы занятий главных героев... вплоть до финальных глав, где все резко меняется и идет бешеный драйв с раздачей слонов.

Но все равно книга весьма хороша.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга интересная и динамичная. Если б не первая тысяча страниц.

Очень затянуты первые 2/3 книги. Очень. В начале много слабых глав, которые легко можно было бы сократить. Количество раскрытых секретов все больше, новых загадок и интриг явно не хватает. Книга переваривает сама себя. Такая вяло текущая санта-барбара, бросить которую нельзя, ибо тысячи страниц предыдущих двух томов терзают совесть.

Герои, как обычно, прописаны хорошо. Иногда, правда, они становятся скучны и предсказуемы.

Штурм города — на 10+. Такое ощущение, что вся книга была написана исключительно ради этих 200 страниц.

Конец книги несколько скомкан: галопом по Европам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наследника назначили, братьев Шаллан нашли, сына Элокара обнаружили, к свадьбе готовы, вестника убили, Моашу меч вручили
и все это на 50 страницах. На фоне предыдущей вялотекущей тысячи — как-то обидно даже.

В целом, очень неровно написана книга. Но, тем не менее, ждать продолжения буду, потому что до уровня Сандерсона (при всех его недостатках) сегодня не дотягивает почти никто.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень ждал эту книгу, а в результате — разочарование года! Просто запредельно скучная книга. Ничего общего с динамичными предыдущими двумя частями, от которых действительно было не оторваться. Здесь же, временами, просто заставлял себя читать. В изобилии присутствуют абсолютно не интересные пустые диалоги, размышления, страдания и переживания персонажей, объем которых просто зашкаливает. Все главные персонажи стремительно деградировали по сравнению с первыми томами. Каладин превратился в страдающего нытика, Шаллан — в шизофреничку с расщеплением сознания, Далинар — в алкоголика, героически сражающегося со своими воспоминаниями и угрызениями совести. Интерлюдии, бывшие ранее сами по себе яркими историями превратились в пустые и необязательные вставки. В процессе чтения возникло предположение, что автор просто отрабатывал контракт на тысячу с лишним страниц, причем не исключено, что с помощью «литературных негров». Книга могла бы выиграть, если бы ее сократить, примерно, на половину. По факту — по прочтению книги начисто убитое желание читать продолжение.

Оценка: 5
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу честно, что такую галиматью нужно еще потрудиться написать. Первые 2 книги автор так долго растягивал свое повествование что я думал что хуже уже быть не может, но оказалось что может. Здесь сохранены все недостатки первых 2 частей и еще приумножены, а интересных моментов для меня вообще не было. Постоянно читал в ожидании что вот вот начнется что то интересное, но оно так и не наступило. Вместо этого тонны скучнейших событий , откровенно слабеньких диалогов и мыслей главных героев на уровне 15 летних подростков. Большинство главных персонажей ведут себя очень неестественно и наигранно.

Каладин имеет гипертрофированную склонность к тому что он должен спасти всех и вся в этом мире и ходит страдает от того что не может этого сделать. И эти сопли размазываются на протяжении всей книги. Шаллан — это вообще самый ненатуральный и самый маразматичный персонаж которого я когда либо встречал в книгах. Возможно автор думал что он создает что то очень оригинальное, но на деле это выглядит просто бредятиной. Скорее всего это просто проблема реализации.

В общем такое чувство что у автора есть общая идея, но он постоянно не знает как к ней подступиться и поэтому льет тонны воды пока доберется до сути. Поэтому очередную книгу Бредней Сандерсона я читать вряд ли буду. Оценку натянул из-за первых 2х частей.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третий том истории Рошара. Наиболее масштабного, яркого и объемного цикла в творчестве автора на данный момент (где-то здесь можно вспомнить про Космер, но подождем, пока его замысел раскроется в полной мере).

Безусловно, я пристрастна как и любой фанат. В связи с этим есть риск затеряться среди стандартных эпитетов и восхвалений. Посмотрим, получится ли этого избежать.

Итак, третий том. Безусловно, он продолжает линии предыдущих книг и в общих чертах обладает схожей структурой. Он ожидаемо масштабный, объемный и эпичный. Автор придерживается уже зарекомендовавшего себя стиля, когда относительно спокойные отрывки с описаниями будней разных героев сменяются более динамичными событиями и новыми откровениями, а к финалу весь этот клубок линий взрывается в максимально насыщенное и эпичное действо. Удивительно другое — при всей привычности используемой схемы, она работает.

Книга объемная, но при этом нет ощущения искусственного затягивания событий. Автору хорошо удаются «спокойные» куски текста. Будь это искреннее и милое свидание Адолина и Шаллан или похождения Вуали или небольшие личные истории мостовиков. Легко, искренне, психологически достоверно. Да, соглашусь с одним из предыдущих отзывов — автор порой даже слишком настойчиво рисует новые грани сломленности (или как минимум душевных терзаний) своих героев. Каладин и его вечная мрачность из-за ответственности и невозможности всех спасти. Шаллан и её прогрессирующее растроение личности как способ справиться с болезненными переживаниями. Далинар и его внутренняя тьма, постепенно возвращающаяся в виде забытых ранее воспоминаний. Элокар и его комплекс неполноценности под тенью своего отца. Список можно продолжать бесконечно. Даже Адолин — этот самый светлый и наиболее психически устойчивый персонаж из всех — даже он порой терзается из-за несоответствия отцовским ожиданиям и стремительно меняющейся картины мира. Что ж, таковы эти герои, таков интерес автора к идее силы, произрастающей из слабостей и их преодоления.

Что касается более динамичных и судьбоносных эпизодов, полных новых откровений и неожиданных открытий, отмечу следующие наиболее эмоционально поражающие сцены. Раскрытие подробностей и причин падения Вестников (та самая сцена из пролога первой книги, тот случай, когда новые детали в дополнение к уже известным меняют взгляд на события). Разговоры с Враждой лицом к лицу (это эпично само по себе, но кроме того добавляет некоторой неоднозначности к образу — и да, Вражда как имя не в полной мере отражает суть этого осколка, равно как и с Честью). Правда о человечестве и Приносящих Пустоту (не скажу, что удивлена, это было логично и угадывалось с предыдущих книг, но суть как всегда в деталях и во влиянии открытия на мировоззрение героев). Ну и долгая финальная битва разумеется подарила целую россыпь таких судьбоносных, эпичных и по здоровому пафосных моментов. И в этот раз главная роль досталась Далинару. Что справедливо, ведь это его книга с флешбеками его истории.

Что еще. Масштаб истории возрастает, больше Сияющих, больше их разнообразных противников, пользующихся силами Вражды. Больше эпичных и разнообразных по используемым способностям схваток.

Новые локации, в том числе за пределами физической сферы. Новые, более тесные переплетения с другими историями Космера (количество персонажей, знакомых по другим циклам Космера, и их роль в общей истории возрастают, пускай некоторых и удается угадать только по косвенным признакам). Новые вставки истории Хойда, у которого определенно есть свои цели, и в эпилоге книги происходит нечто наверняка очень важное для дальнейших событий.

Что приятно — у книги есть вполне определенный промежуточный финал. Промежуточные итоги, расстановка сил перед грядущим продолжением войны. Ну и финальные перед эпилогом строчки красиво раскрывают название «Давший клятву» и казавшийся в этот раз немного условным подход «название тома — название очередной важной для героев и их мира книги».

В заключение хочу сказать, что перед чтением третьего тома этой истории я решилась на перечитывание двух первых, совсем не маленьких томов. И не смотря на ряд опасений и общую длительность, оно того определенно стоило.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг, да и серий в целом которые я читал.

Очень грамотно и захватывающе прорисован мир Рошара, детализированы персонажи, каждый со своими особенностями и причудами, окунаешься с головой в эту бурю:) эмоций и активностей. Различные сюжетные линии, порой не успеваешь уследить что к чему.

Есть неожиданные повороты в сюжете, которые я так люблю, а не унылая банальщина.

Когда дочитывал Давший клятву, просто не хотелось что бы эта книга заканчивалась.

Однозначно всем рекомендую!!, и подумываю купить себе коллекцию из трёх книг на полочку почёта))

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга хороша, но не идеальна, к сожалению, и понравилась меньше, чем первые две части.

Порадовало расширение роли Далинара, постепенное становление его как в некотором роде генерала всего цикла. Впечатлило преображение Тефта в нового сияющего и его незабываемое появление в момент, когда битва была практически проиграна. Вражда также не дает о себе забыть, демонстрируя свой облик, вмешиваясь в основы основ Рошара.

Пока не до конца ясна роль Шрама и того же Ренарина, а также его спрена и спрена Венли. К тому же жаль, что роль Ясны на столько сократилась, она весьма впечатляющий персонаж!

В какой-то степени напрягали приступы депрессии Каладина и шизофрения (а как ещё это назвать?) Шаллан.

Ну и куда уж деться от того факта, что книга действительно затянута, в некоторые моменты было откровенно скучно и мучительно добивать главы.

Очень надеюсь на достойное продолжение и его скорейшую публикацию!

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Князь обнаружил, что средний возраст похож на наемного убийцу — подкрадывается к своей жертве столь же тихо.»

*

«Быть человеком — значит пытаться отыскать в хаосе хоть какой-то смысл.»

*

«Я убедился на собственном болезненном опыте, что самый главный шаг, который человек может сделать, — это всегда следующий.»  

*

Эпоха Серебряных королевств. Мир Рошар не смог избежать Опустошения, которое принесло предсказанная Буря бурь. Великий военачальник стремится объединить выживших людей в войне против общего врага. Однако, чтобы стать лидером и повести за собой людей, надо заслужить их доверие. А как это сделать, если из-за тайн прошлого сам себе не доверяешь? Мрачные секреты таят не только главные герои. Человечество даже не подозревает о том, что скрывает в себе древняя история самого мира. Новые факты проливают свет на многие события давно минувших дней. И справедливость ведения борьбы теряет свою силу и ставится под сомнение.

*

Продолжаю наслаждаться историей мира Великих Бурь. Третья часть серии разделена на две книги, которые являются прямым продолжением книги под названием «Слова сияния». Сюжет этой части развивается по уже отработанной в предыдущих книгах схеме. Абсолютно статичная первая книга, которая небольшими рывками продвигает нас к очередному сюжетному прорыву, ожидаемому читателями во второй книге. Многие события становятся понятными и главы-интерлюдии предыдущих частей легко вплетаются в основную канву повествования, постепенно создавая более четкую картину происходящего. В отличие от предыдущих книг, где большая часть событий основной сюжетной линии происходила приблизительно на одной территории, в этой части география расширяется, и в моем понимании границы романа становятся просто необъятными, а иногда и необъяснимыми. Расколотые равнины, представляющие собой бесконечные пустые плато, легко сменились покрытыми лозами долинами и таинственным антуражем древнего города Уритиру. Но самое интересное перемещение происходит в иррациональном смысле слова между реальностями. И это было настолько необычно и необъяснимо, что вызывало восторг!

*

Рассуждения политического характера со стратегией ведения войны переполняли сюжетную линию и хорошо воспринимались, если под рукой была карта мира. Поэтому, не перестаю восхищаться оформлением этой серии книг. Помимо наслаждения от невероятно захватывающей истории, я получила еще и эстетическое удовольствие, разглядывая рисунки, которые еще больше раскрывали некоторые нюансы фэнтезийного мира Рошар. Этими иллюстрациями хотелось со всеми делиться (что я, собственного говоря, и делала). Так же спешу выразить благодарность Наталии Осояну, которая порадовала нас красочным литературным переводом, сохранив образность стиля повествования автора, яркий юмор и философскую подоплеку глав-притч, которые уводили читателей в глубокие размышления. Эти главы были переполнены такой душевной теплотой, что хотелось закрыть глаза и обнять книгу. Поэтому, какие бы подвиги не совершали прекрасные персонажи, героически размахивая осколочными клинками, мое сердце целиком и полностью, еще со времен первой книги, было отдано персонажу, который кочует по сюжету, объединяя пространство мира и интригуя всех загадками своего образа.

*

По-прежнему не разочаровывают герои, которые за счет детальной прорисовки психологических портретов, сохраняют некую натуральность. На протяжении месяца чтения этих книг, я настолько к ним привыкла, что они для меня стали по-своему близкими. Здесь невозможно встретить безупречных рыцарей, облаченных в осколочные доспехи, которые несут только свет и неоспоримое благо. Или черных владык, способных сеять лишь повсеместное зло. Здесь женщины на уровне с мужчинами стоят в авангарде военных событий, представляя собой не просто бесполезное приложение к сильному полу, а их поддержку и незаменимого спутника по жизни. Каждый персонаж этой истории неповторим и несет в себе противоречивые качества, становясь по-книжному живым в глазах читателей. Хочется так же отдать должное фантазии Сандерсона-творца и поблагодарить его за такое многообразие персонажей, с таинственным названием «спрены».

*

Продолжая традицию предыдущих книг, эта рассказывает нам о судьбе одного из главных героев. Раскрывая этот образ с разновременной точки зрения, автор отвечает на многие вопросы и еще больше погружает читателей в придуманный мир. Сандерсон не стремится вытягивать жилы из эмоциональных читателей, но то, как он развивает образы героев, проводя их через многократные испытания, невозможно читать без замирания сердца. Со всеми своими достоинствами, изъянами и переживаниями главный герой этой части проникает в самую душу читателя. До мурашек проникновенными были моменты, когда внутренний жар ощущением сумасшедшего Азарта неутолимо подчинял себе все эмоции персонажа, превращая его в ненасытного зверя. И тогда становилось ясно, что помимо страшных бурь, на Рошаре есть более ужасная сила, та, которая владела осколочным клинком. Боль пережитых ошибок, черной пеленой совести застилала глаза, погружая героя в эмоциональную пучину жизни. Но, несмотря на это, каждый его поступок был мне по-человечески понятен. Я готова была полностью принять его паттерн поведения и в унисон с ним произносить жизненные постулаты, характеризующие его невероятно глубокой личностью. Как молитву повторяя слова «Ты способен на большее. Объедини их», в глазах одних он слывет посмешищем, других — чудовищем. И невольно лейтмотивом в голове голосом В. Кипелова звучит «Пророк», с главной мыслью: «Дар пророчества — тяжкий крест или милость небес?» Становится понятным, каким благом является жизнь, когда в ней нет необходимости «у иных миров просить ответа» и можно «жить, не зная тайн завтрашнего дня...»

*

Как много злободневных вопросов поднимает автор на страницах этих книг! Да и сам их объем указывает, что здесь есть, где разгуляться авторским мыслям. Сандерсон не утомляет читателей мозговыносящей философией, и многие важные мысли передаются в форме проникновенных диалогов-откровений. На страницах этих книг многогранность человеческой натуры превращается в расстройство множественной идентичности, гуманность зачастую носит характер безрассудства, пагубная привычка жалит душу и опускает личность на социальное дно жизни, а бесстрашие стирает с лица планеты невинных людей, превратившись в неистовство. Но и это еще не все. «Кто-то должен запятнать свою душу, чтобы другие смогли жить. Кто-то должен упасть, чтобы другие выстояли», — говорит автор и так же затрагивает важные темы долга, ответственности, альтруизма и самопожертвования во имя других. Очень аккуратно задеты и некоторые теологические вопросы. На фоне этого всего, мне хотелось смаковать каждую страницу и делиться со всеми крылатыми мыслями.

*

Любовная составляющая романа тоже весьма интересна. Автор не углубляется в тему сердечных отношений и не ставит их мерилом интриги сюжетной линии. Однако здесь есть глубокие переживания героев, которые описаны лаконичным и невероятно пронзительным языком. Перед читателями — две любовные истории, которые настолько разные, что грамотно дополняют друг друга. Много тем задето автором в их контексте, в том числе — тема единства взглядов и стремлений в партнерских отношениях. Зачастую одного желания понять друг друга и принять бывает недостаточно. И здесь становится уместной мысль, сказанная когда-то Антуаном де Сент-Экзюпери, что «любить — это смотреть вместе в одном направлении». Финал второй книги дал достаточно определенный курс развития одной из сердечных линий. Я давно отключила режим ожидания и полностью доверилась фантазии автора. Однако, очень надеюсь, что в продолжении серии он все-таки не захочет рвать душу эмоциональных читательниц, описывая сложности жизни с любовной композицией в форме треугольника.  

*

Возможно, кому-то некоторые эпизоды этих книг покажутся затянутыми. От себя же могу сказать, что я оказалась настолько очарована миром, что готова была наслаждаться каждой дополнительной строчкой о нем. Однако, как бы я не смаковала эту книгу, финал подкрался очень быстро, оказавшись невероятно динамичным. И это не удивительно, ведь на его долю пришлось очень важное сражение, которое войдет в анналы истории эпохи Серебряных королевств мира Рошар как битва на Тайленском поле. Здесь так же не обошлось без неожиданных событий, а поступки некоторых героев подбрасывали мои эмоции ввысь. Тяжело осознавать, что еще не скоро смогу продолжить путешествие по страницам книг «Архива Буресвета». И вторя словам автора, который устами одного героя сказал, что «продолжения всегда просто обязаны в чем-то превосходить первоисточник», жду четвертую часть этой невероятной истории. Послевкусием от прочитанного — размышления о том, что же движет людьми и их поступками? По мнению автора — это эмоции? Они наполняют нас до краев и ломают, если мы не можем их с кем-то разделить. Они рвут нашу душу, не дают жить спокойно и развиваться в выбранном направлении. Вот только без них мы теряем часть себя и становимся похожими на слепцов, забывших, что когда-то были зрячими. Можно ли представить мир без эмоций и хотели бы мы жить в таком мире? Вопрос...

*

ПС: перед чтением этой части желательно прочитать небольшую повесть под названием «Гранетанцор».

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитана третья книга.

Ну что можно сказать, Сандерсон есть Сандерсон! Мир Рошара по прежнему захватывает, древние пророчества начинают сбываться, а мир, вместо того, чтобы объединиться, занимается всем, чем только можно, кроме главного.

Это книга Далинара. Он — главная фигура романа, причем не только за счет флешбеков, но и по содержанию. К слову о флешбеках — это, несомненно, одна из самых удачных деталей книги! О, мне, в отличии от предыдущих книг, ни разу не захотелось их перелистнуть. Какая разительная разница между тем Далинаром, которого мы знаем по предыдущим книгам и тем, кем он был до начала основных событий! Этот персонаж вызывал самые противоречивые чувства — от ненависти и презрения до восхищения!

Это не книга Каладина. Да, в ней есть главы от его имени, но значимость его линии, как по мне, чуть меньше, чем в предыдущих частях. Тем не менее, они всегда интересны.

Многим не нравится линия Шаллан, но как по мне, она очень даже ничего. Проблемы с психикой только усугубились (это касается почти всех «сияющих» героев), но сама девушка раскрылась с довольно необычной стороны.

И еще, в отличии от многих, мне нравится Адолин! Мне нравится, что он прост как пятак, что он такой как есть! Интересно, во что в дальнейшем выльются его взаимоотношения с мечем)

Шут как всегда, изюминка. Четвертый мост и Ясна радуют. Но именно Сзет, Крадунья, Азур и Меч-нами внесли тот вклад в третью часть Архива, без которого книга читалась бы совсем по-другому.

Но, если честно, было ощущение некоторой затянутости, да и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
некоторое акцентирование внимания на то, что Дрехи — гей
тоже нашло негативный отклик в моей душе, но финал все исправил. Он сильный, мощный. Пожалуй, самый мощный за все три части. Пожалуй, финал книги оказался сильнее самой книги, хотя слабой ее никак не назовешь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Самый важный шаг это ведь следующий?...». «Я не отдам свою боль!»

Это было сильно.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Путь к «Давшему клятву» был долгим. Не потому, что книгу пришлось ждать несколько лет, хотя и это тоже. А потому, что перед третьим томом я решил перечитать первые два. И буквально выпал из мира большой литературы на полтора месяца. В итоге после возвращения на Рошар могу сказать, что первые книги выдерживают проверку временем, и читать их было также интересно, как и в первый раз. Но как же они утомительны… После почти двух с половиной тысяч страниц чувствуешь себя очень уставшим, а впереди еще полторы тысячи... Ну и чтобы не повторять такой подвиг каждый раз перед очередной частью (перед десятой книгой я бы, наверное, год перечитывал первые девять), я себе на будущее составил краткий конспект важных событий и теорий по первым трем книгам.

Сюжет развивается как всегда неспешно, первую тысячу страниц вообще не особо понятно к чему все идет. Зато последние страниц четыреста эпика столько, что я еле заставлял себя прерываться на сон и работу. Если описать происходящее кратко, то в книге речь идет о противостоянии людей против Приносящих пустоту. Но, конечно, готовьтесь к обилию интриг, эпичных схваток, сюжетных перевертышей и значительному расширению знаний о Рошаре. Место действия первых двух книг было сосредоточено на Расколотых равнинах. В третьей книге нам наконец-то покажут Холинар, Шейдсмар, Уритиру, кроме того, много внимания будет уделено истории мира, его мифологии и тонкостям политического устройства.

Главных героев по-прежнему трое: Каладин, Шаллан и Далинар. Хотя стоит отметить, что все чаще и чаще одеяло зрительского внимания перетягивают на себя ранее второстепенные персонажи вроде Сзета или Адолина. Примечательно, что в «Давшем клятву» психические проблемы героев видны особенно явно. Каладин страдает от почти клинической депрессии, и временами мне хотелось отогнать от него всех окружающих и привести к хорошему психиатру. У Шаллан развивается диссоциативное расстройство идентичности, и она все больше напоминает местного Билли Миллигана. У Далинара же ну очень жесткое посттравматическое стрессовое расстройство, на фоне которого процветал еще и запойный алкоголизм. Второстепенные персонажи в этом плане не отстают, однако градус маньячности Сзета уменьшился, да и Ясна преподнесла пару сюрпризов (ее глумления над Амаромом были буквально на уровне современных оскорблений образа матери оппонента, чего я никак не ожидал, но посмеялся).

Забавное наблюдение: Ясна, будучи не особо эмоциональным персонажем, любит реагировать на все странное, приподнимая бровь. Это нормально и придает персонажу своеобразный шарм. Но в какой-то момент остальные персонажи тоже начинают реагировать бровями на происходящее, и создается отчасти комичный эффект. Особенно, когда замечаешь подобное у Каладина, от которого ничего такого вообще не ждешь.

Кстати, в «Давшем клятву» присутствуют, по крайней мере, трое персонажей из «Убийцы войн», что не сильно влияет на понимание сюжета, но несколько нюансов могут ускользнуть от читателя. Ну и стоит помнить, что если первая книга была посвящена Каладину, а вторая – Шаллан, то третья книга представляет собой своего рода бенефис Далинара, чьи флешбеки можно назвать лучшей частью романа, ну и один из самых эпичных моментов за все три книги происходит именно с его участием и именно в «Давшем клятву».

Что касается российского издания, то особых претензий нет, за исключением недостатков редактуры (простой пример: две книги персонажа звали Шрам, в третьей он внезапно сделался Скаром), да мелких опечаток. Решение разделить книгу на два тома я нахожу удачным, ну и сами тома приятно держать в руках, не говоря уже о чтении, когда обилие иллюстраций и набросков придают процессу особое удовольствие.

В итоге, книга строго для фанатов масштабного эпического фэнтези вообще и Сандерсона в частности. Роман вызывает эмоции, за персонажей переживаешь, и после прочтения даже не хочется заострять внимание на минусах произведения, которые конечно есть, но на общем фоне выглядят совсем незначительно.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Давший клятву» – это лебединая песнь эпического фэнтези. Вопреки здравому смыслу, я начну с вывода. «Давший клятву» – великолепная книга, такая же, как и ее предшественницы, которые я оцениваю высоко. Но, только читая «Давшего клятву» я, наконец, понял, чем фэнтези Сандерсона отличается от другого, тоже хорошего эпика. Психологией, и социальными отношениями. Сандерсон очень человечно, натурально, показывает дружбу, любовь, готовность умереть за свою страну, переживания человека, рефлексию, не превращая все это в нытье. Его персонажи страдают без какого-то надрыва, без фальши, а как настоящие люди. И они также сложны. Не картоны, а оттого им очень хочется переживать. Не так просто осудить Моаша или Элокара, так как ,отчасти, за каждым из них есть определенная истина, и в целом, даже сам главный конфликт книг уже не так однозначен. «Давший клятву» особо раскрывает одного из самых удачных персонажей во всей прозе Сандерсона а может, и в мировом фэнтези – Далинара Холина. Далинар – рыцарь, узокователь, тот, на кого возложена великая миссия – и в то же время просто человек. Человек со своими пороками, и своей доблестью, которая вечно борется с «азартом». Это история воина, идущего сложным путем, взявшего на себя то, что невероятно тяжело, нечто ломающее хребет, личность переживающую море боли.… И все еще сильного лидера, несмотря ни на что. Мы видим как он стал из юнца, пошедшего за мечтой своего брата Гавилара тем самым, Далинаром Холином «Черным Шипом». Особо хорошо показаны психологические надломы – оцепенение некоторых персонажей, совестливость других, мертвое безразличие третьих. Все персонажи действуют, исходя их этой психологии, каждый шаг в этой книге смотрится логичным и оправданным, нет каких-то поворотов ради поворотов, зато присутствуют очень хорошо прописанные отношения. Именно хорошо, а не подробно – как например Далинара и его сыновей. Эпические столкновения все так же хорошо поставлены, но что самое главное – Сандресон все-таки великолепный писатель. Все вышеперечисленное просто талантливо написано. Тут 1400 стр., но они очень легко читаются, стилистически иногда автор доходит до вершин эпоса, а иногда ироничными подколами и диалогами не позволяет всему сгореть в пучине пафоса. Это прекрасная книга, которая продолжает историю Ордена Сияющих и Рошара. Впереди еще семь книг – множество битв и приключение, мучений, боли и любви. Это великий фэнтезийный цикл, который пишется в наше время(ЧЕРТ Я САМ УТОНУЛ В ПАФОСЕ!!! НУ ДА И ЛАДНО!) и если вы любите эпическое фэнтези, то имеет смысл ознакомиться с первоклассной историей. Когда-то мне не особо верилось, что можно написать фэнтезийный цикл из 10 книг крайне высокого качества. Но теперь… Я готов поверить. И раз уж Сандерсон так любит цифру 10, то и я ,так сказать, приобщусь своей оценкой к Ордену. Прекрасная книга, пример того, каким должно быть эпическое фэнтези.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не думал, что когда-либо это напишу, но данный эпос скатывается в УГ. Сандерсон в своем графоманском стиле растянул третий том до неприличия, при том, что значительная его часть не несет никакой смысловой нагрузки и читать это все местами мне было откровенно скучно. Да и супер-героев и супер-злодеев развелось больше, чем в марвеловских Мстителях.

Сам автор не раз подчеркивал, что писательство для него не стиль жизни, а способ зарабатывать деньги и потому пишет он не от души, а по графику, расписанному на десятилетие вперед, что в конечном результате отображается на качестве произведений.

Потому лично для себя решил, что будущих продолжений Архива Буресвета читать не буду. А жаль, ведь все так многообещающе начиналось...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх