FantLab ru

Филип Дик «Лабиринт смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Голосов:
850
Моя оценка:
-

подробнее

Лабиринт смерти

A Maze of Death

Другие названия: Гибельный тупик

Роман, год (год написания: 1968)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 88
Аннотация:

Колонисты, привлеченные выгодными контрактами, прибывают на загадочную планету – Дельмак-ноль. Они не знают, кто руководит колонией и зачем они там оказались. У них нет связи с внешним миром и возможностей покинуть планету. Один за другим поселенцы гибнут и оставшиеся в живых не могут установить причины смертей и найти ответы на остальные интересующие их вопросы, что становится жизненно важным, чтобы выбраться из лабиринта смерти. За одной истиной скрывается другая, а за другой – третья и чтобы победить смерть, этот путь нужно пройти до конца.

Входит в:

— журнал «Если 1995'11-12», 1995 г.


Номинации на премии:


номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1988 // Зарубежная книга. 5-е место (США)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 2000 // Научная фантастика - Роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Гибельный тупик
1993 г.
Лабиринт смерти
1997 г.
Лабиринт смерти
2002 г.
Человек в высоком замке. Лабиринт смерти
2006 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Лабиринт смерти
2011 г.
Лабиринт смерти
2018 г.

Периодика:

Если № 11-12, ноябрь-декабрь 1995
1995 г.

Издания на иностранных языках:

A Maze of Death
1970 г.
(английский)
Maze of Death
2005 г.
(английский)
Philip K. Dick: VALIS and Later Novels
2009 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень даже неплоха. Хотя Дик и сам признается во вступительном слове, что эти видения реально ему приходили, когда он принимал запрещенные препараты и если действительно представить, что такое может видеть человек в своих галлюцинациях, то это действительно страшно, особенно описанные в книге убийства. Но концовка ставит всё на свои места и возвращает роман из сюрреализма в научную фантастику!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, не могу себя отнести к почитателям абсурда и какого-то сюрра, скорее наоборот. Но вот у Филиппа Дика это получается в конце-концов очень интригующе. В этом романе по сути абсурдно всё, и изначальный мир, и сами герои, и их поступки, и реакции на окружающую абсурдность. И я, как читатель, не знаю как мне реагировать, когда по инопланетному миру ползают странные механические существа, когда исчезают реки, а к таинственному зданию, которое здесь и в помине быть не должно, невозможно подойти. При этом герои на всё это реагируют, как всё в порядке вещей. Я и себе начинаю думать, может это странности чуждого нам мира и всему есть объяснение, ну например, как в Солярисе?

Ко всему добавляется атмосфера какой-то тайны, когда как в «десять негритят», читатель чувствует безысходность, что все должны в итоге погибнуть и лишь задаётся вопросом, кто будет последним и останется ли в конце в живых хоть кто-нибудь? При этом вся эта абсурдность и нелогичность довлеет для меня в негативную сторону.

Но Ф. Дик не был бы Ф. Диком, если бы весь этот сюр закончился бы так просто. Признаться это далеко не первый роман у автора, который я прочитал; Электроовцы мне не понравился, Убик мне потом мерещился почти в каждом втором авторском рассказе, а здесь я был, почему-то ориентирован на такую же абсурдность концовки. Но Убик полез снова и в концовке все перевернулось с ног на голову и обрело таки некий смысл, заставив меня переоценить всё произведение и поднять оценку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот они истоки Матрицы, когда невозможно определить где реальность, а где игры сознания, как отличить одно от другого? Эта тема особенно хорошо удаётся автору. И в концовке все усмотрели, что героям вопреки всему понравился мир Дельмака, что они решили в него вернуться, а может сюр продолжается и мир выбирает их, пока каждый не придёт к исходу, который произошёл с Сетом?
Хотя добавление в повествование вот такой авторской обработки религии, мне привносило лишь дополнительный сумбур, и не будь его, возможно было бы лучше. Если честно, я так и не понял авторской концепции религии, хоть в отзывах её и хвалят, как стройную и логично увязанную. А в конце повисает вопрос: «Что есть реальность?»...

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добрый день! Только закончил читать и у меня несколько странное ощущение. Во-первых, я сам себе удивился, поставив оценку 9. День назад, прочитав всего 50 страниц, я думал, что речи ни идет не то что об оценке, а вообще о том, стоит ли читать дальше. Во-вторых, бессмысленно линейно пересказывать сюжет в стиле -« случилось то, затем другое», поверьте, чтобы наступил переворот мозга в отношении романа, его надо прочитать. В-третьих, наверно для того, чтобы понять Дика, надо вырасти, роман не похож на развлекательную фантастику. Но это начинаешь подозревать со второй трети книги ( говорю за себя). А окончательно все перевернет или поставит на свои места -финал. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное единственная вещь у Дика,которая мне НЕ понравилась своими финалом.

Я вообще терпеть не могу когда хоть в книгах,хоть в кино,назагадывают загадок по ходу действия,а под конец говорят -«Ты хочешь отгадок,дорогой читатель/зритель?Спасибо что следовал за мной на протяжении всей сюжетной линии,держи разгадку и держи покрепче,не то выронишь и обляпаешься,ибо сюжет наш сыр,горяч и недоварен,потому как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ничего этого нет,а что есть — то просто глюки ГГ,коим просто скуку нечем разбавить
,а этот недоваренный сценарий — как раз то,что есть в меню на данный момент,и не нойте,прорисовка мира же отличная!»

Создалось ощущение,что Ф.Дик сам не знал,как закончить это произведение,поэтому закончил как смог,а не как хотелось.

В целом же читалось с интересом,и ежели бы здесь присутствовала любая другая концовка,а не то,что имеем — было бы отлично,шедеврально и десять баллов.

А так — только семёрка (повторюсь,финал всё испортил),плюс таблетка от давления для меня после прочтения...

ЗЫ.Идея,что называется,хорошая — но недотянул и не выехал,увы...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Творческое наследие  Дика словно  барахолка, где  в огромную кучу свалена всякая всячина  разной  ценности и полезности.

Есть  невнятные, сырые произведения.  Есть  шедевры (Убик), но попадаются и любопытные  диковинки  вроде  «Лабиринта смерти».

Кстати, заметил — нередки замечания о завышенных ожиданиях и неоправдавшихся надеждах, вызванных предварительным знакомством с отзывами.

Вот и с « Лабиринтом»...

Бросил взгляд на  рецензии —   катарсисные «десятки», уверения в философской глубине, сравнения с «Алисой в стране чудес», обещание массы убийств в духе «Десяти негритят»... 

Ребята, имейте чувство меры!

Ну какие  «десять негритят» ?!  Все негритята — на десяти страницах, в ритме: Авраам родил Исаака; Исаак родил  Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его...

Да, две трети романа — добротная логично выстроенная фантастика  ; затем карусель начинает вертеться быстрее, рывками и  весь багаж сбивается в кучу...

В сюжетное варево накрошено немало:  тут и виртуальная реальность, и христианский модернизм, и скандинавская мифология в вагнеровской интерпретации и психоаналитические этюды, даже кибернетический аналог  пифии  дельфийского  оракула имеется.

По сути, только тем  роман и интересен — своей избыточной, почти  барочной   эклектикой.  Ну, и конечно авторской принадлежностью.

Лично меня, в романе  зацепила  фраза,  а по сути,  истина, совсем не фантастическая  —  «Мы живем в мире, построенном миллионами тружеников. Большинство из них давно умерло, не получив за свою работу практически никакого вознаграждения.»...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первые две трети книги это добротная фантастика на 7-8 баллов, но потом начинается такой бред, после прочтения которого начинаешь сомневаться что это писал сам писатель а не его собака. Взять хотя бы мысль одного из ГГ выданная им на захваченном корабле при наведении орудия на корабль преследователей: «Решение далось нелегко: Сет впервые осознанно шел на убийство». И эта мысль ГГ выдается в то время, когда буквально под его ногами еще не успели остыть два трупа пилотов, пытавшихся его спасти из лабиринта, которых он без всякой причины расстрелял в упор за несколько часов до этого! Такого бреда в литературе ещё поискать надо. И такого абсурдописания в последней трети книги одно за другим. Полный неадекват

Оценка: 1
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Лабиринт смерти» определенно находится в верхней части списка произведений Филипа Дика.

История чуть больше десятка колонистов, прибывших на заброшенную планету Дельмак-0 непонятно для чего. Впереди ожидает куча загадок и тайн самой планеты, наподобие «Града обреченного», масса убийств в духе старых-добрых «Десяти негритят» и финальный поворот в духе «Распалась связь времен». Конечно, в совокупности роман больше всего напоминает «Убик». Но здесь, во-первых, шедеврально прорисована действующая в галактике религия, а во-вторых, каноничная концовка в духе всех фильмов начала нулевых, где сюжет переворачивается с ног на голову. Конечно, в «Убике» было нечто похожее, но здесь концовка понятна и однозначна. Это — знаковый канон всех будущих подобий фильмов с перевернутой концовкой.

Разбирать психологические и моральные темы, которых, как может показаться, касается автор, я не буду. Ибо считаю этот роман исключительно развлекательным и работающим на впечатление. Новая религия в «Лабиринте смерти» — хороший бонус для людей разбирающихся. А так, это произведение на атмосферу, сюжет, концовку и переживание.

Я могу пофилософствовать, что все мы, жители планеты Земля, мечемся вокруг своей звезды, летим мимо других галактик и бессмысленно, отчаянно умираем. И что нам приходится почти всегда играть в имитацию, дабы забыться и принять на себя какую-нибудь полезную социальную и поведенческую роль. Однако никаких новых откровений данный тезис лично мне не дает. Роман «Лабиринт смерти» — просто отличная картина, красивое полотно.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о функционировании механизмов веры. О том, что тот, которого о чем-то просят иногда откликается и исполняет твои желания, и что из этого получается. Очень важным в романе представляется мысль о том что даже самые сокровенные и выстраданные желания не будучи подхваченными и усиленными специальными передающими устройствами могут и недойти до своего адресата , а самого вопрошающего надолго отвадить от подобного рода занятий. Вернуть его во времена оные, когда освоение межгалактических пространств жестко ассоциировалось с безбожием и наивнодетскими мечтами о построении коммунизма сначала где-то там, а уж потом непосредственно у себя дома- на планете Земля. Роман оказавший несомненное влияние на братьев Стругацких и их крупномасштабный проект- роман ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ. Вспомним хотя бы образ КРАСНОГО ЗДАНИЯ и тех догадок, которые строят по его поводу герои АБС. У Дика о ЕГО здании догадок строится не меньше. А образ НАСТАВНИКА из Града? Разве истоки его не в ХОДЯЩЕМ-ПО-ЗЕМЛЕ у Дика? Не говоря уже о термине ЭКСПЕРИМЕНТ. У Дика он фигурирует как одна из гипотез того, что по мнению его героев с ними происходит. У АБС же как жесткая констатация: ЭКСПЕРИМЕНТ- ЕСТЬ ЭКПЕРИМЕНТ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У героев Дика — коллективный сон с прописанными на каждый случай моделями поведения есть убийство времени перед неизбежным концом.
У Стругацких — это всегда путь к самому себе, к истокам, к основаниям, там где все и началось.... У Стругацких изможденные и постаревшие герои возвращаются в собственное детство с классическими пионерами, мамиными котлетами и маячящим на горизонте товарищем Сталиным.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У Дика возвращаться в принципе некуда. Земля отцов давно обезлюдила, а до новой планеты, как до коммунизма, не долететь. Разве что попробовать в очередном коллективном сне обыграть то, что в предыдущем сне так трагически завершилось.
Но хоть так,- любят повторять писимисты. — Хоть так, хоть так...........

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Концовка романа просто потрясла, самое ярчайшее впечатление. В этом весь Филипп Дик.

Ставлю 10 только из-за концовки романа. Кто не читал, самое главное не смотрите конец, а то впечатление уже не такое будет

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых доступных для восприятия, несмотря на многоуровневый сюжет, и надолго запоминающихся книг Филипа Дика. Здесь есть всё — и триллер, и космическая фантастика, и психоделика (автор-признанный мастер этого жанра). На мой взгляд, основная идея романа — в самой безнадежной ситуации возможно победить, при наличии веры, воли и способности мыслить. Или — идея первична, материя — вторична, человеку силой мысли возможно сформировать (не только вообразить) любую реальность. А тот, кто сможет создать Бога своим воображением, может стать ему равным.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Лабиринт смерти» — сюрреалистический ответ на вопрос «что такое человек?». Понять некоторые вещи, которые там происходят — невозможно, но именно из-за этого я и читаю романы Филипа Дика, ведь так талантливо и мастерски передать свои психоделические фантазии может только он.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«А как насчет мира , где мы — спокойные , мертвые — лежали бы в гробах? Ведь, по существу, именно это нам и нужно».

Честно признаюсь,как бы я не старался ,я не смогу написать ничего нового о романе великого мастера. Мы же все прекрасно понимаем- это классика, многослойное , сложное ,умное, безумно интересное произведение. Это Филип Дик . Я хотел бы привести аналогию, с которой многие , я думаю, согласятся. Кто нибудь пытался определить жанр в котором пишет этот человек? Психоделика? Притча? Философская фантастика? Может, магический реализм? Триллер , комедия, ужасы?Может все сразу? А давайте вспомним Квентина Тарантино (я знаю, киноманы будут рады такому сравнению), ведь нельзя определить направление ,в котором снимает этот великий режиссер . Мы с гордостью называем эти фильмы «тарантиновскими» и когда выходит в прокат что-то похоже , мы говорим «О, да этот фильм в стиле Тарантино». Понимаете ,он создал это уникальное направление, он сломал принятые устои, это его жанр.Так и с нашим любимым Диком, его произведения не поддаются классификации , они по своей сути «диковские» и ничего с этим не поделаешь. Да, есть романы , несколько нетрадиционные для него ,но мы говорим о созданной им ни на что не похожей форме повествования. И моему восхищению нет предела...

Что касается конкретно «Лабиринта Смерти»- абсурд ,сюрреализм, фантасмагория. Я читаю, и понимаю , что я ничего не понимаю,но это так захватывает , я как будто смотрю чей-то сон, и я хочу еще ,больше,больше...Конечно ,после прочтения я несколько раз перепрочел концовку, многое обдумал. Знаете роман очень грустный,и каждый в нем увидит что-то для себя (классика,вы понимаете). Поднимается множество философских проблем,Дик не стесняется показывать свою эрудированность , заставляет нас думать (а с таким захватывающим повествованием время на это не остается ,приходится записывать карандашом обрывки мыслей и после прочтения к ним возвращаться).Основное , что я увидел это проблема модного в наши время (порой выставляемого на показ) атеизма и веры , религии в общем ее понимании.Проникновение в суть проблемы очень глубокое и я думаю каждый должен этим проникнуться , потому что это про всех нас. Я уверен всем нам нужна вера ,иногда даже во вред правде и здравому смыслу,возможно, на границе с патологией и помутнением рассудка.

Вместе с тем ,раскрывается экзистенциальная проблема стремления к смерти , саморазрушение, агрессия.Масса психологических выкладок тесно сплетаются с религией и философией- рай для литературного гурмана.

Отдельно по поводу религии. Да ,это правда ,очень логически завершенная,крайне продуманная и интересная система. Мне в отдельные моменты все это напоминало «Князя Света» Р.Желязны.

Читая отзывы,наткнулся на негативную рецензию ,где говорилось о шаблонности персонажей. В некотором смысле, я соглашусь с этим . Дело в том , что их образы и характеры созданы скупыми,но очень точными штрихами, намеренно, а все остальное время отводится под очень сильное повествование . Здесь объёмность персонажей постольку поскольку , как говориться)

Подводя итоги , хотелось бы отметить , что Дик ,как всегда, оставляет нам массу вопросов ,на которые мы сами должны ответить.Я долго еще буду думать над определенными элементами концовки( философской и сюжетной частью) и благодарить Дика за его творчество.

Безусловно, 10 из 10

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотя чтение доставило не мало удовольствия, разобраться что же все-таки происходит в этой книги у меня не получилось. Да и не вяжутся как-то в одном произведении психоделика, детектив и триллер. У каждого свои каноны, свои принципы, которые не всегда можно друг с другом увязать. Одно из важных моментов в романе — самопровозглашенная логически не противоречивая религия, по-моему довольно абсурден. А концовка так и вовсе добила —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный герой мог исполнить любое свое желание, и он выбрал ПРЕВРАТИТЬСЯ В КАКТУС!!!
Ну как это можно серьезно воспринимать!?

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для первого знакомства с творчеством Филипа Дика я выбрала небольшой, но известный роман (не такой известный, как «Убик» или «Человек в высоком замке», но всё же) – «Лабиринт смерти» (он же «Гибельный тупик»).

Встретила меня фантастика. Выстроенный параллельными линиями сюжет, где герои прибывают на некую планету из разных точек вселенной, чтобы получить желаемое, соответствует всем условиям жанра. Космические челноки в одну сторону, поселение на дикой планетке, узкоспециализированные люди, собранные для неведомых пока задач неведомо кого. Автор не даёт подсказок, с чем придётся столкнуться читателю, и я, читатель, верю автору на слово.

А зря! Теологические выкладки вдруг обрушиваются на меня, хотя я ведь вижу, что специально для этого романа Диком создана автономная религия, отчасти построенная на принципах известных нам теизмов. Каждый из четырнадцати героев романа имеет хоть какое-то отношение к вере, но это отнюдь не религиозный текст. Благодаря теологии фантастика превращается в психоделику, и когда герои сталкиваются с проблемой – они застряли на планете, о которой ничего не знают! – классический сюжет превращается в чудовище Франкенштейна: это немного и детектив, и драма, и притча, и даже ужасы. Кажется, что всё смешалось не только в доме у Облонских, но и у автора в голове. Предсказать, что он предпримет в следующей главе, просто невозможно.

Итак, на руках у нас четырнадцать героев, странноватый и жутковатый мир, а также подозрения, касающиеся зачинщиков этого мероприятия (надо же такое выдумать – послать к чёрту на рога абсолютно некоммуникабельных людей!). В какой-то момент начинаются убийства, и становится ясно, что выбраться с планетки героям просто так не удастся. Да и удастся ли вообще?

Эта история преподнесена через многих героев, поэтому когда очередного носителя «читательских глаз» убивают, просто не знаешь, что и думать. Кто станет следующим «показывающим»? И не значит ли это, что его следующим и прихлопнут? И кто? И ещё – почему?

Это настоящий лабиринт смерти. По нему пройдут все. Игра, где кукловоды принимают неожиданные формы, загадка с горьким ответом.

Очень логичный роман. Немного страшный (психологически). Мастерски интригующий и задающий ровно столько вопросов, чтобы не вывалиться за рамки установленных жанров.

+8

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень примечательный и необычный роман, где восприятие происходящего меняется с каждым абзацем, не говоря уже о странице. Вот чистая колониальная фантастика, которую сменяет стремительный триллер. а потом забористая психоделика, сочащаяся чистейшим безумием, перетекающая в почти классический детектив, но поиски преступника осложняет постоянно меняющийся фон и вводные. Это все создает совершенно безумный, но очень интересный водоворот.

Здесь «10 негритят» встречаются с «Алисой в Зазеркалье» и много чем еще.

Филип Дик искусно создает иллюзию, избавившись от которой, попадаешь в очередную иллюзию, и так далее.

Роман постоянно не то, чем кажется.

И только на последней странице можно понять что же тут творилось. При условии, что внимательно читал книгу, а не просматривал. И то остается простор для трактовок и игры воображения.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх