Филип Дик «Лабиринт смерти»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Религиозное (Религия, придуманная автором )
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Колонисты, привлеченные выгодными контрактами, прибывают на загадочную планету – Дельмак-ноль. Они не знают, кто руководит колонией и зачем они там оказались. У них нет связи с внешним миром и возможностей покинуть планету. Один за другим поселенцы гибнут и оставшиеся в живых не могут установить причины смертей и найти ответы на остальные интересующие их вопросы, что становится жизненно важным, чтобы выбраться из лабиринта смерти. За одной истиной скрывается другая, а за другой – третья и чтобы победить смерть, этот путь нужно пройти до конца.
Входит в:
— журнал «Если 1995'11-12», 1995 г.
Номинации на премии:
номинант |
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1988 // Зарубежная книга. 5-е место (США) | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 2000 // Научная фантастика - Роман (США) |
- /языки:
- русский (8), английский (3)
- /тип:
- книги (10), периодика (1)
- /перевод:
- Г. Корчагин (6), И. Петрушкин (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elninjo_3, 9 сентября 2013 г.
Наверное, я никогда не читал книги, в которой так превосходно описано падение человека в омут безумия. С каждой главой, с каждой фразой, с каждым действием героев ты понимаешь, что они пропали, что книгу пишет сумасшедший, и сам читатель начинает сходиться с ума, т.к. не может понять, что происходит, мечется между строк, не находя выхода. Самое главное в этой книге — ее «ненормальность». Это чистое, продуманное до мелочей, до каждого междометия, сумасшествие. Это гениально! Я не могу как-то снизить оценку за то, что этот роман очень «неудобный», непривычный или просто «бред сумасшедшего». Он написан просто превосходно. Особенно, когда ты читаешь его после какого-нибудь «Дигитала» Олега Маркеева, романа, разрекламированного, как «российская Матрица». Сравнивая, ты понимаешь, что такое настоящий талант. И я здесь даже не об уровне фантазии, не продуманности религии, нет! Я об искусстве создать в голове у читателя правдоподобный логичный (пусть и странный) мир. Ты мечешься по планете «Дельмак-0», ты видишь, как электронные растения меняют форму, ты идешь топиться в реке и чувствуешь отчаяние. Ты живешь в этом романе. Это литература другого уровня. И вот пока ты там живешь, Дик обрушивает на тебя концовку, которая по мощи, сравнима с «Долгим Джонтом» Кинга.
И только тогда в ваше воспаленное сознание проникает весь ужас того, что происходит с героями на самом деле.
Сказочник, 16 марта 2011 г.
Детектив? Психоделика? Триллер? Боевик? Философская притча? И да, и нет... Пожалуй, лучше всего будет замешать этот коктейль, добавить героев, изображающих различные психические патологии, избавить книгу от вообще каких бы то ни было ярлыков и констатировать факт, что Дик традиционно непредсказуем.
SGRAY, 13 апреля 2010 г.
Когда я узнал о книге Убик, я начитался мнения людей без спойлеров и был готов к чему-то невообразимому в конце. Когда я купил книгу и прочел ее до конца, с огромным удовольствием, я пришел в недоумение, т.к. грандиозного финала не обнаружил, да, книга отличная, но ничего с ног на голову меня не поставило. Минут через 10 я еще раз прочитал последние 2 предложения несколько раз и до меня тогда дошло... Т.е. так и не дошло, что же произошло, или ГГ изменяет реальность из мира мертвых, или его босс тоже лежит мертвый рядом.
За время прочтения Лабиринта мнение переменилось несколько раз. Ну, во-первых, как у любого автора, книг или музыки у автора будет один стиль. Так и тут, в принципе, если читать Дика, можно догадаться, что в конце произойдет какой-то перевертыш и еще изменение реальности. И есть повторение, тут появился ниоткуда Заступник, которого выдумала команда корабля, и уводит Сета Морли. В «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Мерсер, несуществующий персонаж, появляется и помогает Декарду, в Убике появляется мертвая жена босса главного героя и дает убик, ну тут как то это объяснимо. Я то предполагал, что все происходит в сознании одного человека, а он сидит в психушке, и когда все решили, что они на Земле и являются убийцами, я был уверен, что правильно угадал. Когда я понял, что герои
Nortaga, 22 января 2007 г.
Ненавижу Дика.
Сидишь, читаешь, мучаешся, перевариваешь его наркотические фантазии. Думаешь, бросить или читать дальше. Дочитываешь до конца — а там ТАКОЕ. «А может еще что-нить у Дика почитать?» Вот с таким вопросом каждый раз, перечитал половину библиографии Дика. Ну что же, еще есть читать другая половина.
ПС.
А «Лабиринт смерти» ака «Гибельный тупик» надо читать подготовленным и закаленным на других произведениях Дика, иначе можно не понять за что такие большие оценки.
alex1970, 29 января 2016 г.
Очень примечательный и необычный роман, где восприятие происходящего меняется с каждым абзацем, не говоря уже о странице. Вот чистая колониальная фантастика, которую сменяет стремительный триллер. а потом забористая психоделика, сочащаяся чистейшим безумием, перетекающая в почти классический детектив, но поиски преступника осложняет постоянно меняющийся фон и вводные. Это все создает совершенно безумный, но очень интересный водоворот.
Здесь «10 негритят» встречаются с «Алисой в Зазеркалье» и много чем еще.
Филип Дик искусно создает иллюзию, избавившись от которой, попадаешь в очередную иллюзию, и так далее.
Роман постоянно не то, чем кажется.
И только на последней странице можно понять что же тут творилось. При условии, что внимательно читал книгу, а не просматривал. И то остается простор для трактовок и игры воображения.
V-a-s-u-a, 16 января 2010 г.
Сильная книга. Редкий пример когда концовка типа «и тут он проснулся в холодном поту» делает книгу только лучше. Последние главы дают лучшее понимание всех предыдущих глав и дают понять, что же такое «гибельный тупик».
Книга — прекрасный пример фантастики, повествующей прежде всего о людях. Прочитав книгу я понял, как же всё-таки мало отделяет нормального человека от психа, практически ни за что убивающего своего товарища.
Из минусов — растянутое начало. Но это можно списать на нагнетание атмосферы.
krampuls, 24 августа 2023 г.
Остаётся одним из лучших для меня романов Дика, потому что это роман про Бога, но написанный до того, как автор увлёкся усложнениями этой темы в виде гностицизма и в романы начали просачиваться проповеди единственно верного учения с рыбкой. Как Дик пишет в предисловии, они с другом успешно придумали оригинальную логичную непротиворечивую религию, не повторяющую предыдущие попытки, но бритва Оккама работает для всех, и в «Путешествии к Арктуру» или «Доме на краю ночи» можно найти те же концентрические круги исходящей из центра благодати и её отсутствие или «затенение» на периферии – логику применяли и раньше. Новизна (относительная) тут в том, что Книга «даёт научное доказательство существования Бога», тем самым заменяя веру как основание религии знанием (отличный парадокс).
При чтении оригинала конец воспринимается по-другому, проглядывает надежда. При чтении перевода давным-давно финал казался совсем безнадёжным (галлюцинация, самоубийство), теперь при чтении оригинала заметнее упоминание того, что Сет хуже всех забывает конструкты совместного сновидения и относительно долгое время продолжает воспринимать их реальными в реальности. Корабельный TENCH создал «на основе всех религий» логически непротиворечивую религию для сновидения, и Сет получает возможность «выхода» – ведь непротиворечивая религия должна работать и в реальности.
Ощущается довольно прямой намёк на то, что только религия с поддержкой в виде научного знания может сработать на «современном» человеке – члены экипажа Persus-9 в безнадёжной ситуации не пытаются искать духовной поддержки в традиционной религии, а вот мир Дельмак-О, несмотря на перспективу насильственной смерти в сновидении, влечёт их надеждой.
Повороты «детективного» сюжета на высоте, хотя по сравнению со схожим по схеме Ubik местами есть ощущение спешки.
В очередной раз при чтении оригинала Дика восхищаюсь приземляющими жаргонизмами, которые укореняют фантастическое повествование и делают его реальным. Где он их берёт? Судя по Merriam-Webster, многие из них британского происхождения. А также noser и электротехнические термины. Больше всего порадовал непереводимый провокационный лифчик (peek-n-squeeze bra). Гугление словосочетания peek-n-squeeze даёт единственное (кроме самого романа) упоминание, в статье New Yorker 1997 года о ночной жизни.
По переводу Г. Корчагина в издании 2018 года. Перевод уровня, когда «покойный епископ Пайк» переведено как «позднее, епископ Пайк», а «я опирался на версию из «Кольца Нибелунгов», а не на оригинальные мифы» как «я опирался на версию из «Кольца Нибелунгов», к оригинальным мифам я обращался реже». И это только в предисловии автора. Дельмак-Ноль вместо Дельмак-О. Noser (то есть «проныра») переведено как «носач». Носач! Также в новом переводе отсутствует целая страница из описания домогательств Сюзи к Сету, отличной комической сцены с плохим концом. Особенно жалко момента, когда сцена идёт глазами Сюзи. То есть старый перевод безымянного переводчика в издании 1993 года «Гибельный тупик» остаётся лучшим – в новом переводе корявости языка не меньше, зато добавлены новые огрехи.
Уиллард, 30 июня 2016 г.
«А как насчет мира , где мы — спокойные , мертвые — лежали бы в гробах? Ведь, по существу, именно это нам и нужно».
Честно признаюсь,как бы я не старался ,я не смогу написать ничего нового о романе великого мастера. Мы же все прекрасно понимаем- это классика, многослойное , сложное ,умное, безумно интересное произведение. Это Филип Дик . Я хотел бы привести аналогию, с которой многие , я думаю, согласятся. Кто нибудь пытался определить жанр в котором пишет этот человек? Психоделика? Притча? Философская фантастика? Может, магический реализм? Триллер , комедия, ужасы?Может все сразу? А давайте вспомним Квентина Тарантино (я знаю, киноманы будут рады такому сравнению), ведь нельзя определить направление ,в котором снимает этот великий режиссер . Мы с гордостью называем эти фильмы «тарантиновскими» и когда выходит в прокат что-то похоже , мы говорим «О, да этот фильм в стиле Тарантино». Понимаете ,он создал это уникальное направление, он сломал принятые устои, это его жанр.Так и с нашим любимым Диком, его произведения не поддаются классификации , они по своей сути «диковские» и ничего с этим не поделаешь. Да, есть романы , несколько нетрадиционные для него ,но мы говорим о созданной им ни на что не похожей форме повествования. И моему восхищению нет предела...
Что касается конкретно «Лабиринта Смерти»- абсурд ,сюрреализм, фантасмагория. Я читаю, и понимаю , что я ничего не понимаю,но это так захватывает , я как будто смотрю чей-то сон, и я хочу еще ,больше,больше...Конечно ,после прочтения я несколько раз перепрочел концовку, многое обдумал. Знаете роман очень грустный,и каждый в нем увидит что-то для себя (классика,вы понимаете). Поднимается множество философских проблем,Дик не стесняется показывать свою эрудированность , заставляет нас думать (а с таким захватывающим повествованием время на это не остается ,приходится записывать карандашом обрывки мыслей и после прочтения к ним возвращаться).Основное , что я увидел это проблема модного в наши время (порой выставляемого на показ) атеизма и веры , религии в общем ее понимании.Проникновение в суть проблемы очень глубокое и я думаю каждый должен этим проникнуться , потому что это про всех нас. Я уверен всем нам нужна вера ,иногда даже во вред правде и здравому смыслу,возможно, на границе с патологией и помутнением рассудка.
Вместе с тем ,раскрывается экзистенциальная проблема стремления к смерти , саморазрушение, агрессия.Масса психологических выкладок тесно сплетаются с религией и философией- рай для литературного гурмана.
Отдельно по поводу религии. Да ,это правда ,очень логически завершенная,крайне продуманная и интересная система. Мне в отдельные моменты все это напоминало «Князя Света» Р.Желязны.
Читая отзывы,наткнулся на негативную рецензию ,где говорилось о шаблонности персонажей. В некотором смысле, я соглашусь с этим . Дело в том , что их образы и характеры созданы скупыми,но очень точными штрихами, намеренно, а все остальное время отводится под очень сильное повествование . Здесь объёмность персонажей постольку поскольку , как говориться)
Подводя итоги , хотелось бы отметить , что Дик ,как всегда, оставляет нам массу вопросов ,на которые мы сами должны ответить.Я долго еще буду думать над определенными элементами концовки( философской и сюжетной частью) и благодарить Дика за его творчество.
Безусловно, 10 из 10
Dune, 11 марта 2008 г.
Странная теория Бога, как будто он есть в реальности, и его ангелы посещают людей.
Загадочная планета, на которой происходят смерти.
Психологические проблемы всех действующих лиц, не могущих нормально быть в обществе.
Одна разгадка всего происходящего сменяет другую с указанием полной несостоятельности предыдущей.
Поразился, как мэтр очень кратко и чётко описал характеры своих героев. Надо бы принудительно заставлять современных российских авторов изучать творчество Дика, может тогда они научатся писать.
Uldemir, 21 августа 2005 г.
Десять негритят от Филипа Дика с интересными развязкой и финалом. Только не смотрите на аннотации к этому роману до его прочтения! Если будете знать, в чем прикол, эффект будет уже не тот.
igorperunov, 20 ноября 2018 г.
Роман о функционировании механизмов веры. О том, что тот, которого о чем-то просят иногда откликается и исполняет твои желания, и что из этого получается. Очень важным в романе представляется мысль о том что даже самые сокровенные и выстраданные желания не будучи подхваченными и усиленными специальными передающими устройствами могут и недойти до своего адресата , а самого вопрошающего надолго отвадить от подобного рода занятий. Вернуть его во времена оные, когда освоение межгалактических пространств жестко ассоциировалось с безбожием и наивнодетскими мечтами о построении коммунизма сначала где-то там, а уж потом непосредственно у себя дома- на планете Земля. Роман оказавший несомненное влияние на братьев Стругацких и их крупномасштабный проект- роман ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ. Вспомним хотя бы образ КРАСНОГО ЗДАНИЯ и тех догадок, которые строят по его поводу герои АБС. У Дика о ЕГО здании догадок строится не меньше. А образ НАСТАВНИКА из Града? Разве истоки его не в ХОДЯЩЕМ-ПО-ЗЕМЛЕ у Дика? Не говоря уже о термине ЭКСПЕРИМЕНТ. У Дика он фигурирует как одна из гипотез того, что по мнению его героев с ними происходит. У АБС же как жесткая констатация: ЭКСПЕРИМЕНТ- ЕСТЬ ЭКПЕРИМЕНТ.
orel, 17 июня 2017 г.
Концовка романа просто потрясла, самое ярчайшее впечатление. В этом весь Филипп Дик.
Ставлю 10 только из-за концовки романа. Кто не читал, самое главное не смотрите конец, а то впечатление уже не такое будет
URRRiy, 6 мая 2017 г.
Одна из самых доступных для восприятия, несмотря на многоуровневый сюжет, и надолго запоминающихся книг Филипа Дика. Здесь есть всё — и триллер, и космическая фантастика, и психоделика (автор-признанный мастер этого жанра). На мой взгляд, основная идея романа — в самой безнадежной ситуации возможно победить, при наличии веры, воли и способности мыслить. Или — идея первична, материя — вторична, человеку силой мысли возможно сформировать (не только вообразить) любую реальность. А тот, кто сможет создать Бога своим воображением, может стать ему равным.
viktor111, 18 июля 2012 г.
Наверное, лучший роман автора. Даже если не понравились остальные вещи автора — читать обязательно. Философское, атмосферное произведение, имеющее с классическим нф мало общего. После «Соляриса» ставлю это произведение.
vsvld, 6 февраля 2011 г.
Супер!!! Один из лучших романов, и уж точно — самый неожиданный. Главный обман скрывается в предисловии, а разгадка дается буквально на последних 2-3-х страницах, напрочь отменяющих весь предыдущий текст... Даже не знаешь, с чем сравнить этот ДИКИЙ (в обоих смыслах) роман, хотя, справедливости ради заметим — он попроще большинства классических вещей автора. Но это ничуть не минус.