FantLab ru

Филип Дик «Око небесное»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
500
Моя оценка:
-

подробнее

Око небесное

Eye in the Sky

Другие названия: Глаз в небе; Небесное око

Роман, год (год написания: 1955)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 58
Аннотация:

Авария на протонно-лучевом дефлекторе «Мегатрон». Пострадали восемь человек. В течении нескольких минут этим людям придётся окунуться в миры, существующие в глубинах их подсознания. «Может, под обманчивой поверхностью всегда существовала эта реальность...»

Похожие произведения:

 

 


Мастер всея Галактики
1996 г.
Око небесное
2000 г.
Вне времени
2008 г.
Солнечная лотерея
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Eye in the Sky
1957 г.
(английский)
L'occhio nel cielo
1980 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В процессе жизни у человека формируются его собственные уникальные представления обо всем, что его окружает, стериотипы, комплексы, в общем частично то, что мы иногда называем «тараканами в голове». У кого-то эти тараканы достигают размеров лошадей и неукротимым табуном носятся в голове, сметая все на своем пути, поднимая в воздух столбы пыли. Каждый справляется со своими «тараканами» как может или не справляется вовсе, но если тебя наградят чужими — как ты будешь ладить с ними? Своя рубашка ближе к телу, как-никак.

В одной из книг по философии Дик вычитал такие понятия, как idios kosmos (частный мир) и koinos kosmos (мир общий), как пишет биограф автора Эммануэль Каррэр. Суть в том, что idios kosmos реально существующее представление об окружающем мире внутри каждого человека, а koinos kosmos живет лишь посредством договоренности между людьми о том, как выглядит мир настощий, в котором обитают все люди. Дику пришла идея окунуться в чужой idios kosmos не отказываясь от своего. Это в конечном итоге вылилось в роман «Око небесное», о приключениях восьми героев в трансформированных мирах, по образу и подобию «тараканов» в их головах.

Хороший авторский стиль и непрекращающееся напряжение от всего происходящего абсурда не дают отложить этот небольшой роман не дочитав до конца. Но хоть повествование и пытается влезть в чужие головы, исследовать чужие представление о вещах, чужие комплексы, заморочки, основываясь на филосовской концепции, которую Дик когда-то почерпнул, ждать какого-то откровения или серьезности, или глубоких измышлений автора совершенно не стоит. Это хороший иронический равлекательный роман, который высмеивает человеческие глупости, засевшие глубоко-глубоко в головах. По окончанию может показаться, что один мир был расписан слишком широко, а другие оказались несколько куцыми, а в третьи и вовсе не заглянули, но автор рассчитал все совершенно правильно — история сплетена таким образом, чтобы читатель не успевал уставать от происходящего. Герои погружались все в более темные закоулки людского мозга, попадая все в новые и новые миры, дойдя до конечной точки.

В итоге, этот увлекательный роман, не лишенный смысла, можно отнести к тем произведениям автора, которые можно прочитать исключительно ради удовольствия, а не по каким-то другим причинам.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Филип Дик. Око небесное. СПб. Амфора. 2000. Перевод Г.Белова. 300 стр. 8 т.э. серия «Новая коллекция». (мягкая обл.)

[Eye in the Sky, 1957]

Читайте этот роман, и вам откроется величайшая со времен изобретения налогов тайна — никакого единого реального мира не существует, а существуют лишь фантазмы, воплощенные в живую плоть прохожих и кровельное железо близлежащих построек представления людей об окружающем их мире.

После случайной аварии на научно-исследовательском комплексе «Мегатрон» группка экскурсантов из восьми человек потеряла в полном составе сознание и подпала под влияние неуравновешенной психики идиота-вояки Артура Сильвестра — единственному из посетителей «Мегатрона», сохранившему свое сознание и свое видение окружающей действительности. Если ему кажется, что все негры шаркают подошвами и плохо говорят на английском, то отныне все негры будут волочить ноги и шепелявить; если женщина придерживается радикальных взглядов в политике, то она неминуемо станет невысокой толстушкой.

«Неужели все эти люди не подозревали, что являются всего-навсего извращенной выдумкой чьей-то прожженной башки?»

Мир генерала Сильвестра — мир по Птолемею, в котором центром вселенной является земной шар, вокруг которого вращаются мелкие Солнце, Луна и планетки, а сверху на за всем пристально наблюдает око небесное — Бог, созданный фантазией генерала.

Вырвавшись из теократического мира Второго Бааба, мира, в котором физика занимается установлением телефонной связи с Богом, мира, в котором автомобили починяют молитвами, а проститутку в баре охраняет амулет из голеностопного сустава Магомета, восемь наших пострадавших экскурсантов попадают мир, нарисованный воображением миссис Эдит Притчет. Мир миссис Притчет — это слащавая Утопия, в которой все силы общества приложены для реализации художественного самовыражения человека, и где нет ничего, чтобы этому могло помешать: секса (как и различия между полами) не существует, равно как отсутствуют клаксоны у автомобилей, смог на улице и налоговые счета, крики младенцев и вообще мелкие дети, кошки, Азия вместе с Россией и политические новости. Верхом карьеры в этом розовом мире становится служба в лаборатории по приготовлению новых сортов душистых шампуней.

Но, занявшись отсеканием всего лишнего и вредоносного (в соответствии с ее, миссис Притчет, вкусами и взглядами), трудно свернуть с проторенного пути уничтожения окружающей реальности. Утопия, которая безжалостно отсекает все ненужное, неминуемо перерождается в кошмарную Дистопию. Очередной фантазм рушится, а наши горе-экскурсанты, избавившись от одного кошмарного мира, подпадают под обаяние очередного Творца, мисс Рейс:

«В длинном вельветовом пальто, с сумочкой, перчатками под мышкой, с экземпляром «Нью-Йоркер», купленном по пути, она могла показаться обыкновенной мелкой служащей, вернувшейся домой из конторы». И никто из посторонних прохожих не подозревал, что она — Бог, сотворивший параноидальный окружающий мир, в котором чудища живут в подвалах, чердаки стонут живыми голосами, ковер — это язык, готовый слизать человека, чтобы потом стены дома переварили тебя и выплюнули обглоданные косточки на крыльцо.

Был еще на пути следования наших героев бандитский мир гротескной Америки тридцатых — шикарные рестораны, стриптиз-бары и жалкие голодающие нищие, бредущие по грязным улочкам мимо баррикад, настроенных неграмотными злобными пролетариями — мир, рожденный подсознанием коммуниста.

Восемь человек попали в аварию, четыре разных мира пройдено. Повествование обрывается на пятом — в общем-то, вполне пока похожем на реальный. Только… Что будет после очередного пробуждения? Останется ли мир прежним, или вновь сорвется с нарезки и поскачет по извилинам искаженного сознания очередного Творца?

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, это самый психоделический из романов Дика. Чтение весьма занятное и, я бы сказал, жутковатое. Вероятно, при написании этой вещи на Дика повлиял и его собственный опыт общения с сектантами. Однако возникает вопрос, имеет ли такое чтение какую-либо ценность помимо развлекательной (что, конечно, тоже неплохо)? С. Лем в таких случаях использовал термин «познавательная ценность», а Э. Фромм – «продуктивность» и «внутреннее сопереживание». Да и развлечение, состоящее в смаковании параноидальных фантазий, представляется весьма сомнительным. Думается, что особых психологических, философских и, тем более, религиозных глубин искать в этой книге не стоит. Солипсические аллюзии, в общем-то, несерьезны. Хотя искушенный читатель, без сомнения, найдет здесь повод для рефлексии. Лично мне показалась забавной и остроумной вывернуть наизнанку учение З.Фрейда (точнее, обывательское представление о нём). Или такая, к примеру, сентенция: «Россия как географическое понятие исчезла с лица Земли. Уж очень отрицательные эмоции она вызывала». Мир Артура Сильвестра кажется наиболее проработанным и интересным в своей глобальности. Любопытно ознакомиться и с проглядывающими через фантасмагорию, реалиями США 50-х годов. Похоже, кстати, что «Резец небесный» У. Ле Гуин написан прямо в духе «Ока небесного» (Хотя у Дика небо – sky, а у Ле Гуин – heaven.)

В лучших, на мой взгляд, романах Дика «Убик» и «Стигматы Палмера Элдрича» основная смысловая интрига заключается в невозможности отличить первичный («истинный») мир и мир вторичный (загробный, галлюциногенный). Герои «Ока небесного» от этой дилеммы довольно быстро освобождаются. И эта определенность (хотя она и чуть-чуть подвергается сомнению в последних строках романа) понижает «впечатлительный эффект» от текста. Концовка выдержана в сатирически-морализаторских тонах с примесью happy-end’а. Последний разговор Гамильтона с полковником Эдвардсом намекает уже на реальную (не бредовую) паранойю антикоммунизма.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После романа пришлось некоторое время отходить от безумия миров, в которые гений Филипа Дик окунал мой разум. Но я не могу сказать, что роман оставил негативное впечатление. Напротив, тема света, которая пронзает все эти макабристические миры, — тема любви и верности главных героев (Джека и Марши) оставляет надежду на счастливый исход и для нашей собственной реальности. Для этого только и нужно, что каждому «Джеку» найти свою «Маршу» (и наоборот, хотя это взаимосвязано).

Роман написан Диком во время «самое счастливое и романтичное в его биографии». Видимо, это нашло отражение во всех историях, через которые проходят Джек и Марша. Ведь только их любовь, взаимное доверие и взаимопомощь помогают им «вернуться» друг к другу, вернуться «домой».

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если собраться с мыслями и попытаться охарактеризовать творчество Филиппа Дика одним словом, то, скорее всего, слово это будет «странное». Впрочем, если расширить определение до двух или даже трех слов, то к «странному» обязательно добавятся: «безумное» и «гениальное». Довольно трудно будет описать словами впечатление от знакомства с его творчеством. Это и чистый сюрреализм, и пророчество, едкая и местами умная сатира, ну и, конечно же, добротная научная фантастика.

«Око небесное» было первым прочитанным мною произведением этого великого фантаста. Начав с загадочной аварии на каком-то футуристическом излучателе, Филипп пускает свою фантазию в полет по бескрайним просторам человеческого разума. Каков наш мир на самом деле? Абсурдный, казалось бы, вопрос, но отнюдь не лишенный смысла. Все мы имеем глаза, уши и другие органы чувств, но помимо них у каждого имеется нравственная и психологическая система координат. Именно эта система заставляет ежеминутно анализировать окружающую действительность, подстраивая людей и события, под нашу индивидуальную «колокольню». Помните старую избитую шутку про сидящих у подъезда бабушек? Юбка выше колен? Проститутка! Неряшливый и помятый вид? Конечно же, наркоман! Большей частью, это юмор, но и в нем есть свое доля правды. Большинству намного проще ужать действительность до своей «системы координат», чем хотя бы попытаться эту систему расширить.

Сюжет погружает нас в миры достойные пера самого Кафки. Религиозный фанатизм, доведенный до гротескного вида. Чопорность и ханжество, в попытке избавить мир от всего лишнего. Страх на грани паранойи и мир победившего большевизма. Каждый мир индивидуален, по своему интересен и, нужно отдать автору должное, оставляет после себе повод поразмышлять. В романе есть и небольшая детективная линия, но она скорее просто обозначена и не превалирует над основной сюжетной концепцией.

Если в наших головах существуют целые миры, со своими правилами и законами, то в чьей голове находимся тогда все МЫ? Странная мысль, но именно она приходит в голову после прочтения. Как сказал в своем бессмертном произведении Льюис Кэрролл: все мы и всё что нас окружает, всего лишь сон Черного Короля и стоит ему проснуться – фьють! – и потухли бы все, как свеча! Странное произведение. Странное, безумное и … гениальное!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное искать глубокий смысл, лежащий на поверхности, в этом романе не стоит. Иной раз чтобы разобраться в реальном мире с происходящими процессами вокруг, нужно заглянуть в мысли каждого, кто тебя окружает. Восемь совершенно разных людей получают шанс, заглянуть в шизоидные умы друг друга, в следствии аварии на Мегатроне. Которые очнувшись не сразу поняли что с ними произошло, чем то напоминает сумеречную зону... А ведь порой заглянуть в то, каким видит окружающий мир каждый из нас, бывает не только интересно, но и опасно. чужая душа — потёмки!

Мир каждого из участников кажется паранойей и каждому в принципе можно поставить диагноз, но порой отыскать смысл в мировоззрении каждого не так-то легко..

Так например «мир» полковника Эдвардса напоминает мир по Птолемею, где центром вселенной оказывается Земля и существует в глубинах космоса Бог -стронний наблюдатель за всем происходящим вокруг. В мире Артура Сильвестра- это религиозный мир, где любой поступокне остаётся безнаказанным, и по грехам воздаётся каждому. Мир где наука нацелена на общение с высшими силами. Мисс Райс оказывается повёрнутой на теории заговора против себя и вокруг неё. Эдит Пратчетт работник искусства, который стремиться к совершенствованию путём уничтожения всего что ей негоже силой мысли, в результате которой рушится её иллюзия об идеальном мире. И даже фантазия Макфифа относит нас во времена гангстеров. Всё это здорово, но вот найти дорогу в реальный мир не так-то просто, но необходимо.

Необходимо положить конец происходящей паранойи, чтобы всё закрутилось как прежде.

Во всём романе чувствуется некая изюминка присущая только Филипу Дику. Читается удивительно легко и непринуждённо:super:.

Обрывается же всё на фантазии Макфифа, но где гарантия что этот мир истинный, и куда на этот раз заведёт нас фантазия Филипа Дика? 10 баллов:mafia:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав понимаешь,что человек это вселенная закупоренная в плоть.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

что есть мир, как не наше восприятие его. и готовы ли ты попасть в «мир» своего друга/сослуживца/человека с улицы? готов ли ты увидеть себя глазами другого? так ли уж нормальны нормальные люди?

роман Филипа К.Дика в котором впервые раскрывается тема, ставшая основой его дальнейшего творчества — что есть реальность? насколько реальна она? и реальна ли реальность одного человека для другого?

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Философия и психоделический триллер тесно переплетены (хотя у дика практически везде так) в жуткий коктейль. Книга затягивает и не отпускает до конца. Особенно отлично читается на фоне истерии с коллайдером:biggrin:

Да и халф-лайф напомнило.

Авария — лишь причина, открывающая всю бездну человеческого разума и видения. Каждый из нас живет в мире, пропущенном через собственную призму восприятия. Дик лишь взял «крайности» восприятия, но частица этих безумств так или иначе лежит во всех нас.

Если проанализировать книгу с точки зрения самой личности Дика, то мне кажеться в ней видны отголоски эпопеи Валиса-Альбемута[религиозная часть], Убика[сдвиги в пространство-времени], Помутнения[общая психоделичность-паранойя] и еще пары других произведений. Практически краткий путеводитель по внутреннему миру автора.

Подводя итог — обязательно к прочтению.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ф.Д. – мой любимый писатель-фантаст, но здесь какой-то совсем не свойственный ему стиль: лихость действия и гротескность, доходящая до карикатурности, неубедительность миров, персонажей и их мотивов. Фирменная диковская атмосфера отсутствует как явление. В целом конечно весьма психоделично, но слишком уж легковесно, чтобы погрузиться в это произведение всерьез. Ставлю 7 баллов («хорошо») – исключительно за идею и полет фантазии.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомившиь с положительными отзывами на этот роман, ждал от него намного большего. Оказалось — так-себе, среднячок. Путешествие героев по глубинам человеческого подсознания — идея интересная, но вот патологические отклонения в психике главных героев уж как-то до абсурда извращены какой-то инфантильностью, детской глупостью. Ни один из участников несчастного случая с «Мегатроном» так и не смог построить логически завершенный и устойчивый мир, который бы всех устроил. Причины по которым происходило разрушение придуманных миров, их дефекты, а также поведение героев мне показались слишком несерьезными (нелогичными) для романа с таким глубоким замыслом.

Вердикт: Как часто бывает у Дика — замысел отличный, реализация слабовата....

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

безусловно, понравилось=)

философии не оч много, психологизма — тоже ,но как все это описывается... очень смачно!

очень интересный сюжет, ну и психоделике тоже место нашлось)))

самой фантастики не оч много... оно и понятно — шедевр из раннего творчества. т.е. нет инопланетян, звездолетов, телепатов и проч. просто авария на реакторе... но КУДА все это заводит)

в общем — рекомендуется к прочтению!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безумие человеческих разумов... насколько же мы разные...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какая все-таки интересная штука — подсознание. Живет обычный человек, и никто не знает, что у него в голове, пока эти фантазии не прорываются наружу.

Завязка — опять жесткое общество, не тоталитарное, но нетерпимое к проявлению желаний индивида, выходящих за рамки этого общества. И нужно пройти через мир кошмарных фантазий, чтобы понять, что главное — это человек, а не представление общества о нем

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После отзыва Соболева писать о содержании почти нечего. Фантастический приём-авария на Мегатроне-как консервный нож банку вскрывает помыслы совершенно разных людей, заставляя остальных жить последовательно в мирах-реализациях каждого. Очень интересно. Моя оценка-8

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх