FantLab ru

Филип Дик «Распалась связь времён»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
685
Моя оценка:
-

подробнее

Распалась связь времён

Time Out of Joint

Другие названия: Свихнувшееся время; Порвалась дней связующая нить

Роман, год (год написания: 1958)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 72
Аннотация:

Для него воссоздали город его детства – маленький мирок, живущий своей жизнью. Его окружили близкими людьми, и казалось, что ничего никогда не менялось. Только он может знать: «Где появится зелёный человечек?» и от этого зависят исход войны и судьбы миллионов людей.

Похожие произведения:

 

 


Свихнувшееся время
1993 г.
Нечто подобное
1996 г.
Свихнувшееся время
1998 г.
Три стигмата
2000 г.
Свихнувшееся время
2002 г.
Вне времени
2008 г.
Сдвиг времени по-марсиански
2010 г.
Человек в Высоком замке
2010 г.
Убик
2016 г.
Порвалась дней связующая нить
2018 г.
Свихнувшееся время
2018 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

Time Out of Joint
1965 г.
(английский)
Time Out of Joint
1977 г.
(английский)
Time Out of Joint
2003 г.
(английский)
Time Out of Joint
2012 г.
(английский)
O tempo desconjuntado
2018 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2013 г.

Понравилось описание быта, настолько легко, естественно и натурально всё описывается. Овощной магазин, Фольксваген «Жук», газетный конкурс, просмотр телевизионных передач, соседи, заглядывающие в гости по вечерам после работы, чтобы пообщаться. Тихий, уютный мир близких людей, никакой спешки, никакой жажды наживы.

Первые тревожные нотки начинаются с поиска выключателя на проводе, продолжаются обзвоном телефонных номеров из справочника. Первый настоящий шок приходит с прослушиванием радиоперехватов на детекторном радиоприёмнике. Этот шок в дальнейшем перерастает в совсем уже неистовую паранойю, когда главный герой пытается уехать из города.

Особенно тяжело мне было расстаться с мальчишкой Сэмми, настолько я породнился с родственниками и соседями Рэгла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для меня всё-же остаётся загадкой, почему так долго осознанно помогав Земле в противостоянии с Луной, Рэгл всё же решает всё бросить и встать на сторону колонистов? Почему? Если он так долго помогал Земле, а затем даже придумал для себя отдельный мир, в который он решил запереть себя ради спасения миллиардов жителей Земли, почему он так быстро отказался от этого?

В целом, у меня складывается довольно простой вывод о первых романах Филипа Дика. Он писал их не имея чёткого плана, писал по наитию, частенько не зная, куда бы дальше направить действие. Периодически он придумывал новые сюжетные ходы, которые, однако, лишь ненадолго снимали с него обязанность думать о том, чем же должен кончиться роман. В итоге, после такой маяты, Дик окончательно уставал и придумывал хоть какую-нибудь концовку. Концовка этого романа тоже показалась мне чересчур скомканной.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2013 г.

/Распалась связь времен. Зачем же я связать ее рожден?/Шекспир, «Гамлет»//

Любая война ужасна и отвратительна, но гражданская, когда по разную сторону баррикад оказываются близкие люди, друзья, добрые соседи, жившие в мире бок о бок долгие годы — вдвойне. Эта война разрушает все то, что делает людей людьми, обрывая проверенные веками традиции, верования, нормы поведения и морали. В этой войне нет правых или виноватых, в ней все — жертвы, и итог в ней только один — разрушение и распад той незримой нити, которая протягивается из прошлого через настоящее в будущее.

В мире, где идет такая война, мы и оказываемся. Только узнаем мы об этом чуть ли не в конце книги. А пока — тихий, сонный, маленький провинциальный городок. Типично американский: с соседями, приносящими попробовать свое любимое блюдо, центрами городских сплетен и событий в виде местного универсама и бензоколонки, вечерними посиделками за покером, кружками по интересам, показным патриотизмом, подстриганием и поливом газонов, скучающими домохозяйками и т.д. В таком городишке и живет Рэгл Гамм, ничем, в сущности, не занимаясь, кроме разгадывания головоломок из газетного конкурса «Где окажется зеленый человечек?» Монотонная и однообразная жизнь, изо дня в день, годами. Но вот, то там, то здесь мы вместе с героем начинаем замечать странности и несоответствия в окружающем мире, делать маленькие и неприятные открытия, сомневаться в самой реальности происходящего и докапываться до истины, которая оказывается вовсе не такой, как думалось по ходу сюжета.

Этот контраст между мирным, маленьким городком — декорации, созданной для жизни и работы одного человека, и реальным миром — жестоким, чуждым, непонятным — самое лучшее, что есть в романе. Связь времен уже распалась и в зареве пожаров не только погибли милые домики и неторопливая мирная жизнь, но и уродливо изменились отношения между людьми. Иначе бы не родилась сама мысль создать для пленника собственного разума Рэгла Гамма такую изощренную тюрьму и изуродовать ради этого личности 1600 человек, лишив их привязанностей, воспоминаний, семей, работы, прошлого и будущего. Горький итог гражданской войны: сама Человечность стала ее главной жертвой.

И невозможно в этой открывшейся реальности кому-то сочувствовать: все одновременно и жертвы и преступники, правые и виноватые. И хорошо, что остается недосказанность: открытая дверь, маленькая, почти потерянная, надежда, что Гамм окажется тем самым, кто сможет восстановить разорванную «связь времен».

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2008 г.

Роман хорош. Почти гениален. И как почти всегда у Дика внешний план повествования гораздо менее значим чем психологическая атмосфера и философские рассуждения героев.

На мой взгляд в романе затронуты минимум две очень важные темы: желание жить по своим собственным правилам (своей собственной жизнью), несмотря на то какой бы легкой и беззаботной ни казалась жизнь чужая и фальшивая, из которой выкинули все неприятные моменты и оставили одни лишь хорошие и вторая это деление человечества на консерваторов, в основном представляемых людьми, которые хорошо устроились в этой жизни и им уже не хочется что-то менять и людей более восприимчивых ко всему новому, которые менее привязаны к вещами готовы принять новое, даже если оно на первых порах может принести вред.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2018 г.

История о том, как Шоу Трумана стало Игрой Эндера.

Один из самых простых в понимании романов Филипа Дика имеет пару преимуществ. Во-первых, для знакомства с автором — это самое то. Начинать надо с малого, с понятного. Во-вторых, именно здесь прорывание ткани одной реальности и появление за ней другой происходит постепенно. Сначала появляется вмятина или царапина, затем трещина, а потом паутинка трещин, в которую уже так стремится взор главного героя. Плюс психология эм... осознания реальностей тут более детальна.

Рэгл Гамм, мужчина лет сорока, живёт со своей сестрой, ее мужем и их сыном в уютном доме. В своем небольшом городке Рэгл напротив крупная знаменитость — он является безоговорочным чемпионом и постоянным победителем конкурса в газете. Конкурс на ассоциации и нестандартное мышление, нужно указать, где в следующий раз появится Зелёный человечек. Рэгл и сам не до конца понимает смысл конкурса, но у него получается. Таким образом он получил славу и много денег. И кто бы мог подумать, что конкурс — это... Ладно, не буду портить момент, так неинтересно. Но само сопоставление забавное, если не страшное.

Если воспринимать всерьез и как философскую литературу, то появляется куча бородатых вопросов: что такое реальность? как узнать, что всё окружающее это то, чем оно представляется? каковы причины и цели всех процессов, этим ли целям они служат? и пр. В действительности всё не так, как на самом деле. (с) Станислав Ежи Лец

Сам себе удивляюсь, но разбирать эти избитые вопросы, опираясь на данный роман, не хочется. Больше охота сказать, как странно вот так получается.. Филип Дик, опираясь на твисты миров, пишет простейшую бытовуху. Здесь нет ни оживающих с картинки характеров, ни шедеврального сюжета, ни важной морали о самом главном. И всё-таки читать романы Филипа Дика — огромное удовольствие.

Дмитрий Быков говорил, или кого-то цитировал: с наслаждением читается то, что с наслаждением написано. А Дик, как известно, большой любитель наркотических и одурманивающих веществ. Со своей стороны скажу, что мне повествование этого автора всегда видится, как фильм, визуализируется на раз-два. Психология, мотивация персонажей натуральные, им веришь: немного сомнений, много эгоизма, много обоснованности действий и просчёта возможных вариантов событий. И когда герои живут своей обычной жизнью, почему-то это очень завлекает. Спросишь себя: а что здесь такого? — А ничего, но всё равно интересно и приятно читать. Что-то схожее с Кингом.

Итого. Не самый мощный либо захватывающий роман. Но очень диковский. Идеально подходящий для знакомства с автором. И да, политики автору не удалось избежать и здесь.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2015 г.

Наконец-то добрался до такого Дика.

Если абстрагироваться от моментов типа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1) «Почему Земляне не бомбят Селенитов? Ну так ведь те живут на обратной стороне Луны». Выглядит немного туповато, как будто автор не знаком с основами астрофизики и не знает, что с помощью банальной гравитации и калькулятора можно приземлить объект, похожий на боеголовку, в любую точку Луны, даже, если б у неё существовала третья сторона. Правда, автор намекает, что Селениты обитают где-то под землей;

2) Недальновидность автора в предугадывании технологий. Санаторий на Венере и проводные телефоны на Земле вместе — сочетание, в которое не очень хочется верить;

3) Что за зацикленность на РАДИО? Ну да, воякам только дай волю, пролетая над режимным объектом, потрепаться на темы, запрещённые в этом объекте... Значит, телепрограмму для ящика они в Старый город пускают, а заглушить радиоэфир извне и заполнить радиоэфир для Старого города нельзя? Можно же пользоваться кодами и т.п. Вон, ИГИЛ друг с дружкой через порносайты общаются. Только недавно их ажно цельное бюро Моссад еле рассекретило.

...

то книга очень сильна. Я даже не буду браться за перечисление психологических диалектических метафизических проблем, ею поднимаемых. Те, кто пишет, что остались недовольны таким:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Они же убивают наших женщин и детей. Почему ты с ними?

— Потому что они правы.»

Вы не правы. И всё тут... :) Серьёзно, посмотрите на Землян. Что с ними стало? По-моему, автор вполне объяснил мотивацию Рэгла Гамма. Я бы, например, отдохнув недельку в Баден-Бадене и вернувшись к себе в Ярославское Брагино, тоже захотел сравнять всё с землей. Тем более, нам ведь дали понять, что война не прекратилась опосредованно, конечно, но из-за Гамма.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2016 г.

» В окружающей реальности есть трещины и щели, в которую она утекает, а внутрь просачивается другая. Капелька здесь,две три в том углу.» В таком просачивании Филипу Дику нет равных. Потом эта другая, страшная реальность хлынет водопадом, полностью смыв уютный, исскуственный мирок в котором обитают герои книги. Постепенный распад привычной жизни показан мастерски. Финал вроде бы оставляет надежду на перемены к лучшему, но как всегда у Дика, ни в чём нельзя быть уверенным. Одно из лучших произведений в жанре фантастики.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2013 г.

Читала в двух переводах: «Свихнувшееся время» и «порвалась дней связующая нить». За что люблю Дика-так это за то, что его книги втягивают в себя. Веришь написанному и попадаешь под влияние книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эпизод, в котором Виктор видит железный остов автобуса, манекенов-пассажиров и только двух живых людей-себя и водителя- меня угораздило читать в троллейбусе.

Можно себе представить, в каком ужасе я была, читая эти строчки:

«Головы пассажиров равномерно покачивались в такт движению. Влево-вправо. Вперед. Вбок. Вправо. Влево. Автобус остановился на перекрестке. Головы застыли под прямым углом.»

Потом меня некоторое время преследовало стойке ощущение того, что, возможно, так и есть на самом деле. Никого вокруг не существует, все-манекены. Город-декорации. Живой настоящий человек, существую вобще-только я. И это было действительно страшно.

Мне кажется, что вообще в принципе главное во всей книге-вот это:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я поступлю так, потому что убежден, что так-правильно.». По сути, правительство бы согласилось принять условия лунных колонистов, если бы у них не было Рэгла, который мог предсказывать, куда упадет ракета. То есть, по сути, гражданская война развилась из-за него. Он в какой-то мере дейсвитетельно является маленьким центром вселенной, потому что ради него построен город, от него зависят судьбы миллионов людей...

Неудивительно, что он не выдержал этой ответственности.

И действительно восхищает самоотверженность людей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь в город шли только добровольцы. Они сами захотели стать частью прошлого, порвать со своим настоящим. Например, Джуни Блэк-она ведь до последнего верила, что всё дело-в её интрижках с Гаммом. И мне по-настоящему стало её жалко-она ведь страдала, переживала, плакала. Просто не в силах осознать, понять, что никому нет дела до того спит она с Рэглом или нет. Потому что «программа встроена на подсознательном уровне».

Еще очень поразило это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В начале было Слово»-размышления о том, что наша реальность стоит скорее из слов, чем вещей. Ведь это действительно так. Достаточно назвать слово, чтобы представить себе какой-то объект.
На этих рассуждениях мне почему-то вспомнился роман Стивенсона «Лавина»-там
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
словам тоже придавалась очень большая значимость.

В общем, 10 из 10. Хотя бы за то ощущение ужаса, которое я пережила, вчитавшись, втянувшись в это произведение.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2011 г.

Общая атмосфера романов Ф. Дика несколько однообразная и угнетающая. При чтении его произведений иногда кажется, что в них действуют, в разных обстоятельствах, одни и те же, достаточно безликие, персонажи. И обстоятельства эти, как правило, малоприятны. Думаю, однако, что роман «Распалась связь времен» может быть отнесен к числу удачных вещей писателя. Роман подчеркнуто психологичен. В нем мало действия, вернее сказать, оно концентрируется во внутреннем мире героев. В тексте имеются, на мой взгляд, логические противоречия, но они не кажутся важными, основная идея неплоха. Социальная подоплека странным образом вызывает ассоциации с лучшим, с моей точки зрения, романом Р. Хайнлайна «Луна – суровая хозяйка». Основные действующие лица изображены автором, я бы сказал, с сочувствием. Рэгл Гамм испытывает понятное (и, наверное, в той или иной мере знакомое) каждому читателю чувство одиночества. Ситуация вокруг него и впрямь складывается отвратительная. Хотя, если действительно сравнивать её с «Шоу Трумана», то она всё же несколько лучше. Дик не дошел до того, чтобы превращать жизнь одного человека единственно в повод для развлечения других – это изобретение уже другой эпохи.

По способу изложения событий Дика, мне кажется, можно сравнить с Лавкрафтом. Суть этой простой аналогии в следующем. Если у Лавкрафта превалирует ощущение ужаса над действительными кошмарами, то у Дика примерно то же происходит с ощущением распада мира. Беспокойство героям доставляют малозначительные, поначалу, изменения окружающего порядка вещей, принимающие затем угрожающий характер. Притом что непосредственно жизни героев опасность грозит редко. В данном случае, в отличие от поздних романов Дика, распад оборачивается пробуждением, снова нерадостным. Концовка романа не выглядит кульминационной, что представляется закономерным для творческой манеры Дика. Вероятно, определенной доли драматизма ей всё-таки не хватает. По сути, это открытый финал, который в последующих произведениях Дика становится все менее определенным. Вообще, незавершенность, «неокончательность» характерны для жизни в целом. И здесь, мне кажется, художественная правда Дика, в какой-то мере, отображает «правду жизни».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2011 г.

Мне не понравилось, как М.Гутов перевел роман. Вижу явные ляпы. Как можно было назвать поворотники «мигалкой» и лазанью обозвать словом «ласэнь»? Значит, наверняка при чтении есть неточности, которые мешают правильному восприятию и получению удовольствия.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2010 г.

Странный роман. Автор накрутил все настолько, что потом сам из этого не смог выпутаться. Это как раз тот случай, когда зачин намного интереснее финала.

Дика читал немного, но общая тенденция его романов мне не нравится. Опять постакпокалиптика. Опять ядерная война с Советским Союзом. Я понимаю, что в те времена это очень волновало американцев, но как-то Дика это волновало больше всего и нашло отражение в его творчестве.

Еще в книге «Мир, который построил Джонс» автор использует прием, где мутантов выращивают для Венеры, в специально созданном мире на Земле. Здесь мы видим тот же сюжетный ход. Главный герой живет в небольшом городке в середине 20-го века, а оказывается на дворе скоро 21 век. Этим роман мне напомнил фильм с Джимом Керри, который в свое время на меня произвел неизгладимое впечатление — «Шоу Трумана». Здесь безусловно всё серьезнее, чем телешоу, но как-то не веришь автору в конце, когда он пытается всё это обосновать!

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2010 г.

На самом деле удивляешься на что способна человеческая психика, когда человек не может решить поставленную задачу максимально эффективно, тем более если от этого человека зависит судьба целого мира. В этом случае правительство готово пойти на какие угодно шаги. Даже на то, чтобы создать условия для этого человека максимально комфортабельные, чтобы он мог продолжать творить. В романе очень хорошо показано как правительство может корректировать поведение и управлять человеком, ради достижения собственных целей. На самом деле очень многие люди готовы уйти от проблем каким угодно способом, и случай описанный в романе не редкость, а особенность психики любого нормального человека. Когда становиться невыносимо, он погружается в психологический кокон, отделяя себя от реальности.

Как всегда у Дика прослеживается теория вселенского заговора. Но как-то не вериться что один человек может решить задачу глобального планетарного масштаба методом тыка. Пальцем в небо так сказать:haha:. При всей оригинальности сюжета, насквозь чувствуется психологическая обстановка в романе. Не напрягая читателя проскакивают философские мысли и идеи, сюжет вроде бы развивается своим чередом, но всё это кажется второстепенным по сравнению с обстановкой, окружающей героев в романе. Именно поэтому 10 баллов за неповторимое мироощущение в романе:yaya:

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 октября 2014 г.

Хоть и ранняя, но вполне себе классическая работа Ф. Дика. Оригинальная идея, интригующее начало, интересный герой с классическими диковскими тараканами в голове, невнятно развитие сюжета и откровенно заваленная концовка. То ли писатель потерял интерес к своему произведению ближе к концу, то ли его торопил редактор, но факт остаётся фактом — концовка надуманная и корявая.

Если Вы поклонник автора читайте, если нет, лучше возьмите что-нибудь другое.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2012 г.

Замечательный роман. Ради спокойствия одного человека, они выстраивают целый театр с 1600 актерами, помогающими ему чувствовать себя в безопасности, не испытывать стрессов. Все ради того чтобы он мог спокойно работать, ведь от его работы зависят жизни миллионов людей.

Мне все же кажется, что идея романа как раз в том из-за чего началась гражданская война. Почему люди не понимают лунных колонистов? Сам же герой понял это во время своего первого межзвездного перелета. Тяга людей узнать то, что находится там за горизонтом. Недаром автор приводит пример с расселением древних людей, которые дошли в начале до средиземного моря (который считали краем земли), потом северной Африки (который тоже считали краем земли) и так далее. Мне кажется, Дик просто хотел сказать, что тяга к неизведанному у людей относится к каким-то первобытным чувствам. Какая-то потребность в движении. А ресурсы полезные ископаемые, научные открытия это лишь поводы, что бы обосновать стремление двигаться туда, дальше …

Повествование иногда кажется каким-то рваным, как будто из песни вдруг вырезаны по несколько секунд несколько секунд в разные моменты времени. Хотя может быть это перевод Гутова такой.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2011 г.

Если ты страдаешь паранойей, это еще не значит, что за тобой никто не следит... Филип Дик вновь оседлал любимого конька — тему вселенского заговора, где человека фактически сажают в аквариум и ставят определенную задачу. Справится — молодец, вот конфетка, не справится — очень жаль, и добро пожаловать в сумасшедший дом...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 апреля 2010 г.

Отзыв мой ругательный, так что прошу прощения у любителей, но ведь каждый человек имеет право на свою точку зрения :shuffle:

Дик пытается ставить некие философские вопросы о смысле жизни, отношениях близких и неблизких людей, войне и системе, но увы, даже поставить их толком ему не удается, не то что дать на них ответ или хотя бы навести читателя на какие-либо размышления. Почти на все «почему?» дается лишь один ответ: «А вот потому».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Яркий пример:

- Они же убивают наших женщин и детей. Почему ты с ними?

- Потому что они правы.

И всё. Браво!

Вещь сырая, отвратительно написанная, в стиле дешевых детективов. Я до последнего ожидала чего-то хотя бы от сюжета, но и он не тянет даже на тройку. Такое устойчивое ощущение, будто писал книгу прыщавый толстый подросток, который сидит вечерами дома с пиццей и кока-колой и мечтает о том, что его все хотят. Отдельного упоминания заслуживает манера забацать диалог страницы на две, в котором герои разговаривают о том, что читателю заведомо неизвестно, а потом эта тема благополучно забывается. Ну и что это было? Для нагнетания интриги? Или просто чтобы напихать побольше умных и непонятных слов? Герои в одном и том же диалоге противоречат себе же (но зачем следить за тем, что несут твои герои? Главное — побольше отрывистых фразочек типа «И вдруг взрыв»). Психологические портреты на уровне третьего класса начальной школы.

В целом впечатление от книги очень неопрятное. Как будто в магазине тебе продали наскоро завернутый в красивую бумажку б/у-шный товар. Многим писателям-фантастам можно простить то, что они не писатели — они берут другим. Дик, к сожалению, даже этим другим не берет. Наверное, книга была бы довольно неплоха, если бы не претендовала на философию и концептуальность. Но она претендует.

Смело ставлю 2 из 10.

Мое личное мнение — пожалуй, еще раз добавлю в конце :)

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх