FantLab ru

Филип Дик «Свободное радио Альбемута»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Голосов:
337
Моя оценка:
-

подробнее

Свободное радио Альбемута

Radio Free Albemuth

Роман, год (год написания: 1976)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Изданный посмертно, автобиографический роман Ф. Дика, являющийся одним из «черновых» вариантов романа «ВАЛИС».

...Бывший студент университета Беркли Ник Брейди неожиданно начал слышать некие «голоса». Для начала «голоса» сообщили Нику, что его маленький сын нуждается в срочной операции. Дальнейшее общение с загадочными «голосами» переворачивает всю жизнь Ника Брейди...

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1986 // Лучший роман

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Научная фантастика - Роман (США)

номинант
Сигма-Ф, 2003 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Экранизации:

«Свободное радио Альбемута» / «Radio Free Albemuth» 2010, США, реж: Джон Алан Саймон



Похожие произведения:

 

 


Свободное радио Альбемута
2002 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Свободное радио Альбемута
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Валис
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Radio Free Albemuth
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  36  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 марта 2008 г.

Гениальный, сумасшедший, потрясающий, шизофренический роман Ф. Дика! Роман, который не то, что «сносит крышу», но просто «взрывает мозг». Да, именно так! «Свободное радио Альбемута» — роман о том, как сам Ф. Дик (в самом романе alter ego автора раздваивается между двумя персонажами — непосредственно писателем Филипом К. Диком и владельцем звукозаписывающей студии Ником Брейди) спасает Америку от коммунистических поработителей.

Роман был написан после того, как Ф. Дик (реальный человек, а не персонаж!) столкнулся с паранормальными явлениями, которые позже называл «события 2-3-1974». Дик слышал в своей голове радиосообщения, адресованные персонально ему, наблюдал каких-то «призраков в розовых лучах», в его видениях разворачивались картины Клее, Кандинского, Малевича... Сам Дик посчитал, что он общается с некоей, открывшейся ему Божественной Сущностью, получившей от него название ВАЛИС (Всеобъемлющая активная логическая интеллектуальная система). Вся эта невероятная история и описана в «Свободном радио Альбемута». Да, «Альбемут...» можно назвать автобиографическим произведением, но это никак не дневник шизофреника или «записки сумасшедшего», а настоящий, полноценный роман, с прекрасно проработанной фабулой, великолепными характерными персонажами (многие из которых набросаны буквально одним-двумя штрихами — но, при этом, получившимися на редкость убедительными), написанный непередаваемым, «фирменным», ироничным диковским языком...

...В США установилась диктатура президента Фримонта — ограничены основные свободы, власти развернули охоту за инакомыслящими, в обществе процветает стукачество и провокации, полиция подбрасывает неугодным наркотики, фабрикует улики... Американский гражданин Ник Брейди вступает в контакт с ВАЛИСом; внеземной разум помогает ему и писателю Ф. Дику (герою романа!) бороться против президента, который на самом деле, является замаскированным коммунистом и тайным агентом Москвы, получающим оттуда инструкции через спутник..

В современных российских реалиях роман Дика может вполне восприниматься как блестящий политический памфлет (благо, отечественная действительность сама подбрасывает нам многочисленные аллюзии и параллели), но , все-таки, «Свободное радио...», прежде всего, религиозно-философский манифест «позднего» Дика. Загадочный космический ВАЛИС для писателя — своеобразное проявление, эманация Божественной Сущности. Не зря романные alter ego Ф. Дика с большими симпатиями отзываются о христианах-католиках и постоянно обращаются к новозаветным текстам.

Абсолютный шедевр!

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2012 г.

Антикоммунистический антивоенный роман об американских семидесятых, об ограничениях проблем простого американского гражданина.

Пугало медведя с балалайкой маячит за горизонтом. Спутиник, запущенный злобным советским ученым, подконтрольным КГБ уничтожает все доброе, милое, нежное, что может нам дать Высшая цивилизация. Оруэловские молодогвардейцы маршируют с каменными лицами, втаптывая американскую мечту в грязь. Все это месиво приправлено теологическими рассуждениями о чем-то неясном, что люди потеряли со времен Адама и Евы и видениями наркотического кумара.

Как все это близко простому русскому человеку! Пойду на улицу, нужно кормить медведя.

Оценка: 4
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2017 г.

Краткая суть: Птааг против жидорептилоидов-коммунистов.

К Филипу Дику отношусь с большим уважением, поэтому дочитал до конца. Отчасти потому, что с середины мне уже стало интересно: уважаемый Дик и правда написал такую ерунду или в конце все же будет некий хитрый финт ушами, которые все перевернет, поставит с ног на голову спасет беспросветное уныние сюжета? Так вот, финта не было.

Сперва развлекало явное копирование Вонегута. Вот только Вонегутовкая шизинка плохо сочетается с Диковской серьезностью. Ну а сочетание крайней, фанатичной, религиозной озабоченности с совершенно картонно-комиксовым тоталитаризмом — это, просто, боль. Оруэловский мир, при всей гротескности, выглядит фотореалистично по сравнению с этим наркотическим триппом престарелого хиппи под передозом.

При всем при этом, автор всю книгу ходит кругами, без конца повторяя одно и тоже, одними и теми же словами в одном и том же порядке. Что это вообще было? На старости лет ударился в религию?

Оценка: 2
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2007 г.

Упрощенная версия Валиса — согласен,но по меньшей мере не хуже,лично мне больше понравилось настроение (тип депрессии) отАльбемута,чем от Валиса,хотя может просто последней читал,а если б сейчас перечитал Валис,то Валис бы лучше показался.

Да, еще я был поражен тем, как перекликаются описанные в романе события с современными политическими реалиями Российской Федерации. Постоянно возникало ощущение, что, кажется, о чем-то таком рассказывали в новостях, хотя это и оставалось всего лишь фантастикой.:lol:

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2012 г.

Первый роман Дика от которого мне хотелось плеваться (но марать книжку было жаль). Автобиографическая часть в романе интересная, фантастическая завязка тоже. Однако же, все остальное, такое ощущение — продукт вечных американских «песнопений о свободе».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот человек воспринимает некие информационные передачи, сразу думается что, это или контакт или проблемы с головой героя. Отлично и интересно, читаем дальше. Оказывается это таки внеземной разум, который оказался причиной возникновения христианских религиозных течений (может и других) на Земле ещё во времена первого пришествия. Ну хорошо, тоже неплохой ход. Выясняется, что цель сего разума борьба с некими злобными проявлениями или грубо говоря со Злом, путем диверсионных действий людей — аля Брейди (главный герой романа). Зло же сие нашло воплощение в далекие времена в Римской империи, а ныне в Коммунистическом Советском Союзе. Ага, конечно, а как же иначе? «Империя зла» и всё такое. И вот родная отчизна героя под угрозой, к власти пришел президент — коммунистический агент! Тирания не дает спокойно жить теперь и на родине звездно-полосатого флага!! Но горстке людей Добрейший разум с Сириуса, подсказывает как организовать подпольно-диверсионную деятельность против тирании. Прям истинные революционеры! На протяжении долгих лет некий забугорный (или внеземной) разум внушает слушающим какой он хороший этот разум и как хорошо ему на Сириусе живется, и что бы на Земле (в США) стало хотя бы чучуть также как на Сириусе надо свергнуть гада тирана — президента государства. Такой вот контроль «сынов государства (или Земли)» из вне для изменения «внутре».

Вот что я увидел в романе. Может дело в переводе конечно. Складывается такое ощущение, что как речь заходит о коммунизме, тирании и свободе то заносит любого американца, даже если этот американец Филип Дик.

Поздние романа автора теперь буду читать с большой не охотой.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2016 г.

Большим писателям свойственно проецировать свои личности в собственные произведения. Зачастую это второстепенные персонажи на задворках основных событий, но именно они позволяют взглянуть на сюжет с другой стороны, вне контекста самой истории. Со школы всем известен Платон Каратаев, голосом которого, в своем эпохальном произведении, говорил сам Лев Толстой, а за религиозными откровениями деда Гришаки из «Тихого дона» чувствуется личная исповедь Михаила Шолохова, принимавшего активное участие в страшных и тяжелых событиях 20-х годов. Такие персонажи нужны авторам не столько для того, чтобы донести истинный смысл произведения своим читателям, сколько самим разобраться в нём.

Изредка случается так, что авторы для вышеописанных целей создают не каких-то абстрактных персонажей, а буквально помещают в сюжет самих себя, наподобие героя мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Подобный прием требует определенной честности (в первую очередь, перед самим собой) и морального права, заслужить которое дано далеко не каждому. Курт Воннегут писал о себе в «Завтраке для чемпионов». «Сильвия и Бруно» стала для Льюиса Кэрролла средоточием всего, чем он жил, что чувствовал и любил (увы, роман так и остался в «тени» его более известной дилогии). Стивен Кинг явил самого себя в шестой части эпопеи «Темная башня», но в данном случае, как принято говорить — либо хорошо, либо ничего…

Филип Дик безусловно знаковый писателем 20-го века. Причем, как в собственной жанровой нише, так и в литературе вообще. При жизни о нём ходило множество кривотолков: наркоман, безумец, сектант. Но все они были лишь поверхностной попыткой осознать и понять истинный масштаб его личности. «Свободное радио Альбемута» — роман, вышедший уже после смерти великого фантаста. Роман, хоть и не в полной мере, но отчасти способный приоткрыть эту таинственную завесу. Что это? Автобиография, магический реализм, исповедь или пророчество? Возможно все сразу или ни одно из этого.

В романе несколько главных действующих лиц: сам Филип Дик и некто Николас Брейди, хотя в обоих случаях это Филип Дик. История знакомит нас с провинциальным городком Беркли в 50-60-е годы 20-го века. Стоит отметить, что подобно «Человеку в высоком замке», это альтернативная реальность, хотя и не с такими существенными изменениями. С 30-х годов в Беркли бурлили «левацкие» настроения, которые отчасти повлияли на личность совсем юного еще Николаса. С юношеских лет он не любил так называемый американский милитаризм, отчего был вынужден уйти из родного университета. Николас женился, любовь к классической музыке помогла ему устроиться в местный музыкальный магазинчик, и казалось, его нелегкая жизнь вошла в правильное русло, но судьбе было угодно послать ему более серьезное испытание.

История поделена на части, и в первой мы смотрим на Николаса, глазами самого Филипа Дика. Здесь он (Филип) немного рассказывает себе. Почему он начал писать фантастику, из-за чего или, вернее, кого (привет, Харлан) его стали считать наркоманом. Именно Филиппу будет суждено стать свидетелем таинственно преображения своего друга. Голос, указавший на болезнь его маленького сына, стал для него (Николаса) не просто спасителем, но вратами, открывшими дорогу в неведомое.

В.А.Л.И.С. или Всеобъемлющая Активная Логическая Интеллектуальная Система – сила или сущность, выбравшая Николаса проводником для своих сообщений. Безумие часто стучится в голову людей с резонирующим мировосприятием. Многих не устраивает существующий порядок вещей, хотя, не устраивает больше их собственное место в этом порядке, но это не важно. Такие индивиды начинают смотреть на мир с ложным прищуром, будто высматривая некие знаки, символы или вехи, невидимые обычным людям. И такие «вехи» обязательно находятся. Со временем даже формируется собственная система их расположения и взаимосвязи. «Пелена» безысходности постепенно рассеивается, начинают проступать контуры истинного, настоящего мира: без тайн, без обмана, без границ. Словом, человек просто сходит с ума. Был ли Николас сумасшедшим? Возможно, со стороны это выглядело именно так, но его случай явно выбивался из общего ряда. Так может эта сила выбрала Николаса совсем не случайно? Может, спасение его сына было лишь первым шагом на пути к осознанию чего-то глобального. Может, существовала цель всего этого. Может, у цели даже было конкретное имя?

Феррис Ф. Фримонт. Любители конспирологии без труда сопоставят нумерацию заглавных букв имени этого персонажа. Амбициозный сенатор из округа Орандж, он шаг за шагом поднимался вверх по политической лестнице американского истеблишмента. Ряд таинственных убийств позволили этой неотесанной деревенщине занять место в администрации Линдона Джонсона, а затем и вовсе возглавить целую страну. Ценители творчества Аркадия и Бориса Стругацких без труда найдут сходства с персонажем повести «Трудно быть богом» — доном Рэбом. Считается, что в основе образа Фримонта заложены вполне конкретные политические деятели той эпохи. Сенатор Джозеф Маккарти, печально известный борец с коммунистической «заразой», и президент США Ричард Никсон, «прославившийся» Уотергейтским скандалом и рядом других спорных высказываний и решений. Аналогия заметна невооруженным взглядом, но даже она неспособна в полной мере передать истинную значимость личности Ферриса.

В основе романа Эрика Фрэнка Рассела «Оса» лежала идея создания всесильного, невидимого врага, вычислить и уничтожить которого не представлялось возможным. Почему? Причина ровно одна – его не существовало! «Дирак Ангестун Гесепт» становится для властей Сирианской империи настоящим кошмаром, сместившим в итоге чашу весов в сторону землян. Исполнение мне нравится не особо, но трудно не отметить грамотность самой задумки (Хайнлайн в романе «Луна – суровая хозяйка» воплотил её лучше). Дверь, как известно, может открываться в обе стороны. И идея всесильного, но несуществующего врага, была способна стать для властей, как самим врагом, так и верным союзником. Забудьте о коммунистах, анархистах и любых прочих «истах». Арампров! Вот корень всех бед, вот она ось всемирного зла, вот та последняя преграда, что отделяет человечества от всеобщего счастья и благоденствия. «А это вообще что такое?» — спросят люди с критическим складом ума. «Враг!» — ответит им Фримонт. «Но где он? Что из себя представляет? Существует ли он в действительности?» — продолжат вопрошать эти люди. «Конечно!» — ответит Фримонт – «Но он настолько хитер, настолько коварен, что может быть где угодно. Может жить в вашем городе, на вашей улице, а может он даже сейчас с вами рядом и только и ждет часа, чтобы нанести свой смертельный удар».

Объединять людей в борьбе «против» намного проще, чем в борьбе «за». В первом случае, имеет место лишь направление, лишенное очертаний конечной остановки, во втором же, рано или поздно, придется отвечать на неудобные вопросы. Борьба «против» — это движение к цели в отсутствии самой цели. Ведь чем дальше мы уходит от исходной точки, тем туманнее становится смысл начала этого похода. В чем же он тогда заключается? Тут тоже ничего хитрого. В пути незаметно, но неотвратимо мы теряем частицы того, что являлось когда-то основой нашей повседневной жизни, но потеря для одних становится приобретением для других — способностью усилить влияние и назидательный контроль. Вспомните роман Кинга «11/22/63» и чувство удивления Эппинга, когда он садился в самолет, без прохождения того визуально-ректального (да, история знает и такой) досмотра в аэропорту, что повсеместно практикуется в современном мире. Одна из «частиц» свободы, которую мы безвозвратно утратили. Да, ради нашей же безопасности, но все же утратили…

Произведение Дика строится на базисе становления диктатуры Фримонта, и познания Николасом сущности В.А.Л.И.С. Можно сказать, что «1984» Оруэлла приходит в гости к «Пересадочной станции» Саймака, но это, опять же, было бы лишь неуклюжим упрощением. Это не переосмысленный парафраз какого-либо ранее написанного произведения, а сугубо личная, можно даже сказать, исповедническая книга. Из противопоставления Фримонта (как явления) и Николаса (как обращенного) Дик выводит парадигму противостояния двух извечных вселенских сил. Не зла и добра, в общепринятом смысле, но разрушения и созидания. Фримонт выступает здесь неким бессознательным ретранслятором силы разрушения, в то время как Николас пытается всей душой этому противостоять. «Феликс очень любит баб, он по этой части слаб, кому верх, кому низ – мой в восторге организм» — песенка способная потягаться в популярности с «Камбалой, не воблой» из романа Бестера « Человек без лица».

Финал истории, безусловно, осаживает. Он не кажется завершенным, словно песня, где явно не хватает одного куплета. Но учитывая исходные, нельзя было требовать от автора большего. «Свободное радио Альбемута», как известно, являлось черновым вариантом романа ВАЛИС, из незаконченной трилогии Дика. Это невероятно сильное произведение, читать которое стоит будучи уже знакомым с основными романами и повестями писателя (чего о себе сказать пока не могу). Оно и по сей день не утратило своей значимости, а в чём-то, возможно, стало более актуальным.

Филип ушел из жизни относительно рано, и мог бы написать еще множество произведений. Но он оставил достаточно, чтобы его имя невозможно было вычеркнуть из истории мировой фантастики. В романе его пугали тем, что правительство начнёт выпускать под его именем собственные книги, с уродливым содержанием. Отчасти, он оказался прав. Ведь киношники, беря за основу его произведения, всячески старались сгладить неудобные или непонятные «углы» его взглядов и идей. Можно восхищаться работами Скотта, Спилберга или Верховена, но все же это другие произведения, как розы без шипов – такие же красивые, но уже лишенные своей первозданной сущности.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2005 г.

“Свободное радио Альбемута” – очень непростой роман. Первая его половина может показаться несколько скучноватой, она похожа скорее на автобиографические заметки. А вот читая то, что идет дальше, я просто офигевал от крутости. Фирменный гениальный бред от Филипа Дика и этим все сказано.

Да, еще я был поражен тем, как перекликаются описанные в романе события с современными политическими реалиями Соединенных Штатов. Постоянно возникало ощущение, что, кажется, о чем-то таком рассказывали в новостях, хотя это и оставалось всего лишь фантастикой.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2015 г.

Еще один непростой роман, попавшийся мне в последнее время. Мне наиболее понравилась бытоописательная часть.

Дальше начнутся голоса извне, высший разум, яростная борьба за мир, и безумие, которое нередко гостит у позднего Дика.

Чем дальше в лес, тем тяжелее бред и сильнее депрессия. Но при этом читать довольно интересно. В конце концов, не в каждой книге сам писатель, автор произведения спасает родину от орд варваров, и лично общается с Богом или чем-то вроде него.

При всей бредовости, роман сохраняет логическую целостность, и является интересной поздней антиутопией, сильно замешанной на мистических опытах и странных религиозных воззрениях этого замечательного писателя.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2006 г.

Насчет скучности первой части абсолютно не согласен: автобиография самого Дика заслуживает внимания (фактически он был самым первым киберпанком — даже в реальном мире!) а в целом гениальный бред является просто упрощенной версией Валиса.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2011 г.

Хорошее произведение в неповторимом стиле Дика.

Первая половина представляет собою обычную биографию автора, не знаю, правда, насколько она соответствует реальности, но написано интересно.

Вторая часть — это собственно сама история друга Николаса. Мне почему-то долгое время казалось что это рассказ о сумасшествии человека, однако это оказалось более классическая начная фантастика. Такие размытые рамки, несомненно, являются интересной чертой Дика.

Однако, приняв во внимание все эти поправки, концовка получается скучной и скомканной. Да и полный хэппи-енд ну никак не вписывается.

Отдельного внимания заслуживает мир, в который поместили героев. Тоталитарная Америка, конечно, не редкость, но у Дика получилось описать её очень красочно и реально. Порою казалось что в 70х так и было там, и приходилось лезть в новейшую историю и читать о реальном положении дел.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх