fantlab ru

Филип Дик «Солнечная лотерея»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
623
Моя оценка:
-

подробнее

Солнечная лотерея

Solar Lottery

Другие названия: World of Chance

Роман, год (год написания: 1954)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 60
Аннотация:

В этом обществе царит настоящая демократия. Любой гражданин в любой момент может стать обладателем верховной власти, если его гражданская карточка выиграет главный приз на Колесе Фортуны. В этой новой должности он может править всего несколько минут, а может- лет пятнадцать-двадцать... ведь пути Фортуны неисповедимы. При подобном политическом строе ни один тиран не сможет удержаться у власти, а значит это и есть настоящая демократия. Важная деталь номер один: для окончательной поддержки демократии через сутки после избрания нового правителя Совет Фортуны выбирает по гражданской карте Ассасина — человека, который должен совершить покушение. Важная деталь номер два: у нового правителя есть Гильдия Телепатов, которая должна защищать его от всех новых Ассасинов. Баланс продолжает сохраняться.... Итак, всего один поворот Колеса, и регилиозный фанатик-престонит Леон Картрайт получает верховную власть. Всего один поворот колеса, и Риз Веррик, мечтавший о диктаторстве, которое поможет ему сломать систему, скрывается в изгнании. Всего один поворот колеса, и молодой амбициозный биохимик Тед Бентли становится участником проекта по созданию Идеального Ассасина...

Входит в:

— антологию «Вино грез», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Научная фантастика (США)

Похожие произведения:

 

 


Мечтают ли андроиды об электроовцах?
1992 г.
Вино грёз
1993 г.
Бегство с планеты обезьян
1994 г.
Реставратор Галактики
2002 г.
Солнечная лотерея. Тот, кто пошутил
2005 г.
Солнечная лотерея
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Il disco di fiamma
1978 г.
(итальянский)
Slonieczna loteria
1981 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу только начал читать, но уже ясно, что Дик обскакал даже Шекли с «Премией за риск» и Кинга с его «Бегущим человеком». Самое первое произведение, где на человека охотятся публично, и которое задало тренд для всяких там «Голодных игр» и «Игры в Кальмара», было написано Филипом Диком... Он — настоящий первопроходец и визионер фантастики...

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Примерно таким я и представлял себе содержимое красочных, с завлекающей обложкой, журналов фантастики из Америки 40-50-х годов: напихать в произведение всякой диковинной всячины, самое главное — чтобы скучно не было.

Увы и ах, Филип Дик, как и многие другие его коллеги, начинал тоже с этого. На самом деле, ничего зазорного в этом не вижу, но прочитав несколько его дебютных творений, теперь твёрдо для себя решил, что ранний Дик — это явно не для меня.

Очень сумбурное произведение, напоминает некоторые взбалмошные творения Шекли. Больше на любителя приключенческой прозы в антураже гротескного будущего.

На этом, пожалуй, закончу.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать отзывы было очень интересно — такое ощущение, что я читал другую книгу. Постараюсь выразить, какова книга на самом деле (читай: с моей колокольни).

«Солнечная лотерея» — это, конечно, совсем не роман. В лучшем случае это черновик романа. Это быстрый набросок, в котором скрывается ряд отличных идей для другой хорошей книги. На 90% процентов книга состоит из диалогов. Изысков стиля, за которыми вообще не к Филипу Дику, тут искать не стоит. Действие происходит на Земле и Луне, которые не описаны никак вообще. За всю книгу только несколько помещений заслужили пару скупых фраз в виде описания. Если вы читали Джорджа Мартина, то понимаете, о чем я — у того каждая тумбочка хочет стать главным героем, здесь мы просто пролетаем на крыльях диалогов через всю книгу, оставаясь в неведении как о внутреннем мире персонажей, так и о внешнем мире, в котором они живут и действуют.

К сожалению, эта книга больна всеми детскими болезнями фантастики 50-х и 60-х, когда авторы уже умели придумывать чудесные миры, но еще не умели их описывать.

Но чем ценен этот первый роман, так это тем, что в нем уже зарождаются темы, которые Филип Дик будет мастерски развивать всю жизнь. Здесь мы видим классического «филдиковского» героя — мужчину средних лет, недовольного жизнью, не нашедшего места в мире, справедливого, честного, несчастного. Мы видим разрушающийся, пожирающий самое себя мир, полный жестокости и абсурда. А также откровение, путь к спасению, обычно приходящее из космоса, зовущее в землю обетованную. Даже местные телепаты надолго поселятся в будущих блестящих романах Филипа Дика.

Как мне кажется, самостоятельной ценности этот роман сейчас уже не представляет. Но если вы знаете и любите позднего Филипа Дика, то вам, возможно, будет интересно узнать, с чего все начиналось.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда утвеждение «такое ощущение, что я читал другую книгу» оказывается недалеко от истины. Относится оно в данном случае к переводной литературе, ведь переводчик по сути является соавтором и модифицирует изначальный текст по собственному усмотрению.

У меня была возможность прочитать «Солнечную лотерею» в переводе В.Хобота и более позднем С. Буренина.

Что сказать? С оригиналом Ф.Дика я не знаком, но очевидно что один из переводчиков, а то и оба занимаются отсебятиной. И в итоге получились у них несколько разные книги, вызывающие немного разные впечатления. Примерно как анекдот, рассказанный двумя разными людьми: всё вроде одинаково, а смешно только в одном случае.

Приведу, чтобы сильно не утомлять, лишь парочку примеров. Смотрите сами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вы помните Робина ПИТА, тридцать ПЕРВОГО Ведущего Игру, девятнадцатилетнего психопата?» — (С. Буренин)

«Вы помните Робина ПИТТА, тридцать ЧЕТВЕРТОГО Ведущего Игру, избранного в вохорасте девятнадцати лет, ГОМОСЕКСУАЛИСТА, психопата» —

— По поводу ориентации Робина Пит(т)а, может быть, упоминать и не стоило (персонаж лишь упоминается), но каков же он был по счёту??

Описание одного и того же (или разных?) героя:

«Бентли увидел бесцветного субъекта с соломенными жирными волосами, с чертами лица плоскими и невыразительными» — (С. Буренин)

— И развернутое описание того же (ключевого, кстати) персонажа в переводе В.Хобота:

«Бентли обернулся. ...Спутник Веррика был худ, среднего роста, одетый в серо-зеленый костюм самого обычного вида. Его руки безвольно висели по бокам, лицо было лишено какого-либо выражения...

Его соломенного цвета волосы были влажны и небрежно причесаны. Черты лица нечетки, плохо обозначены и невыразительны.»

Лично мне более по душе перевод Буренина. Он не такой дотошный, но выглядит более логично. В данном случае это немаловажно, так как автор резко окунает в некий сумбурный, не имеющий ничего общего с нашим повседневным мир, мало чего в нём объясняя.

Основная идея лотерейного управления любопытна, но ещё более утопична чем коммунизм и практически нереализуема в человеческом обществе. Тем более, в глобальном масштабе.

Если же каким-нибудь чудодейственным образом и удастся внедрить подобную избирательную систему, то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рано иди поздно ушлые хакеры подберут к процессу выбора нужные ключики, что превратит её в фикцию и дурилку для масс,
что мы и наблюдаем в романе.

Не совсем понятна также вся линия фанатов-престонистов.

Их эпический исход для сюжета как бы и не нужен. Зато позволяет завершить роман пафосным посланием к Человечеству.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По большей части, автор иллюстрирует нам суровое настоящее, но только под оберткой будущего. Мир, где главной целью выступает достижение материальных благ, люди меняются, время идет, но их природа — никогда. Можно создать иллюзию изменений, но в сущности ничего не изменяется, вера в бога, религию перерастает и видоизменяется в идолопоклонничество, тотемизм или другие формы надежд, мечты, цели — мы всегда будем верить, ожидать и искать нечто высшее, более развитое, совершенное, лишь бы уцепиться за тот самый оплот чистоты, когда вокруг одна грязь.

Человечеством станут править бренды и фирмы, где при всеобщем переизбытке, покупателей будет всё еще столь мало, что проблема потребления выйдет на новый уровень — это та точка не возврата, где вещи умышленно станут уничтожать в угоду выгоде. Забавно, ведь при равноправном разделении ресурсов планеты, при повторном использовании, при переработке материалов не существовало бы нищеты, по крайней мере, люди перестали бы умирать с голоду, пока где-то в районе Манхетена, в дорогом пентхаусе молодые люди шикуют и живут на полную ногу. Мы продолжаем губить себе подобных жадность, но вы знаете, пожалуй это необходимо, естественный отбор должен существовать.

P.S. Извините за столь расплывчатый и несвязный комментарий, но вы знаете, пусть каждый видит в книге что-то свое...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единственное, что меня привлекло в этом произведении — это текст. Ясный, доступный, четкий, красивый и очень читабельный. В остальном какой-то набор идей, к слову очень даже привлекательных и оригинальных, социальное устройство общества, которое понять почти невозможно, нет деталей, дополнительная сюжетная линия, не связанная с основным сюжетом... Одним словом, напоминает набросок, который подлежит тщательной шлифовке. Для знакомства с творчеством автора, если Вы решили изучить все его труды.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

ОЧЕНЬ ДИКОВСКИЙ ДЕБЮТ

Уже первый роман «великого и ужасно поехавшего» Дика восхищает неудержимой фантазией, неиссякаемым изобретательством и большой плотностью событий на квадратную площадь текста. Несмотря на то, что сама по себе книга по величине не особенно большая (менее двух сотен страниц), вместилось в неё преогромное количество самых разнообразных вещей.

Поиски Бога на космической ракете (группа сектантов отправляется за пределы Солнечной системы на планету обетованную, существование которой не доказано, но предсказано пророком, наставления которого и служат этим истово верующим фанатикам искать её).

Случай – как способ передачи неограниченной власти (всем цивилизованным миром – а это целиком освоенные и заселённые девять планет, вращающихся вокруг Солнца, плюс их спутники – правит Верховный крупье, который выбирается при помощи Колеса фортуны, случайным образом).

Смертельная борьба за власть узаконена: после того как Верховный крупье определён, его можно убить, послав к нему киллера. Это делается официально, собирается специальная комиссия, которая из множества кандидатур выбирает убийцу и объявляет о своём решении в СМИ. Верховного крупье защищает телепатический корпус, но, как оказалось, и телепатов можно обмануть, если физической оболочкой киллера управлять при помощи поочерёдного рандомного вселения в неё сознаний различных людей, объединяет которых лишь одна цель – уничтожение определённой жертвы. Мошенничество, конечно, но какое изобретательное!

Специалисты этого мира не заполняют контрактов, а принимают присягу (можно руководителю как должностной единице, а можно лично конкретному патрону – в обоих случаях есть как свои плюсы, так и минусы). Большинство живущих не верит в логику, науку, причинно-следственные связи, а лишь в Случай, Удачу, Везение, Фарт. Процветают суеверия на всех уровнях жизни – от государственной политики до бытового, не пользоваться талисманами, амулетами и оберегами не только странно, а просто неприлично. Люди, не верящие в их силу, считаются сумасшедшими.

Продолжать можно ещё долго – Дик не жалеет пёстрых красок при описании придуманного им мира. Я даже не касался таких мелочей, как андроиды, курорты на Луне, искусственная пища, палец-пистолет и прочих деталей, растиражированных на сегодня до уровня банальности – всего этого в романе предостаточно. А ещё в наличие закрученная интрига, погони, слежка, поиск убийцы, судебные споры, злобные коллеги, готовые подсидеть главного героя, доступные секретарши, готовые его подлежать, коварные боссы, готовые подставить, да кого только тут нет!

Меня всегда поражало, насколько гармонично Филип Дик умел сплетать воедино в своих произведениях самый низкопробный pulp (там и здесь разбросаны внешние атрибуты-маркеры крутых детективов, сай-фай боевиков, гуманитарной жвачки а ля «сам себе психолог за пять минут») с глубокими философскими идеями, размышлять на тему которых не то, что далеко не каждому будет интересно, но и вообще не всем дано. «Солнечная лотерея» – яркий пример такого романа. Дебютный, но уже очень диковский.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Более четверти века тому назад с большим наслаждением собирал серию «Осирис», но до некоторых вещичек руки дошли только сейчас.

Не читал отзывы других критиков, только мое мнение.

Считаю Ф. Дика талантливым писателем. И история которую он здесь приводит — гениальна. Но! Что же сделали с романом переводчики-редакторы-корректоры! Это ненаказуемо!

Как можно было пропустить в печать это: «Циферблат приборов разбился, послышался звук лопнувшей канализации».

Или вот: «Члены экипажа в трюме собирали пожитки: сковородки и кастрюли, постельные принадлежности, провизию, одежду». СКОВОРОДКИ и КАСТРЮЛИ в трюме космического корабля далекого будущего! Понятное дело, что писался роман давненько, но все равно...

За оригинал, видимо, поставил бы высший балл, но то, что прочитал, заслуживает лишь... все-таки 6 баллов

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В дебютном романе одного из главных авторов психоделической «новой волны» НФ уже чувствуется фирменный стиль. Динамичный сюжет, рваное повествование, причудливая концепция общества будущего, параноидальная атмосфера, отсутствие вводной части – читатель резко окунается в мир романа, постигая суть происходящего по мере развития событий.

В «Солнечной лотерее» рассказывается о политических интригах не очень далекого будущего. О мире, которым правит случайность – получит человек тот или иной пост, решает лотерея, это касается даже главы глобального государства, Ведущего Игру. Биохимик Тед Бентли, будучи уволенным с работы, решает попытать счастья, попробовав устроиться в администрацию верховного правителя. Его принимают на работу – но, как выясняется, он приносит присягу слишком поздно. Ведущий Игру Веррик, оказывается, только что смещен с поста, и, получается, что Тед присягнул на верность бывшему главе государства. Новым Ведущим Игру становится Леон Картрайт, глава секты престонистов, последователей Джона Престона – мыслителя-утописта, верившего в то, что человечество найдет Землю Обетованную в космосе, и только освоение дальних рубежей пространства поможет разрушить порочную систему мировой Лотереи.

Несмотря на некоторую сумбурность, роман читается легко – сюжет развивается быстро, интриг масса. Но мозг спотыкается о детали вымышленного мира. Многие вещи, как я уже говорил, автор совсем не собирается уточнять, и это не всегда способствует атмосфере, а иногда просто запутывает. Например – как меняются Ведущие Игру? Если их старается уничтожит Конвентет Вызова, то почему Веррик смещен, но жив? Значит, есть целых два механизма – узаконенная охота на главу государства, плюс какой-то жребий? Сложный мир романа практически не описан толком – очень многое нужно додумывать, а это не всегда хорошо. Возможно, против автора играет выбранный лаконичный объем.

Что до идейной части, то здесь просматривается достаточно стандартная для НФ мысль о том, что человечество, зациклившееся на потреблении и развлечениях, неизбежно начнет деградировать. Ну, и конечно, традиционной альтернативой прозябанию в мире «high tech, low life» с зомбоящиком и синтетической едой является покорение космических рубежей. Что тут сказать – идея достаточно популярная в научных и литературных кругах, совсем недавно Стивен Хокинг очередной раз напоминал мировой общественности, что освоение космоса необходимо, чтобы создать для людей резервное место обитания на случай, глобальной катастрофы на Земле. Да и отвлечет людей от создания все более смертоносного оружия, которое эту самую катастрофу может приблизить. Вопрос только в том, каковы перспективы этого освоения – современная наука очень скептически смотрит на шансы человека выбраться к другим звездным системам, и даже пилотируемая межпланетная космонавтика в пределах Солнечной системы пока что является не то, чтобы невозможной, но чудовищно нецелесообразной. Хочется верить, что все это временные трудности, и человечество сможет найти себе новый дом, но лучше все-таки при этом максимально долго сберечь старый. И стоит вспомнить, что есть много других, не столь романтичных, но очень важных вещей в мире – таких, как медицина, энергетика, развитие информационных технологий, освоение океана. В этих сфера объединенные усилия человечества так же были бы более эффективны. Ну, так в пятидесятых годах, когда был написан этот роман, человечество только мечтало о космических перелетах — так что оптимизм героев и автора в этом плане вполне понятен.

А вообще, Филип Дик просто довел до абсурда картину современной «демократии», показав, что общество, которым открыто правят насилие и хаос случайностей, в котором узаконено рабство, пугающе напоминает современные капиталистические страны. По сути, автор просто обнажил недостатки общества – наверху часто оказывается не просто наиболее приспособленный вместо самого достойного, но еще иногда просто тот, кому повезло.

Итог: уже в дебютном романе Филип Дик наносит удар по главным врагам героев психоделической эпохи – капитализму и обществу потребления, обесценивающим и порабощающим человеческую личность. «Солнечная лотерея» — книга сумбурная, не совсем логичная, полная неясностей, ее герои иногда ведут себя очень странно. Но сюжетного драйва и протестной романтики ей не занимать.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Солнечная лотерея» — достойный дебют одного из лучших мировых фантастов. Мною он был прочитан позднее «Убика» и «Стигматов», потому какой-то предвзятости в оценке нет. С одной стороны, текст довольно прост и практически лишен той «алисовской» атмосферы нереальности происходящего, столь характерной для поздних произведений Дика (очень жаль, что момент с вхождением в тело Пеллинга не получил дальнейшего развития). Герои также прописаны несколько упрощенно (в особенности, Тед Бентли и его женщины), и во многом «не докручены». Но в то же время, автор смог описать довольно оригинальную мировую систему и сумел аккуратно сплести в единый клубок отнюдь не банальные идеи. Вся нить с Гербом Муром, начиная с его действительно остроумного плана и заканчивая развязкой — проста и элегантна. Сеть телепатов, Джон Престон не просто упоминаются «для галочки» и большей фантастичности, а являются важной сюжетообразующей составляющей данного текста.

В целом, пусть роман и не пошатнет ваше мировоззрение, как те же «Мечтают ли андроиды...» или «Убик», но, по крайней мере, заставит неотрывно следить за сюжетом до самого конца и не разочарует финалом. А разве этого мало?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

2025 год. Общество на Земле управляется вроде бы справедливо – в соответствии с теорией игр. Некий хозяин игры, он же верховный правитель, проводит крайне сложную лотерею. По идее (в теории) следующим верховным правителем может стать каждый – от нищего до миллионера.

Также есть телепаты, охраняющие правителя, и ассасин, который имеет право на покушение. Причем охота на верховного правителя – что-то вроде увлекательного телешоу.

Среди героев – бывший верховный правитель, новый верховный правитель, по совместительству глава оппозиционного общества, человек, который многое хочет изменить, ну и море второстепенных персонажей. Конечно, как и во многих романах Дика, героев является общество (или система).

Сюжетные линии сходятся, расходятся, персонажи выполняют свои функции, а Лотерея несет изменения в мир.

У Дика отличная фантазия, и он даст ей разгуляться на страницах романа.

Получился несколько сумбурный, плотный текст, довольно интересный, но непростой.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

О мире романа

Действие романа происходит в 22 веке. Предыстория этого мира такова. В развивающейся мировой капиталистической экономике наступил кризис перепроизводства, в результате которого изготовленные товары не распродавались до конца и задерживались на складах и в магазинах. Чтобы маховик экономики продолжал вращаться положенным образом, на законодательном уровне было принято решение уничтожать нераспроданные товары.

Это решение было принято населением весьма враждебно, а власти, для смягчения обстановки, приняли решение разыгрывать небольшую часть товаров среди населения, а оставшиеся всё-таки уничтожать. Со временем принцип лотереи распространился и на всё политическое устройство: каждый человек получил шанс, хоть и весьма ничтожный, занять государственный пост в результате лотереи. Верховным политическим постом стал пост Верховного крупье.

По прошествии многих лет, человеческие представления о целесообразности действий практически стёрлись из памяти, люди стали уповать только на случайность. Приобрели популярность разного рода амулеты и обереги. Большинство же из тех, кто не уповал на случайность, продавали свои документы другим людям, считая что небольшие деньги прямо сейчас лучше призрачного шанса. Купленные документы увеличивали шанс покупателя на победу.

Всё общество поделилось на две большие группы — классифицированных, людей имеющих профессиональный диплом и имеющих право занимать государственные должности и служить корпорациям, и не классифицированных (пренебрежительно называемых неклами), имеющих право заниматься низкоквалифицированным ручным трудом. При найме на работу люди дают присягу на верность своему непосредственному руководителю. В большинстве случаев это должностная присяга (присяга на верность посту, занимаемому руководителем), однако встречаются случаи личной присяги (когда присяга на верность даётся непосредственно конкретному человеку).

Повсеместное распространение роботов и решение продовольственной проблемы (практически вся пища для неклассифицированных изготавливается из водоросли — протина), не сделало людей счастливее, зато обострило проблему занятости населения.

Все девять планет Солнечной системы освоены: люди уже давно добрались до них на космических кораблях и основали колонии, которые позволили частично решить проблему занятости населения — неклассифицированные занимаются тяжёлым трудом на разного рода рудниках и плантациях на планетах Солнечной системы, добывая и изготавливая продукты и товары для классифицированных.

О сюжетной линии

В этом романе есть одна центральная сюжетная линия, однако имеется несколько побочных, которые довольно трудно назвать побочными, так как каждая из них вполне могла бы потянуть как минимум на отдельный рассказ. Впрочем, некоторые сюжетные линии шиты к другим белыми нитками — места их соприкосновения, увязывающие повествование в единый сюжет, довольно явные и допускают вполне безболезненное отделение друг от друга.

Первый сюжет повествует о биохимике Теде Бентли, который давно разочаровался в бессмысленности своей работы, результаты которой не находили практического применения. Получив известие о собственном увольнении он сразу же принялся реализовывать свою мечту — получить должность в правительстве, где он мог бы заняться более осмысленной и общественно полезной работой.

Второй сюжет повествует о Леоне Картрайте, руководителе общества престонитов — людей, стремившихся построить своё собственное общество на ещё не открытой десятой планете Солнечной системы. Внезапно он получает известие о том, что Колесо Фортуны выбрало его следующим Верховным крупье. В этом же сюжете основными действующими лицами являются Рик Веррик — бывший Верховный крупье, чей пост предстояло занять Леону Картрайту и Герб Мур, его главный помощник во вполне законном плане покушения на Леона Картрайта.

Третий сюжет повествует о членах общества престонитов, отправившихся на старом грузовом космическом корабле на не открытую десятую планету, руководствуясь материалами исследований основателя общества — Джона Престона.

О ляпах

В глаза бросились всего несколько ляпов, не смотря на сюжет весьма насыщенный разными фантастическими допущениями.

Первый — это разговор по видеофону с членами экипажа на корабле, который находился на расстоянии 39 астрономических единиц от Солнца. Одна астрономическая единица — это расстояние от Солнца до Земли. Свет летит от Солнца до Земли примерно 10 минут. Если прикинуть, то между вопросом и ответом в разговоре по видеофону должно было проходить около (39 — 1) * 10 * 2 = 760 минут или более 12 часов.

Второй — это телевизор, который «прогрелся довольно быстро». Для меня это явный, хотя и довольно безобидный анахронизм. Я представлял себе телевизоры из романа чем-то похожими на современные плазменные панели, в которых нет ламп. Может быть было бы уместнее говорить о времени загрузки...

Третий ляп — мне совершенно не понятны мотивы действий Герба Мура.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда стало ясно, что он не сможет вырваться из тела Кита Пеллинга. Почему он не довершил начатое, а улетел к чёрту на кулички и уничтожил корабль, из которого Джон Престон направлял корабль престонитов?

Всё это, правда, меркнет на фоне того количества различных элементов будущего, которые ныне воспринимаются нами как клише научной фантастики. Андройды, роботы-слуги, космические корабли, видеофоны с зашифрованными каналами связи, радиоперехват, телепатия, мутации, портативная водородная бомба, палец-пистолет, способный проделывать в стенах огромные дыры...

Об идее романа

Следя за плотной чередой сменяющих друг друга событий, трудно найти время для рефлексии, оторваться от книги и подумать — о чём же она. Впрочем, достаточно прочитать эпиграф и последнюю фразу романа, как всё сразу станет понятно. В романе невероятно много действующих лиц, претендующих на звание главных героев, к тому же все они так или иначе участвуют в нескольких сюжетных линиях. Однако всех их объединяет одно — внутренний стержень, вера в собственные силы, стремление к чему-то большему, чем просто жизнь. Не важно, стремится ли герой приносить пользу обществу, как Тед Бентли, стремится ли он к власти, как Рик Веррик, стремится ли построить новое общество, как Леон Картрайт или Джон Престон, или быть тёмным гением, как Герб Мур, главное заключается в том, что все они не верят в случайности, не идут на поводу у стечения обстоятельств, имеют цель и умеют действовать наперекор случайностям, самостоятельно определяя свою судьбу.

Об авторском стиле

Возьмите буйную фантазию у Саймака, смешайте это со способностью лихо закручивать сюжет пройдохи раннего Хайнлайна, вставьте твёрдый стержень целеустремлённости, приправьте это шизофренией и получится Солнечная лотерея Филипа Дика. Это первое произведение, прочитанное мной у Филипа Дика. Возможно оно несколько сумбурно, может быть оно даже было написано за несколько бессонных ночей, но что меня поразило — это тот самый внутренний стержень целеустремлённости и живой ум, способный заглянуть в будущее дальше своих современников. Пока что затрудняюсь сказать, чего же стоит ждать от Филипа Дика в дальнейшем. Вполне возможно, что его произведения могут быть весьма не ровными по качеству, поскольку в этом романе безусловно видна толика графоманства, однако я углядел здесь и серьёзную заявку на талант. Ещё более вероятно, что автор обладает широким кругозором, может порадовать разнообразными сюжетами и глубиной понимания тенденций развития общества в свете развития науки и технологий.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом романе герои не могут «ковать» своё счастье своими руками. В этом романе герои не чувствуют себя «хозяевами» своей жизни. Всё решает «его величество» Случай. С одной стороны — справедливо, поскольку все находятся в одинаковом положении, с другой стороны — невыносимо, потому что, по сути, ты ничего не можешь сделать, чтобы изменить свою судьбу. Некоторые подстраиваются под систему, другие смиряются, третьих система раздавила, но есть немногие, кто решил бросить вызов рулетке... Впрочем, герои Дика, в его безумной реальности, мало чем отличаются от нас.

В первую очередь, этот роман мне понравился верой в человека, верой в то, что человек может и должен пытаться изменить самую безумную реальность. Не сразу, постепенно, сначала — появляются одиночки (Престон), потом — их последователи. Потом... потом уже многие зададут себе вопрос: а хочу ли я жить в такой реальности, что я могу сделать, чтобы её изменить? Спасибо Дику, что он ставит такие вопросы, пытается на них отвечать, даёт нам веру и надежду.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было первое произведение, которое я вообще прочитала у Дика. Тогда я его, думаю, не совсем поняла, но, сейчас, перечитав, наконец разобралась)

Итак, нам представлено очередное общество будущего. Но общество необычное уже потому, что всем в нем заправляет случайность. Весь мир-лотерея, судьбы людей решает Колесо Фортуны. Один его поворот-и всё меняется: свергнут очередной Верховный Крупье, а на его место поставлен новый.

Мир безумный уже потому, что нового Крупье пытаются всеми силами убить, и это разрешено законом и даже более того: это превращается в увлекательнейшее шоу, которое транслируют по телевизору. Отношения начальник-подчиненный скорее похожи на отношения господин-раб:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(яркий пример-монолог Веррика по отношению к Бентли: «я дал ему жилье, работу и женщину, которая разделила с ним ложе»).

Думаю, автор хотел показать, что не всем в мире управляет случайность, что вся эта система по выражению Бентли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«прогнила и воняет»
. Именно поэтому
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Леону удается сделать так, чтоб новым Крупье стал Бентли, удается обхитрить Колесо Фортуны и Минимакс. В общем-то, это же пытался сделать и Веррик, вернее, Мур, который был..ну, почти что мозгами Веррика. Они создают Пилллинга, и если бы не Вейкман, их план был бы вполне удачным.

Мрачный мир, где все ходят, держась за талисманы и толкуя рождения двухголовых телят как очередной конец света. Мир, где экономика полностью разорилась, и новые вещи сжигают потому, что никто не может их купить.

Почему-то это произведение проассоциировалось с другими произведениями великого автора: «

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Человек в высоком замке» (тоже постоянная вера в случайность, суеверия, только вместо колеса фортуны-книга предсказаний) и «Свихнувшееся время» (игра-«где сегодня появится зеленый человечек?» очень напоминает ту же самую лотерею. И так же, как и в «Солнечной лотерее» от этой игрв зависят жизни множества людей).

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не просто достойный дебют, но одно из лучших произведений писателя. Пусть и это не совсем тот Дик, которого я люблю, пусть книга не настолько глубока и оригинальна, но читать интересно, героев успеваешь полюбить, и написана она прекрасным языком (руссоязычным читателям повезло — перевод Буренина и Смирновой великолепен) — что же еще нужно для хорошей книги? Единственный недостаток — пафос в конце немного портит впечатление.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх