fantlab ru

Ольга Голотвина «Представление для богов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
663
Моя оценка:
-

подробнее

Представление для богов

Роман-эпопея, год; цикл «Великий Грайан»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Бывший раб по прозвищу Орешек, заблудившись в лесу, был по ошибке принят за Ралиджа Разящий Взор, представителя клана Сокола, только что назначенного Хранителем одной из приграничных крепостей, на которую уже начали наступление вражеские войска. Но закон един для всех — присвоение себе имени члена клана, вольное или невольное, карается смертью. И никакие заслуги и подвиги не в силах изменить его...

© Nog

Содержание цикла:


8.13 (46)
-
1 отз.
7.89 (36)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2003 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Представление для богов
2002 г.
Хранитель
2012 г.
Хранитель пограничной крепости
2023 г.
Душа пламени
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много хорошего я слышал о творчестве Ольги Голотвиной. Но возможности познакомиться с ее книгами не было. «Представление для богов» — первая часть масштабного цикла, книга была издана в далеком 2002 году и найти ее в продаже не было никакой надежды. Все изменилось в 2012 году, когда издательство «Ленинград» решило полностью переиздать весь цикл Голотвиной, получилось два объемных омнибуса. Это настоящий подарок для самого автора, и неожиданная радость для поклонников серии.

Автор создал огромный мир, который населен самыми разными народами. Существует несколько официальных исторических версий, в которых рассказывается о великих воинах древности, совершавших невероятные поступки. Самые достойные стали новыми правителями и основали королевские династии, чьи наследники правят до сих пор. Голотвина расскажет читателям историю о новом великом воителе, которому предстоит совершить множество невообразимых свершений, которые войдут в историю и запомнятся на долгие годы. Ольга очень трепетно относится к своим персонажам, что отражается на их удачливости и везении. Это делает произведение предсказуемым, так как сразу ясно, что с героями не случится ничего плохого и они добьются всего. Но на удивление, это не делает книгу менее интересной.

Главным героем этого романа будет молодой человек, которого все знают под именем Орешек. Именно вокруг его судьбы и будет строиться все повествование. Несмотря на молодость, он прожил насыщенную жизнь, много видел и многому научился. Благодаря некоторому стечению обстоятельств, он становится Хранителем пограничной крепости, что повлечет за собой череду самых фантастических приключений. В мире Голотвиной есть место и магии, и боги не забывают сюда дорогу. Вообще, магии и магическим предметам уделяется максимум внимания. Автор создал несколько магических ответвлений в сюжете, которые периодически пересекаются. Отсылки к прошлому, когда колдуны были более сильными и умелыми, плюс несколько легенд о самых известных магах.

Ольга Голотвина написала очень добрую сказочную историю, которая понравится и мужчинам, и женщинам, не ищущих в книге кровавых и подробных убийств. Увлекательные и разнообразные приключения понравятся «сильной» половине читателей, а любовная линия обязательно порадует «слабый» пол. «Представление для богов» — коктейль из всего самого лучшего, что есть в жанре фэнтези, сделанный на очень высоком уровне.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с главного: герой – читер. Это основной и единственный существенный недостаток книги. Все, что вы хотели знать о Фанфане-Тюльпане, но боялись спросить. Но это первая книга цикла, дальше автор сильно вырастет над собой в смысле персонажей – в остальном расти уже некуда и без надобности.

Что поражает в первую очередь: очевидно, что автор невероятно добрый человек. Хочется дружить домами и учиться, учиться, а потом снова учиться. Я понимаю, что быть добрым неудобно и не особенно выгодно, но умозрительно – очень восхищает и поражает. Вот не оставляет впечатление, что она так живет и думает: по-доброму. Даже как-то странно, что с таким отношением к жизни можно не только выжить, но еще и напечататься. Однако, минусы в этом тоже есть. Оно, конечно, чистой воды ИМХО, но такие бы книги, да в Эксме, да тиражами… Эх…

Поразительно, но автор лоялен даже к религии. Что более чем странно на фоне остальных фэнтезистов, склоняющих сверхъестественные сущности начиная от Иисуса и далее по списку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
При том, что описание сцены в храме довольно цинично, автор находит в себе силы устами ГГ с теплотой отозваться о священниках. А уж чтоб служитель культа к рабу отнесся по-человечески… Я аж задохнулась от возмущения, а потом подумала, что прототипом вряд ли служил православный священник. Это кто-то сильно гипотетический должен быть. Влияние Камо Грядеши? ))) Только там были добрые верующие. Это оксюморон.

Ну и по пунктам.

Когда-то, во времена далекой юности, попался мне в руки Пирамидальный мир Фармера. Была эта книга немыслимого издания и жуткого перевода, но это все было неважно. Важны были миры. И даже фиг бы с ней, с той пирамидальной вселенной, а вот в продолжении, где ГГ скачет по вратам, попадая в совершенно немыслимое окружение, я поймала агромадный приход. Ну да, пубертатный период, литературное голодание, я понимаю. Но все равно: живая планета, стеклянная планета, планета с цилиндриками и вратами, водный мир с летающими островами… да, сильно накрыло.

Собственно, что-то похожее я испытала и сейчас. Подгорный мир – такая штука, в которую можно попасть через складку пространства, как я понимаю. И вот там и начинается… Пространственные складки, драконы, злые укусюки, волшебные озера и всякая прочая прелесть. Отличная острая приправа к первичному миру книги. Который, между прочим, тоже весьма недурен.

Хотя, не без вторичности. Причем я не имею в виду заимствование, а именно использование штампов. К сожалению. Когда ГГ убегает от всяких злых нехороших – я вижу Логена Девятипалого. Когда он организует защиту крепости, я вижу Рыцаря Ордена. Когда читаю о кланах, вспоминаю Волчью звезду.

Да, я помню, что Представление было раньше. Но вряд ли Аберкромби, к примеру, позаимствовал скитание по лесам. Нет, это просто штамп. Да, мастерски вплетенный в картину мира. Да, это невообразимо интересно и очень сопереживательно. Но прочитанное мной ранее Привычное проклятье — более оригинальная и зрелая вещь. Я не говорю, что она лучше. Не лучше. Просто другого уровня.

Если же не обращать внимание за заштампованность, подача мира удалась. В нем живется и в него верится. Более того, он становится обычным и привычным, несмотря на колдунства и прочее невероятие. Единственное, что так и осталось за гранью моего доверия – это прокачанность ГГ. Но к миру отношения не имеет.

Читабельность, я так понимаю, у автора неудачной не бывает. Это герой может удаться или не удаться, мысль может выразиться так или эдак, но если человек обладает талантом рассказывать истории интересно, от этого никуда не деться. И слава Богу.

Интрига, что тоже можно считать визитной карточкой госпожи Голотвиной, несется вскачь, не притормаживая даже на поворотах. Но в силу высшего пилотажа обходится без аварий. Нарекание то же: хочется иногда передохнуть. Чтоб именно растечься мыслию по древу и сменить обстановку. Чтоб не только «вот-вот произойдет», «произошло, ой» и «чего сейчас бу-у-у-у-удет!», но и немножечко: расслабились, закурили, смакуем. Хорошо было, хорошо. Пять минут на разговоры за вечное и понеслась по новой.

Но это не минус интриги, это минус изложения. Вот в Проклятьи, там уже больше экскурсов, размышлений, изложенных устами персонажей, переживаний, и про бобра с ослом не забыто. В общем, видна зрелость. Так что не буду говорить: «автор мог бы». Автор смог, но чуть попозже. Не все сразу.

А книга интересная, оторваться невозможно. Точнее – возможно, но только для отдыха.

Персонажи сказочные, прямо скажем. И не в хорошем смысле этого слова. У них там мечи-кладенцы, ларцы-матрешки с иголками, а избушка обязательно не только повернется, но и присядет в реверансе. Нет пока что характеров, нет внутреннего конфликта. Есть, как положено,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
голодранец штук адын и прынцесса штук адын. Далее по лекалу: голодранец становится прынцем и сливается в экстазе с прынцессой. Оно, конечно, не сюжетообразующее, там еще Кащей и иже с ним будут подвизаться, но, как говорил герой Джима Керри: «Бывало и лучше». Сильно лучше.

Конечно, читерство – это наше все. Оно влияет на достоверность, но очень сопереживательно. Волшебная палочка, старик Хоттабыч, голубая бусинка — сколько бессонных ночей они принесли моему голубому детству! Но это только в «младшем и среднем» может зацепить. Потом приходит ощущение ненастоящести. Причем не обязательно самой лампы и палочки, а именно способа их выражения. Потому что Волька ибн Алеша – отличник. А ты – не отличник. А если отличник, то решаешь себе задачки и пишешь упражнения, а не читаешь про всякие Ородруины. Значит, пусть будет Хоттабыч, но Волька должен бить окна и получать двойки. Тогда он станет настоящим.

А Орешек – он классный. Замечательный. Харизматичный, веселый, неглупый. Очаровашка. Никакенный. Ну совсем. У него нет треников, как у Дрездена, и больной ноги, как у Глокты. Он пустой и звонкий. И прынцесса такая же, если честно.

Злодеи чуть получше, но тоже весьма шаблонны. И даже при этом ГЗ вызывает лично у меня больше симпатий, чем ГГ. Снова к сожалению. Потому что книга, несмотря на это все, великолепная. И я очень хочу ее хвалить. И очень огорчаюсь, что по моим критериям она получается хуже, чем есть на самом деле.

Идея сильно теряется за попытками героя выжить с помощью мелких везучек. Думать ему особо некогда, да и незачем. Разве что размышления на тему «вона как оборачивается!» и «пронесло!» — но их тяжело назвать идейными.

Нет, мысли есть. Но сказочного же разливу. Мол, против социального неравенства и вообще лучше быть хорошим, чем плохим. Спорно, да и сильно разжевано и в рот сложено. Сказка. Это не идея. Идея – это когда долго думаешь над вопросами, которые книга задала лично тебе. К сожалению, Представление не задает вопросов. Оно просто позволяет приятно провести время. Очень приятно и необременительно. С фотографиями с курорта – вон мы на драконе летали! Ах, не летали? И не мы? Ну неважно, дракон все равно душечка. И шар хрустальный, да и вообще мило поприключалось. А думать на отдыхе без надобности.

А вот душевность снова на уровне. Все-таки читерство цепляет за желание получить вдруг и сразу, внезапно и просто так. Выкрутиться, не изворачиваясь, не вкалывая, не напрягаясь. Да что там говорить – каждый день – битва. Обязательно какая-то каверза.

Во времена не особенно далекой юности, до третьего десятка то бишь, я думала, что это кончится. Вот полечишься – и все. Окно покрасишь – и все. Купишь одежонку – и все. Один раз. Сильно я протормозила, ага? А вот оказывается, что обязательно вылезет что-то еще, причем с каждым разом все страньше и страньше. И очень-очень-очень хочется такой чит, который бы – р-р-р-раз! – и со всеми напастями разобрался. Ну или хотя бы с какой-то одной, глобальной. Чтоб без бессонницы, без кредита, без завариваний травки по часам… И, собственно, неважно, что за трабл – то ли на тебя с мечом выскочили, то ли ты от врача возвращаешься. Или приглашение в суд в почтовом ящике – тоже радует несказанно. И получается, что с мечом все не так уж и плохо…

Да, зацепило ассоциативный ряд. Если бы еще герой был достоверен… Ну да ладно, тогда не было бы таких волшебных решений.

Погружение, чуточку подпорченное нереальностью персонажей, все же удалось. Как я уже говорила, приключается здорово. От красивостей захватывает дух, от быстрой перемены декораций кружится голова – но это замечательно. Я хорошо провела время в этом мире. И с удовольствием вернусь туда снова.

Ассоциации: Доктор, Трикс.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендовали как одно из старых, приличных российских фэнтези. Прочитал — середняк, каких на хороший десяток половина наберётся.

Обычный феодально-рабовладельческий мир, нередкий для фэнтези, ну разве что с примесью «Пикника на обочине». Почти классическое обязательно-кастовое деление на социальные уровни. Низам почему-то в голову не приходит радикально изменить своё положение (ну неужели никто не усомнился ни разу в божественной воле настолько, чтобы не попробовать всерьёз — раз и навсегда), а верхи по большей части столь выдержанны и мудры, что подданные довольны. Прямо небесная гармония. Но не без странностей. Перед нами развитое феодальное общество (сложившиеся государства, династии, дипломатические отношения, государственная экономика, феодальная лестница, сеньории и т.п.), но почти никаких социальных образований, кроме родовых кланов, нет. Цеха, вольные города, торговые союзы, купеческие гильдии, студенческие братства, дворцовые группировки, церковные ордены? — нет, не слышали.

География и история прописаны слабо, в виде неясных сказаний и легенд. Местность состоит только из городов, крепостей, заброшенных храмов и лесов/пустынь, которые их соединяют. Отрицательные персонажи и враги представлены лишь двумя категориями — полуаморфные чудовища или озлобившиеся неудачники. Хотя, нет — был один злой бог, но и тот оказался неудачником; злой король — аналогично, злой маг — аналогично. Положительные герои — обычные приключенцы без запоминающихся черт, каких пруд пруди. Никого не смог запомнить. Набор героев стандартный (центральная пара типа «жених-невеста», мудрый старец, пара друзей с твёрдыми кулаками, на заднем фоне сочувствующие и финансирующие сильные мира сего) — почти строго по Свиридову («Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле 'фэнтези', пригодных к употреблению на территории бывшего СССР», 1993). Прочие персонажи не запомнились — сплошь наёмники или разбойники. Активные женщины исключительно наёмницы или принцессы (причём, все молодые, бойкие, отважные — как отлитые на заводе по одной форме). Мир очень косный, непрописанный, неподробный — я удивлён, что автор смогла в таких ограниченных условиях развернуть действие. Это действительно производит впечатление. Здесь могу только похвалить.

Сюжет некоторое любопытство вызвал. Я даже рассчитывал, что герой после своего возвышения займётся какими-то глобальными этическими проблемами из классического цикла «Почему людям плохо?», но он лишь затеял авантюрное «интересное представление», каких ещё до Берроуза написано столь внушительное количество, что подробности перестают иметь значение. Похожий сюжет можно легко найти где угодно, допустим, навскидку «Кровь и честь» Саймона Грина, где герой-актёр действует в схожей ситуации (замки, кланы, интриги и подмены, завязка на сиюминутную, но исключительную политическую и властную роль подменыша). Нет, приключения сами по себе даже увлекают, но ведь и кроме них что-то должно быть.

Абстрактная доброта и стандартное торжество справедливости, конечно, в наличии, но нет ни серьёзного идейного конфликта, ни настоящих оригинальных эпизодов, персонажей, обстановки, мыслей. Приключалово чистой воды.

Я понимаю, что книга писалась давно, сильных образцов для подражания тогда было негусто, что дальше по циклу автор наверняка прописала мир подробнее и сделала героев объёмнее. Но порции информации из первого романа мне хватило до конца. Это не значит, что он плох, просто все базовые, обязательные приключения с героями уже случились, сюжет дошёл до финальной точки и логически завершился. Дальше будут только повторения или параллельные приключения новых действующих лиц.

Есть ли что-то понравившееся? Есть.

Понравились имена, названия, замысловатые прозвища. Понравилось мягко-ироничное и добродушное (но не слащавое) отношение автора ко всей истории. Нормальное распределение серьёзных и шутливых моментов, отсутствие дурного пафоса и прямо-таки хтонических по мощи героев (которых так любил Перумов и прочие брали на вооружение).

Книга в целом написана добротно, средне, без перегибов в любую сторону. Читать, безусловно, можно. Видимо, мне не совсем подошло.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ну... Это я для себя придумал... и вспоминаю, когда тяжело приходится. Понимаешь, все мы играем большое представление для богов. Играем от рождения и до смерти, и сцена — вся земля...» — так говорит главный герой романа Орешек. Раб, самозванец, Хранитель крепости, Сын Клана. Он замечательно играет свою роль в созданном Автором сюжете. Такой яркий обаятельный персонаж мог бы вытянуть даже слабенький роман, но здесь и роман хорош. Прочитала, что это дебют Автора, и удивилась. Книга написана просто прекрасно — красивый точный язык, увлекательный сюжет, остроумные диалоги. Единственное, что напрягло при чтении, — некоторая затянутость, для романа объем текста слишком уж большой. Видимо, в этом проявилась писательская неопытность Автора, потому что следующие книги цикла уже значительно компактнее.

Однако и объемный первый роман читается «на ура». Введение в мир на первых 30-40 страницах кажется скучноватым, а потом появляются герои и действие несется вскачь не хуже, чем у Дюма и Вальтера Скотта. Возможно, некоторые элементф мира и сюжета можно счесть вторичными, что-то где-то уже встречалось, может быть, у Марии Семёновой, может быть, у Элеоноры Раткевич. Но привычные для фэнтези-саги вещи Автор сумела сгруппировать и преподнести очень по-своему. В ее мире с ее героями реально интересно. А некоторые эпизоды, такие, как первая осада Найлигрима или клятва влюбленных перед решающей битвой в Подгорном мире, заставляют быстрее стучать сердце — героические моменты Автор сумела прописать живо и волнующе.

Хорошо поданы почти все основные персонажи. К примеру Аджунес — шайвигар, то есть интендант, крепости Найлигрим. Сначала мы видим хитрого вороватого мужичка, вовсю греющего руки на хозяйстве крепости. И он действительно такой. Но постепенно характер раскрывается — вот Аджунес в страхе перед раскрытием махинации с торговым караваном, и вот он же, готовый отстаивать интересы маленького сироты Тайхо перед грозным Хрантелем, вот он на стенах крепости с оружием в руках, потому что воины должны видеть в бою Левую Руку Хранителя, вот он же заискивает перед королем на суде, но изо всех сил старается не солгать в главном, преодолевает страх и привычное раболепие. Сложный, противоречивый, живой характер. И таких в книге немало.

Героика умело разбавляется юмором. Некоторые страницы невозможно читать без смешков, как, например, сцену королевского суда над самозванцем. Но и здесь юмор присутствует в меру, и здесь герои продолжают разыгрывать представление для богов по неизвестному им сценарию.

Во второй части книги приключения героев стали несколько безумными, словно Автор не знала, куда бы еще их послать и что бы такое закрутить, но к финалу положение выправляется, основной состав занимает свои места и готов начать второй акт. А я как читатель, не слишком любящий фэнтези, с удивлением понимаю, что я тоже готова к следующему акту пьесы: первый длиннющий роман прочитался как-то слишком быстро и расставаться с героями совсем н хочется.

На мой взгляд, очень удачный писательский дебют литературно одаренного, владеющего словом Автора. Кто любит приключения и волшебство, получит массу удовольствия от этой книги. Автору спасибо.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замрите, ангелы, смотрите: я играю.

Моих грехов разбор оставьте до поры,

Вы оцените красоту игры!

Очень милое сказочное фэнтези. Интересно, увлекательно, написано хорошим языком. Хотя это не славянское фэнтези (имена и названия звучат не по-нашему), но в мире, полном сказочных чудовищ, и в персонажах есть что-то родное из русских сказок. Главный герой − добрый молодец, пригожий, удалой, находчивый, да еще и с мечом лихо управляется. Девицы красавицы и умницы, а некоторые тоже очень лихо владеют оружием. Злодеи − черные маги и черные негодяи. Мир уютный, полный чудес, магических предметов и страшных тайн из прошлого. Чудовища ужасные и опасные, но глупые. Добро обязательно побеждает зло, герои выкручиваются из самых безнадежных ситуаций и справедливость торжествует.

Книга состоит по сути из двух. В первой части главного героя Орешка, бродягу, по ошибке принимают за ожидаемого Хранителя крепости. Орешек, который в прошлом выступал в театре, решает немного подыграть, да увлекается настолько, что становится настоящим руководителем крепости и героически возглавляет оборону от осаждающих врагов. Устраивает представление, зрители которого − боги, потому что люди-то его воспринимают всерьез. И обитатели крепости вместо настоящего Хранителя, о котором идет недобрая слава и который сослан в глушь за провинности, получают остроумного, смелого и справедливого руководителя.

Во второй части Орешек с друзьями отправляется в чужую страну по поручению короля. В Наррабане их ждут невероятные приключения и столкновение с главными врагами-злодеями.

Читать можно в любом возрасте без ущерба для психики, что в современном фэнтези уже становится редкостью. Для своего жанра − приключенческого сказочного (не реалистического) фэнтези с четким делением персонажей на добрых и злых и непременным торжеством добра − великолепно. Книга гарантированно не оставит неприятного осадка после прочтения.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая в общем-то задумка, читал местами даже с увлечением. Но огрехов полно. Куча роялей в кустах, язык оставляет желать лучшего, к тому же — множество типично «женских заморочек»: сопли, чрезмерная чувствительность (и экзальтированность) барышень, и с логикой местами беда. Попытки нарисовать «кровь и насилие» неубедительны, секса, понятное дело, нету, а финал угадывается задолго до конца повествования. Одним словом, немудрёная фэнтезийная бродилка, не отягощенная красивым слогом и почти не дающая пищу для ума.

Из плюсов — хорошо прорисованный мир, «живые» герои (включая второстепенных). Резюме: можно читать, а можно и не читать...

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень понравилась, как и её сиквел. Подробно и с любовью прописанные герои, искренность чувств (от любви и долга до желания напиться и бросить всё к чертям), красивый и интересный мир, разветвлённая система социальных классов, обычаев и условностей, которые так приятны, когда видишь их со стороны... сплошные достоинства! Впрочем, один маленький недостаток всё же отмечу.

У главного героя каждой книги автора (на текущий момент прочитаны все дописанные) есть любимое словечко, которое вставляется где ни попадя. Это не недостаток, так герой приобретает ещё большую индивидуальность, которая очень ценна, когда в героизме нет решительно никаких различий. Но именно в этой книге, а также в сиквеле, любимое высказывание героя «Пра-а-вильно!» несколько раз повторяют и находящиеся рядом люди, которым это слово не идёт ввиду их возраста, социального статуса, образования и характера. Всякий раз вызывает недоумение на фоне приятного языка, хорошо подобранных эпитетов и общей соразмерности текста.

Несмотря на обилие имён, интриг мест и исторических событий, удалось не запутаться в интриге, что для меня несомненное достоинство, обнаруженное лишь у некоторых авторов.

Также должна отметить, что автор очень добра к героям, значительно добрее, чем могла бы быть безо всякого вреда для произведения. Герой романа оптимистичен и легкомысленен, это настраивает читателя на позитивный конец, — но впечатление бы не нарушилось со смертью одного-двух третьестепенных героев. Автор же взяла на себя более сложную задачу по написанию доброй книги, в моих глазах это плюс. По доброте, пожалуй, она не уступит Элеоноре Раткевич, и так же блестяще справляется с последствиями этого отношения к героям, не превращая книгу ни в скучную, ни в слащавую. Отлично!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрая душевная сказка

«Представление для богов» — это хорошее, в меру приправленное легким юмором, приключенческое фэнтези с неизбитым поучительным сюжетом и живыми героями.

Мир «Великого Грайана» добротно прописан, ярок и довольно необычен. В нём есть всё необходимое для создания индивидуальности – собственная иерархия, занимательный квест, образцы благородства и подлости, необычные подгорные твари, злобные маги и маги-актёришки, чистые сердцем герои и мерзавцы-предатели, отважные бойцы и трусливые «ударь-в-спину», приятная неназойливая любовная линия,.. Мудрые притчи и легенды ненавязчиво вплетаются в канву повествования, а юмористические истории удачно разбавляют мрак, пытающийся накрыть героев.

И, о счастье, никакой оголтелой романтичности и вульгарщины, никаких красавчиков эльфов-демонят, болтливых магических зверюшек, взбалмошных девиц, невменяемых от зашкаливающего гормонального фона гераклов и навешиваемых лапшевидных ушных украшений.

Конечно, есть свои недостатки и шероховатости, но на фоне основного потока уже набившего оскомину современного фэнтези, книга значительно выигрывает.

Было вкуууусно…

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

50-60 первых страниц. Их просто надо выдержать — все слишком героически: «гордо воскликнул он», «расправив плечи, пламенным взором», «и молвили тогда воины», обилие деепричастных оборотов, ну и так далее в том же стиле... После этого станет куда интереснее и увлекательнее — вместо статики появится динамика, язык выровняется и «притушится» лишняя в современной фэнтези стилизации под эпос.

И откроются достоинства книги (и серии): продуманность и целостность сценария, доскональная проработка Мира, интересные повороты сюжета.

Правда, недостатки никуда не денутся: многие персонажи излишне прямолинейны и бесхитростны. Даже записные злодеи и антиподы. Черно-белые картонки из рыцарского романа. У современного читателя это вызывает впечатление «доброй сказки»

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень милый образчик авантюрного фэнтези. Сюжет захватывает с самого начала книги, есть, правда, некоторое количество «роялей», но они почти не раздражают благодаря великолепному стилю автора. Неплохо прописаны главные герои, большой плюс — что отрицательные персонажи не нарисованы полностью черной краской, а иногда вызывают если не сочувствие, то хотя бы понимание. А вот положительные герои излишне белые, хотя будь они другими, возможно книга была бы не такой симпатичной, больше похожей на сказку, чем на фэнтези.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальный и хорошо проработанный мир, увлекательный и разветвленный сюжет, интересные герои (как положительные, так и отрицательные), хороший язык... Что еще надо книге? Может, и надо что-то, но мне достаточно и вышеперечисленного, чтоб рекомендовать ее к непременному прочтению всем любителям жанра.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внимание! Будут спойлеры!

Книга состоит из двух частей. Первая – «Хранитель пограничной крепости», вторая – «Душа пламени». В первой происходит знакомство читателя с фэнтезийным миром и главными героями, второй – типичный квест по сбору артефактов с параллельным спасением мира. Должен отметить, что первая часть выглядит намного богаче второй по причине наличия в ней как приключений, так и батальных конфликтов. Вторая же часть полностью теряет вторую составляющую. Справедливости ради, отмечу, что приключения героев не скучны ни разу, динамика всего произведения на высоте, снотворные моменты отсутствуют как таковые. Складывается впечатление, что в первой книге, автор зондирует почву с целью определения склонности читателя к тому или иному поджанру фэнтези.

Некоторые коллеги высказывают мнение о скудности описания фэнтезийного мира. Мне же этой составляющей хватило с лихвой. Люди, их сословия, обычаи, верования, природа, животный мир – всё описано весьма достаточно для первого знакомства, и далее раздувать книгу, до уровня Сандерсона, не вижу необходимости.

Если с динамикой произведения всё замечательно, то с героями дела посложнее. Не думаю, что такое чёткое их деление на хороших и плохих, как в данной книге, способно удовлетворить современного читателя. Читатель, на мой взгляд, полностью насытился идеальными героями и отпетыми злодеями на предыдущих этапах становления фэнтези. Сейчас ему подавай полутона без чётких границ. Здесь же, из представителей таких полутонов я обнаружил лишь одного – шайвигара Аджунеса («Я — Левая Рука, — сказал он с достоинством. — Без меня Хранитель будет однорук. Я не воин, это верно, и на стене от меня было мало пользы... но солдаты должны были видеть меня в бою!»). Остальных либо нет, либо слишком хорошо они прячутся. Хотя, если вы – ярый фанат «Властелина колец» и несгибаемый поборник справедливости, то эта книга — ваш случай.

Касаемо объёмности персонажей. Очень слАбо. Как заметили некоторые рецензенты, злодеи, несмотря на их редкие попадания в кадр, выглядят здесь намного колоритнее. Встретив Айрунги, простого иллюзиониста, абсолютно не имеющего отношения к магии, поставившего себе цель и напролом идущего к ней, я подумал – «вот он — Глокта этого мира». Так нет, автор не любит персонажей прокладывающих путь к цели собственными руками только потому, что они отрицательные. У неё в фаворе случайности – амулеты (этакие золотые рыбки) и благоприятные стечения обстоятельств (умение оказаться в нужное время в нужном месте), помогающие в основном светлым героям. Вот и скажите мне откровенно, отставив на время ваше отношение к добру и злу, – о ком лично вам интересно читать: о праведниках, всю книгу играющих на роялях, или о злодеях, напрягающих голову и знающих — кого и за какие нитки дёргать. Лично мне главы об Айрунги, Джилинере и Шайсе шли на ура. Эта тройка, полностью дополняющих друг друга персонажей и вместе составляющих единое целое, при желании автора, могла бы расчитывать на большее, чем полный разгром с незначительными потерями антагонистов.

Но луч света в тёмном царстве светлых персонажей (вот такой каламбур) всё-таки есть. И это, безусловно, — Илларни. Учёный, добившийся всего сам, владеющий страшной тайной и выживающий среди стаи хищников только благодаря своей сообразительности – замечательный персонаж, даже несмотря на приступ старческого маразма (по поводу передачи секрета «Души пламени» в руки Айрунги по причине схожести их интересов) в финале книги. Все остальные персонажи, на мой взгляд, если и имели объём в первой части, то к финалу просто сдулись.

Очень скупо затронута тема любви. Что, согласитесь, странно для автора — женщины. Нет никаких взглядов налево, не говоря уже о любовных треугольниках. Если герои влюбляются, то навсегда, и далее, ведут себя как брёвна – не замечая чужих прелестей. Да что там любовь. У Орешка и Нурайны даже не возникает желания обняться по дружески после стольких совместных свершений. Где чувства, где объём? А ведь всё это было, опять-таки в первой части (о первой любви Орешка): “Однажды она не пришла на свидание — исчезла, растворилась в кипящем котле Аршмира. Бедный юноша решил, что отныне всю жизнь будет безутешен. И он действительно грустил — дня два. А на третий сделал потрясающее открытие: оказывается, Рыжая — не единственная девчонка на свете!...», — настолько реалистичный момент, что, думаю, многие, прочитав, вспомнят свою молодость. Далее тоже неплохо (о неудачной попытке Арлины научиться обращению с мечом): “Нет, улыбнулся Орешек, не выйдет из девочки бойца. Мысль эта доставила ему удовольствие. Почему-то не хотелось, чтобы Арлина стала умелым воином.» — явная забота о любимой, желание самому защищать её. Куда всё это испарилось к финалу, почему сменилось банальными шуточками???

Об юморе. В чувстве юмора автору не откажешь. Юмор начинается с самого начала и сопутствует героям до финала. Это же надо, прозвать супергероя Орешком!!! Вряд ли какой-нибудь наставник мужского пола всерьёз назвал бы своего подопечного Орешком, и из-за чего, из-за цвета волос схожего с ореховой скорлупой. Думаю, если герой был бы рыжим, то носить бы ему имя не Ясно солнышко, а Мандаринчик, если блондином, то был бы – Яичком или Сметанкой, ведь он же раб, а рабы не берут себе имена сами. А как вам освобождение героя из подземелья людоедов – развёл наш Орешек тупых нарров как лиса ворону с сыром. Самым несчастным персонажем получился, конечно же, Оплот города Горга-до – Таграх-дэр. Так, как над ним, автор не шутила ни над кем: четыре раза проехалась по бедному чуваку катком (четыре сюжетные линии пересеклись именно на нём). Этот момент, наверное, самый забавный, и одновременно самый притянутый за уши, вроде – «красные пришли – грабют, белые пришли – тоже грабют». В общем, юмора в произведении полнО, от самого тонкого, до откровенно примитивного.

Помимо юмора, в значительно меньших дозах, в произведении присутствует и некая драма. Юный защитник крепости – Тайхо, как будто специально придуман автором, чтобы заставить читателя прослезиться – удалось, парня жалко и читатель грустит вместе с выжившими. Менее драматична, но всё же печальна судьба Илларни – персонаж прожил долгую и интересную жизнь, но всего желаемого не достиг (вот в чём парадокс жизни – чем шире твои интересы, тем меньше вероятность сбытия всех твоих мечт).

Чувство вторичности, замеченное многими, не обошло стороной и меня. Читая текст меня частенько посещала мысль, что это уже где-то было. Про лису и ворону я уже говорил. А вот, как вы думаете можно удрать из тюрьмы? Конечно же – найти охранника-фанатика, верящего в легенды, и он всё сделает за тебя (привет от А. Дюма). Но эти сравнения успешно заретушированы в повествовании, и, скорее всего, являются плодом моей бурной фантазии. Но вот уйти от аналогии с «Властелином колец» в бомбезном финале с извержением вулкана – очень сложно. Однако, справедливости ради, отмечу, что чувство вторичности возникало не часто, и в основной своей массе, мир, созданный автором, показался мне довольно самобытным, где чёрно-белые людишки весьма успешно справляются не только друг с другом, но и с многочисленными подгорными монстрами, и хвала автору, что это не орки и гоблины.

Чего совсем не отнять у персонажей обоих лагерей, так это множества умных изречений. И в контексте данного произведения они мне по душе. Не поленюсь и перечислю основные из них:

- «Удача бежит от кислой рожи»;

- «Наглец голодным не останется»;

- «Храбрость и глупость часто ходят в одной упряжке»;

- «В книгах есть страшная магия: они уводят в бессмертие ложь и правду — и даже ложь делают правдой для грядущих веков»;

- «Люди любят силу. Пусть потомки называют меня хоть Людоедом, но живущие сейчас, будут меня бояться!»;

- «Знание — это тоже оружие»;

- «Мать суеверия — глупость, сын суеверия — страх...»;

- «У великих людей и ошибки великие»…

Самой большой неудачей обеих частей произведения, на мой субъективный взгляд, стали их финалы. Обе части закончились практически одинаково. То, что случилось в финале можно выразить одной фразой: «Если мужчины не в силах справиться с врагом, то это сделает одна женщина!» (вот он где вылез – феномен женщины-автора, коня на скаку остановит…). Причём, Арлина осознаёт свои магические способности только тогда, когда опасность угрожает конкретно её самцу (истинная суть Волчицы), на остальных же ей, типа, наплевать!? И это ещё не главный нюанс. Главное то, что автор заставляет тужиться весь честной народ в борьбе со злом, чтобы после магическим криком одной Волчицы обернуть вспять восьмитысячное войско противника и похоронить под вулканом всю секту Хмурого бога (прям волшебный голос Джельсомино). И после этого вы всё равно считаете главным героем Орешка. Да у любого, даже самого крепкого Орешка, разовьётся комплекс неполноценности, если его постоянно будет спасать невеста. Ребята! Да автор издевается над нами! Вспомните, что она говорила о женщинах ранее: «Несказанно добры были боги, создавшие для мира женщину! Рядом с ней любой мужчина, каким бы слабым и робким он ни был, чувствует себя завоевателем и героем, победителем и защитником...».

Дыры в стратегии просматриваются не только в финале. Достаточно вспомнить сцену пленения Аранши и Айфера, когда супостаты только положив кучу людей вспомнили о ядовитых иглах рухху. Такие вот стратеги с обеих сторон.

Итого. Получаем неплохие фэнтезийные приключения с подыгрыванием хорошим и ущемлением плохих персонажей. Местами слишком детское, местами житейское. Почему детское? Судите сами:

- «…Аранше неприятности нужны примерно так же, как пучок крапивы в штанах или ежик за пазухой!... »;

- названия игр, в которые играют суровые воины света: «Радуга», «Четыре камешка»;

- ругательство главного героя: «Ну, людоедская твоя морда!»;

- и наконец, туповатый возглас главного героя: «Вей-о!» или «Вей-о-о!» — что за хрень такая, спрашиваю я вас?

Вывод. «Представление для богов» мне понравилось, поскольку смущающие меня моменты с лихвой перекрываются бешенной динамикой, недостатки светлых персонажей кроются «достоинствами» тёмных, и конечно же за понятный и простой язык повествования. И если я не прочту продолжение, то только потому, что издательства, по непонятным мне причинам, не спешат переиздавать рейтинговые произведения подобные этому.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто потрясная книга! После ее прочтения я наконец-таки осознал, что и отечественное фентези может быть весьма и весьма интересным (пробовал других русских писателей читать, но что-то не шло) и от всей души благодарю автора за это)

По книге:

1) Герои — они просто шикарны. Все разные, всем веришь. Ты как будто живешь с ними, с ними смеешься, переживаешь. Удались как главные, так и второстепенные персонажи. Нельзя без улыбки следить за первой встречей «Сокола» и Волчицы, нельзя не посмеяться над картиной финального разбирательства, нельзя не заслушаться интересных россказней подгорных охотников, нельзя оставаться равнодушным, когда читаешь строки «милых бесед» Нурайны и Орешка... Итог — герои удались, при чем удались на славу!

2) Сюжет — сначала было слишком непонятно, что куда идет, слишком много героев, от лица которых ведется повествование, но потом, когда все эти дорожки персонажей и все нити сюжета переплетутся — будет БУМ! Это было прекрасно! Все сошлось, все ружья выстрелили! Тут есть и эпические битвы, и динамические поединки, и верная, чистая и, в случае Орешка и Арлины, действительно вечная, любовь, примеры крепкой дружбы, интриги, великолепный юмор и все это вместе — такая взрывоопасная смесь, что вам точно захочется еще!

3) Мир. Он великолепен. Он меня заворожил. Кстати, узнал, что и остальные книги других циклов описывают события в этом же мире и даже иногда герои циклов пересекаются, что по мне только улучшает всеобщую атмосферу. Интересная задумка с Подгорным Миром. Словами все слишком долго описывать, да это и не нужно: читайте и познавайте, влюбляйтесь в мир этой книги)

Книга просто добрая. Чем-то она напоминает сказку, но это только в плюс. Великолепно. В списке любимых авторов госпожа Голотвина делит у меня первую ступеньку с господином Сандерсоном, хотя до недавних пор ни одно из множества фентезийных творений я не мог бы поставить на одну ступеньку с произведениями этого автора. Браво!

Благодарю автора за то, что она написала что-то столь хорошее, благодарю за то, что я смог это прочесть и насладится сполна! Жаль, в интернет-магазинах книг Ольги Голотвины нет, только через ОЛХ смог найти первый цикл, а так хотелось бы иметь возможность приобрести все...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма приятная и добрая фэнтези, по стилю очень похожая на произведения Раткевич. Неплохой сюжет, хороший литературный язык. Рекомендую к прочтению.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не считая некоторые глупые сюжетные повороты, книга в целом понравилась, особенно первая половина. А вторая половина — действительно сказка.

Мои придирки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Не знаю кого как, а меня это «вей-о» жутко бесило. Что это за слово такое!? Понятно, что выдуманное. Но что конкретно значит?

- Полное отсутствие терпимости к недоразумениям. В темноте, случайно напялил чужой плащ — и все, крышка, никого неипет, что бы не сказал. Весьма надуманный сюжетный поворот, из этого и происходят остальные приключения, а потом гг быстро заигрался и понесло. Результат закономерен — его раскрыли. Про обещание я вообще молчу, очень некрасиво он поступил.

- Зазноба гг довольно странная, безрассудная и с одержимостью везде лезет за ним, но при этом только за ручки держатся, не уверен, что они хотя бы целовались.

- Прилично затянуто развитие сюжета из-за того, что обо всем всегда написано с излишней подробностью, а повествование ведется сразу о нескольких персонажах. Читая такое, лично я начинаю уставать, ожидая основное продолжение. То есть написано хорошо, интересно и как раз потому не хочется читать про всяких второстепенных, а то и третьестепенных персонажей, эти прыжки в сторону отвлекают.

- И ведь говорили ему все: выбрось каку, не таскай этот ремень, но нет.

- Спасти врага-«колдуна» из-за которого куча народа погибла? — Никто не ожидал такого от «мудрого» Илларни. А додуматься поделиться самым страшным секретом с тем же засранцем, кого совсем не знаешь, вместо того же Орешка? — Вообще отрыв бошки.

- Имена какие-то очень похожие и созвучные: Арлина, Аранша, Айрунги, Айфер. Первые два я до конца книги путал кто есть кто.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх