FantLab ru

Филип Дик «Убик»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.54
Голосов:
2713
Моя оценка:
-

подробнее

Убик

Ubik

Роман, год (год написания: 1966)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 213
Аннотация:

Мир «Убика» — это мир будущего, в котором существуют могущественные корпорации телепатов и антителепатов, ведущие между собой постоянную войну. Но это и мир прошлого, в котором время идет вспять, съедая людей и созданные ими вещи еще до того, как они появились на свет. Наконец, это мир по ту сторону жизни, мир мораториумов, в стеклянных гробах которых веками лежат замороженные люди; в глубинах их сознания еще теплится разум — они мыслят, чувствуют, страдают, общаются между собой и внешним миром и — пытаются выжить, выжить любой ценой.

Урсула Ле Гуин: «Филип Дик — это целая эпоха фантастики. И «Убик» — это, возможно, лучшее из всего, что было им написано. По крайней мере, я не читала ничего хотя бы отдаленно похожего на эту книгу».

Входит в:

— антологию «Неземные соседи», 1992 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2003 // Переводной роман (США, 1969)

Похожие произведения:

 

 


Неземные соседи
1992 г.
Бегущий по лезвию бритвы
1992 г.
Убик
1992 г.
Убик. Человек из Высокого Замка
1992 г.
Свихнувшееся время
1993 г.
Убик
1993 г.
Стигматы Палмера Элдрича
1998 г.
Убик
2001 г.
Свихнувшееся время
2002 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Убик. Скользя во тьме
2005 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2011 г.
Убик
2016 г.
Убик
2017 г.
Убик
2018 г.
Свихнувшееся время
2018 г.

Самиздат и фэнзины:


Аудиокниги:

Убик
2016 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

Ubik
1969 г.
(английский)
Ubik
1975 г.
(польский)
Ubik
2000 г.
(английский)
Philip K. Dick: Four Novels of The 1960s
2007 г.
(английский)
Ubik
2011 г.
(польский)
Ubik
2012 г.
(английский)
Убік
2018 г.
(украинский)
Ubik
2019 г.
(португальский)





Доступность в электронном виде:

 



Рецензии



— smith.each: Филип Дик — «Убик» 2020-02-17 28 (12)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы устали от скучной научной фантастики? Вам надоели очевидные и незамысловатые сюжетные ходы? Хочется чего-то нового, но, вместе с тем, проверенного временем?

Читайте «Убик«!

Он интересный! Он драйвовый! Он культовый и не устаревший! Он перевернет с ног на голову ваши представления о фантастике!

Безвреден, если употреблять согласно инструкции. Может вызывать привыкание к хорошей литературе.

1992 год. Экономика в упадке. Умирающих людей можно подключить к, так называемой, полужизни, а тепелепатия стала привычным, хотя и редким, явлением. Фирмы, боясь влияния телепатов, нанимают их антиподов – инерциалов, для обнаружения, нейтрализации и защиты от телепатического влияния. Инерциалы из организации Ранситера противостоят коварному Холлису и его медиумам. Вот только медиумы Холлиса начинают исчезать. В это же время мистер Ранситер получает очень лакомый заказ. Он собирает одиннадцать сильнейших инерциалов фирмы, включая новенькую, Пат Конли, которая может менять прошлое, лучшего специалиста по замерам телепатического поля Джо Чипа, и, вместе с ними, отправляется на Луну. После странного покушения Ранситер находится при смерти, вокруг начинают происходить странные вещи, еще и кто-то убивает инерциалов. Джо Чип пытается разобраться в сложившейся ситуации.

Роман, не смотря на небольшой объем, очень динамичен, здесь, буквально, постоянно что-то происходит, не давая передохнуть ни героям, ни читателю. Сцены и эпизоды автоматной очередью сменяют друг друга, странности становятся все страньше и страньше, все чудесатее и чудесатее. Джо Чип вместе с читателем опускается все ниже и ниже, в фантасмагоричную кроличью нору авторского вымысла. Место нашлось и философии Платона о сути вещей, и путешествиям во времени, и изменению временных линий, и расизму (который в мире романа искоренен). Основная же идея романа — если иллюзия настолько похожа на реальность, то как их отличить? Есть ли между ними разница? Может, мы живем внутри иллюзии, которую воспринимаем как реальность?

Филип Дик очень умело играет с читателем, постепенно стирая грань, отделяющую реальность и иллюзию. Как ловкий наперсточник, он заставляет сомневаться в том, что видят герои и читатель, очевидные вещи становятся не такими уже и очевидными, а странности постепенно выстраиваются в логичную цепочку, постепенно происходят перемены, которые осознаются только постфактум. Финальный твист сюжета и вовсе переворачивает все с ног на голову, заставляя пересмотреть весь роман с точки зрения концовки. И это круто. Мне понравилось!

П.С. Несложно представить реакцию фандома на выход «Убика» в тот далекий 1969 год, как и эффект, который он мог произвести на читателя. Даже спустя 51 год после публикации он способен вызывать «вау-эффект». Его влияние на фантастику также очень легко проследить. Самые простые примеры – трилогия «Матрица», и фильм «Начало» Кристофера Нолана.

- Дорогой. Я весь день пытаюсь заняться интересными делами, но не получаю от этого удовольствия!

- Попробую почитать «Убик», дорогая. Он великолепен!

Абсолютно безопасен, если придерживаться инструкции. Не принимать вовнутрь!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считал себя фанатом Дика лет 15. Откладывал Убика «на потом». Сейчас сел перечитать Стигматы и Овец, прочитать Убик. Жуткое разочарование, Филипу стоило написать одну книгу, но хорошо. Спермотоксикоз, постнаркотические глюки восприятия, депрессия, стервы...

Почему-то большинство восторженных комментаторов считает Солипсизм изобретением то ли Вачовски, то ли Дика.

А уж насколько по любительски проработан сей опус по сравнению с тем же «Demolished man» Бестера (на 20 лет СТАРШЕ Убика), нет слов.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Существует особый род сюжетов, которые посвящены самым базовым категориям мира и человеческой жизни. Это категории времени, пространства, самой основы мироздания. Что если мир, в которым мы живем, не совсем соответствует реальности? Возможно, мы видим некую картинку, а настоящий мир совсем, совсем другой?

Идея нам конечно знакома по знаменитой «Матрице» Вачовски: мир как иллюзия, мир как долгий сон длиною в жизнь. На самом деле ты не существуешь. Однако эта идея древняя, ей много много сотен и даже тысяч лет.

Если говорить о современности, подобные сюжеты развивали задолго до выхода фильма уже в конце 60-х годов 20 века. В частности, выдающийся писатель-фантаст, гениальный деконструктор реальности Филип Дик посвятил теме иллюзорности реального мира многие свои произведения, и наиболее ярко это у него получилось в романе «Убик», опубликованном аж в 1969 году. Действие романа происходит в мире будущего, где между собой конкурируют корпорации телепатов и антилетепатов. В условиях сепаратной, шпионской войны первых с последними разворачивается все действие романа. Персонажи произведения постоянно вынуждены укрываться от одних и взаимодействовать с другими, но не это важно.

Революционной идеей Дика является введение им в текст некого препарата – аэрозоля под названием Убик, который стоит только перестать его применять, как мир начнет буквально распадаться, вышелушиваться и погружаться в прошлое. Например, на смену кнопочному телефону появится дисковый, и так далее. Попрыскайте на него — и кнопочный телефон вернется на свое место. Последствия этого эффекта могут быть самыми губительными, но еще волнительней вопрос: как далеко все зайдет, если не применять препарат, и каков он, настоящий мир, что прячется за декорацией этого фасадного мира будущего?

Роман очень захватывающий. Как и во всех других текстах Дика, поначалу действие спутанное и совершенно непонятно, что происходит. Путаницы добавляет обилие персонажей и деталей, которыми Дик щедро удобряет свои тексты. Постепенно выстраивается общая линия, и оторваться от сюжета становится уже невозможно.

Ценность «Убика» очевидна. Этот и подобные ему романы демонстрируют нам, какими призрачными порой бывают сами основы нашего бытия, сама наша реальность, которая согласно учениям древних буддистов не более как сон.

Написать об этом замечательном романе можно еще довольно много, но его следует прочесть, хотя бы один раз – и поставить в один ряд с такими вещами как например «Футурологический конгресс» Станислава Лема. «Убик» — это не просто книга об иллюзорности мира, но и о месте человека в таком странном новом мире и поиске человеком самого себя. А что если не прыскать «Убиком» на себя? Существуете ли вы, мистер Андерсон?

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно необычная книга. Телепаты и антителепаты, мораториумы и полужизни... В сюжете я изрядно заплутала в какой-то момент, но потом клубок начал распутываться, чтобы опять запутаться ещё сильнее. Осталось много вопросов, но, судя по концовке, такова и была задумка автора.

Идея полужизни особо интересна. Тело помещают в холодильник, чтобы после подключить к какой-то аппаратуре, для улавливания каких-то протофазонов и возможностью дальнейшего общения с полуживым... И делается это для продлевания... нет, не жизни, а полужизни. Я долго размышляла над этическими и моральными сторонами этого процесса, но по итогу это бесполезно — ведь оставляем мы и в нашей реальности людей, подключенных к аппаратам искусственного дыхания, поддержания жизни и держим в коме, если сознание для них смертельно опасно.

Честно говоря, от классики фантастики я ожидала немного иного. Хотя есть, над чем ещё поразмышлять.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шедевральный концепт регрессии, соединяющий путешествия во времени с классической идеалистической философией, наделённый глубинными смыслами. Отдельное спасибо Дику за США 1939-го с ранним ширпотребом, провинциальными ханжами, и прочим; я читал по-английски, так что ощущение присутствия имелось. Даже убожество заброшенных туда «инерциалов», как персонажей, не смогло сильно испортить впечатление. Вот описание полужизни отнюдь не впечатлило… не его это нива, видать.

А по поводу горестных воплей «ах, что б ещё дядя Филя написал, не умри он так рано» ну вы подумайте… даже такой ломовой конь НФ, как С. Лем, в последние 20 лет жизни оставил вымышленные миры и сосредоточился на публицистике. Не надо требовать слишком многого от одного автора. Мог бы Филип разве что перечитать «Убик» на трезвую голову и убрать оттуда кое-какие ненужности. Но тяжело создателю сюжета возвращаться в него спустя десятилетия и пытаться что-то улучшать (Горький с романом «Мать» только хуже сделал, к примеру). Не вздыхайте об оставленном в прошлом мире грёз Филипа К. Дика и не сомневайтесь: это мы — живы!

Оценка: 7
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я убежден, что если нечто похожее на «Убик» будет произведено, то это непременно случится в России. Уже сейчас в нашей стране непрерывно пытаются восстановить, а точнее, реконструировать реальности, о которых остальной мир уже успел позабыть. На наших глазах, благодаря действиям недобросовестных «ревнителей Отечества», множатся анахронизмы и восстают из небытия архаизмы. Порой кажется, что без выдуманного могучей фантазией Филипа Дика «Логоса творящего», заключенного в форму аэрозольного баллончика, аутентичную реальность будет уже не собрать.

Существует представление о том, что качество литературного произведения проверяется частотой читательского обращения к нему, а также разнообразием идей, которые удается вычленить при следующем прочтении. Если следовать этому, выходит, что «Убик» нужно причислить к лучшим образцам мировой литературы. Я трижды перечитывал этот небольшой роман, и каждый раз он насыщал меня принципиально непохожими ощущениями и мыслями.

Так, в перый раз я соприкоснулся с источником полубезумного воображения автора — не покидавшим его на протяжении большей части жизни сомнения в абсолютной непоколебимости реальности. Дать однозначный ответ на вопрос «Кто же кому снится: Чжуан-Цзы или бабочка» — значит не только покуситься на уникальное чувство бытия, присущее всякому человеку, но и загнать себя в гносеологический тупик. Ведь Филип Дик с несокрушимой убежденностью показывает нам, как текст выворачивает действительность наизнанку, лишая читателя сколько-нибудь надежного инструмента ее познания. А если даже литературная действительность предстает столь непостижимой, то о какой уверенности может идти речь применительно к жизни реальной вообще?

Второе прочтение увело меня к материалистическим взглядам. Параноидальная боязнь социализма никак не помешала автору в красках изобразить абсурдность доведенной до логического завершения капиталистической этики. Ты платишь кофейнику за то, чтобы утром выпить чашечку крепкого эспрессо, ты платишь двери, чтобы та выпустила тебя на лестничную клетку, ты платишь телевизору, чтобы он приласкал твой не обремененный продолжительным мышлением мозг очередным рекламным клипом. Однажды кофе перестанут наливать в долг, а не желающая выпускать должника дверь пригрозит судебным иском за попытку самовольно открутить ручку. И вот ты платишь за пустяки, потому что пустяки превратились в единственный смыслообразующий компонент твоей жизни. «Бесполезные вещи, куплены за бесполезные деньги — в этом есть своя логика», — вкладывает едва ли не откровение пророка в уста одного из своих героев Филип Дик, не знавший никакой иной формации кроме капитализма.

Наконец, третье, и пока что последнее мое прочтение «Убика», натолкнуло на мысль, изложенную в первом абзаце этой рецензии. Неужели карты «реальности» тасуются нами так небрежно, что абсолютное «вчера» превращается в «условное» сегодня? Неужели для того, чтобы познать суть вещей и хотя бы отдаленно приблизиться к пониманию законов мироздания, необходимо распустить его плотную вязь до примитивов? У меня нет ответов, и я не уверен, что последующие прочтения этого почти философского трактата одарят меня таковыми. Знаю другое: если однажды, вытянув из кармана рубль, я обнаружу на аверсе монеты незнакомое лицо, то пойму — самое интересное еще впереди.

9 баллов из 10

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Глядя на экстазный вой по данному роману, я понял, что за атаку на него меня, как минимум, распнут — и всё-таки штурмую ‘Убик’. Те, кто хочет видеть в книге лишь концептуальный фундамент – все эти платоновские ‘идеи идеальных форм’ с регрессам самих форм к их универсалиям, действительно оригинальную на момент написания подкладку о возможной ирреальности окружающего — совершенно игнорируют бульварный язык, отвратительных персонажей и общую хромоту шизофренического сюжета.

В отход от общепринятого в пользу этой книги штампирования, я не назвал бы ‘Убик’ ни психологическим, ни философским, но — *психоделическим* романом. И это – не комплимент.

Мир 'Убика', мир корпоратократии, очень похож на свои аналоги из 'Андроидов...' или 'Лабиринта Смерти', которые, если честно, мне не так уж нравятся. Только 'Убик' своей камерностью, рваными прыжками от мораториумов к подведенной лучом абсурда со всеобъемлющей арендной платой, загаженной норе Джо Чипа, не выдерживает системного настроения, кидаясь из буржуазной сатиры к прото-киберпанковскому техно-триллеру. Книга похожа на, извините, 'револьбластер' Pflager Katsumata Рика Декарда из 'Бегущего...': он солидный, он стреляет, а его дизайн вроде бы всем нравится — но, при ближайшем рассмотрении, ненужный 'болт' на шасси Charter Arms Bulldog смотрится анекдотично.

И без того короткий роман дюжит крениться в невостребованные разжевывания. Я уже понял, что Чип — с пол-пинка выбиваемый из колеи, плюющий на свое здоровье невротик, хронически на финансовой мели; всё это представилось ясным уже когда в его апартаменты вваливается пат конли. К чему было мусолить тот же modus operandi Джо в последующих беседах с Элом? Вспышки тревог Чипа там достигают кульминации, начинаясь по любому поводу. Зато о том, как выбрались со станции Сэмми Мэндо и остальные, брошенные ожидать лифта, мы услышим только сухую ремарку, что, мол, драпающих 'лифтёров' догнали 'наши'. Настоящий интерес роман образует к середине, когда мир вокруг героев начинает страдать ‘рансайтеровскими’ пертурбациями. С этого момента *часть* претензий к художественной стройности работы падают за невостребованностью. Дик с предельным умением обвёл весь галлюцинаторный бред со всюду вклинивающимся Рансайтером (что особенно подчеркивает первая реклама ‘Убика’). Угасающий мозг Чипа, заходясь в отчаянии, дерётся с умиранием, обманывая сам себя; а то, что реальность в общем смысле едина для остальных ‘анти-пси’, *кажется*, обозначено их единовременной гибелью, и сообщающимися сознаниями (очевидно, что в ‘полужизнь’ коллеги были введены друг рядом с другом – так, чтобы работники конторы Рансайтера и после смерти могли оказывать ему услуги! Ссылку на эту мысль можно проследить в теленовостях, где сообщается, что ‘полуживой’ Рансайтер умудряется на чём-то там зарабатывать (еще один укол в сторону гиперболизированного капитализма со всеми ‘платными дверьми’ и подобным)).

Обвинить во всём Джори – конечно, очень удобно, но не объясняет, почему Элла так стремительно тает на глазах Рансайтера, как сам он помечает в самом начале книги. Ведь вдруг выясняется, что его жена – мораториумный ‘мастермайнд’, а ее могущество выходит далеко за пределы того чахоточного трупика, что мы можем слышать на их свиданиях в Цюрихе.

Но почему столь могучая Элла не может ‘сожрать’ Джори – или хотя бы опрыскиваться ‘Убиком’ почаще (первым вопросом задаётся и Чип)? А ‘потому что’:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Убрать — в смысле убить? — с сомнением в голосе сказала Элла. — Вряд ли... Со временем вы научитесь нейтрализовать его, это да, а вот убить... сожрать — пользуясь его терминологией... как сам он жрет полуживущих, лежащих неподалеку от него в мораториуме... Нет, это вряд ли.

То есть писателю просто захотелось создать интересный сюжетный климат, а на то, сколь он логичен, тот плевать хотел.

Отдельное ‘спасибо’ хочется сказать Дику за пат конли: настолько же гнусный кусок дерьма едва ли найдётся хоть в какой-нибудь из его книг (хотя, вообще-то, женщины у Дика часто предстают паскудными фуриями; взять хоть ту же Рэйчел из ‘Андроидов), и она немедля разожгла во мне страсть размозжить ей голову о бетонную плиту, а еще лучше – отправить на ‘истязание грушей’. И я бы не заострял на всём этом внимания – я не против антагонистов-хаотиков с садистскими наклонностями (тот же Судья Кормака Маккарти и фолкнеровский Попай выписаны непревзойденно). Но банда неудачников ‘Joe Chip & Inertials’ принимают откровенные издевательства пат конли совершенно без желания как-то призвать ее к возмездию (напоминаю, в тот момент они уверены, что она в ответе за их смерть!). Я, стало быть, должен сопереживать ТАКИМ тряпкам? Подобные ‘герои’ – хуже даже поднимаемых всеми на смех в последний год куколдов; те с удовольствием дают втаптывать себя в грязь, но хотя бы держаться за свои вонючие жизни. Дон Денни со спокойствием отпускает агонизирующего Чипа вместе с конли – с минуту назад вместе с ним ‘выяснив’, что это *ОНА* убивает его коллег-инерциалов! Вселенский мудозвон!

Совершенно очевидно, что ‘Убик‘ как роман подчинён, извиняюсь за тавтологию, идее *Убика*, а всё остальное содержание выступило образным придатком книги. Я не могу избавиться от мысли, что концепция романа обрушилась на Дика в момент очередного психотрипа, и он слишком торопился записать ниспосланное ему ‘откровение’ (это, правда, не объясняет, почему остальные детали романа нельзя было отшлифовать позже). Запредельно ‘наркотическая’ тревога Эла по ‘вселенской холодильне’ и последующие его метафорические выбросы сознания только подчеркивает эту мою догадку. Непреходящая тревога и ворох чуждых ощущений, вторгнувшихся в мозг – отличительная модель воздействия психоактивных веществ. Но поглощение в ударных дозах наркоты писателем точно не содействовало написанию внятной истории.

Оценка: 1
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восполняя пробелы с помощью Фантлаба, добрался до этой известной классической вещи. Подогрело интерес то, что Станислав Лем, как оказывается, выделял Дика среди американских фантастов, а «Убик» – среди его произведений (и даже переводил на польский, после чего Дик накатал на него шизофренический донос в ФБР, но это уже другая история...)

Начинается действие в гротескном мире будущего, где колонизованы планеты Солнечной системы и существуют группировки телепатов, что напоминает вселенную А.Бестера.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как и в «Человеке без лица», кстати, наличествует мотив распада реальности и разрушения личности.

Надо сказать, эта книга из разряда тех, которые очень трудно обсуждать без больших идейно-сюжетных спойлеров. Поэтому, если хотите их избежать – лучше вообще ничего не смотреть о романе до самостоятельного знакомства.

Как и другие крупные сложные вещи Дика, читалось у меня медленно, несмотря на, казалось бы, увлекательную завязку с появлением носителя неординарных даже для этого сеттинга способностей и приключенческой вылазкой команды псиоников. Даже в какой-то момент отложил книгу. Как оказалось, остановился на том самом месте, с которого начинается действительно главная интрига. На истлевшую сигарету сначала никто не обращает внимания, но вот попадаются необычные монеты, другие странности, и всё заверте...

Тут недавно заходила речь: можно ли считать произведение детективом? Если и да, то с очень большой натяжкой. Ответ, кто стоит за происходящим с группой псиоников, мы вроде бы получаем (и, в принципе, внимательному читателю попытаться догадаться об этом можно), но финал опять всё уводит в другую странную плоскость.

Вообще, концовка в каком-то смысле логично вытекает на философском уровне, но оставляет вопросы на сюжетном. Остаётся некоторая невнятность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
//интересно, фильм «Начало»/«Inception» Нолана и его концовка позаимствовали какую-то часть замысла у «Убика»?

Я бы отметил ещё всё-таки относительную недоработанность и спутанность повествования. Из дюжины персонажей, попавших в переделку (и всех которых автор сначала попытался наделить индивидуальными характеристиками), реально задействованы двое-трое. Остальные представляют собой «разменные пешки», никак по большому счёту не влияют на сюжет и не запоминаются. Да и способности их оказываются не нужны.

Ну и, вот например, как объяснить, что о Рансайтере автор сначала говорит «на самом деле он никого не замечал и никем не интересовался», но потом мы вынуждены поменять о нём мнение?

Что понравилось на идейном уровне:

1) использование платоновских представлений о сути вещей (увидеть в материальных предметах воспоминания о предшествующих формах). В немного другом направлении «идеи вещей» позже развил Гибсон в «Континуум Гернсбека».

2) очень изящно обыгранный мотив того, как средство предотвратить регресс само подвергается регрессу.

3) хорошо показано отличие в менталитете

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
попаданцев от «жителей прошлого».

Ну и, конечно же, тема иллюзорности реальности и многослойности бытия, которая на момент создания введена достаточно революционно.

Читал параллельно в переводах Лазарчука и Гутова. Оба неплохи, отхождения наблюдались лишь на уровне незначительных технических подробностей.

Надо ли читать: рекомендовать не решусь, но если уже знакомы с Диком, и авторский стиль не напрягает – да. Ну и с концептуальной точки зрения значимая вещь, хотя сегодня, спустя более полувека, фантастические мотивы уже могут показаться не новыми.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Двоякие впечатления. И восхитило, и разочаровало.

Роман долго был на слуху, и в этом ожидания совпали: «Убик» и в книге представлен нам навязчивой рекламой суперспасительного средства. А вот во всем остальном, к сожалению, нет. Тем не менее, не уставала поражаться фантазии автора — придумать огромный мир для «полуживых», да еще наделить их невероятной способностью не только мыслить, общаться, но и создавать.

Сам роман настолько часто меняет представление о реальности, что все начинает казаться не просто иллюзией, а нелюбимой мной психоделикой. И я с трудом удерживалась от мысли оставить книгу недочитанной.

Финал приятно впечатлил, поскольку автор нам вновь подкинул подозрение на иллюзию-перевертыш

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочитанного четырехтомника малой прозы Дика я решил прочитать еще что-нибудь из «большого», чтобы окончательно убедиться, что это один из моих любимых авторов. Выбор пал на «Убика». Суть романа хорошо передана тут в описании — мир будущего, есть телепаты, есть те, кто мешает телепатам. В «Убике» раскрываются те, кто мешает. Группу антителепатов засылают на Луну с целью выполнения заказа, но там неожиданно происходит ЧП, после которого весь мир начинает рассыпаться на кусочки. Параллельно нам рассказывают о новой возможности будущего — общение с мертвыми. Души умерших застревают где-то между жизнью и смертью, и если их поместить в специальный гроб с наушниками, то можно с ними можно пообщаться.

Когда читал роман, у меня в голове постоянно мелькали кадры из игры Silent Hill, в которой мир тоже менялся на глазах, вызывая ужас и ощущение безысходности. В «Убике», правда, ужаса и безысходности нету, но читатель, как и герои романа, сами не понимают, что с ними происходит и зачем им искать какой-то Убик, который должен им помочь найти реальность.

Для меня роман идеален. Держал меня до последнего и оставил в итоге в полном удовлетворении. И когда смотришь год написания, не веришь, на сколько он актуален и в сегодняшнем 2019 году. Роман ни капельки не устарел, а это редко кому из старых фантастов удается...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация может немного ввести в заблуждение. Эта книга — не про войны зловещих мегакорпораций, и даже не про противостояние телепатов с антителепатами (этого тут совсем чуть-чуть). Она... я даже не знаю, как сказать, о чем она. Это такая мистическая полу-детективная история, сопровождающаяся «выносом мозга» читателя. Очень интересная, загадочная книга. Вопросов она ставит больше, чем дает ответов. Мир только обозначен, не раскрыт. Но, в общем-то, так было лучше. Всем любителям загадок — рекомендую.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я засела читать Убик с мыслью, что будет интересно! Все сбылось! И еще как! Отличный роман, отличный сюжет, и самое главное, отличные сюжетные ходы. Мы путаемся между реальностью и иллюзией. Ищем в тексте грани, где правда и ложь. Это к/ф «Матрица в тексте, вернее его далекая основа. Конечно, у текста есть свои особенности. Прыжки с сюжета на сюжет, с персонажа на персонаж. Но это все терпимо ради прекрасного романа, у которого к сожалению не было продолжения. А так хотелось, чтобы Филип дал ответы на все вопросы…

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достойное произведение отличного писателя. Постоянные перипетии не давали скучать, читая, только и успевал прыгать из реальности в реальность. И очень удивился, что искать развязку не было желания, просто идешь за мыслью автора и доверяешь ему. Редкий симбиоз серьёзной темы и отдыха во время чтения. Возраст романа в данном случае на актуальность совершенно не влияет. Всё так же проблемно, так же невесело. Глубина морали, а так же отношения между людьми впечатляет на протяжении всего действия. Послевкусие от прочитанного явно не пресное и не постное.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Экзистенциальная вещичка!

В принципе, сюжет Убика прост до безобразия (шутка)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хозяин крупной корпорации Глен Ранситер получает выгодный заказ. Собрав костяк своей фирмы, Г. Ранситер отправляется на Луну, чтобы отработать пожелания заказчика. Там происходит взрыв и все погибают. Как выясняется позже, выгодный заказ был звеном в сложной цепочке, организованной конкурентами по устранению корпорации Ранситера. По ходу романа к героям приходит осознание, что они реальность вокруг них неправдоподобна. Долгое время герои пребывают в уверенности, что они живы, а Г. Ранситер мёртв. Но потом всё переворачивается с ног на голову: появляется Ранситер и уверяет, что это они мертвы, а он — единственный выживший, кот. пытается собрать их сознание в единую пси-нейро-сеть. Последние строки романа недвусмысленно указывают, что и Ранситер мёртв. Таким образом, во время теракта погибли все люди, на жизнь которых покушался злобный конкурент Рэй Холлис

Роман о реальности и бытии.

По мере того, как реальность вокруг героев становится всё более ирреалистична, её связь с бытием становится всё более зыбкой. Дазайн (здесь-бытие) становится пугающим, теряет связь с привычной реальностью, но от этого не перестаёт быть бытием. Заброшенность в бытие 1939 года (из 1992) обнажает ответственность каждого за своё существование, за бытие-для-себя: одни умирают молча, почти не борясь (Эл), другие — строят из себя оператора ситуации (Пат), будучи на самом деле такой же её жертвой, а главный герой борется до конца, и, в награду получает специфическое существование (бытие), его эквивалент, пусть и в специфической, нереальной до конца реальности.

В общем, Ф. Диком поднят вопрос, что есть бытие и что есть реальность, всегда ли они совпадают (Дик указывает, что не всегда) и возможно ли существовать в иной реальности (его ответ тоже положительный).

Тут некоторые сравнивали творящееся с виртуальной реальностью, но я не согласен: есть принципиальная разница между помещением своего сознания в виртуальный мир и бытием сознания в полу-жизни. Виртуалка — игра, законы которой ты узнаёшь до подключения. С законами полу-жизни ты знакомишься после заброшенности. От виртуалки ты можешь отключиться, надо просто найти на это силы, а отключение от полу-жизни — смерть.

Пикантность ситуации в том, что с вероятностью в 80-90 % Дик не читал Sein und Zeit, но поставил те же вопросы. И не только поставил, но и ответил — по-своему, конечно.

Отдельно заставляет задуматься такой факт. Когда подставная утка миссис Вирт ведёт переговоры с Ранситером, выясняется, что у того свободны аж 40 сотрудников, тогда как для миссис Вирт достаточно всего 11. Перед этим Ранситер требует, чтобы реклама шла каждый час, а не раз в два-три часа, как раньше. Это говорит о том, что услуги по пси-защите далеко не так востребованы, как хотелось бы Ранситеру. Попытаюсь провести аналогию: наши Айфоны и Самсунги вовсю считывают нашу личную информацию. Знают, какие у нас желания. Но обычному пользователю на это глубоко наплевать. Потому-то и сидят без дела анти-телепаты Г. Ранситера, потому-то и крутится навязываемая реклама. Поразительное предвидение!

Кстати: немного разочаровал слив линии Пат. Девчушка неожиданно сдулась. А подавала такие надежды!

Ну и теперь скажем, что же такое Убик.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На самом деле это просто стабилизатор иной реальности, того полупризрачного бытия, в которое оказываются заброшены герои романа. Аналогии в объективном мире Убику нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я не согласен со словами бывшей жены Ф. Дика, что Убик — это метафора для Бога. Нет, это просто стабилизатор реальности. Очень, замечу, ограниченный в производимых объёмах. Убик — не Бог: он ничего не создаёт.

Признаюсь, поняв, что такое Убик, я был разочарован. С другой стороны, нам, здесь, сейчас, не помешало бы несколько тонн Убика, а то всемирный экономический кризис и мировая война, идущие уже более 10 лет, как-то подзадолбали.

Мир, который рисует Ф. К. Дик — белый и пушистый и лютый одновременно.

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перевод Гутова хорош. А еще озвучка англоязычная понравилась от Blackstone Audio.

Вещь монументальная. Написана еще до всяких Матриц, 13-х этажей и прочих Lost'ов.

Всем любителям хорошей научной фантастики обязательно к ознакомлению.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх