fantlab ru

Майкл Каннингем «Плоть и кровь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Оценок:
55
Моя оценка:
-

подробнее

Плоть и кровь

Flesh and Blood

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Это настоящая семейная сага, в которой повествование охватывает целый век: первая глава помечена 1935 годом, последняя — 2035-м. На фоне истории страны проходит жизнь типичной, сумевшей выбиться в средний класс американской семьи: отец — грек, мать — итальянка, трое детей, двое внуков. У каждого — драматическая, а порой и трагическая судьба. Одни почти не меняются, другие, меняются самым разительным образом, совершая отчаянные поступки, которые определят их дальнейшую жизнь, и, получая предзнаменование своего будущего, они это предзнаменование не осознают… Автор, словно обращаясь к читателю, говорит: думайте о собственной жизни и помните: ничто не стоит сожалений и не проходит зря — вас услышат.


В произведение входит:


-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (3)

Плоть и кровь
2010 г.
Плоть и кровь
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Flesh and Blood
1995 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилась структура романа. Это классическая семейная сага, где читатель наблюдает за историей семьи на протяжении нескольких десятков лет. Каждая глава, это отдельный взятый год, который описывает фрагмент из жизни одного или нескольких членов семьи. Хронология прямая, без постмодернистских штучек, год за годом, автор показывает нам как взрослеют и меняются герои.

Каннингем, действительно хороший писатель, который убедительно вырисовывает своих героев. Я наслаждался его языком, с интересом наблюдал за жизнями героев где-то до середины романа. Но, есть одно большое но, которое где-то со второй половины романа мне мешало наслаждаться этой книгой.

Автор пытается затронуть в своём произведении кучу тем: СПИД, гомосексуальные отношения, семейное насилие, проблема отцов и детей, клептомания, проституция, наркотики, секс, измены, гендерное самоопределение, расизм и далее по списку, всё о чём популярно говорить/снимать/писать последние десятилетия в Америке. Мы это уже не раз читали и уже сводит скулы от всех этих проблем, тем более, что автор ничего нового и не сказал-то. Так вот, возвращаясь к своему «но», которое мне мешало наслаждаться романом. Каннингем, тонкий психолог, который довольно объёмно и убедительно вырисовал своих героев, начал через некоторое время откровенно издеваться над ними. Все вышеописанные темы, о которых автор написал в своей книге, относятся к одной семье! Я вполне спокойно могу себе представить себе семью, где сын гомосексуалист умирает от СПИДа или что отец много выпивает и поднимает руку на детей, или что дочка выходит замуж за нелюбимого человека, чтобы сбежать из семьи (это не спойлеры, если что). Но когда каждый отдельно взятый член семьи отклонение от «нормы», а взаимоотношения между членами семьи оставляет желать лучшего, семья превращается в какой-то паноптикум. Поэтому, перестаешь верить героям, потому что понимаешь, что это плод воображения отдельно взятого человека, который описал их не как людей, а как функции.

Ладно, на момент написания романа, в 1995 году, действительно, эти темы были животрепещущи для американского народа, но, повторюсь, можно было намного лучше этот роман написать. За примером далеко ходить не надо «Богач, бедняк» Ирвина Шоу 1970 года или «Сага о Форсайтах» Голсуорси. Обе книжки затрагивали проблемы взаимоотношения в семье и актуальный проблемы в обществе и получалась у них намного лучше и интереснее.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы у Франзена не было «Свободы», то, не смотря на все недочеты и несуразности, на совершенно чуждые мне проблемы, затронутые в романе, на его узкую целевую аудиторию, на нелогичность поступков и общую непривлекательность главных персонажей книги, я бы назвал Каннингема новым живым классиком современной литературы в жанре семейной саги. У него получилась глубоко личная и прочувствованная книга. Нравится мне писатели, которые серую обыденность, в которой ничего интересного не происходит, могут преподнести настолько красочным языком и настолько стильно, что произведение западает в душу и, не смотря на внушительный объем, читается быстро и легко. Среди таких амбициозных американских романов, которые критики единодушно и (нередко) небезосновательно признали «великими» и причислили к современной классике сразу после их выхода в свет, прочитанных мною за последние пол года, оказались уже упомянутый шедевр Франзена (в то время как его «Поправки» дочитал с трудом, а «Безгрешность» вообще не осилил), «Маленькая жизнь» Янагихары (которая на поверку оказалась мыльной гей-оперой с примитивными, раздражающими персонажами, нелогичными поступками, тупостью и сопливой романтикой – писалась явно под женскую аудиторию до 18) и вот это обсуждаемое творение неизвестного мне доселе автора. Ну что ж, он оказался в золотой середине между упомянутыми романами – переходной вехой, недостающим звеном между женским и мужским романом – до Франзена не дотянуться, но с Янагихарой легко справился.

Что касается гей-темы, то я «не в теме», поэтому жизненные метания, поступки, размышления и переживания главных персонажей мне не близки, а порою и непонятны. Да и перебор у автора с этими участниками гей-парада жизни – в одной только семье их каждый второй, и это не принимая во внимание лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, которые в эту семью не входят!)) А те, кто остался, лучше бы тоже пополнил их ряды, так как им от автора досталась незавидная участь трансвеститов, наркоманов, преступников, душевнобольных, больных СПИДом и прочих маргиналов… Не будучи гомофобом, описанная однополая любовь меня не шокировала и не возникало желания как можно быстрее прекратить чтение, но вот все постельные сцены вызвали глубокое недоумение – создалось впечатление, что автор, описывая подробности происходящего, сам возбуждался настолько, что делал это одной рукой, в то время как другая рука помогала снять напряжение – следовательно, голова в процессе написания этих сцен задействована не была – давно не читал таких примитивных описаний, будто написанных школьником, а не серьезным автором. Без этих сцен роман только выиграл бы.

Вторая претензия – ко всем без разбору главным персонажам, а их здесь много. Нет НИ ОДНОГО (!) позитивного, все ненавидят друг-друга, единственный волевой гетеросексуальный персонаж-мужчина показан тираном, педофилом и деспотом, остальные мужские персонажи безвольны и теряются на фоне женщин и вечно стремящихся найти свое место в этом мире геев и трансвеститов – при этом даже они, к которым автор относится с нескрываемой симпатией, любовно и трепетно выписывая их ранимость и чуждость жестокому миру (сказывается его собственная сексуальная ориентация), не вызывают никакого сочувствия и участия. Единственный более-менее позитивный персонаж книги – трансвестит Кассандра – такой себе Йода, гуру, который пытается всех примирить, зрит в корень, изредка выдает мудрые сентенции и хоть немного думает о будущем, на фоне остальной инертной массы, которая болтыхается в своем болоте, в своих проблемах, в своем эгоизме и ненависти.

В общем, автор – такой себе гей-вариант Франзена, размышления которого, как и психология и поступки персонажей его романа, подозреваю, будут более понятны людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сбавил несколько баллов только потому, что не вхожу в данную целевую аудиторию романа. Словом же автор владеет на девятку (минус балл за ужасно примитивные постельные сцены). В качестве контрольного ознакомлюсь еще с одним, самым известным, его произведением, «Часы», в котором, надеюсь, геев будет поменьше (да и объем произведения не столь уж пугает), и на этом знакомство буду считать завершенным.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не читал Часы и вообще — первая книга Каннингема, с которой ознакомился. Не вдохновляет. Это в чистом виде мыльная опера с историей семейки, в которой младшее поколение распределено в соответствии с трендами: адюльтер, СПИД и гомосексуализм дадены строго по одному каждому из младшего поколения. Сам жанр увесистой как бы семейной саги — достаточно распространенный коммерческий формат, что у них, что у нас ( недавно вот Учителя Дымова Кузнецова читал в том же направлении). В рамках достижений жанра книга Каннингема ничего не дает ни в социальном ни в психологических пластах. Ну еще одна бесцветная семейка, ни один из муравьев которой не заинтересовал. Чуть фактурней остальных в книге трансвестит — и то сравнительно. Диалоги средние, сексуальные сцены посредственные — все сильно уступает, допустим, Энн Тайлер. Не понимаю, зачем можно писать такого рода вещи при живом Франзене?

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, но много. Уставала читать, хотелось пролистать даже. Думаю, это потому, что меня зацепили истории Константина, Мэри и Сьюзен, а Билли и Зои и тем более детей — нет. Они оказались мне совершенно чуждыми, не заинтересовали и не заставили задуматься.

Константин и Мэри. Великолепная иллюстрация «семьи», где за красивым фасадом скрывается полнейший ад. Вроде и любовь есть, и дети желанные, и деньги в итоге появились, но все члены несчастны. Больше всего я ненавидела Константина, редкостная тварь, псих и домашний тиран. Хотя и Мэри внесла свою лепту, предпочитая красоту и порядок реальной жизни. Но её я понять могла: совсем молоденькая девушка, сбежала в брак из такой же деструктивной родительской семьи, поверила обещаниям парня...

Сьюзен, Билли и Зои. Бедняжки дети. Сьюзен, внешне самая благополучная, носит внутри свой маленький ад. Зои — шлюха и наркоманка, мать-одиночка, «из тех, о которых пишут газеты». При этом показана вроде как милым, трагичным и положительным персонажем, но меня бесила ещё с первой сцены, где она младенцем беспричинно орёт. Билли — ни то, ни сё. Зато читать про него и Гарри было радостно.

Бен и Джамаль, внуки. Казалось бы, что может уродиться в третьем (а то и больше) поколении вышеописанного кошмара. И да, они вас не разочаруют — такие же странные и противные, как можно ожидать. Развязка с Беном меня вообще убила =_=

Мне понравился роман, но не понравились герои, поэтому такая оценка. Ценителям семейной саги понравится. Да и извечные темы Каннингема на месте: внутреннее одиночество, неприкаянность, печаль.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Семейная сага, не так уж много я на своем веку прочитал произведений в этом жанре, а американских писателей совсем немного, но все равно представление о жанре немного имею. Из американцев до сих пор вспоминаю Гарольда Роббинса с его увлекательной Голливудской трилогией, хотя прочитана была она почти 20 лет назад, а многие детали помнятся, но вернусь к роману Каннингема, автор-очень известный, популярный писатель, его произведения пользуются заслуженным успехом и даже экранизируются. Поэтому от семейной саги этого писателя ждал очень многого, но увы не получилось, а теперь давайте разбираться, что же именно не вышло у автора.

В центре повествования семья американских переселенцев: грека Константина и итальянки Мэри, у них трое детей, о их судьбе и рассказываает роман, начинается роман в далеком 1935 году и заканчивается эпилогом 2035 года. Прежде всего резко не понравились главные герои, ни за одного героя я не мог переживать, особенно не понравились выросшие потом дети, я понимаю 70-е года, лето любви, золотые года хиппи, наркомании, легкого секса, но хотелось бы немного другого развития сюжета и поменьше откровенных подробностей. А так на первый план вышли гомосексулизм Билли, беспутность Зои с применением тяжелых наркотиков, спид, измена Сьюзен, домогательство Константина своей дочери, его измены жене, подростковые «игры» его внуков, клептомания Мэри, трансвеститы. У меня сложилось такое впечатление, что нормальных людей там вообще нет, все это ужасно раздражало. Второй главный минус, роман было просто неинтересно читать, мне было абсолютно все-равно, чем закончится этот роман, как сложатся судьбы главных героев, что для жанра семейной саги просто смерти подобно.

Похвалить могу только неплохой авторский язык и само издание на русском языке очень неплохое.

В целом провальный роман, читать который не то что не обязательно, а просто не нужно, есть много более интересных и нужных книг, даже у самого Каннингема.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трагические фигуры геев, транссексуалов, наркоманов — чтобы получить хоть малую золотую крупицу счастья им приходится преодолевать себя и сражаться со своими родными, такими далекими. Впрочем, у всех остальных на счастье нет вообще никаких шансов, кажется они просто не знают о его существовании.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень американская, даже несколько гипертрофированно-американская, со всеми язвами, болезнями и проблемами американского общества. И это настолько предсказуемо, что сюжет не содержит в себе никакой интриги, события предугадываются на раз.

Начинается всё с молодого грека Константина, который приезжает в Америку с двумя английскими словами в запасе и с молодой итальянки Мэри, которой хочется только одного, уйти из родительского дома.

Бедные европейские иммигранты, встретившиеся в стране мечты, как они считают. Они пытаются изжить в себе свои корни, они из кожи вон лезут, чтобы стать настоящими американцами.

Что могло ждать грека-строителя и итальянку-домохозяйку, у которых довольно быстро образовалось трое детей? Небольшой типовой дом в не самом благополучном районе, населённом цветными, латиносами и такими, как они. Дом, с играющими на заднем дворе детьми и вечная нехватка денег. Так оно и было, пока на Константина не сваливается неожиданное счастье в виде грека-подрядчика. С этого момента нехватки в деньгах семья Константина больше не испытывает. Волшебным образом меняется и отношение к ним окружающих, нищие европейцы смогли чего-то добиться, значит они стали американцами. Такая вот логика.

Большая часть книги — история детей, которые впитают в себя всё американское и станут полноправными членами этого, во много перекошенного, общества.

Каннингем пытается вместить в свою книгу действительно всё!

Старшая дочь Сьюзи испытает на себе домогательства со стороны отца и выйдет замуж сразу после школы за нелюбимого в общем-то одноклассника, лишь бы только уйти из родительского дома.

В среднем сыне Билли дивно ясно видится будущий гей, так оно и происходит. Самый одарённый ребёнок без усилий поступающий в Гарвард, страшно любимый матерью и столь же страшно ненавидимый отцом. Он пройдёт через бунтарство 70-х, через эпоху хиппи, секс/наркотики/рок-н-ролл, похоронит десятки своих друзей, но сам счастливо избежит СПИДа.

А вот младшей дочери Зои повезёт куда меньше, чем Билли.

Очевидно Каннингем не мог оставить эту книгу без жертвы СПИДа.

Бисексуалка и наркоманка Зои родит от темнокожего мужчины сына и будет воспитывать его на пару с трансвеститом, потому что отец ребёнка её, конечно же, бросит.

Третьему поколению семьи внимания уделено гораздо меньше, чем второму, но и этого хватает Каннингему, чтобы превратить сына Сьюзи в транссексуала, который, ко всему прочему, ещё и влюбляется в собственно двоюродного брата.

И вот тут уже наступает момент, когда хочется сказать: «Перебор!»

Слишком много фриков для одной семьи, да ещё и в течение столь короткого промежутка времени.

В целом книга неплоха, искренность, точность и чёткость переживаний, эмоциональных надрывов, с которыми она написана, очень похожи на правду. Каннингему это не сложно, гей про жизнь геев всегда сможет сказать как оно есть. Несколько персонажей удались особенно хорошо, однако перебарщивать всё же не стоило.

«Плоть и кровь» специфический роман для узкоцелевой аудитории и заявлять его книжкой для всех это как-то опрометчиво.

Традиционно ориентированное большинство наверняка воспримет роман, в лучшем случае, прохладно-нейтрально, что и неудивительно. Местами каннингемовский текст трудноперевариваемый даже для «своих в доску».

Всё же лучшее творение Каннингема это «Часы», а «Плоть и кровь» можно было и не читать.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх