fantlab ru

Жан Расин «Федра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
23
Моя оценка:
-

подробнее

Федра

Phèdre

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Примечание:

Трагедия, сюжет которой заимствован Расиным у Еврипида. Трагедия, первоначально носившая заглавие «Федра и Ипполит», была впервые представлена в Бургундском отеле 1 января 1677 г. Шедевр Расина окончательно утвердил свои права на парижской сцене. Тогда же вышло и первое издание пьесы. Заглавие «Федра» появилось лишь в собрании трагедий Расина в 1687 г.



В произведение входит:


8.33 (6)
-
8.17 (6)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:



Сочинения. Том 2
1937 г.
Театр французского классицизма
1970 г.
Трагедии
1977 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опасный сюжет выбрал Расин, и весьма неблагодарный, коварный к автору. Еврипида обвиняли в разврате молодежи. А взяться за данный сюжет в условиях жесткого католицизма 17 века – весьма смелый шаг Расина. Трагедия получилась страшной, отчасти ужасной в описании безобразности человеческого нутра, но оттого лишь ярче воспитательный эффект произведения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Изменяющий Тесей (уж такова его природа), страстная Федра (ужасная эгоистка, которая не может победить пагубное желание и низменный страх, толкающий на клевету; и тут яблочко от яблони недалеко падает — в роду ее часто встречается адюльтер), юный Ипполит (воспитанный амазонкой и сражающийся с первой и запретной любовью и, пожалуй, самый благородный герой трагедии, хотя, отнюдь, не совершенный), заключенная в своих покоях Арикия (как ни крути, а пленница Тесея, пусть и готова она идти с любимым на край света, но скипетр власти для нее важнее), коварная наперсница Федры (вроде действует из любви и лучших побуждений, но вот методы не выбирает, а в результате получает лишь проклятие и смерть). Герои испорчены, горячи, эгоистичны. Сила и слабости, страсть и долг, бегство от себя, пороки и душевное уродство, любовь на грани безумия — все доведено до высшей точки кипения в трагедии.

Итак, что мы имеем:

- любовь непостоянна (Тесей наверняка завел очередную пассию);

- любовь свойственна всем (как бы сын амазонки не сопротивлялся, чувства настигли и его);

- за запретную любовь падет кара (судьба Ипполита, Арикии, Федры);

- чувства можно оправдать (любовь это не слабость, а в случае с Арикией и Ипполитом подобна дружбе);

- рассудок может победить любовь, или хотя бы угнетать ее (Ипполит – Арикия, Федра — Ипполит);

- любовь борется с рассудком, но иногда любовь дает пинок рассудку (о да, в эту ловушку попал каждый герой трагедии);

- расстояние позволяет забыть любовь (Ипполит уезжает и сердце Федры успокаивается, пока он вдали);

- не рой другому яму, сам в нее попадешь (поступки Федры и Эноны, с весьма странной для меня мотивацией «любишь, но целенаправленно пакостишь»);

- любовь к детям отходит на задний план, все сжигает страсть (Федра);

- месть, клевета, справедливость, обязанности, бегство от всей этой каши к ратным подвигам, смерть виноватых и невинных…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Героям не позавидуешь, это уметь нужно так запутаться. Все таки, хоть иногда, но необходимо произносить правду вслух, на утайках и лжи счастье не построишь.

Гнев богов настиг всех без разбора. А может это сыграл свою роль волшебный клубок Ариадны (сестры Федры), запутав отношения героев и, спустя годы, отомстив за брошенную Тесеем хозяйку?

P.S. Сумбурно получилось, но в этом античном лабиринте попробуй разберись…

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх