FantLab ru

Сильвия Плат «Под стеклянным колпаком»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.85
Голосов:
42
Моя оценка:
-

подробнее

Под стеклянным колпаком

The Bell Jar

Роман, год

Аннотация:

Эстер Гринвуд получает возможность стажироваться в модном женском журнале в Нью-Йорке. Она уверена: ей под силу покорить этот город и осуществить свою заветную мечту — стать писательницей.

Но за красивым фасадом — показы мод, коктейльные вечеринки, знакомства с интересными людьми — скрываются равнодушие окружающих и проблемы новой, взрослой, жизни. И очень скоро Эстер понимает, что начинает терять контроль над собой, все больше погружаясь в одиночество и депрессию…

Награды и премии:


лауреат
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015

лауреат
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Идентичность

Экранизации:

«The Bell Jar» 1979, США, реж: Ларри Пирс



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Под стеклянным колпаком
1994 г.
Под стеклянным колпаком
2016 г.
Под стеклянным колпаком
2017 г.
Под стеклянным колпаком
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаться, проблемами главной героини я не прониклась. И дело не в моей черствости, а в том, что никаких особых проблем у нее нет. Она молода и физически здорова, здоровы и близкие ей люди, она не страдает от неразделенной любви, на ее долю не выпали ни война, ни стихийное бедствие. Единственная ее трудность заключается в том, что она никак не может решить, чем ей заняться, и не уверена в том, что у нее получится стать писательницей, как она того желает. А еще ГГ очень скептически настроена по отношению к окружающему ее миру, обожает провоцировать людей и вести себя вызывающе. Постепенно на фоне постоянной неудовлетворенности и недовольства всем и всеми в ее жизни появляются реальные проблемы. Она начинает обдумывать способы суицида, и в конце концов попадает в психиатрическую клинику... И тут, наверное, можно было бы сказать, что весь этот сюжет искусственно надуман и далек от реальности, если бы не одно «но» — роман носит автобиографический характер, и через месяц после его публикации Сильвия Плат покончила жизнь самоубийством. Меня этот факт шокировал. Но он служит только лишним доказательством того, что «чужая душа — потемки», и никто из нас не может знать наверняка, что происходит с человеком, у которого, с нашей точки зрения, все в порядке.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это история об обычной весьма посредственной девушке с синдромом отличника. У нее в голове ни оригинальных мыслей, ни интересных идей или образов. Все ее размышления сводятся к тому, что вокруг одни идиоты. Впрочем, в зеркале она тоже идиотку видит, так что тут все нормально, уравновешивает, так сказать-с. Весь мой отзыв кишит спойлерами и комментариями сюжета, так что убираю под кат.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собственно роман можно условно разделить на три части: стажировка в Нью-Йорке, окукливание дома и приключения в психушке.

Первая часть занимает добрую половину объема. Она до невозможности скучна и чудовищно убога в плане языка. Перед нами предстает «очаровательная» отличница (то есть предположительно умненькая и смышленая девчушка), которой выпал шанс зацепиться не где-нибудь, а в самом Нью-Йорке. При чем, не продавщицей хот-догов. Нашу героиню и компанию таких же счастливиц водят по всяким (около-) культурным / модным мероприятиям, издательствам, устраивают семинары, банкеты, фотосессии и прочее. Заводи связи — не хочу! Но нашей Эстер все это скучно, да и кругом идиоты недостойные, напрягаться для достижения результата она не привыкла и не хочет. Вместо этого она безвольно позволяет одной из своих товарок таскать себя по разнообразным тусовкам всевозможной степени сомнительности, где тоже считает всех идиотами. В свободное время Эстер активно предается жалению себя. Это и вполне понятный страх перед будущим 19-летней девушки, незнающей, куда податься, и желание хоть что-то из себя представлять, не прилагая усилий, и заскок, будто обязательно надо быстренько лишиться девственности и перетрахаться как можно с бОльшим количеством мужиков, чтобы утереть нос БЫВШЕМУ «жениху», уже успевшему потискать девку. Наверное, благодаря разнообразию углов, под которыми поданы эти несколько нехитрых мыслей, столь много читательниц и увидели в Эстер себя...

Вполне логично, что с таким времяпровождением и отношением к окружающей действительности стажировка для Эстер заканчивается возвращением домой в зачуханый пригород Бостона, что оказывается для нее полным разрывом шаблона. Добивает ее отказ в летней практите, на которую Эстер очень расчитывала в качестве компенсации за неудачу в Нью-Йорке. Логичный подход — жизнь, где надо вертеться, а подход «сложить лапки и ждать у моря погоды» не прокатит, ей не понравилась, уж лучше назад к учебе — тут любому отличнику правила ясны и понятны. И вот облом... Что делать? Писать роман, конечно! И тут Эстер с искренним удивлением обнаруживает, что для написания книги недостаточно просто отсчитать необходимые 300 с чем-то листов и заправить первый из них в печатную машинку. Разрыв шаблона номер 2. Он-то ее и доканал окончательно и бесповоротно. Героиня долго и тщательно окукливается, доводит себя до невроза и решает свести счеты с жизнью. Но даже в этом столь необычном и на (мой циничный взгляд) творческом деле она себя проявляет абсолютной серостью. Порезать вены она себе не может — жалко портить вид нежных девичьих запястий. Что ей мешает чиркнуть бритвой не глядя, я не поняла. Повеситься оказывается тоже непосильной задачей. Эстер шатается по дому с петлей на шее в поисках подходящей балки (а таковой в доме нет), и ей даже в голову не может прийти, что тут необязательно использовать гравитацию, было бы вполне достаточно включить мозги. Хотя о чем я... Утопиться опять же не выходит — она до одури пыталась занырнуть поглубже и ждала, когда вода вытолкнет ее на поверхность. Уже не удивляет. В итоге Эстер решает наглотаться сомнительных таблеток. И вместо того, чтоб хапнуть основательную горсть, она аккуратненько глотает их по одной, запивая водичкой из стаканчика, пока не отрубается. Естественно, ее находят раньше, чем она успевает помереть. Еще непонятно, была ли доза вообще смертельной. В общем, Эстер отправляют «лечиться».

Собственно, заключительная часть, посвященная лечению, читается легко, быстро и интересно. Практически полностью исчезает излюбленное слово героини «идиот», прежде встречающееся каждые 3-5 страниц, а то и чаще. На смену ему приходят красочные поэтические образы, которые любо-дорого читать. Видимо, электрошок даром не прошел. Я бы не сказала, что события заключительной части романа более интересны или насыщены. Они сильно выигрывают за счет яркого языка изложения и антуража психлечебницы. Выздоровление Эстер строится на метании между двумя полюсами — завершить начатое и грохнуть-таки себя и ужасом перед перспективой шоковой терапии. Тут у меня не получается особо поспойлерить, возможно, потому что в единую логическую цепь события так и не складываются. Да, постепенно Эстер переводят из отделения для психов, в отделение для светских дам с неврозами. Но ввиду того, что все происходящее мы видим глазами Эстер, очень сложно различить какие-то изменения в ней самой. Финал открытый и какой-то оборванный. Нет ощущения логической точки или хотя бы запятой. Я сначала подумала, что у меня в книге вырваны страницы...

Схожее ощущение от прочтения у меня в свое время оставила «Над пропастью во ржи». Где-то там, за океаном, несколько десятилетий назад это вызвало фурор и бурю. Классика американской прозы, с легкой руки ставшая классикой мировой. Ну не знаю, это, конечно, мое личное мнение, но в стране, где дети поколениями продираются через философию и теологию Толстого и Достоевского в свои небогатые 14-15 лет, такое чтиво способно вызвать разве что недоумение и разочарование.

Впрочем, не все так грустно. Для себя отметила, что было интересно почитать про «их нравы»: стереотипы, жизненные ориентиры американцев 50-х, основные векторы интересов молодежи. Очень сильно отличается от того, что есть у нас.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх