fantlab ru

Фредерик Пол «Туннель под миром»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Оценок:
501
Моя оценка:
-

подробнее

Туннель под миром

The Tunnel Under the World

Другие названия: Тоннель под миром

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 93
Аннотация:

Каждое утро он просыпается от собственного крика. И каждое утро он явно ощущает, что что-то здесь не так, творится что-то странное. Все, его жена, знакомые, коллеги — все ведут себя очень странно. Что же происходит? Тем более он заметил, что на дворе всегда 15 июня — каждый день, каждое утро! Как же, черт возьми, все это объяснить?

© ceh
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, January 1955», 1955 г.

— сборник «Alternating Currents», 1956 г.

— антологию «More Penguin Science Fiction», 1963 г.

— антологию «Туннель под миром», 1965 г.

— антологию «Научно-фантастични разкази», 1969 г.

— антологию «SCIENCE FICTION. Наука и фантастика», 1970 г.

— антологию «Kroki w nieznane 4», 1973 г.

— антологию «Gadgets aimables et trucs épouvantables», 1974 г.

— антологию «Histoires de robots», 1974 г.

— сборник «The Best of Frederik Pohl», 1975 г.

— антологию «Tomorrow, Inc.», 1976 г.

— антологию «Space Odyssey», 1983 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 17 (1955)», 1988 г.

— антологию «Robots», 1989 г.

— антологию «The Oxford Book of Science Fiction Stories», 1992 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 3», 2001 г.

— антологию «Пока все дома», 2020 г.


Экранизации:

«Туннель под миром» / «Il tunnel sotto il mondo» 1969, Италия, реж: Луиджи Коцци



Похожие произведения:

 

 


Туннель под миром
1965 г.
Продается планета
1986 г.
Продается планета
1988 г.
Фантастика века
1995 г.
Торговцы космосом
2021 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, January 1955
1955 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Alternating Currents
1956 г.
(английский)
More Penguin Science Fiction
1963 г.
(английский)
More Penguin Science Fiction
1968 г.
(английский)
Научно-фантастични разкази
1969 г.
(болгарский)
SCIENCE FICTION. Наука и фантастика
1970 г.
(английский)
Kroki w nieznane
1973 г.
(польский)
Histoires de robots
1974 г.
(французский)
Gadgets aimables et trucs épouvantables
1974 г.
(французский)
The Best of Frederik Pohl
1975 г.
(английский)
The Best of Frederik Pohl
1975 г.
(английский)
Tomorrow, Inc.
1976 г.
(английский)
Tomorrow, Inc.
1977 г.
(английский)
Pozemšťané a mimozemšťané
1981 г.
(чешский)
Space Odyssey
1983 г.
(английский)
Тунел под света
1985 г.
(болгарский)
Space Odyssey
1987 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 17
1988 г.
(итальянский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 17 (1955)
1988 г.
(английский)
Space Odyssey
1988 г.
(английский)
Robots
1989 г.
(английский)
Robots
1989 г.
(английский)
Histoires de robots
1993 г.
(французский)
Le grandi storie della fantascienza 17
1999 г.
(итальянский)
Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century
2001 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 3
2001 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 3
2002 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 17
2012 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основное для меня в этом произведении — ярко выписанная полная и абсолютная безнадежность.

Вот странности, которые требуют объяснения. Вот вроде бы что-то проясняется. Вдруг все становится весьма мрачным — страшный заговор, и весь мир против героя. Но мы все ещё верим, что он как-то сумеет выкрутиться, ему придут на помощь. Ну, или в крайнем случае герой погибнет в неравном бою — за правду, за свободу, за себя, в конце концов.

Увы — в жутком финале ему не будет дарован даже горький дар смерти, и ждёт его судьба, хуже которой трудно и представить.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

И все? Весь этот шизофренический кавардак только ради испытания новых технологий продвижения рекламы? Ради этого можно «воскресить» 21 тысячу человек и воссоздать разрушенный химическим взрывом город? Серьезно? Ради изучения влияния определенных препаратов либо психологического возлействия на испытуемых?

Логические нестыковки вроде того, что уничтожение приличного города с немаленьким населением не приводит к прибытию следователей из центра и фбровцев спишем на фантастику. Действительно, подумаешь, выброс химотходов должен был быть виден за десятки, если не за сотни километров, однако нет ни полиции, ни оцепления, ничего вообще.

Так я раздраженно читал этот рассказ, поражаясь авторскому бреду, как вдруг сцена в конце все расставила по местам. Она не гениальная, но очень к этому близка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вот так, значит. На самом деле, скорее всего, и расследование ведется, и разрушенный город оцеплен, но воссозданным искусственным образом жителям от этого ни холодно, ни жарко.

Ведь они всего лишь крошечные роботы, обитающие в специально для них созданном миниатюрном городе на лабораторном столе, где от погибших людей гениальный безумец взял только мозг, мысли и душу, вложив их в железные тельца, как белки в колесе бегающие по замкнутому кругу — 15 июня. Всегда 15 июня. Но некоторые вспоминают. И пытаются бороться.

Вот этот вот финальный авторский невероятный рывок вытащил занимательное, но логически глупое произведение в категорию классики. Возможно, что его и можно было преудагадать, но Пол до этого момента ни единым намеком не дал понять, где происходит дело.

Это было круто.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился рассказ. Каждое утро мужчина просыпается с ощущением, что с миром что-то не так. Вроде и жена приветливо улыбается, и коллеги на работе все такие же расслабленные и ленивые, да и любимый ресторанчик на месте, но все же в окружающем мире чувствуется неправильность. А еще повсюду реклама. Много рекламы. Чудовищно много рекламы. 

Вот так и живем: словно суррогаты в симулякре повседневной жизни кого-то другого. Мы потребляем, нас потребляют. Словно вторсырье перерабатывают наши мысли, страсти, фантазии и даже кошмары, чтобы обеспечить максимальную прибыль. И в смерти нет покоя тому, кто стал объектом наживы. Сами ли мы выбрали этот спортивный автомобиль или эту чудного покроя кожаную куртку или, может, выбор уже сделали за нас? Жуткое произведение. Чем-то напомнило рассказ Шекли «Стоимость жизни». 

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший рассказ, но принимал я его сложно, через отрицание, с гневными тирадами и со второго прочтения. Потому что после первого я мысленно разнёс в пух и прах эту историю; я решительно отказывался в неё хоть сколько-нибудь верить, считал её весьма невозможной и почти что ляпсусом. Я клял Фр. Пола в том, что он-де уж слишком наворотил, однако, я смирился с шокирующим известием о физиологической сущности Буркхардта (стараюсь избегать сейчас спойлеров в описании и очень жаль, что их много выше и ниже этого отзыва, — многие потеряют кайф от прочтения, если прежде рассказа прочтут отзывы), — это я ещё перенёс более или менее сносно. «Неплохо, — сказал я себе и автору, — неплохо задумано», наивно полагая, что это «всё» из неожиданного. Не тут-то было! То, чем оказался городок, добавило жару и на первый раз показалось мне, что это чересчур. Две недели спрашивал в воздух: «как, ну как такое возможно? Это какие технологии должны тогда существовать?» Тут я немного скепсис сохранил и до сих пор не укладывается в голове такой город Тайлерстон: вот улица, вот табачный киоск, в нём находится блок сигарет, в блоке – пачка, в пачке – сигарета, в которой есть мельчайшие крошки табака… Как?

Много думал, и после второго прочтения свыкся, а почему бы всему этому и не произойти? Я имею ввиду техническую часть создания и воссоздания хмм… некоторых деталей, отбрасывая тему рекламы вовсе. И не буду говорить пафосных или возмутительных слов о психическом воздействии и даже насилии: в рассказе это лишь эксперимент, причём не над такими как мы. Хотя, последний абзац тревожит, ведь речь идёт уже не о конфетках-сигаретках…

Самое интересное, что рассказ построен не на каких-то фантастических допущениях, а он действительно фантастический, в лучших традициях. Написан хорошо, читается с интересом, есть разумные мысли и ходы. Про него не скажешь по прошествии лет, что он «безнадёжно устарел». Эта история напоминает мне «Дружелюбного человека» Гордона Диксона, только вот стороны поменяны местами, ну, и рассказ Пола гораздо сильнее во всех аспектах.

Оценка: 9
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этой повести началось моё знакомство с современной американской фантастикой. Нет, наверняка я что-то читал и раньше, но не воспринимал прочитанное, как переводы и произведения относящиеся к иной, отличной от нашей, культуре. Сборник «Туннель под миром» и, в первую очередь, повесть Фредерика Пола заставили меня по иному смотреть на фантастику. Америка, представлявшаяся империалистическим чудищем, оказалась страной, населённой живыми людьми. За одно это я благодарен Фредерику Полу.

В повести нет ни космических кораблей, ни инопланетных чудовищ, но от этого особенно остро видится глубокая фантастичность событий. Не могу сказать, сколько времени я провёл, пытаясь найти выход для «бедного маленького Буркхардта». И сегодня, видя повсюду навязчивую рекламу, я частенько вспоминаю повесть Фредерика Пола и думаю, что все мы живём на лабораторном столе, поставленном по заказу рекламщиков. Написанная на злобу дня, повесть ничуть не устарела за полвека. Такое дано немногим. Читайте, перечитывайте и снова читайте.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень качественный, крепкий как с повествовательной части, так и со смысловой, рассказ. Который по сути своей представляет из себя члена такой интересной разновидности фантастики, как антиутопия.

Здесь автор вольготно, в рамках явно некой параллельной вселенной, где антураж времён двадцатого столетия прочно связался с невероятным технологическим развитием человека, что не достигнуто нами по сей день, размышляет на тему людской жизни, как части рекламных войн могучих корпораций. Тематика вездесущей рекламы и обманных обещаний, что сочатся из каждого динамика и экрана, являя из себя уже не как средство рекомендации, а как истинный бич и аспид социума, актуальна не только сегодня, но была таковой и во время написания творения, то есть 1955-й. А так как ежемесячно компании-производители все более рьяно пытаются продать все новый и новый продукт, становится ясно: проблема никуда не уйдёт, а наоборот — станет ещё больше и явственней. И вот в данном рассказе, где главный герой по воле масштабного несчастного случая становиться подопытным на поприще изучения влияния рекламы на человека, рассматривается идея как такового города, где жители постоянно подвержены неким рекомендациям, «навешиваниям» информации и прочему, так сказать, со стороны. И автор не отвечает на вопрос о человечности либо бесчеловечности подобной идеи. Он даёт подноготную истории, не раскрывая полностью фабулу мира, но рассказывая необходимые для размышления на тему правильности либо не правильности данного деяния детали, но основе которых читатель, будучи явно потрясённым неоднозначным, но крайне неожиданным и от того более примечательным финалом, будет строить своё мнение о смысле и посыле сего творения, которое лично мне понравилось крайне сильно не только обсуждением актуальных социальных проблем такового навязывания, но и более глубокими рассуждениями о природе человека как существа духовного, или существа лишь рационального. Я лично ещё точно не раз перечитаю это произведение, за которое Фредерику Полу хочется сказать огромное спасибо.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

И все-таки я был и навсегда останусь поклонником старой классической фантастики без всяких литературных экспериментов. И это произведение еще одно подтверждение моей теории о её превосходстве над всем остальным. Произведение просто уникальное по сюжету, фантастической идее и литературному воплощению. А написано жестко, логично, реалистично, увлекательно, таинственно и с концовочным ударом по полностью напряженным нервам. Нет смысла пересказывать или обсуждать детали. Это произведение с большой буквы, его надо просто читать и получать удовольствие. Срок годности не ограничен.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

При просмотре фильмов «День сурка» и «Шоу Трумена» никак не могла отделаться от мысли, что все это вторично, что создатели этих фильмов вдохновились каким-то научно-фантастическим произведением, названия которого я никак не могла вспомнить, и которое не упоминалось ни в одной рецензии на эти фильмы. Может быть, это просто совпадение, и каждый из авторов сценария пришел к своим идеям самостоятельно. Как говорится, идеи витают в воздухе... Но для меня именно это произведение стало первым в своем роде.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал где-то в 1966-1967 гг. Было маленькое потрясение и от сборника в целом, и от рассказа — что можно так писать!

Что-то было в тогдашней нашей жизни в СССР от того маленького Бурхарда — вся наша жизнь была как на столе у Большого брата. А вдруг и мы засыпаем каждую ночь как подопытные кролики сценария какого-то режиссера? Замечательный рассказ.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение, написано ещё в середине прошлого века, но вот я перечитал его недавно и, как ни странно, читал с не меньшим, наверное, интересом, чем в детстве, при первом прочтении. Классика. Повесть-то стала одной из из из первых в ряду любимых мной «параноидальных» фантастических произведений: простой американец, англичанин... в общем — «маленький человек» вдруг узнаёт, что «всё не так , ребята», «в действительности всё не так, как на самом деле» и восстаёт против фальши жизни и всего мироустройства. А уж сатира на назойливость рекламы стала современному нашему читателю ещё понятнее — теперь фразы о « всесильной западной рекламе, нагло вторгающейся во все сферы жизни» — так аннотировали рассказ в советское время — просто не нужны.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая все-таки полезная тема «Помогите вспомнить автора«! Уже который раз нахожу что-то именно по своему вкусу. Читать этот рассказ было все равно что встретить человека, не знакомого, но учившегося в той же школе, или выросшего в одном городе со мной — сразу можно почувствовать, что найдешь общий язык.

Да, и книг, и фильмов о «подмененной реальности» очень много, и все они по очереди всплывали в памяти. По настроению больше всего сходства с «Темным городом», только там повторялась одна и та же ночь. Но вот по идейному замыслу сразу вспомнился фильм «Лукер», где для изучения действенности рекламы некая фирма даже готова была пойти на преступление.

Середина 20-го века вообще была золотым временем для рекламы. Изучалось психологическое воздействие, которое она оказывает, способы наиболее удачно продать товар; кому-то казалось, что со временем рекламные корпорации будут править миром, и даже выборы будут зависеть от удачной рекламы... То ли действительно она была мощным «двигателем торговли», то ли просто людям надоело везде видеть и слышать расхваливания и зазывания — затруднюсь определить. Зато очень ярко проявил себя образующийся иммунитет к рекламе: именно в нашей стране, где реклама возникла буквально в одночасье, люди поначалу ей верили, но быстро перестали даже воспринимать, отсеивая как фон...

Поэтому идея рассказа уже не так впечатляет, да и покорность ГГ судьбе несколько огорчила. Но для своего жанра произведение на уровне.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Актуально и по сей день. Реклама беспощадно вторгается в нашу жизнь. И кто знает — с развитием нано-технологий будет возможно и такое. На счёт того, что лучше проверять на роботах, чем на людях скажу: но ведь у этих людей человеческая душа и на эту тему «Гуманно ли издеваться над человекоподобным роботом» блестяще написал Лем в одной из глав «Кибериады». В целом рассказ блестящий, хоть я и на середине и начал сбиваться кто есть кто, но концовка окупает все затяжки сюжета.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неожиданный вариант «дня сурка»...

Люди-роботы в роли подопытных, — есть ли в этом преступление?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь не люди, всего лишь машины, пусть и с человеческой матрицей восприятия! Да и какие машины, — крохотные, буквально игрушечные (едва ли не нанотехнологии в рекламном бизнесе :biggrin:). И при этом — настоящее, живое, трагическое восприятие моделированной действительности действующими лицами этого экспермента.
Так как же все-таки к этому относиться? Бесчеловечно? Или, напротив, гуманный вариант отработки технологий воздействия на человеческую психику?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая повесть! «Бедный маленький Букхард! Ты живешь в городе, построенном на столе». Философская вещь, показывающая как призрачна и хрупка наша жизнь и как ничтожна человеческая личность.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх