fantlab ru

Брендон Сандерсон «Ритм войны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
622
Моя оценка:
-

подробнее

Ритм войны

Rhythm of War

Роман, год; цикл «Космер»

Аннотация:

После создания коалиции людей против вражеского вторжения Далинар с Сияющими рыцарями год сражался в затяжной и жестокой войне. Ни одной из сторон пока не удалось склонить чашу весов в свою пользу. Угроза предательства со стороны Таравангиана ставит под удар все стратегические решения Далинара.

Технологические открытия ученых во главе с Навани Холин начали менять ход войны, и враг готовит смелую и опасную операцию. Гонка вооружений поставит под удар саму суть идеалов Сияющих и, возможно, раскроет секреты древней башни, некогда бывшей средоточием их силы.

Пока Каладин Благословенный бурей старается смириться со своей новой ролью среди Сияющих рыцарей, ветробегуны сталкиваются с новой проблемой. Все больше смертоносных Сплавленных пробуждается для участия в войне, но почти не находится спренов чести, желающих связать себя узами и тем самым увеличить численность Сияющих. Адолин и Шаллан должны возглавить послов коалиции к спренам чести и убедить их присоединиться к людям против Вражды.

© Перевод аннотации Booktran

Входит в:

— цикл «Космер»  >  условный цикл «Рошар»  >  цикл «Архив Буресвета»


Награды и премии:


лауреат
BookNest Fantasy Awards, 2020 // Роман, опубликованный в издательстве

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2020 // Фэнтези (34 162 голоса)

номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2021 // Роман фэнтези

номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Фэнтези часть вторая (1 393 голоса)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Фэнтези года

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора


Издания: ВСЕ (6)

Ритм войны. Том 1
2021 г.
Ритм войны. Том 2
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Rhythm of War
2020 г.
(английский)
Rhythm of War
2020 г.
(английский)
Rhythm of War: Part One
2022 г.
(английский)
Rhythm of War: Part Two
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд с каждой книгой все больше аниме. В целом кому то такое может больше нравиться, но я предпочитаю когда все чуть более приземленно, как в ранних книгах.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ритм войны» – четвертый и на данный момент последний изданный в России роман из цикла «Архив Буресвета». По некоторым слухам, выход следующей части запланирован на 2024 год, так что остаётся лишь с нетерпением ждать продолжения.

По традиции пару слов о событиях предыдущего романа «Давший клятву». Далинар решает возглавить борьбу с Приносящими Пустоту и объединить королевства людей. Однако отозвались немногие. Одним из первых был Таравангиан – на вид совершенно безобидный мирный старичок, тем не менее полный скрытых талантов. Иных же правителей смущает былая слава Далинара – в прошлом амбициозного, а порой и жестокого военачальника. Прочие правители не верят в благие намерения Черного Шипа. Король Элокар наконец-то решает собраться с силами и отправиться в столицу Алеткара, где до сих пор находятся его жена и сын. Сопровождать его вызвались Каладин, Адолин и Шаллан. В столице мы видим, как люди осквернены влиянием темного спрена, а затем город оказывается разрушен Приносящими Пустоту, которые сами себя называют Слушателями. Элокар погибает, а его спутники сбегают в мир спренов – Шейдсмар, где ищут краткий путь к Далинару. Постепенно Черный Шип обретает долгожданных союзников, а также собирает со всего света Связывателей потоков. Его цель – создать новую армию Сияющих. Когда казалось, что долгожданный союз людей может состояться, в дело вмешивается Таравангиан, разглашая компрометирующую Далинара информацию. Оказывается, что Таравангиан хочет также спасти свой народ, только довольно необычными методами. Именно он послал Убийцу в белом, вырезавшего половину королей Рошара, и развязал гражданскую войну в соседнем государстве. Далинара обуревают не только внешние, но и внутренние проблемы. Постепенно к нему возвращаются воспоминания о прошлых поступках. Особую роль тут играют воспоминания о погибшей жене. Чувство вины и бессильная ярость все больше подтачивают силу Черного Шипа. Оказывается, план Вражды и состоял в том, чтобы сломить Далинара и перетянуть на свою сторону. Однако Далинар сопротивляется, и все заканчивается финальной битвой между людьми и Приносящими Пустоту близ города Тайлена. В ходе сражения Далинар открывает в себе новые силы Узокователя – способность объединять реальности. Ценой великих жертв людям удается отбросить войска Вражды, но до окончательной победы ещё далеко. Ясна, считавшаяся погибшей, оказывается вполне себе живой и активно ведёт политическую игру вместе с Далинаром. После смерти Элокара именно Ясна занимает престол Алеткара.

Постепенно накал страстей все больше нарастает. Приносящие Пустоту, ведомые Враждой, схлестнулись в смертельной битве с силами людей. При этом в романе нет деления на абсолютное добро и зло. Однако паршенди ведёт темный бог, жаждущий уничтожения мира. Помимо этого, среди Приносящих Пустоту появились Сплавленные – духи древних Певцов, вселившиеся в тела других паршенди. По сути Сплавленные бессмертны, т.к. могут менять тела после смерти, при этом сохраняя свою память. Это даёт паршенди колоссальное преимущество, ведь не нужно учить каждый раз новых бойцов. Сплавленные – своеобразные антиподы Сияющих. Они владеют лишь одним потоком, а не двумя, зато оттачивали свое мастерство тысячелетиями. Количество Сияющих также постепенно увеличивается, но достичь вершин мастерства им гораздо труднее. У каждого ордена свои правила достижения того или иного идеала, и постичь эти правила необходимо самому, путем проб и ошибок.

После битвы в Тайлене прошел год. Альянс людей ведёт беспощадную борьбу с силами Вражды. Далинар, несмотря на свой статус часто оказывается на передовой. Правда он уже не спешит в битву с осколочным клинком, а при помощи силы Узокователя перезаряжает буресвет своих Сияющих, которых стало, к слову, заметно больше. Самыми многочисленными орденами являются Ветробегуны (почти все бывшие мостовики в итоге обрели силы) и Гранетанцоры. И если первые выступают в роли основных мобильных ударных групп, вторые же чаще помогают выносить раненых с поля боя, чтобы затем исцелять.

Крупные изменения происходят с Каладином. Пережитые потери оставили глубокий след в душе командира Ветробегунов. Все чаще посреди боя он попросту замирает, опустошенный нахлынувшими воспоминаниями. Далинар и мостовики принимают решение временно отстранить Благословлённого Бурей от военных операций, чтобы тот мог восстановить душевное здоровье. Сам Каладин крайне недоволен, но понимает, что это правильное решение. В поисках нового призвания, Каладин встаёт на путь лекаря, о чем давно мечтал его отец. Таким образом, когда Далинар вместе с войском отбывает на очередную битву, Ветробегун остаётся в Уритиру. Помимо него из ключевых персонажей в башне остались также Навани, Крадунья и Тефт. Адолин и Шаллан отправляются в Шейдсмар, чтобы заручиться поддержкой спренов Чести и создать ещё больше Ветробегунов. Проблема в том, что спрены затаили на людей глубокую обиду за события, названные Отступничеством. Помимо этой важной миссии Шаллан также выполняет задание духокровников, с которыми так и не смогла разорвать связь.

Пока основная армия отсутствовала в Уритиру, Приносящие Пустоту также не бездействовали. Небольшой отряд проник в крепость и обратил защитную систему башни против Сияющих. Малой кровью неприступная цитадель была захвачена, а Сияющие уснули. Лишь немногим, достигшим высших Идеалов, удалось перебороть защиту, но и их способности оказались крайне ограничены. К числу оставшихся защитников относятся лишь Каладин и Крадунья. В этой части мы видим жизнь людей под властью паршенди. Могу сказать, что Приносящие Пустоту во многом оказались гуманнее, чем сами люди. Основную жестокость проявляли Сплавленные и Царственные (носители спренов Пустоты), рядовые же паршенди мало чем отличались от обычных людей.

Одним из ключевых персонажей «Ритма войны» становится Навани Холин. Жена Далинара ведёт изыскания, посвященные фабриалям и буресвету. Именно она создала многие приспособления, сильно усложняющие жизнь паршенди. После захвата Уритиру на связь с Навани выходит Сородич – спрен башни. Он не доверяет людям, но паршенди он доверяет ещё меньше. Сородич просит у Навани помощи, чтобы сбросить власть Приносящих Пустоту. Он может бороться до тех пор, пока целы несколько важных узлов. Интересные взаимоотношения складываются между Навани и Рабониэль – одной из лидеров паршенди. Две учёные дамы быстро находят точки соприкосновения и вместе работают над изучением буресвета. Однако ни одна из них ни на минуту не забывает, что рядом враг. Через их диалоги мы многое узнаем о законах этого мира. Получается некое научное фэнтези.

В стане Приносящих Пустоту также есть несогласные. Венли, которая и стала зачинщицей Бури Бурь, не может простить Вражде уничтожение собственного народа. Она пытается тайно бороться с темным богом, а в какой-то момент даже обретает способности Сияющей. Ее глазами мы видим устройство общества паршенди, со всеми его достоинствами и недостатками.

Сандерсону в «Ритме войны» удалось удачно завершить многие сюжетные линии, ответить на многие вопросы. Удался ли финал? Конечно, да! Он, как всегда, вышел эпичным, переворачивающим многое с ног на голову. Причем оказались разрешены как личностные конфликты, так и глобальные. Все это тесно переплетено, и одно решение вытекает из другого. Максимально гармонично.

Итог: Самые значительные роли в «Ритме войны» достались Каладину, Навани и Венли. Именно эти персонажи получили наибольшее развитие на страницах романа. Нельзя сказать, что роль остальных совсем уж незначительная, просто они находились в тени вышеперечисленных. Можно отметить также Шаллан, которая под конец все же смогла разобраться со своими множественными личностями и принять себя. Конечно же самый крутой сюрприз в финале смог преподнести Таравангиан. Поверьте, этот старичок сможет вас удивить. А нам остаётся лишь гадать, что же будет дальше и ждать продолжение.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый том самого масштабного и объемного цикла Сандерсона.

Начну с ложки дегтя. Это масштабное эпическое фэнтези, порой довольно неторопливое. И это очередная часть цикла, который выходит с заметными перерывами. Так что не стоит в самом начале чтения ждать особой динамики. Особого интереса, как ни странно, тоже ждать не стоит. Третья книга закончилась на высокой мощной ноте, казалось, что теперь многое изменилось безвозвратно... И поэтому было странно увидеть, что по сути вообще мало что изменилось. За кадром прошел целый год. Сражения продолжаются, противостояние тянется, расстановка сил почти не изменилась. Что касается героев, то Каладин продолжает страдать, Шаллан продолжает всё глубже погружаться в свои ложные личности и скрывать очередные (сколько можно-то) темные тайны прошлого. Часть интересных героев подвинулась на второй план, уступив место персонажам неплохим, но не столь интересным. О ужас, даже интерлюдии, ранее стабильно служившие яркими окошками в неизведанные грани мира Рошара, потеряли в своей яркости и интересе.

Скажу честно, где-то после первых интерлюдий я была вынуждена остановиться, отвлечься на небольшую повесть из этого же цикла, и только после этого смогла снова втянуться в историю этого мира.

Да, у этой книги есть проблемы. Проблемы промежуточного тома многотомной эпопеи, когда краски первоначального знакомства с миром и первых открытий немного потускнели, а текущие события служат лишь мостиком к следующему тому и запланированному в нем грандиозному финалу. Да, автор на мой вкус излишне увлёкся описанием душевных проблем Каладина и его новой миссии по помощи другим «душевнобольным». А отношения отцов и детей здесь в цикле порой вынуждают просто «закатывать глаза» и поражаться твердолобости обеих сторон.

Но это все же Рошар. Это по-прежнему огромный интересный мир, множество сюжетных линий и прекрасный в своей чистоте и своевременности пафос. Количество сюжетных линий и героев автоматически гарантирует, что уж хотя бы часть из них сумеет удивить и поразить. Мне понравилось новое путешествие в мире спренов — эта часть мира все ещё была почти неизведанна, следовательно была способна удивлять, ну а участвующий в путешествии Адолин как был, так и остался одним из самых светлых персонажей. И его отношения с Майей подарили не мало пронзительных, уместно-пафосных моментов. Мне понравилась пускай и небольшая по объему, но неожиданная линия Ясны и Шута. И мне ожидаемо понравилось, к чему в итоге пришел четвертый том. Сила чистого познания, завершение многих тянущихся ещё с первого тома многоходовок, ещё более открытое взаимодействие с Космером, прекрасные в своей эмоциональности кульминации линий Навани, Шаллан и Каладина (это был немного затянутый путь, но автор по-прежнему умеет в локальные финалы). Даже спойлерный поворот с Враждой мне понравился. Это было красиво. Это было неожиданно. И враг теперь ещё более опасен, ибо искренне хочет всех спасти (вообще всех, не взирая на их мнение).

Автору удаются финалы. А впечатление от книги в итоге во многом зависит от финала. Так что книга мне понравилась, не смотря на ряд озвученных выше недостатков. И оценку я ставлю высокую, поскольку автор умеет писать и держит заданную планку. В конце концов это по-прежнему один из моих любимых циклов. Объективно этот том немного менее интересный и впечатляющий (если смотреть в целом). Но не критично. И я определенно жду пятый том, обещающий масштабный финал всего первого пятикнижья.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Буду краток, пишу после прочтения, 4ая книга мне понравилась больше всех остальных. Многие пишут про затянутость, я не согласен абсолютно, у меня все наоборот было, я очень долго читал 1ю книгу, потому что слишком много растянутости было,много знакомства,описаний, 2ая книга была живее, я уже притёрся к персонажам, 3ю читал уже в захлеб, мир расширялся путишествия становились интереснее,линия с Далинаром была истинным удовольствием и откровением, ну и финальная битва хоть и растянута но концовка с далинаром до мурашек пробивала.

4ю книгу начинал со скепсисом из-за комментариев, НО я был приятно удивлен — она оказалась очень интересной и я не устал ни разу, пока читал., то есть она интереснее всех 3х книг до этого.

Я фанат колеса времени и перепрочел все книги Сандерсона, я люблю эпическое фентази , много авторов видел, и знаю что такое скука, даже с учетом любви к эпику, и яро не понимаю как можно называть 4ю часть архива — водинистым)

Возвращаясь к впечатлениям буду краток, за всеми было наблюдать интересно. и за новыми открытиями мироздания, и за расширением мира, это как МАРВЕЛ здорового человека))) масштабы настолько интригют, это как интрига в интриге а там в ритме войны напевает еще одна интрига))

Калладин:

Терзания души Каладина , как и всем, к концу 3ей книги уже конечно начало раздражать, НО о чудо в 4ой книге логический, так назавём, конец, причем линиии с МОАШЕМ мне оч понравились, это что то темное и сильное. я физически ощущал через страницы это падавление воли. великолепно.

Так же понравилась их свзязь Каладина со Сплавленой Левши)) честно я ожидал чего то большего между их отношениями, их не раскрыли на мой вкус

Хорошо поданы отношения отца и сына, не так ярко как другие проблемы, но вполне интересно

Шалан:

На удивление очень понравилась линии Шалан. это гениально было возвести в абсолют ее личности и вести рассказ в отдельности от каждой из них, потому что если написать: «Она пошла туда то» , и сказать эту фразу от какой-либо определенной личностей шалан, будет совсем другой окрас поступка, с точки зрения литературы это гениальный ход) в плане самой Шалан, она старается и у нее как и у калладина получается в конце концов ,скажем, прийти к компрамису и прощению себя, там тоже хватает неожиданных открытий от которых я открывал рот.

Вообще терзания людей присущи всем книгам сандерсона . многих это раздражает но меня наоборот вдохновляет. так как мы живем в обществе где все и каждый чуть чуть сходит с ума, и кто решает что норма а что нет. нормальный тот кто как робот в системе или тот кто вне шаблона где рамки и кто судья. в том плане поднимается хороший вопрос, что нужно содействовать, быть рядом и помогать. Я искрене рад за тех, кто не испытывал Панических атак, психологических кризисов , аффектов после определенных событийи и считает это вымослом. Я рад , что люди могут не сталкиваться с такими вещами, или как наши Герои книги, ведь на самом деле психика очень хрупкая штука, но ,как и Герои нашей книги, каждый день мы стараемся быть сильнее и расти. Но что то я отвлёкся)

И так

Адолин:

Адолин, всегда не силньо превлекал меня , но в 4 книге нам раскрывают его еще лучше, и было интересно за ним наблюдать )) а особенно за его мертвоглазым спреном, я уже после 3 книги был в предвкушении, а что же с ними будет, это ЖЖЖЖ не спроста, и тут на тебе))) надеюсь в конце цикла Архива МАЯ придет в себя окончательно ))

в 4ой книге намного подробнее показана жизнь певцов, с разными мыслями, с разными устремлениями и взглядами на жизнь, на свою вечность, на своё спасение или заточение. Мы наконец то можем сопоставлять мотивы тех и других.

Навани:

Ей в 4ой книге уделяется достаточно много времени, мы узнаём о ее личности, и казалось бы, у такой сильной, волевой, умной и наделенной властью и силой женщины не должно быть душевных терзаний, но они есть, они засели глубоко внутри, как и у других персонажей, просто она их держит в себе, сомневается в своих открытиях в своих силах, достижениях, это здорово было наблюдать ,как и за её открытиями с врагом, так же за ее деалогами с Рабониэлью, они были восхитительны, и как они были далеки друг от друга ,но всё-таки ,по некоторым вещам, близки, — по утрате своих детей, по желанию изучать и открывать! по милосердию в конце концов, которое не ожидаешь от Сплавленых.

Венли:

Весомое внимание уделяется этой Царственной с сюрпризом) её самопознанию ,определению, её мыслями и воспоминаниями. по мимо интересных флешбэков и самой ветки Венли, мне понравилась подача её персонажа, так как по сути, изначально, она была мягко говоря отрицательной героиней, но, как говорил кто то очень серьезный с военной выправкой: «самый важный шаг, который должен сделать человек, не первый, а последующий» . Венли делает следующие шаги, может не так уверенно, но как мы видим в нужную сторону.

Остальных нам показывали в меньшей степени но было тоже интересно.

Таравангиан, я конечно был в шоке от концовки. меня берут муражки от того что же будет дальше так как новая сила новый свежий ум) это страшит и интригует

Итог:

Книга хороша, мне очень понравилась,ожидал худшего, она держит уровень предшествующих книг. По мне так, она его даже поднимает еще выше. лично для меня 4ая книга лучшая, из архива, она в меру динамичная, и намного динамичнее чем другие книги сандерсона. При скорости с которой пишет и издает книги Автор, я удивлен, как он не скатился в пресный рассказ, его новый текст по прежнему живёт, наполняется поворотами, жизнью персонажей, сочностью повествования, интригой сюжета.

Я бы очень хотел посмотреть сериалы по космеру)))к сожалению в наше время (глядя как сняли колесо времени) ничего хорошего из этого не выйдет

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывают книги, от которых, после их прочтения, еще долгое время находишься под впечатлением, разбираешь их на составные части, размышляешь над теми или иными сюжетными ходами и замыслами автора. АБ4 как раз из таких. Четвертая книга Архивов получилась непохожей на остальные. Впрочем, это можно сказать обо всех книгах данного цикла. Все они уникальны, и четвертая — не исключение. В чем же ее особенность, изюминка? В масштабе, но масштабе, приложенном несколько иным образом, отличным от ожиданий читателей, которые ждут от книг по Архиву всесокрушающего эпоса. Ритм войны получилась камерной. А масштаб повествования переместил акцент на две вещи. Первое: это психологизм, который позволил Сандерсону исследовать персонажей с небывалой до сей поры (конкретно для него и для этого цикла) тщательностью, объемностью и глубиной. Второе: это научность, исследование через персонажей и сюжетные линии маго-механической системы, легшей в основу создания сего цикла. Этой информации в четвертой книге едва ли не больше, чем во всех остальных. На фоне этих двух особенностей, других событий в Ритме особо-то и нет, точнее, они есть, но размазаны по 450 тысячам слов, ввиду чего Ритм читается несколько медленнее и неспешнее предыдущих книг. Вполне возможно, что это разочарует некоторых читателей, но четвертая книга, как неотъемлемая часть всего цикла, получилась абсолютно логичной. Более того, Архивам нужна была книга, написанная в таком ключе. Здесь главное, чтобы пятая книга, которая завершит первую арку Архивов, не имела перекосов.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Худшая книга Сандерсона, впервые я оказался разочарован данным автором.

Слишком много бесполезной информации, воды, если угодно.

Далее спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Добрую треть книги (как минимум) можно вырезать без каких-либо потерь для восприятия истории, особенно это касается глав Навани и флешбеков с Венли и Эшонай. Ну нельзя уделять столько внимания ранее абсолютно второстепенным персонажам, интереснее они от этого не становятся, лишь раздражают, вынуждая перепроверять, сколько страниц осталось до перехода к другим героям. Важных событий настолько мало, что в филлерах буквально тонешь.

Далинара вообще отодвинули чуть ли не на третий план, где обычно тусовался Сзет, теперь последнему не так скучно.

Как автору пришло в голову, что куча глав про эксперименты с фабриалями это интересно? Слишком много Навани, многовато Венли и Эшонай, мало Далинара, Ясны, Ренарина, которые достойны куда большего.

Написанная ранее повесть «Осколок зари» на голову выше доброй половины «Ритмов Войны».

Я всегда болел за Каладина, но его постоянное нытьё задолбало даже меня, похожая ситуация с Шаллан. Спасибо, что к финалу они наконец-то сдвинулись с мёртвой точки.

Всю книгу я ждал, что вот-вот Брэндон чем-то приятно удивит, но этого не произошло. Из запоминающихся сцен могу отметить только последний бой Кэла против Преследователя, да выступление Майи в суде. Всё.

Создалось впечатление, что главной целью 4 книги было продвинуть Навани с Венли как более важных персонажей, а так же чаще показывать, что Рошар всего лишь один из миров Космера, словно подготавливая к глобальному вторжению с других планет.

Читал через силу. Искренне надеюсь, что Сандерсон исправится в 5 книге.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитав «Ритм войны», понял, что Сандерсон такими темпами может не только десять томов написать, но и все двадцать. Уж очень неторопливым и водянистым получился этот том. В русском издании он разделён на две книги. Так вот, первая книга — это пролог длиной в 600 с лишним страниц, где порою ну совершенно ничего не происходит. Сюжет по сути начинает развиваться во второй книге.

Конечно, предыдущие части тоже были далеко не короткими, но там сюжет развивался куда более лаконично. Неторопливое повествование грамотно подводило к грандиозному финалу. Традиционно последняя пятая часть каждого тома являлась эпическим, масштабным событием, определявшим дальнейшие судьбы персонажей, а то и всего мира. (Всё это в меньшей степени касается третьего тома.) «Ритм войны» же закончился не эпическим «майлстоуном», а каким-то невнятным, извиняюсь, пуком.

Скорей всего, причина в том, что сюжетных линий стало слишком много и разруливать их все старыми методами стало проблематично. Обилие ПОВ-ов плохо сказалось на пятой части «Ритма войны»: не зря там так много 5-6-страничных глав. Книга получилась слишком хаотичной, потому что сюжет был обо всем одновременно, но суммарно почти ни о чем.

Кстати, это первая книга серии, в которой мне было откровенно скучно читать флэшбеки. Какой-то сомнительный выбор героев: Эшонай/Венли. Про Эшонай к четвертой книге лично мне уже было неинтересно читать. Она была интересной в Словах сияния, когда паршенди и их мотивация были окутаны ореолом тайны. К четвертой книге сюжет ушел слишком далеко вперёд, чтобы была нужда возвращаться к давно сошедшей со сцены героине. Воспоминания Венли тоже особой увлекательностью не отличаются. Иногда даже создавалось впечатление, что самому Сандерсону писать эту часть романа было как-то неинтересно. Не зря флешбэки занимают мизерную часть текста и при этом крайне рваные.

Интерлюдии в этом томе тоже пустоваты. В предыдущих книгах среди интерлюдий можно было найти целые рассказы или повести с загадочными персонажами и новыми деталями про мир. Тут ничего подобного, увы, уже нет.

Ну и конечно тот самый супер-пупер-неожиданный финальный твист вызвал скорее недоумение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В самой же книге в эпиграфах, — где загадочное существо пишет письмо Шуту, — упоминается, что в случае Вражды Осколок намного сильнее Сосуда. Чем только думала Культивация, если надеялась, что Таравангиан сможет обуздать Стремления Вражды? И почему она вообще решила, что Таравангиан — лучший кандидат? Человек, начавший обманывать и предавать всех вокруг, как только получил дар. Ну а как быстро и нелепо умер Рейз — это вообще близко по жанру к комедии.

Ещё забавно, что несмотря на обилие новых ПОВов всех возможных видов и мастей, читать всё равно всё ещё интереснее про Каладина, Далинара, Шаллан и Адолина (имхо, конечно).

Понравилось ли что-то? Понравилось. Несмотря на просевшую динамику и местами нелепый и хаотичный сюжет, это всё ещё Сандерсон. Пишет он увлекательно и всегда умеет удержать читательский интерес, даже когда балансирует на грани со скукой. Автор очень грамотно и лаконично развивает лор, раскрывая старые тайны и оставляя новые. Всё чаще и чаще упоминаются миры и личности за пределами Рошара, что только прибавляет происходящему эпичности. Завершив книгу, я даже не сомневался, что буду читать продолжение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Линия с антипустосветом и антибуресветом лично мне понравилась. Забавно было увидеть аналог антиматерии в фэнтезийном мире. И это открытие серьёзно повлияет на дальнейший ход войны.

Каладин был хорош, хотя его арка в каком-то смысле повторилась. Далинар был хорош, хоть его и было мало. Шаллан была хороша, хотя в какой-то момент начала рефлексировать как в прошлой книге. Рлайн тоже смог заинтересовать, у этого персонажа есть потенциал. Понравилось, что Шута стало больше и его мотивы стали более ясными. Кстати, про ясное. Ясны было слишком мало, хотя про неё было бы намного интереснее почитать, чем про ту же Венли.

По итогу, «Путь королей» и «Слова сияния» всё ещё остаются моими любимыми частями Архива.

Оценка: 7
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга Сандерсона, которую прочитал на «морально-волевых». И, что самое главное, в голове не осталось никакого послевкусия — один хаос. Все события, а их немного, происходят как бы не по-настоящему. Скорее в виде фона к депрессивным переживаниям ГГ. А для анализа душевных расстройств есть много гораздо более интересных произведений.

Отдельно хотелось бы отметить и неожиданно ужасный перевод Н.Осояну, к которой ранее у меня не было никаких претензий. Здесь же впечатление, что перед нами отредактированный машинный перевод. Много бессмысленных предложений, оборванных фраз и корявых неологизмов. Хотя, возможно, ей сложно было улучшить это «творение» Сандерсона?

В итоге — от 10 за первые книги цикла до 3 за последнюю. Полагаю, что свою роль сыграла параллельная работа автора сразу над несколькими циклами и он не смог совладать с хаосом в своей голове.

Оценка: 3
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восторг!

Это было гениально.

Я прочел книгу лишь минуту назад, так что во мне говорят эмоции. Но ведь именно в таком состоянии человек наиболее честен, не правда ли?

Приступая к чтению, я немного побаивался. Столько разговоров, что Сандерсон «скатился», что книги Архива «уже не те». Приятно было убедиться, что все это — враки.

Я совсем не буду даже намекать на сюжет, чтобы не испортить впечатление. Но эмоции, которые я испытал, читая последнюю часть книги, были настолько сильны, что я даже сейчас все ощущаю дрожь.

В некоторые моменты мне хотелось плакать от утраты (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тефт и его спрен
), в некоторые — ликовать, в некоторые — ужасаться. Но финал оставляет по себе одну наиболее доминирующую эмоцию — переживание, тревогу.

Если предыдущие книги заканчивались если и не на победной ноте, но хотя бы финальная нота звучала со стороны протагонистов, то в этом случае система сломалась и все получилось наоборот.

Книга грандиозна! И если кто-то говорит обратное — не слушайте, а пробуйте ее на вкус сами. Да, она не короткая, но ни на одну йоту не скучная. Каждая деталь имела значение.

Рад, что прочел эту книгу. Возможно, лучшая часть Архива буресвета.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Берясь за «Ритм войны» стоит быть готовым к сюрпризам. Причём, не все из них будут приятными.

Книга начинается спустя небольшой промежуток времени после «Давшего клятву» и сильно отличается от предыдущих романов по своей структуре. Вместо привычной троицы: Каладин, Шаллан и Далинар, на первый план выходит Навани и Венли. Некоторым такая рокировка придется не по вкусу, и их можно понять, всё-таки после событий на Расколотых равнинах и финальной битвы третьего тома ожидаешь, что у руля сюжета встанут харизматичные лидеры и поведут всех на эпическое сражение с Враждой. Но нет. Вместо этого читатель получит довольно камерный сюжет про попытку захвата Уритиру.

Признаюсь честно: Навани и Венли мне не особо нравились и в предыдущих томах. Здесь же их линии самые скучные. Первая играет роль учёной, и её исследования крайне важны для сюжета. Вот только все эти исследования настолько обильно сдобрены информацией о мироустройстве, что временами сильно хотелось их просто пролистать. Вторая же показывает нам внутреннюю «кухню» Сплавленных, их иерархию и взаимоотношения между собой. Тоже важная линия для понимания мира, жаль, что подана она скучновато. Как по мне, и в том, и в другом случае сюжету остро не хватает динамики.

При этом где-то на фоне воюет Далинар вместе с Ясной, интригует Шут, сражаются Сияющие… Кстати, самые интересные линии нынче принадлежат Каладину и Адолину с Шаллан. Первый отлично показывает, насколько тяжело приходится людям с депрессией, и, что очень здорово, его состояние не проходит по щелчку пальцев, оно тянется и тянется, благодаря чему в схватках Каладина чувствуется особый надрыв. Вторые же отправляются с экспедицией в Шейдсмар, чтобы поговорить со спренами Чести, и эта их дипломатическая миссия становится одним из самых ярких моментов книги.

Мои впечатления от книги можно описать как сдержанную радость. Нет таких бурных восторгов, как от предыдущих частей цикла, но какое-то удовольствие я получил. Да, повествование неторопливо, причем местами излишне. Да, персонажи, выдвигаемые автором на первый план, не могут сравниться с любимчиками из предыдущих книг. Да, клише никуда не делись, сюжет во многом предсказуем, ярких моментов не так уж много, а неожиданные повороты происходят как будто только ради неожиданных поворотов. Но! Развитие Каладина, Адолина и Шаллан изображено достоверно и интересно. Роман по-прежнему читается легко, особенности местного мироустройства очень радуют, а магическая система продолжает усложняться. Да и финал добавляет интриги: интересно же, как повернётся сюжет дальше. Ведь, казалось бы, для завершения осталось совсем немного, хватит и небольшой повести, но у Сандерсона же запланировано ещё шесть(!) романов. Любопытно, что ещё автор готовит своему читателю.

Если в третьем романе персонажи из других циклов Сандресона начали играть более-менее заметную роль в сюжете, то в четвертом уже куда не посмотри, увидишь или белый песок, или артефакт, или животинку из соседнего мира. А то и встретишь старых знакомых, с которыми давно уже попрощался. Цикл всё больше становится ориентированным на фанатов и, в какой-то степени, это даже хорошо. Если следите за творчеством автора, то многочисленные пасхалки доставят немало удовольствия и прояснят некоторые важные моменты.

Помнится, при первом прочтении, мне не понравился «Источник Вознесения», второй том трилогии «Рожденный туманом». Лишь прочитав финал той истории и увидев всю картину в целом, я смог оценить книгу по достоинству. Очень надеюсь, что с «Ритмом войны» ситуация будет аналогичной и после пятой части всё происходящее здесь заиграет новыми красками. Ну а пока жду продолжения.

Оценка: 8
– [  48  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга: Каладин грустит, происходит драматическое событие, от которого Каладин грустит ещё сильнее, потому что не может всех спасти. Феечка говорит: «скажи слова!» Каладин собирается с духом и всех спасает.

Вторая книга: Каладин грустит, происходит драматическое событие, от которого Каладин грустит ещё сильнее, потому что не может всех спасти. Феечка говорит: «скажи слова!» Каладин собирается с духом и всех спасает.

Третья книга: Каладин грустит, происходит драматическое событие, от которого Каладин грустит ещё сильнее, потому что не может всех спасти. Феечка говорит: «скажи слова!» Каладин собирается с духом и всех спасает.

Четвёртая книга: Каладин грустит, происходит драматическое событие, от которого Каладин грустит ещё сильнее, потому что не может всех спасти. Феечка говорит: «скажи слова!» Каладин собирается с духом и всех спасает.

Первый раз вижу писателя, который имеет наглость продавать одну и ту же книгу четыре раза подряд. Даже бесконечно переписывающая «сумерки» Стефани Майер добавляет новые сцены.

2 из 10, потому что эту книгу я уже читал. Продолжение читать не буду, ведь его сюжет уже известен. Вот он:

Каладин будет грустить, произойдет драматическое событие, от которого Каладин будет грустить ещё сильнее, потому что не может всех спасти. Феечка скажет: «скажи слова!» Каладин соберется с духом и всех спасёт, прокричав пару пафосных фраз.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел книгу после выхода официального перевода.

После яркого начала в виде первой и второй книги, пошел небольшой спад и затягивание повествования (надеюсь не получится второе Колесо Времени). Про развитие персонажей особо говорить не хочется. Еще с первой книги пошла традиция: Каладин, Шаллан и Ко начинают свои душевные терзания, которые длятся от начала книги и до ее последних 2-3 глав, а после все их трудности исчезают и разносят врагов, и повторение данных шаблонов в следующей книге. Может пора отказаться от этого способа? Скучно ведь и предсказуемо, а от Сандерсона всегда ожидаешь чего то нетипичного.

По логике повествования, очень понравилось, как Рабониэль помогла Навани. В этом небольшом отрывке было показано, что Несущие пустоту не какие то непонятные кровожадные существа, а вполне себе понятные и живые души, которые просто устали от вечной войны и ненависти, которые хотят спокойно жить и они так же, как люди, могут совершать очень нелогичные поступки в логичной ситуации.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Будь все по логике (по штампу), то она должна была сама убить Навани (она же враг) или помочь Моашу ее убить, но она поступила по другому.

И по Вражде, коней на переправе не меняют. Так внезапно и без предисловий избавляться от главного плохиша — не есть хорошо... хотя, если автор планирует растянуть цикл еще на 5-6 книг, то наверное «и так сойдет». Провернул хороший трюк, которого не ожидал. Поживем-увидим. Этим мне и нравится Сандерсон. Он не боится экспериментировать и готов отходить от классических понятий и развитий в фэнтези жанре.

А в целом, Ритм Войны не так уж плох. Не так уж плох- это в сравнении с другими книгами Сандерсона. Для другого автора было бы — очень хорошо.

В книге все так же есть сюжетные повороты, много разных и иногда непонятных, но тем не менее, интересных персонажей, которых хочется узнать получше и интригующий конец в лучших традициях ТВ-сериалов.

Отдельно хочется сказать про официальный перевод, с которым пустили книгу на печать. Лучше бы его и не было, так как плохо отредактированный машинный перевод очень портит впечатления у читателя. Могли хотя бы нормально поработать над переводом и редактурой, времени было достаточно для этого, а не выдавать читателю текст, где временами целые абзацы выглядят так, будто читается страница Гугл-Переводчика с нагромождениями причастий, деепричастий и их оборотов в обычном тексте и несовместимыми предложениями и уродливым каламбуром (не предусмотренного автором) в прямой речи героев. Из-за плохого перевода перестаешь ощущать книгу, вместо этого приходится продираться сквозь набор слов, чтобы увидеть за ними настоящий, живой мир Рошара. Надеюсь, когда-нибудь выйдет нормальный перевод. И это еще один резкий довод для улучшения своих познаний в английском языке. Как говорится, нет худа без добра:).

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед началом книг этого цикла стоило бы пускать напоминание, как это делается в современных сериалах («ранее в этом сериале»), чтоб просто не нужно было мучительно вспоминать, а что же там было в прошлом сезоне и кто эти все люди. И дело даже не в том, что предыдущий том я читал два года назад (хотя это тоже сказывается), а в том, что больно уж много там событий и персонажей, и многое банально забываешь. Из-за этого время от времени начинает казаться, что некоторые моменты появляются как-то внезапно — ты не помнишь, это уже было? это как-то объяснялось? ты что-то пропустил?

Как и в предыдущих книгах, здесь есть и парочка моментов «вот это поворот», и несколько более мелких «кто бы мог подумать» с внезапно бабахающими ружьями-на-стенах (про которые уже и забыл, да и вообще думал, что это просто картина в рамке), проваливающимися тайными лазами в полу и случайно открывающимися проходами в каминах — в метафорическом смысле, конечно.

Автор по-прежнему отлично владеет приемом маскировки, когда вроде бы все события указывают на одну развязку, а в итоге развязка наступает совсем другая — такого в романе вполне достаточно и несколько раз Брендон Сандерсон меня-таки подловил. Кроме того, автор как-то полюбил клиффхангеры и просто осыпал ими эту книгу — то и дело действие прерывается на самом интересном месте, чтоб перейти на другого персонажа и заставить читателя потомиться в неизвестности.

Однако не могу отделаться от ощущения, что меня водят за нос. Каждая книга заканчивается определенным набором знаний о мире Рошара, но каждая следующая говорит — нет, все на самом деле не так, а вовсе даже и по другому. Ты смекаешь, делаешь поправки, привыкаешь по новому. Но и эти знания оказываются частичкой, неполными, а то и искаженными. То есть читая четвертую книгу я уже понимаю, что то, что здесь говорится, принимать за чистую монету не стоит, потому как не пройдет и года (ну ладно, пары лет), как Сандерсон продемонстрирует очередной обманный трюк руками и читатель опять будет выглядеть дурачком, перепутавшим небо со звездами, отраженными ночью в поверхности пруда. В первых книгах это было круто (смотри Вот это поворот), но сейчас уже начинает утомлять своей повторяемостью. Иногда это выглядит как будто цветок раскрывается, поражая красотой и полной логичностью замысла, а иногда — как будто чертик из коробочки прыгает тебе прям в лицо и чувствуешь только смущение и злость.

Цикл и так славится своими пространными диалогами, монологами, соплежуйством и прочим в том же духе, но кажется, что в четвертой книге этого стало несколько невыносимо больше, чем обычно. Темп, и так невысокий, снизился пуще прежнего. Другой вопрос, что сандерсоновское растекание мыслей мне в принципе заходит, так что для меня это не минус, но некоторые сцены действительно не добавляют ничего ни сюжету, ни раскрытию персонажей и их взаимоотношений, а просто наличествуют, занимая место и отвлекая внимание читателя. Да и с движухой и экшеном тоже в общем-то все в порядке — особенно в середине и концовке, где меняется расклад сил, расстановка персонажей, кое-кто меняется до неузнаваемости, а некоторые даже откидывают коньки.

Так что книга не хуже предыдущих — она все также увлекает своим ровным слогом, объемной картинкой, удерживает внимание постепенным раскрытием всей картины, развитием персонажей и невозможностью предсказать, что будет дальше и как поведут себя герои. Никуда не делись драки в воздухе, беготня по стенам, Том Круз в роли Каладина, фокусы в духе «Вот ты видишь, а вот уже нет» и откровения «Люк, я твой отец!»

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего хочу отметить, что оценивать эту книгу можно только прочитав ее целиком, без диагоналей и до самого конца, даже если повествование кажется провисающим и затянутым. Сандерсон – мастер концовок, в финале увязываются все нити, стреляют ружья, в том числе провисевшие не одну книгу.

«Ритм войны» отличается от первых трех томов. В какой-то степени автор ломает собственный шаблон этого цикла. Несмотря на воинственное название, в романе практически не описываются военные действия, нет грандиозного финального боя, как в первых трех романах. Война в какой-то степени становится партизанской, в тылу врага.

Персонажи. Далинар, которого в третьей книге было просто очень много, теперь отступает на второстепенные роли. В какой-то степени неожиданно, что на первый план вышла его супруга. Навани, в отличие от дочери, не сражается, она руководит учеными, хотя сама себя таковой не считает. Поэтому вместо боевых сцен в романе очень много научных исследований, в ходе которых выясняются новые подробности о мире Рошара.

Каладин охвачен депрессией, ищет себя в новых ролях, но финал его линии логичен и очень красив.

Адолин с Шаллан опять отправляются в Шейдсмар совершать собственный квест. Шаллан давно пора разобраться со своими аспектами и принять прошлое. Адолин продолжает раскрываться, причем его линия интересна тем, что это раскрытие нормального человека, не Сияющего и не страдающего серьезным расстройством психики, в отличие от почти всех прочих главных героев.

Флэшбеки описывают прошлое Венли и Эшонай – двух совершенно разных сестер, которые сыграли такую важную роль в судьбе своего народа. В текущих событиях романа Венли показалась мне в большей степени статисткой, чем активной героиней. Ее уделом были в основном сомнения, колебания и поиски удобного момента, чтобы по-тихому смыться. Она даже не самый яркий персонаж в стане врагов, который в четвертой книге перестает быть безликой массой и в нем появляются интересные и неоднозначные персонажи.

Ренарина и Ясны мало, но они очень интригуют. Лифт как всегда очаровательна. Сзет и его меч прячутся за спиной Далинара, но в нужный момент выходят вперед. Таравангиан и парочка новых безумных Вестников шикарны.

Важное замечание. Сандерсон уже давно предупредил, что чем дальше, тем больше будут переплетаться миры в его книгах. Собственно, это уже происходит, и неудивительно. Одиум заявляет о своих планах, которые касаются всего Космера, отдельно взятый Рошар для него всего лишь отправная точка. И в «Ритме» уже присутствуют люди, существа или предметы с практически всех миров Космера. Больше всего, конечно, пересечений с Налтисом: Зейхел, Азур (из третьей книги) и, конечно, Кровь Ночи. Кроме того, эпиграфы ко второй части написаны Гармонией со Скадриала, Навани использует в опытах белый песок с Талдейна, мелькают сеон и Айри с Села, а по Уритиру летают авиары с Первой от Солнца.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу, что оценка в 9 баллов была поставлена на эмоциях от финальной 4-й части. Ритмы Войны не избавились от прошлых болячек давшего Клятву, да еще и обзавелась парой новых. Если вас в прошлом томе утомили самокопания Каладина и вы надеялись, что он переборол себя и обрел внутренний покой, то Ритмы вас огорчат. Благословенный бурей в этот раз уходит в себя еще глубже. Но чем ниже падает Каладин, тем выше он потом взлетает (: Катарсис от произнесения четвертого Идеала схож с финалом Слов Сияния, когда Каладин получил свой клинок. Это в принципе лучшим образом описывает Ритмы Войны — книга сильно замедляет темп во второй и третьей части, чтобы взорваться штормсветом в финале. При всех достоинствах такого контрастной структуры тома есть и очевидные недостатки. Середина книги фактически является сет апом для дальнейшего развития истории, Брендон расставляет фигуры на доске, развешивает ружья, забрасывает удочки на будущее. Из-за этого создается впечатление, что ничего не происходит на протяжении сотен страниц, пресловутая вода разливается морем. При этом, трудно сказать, что это пустое бумагомарание, в эти моменты Сандерсон выдает очень много информации об устройстве Рошаре и Космера в целом. И если раньше дело ограничивалось небольшими отсылками и гостевыми персонажами, то начиная с Ритмов (а на самом деле с Осколка Зари) связь Рошара с Космером усиливается до такой степени, что без Убийцы войн, Скадриальского цикла и частично Города Богов становится некомфортно. Я практически уверен, что к концу промежуточного финала цикла Архивов (который будет в следующей книге, напоминаю) действие выйдет за пределы родной планеты.

И если вышеперечисленное можно причислить к относительным недостаткам, которые больше зависят от восприятия каждого, то пара моментов у меня вызвала большее смущение.

Во-первых, мелочь, которая тем не менее сильно ломает погружение в мир. Каладин в один прекрасный момент решает помочь очередной группе бедолаг и устраивает сеансы психотерапии. А так же в споре с ардентами рассказывает о статистическом анализе психических расстройств. Учитывая, что такие вещи у нас полвека с небольшим появились, в Рошар с его феодальным строем ну никак не вписываются подобные практики.

Во-вторых, в Ритмах ключевые персонажи сильно разбросаны по разным уголкам мира, при этом у всех важнейшие цели. И вот здесь структура цикла, ранее отлично работавшая, начинает давать сбой. В Пути персонажи двигались в одном направлении, потом в Словах они работали на одной локации, в Несущем клятву даже после разделения все собрались в финале, то Ритмы Войны начали захлебываться во множестве персонажей, Для примера середина книги — вторая часть заканчивается на сильном клиффе, после чего вы ни сном ни духом об этой сюжетной арке на протяжении всей следующей скупой на события части. Тут в голову приходит Мартин со своими Престолами, который решил эту проблему куда лучше.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх