Владимир Высоцкий «Вратарь»
Песня написана на уход из футбола Льва Яшина, последний матч с участием которого состоялся 27 мая 1971 года.
Фонограммы авторского исполнения: первая — май 1971, последняя — 17 октября 1977.
Входит в:
— сборник «Нерв», 1981 г.
— сборник «Сочинения в двух томах», 1990 г.
— антологию «Атланты», 1999 г.
— антологию «Лев Яшин в воспоминаниях современников», 1999 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 28 марта 2020 г.
Песня написана на уход из футбола Льва Яшина, последний матч с участием которого состоялся 27 мая 1971 года.
Мой спортивный кумир тех лет был Лев Яшин. Тогда мальчишки его копировали и стоять в воротах было почетно и престижно — все завидовали. Яшин мало пропускал голов -просто было удивительно и каждый пропущенный им гол вызывал недоумение, хотя ему забивали только мёртвые мячи.
Вертер де Гёте, 11 августа 2017 г.
Песня посвящена легендарному футбольному вратарю Льву Яшину и написана в связи с его прощальным матчем. Яшин в то время был символом советского спорта: так чуть раньше, в 1967 году, читатели журнала «Спортивная жизнь России» назвали Яшина лучшим отечественным спортсменом за 50 лет существования советского государства. Высоцкий, кумир советских людей 70-х, пишет о кумире предыдущего десятилетия, уровни популярности Яшина в 60-е и Высоцкого в 70-е — я сужу по рассказам людей более старшего поколения — были в какой-то степени соизмеримы. Единственный (при всём уважении к Воронину, Нетто, Стрельцову, Численко) советский футболист 50-х-60-х находившийся в статусе мировой суперзвезды, узнаваемый не только журналистами и скаутами зарубежных клубов, но и простыми болельщиками в разных странах. Государство в случае с Яшиным (после того, как он приобрел всемирную известность) тоже проявляло редкое единодушие с народом, голкипер был удостоен Ордена Ленина, других наград. Высоцкому Яшин интересен, но Высоцкий не был бы Высоцким, если бы рассказал в стихотворении о герое спорта в духе официальной советской традиции, его Вратарь — живой человек (сгоряча даже подумывает попросить партнеров, «чтоб они разбили аппарат» настырному фотографу). По воле автора Вратарь сталкивается с неожиданным испытанием — с сомнением в правоте своего дела и искушением уступить «во имя искусства», соответственно, и бороться приходится в первую очередь с самим собой. Каждого из нас искушает порой мысль поступиться принципами, проявить снисходительность, «дать слабину»...
В первоначальном варианте песни фотограф обращался к Вратарю «Лёва», но затем Высоцкий «обезличил» текст, сделал его более универсальным.
Давным-давно это стихотворение Высоцкого вдохновило меня на собственные стихи о Яшине, начинались они так:
«Стадион — мое минное поле, /я единственный в мире сапёр. / Стать героем пришлось поневоле, /если помнить о страхе и боли, /мяч взрывается в сетке — и гол...» Не Высоцкий, конечно, но на конкурсе спортивной поэзии в одном журнале я с этими стихами победил.