fantlab ru

Геннадий Прашкевич, Алексей Калугин «Деграданс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.76
Оценок:
38
Моя оценка:
-

подробнее

,

Деграданс

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Ситуация в мире, в котором мы живем, крайне неустойчива и неопределенна. Во всех отношениях. Достаточно одной из базовых физических констант измениться на одну десятитысячную своей существующей величины, и рухнет физическая составляющая мира. Точно так же легко уничтожить и его моральную, нравственную основу, а последствия этого станут не менее катастрофическими. В современном мире, в котором господствуют масс-медийные системы, большинство людей лишены собственных морально-нравственных ориентиров. Понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, расставляют средства массовой информации. То, что еще вчера казалось совершенно неприемлемым для основной массы здравомыслящих людей, сегодня воспринимается как норма жизни. А то и как предмет высокого искусства. «Деграданс» — это роман о том, к чему может привести подобная инверсия базовых морально-нравственных ценностей в обществе.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Портал, 2008 // Крупная форма

номинант
Полдень, 2008 // Проза роман

номинант
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма


Издания: ВСЕ (4)

Деграданс
2020 г.

Периодика:

Полдень, ХХI век, сентябрь 2007
2007 г.
Полдень XXI век, ноябрь 2007
2007 г.
Полдень XXI век, октябрь, 2007
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман впечатлил. Любителям экшена навряд ли он понравится, поскольку в книге хоть и стреляют, но в целом это вещь философская.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Утро у охранника Шивцова в очередной раз не задалось: страшно болит голова, во рту будто кто-то нагадил, причем так, что определенно зацепил еще и душу. Хочется повеситься или застрелиться. Но один знакомый журналист подсказал куда более лучший вариант: захватить в заложники посетителей выставки современного искусства «Мир и любовь». Идя на дело, Шивцов даже не догадывался, к каким последствиям приведет его опрометчивый поступок...

Почему роман называется «Деграданс»? Не нужно быть лингвистом, чтобы понять, что такого слова в словаре русского языка нет. Авторы произведения «изобрели» его, скрестив пару латинских слов «деградация» и «декаданс» (точнее, decadentia). Смысл у обоих слов сходный: «декаданс» означает «упадок», а «деградация» — падение, снижение. Явный намек на падение современной морали и нравов. Недаром центральные события происходят именно в культурном месте — художественной галерее. Только вот выставлено там отнюдь не высокое искусство, а некая мерзкая инсталляция какого-то немца, использовавшего препарированные трупы в роли античных скульптур. Подобное теперь называют модным термином «новая эстетика». Каково, а?? Скажете, что на подобное шоу пойдет только сумасшедший или маньяк? Ошибаетесь! Народу в галерее оказалось не так уж много — всего 33 человека, но и не так уж и мало. Тем более, что большинству из них еще и 30 лет не исполнилось. Новое поколение, свободное от морали и совести. Пришло по зову своей гадливой натуры, чтобы взглянуть в лицо ожившему кошмару. И получило его сверх меры в лице слетевшего с катушек охранника Шивцова. Умереть среди выставленных на обозрение мертвецов — что может быть романтичнее?! Самое печальное заключается даже не в самом теракте, а в том, что некто пытается представить его новой формой протестного искусства — т.н. «трэш-реализма». С его точки зрения, террорист, захвативший галерею, вовсе не преступник, а инсталлятор, работающий с живым (пока еще) материалом в реальном времени! Он просто превращает людей в экспонаты выставки, используя подручные средства (главным образом, обычный обрез и пистолет). Искусство творится прямо у вас на глазах! Разве это не восхитительно-смело? Когда число просмотров репортажа о захвате начинает расти в геометрической прогрессии, руководство местной газетенки отбрасывает все моральные угрызения и начинает оказывать неявное содействие террористу. Самое удивительное, что и спецназ не торопится начинать штурм галереи: его начальство убеждено, что весь захват — всего лишь искусное представление в целях поднятия рейтинга выставки (ничто так не делает людей популярными, как общественный скандал). В итоге ситуация только усугубляется: захватчик требует встречи с самим Спасителем и начинает «обратный отсчет» своих жертв (т.е. экспонатов выставки). Где вы еще увидите такой абсурд? Только в полностью деградировавшем обществе, которое не только не ценит человеческую жизнь, но и пытается нажиться на смерти. Думаю, неологизм, заключенный в названии романа, станет таким же популярным, как ранее вошедшие в наш лексикон «приватизация» и «консенсус».

Финал у произведения отнюдь не оптимистический. Наивно было бы ожидать его, учитывая абсурдность совершенного ранее действа. Родилось новое упадническое искусство, подкрепленное моралью деградантства. Число его адептов растет и ширится с каждой минутой. Такой факт уже сам по себе связывает руки спецслужбам, поскольку последние вовсе не независимы, а управляются теми, кто и сам привык считать рейтинги. Если не разбить такую круговую поруку, преступления будут продолжаться и впредь. Роман — всего лишь предупреждение, хотя никакой фантастики в нем нет. Потому что всякая фантазия просто пасует в сравнении с реальностью в том обществе, где царит деграданс.

--------------

РЕЗЮМЕ: социальный триллер, рассказывающей про искусство, которое срослось с преступлением.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня мало радует обильное присутствие трупов, крови и расчленёнки в литературных (как, впрочем, и во всех других) произведениях. И, хоть в романе всё это описывается вполне серьёзно (в художественной галерее, где инсталлируются препарированные человеческие внутренние органы, случается захват заложников, выставленные мумии и свежие трупы вкупе образуют некий некрокреатив), буквально воспринимать происходящее на страницах романа я просто не мог. Вырвало бы...

Один из главных героев «Деграданса» пропагандирует «новое искусство», используя интернет-сверхвозможности самого ближайшего будущего. Речь идёт о творческом оформлении смерти, креативной работе с мёртвой плотью и высшей стадии «подлинного творчества» — превращении живой плоти в мёртвую. Проще говоря, о реальных убийствах в реальном времени, на глазах, так сказать, у «изумлённой публики». И это тоже меня смущает: ведь пропаганда «трэш-реализма» в романе идёт небезуспешно, из зрительского массива незамедлительно материализуются поклонники, сторонники и апологеты «новой эстетики». А ведь вроде бы здравомыслящие люди, да просто нормальные, заурядные обыватели, которых должно отвращать смакование подробностей убийства в прямом эфире, составляют большинство населения. Но есть ли в допущении подобной аберрации массового сознания фантастичность? В реальной жизни всякое бывает: продвинутые художники публично отрезают себе уши и пенисы, добропорядочные обыватели совершают зверские изнасилования и убийства, цивилизованные граждане по взаимному согласию употребляют друг друга в пищу, а немец Гюнтер Хагенс действительно создаёт из мумий своих современников художественные композиции. Информация об этом, соответствующим образом обработанная масс-медиа, вываливается на потребителя. Кстати, в последние годы население России очень сильно берегут от передач (по крайней мере, телевизионных), в которых были бы представлены различные точки зрения на политические события в нашей стране и за её пределами, зато полный карт-бланш дан телепедерачам о всяческих уродах, моральных и физических извращениях, убийцах и гламурных подонках. Масс-медиа, по-своему расставляя акценты или широко транслируя одну «правду» (при этом полностью замалчивая другую), размывают и без того нечёткие нравственные общественные ориентиры. Конечно, я понимаю, что сваливать всю вину за нынешний моральный «деграданс» на средства массовой информации не есть правильно. Всё зависит от того, в чьих они руках. Цитата из романа: «Общественным мнением в России руководят те, кто дорвался до денег». Но свою долю ответственности (и немалую) масс-медиа, безусловно, несут. Всегда ответственны и творцы. Ратуя за свободу самовыражения, не должно им забывать о морали и свободе других. Вот об этом, наверное, и хотели сказать авторы романа.

Напоследок — ещё одна цитата из «Деграданса»: «Лепра поражает тело, искусство поражает душу. Ничего особенного. Мировое искусство — это всего лишь ранняя реакция человечества на ужас проказы».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычная вещь. Но как обычно в последнее время бывает у Прашкевича, размах на рубль, а удар ну максимум на гривенник. Современная культура и политкорректность может довести кого угодно до чего угодно, но развязка романа очень сильно смазана. Честно говоря, рассчитывал на большее.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно неплохая пародия на современное общество.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх