fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Град обреченный»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.61
Оценок:
6285
Моя оценка:
-

подробнее

Град обреченный

Роман, год (год написания: 1975)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 284
Аннотация:

Молодой советский учёный из 50-х годов Андрей Воронин, согласившись на Эксперимент, попадает в некий Город, где действует право на разнообразный труд. Он поочерёдно становится мусорщиком, следователем, редактором. У него складывается круг знакомых: люди разных национальностей и времени, из которого они попали в Город. Поворот в развитии Города станет проверкой сущности людей и связей между ними.

По ходу действия Андрею предстоит достичь Понимания: что есть Город, в чём смысл Эксперимента, кто такой Наставник, что находится за нулевой точкой.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Машинопись из папки «Чистовики». Написано в 1972–1974 гг.

Первые публикации — журнальная: Нева (Л.). — 1988. — №№ 9, 10; 1989. — №№ 2, 3; книжная: Л.: Худож. лит., 1989.

Главы из романа опубликованы в журнале «Радуга» с января по апрель 1987 г. Отрывки из романа напечатаны в журнале «Знание — сила» (№ 12 за 1987 и № 1 за 1988 гг.).

Из «Комментариев к пройденному»:

цитата
Но всё на свете имеет конец, и в июне 1969-го мы составили первый подробный план и приняли окончательное название — «Град обреченный» (именно «обречЕнный», а не «обречённый», как некоторые норовят произносить)


Входит в:

— журнал «Знание-сила 1988'1», 1988 г.

— журнал «Нева № 10, 1988», 1988 г.

— журнал «Нева № 9, 1988», 1988 г.

— сборник «Избранное», 1989 г.

— журнал «Нева № 2, 1989», 1989 г.

— журнал «Нева № 3, 1989», 1989 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 363

Активный словарный запас: средний (2802 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма

лауреат
Беляевская премия, 1990 // Фантастическая книга

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Переводной роман (СССР, 1989)

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Неанглоязычная переводная книга (СССР)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2005 // Зарубежный роман (СССР)

Экранизации:

««Дело о Красном здании»» 2012, Россия, реж: Анна Полякова

«Катя» 2012, Российская Федерация, реж: Игорь Москвин



Похожие произведения:

 

 


Избранное. Том II
1989 г.
Избранное
1989 г.
Град обреченный
1989 г.
Избранное
1990 г.
Сочинения. Том 3
1990 г.
Град обреченный
1990 г.
Град обреченный
1991 г.
Град обреченный
1991 г.
Град обреченный
1992 г.
Избранное. Том 2
1992 г.
Гадкие лебеди
1993 г.
Град обреченный
1995 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
1997 г.
Пикник на обочине
1997 г.
Хищные вещи века. — Второе нашествие марсиан. — Град обреченный
1997 г.
Собрание сочинений. Том седьмой
2001 г.
Четыре Стихии: Огонь
2003 г.
Град обреченный
2004 г.
Люди и боги
2004 г.
Собрание сочинений. Том седьмой
2004 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
2006 г.
Отель «У погибшего альпиниста»
2006 г.
Отель «У погибшего альпиниста»
2006 г.
За миллиард лет до конца света
2008 г.
Собрание сочинений. Том седьмой
2008 г.
Град обреченный
2009 г.
Собрание сочинений. Том седьмой
2009 г.
Собрание сочинений. Том седьмой
2011 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Лучшие произведения в одном томе
2014 г.
Град обреченный
2015 г.
Град обреченный
2016 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 19. 1973
2019 г.
1973-1978. За миллиард лет до конца света. Град обреченный. Повесть о дружбе и недружбе
2019 г.
1973-1978. За миллиард лет до конца света. Град обреченный. Повесть о дружбе и недружбе
2019 г.
Пикник на обочине вселенной
2019 г.
Град обреченный
2019 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 19. 1973
2019 г.
Град обреченный
2021 г.
Град обреченный. Отягощенные злом
2021 г.

Периодика:

«Знание-сила» 1/88
1988 г.
Нева № 9, сентябрь 1988 г.
1988 г.
Нева № 10, октябрь 1988 г.
1988 г.
Нева № 2, февраль 1989 г.
1989 г.
Нева № 3, март 1989 г.
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Град обреченный
2017 г.

Аудиокниги:

Град обреченный
2007 г.
Град обреченный. Книга 1
2010 г.
Град обреченный. Книга 2
2010 г.
Град обреченный. Книга 1
2012 г.
Град обреченный
2013 г.

Электронные издания:

Град обреченный
2017 г.
Полное собрание сочинений. Том девятнадцатый. 1973
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Обреченият град
1990 г.
(болгарский)
Stadt der verdammten
1993 г.
(немецкий)
Stadt der verdammten
1995 г.
(немецкий)
Miasto skazane
1997 г.
(польский)
Z zewnątrz
1997 г.
(польский)
滅びの都
1997 г.
(японский)
A kárhozott város
2002 г.
(венгерский)
Oraşul damnat
2002 г.
(румынский)
Ciudad maldita
2004 г.
(испанский)
Обреченият град
2005 г.
(болгарский)
La burgo kondamnita
2009 г.
(эсперанто)
Picknick am Wegesrand. Eine Milliarde Jahre vor dem Weltuntergang. Das Experiment
2010 г.
(немецкий)
Hääbuv linn
2012 г.
(эстонский)
Oraşul damnat
2012 г.
(румынский)
A kárhozott város
2014 г.
(венгерский)
The Doomed City
2016 г.
(английский)
The Doomed City
2016 г.
(английский)
The Doomed City
2017 г.
(английский)
Das Experiment
2018 г.
(немецкий)
Nevilties miestas
2018 г.
(литовский)
Odsouzené město
2018 г.
(чешский)
La città condannata
2020 г.
(итальянский)
Grad beznađa
2021 г.
(сербский)
저주받은 도시
2022 г.
(корейский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот у вас бывало так, что вам рассказывают анекдот (ну типа «Попали немец, еврей, русский и шведская проститутка в ад, а Немой им и говорит: ») вы слушаете, слушаете, тут рассказчик замолкает с выжидательным видом, а вы такие: а ээ и это все? Т.е. до вас НЕ ДОШЛО. Вот и тут оно самое, или как будет понятнее современным ребятам и девчатам — тот самый мем с мужиком на фоне ковра, который ничего не понял, но было очень интересно.

В остальном роман шикарен, герои колоритные, события фантасмагоричнее некуда, не заскучаешь. Скрытых смыслов немеряно, хоть камазами вывози, вагонами грузи. Одним словом, запоминающаяся вещь!

Из минусов — националистичненько. И, по-хорошему, должно быть обидно (хотя по большей части и правда). Странно что в отзывах эту тему никто вроде не поднял.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Приходя не радуйся, уходя не грусти»

На протяжении всего романа присутствует некий диссонанс. Люди разговаривают на разных языках, но понимают друг друга. Появляются павианы, отравляется вода, выключается солнце. Некое красное здание избирательно меняющее человека. Во всём какая-то обречённость и депрессия. Обречённость эксперимента, ненужность его, словно бы про него забыли. Здесь не нужно делать что-то для личности, здесь делают для масс. А личность не в почёте. Нужны тупые, исполнительные и безынтересные. Как шахматная партия, где люди-пешки, иногда приносятся в жертву ради общей победы. Мировоззрение Андрея меняется после красного здания, здесь он из исполняющего превращается в отдающего приказы. Не нужны для управления ни люди способные выполнять рутинную работу, ни люди способные творить. Нужны жестокие, способные двигать шахматные фигуры, в любой момент готовые принести их в жертву во имя порядка и победы и чтоб рука не дрогнула. Всё это в искусственном обособленном городе, с искусственным солнцем, с искусственным набором населения из разных стран и времён 20 века. Но ничего нового не происходит. Эксперимент выбивается из-под контроля, но всё же остаётся экспериментом. Это проходит лейтмотивом через весь роман. Эксперимент течёт по своим законам, как и в большом Мире. Он будет, пока будет существовать несовершенный мир человека. И вот уже у власти бывший нацист, гестаповец. Всё должно идти по своим законам. Своим путём. Создаётся идеальное общество, где всем всего хватает. Где полный порядок. Но эксперимент на этом не останавливается. Его результат- поражение! И дальнейшее зацикливание. По сути любое общественное устройство обречено на то что найдутся люди, которые будут им недовольны. Ничто человеческое не совершенно в человеческом несовершенном мире. Сам человек несовершенен. «Приходя не радуйся, а уходя не грусти» А зачем приходим?! Человек стремится к своему собственному обособленному совершенству или счастью если так можно сказать-что есть от лукавого, что вносит беспорядок. Бог стремится к порядку, как стремится к упорядочиванию любой деспот и тиран, через кровь, страх, боль. Абсурд. К любому строю человек будет приспосабливаться и мимикрировать, сам того не осознавая. Эксперимент в городе, эксперимент в Корее, СССР, США. Обреченность на эксперимент! Который в свою очередь обречен на провал. Всё стремится к энтропии. Если уничтожить одну элиту, придёт другая. Уничтожить одну систему, она заменится другой. Ради чего живёт человек ? Кто то ради идей и идеалов как Андрей. И система диктует ему эти идеи и идеалы. Главное чтобы была цель. Кто-то как китаец счастлив остаться дворником безсменно не желая подчинятся законам. Кто-то как Изя ради искусства. Но и тут неравенство. Кто-то делает это искусство. Кто-то систематизирует. Кто-то потребляет. Снова элита. Человек должен творить прекрасное. Только это и вечно?! Это не подвластно ни времени, не каким либо общественным переустройствам. Самое вечное останется навсегда. Главное чтобы был человек, для которого это было бы потребностью. Который нес всё это сквозь время. Может быть поэтому Фриц так сокрушается что мало при его общественном устройстве людей способных к искусству. Так его город для посредственности. В нём всё хорошо. Всего хватает. А ведь не хлебом же единым... Зато есть идея, например направить экспедицию к антигороду, найти мнимого противника для армии. В любом случае экспедиция терпит крах. Андрей стреляет в самого себя и оказывается в Ленинграде где снова «идея». Первый круг пройден. Но их еще будет много. И только прекрасное не подвластно этому.

Очень сложный для понимания роман, очень многогранный. Он всегда будет открывать что-то новое при прочтении. Интересный?! — думаю что да- именно своим сюрреализмом. Читается довольно таки легко. Есть что то светлое в конце книги, оптимистичное. Воодушевляющее. То ради чего живёт человек- ради прекрасного в этом обреченном Мире. Перекликается с «Трудно быть Богом» и «Пикник на обочине».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших, на мой взгляд, романов Стругацких. Заявляется, что был написан в 1975 году, фактически опубликован в разгар перестройки, гласности и всего такого прочего, типа построения социализма с человеческим лицом, соответственно пришёлся ко двору и вызвал множество дискуссий и толкований.

Каждый читатель найдёт в этой книге что-то своё, любые категоричные заявления о раскрытых смыслах, мягко говоря, некорректны. Красота (да и не только она) — в глазах смотрящего, пусть у каждого будет повод подумать и увидеть свои смыслы. Внешняя сторона книги — (анти)утопия в замкнутом, жёстко ограниченном мире, социальный эксперимент над перенесёнными туда из реального мира самыми разными людьми. Как повлияют друг на друга разные люди за разных стран? Какое общество они построят?

Странноватый, мрачноватый и слегка сюрреалистичный мир, самые разнообразные зашифрованные символы, недоговорённость — великолепная книга для думающего человека.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для читателей близко знакомых с творчеством братьев Стругацких структура этого романа окажется несколько неожиданной: почти все их предыдущие книги представляли собой некую основную мысль (как правило либо очень серьёзную и важную, либо совершенно неожиданную и оригинальную), обрамлённую увлекательным сюжетом. Здесь же такой центральной мысли просто нет.

Зато присутствует кусочек жизни главного героя в неком условном городе (интересно, откуда в этом городе берутся материальные блага :)), в котором авторы по сути дела могут делать что угодно (хоть нашествие павианов устроить, хоть создать блуждающее красное здание, хоть солнце заставить погаснуть на несколько дней) и моделировать поведение людей практически в любой ситуации. И здесь, в общем-то, любой эпизод, любой поступок героя могут при желании навести читателя на определённые мысли. Вопрос только в том, захочет ли читатель напрягать свои мозги, чтобы попытаться понять, что же хотели сказать ему авторы в том или ином случае, или удовольствуются только внешней стороной произведения — его увлекательным сюжетом. Правда здесь стоит ещё уточнить, что те, кто не успел пожить в советской стране, многие аллюзии просто напросто не поймут.

А вообще книга у братьев получилась очень и очень грустная. И тяжелая. Какой путь надо было пройти, чтобы от светлых и оптимистичных повестей начала шестидесятых так быстро дойти до романа, с головы до ног заполненного негативом и какой-то авторской печалью....

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из тех книг при чтении которой я постоянно думала: «а может я просто ещё слишком маленькая, чтобы понять?» Я не застала того времени, в котором творили авторы и возможно именно это мешает мне прочувствовать роман в полной мере. И хоть читать было достаточно интересно, но как-то... тяжко. И новые для себя мысли нашла, но осталось какое-то недопонимание, хотя куда без этого в книгах Стругацких. Возможно это то, что стоит перечитать в более зрелом возрасте и тогда я пойму больше, а может и не пойму.

Писала отзыв больше как анализ прочитанного для самой себя, а не для кого-то, поэтому будут спойлеры.

Главный персонаж, Андрей Воронин так хорошо прописан и кажется настолько настоящим, не идеальным и живым, что вызывает определённое... отвращение. Он зауядный человек, обыватель, плывёт по течению так сказать. Сколько-то понимать его я начала только к концу, когда он сам пришёл к Пониманию. (С большой буквы, ага.)

Книгу я условно разделила бы на четыре части: «эксперимент», «сытая жизнь», «экспедиция» и «пустыня».

В первой части всё идёт по плану и все, включая главного героя, участники загадочного Эксперимента (Тоже с большой буквы, ага) пробуют множество различных профессий, которые подбираются случайным образом от самых «грязных» и не престижных, до управленческих и интеллектуальных. Сразу скажу, что затея с самого начала показалась мне глупой. Ничего не имею против смены вида деятельности, но «рандом» тут был пожалуй лишним. Но тут уж Эксперимент есть Эксперимент.

Главный герой в первой части меня откровенно раздражал: в каждой бочке затычка, стукач, белое пальто, неприятный тип, в общем. Может я перечитала светлых детских книжек про дружбу, но дружить товарищ Воронин не умеет. Одна ситуация с Изей чего стоит... Мерзко. Но читать я продолжила, потому что сам Город показался мне интересным. Читала я не из-за главного героя, а из любопытства, что же ещё сможет подкинуть Эксперимент.

Вторая часть про то, как люди жили в Эксперименте после переворота Гейгера Фрица. Неплохо жили надо сказать, но как-то скучно, даже не запомнилось особо. Читалось с трудом, было просто интересно, чем всё закончится.

Андрей Воронин тут становится ещё неприятней. Он упивается своей «взрослостью», а как же, он ведь теперь советник, высокопоставленное лицо, у него дом полная чаша, красавица- жена Сельма (Ну и что, что ещё в первой части Андрей читал проповеди шлюхе Сельме. Дело то житейское.) и даже любовница секретарша, всё у него есть. А вот цели в жизни нет, с кем не бывает.

Третья часть про экспедицию в целях изучения мира, в котором происходит Эксперимент. Грязно, противно, Андрей продолжает морально разлагаться, что в таких полевых условиях не удивительно. Он подозревает всех и вся, мечтает о расстрелах и монотонно идёт вперёд не потому что он этого хочет, а потому что ему стыдно вернуться к Фрицу ни с чем.

Четвёртая часть начинается с тех пор, как Изя и Андрей остаются вдвоём. (Немой не в счёт) Эта часть стала для меня самой интересной, полной и единственной в которой Андрей Воронин меня не раздражал. Возможно он просто такой человек, которому нужно окончательно сломаться, чтобы что-то понять? Его последние размышления и все эти эти упаднические настроения были мне близки как никогда.

В общем подведя итог могу сказать, что мне понравились начало и конец, а без середины я бы ничего не поняла, хоть она меня и не впечатлила. Как-то так.

Отдельно стоит обозначить, что начиная со своего выхода из тюрьмы Изя Кацман становится солнцем данного романа и слушать, точнее читать, его размышления очень здорово и приятно.

Раздражало, что абсолютно всех женских персонажей окрестили «шлюхами» и больше никаких особых черт им не дали.

Про «дело о падающих звёздах» я поняла, резко и внезапно, вскользь, но в принципе поняла, прикольно. А вот про то, что было у Изи в папке не догадалась и даже версий особых нет...

А ещё очень бросалось в глаза (по крайней мере мне) то, что основная функция Наставников была в поддакивании подопечному. А значит ли это, что самоубийце Дональду и революционеру Фрицу тоже кто-то поддакивал? Есть ли чётко сформулированная цель Эксперимента? Или вся суть в самом процессе наблюдения за этой уменьшенной копией человечества?

В общем мыслей в романе много, но полумыслей больше. Когда-нибудь, наверное, перечитаю, но очень не скоро.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как единое целое, это довольно невнятный сборник малосвязанных друг с другом притч об исполнении желаний.

Да, он несёт в себе полезные идеи и интересные сюжетные ходы.

Нет, кому как — а с меня достаточно абсурда. В т. ч. нужных исключительно для раздувания объёма вставок совершенно отвлечённых сюжетов.

Да, эта книга даёт предостаточно поводов подумать.

Нет, эта книга не нужна. Не входит в популярные циклы, не несёт чего-то нового.

Эксперимент удался — но практической пользы он, как оказалось, не несёт совсем. . .

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Град обреченный» АБС вызвал у меня противоречивые оценки. С одной стороны описанный мир , хоть и до боли напоминает цикл «Мир Реки» Фармера (написан ранее романа АБС), все же довольно самобытен и завораживает тайнами и загадками: некие инопланетяне выборочно перемешают отловленных в разных эпохах людей в астропоселение-полый тор циклопических размеров для проведения некоего эксперимента. Местом локации внутри тора служит некий Город, где и происходит вязкое и мутное действие романа. Цели и задачи эксперимента не понятны, не оглашаются самими инопланетянами (они периодически являются героям) и поэтому читателю остаётся только смотреть на моральные эволюции комсомольца-сталиниста, фашиста, еврея, шведки, китайца, американских «колхозников» и тп. Впрочем особых эволюций тут и не видно- демократия сменяется фашизмом, который снаряжает «экспедицию на край света», чему и посвящена последняя треть книги и которая заканчивается пшиком-никакие тайны не разгаданы, герои возвращаются в наш мир слегка пересмотрев свои идеалы. Ни о какой перековке и исправлении тут речи не идёт, все покрыто мраком тайны и мизантропией: все люди плохи и человечество безнадёжно. В качестве спасительной идеи предлагается строить храм культуры по месту прописки, делая человечество лучше. Понимание культуры у авторов весьма своеобразное — кому будет нужна культура страны, которая готова стереть всю биосферу в радиоактивный пепел? Такое хорошо читалось внутри ссср, но в нормальных странах 1 мира только бы покрутили пальцем у виска. Если нет вообще выхода, то что хотели сказать авторы? Что тоталитаризм плохо или это что-то присущее всем народам, а не конкретно русскому? Типа коммунисты ублюдки, но и весь мир не лучше? Мутные намёки романа трудно интерпретировать, да и не хочется. Создаётся впечатление, что смысл романа замазать грязью тоталитаризма все человечество, обосновав его глубинной сутью людей , желающих подчинять и подчиняться.

Странное и сюрреалистическое произведение с назойливым морализаторством, мизантропией и неоднозначными выводами. Концовка оборвана, сюжет колеблется от неправдоподобного до сюрреалистического. Есть про сиськи, что характерно для не предназначенных для печати в ссср книгах АБС. Роман глубинно и идейно связан со сценарием фильма «Туча»(романом «Гадкие Лебеди») — там-то все ещё мрачнее и спасение/переход в мир хиппи и розовых пони ждёт только детей… Все это для любого человека, прожившего неделю в Евросоюзе и посмотревшего на реальный запад просто смехотворный бред.

Читать я бы посоветовал только любителем локаций типа «Сталкера», тк тут есть годный квест по аномальным зонам. Остальным не рекомендую к прочтению главным образом из-за оборванного сюжета. Ставлю 3 балла — за фантазию выдуманного мира и квест в последней трети романа.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

« Град обречённый» — одно из поздних произведений братьев Стругацких. В нем мы можем наблюдать переживавшийся идеологический кризис, однако произведение хорошие, поражающее и по полету фантазии и вымысла, так и полное едких психологических и философских замечаний.

Начинается произведение с так называемого Эксперимента, в котором отобранные с Земли люди с разных геолокации и времён пребывают для жизни в одном граде ( граде, а не городе, что любопытно). Попутно может пронестись некая аналогия с миграцией. Для чего эти люди прибыли в град? Как их выбирали, и зачем впустили? Есть ли что особого в этих людях, ведь все они столь разные. Андрей профессор физики с пятидесятых, Гейгер бывший офицер под руководством Гиммлера, японец Кенси также вояка, кто-то из них из сороковых, а кто-то из семидесятых. Кто-то молод, а кому-то уже шестьдесят. Каковы были ограничения при принятий людей в град, и зачем они нужны? Что стало с теми, кто не мигрировал в Град, а остался на Земле?

Исходя из произведения, все герои прибыли в Град под какими -то наставниками добровольно. Кто такие наставники, также не уточняется. Все начинают работу мусорщиками. Только Андрей поднимается до советника президента, Гейгер же до президента благодаря великолепным лидерским навыкам, а Ван так и остаётся мусорщиком , при чем он хочет быть только мусорщиком, отказываясь от чего-либо другого под полное одобрение таких людей как Отто.

Сюжета необычны и вылетают порой стремглав в противоположность из предыдущих глав. Вот Андрей в первых главах все ещё убежденный коммунист, верящий, что в граде нужно просвещать и помогать широким массам. Вот нашествие чёрных павианов, с которыми никто не знает, что делать. А через несколько глав и павианов жестоко сжигают, и Андрей сдаёт Изю Гейгеру, а после и полноценно становится его доверенным лицом и личным советником, что немного неожиданно. В граде полный каламбур всего, эксперимент и заселение его произвёл таки шквал земных исторических видоизменений.

Вот Андрей пьёт чай с Ваном, дядей Юрей, Сельмой и Кэнси. А уже через несколько глав у него приём с прусской баронессой и английским аристократом, куда остальных и не позовёшь.

Град сыплет парадоксами.

В нем есть и старые обитатели, и рождённые и выросшие в том же граде. Миллионов население, страдающее от разных проблем… а новые жители все также пребывают в град. Зачем они и зачем они приехали в град? Проблема миграции в книге не объясняется.

Вот вроде и Гейгер улучшил жизнь в граде, навёл порядок, сытнее стали жить люди. И что тут случилось? Дени подорвал себя в качестве протеста. Для чего? И кто пожалеет здорового взрослого мужика, которого в общем-то тоже надо жалеть.

Интересна концепция Антигорода. Запоминается встреча и бред Андрея в Красном доме:

« Стратег всегда крутится в рамках своей стратегии. Великий стратег отказался от всяких рамок. Стратегия была для него лишь ничтожным элементом его игры, она была для него так же случайна, как для Андрея — какой-нибудь случайный, по прихоти сделанный ход. Великий стратег стал великим именно потому, что понял ( а может быть, знал от рождения): выигрывает вовсе не тот, кто умеет играть по всем правилам; выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, неизвестные противнику, а когда понадобится — отказаться и от них.

Кто сказал, что свои фигуры менее опасны, чем фигуры противника? Вздор, свои фигуры гораздо более опасны, чем фигуры противника. Кто сказал, что короля надо беречь и уводить из-под шаха? Вздор, нет таких королей, которых нельзя было бы при необходимости каким-нибудь конем или даже пешкой. Кто сказал, что пешка, прорвавшаяся на последнюю горизонталь , обязательно становится фигурой? Ерунда, иногда бывает гораздо полезнее оставить ее пешкой — пусть постоит на краю пропасти в назидание другим пешкам…».

Тошно. Запоминающийся отрывок. Таких в тексте много. Размышления Изи об элите :

« Вы полагаете себя технократами и элитой. Демократ у вас — слово ругательное. Всяк сверчок да познаёт приличествующий ему сверчок. Вы ужасно презираете широкую массу и ужасно гордитесь этим своим презрением. А на самом деле вы — настоящие, стопроцентные рабы этой массы! Все, что вы не делаете, вы делаете для массы. Все, над чем ломаете голову, все это нужно в первую очередь именно массе. Вы живете для массы. Если бы масса исчезла, вы потеряли бы смысл жизни… Вы никогда не поймёте людей, которые кончают с собой в знак протеста…». И Андрей : « Или ты действительно считаешь, что все это быдло можно поднять до элитарного уровня?».

А дальше, все нагнетающее, ибо « не было в этом городе ничего более обыкновенного, чем смерть». Мрачно рассуждает Андрей и дальше: « Что за дикая идея — убеждать памятники, что они никому не нужны? Это же все равно, что убеждать людей, что они никому не нужны… Оно, может быть, так и есть, да кто в это поверит?…».

Андрей проходит путь от убежденного идеалиста-коммуниста до процветающего советника президента бывшего фашиста, и до опустошенного практически анархиста. Опустошенного, потому что верить во что-то то нужно. И тот же Наставник — совесть, как аллегория.

В городе и антигороде происходит много событий. Во всей этой какафонии, в который каждый что-то кричит, проносятся и плакаты с просьбой беречь павианов, и их же поджег, вот помогли Вану, а в следующей главе убили Кэнси, и в хаотичном граде трудно разобрать, что такое хорошо, а что такое плохо. Град — кризисное критическое и мрачное произведение Стругацких.

Фантастика в нем идёт вкупе с какой-то мистикой. Непонятно, как вообще люди из разных эпох и стран оказались в граде. Этакий миграционный поток, где Наставник упоминает, что граду нужны определённые люди и не нужны другие. Но что общего между всеми этими людьми? Они разного возраста, разного пола, из разных стран и периодов истории. Почему они согласились на Эксперимент? А были ли те, кто передумал? И что стало с теми , кто не попал в град?

В книге никаких разъяснений не даётся. Концовка также вышла смятая, без пояснений, где град , где антиград , что стало с Сельмой, Изей, Гейгером, кто такие наставники… Андрей даже не задаёт себе подобных вопросов. Он потухший, потускневший — как после плохого сна. На том читателя и оставляют.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз читал этот роман где-то 15 лет назад, еще в институте. Сейчас решил перечитать его в надежде открыть для себя новые грани произведения с высоты набранного жизненного опыта и приобретенного, как я думал, художественного вкуса. Однако чуда не произошло. Как и в первый раз мне были интересны прежде всего сюжетные перипетии, а не философский подтекст, который я хоть и почувствовал, но, к сожалению, по большей части не понял и не оценил. Не думаю, что в этом виноваты авторы, скорее всего проблема в том, что читатель до романа просто не дорос. Хотя в этот раз меня очень поразило

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
превращение главного героя из мусорщика в советника президента и все обусловленные таким социальным скачком метаморфозы: внезапно появившейся любви к роскоши, изменам любимой женщине (какой-никакой), использованию служебного положения в личных целях и так далее.
Я очень живо представил себе, что будь я на месте главного героя, то с большой долей вероятности вел бы себя так же. А значит это не я хороший, а просто у меня еще не было шанса быть плохим, проявить свою гнилость. Теперь я гораздо лучше понимаю почему наши чиновники дорвавшись до власти думают прежде всего о своем благосостоянии и о том, как бы удержаться у кормушки, а не о народе.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, я и прочитал первый для себя роман классиков советской фантастики.

Отличная атмосфера и неплохой сюжет наглухо испорчены позднесоветскими псевдоинтеллигентскими размышлениями. Все эти стенания о схожести НКВД-Гестапо и СССР-Третьего Рейха, демагогия о страданиях интеллигентов среди «быдла-пролетариата» и их оторванности друг от друга, бессмысленности и абсурдности строя и прочее были тогда мейнстримом и не говорил о них только ленивый «творец». С трудом могу поверить, что даже тридцать лет назад это могло сойти за какую-то сатиру (разве что очень уж топорную и прямолинейную).

Философский подтекст? Ну, он есть. Просто ради самого себя. Только он предельно оторван от реальности и истории и царил, опять же, в основном в умах диссидентствующей интеллигенции. Повествование в то же время просто сквозит снобизмом — презрение к «быдлу», к серой массе, да и в целом к советскому строю-обществу, тут даже не прикрываются ничем толком. Я подобной прелести начитался ещё на истфаке по долгу учёбы, изучая перестроечные журналы вроде «Огонька».

Ну и вот всё это здорово портит удовольствие от книги. Герои любопытны и необычны, сюжет интригует, Эксперимент — тем более. Особое почтение — ко второй части романа, когда начинается экспедиция. Но без здоровенного идейного ковша с дёгтем всё же не обошлось. Это не является недостатком само по себе, в конце концов, странно запрещать писателю собственное видение мира, но и читатель имеет полное право на своё неприятие.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда решил прочесть любимую книгу в третий раз и боишься, а останется ли она столь же любимой...

Андрей из СССР 1951 года, работает мусорщиком. Ну или прибывает в роли мусорщика, если так угодно выразиться, ведь город, в котором они живут — это эксперимент. Как многие считают аллюзия на советский эксперимент с созданием нового государства, который в 1991 с треском провалился...

Только в Советском Союзе не было такого многообразия народов — тут от американцев и гаитянцев до русских и евреев. Мы узнаём о том, что полицейские лишены оружия, а город атакован некими обезьянами. Курирует эксперимент некие Наставники и все люди говорят как будто бы на одном языке. Как это происходит и кто такие Наставники? Это всё остаётся тайной для нас.

Но вот вечерние посиделки тут точно советские, с дефицитной закуской и не менее дефицитным алкоголем. И этой ламповой атмосферой! А Юрий Давидов — дядя Юра, на волнах недавно прочитанных Приваловских миллионах Мамина-Сибиряка — внезапно обретает черты золотопромышленника Бахарева старшего. Такой добрый, щедрый, но дельный и хитрый мужик.

А дальше что? Круг неизвестности закручивается — таинственное здание, продолжительность Эксперимента, границы города и его пределы... Всё это вкупе с идеологией Эксперимента, которая некому до конца неясна, но Андрей кажется ей соответствует со своим комсомольским задором. В их дружбе с Фридрихом как будто какая-то рефлексия по отношению к немцам и их истории.

А ещё вторая арка книге, та самая посвящённая расследованиям — почему-то напоминает мне атмосферу Токио из 1 сезона Темнее чёрного. Вот ничего не могу с собой поделать. И в тоже время они отсылают к каким-то детским страшилкам, вроде гроба на семи колёсиках. И этот синтез — просто нереально крут! Я точно снова очарован этой книгой, хотя шарм первой арки весьма специфический.

А дальше — больше. Тут и философия мироустройства и поиск идеальной политической модели. И наконец, поиск себя во всём этом. Ценности и цели, верное и неправильное, настоящее и искусственное...

Но в итоге матрица перезагрузится рано или поздно, а мир будто бы никуда не денется.

И оглянувшись назад — хочется поверить в это. Ведь в минуты плохого — всегда можно сказать — так будет не всегда. И так, как сейчас — тоже будет не всегда.

Это книга между прошлым и будущим, она о безвременьи, в котором мы сами последние годы, как будто оказались.

Это книга о российской интеллигенции, которая ищет свой путь, неумолимо стыдиться народа, а потом стыдиться за то, что от этого самого народа отделила себя. О народе, который не знает, что хочет, но точно знает, что надо это самое ему именно сейчас. О власть предержащих, что эту власть держат совершенно по-разному, но каждого она неуклонно пленит своими благами...

И о преданности, которая отказывается возможна при отсутствии верности. О дружбе, при отсутствии понимания. О лёгкой и тяжёлой жизни.

Помните — Эксперимент никогда не закончится...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такие высокие рейтинги, но мне не понравилось. Сама идея принудительной смены профессии отличная. И начало книги бодрое, если не считать обезьян. Их как я понял чисто для юмора добавили, но мне такой юмор не нравится. Вообще у Стругацких специфичный юмор. Далее будет застолье в квартире — это вообще шикарная сцена, но потом, после первой смены профессии, весь интерес падает. Главный герой начинает вести себя неестественно. Слишком сильно вживается в роль, будто у него провалы в памяти. Ну так не бывает. Можно было бы переключиться на других персонажей, показать как они видели те же события. Вместо этого, придумывают экспедицию, скучную и совершенно ненужную. Из идеи книги можно было извлечь гораздо больше.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первая книга Стругацких, которую я прочитал. Большого впечатления на меня, как на многих комментаторов, она на меня не произвела, однако у нее есть один большой плюс — наличие простора для полета фантазий, гипотез и предположений о том, что же хотели сказать авторы. Я считаю, что город, описываемый в книге это такое видение СССР. В городе собраны люди из самых разных стран (как я понял добровольно) с самыми разными взглядами и убеждениями. Там есть сцена, где за столом собрались бывшие нацисткие военнослужащие, бывший солдат Красной армии, прошедшие войну, еврей, главный герой, в детстве переживший блокаду Ленинграда, шведская проститутка, бывший японский солдат императорской армии. В состав СССР входили с одной стороны прибалтийские республики, считающие себя частью Запада, и с другой стороны республики Средней Азии, считающие себя частью исламского мира; Армения и Азербайджан с разными взглядами на Карабах и т. п.

В книге много раз повторяется фраза:«эксперимент есть эксперимент», о цели эксперимента не говорится ничего. Многие в конце 80-х, 90-х называли построение коммунизма в отдельно взятой стране экспериментом над населением этой страны.

Смена работы раз в несколько месяцев каждым гражданином города это фантазия, выросшая из фразы, приписываемой Ленину: «Каждая кухарка способна управлять государством». Не случайно главный герой проходит профессиональный путь от мусорщика до советника президента (конечно это не так прямолинейно, как от кухарки до президента).

Город тысячи статуй — это прошлое, где имелись авторитеты, таланты и гении. В самом же Граде, как говорится в книге, нет выдающихся писателей, художников, композиторов, киношников. Красной нитью проходит мысль о том, что они не могут появится в такой системе, где людям не дают проявить свои таланты и закрепить за собой на длительное время профессию, какой-либо вид деятельности (хотя в СССР было много талантливых и писателей и киношников и художников).

Роман был написан в 1972 году, опубликован только в 1989 (в подходящий исторический момент, когда многим стало понятно, что СССР «обречен» и долго не протянет, и возможно, имел другое название до публикации. Такая претензия на роман-пророчество).

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые отзывы действительно ужасают. Почему-то считается, что фантастика жанр лёгкий и развлекательный. В связи с этим люди не имеющие ни жизненного опыта, образования или даже упорства, достаточного для прочтения произведения до конца, имеют основание полагать, что могут его оценивать… демократия интернет, черт побери. Ну и я тогда туда же.

Для меня Стругацикие — великие гуманисты, философы и классики отечественной литературы не писавшие (в зрелом возрасте) слабых вещей вообще. А этот роман один из самых мощных. Оценивать его также нелепо, как рассуждать о достоинствах и недостатках «Идиота» или «Войны и Мира».

Спойлер тут, как в большинстве случаев у них, следующий (в моём понимании): в мудреную обертку из фантастического антуража и событий, часто маскируя под «чернуху», нудный полубред или экшн-боевик вложить сильную философскую идею, прятать этот замысел до конца, и на последних страницах (или даже словах) вывалить её на читателя, чтобы стул под ним качнулся от осознания им, ЧТО он только что прочитал. Что интересно, понимание у каждого своё в деталях, но есть оно всегда.

Конкретно «Град обреченный»: случайным образом ты сегодня мусорщик, завтра президент, послезавтра пропагандист. Но это Ад в любой ипостаси твоей. Вот они, твои круги, и нигде нет успокоения и прощения. Может быть это реверанс Данте, может быть попытка к бегству из Ада. А может быть история страны, которая ходит по этим граблям. Мы с вами. Прямо сейчас и вчера и завтра.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, не могу читать Стругацких...Осилила когда-то только Малыша, да и то помню плохо...

Для меня они пишут о будущем, которого уже не случилось.

Много непонятного из жизни до 90х, наверное, еще мой возраст не совпал и поэтому не заходит, оценку ставить не буду, потому что бросила очень быстро

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх