FantLab ru

Пол Андерсон «Еутопия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.09
Голосов:
174
Моя оценка:
-

подробнее

Еутопия

Eutopia

Другие названия: Эутопия; Утопия

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В иной истории и другом мире эллины изобрели парахронион, машину, позволяющую посещать и изучать другие реальности. Путешественник Язон нарушил табу первостепенного значения в альтернативной истории, в одном из государств материка Вестфалия, и пытается оттуда выбраться, мечтая о возвращении в родную Еутопию...

© Lucy

Входит в:

— антологию «Опасные видения», 1967 г.

— антологию «Фата-Моргана 6», 1993 г.

— сборник «The Dark Between the Stars», 1981 г.

— сборник «Past Times», 1984 г.

— журнал «Солярис» 1992'1», 1992 г.

— антологию «The Best Alternate History Stories of the 20th Century», 2001 г.

— журнал «ZERO 1991'01», 1991 г.

— антологию «Rakietowe szlaki», 1978 г.


Похожие произведения:

 

 


Короли на заклание
1992 г.
Короли на заклание
1992 г.
Фата — Моргана 6
1993 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1993 г.
Царица ветров и тьмы
1993 г.

Периодика:

ZERO 1991'01
1991 г.
Солярис, 1/1992
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Опасные видения
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Dangerous Visions
1967 г.
(английский)
Rakietowe szlaki. Tom 2
1978 г.
(польский)
The Best Alternate History Stories of the 20th Century
2001 г.
(английский)
Niebezpieczne wizje
2002 г.
(польский)
Dangerous Visions
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2015 г.

Табу играют огромную роль в жизни человеческих сообществ. Причем в каждом сообществе они свои, не всегда предсказуемые. Путешественникам по параллельным мирам необходимо учитывать данное обстоятельство и изучать традиции посещаемых миров, но делается это не всегда и тоже по причинам неожиданным. Главный герой рассказа Ясон едва не поплатился жизнью за нарушение табу в ином мире — стране Вестфалии. Поначалу кажется, что случившееся с ним — результат разгильдяйства, плохой подготовки экспедиции. Но все оказывается гораздо глубже.

Ясона сознательно не проинструктировали о существующих в Вестфалии запретах. Служба контроля перемещений по иным мирам из родной герою Еутопии проводит сравнительное исследование чужих миров и своего. Один из методов — наблюдение за соотечественниками в чужих мирах с иной культурой. По результатам делается вывод о ценности традиций, которые придают жизни цель, перспективы, осмысленность. Якобы в Вестфалии все эти ценности сохранены, а в Еутопии утрачены.

Вывод интересный, но согласиться или возразить автору не получается. В рассказе просто нет материала для этого. Подробно показывая бегство Ясона из Вестфалии, где он нарушил некий запрет и может быть наказан, Андерсон оставляет за кадром обе сравниваемые страны. Мы не видим ни Вестфалии, ни Еутопии. Лишь ближе к финалу дается прямое объяснение, что в Еутопии достигнута полная свобода с одним-единственным запретом: не причинять вреда другому человеку. В Вестфалии же действует ряд запретов в области межличностных связей, в том числе на гомосексуальные связи. Каким образом из этого следует заключение об одухотворяющей силе традиций, я не поняла.

Я бы сделала иной вывод из этого рассказа. Каждое общество развивается своим путем и проходит разные этапы в своем развитии. Если человек вторгается в чужое общество, ему следует бережно относиться к традициям и культуре иной страны, куда он прибыл в качестве гостя. Путешественник по иным мирам не должен вести себя, как слон в посудной лавке. И это полностью укладывается в единственный запрет Еутопии: не причинять вреда. Ясон и его руководство проявили некомпетентность и отступление от главного этического принципа своей культуры. В результате вред был причинен и Ясону, пусть моральный, и тому мальчику, который стал предметом его увлечения в Вестфалии, и семье этого мальчика, а, возможно, и гораздо большему числу людей, если Вестфалия решила наказать сопредельную державу за укрывательство Ясона.

Еутопия теряет осмысленность своего существования не потому, что ее народ утратил древние традиции, а потому, что он не считает нужным соблюдать свое собственное этическое табу за пределами своего государства. Двойной стандарт. Именно это делает не самую плохую традицию формальной, а жизнь социума — лишенной целей, то есть уходящей в стагнацию. Ценны лишь те традиции, в которые люди вкладывают понимание и смысл. А такие традиции уже не являются запретами, они скорее приближают человека к свободе. Еутопия на каком-то этапе достигла максимально возможного уровня свободы, открытие доступа в чужие миры требует переосмысления еутопийских этических концепций, ведь появился новый вид социальных отношений, их нужно учесть в своем развитии. А цели, смыслы и т.д. есть в каждом обществе, и в Вестфалии, и в Еутопии, только сильно разные. И одна из целей более развитой Еутопии как раз и должна заключаться в том, чтобы эту разность миров учесть, принять и не вредить. Так мне кажется.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2009 г.

Не очень удачный рассказ, по моему мнению, немного скомканный и не вызывает ни размышлений, ни эмоций. Не согласна с предыдущими комментаторами, что автор как-то обличает Еутопию за ее сексуальные свободы: это было бы равноценно разоблачению сексуальной жизни древних греков, например, что, согласитесь, крайне глупо. Он скорее раздумывает над тем, так ли опасны и не нужны культуре табу. И даже шире: над тем, что любая культура по определению имеет элемент подавления, просто подавляются разные вещи. Собственно, скорее всего, это намек на то, чтобы западный либерализм не сильно мнил себя венцом свободы и помнил, что, разрешая одно, мы обязательно запрещаем другое, то есть полная свобода в рамках культуры как таковая невозможна. Сама эта точка зрения, хоть и не лишена разумного зерна, но все же может быть достойно оспорена, однако не это главный недостаток рассказа: в конце концов, то, что идеи автора кому-то кажутся спорными, само по себе не преуменьшает художественной ценности. Вопрос как раз в том, что ценности этой маловато. Заключительный монолог о том, какие живые и настоящие эти варвары Вестфалии, никак не подкреплен текстом, Вестфалия проскочила у нас перед глазами нераскрытой, мы все время взирали на нее сквозь внутренние рефлексии Язона и реального противопоставления Вестфалии и Еутопии не получили. Словом, я не вижу большой разницы между тем, что было у нас на входе, и тем, что было получено нами на выходе, поэтому не совсем понимаю, с какой целью этот рассказ писался.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2010 г.

В этой повести удивляет противоречие блестяще выстроенного сюжета, — с некой напряжённой интригой в предлагаемых альтернативных обстоятельствах, — с неожиданным финалом. Сюжет — традиционный: бегство от опасности. Известно, что беглец — из особой альтернативной реальности эллинской гегемонии (ну прямо как у А. Тойнби, — его «Если бы Александр не умер тогда...» опубликован практически одновременно).

Впрочем, маститого фантаста интересуют н.-ф. достижения придуманного им мира, где построена машина межреальностных странствий. А тут, где находится беглец, — варварская отсталая действительность, с грубыми и суровыми нравами. Ну что с них возьмёшь? Автор заставляет читателя проникнуться сочувствием к беглецу, — тем более шокирует и разочаровывает концовка. Стоило ли ради э т а к о г о финала и огород городить?

Думается, автор сознательно выстроил сюжет с грубым обманом читательских ожиданий. И не прогадал. Недаром повесть вошла в антологию лучшего из альтернативной истории. Но «Эутопия» у Пола Андерсона звучит здесь иронично, — ведь изощрённая техника странствий сочетается с не менее изощрёнными привычками...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2008 г.

Один из первых рассказов, из которых мне удалось узнать о параллельных реальностях. И хотя автор, похоже, пытался представить порядки Еутопии аморальными, а Язона — грубым извращенцем, способным посягнуть на... хм... честь царской семьи, эффект вышел почти обратным. Столкновение различных понятий о морали показывает, что жители альтернативного мира — люди двойных стандартов, жизнь которых определяется строгими правилами, регламентирующими даже сферу личных отношений. Еутопия, где в чужую личную жизнь никто не сует носа, для меня намного привлекательнее. Впрочем, это все же не основание для того, чтобы терять бдительность в чужом мире и навлекать позор на других.

Ну а главное — очень интересный взгляд на шансы развития для трех миров в конце рассказа. Да, на одних традициях далеко не уедешь.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2012 г.

Да что там параллельные миры: другие цивилизации, в том числе цивилизации Древнего мира (например — античная Греция, из которой вырос мир Еутопии) — это и есть самые настоящие альтернативные миры. Рассказ, пожалуй, скомкан, но я не согласна с рецензентами, которые говорят о чужеродности финала: для меня этот финал — однол из доказательств того, что древие цивилизации и впрямь были «другие..»

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2005 г.

Не верю, чтобы у людей, достигших такого уровня развития, мораль в вопросах секса не изменилась со времён Апулея.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2018 г.

Автор написал сюжет путешествия по времени и по параллельным мирам с целью поиска лучшего из миров. Лозунг в финале — «Да здравствует свобода без идеологии!»- говорит о замысле автора. Миры, где всевозможные табу, живут и процветают, но человеку эти ограничения поперек горла. Вот такая философия — спорная даже для автора.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2017 г.

Рассказ...Скорее попытка вывести некие взаимосвязи развития социальных структур с векторными историческими отклонениями, что и даёт почву для создания альтернатив. Автор даёт больший упор на биологию, а проще говоря, на моральные табу разного рода связанные с сексом, и дескать их взаимосвязь и влияние на дольнейший ход развития человечества в определённом направлении.Ну чтож, вполне допустимо и возможно. Правда весь этот компот из античности и технократизма смотрится не диковато, а скорее весьма не естественно, словно обувь на несколько размеров меньше. Хотя... на то она и фантастика, чтоб пытаться соединить не соединяемое.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2013 г.

Эта история мне не понравилась. Ни стилистически, ни сюжетно. Через пару дней уже не помнится, о чем она была... ИМХО, безусловно.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2010 г.

Вопросы морали и вопросы половых отношений всегда зависели от времени исторического развития цивилизации. К сожалению, автор полностью скомкал рассказ, остановившись на процессе побега, чтобы просто высветить необычную концовку — обычный литературный приём. Ради неё и был задуман весь рассказ.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2005 г.

Просвещённые Европы семимильными шагами движутся в том же направлении, вот уже и жениться (или какой тут глагол поставить? ;) им разрешили кое-где, а вроде как уровень развития растёт :) А если говорить про обитателей Вестфалии, то у них, на мой взгляд, мораль совершенно правильная :)

Повесть сама по себе неплоха, плюс приятно, что параллельный мир описан в меру схематично, благодаря чему не бросаются в глаза обычные для этого поджанра нестыковки, а также то, что ГГ не является выходцем из нашего мира.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 апреля 2007 г.

Классный рассказ. В современном западном обществе гей-лобби врядли допустило бы его появление:dont:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх