fantlab ru

Цезарий Збешховский «Всесожжение»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.84
Оценок:
283
Моя оценка:
-

подробнее

Всесожжение

Holocaust F

Роман, год; цикл «Рамма»

Аннотация:

Концы света в фантастике имеют живописную традицию. Но что, когда распадаются не только миры, но и смыслы, сообщества, метафизические системы и онтологии?

«Холокост Ф» Цезария Збежховского – амбициозная «hard sf» в современном стиле, выписывающая образ неумолимого будущего, рассказывающая о войне, в которой военные действия сами по себе – произведения искусства. Что в бесконечности космоса открыл туннелевый корабль «Heart of Darkness», который – запутавшись в пространстве и времени – в очередной раз приближается к земной орбите? Что такое плазмат, покинувший Землю – и что такое френы, которые на нем остались? Кто сражается с Саранчой, модифицированными «вампирами» или с изменяющим вероятности «мороженным»? Стоит ли спасать мир, если из того ушло все, за что стоит сражаться?

«Холокост Ф» — динамическая смесь энергии Стросса, размаха Стивенсона, пессимизма Уоттса и щепотки-другой безумия Дика. Такие книги случаются невероятно редко, но когда уж появляются, то неизменно оказываются в центре читательского внимания.

© Перевод аннотации ergostasio

Входит в:

— цикл «Рамма»

— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2013 // Прожектор

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2014 // Главный приз

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Польский роман года

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2013 // Роман

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Книга года. 3-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Авторский сборник года (и примыкающие рассказы)

Похожие произведения:

 

 


Всесожжение
2019 г.

Аудиокниги:

Всесожжение
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Holocaust F
2013 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014
2014 г.
(польский)
Голокост F
2018 г.
(украинский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Влюбилась во «Всесожжение» Збешховского, но больше в его стиль, чем в сам роман. Зубодробительный прогресс с бесконечной войной, воскрешениями, пересадками тел и ИИ соединяется с авторской страстью, которая все оживляет. Збешховский, как и Дукай, не слишком озабочен читательским удобством, но в отличие от Дукая он эмоционально напряженный. Текст гудит, словно осиный рой. Герой-колыбельщик, проживший сотни лет за счет перезалива сознания в новые тела, люто ненавидит Синергию, P2P сеть обмена воспоминаниями, которая после запущенного вируса заразила людей сумасшествием, слила их в новое страшное племя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герой — потомственный олигарх, однако защищенный Замок его не спасает. Сражаясь против «саранчи», он столько раз изменится, закончив отрезанной головой в животе у суперробота-убийцы, что очень жестко растеряет большую часть иллюзий по поводу себя и своей семьи, но сохранит какую-то яростную тоску.
Главная проблема мира — это потеря бога, и это неожиданно.

Да, серьезно. Збешховский взял и сделал бога частью мира, частью его материи, она называется «плазмат». Хорошие дела увеличивают количество плазмата, однако описанный мир был покинут богом, отправившимся искать другую планету, лучшие люди умерли, поэтому все происходящее на Земле — просто предсмертные конвульсии, в которых переформатированное технологиями человечество массово убивает друг друга с помощью поистине изощренных способов. У них нет души, в них нет смысла. Это Апокалипсис. Отдельная удача сборника — рассказы, которые проясняют детали мира, в романе прошедшие через мясорубку. Они очень хороши. Красивая, неистовая штука. Я в восторге, спасибо Кудрявцеву за издание таких вещей.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом произведении описывается общество, балансирующее на краю пропасти, ведь количество изменений дошло до критической массы и весьма вероятен конец не только мира, существовавшего тысячелетия, но исчезают привычные нам общества, нивелируется смысл, размывается память... И чем дальше, тем призрачнее стает грань между человеком из плоти и крови и сознанием, живущем в виртуальном пространстве. Или, возможно, этот виртуальный мир и есть единственным убежищем человечества? Ведь на планете, охваченной эпидемией воинственной Саранчи и модифицированными вампирами, не осталось ничего, за что стоит бороться.

Будущее неотвратимо. Оно приближается к нам со скоростью космического корабля «Сердце тьмы», странным образом опять возвратившегося на орбиту Земли. Вот только что принес этот корабль и будет ли кому встретить его?

Этот небольшой роман — лучшее, что я прочитал за продолжительное время и потому, не колеблясь, ставлю высший балл.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего непонятно, но очень интересно!

На самом деле аннотация разъясняет многие вопросы, но знакомая Дукаевская недосказанность радует меня. Как будто бы Дукай и Уоттс соединились в роевой разум и явили миру какую-то иную личность, носящую черты обоих, но и обладающую другими, рождёнными в этой квинтэссенции.

Плазматы — души, которые есть не у каждого, но те, кто их имеют внезапно, могут умереть, освободив сосуд, тут же андроиды, вампиры, конец света религиозный орден, предсказавший весь этот бардак...

Я начал с рассказов, чтоб проследить развитие мысли автора и влиться в мир постепенно, однако получил скорее не целостную картинку, а пазл, с кучей пустот, которые очень хочется заполнить. И я надеюсь, что роман сделает это, хотя предвижу, что закрыв одни вопросы — он оставит множество других...

Плейбой, филантроп, мультимиллиардер... правда, вроде бы не изобретатель, но владелец транснациональной корпорации Элиас Электрик — Францишек Элиас III. Принадлежит к неким колыбельщикам, людям, живущим более сотни лет, переносящий свой разум от тела к телу. Всё это напомнило Видоизменённый углерод, особенно момент, когда они отчистили поражённое нейровирусом тело от остатков сознания, чтобы забрать с собой и использовать позже.

Нам рассказывают о Синергии, нейронном интернете, к которому люди подключаются через разъёмы в головах. Они могут обмениваться мыслями и чувствами через S-файлы, но большинство подключённых были поражены нейровирусами, а другие постепенно сходят с ума в процессе постоянных входов в систему.

Отсылка к моему любимому Льду Дукая легко считывается в термическом оружии, френических бомбах, особенно бросается в глаза то, что принцип их функционирования не понятен, а в зонах заморозки по-другому работают законы вероятности. И так же, как и мир Льда — этот мир одновременно и притягателен и страшен.

А ещё, кажется, что автор любитель Призрака в доспехах, он задаёт очень похожие вопросы — что есть человек, если у него уже нечеловеческий мозг? И человек ли? Или может быть человечность не в белковых мозгах, а где-то глубже? А если нет плазмата-души, то человек ли это? Хотя ведь и у белковых людей он есть не у всех, может дело ни в душе?

Люди, ставшие скорее машинами и машины, ставшие больше людьми. Всё пересекается и смешивается в нереальной карусели событий.

Не до конца ясна природа алхимиков и горо, эдаких магов данного мира, даже скорее полуангелов-полудемонов, владеющих мистическими знаниями и умениями, да и вампиры не до конца раскрыты, ведь не совсем понятно откуда их ментальная сила, техническая или мистическая у неё природа?

Интересно подан вопрос телесности не таких людей и даже нечеловеческих существ. Инвалид, которого мы, кстати, до этого встречали в одном из рассказов и настоящая искусственно выращенная зверь-воительница. Автор пытается прямо погрузить нас в них, не духовно, а физически — это весьма любопытный опыт.

Пустыня в этой книге, напомнила мне пустыню из Иных песен, такое же искажение реальности. А ещё Бог, который будет построен и воплощён или уже был воплощён в будущем, тут я вспомнил историю Гипериона.

А уж финал этого романа получился настолько двояким, что ты до конца не понимаешь — а как же всё закончилось. Но почему-то вспоминаешь фразу, что «Там, где появляется яркий хэ...

Не буду спойлерить вам моё видение, но тот кто читал — то сразу поймёт.

Знаете, это пожалуй один из крутейших романов,  прочитанных за этот год — невероятная смесь глубокой философии с крутым боевиком, советую всем!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман воспринимается как наркотический трип Ийона Тихого из <<Футурологического конгресса>> описанный Филиппом Диком в соавторстве с Маркионом Синопским. На протяжении чтения не покидает ощущение, что роман закончится пробуждением в мир, но самым неожиданным образом все происходящее оказывается происходящим на <<самом деле>>.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка данному произведению – 9 баллов.

Пару слов по сюжету – недалекое будущее, мир очень похож на современный с гиперутрированными проблемами. Полный жанровый набор: избранные достигли бессмертия, всемогущие ТНК, ИИ управляют всем, роботизированные\зомбированные армии, развитие технологий привело к сингулярности, настоящее, прошлое и будущее потеряло смысл, религия и Бог материализовались, реальность стала заложником виртуальности и грани между ними стерлись, человечество изменилось. Незаметно наступил конец света, апокалипсис заявил свои права на мир, а мир не очень это и заметил, так как был занят своим медленным самоуничтожением.

Мир «Раммы» описан в размытых красках, отрывочен, хаотичен, темен и непригляден. Условно можно сказать, что действие разворачивается в мега-агломерации в Европе, а финал происходит на Ближнем Востоке – месте решающей битвы добра со злом. Ничего не напоминает?

Главный персонаж романа – один из бессмертных, глава мегакорпорации, мир которого разрушается на его глазах, как и его личность, когда одна за другой тайны из его долгой жизни начинают всплывать на поверхность, апофеозом чего является осознание того, а человек ли он сам, и насколько в таком мире вообще применимы категории человечности, когда все грани стерты и фальшивы. Что уж говорить о других, второстепенных героях, которые наделены характерами-функциями и в меру этого дополняют текст собой более никак не запоминаясь.

Существенная часть романа посвящена философским размышлениям главного героя, чьими мыслями автор задает вопросы читателям и дает на них свои ответы-предостережения. Ну и конечно, удачно, на мой взгляд, подобран термин для перевода названия. В точку.

Можно отметить боевые действия. Автор не скупится на описание мясорубок, в которые превращаются любые столкновения противников. Неприглядная картина самоуничтожения цивилизации с обилием крови, мяса, железа и самой разной номенклатуры средств взаимного истребления в т.ч. с использованием экстремальных «вооружений, основанных на новых физических принципах», разрушающих само понятие реальности и последовательности.

Роман хорош, умерен по объему, читается легко и быстро увлекает. Как таковой интриги в тексте нет, т.к. все разворачивается хаотично, цель одной главы не имеет никакого дальнейшего значения в другой и просто не ясно, что же ожидать за поворотом, но тем не менее этим же роман и подкупает, непредсказуемость захватывает и хочется читать дальше, познать окончание (которое, как это нынче модно, неожиданно и непредсказуемо) и по размышлять. Рекомендую к ознакомлению и осмыслению.

Для тех, кто будет знакомиться с «Всесожжением» в варианте от АСТ советую начать сначала с рассказов, которые идут в этом сборнике после романа, но хронологически они находятся до. В них раскрываются некоторые подробности вселенной «Раммы», в т.ч. и нескольких ключевых эпизодов, важных для главной сюжетной линии в романе. Прочитав сначала эти рассказы, вам станет несколько понятнее хаотичная картина этой вселенной.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласно Библии и различным последующим трактовкам теологов, жертвенник всесожжения даёт каждому возможность искать примирения с Богом. «Всесожжение» Збешховского ставит этот вопрос с другой стороны: а Богу-то оно надо? Может, Ему давно пора на выход с этой планеты? И что делать человечеству, которому не с кем будет примиряться?

Ответ достаточно очевиден: человечеству воевать. Как всегда: с самим собой, с внешними врагами, предателями, иллюзиями и безнадёжностью.

Концепт мира и концепт Бога, который предлагает читателям Збешховский, по запутанности и многогранности напомнил мне произведения Райаниеми, по умению исказить реальность и вывернуть её наизнанку — Нуна. «Всесожжение» объясняет происхождение вселенной и «божественную искру» физикой и биологией, и эта мысль повторяется многократно, протягиваясь через все рассказы и роман: сначала монахи объясняют природу Святого Духа, как они её представляют, а дальше всё человечество понимает, что монахи, возможно, были правы.

Только поздно.

«Всесожжение» — не ницшеанство с достаточно простой истиной мёртвого бога, из-за чьей смерти всё дозволено, у Збешховского всё несколько сложнее. Бог не умер, Бог бежал прочь от человечества, забрав с собой души тех, у кого они вообще были. Не было ни Второго Пришествия, ни Апокалипсиса, не было ничего, и никто не заметил, что мир рухнул. Потому что мир рушился очень долго.

Но «небытие определяется бытием», как неоднократно повторяется в разных выражениях, и на место того, старого, настоящего, упорядоченного мира, приходит что-то новое. Саранча — ещё одна жирная отсылка к библейским текстам, — которая управляется кем-то извне.

Когда уходит один Бог, приходит другой.

Бог, который начинает менять реальность под себя, и делать существование человечества всё менее и менее вероятным, потому что в этих новых физических законах, которые действуют в старом мире по новым правилам на протяжении всего времени — ведь времени для него тоже нет, — человечества никогда бы и не возникло.

Всё происходящее в сюжете — это не временная петля, скорее, множество реальностей, которые перепутываются друг с другом, художественная интерпретация единой теории всего. И в финале, честно говоря, мне так и не стало ясно, стал ли перестроившийся мир правильным.

И как вообще должна выглядеть эта правильность.

Местами «Всесожжение» казалось мне перенасыщенным (забавно, что у меня вообще от многой польской фантастики остаётся такое ощущение — вот, например, Гжендович или Дукай, которых недавно читала, как будто у них всех идей больше, чем времени), здесь очень много тем, очень много событий, очень много подробностей и персонажей, которые массово умирают и воскресают в разных формах, от физических до сильно постфизических. Всё это замешано в дикий коктейль сюрреализма, киберфантастики, квантовых скачков, вопросов о природе человечности и теологии на сдачу.

Замечу, что многие вещи к тому же остались до конца не проработанными, не объяснёнными, особенно меня так и мучает история горо. Насколько я понимаю, это вариант святых, но как, зачем и почему они разделились на фракции, каким образом и для чего умудрились продавить запуск «Heart of Darkness», засунув в экипаж нужного человека, что такое, блин, Новый Вавилон... Вопросов, в общем, хватает.

Может, на русский не перевели часть цикла, а может, такова и была задумка, не знаю. Перевод добротный, да. У меня полноценный вариант с рейтингом 18+ и обсценной лексикой, считаю её абсолютно уместной в данном случае, неприязни не вызывало, избыточного использования не обнаружено, а происходящее с точки зрения Францишека вообще вряд ли можно охарактеризовать исключительно литературно.

Понравилось ли мне? Да, безусловно, несмотря на некоторую сумбурность повествования. Оно здесь в целом очень стремительное, с огромным количеством динамических сцен.

У Збешховского весьма... Самобытный взгляд на проблематику человечности в его стремительно прогрессирующем развитии. Много раз повторяется сентенция, что главная ценность — больше не деньги, а информация, за неё можно продать и купить другую информацию, и эта же информация стала наркотиком, средством манипуляции и смыслом жизни. Будущее человечество теряет индивидуальность вместе с душой и растворяется в бесконечных потоках синтетических нулей и единиц.

Неприятное такое предсказание. Хуже всего в нём то, что оно выглядит подозрительно правдивым.

Книга странная и довольно, ИМХО, сложная, уже два дня пытаюсь понять, что же я прочитала, и как-то уложить это в голове. Но именно это мне и понравилось: книга, к которой возвращаешься размышлениями, однозначно стоит того, чтобы её прочитали. Роман, возможно, перечитаю спустя время.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман. Люблю я такие. Роман с одной стороны, с достаточно непростым для понимания стилем и немного непоследовательным, путанным сюжетом, с другой стороны, он все не перегружен этой запутанностью. (Как скажем в Квантовом воре). Мне было комфортно. Наверное нет смысла раздавать похвалы автору направо и налево с детальным разбором достоинств и недостатков романа. До меня это уже сделали. Скажу лишь две вещи. Первое. Касательно финала. Тут пожалуй кроется недостаток романа. Не сказать что он выбивается из общих рамок произведения, но все же хотелось бы чуточку больше осмысленности. И второе. Касательно акцентов в романе. С середины романа акценты немного смещаются от простого боевика к чему-то более серьезному. И это спасает роман. Делает его на порядок лучше и интереснее. 9/10

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю, что у книги незаслуженно низкая оценка. Да, сюжет рваный, и читается со скрипом. Но мир, который изобразил автор, это реально нечто новое. Тысячи одинаковых книг сегодня пишут фантасты, везде пытается угодить разным премиям, а тут видно, что человек писал то, вот что верил. В общем, самая интересная, изощрённая и жуткая картина Апокалипсиса от автора современной польской фантастики. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир Раммы — очень альтернативное далекое будущее Земли. А «Всесожжение» — его кровавый и красочный Апокалипсис. С первых же глав образуется причудливая мультижанровая смесь, как в сюрреалистической головоломке. Военный слой обнажает жестокую истину — человеческая цивилизация находится на грани коллапса. Вездесущие террористы Саранчи планомерно наносят удары по инфраструктуре, по фермам и мегаполисам. Армия и службы безопасности вынуждены применять любые средства, вплоть до боевых андроидов и сверхсовременного оружия массового поражения на основе френов. Сражения идут с переменным успехом, поглощая все больше ресурсов и территорий.

Психологический слой искажает, расщепляет и размывает обзор, преломляя тот хаос, что охватил и планету, и сознание героя. И дело не в том, что Францишек Элиас является колыбельщиком, чей мозг изолирован в металлической скорлупе и снабжен специальной системой защиты. И даже не в синдроме Туретта, который ему неуверенно диагностировали врачи. Чудовищная война подталкивает цивилизацию и саму реальность к пропасти. И надо быть безумцем, чтобы сохранить рассудок посреди конца света. Социальный — обличает пропасть между стратами, раскол в обществе, эпидемию отчаяния и любопытства, которая и толкнула людей в обманчиво ласковые объятия Синергии, информационной среды, позволявшей обмениваться не просто файлами, но заархивированными переживаниями и ощущениями, своего рода крошечными слепками личности. Синергии, виртуального Вавилона, который позже в одночасье принес гибель миллиардам, превратившись в инкубатор для психических троянов и, вероятно, породив Саранчу.

Научный слой разворачивает многогранную картину исследований человеческого разума, его корректировки и переноса в виртуальную реальность, однако автор постепенно погружается в манипуляции пространством-временем, управление френами, плавно переходя на самый важный смысловой слой, содержащий все ответы и ключи к безумной головоломке — философско-метафизический. Збежховский создает мир, в котором бог имел материальное воплощение в виде разделенного между телами отдельных людей плазмата, который вызывал тягу к знаниям и совершенствованиям. Но сто лет назад после трагического инцидента божество покинуло Землю и воспарило в иное измерение. Погибли миллионы одаренных душой и талантливых людей. Тот год назвали Новым Холокостом, и с тех пор мир неудержимо покатился в пропасть Рагнарёка.

Декорации и предыстория событий отчетливо напоминают «Эхопраксию» Питера Уоттса, что вполне ожидаемо, ведь Збежховский решил написать «Всесожжение» после прочтения его «Ложной слепоты». Получилась альтернативная версия высокотехнологичного апокалипсиса в момент приближения прогресса к сингулярности. В отличие от хард-НФ-шника Уоттса, Збежховский менее зубодробителен, не столь скрупулезен и алчен до научных вставок. При этом по атмосфере и поднимаемым вопросам он близок с «Иными песнями» и «Идеальным несовершенством» Яцека Дукая. Роднит их искажение реальности под действием чужеродного вторжения, сплав науки и фантазии, акцент на эволюции личности и определении самоидентичности.

История миллиардера и колыбельщика Францишека Элиаса — это постоянная, обреченная и яростная битва со всеобщим распадом. Распадом цивилизации на изолированные районы, вокруг которых бушует Саранча. Распадом его компании и семьи, когда начинают всплывать пугающие секреты, чьи нити уходят к главным кукловодам. Распадом даже собственного сознания, если перестаешь верить своей памяти после многократных перезагрузок, если сомневаешься в достоверности ощущений, в самостоятельности решений. Усиливающийся ураган хаоса сдирает с личности все наносное, испытывая на прочность стержень, ради которого стоит жить. Что поставит Францишек на зеро в обезумевшем казино вселенной? И сколько сможет продержаться, сражаясь против целого мира? И кто встретит его в конце пути?

Итог: метафизический апокалипсис с экзоскелетом из научно-технического триллера.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле, есть некоторый разброс мнений, касаемо труда Збежховского. Одни пишут, что это шедевр, не имеющий аналогов, другие, наоборот, отмечают шаблонность данного произведения. Однако истина где-то посередине. Самая сильная часть данной книги – наличие большого количества идей и концептов, связанных между собой. Однако, ценность этой системы только в синтезе, если мы разберем ее на части, то идеи не новы. Ушедший бог? Было. Апокалипсис? Ой как было. Развитие технологий, приведших к сращению человеческого разума в нечто единое? Тоже не ново. Смысл данного творения в создании своей системы. Как правило, трудно замешать так много идей и концептов, и остаться серьезным. Выдержать, не скатиться в абсурд, так как системы в которых Бог, машины, вампиры, андроиды, постоянные отсылки на пророков и философствования о сущности человеческой вкупе могут вызвать смех. Сложно выдержать перенасыщенность создаваемой вселенной. Самая большая заслуга этой книги – Збешховский выдерживает авторскую задачу и создает прекрасный концепт вымышленного мира. Предыстория мира здесь тесно связана с основным сюжетом, но если мы займемся глубоким анализом, то поймем, что все события книги – без флера концептов, идей, отсылок складываются в простую линию. Просто положим на бумагу все события в книге

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Есть человек, богач, наследник богатой семьи в постапокалипсисе. На него нападают вампиры, захватывают его дом, он переселяется в другое тело, затем в робота, безуспешно пытается спасти свою семью, но затем спасает мир».
Конечно, дьявол в деталях, которые тут хороши, но все равно звучит фабула немного неподобающе твердой научной фантастике, хоть я и не адепт данного жанра. Збешховский создал прекрасный мир, который очень интересен, но, все же, глядя на сюжет, можно понять актуальность вводной статьи к данной книге – это скорее не просто произведение, а попытка высказаться на многие темы, попытка пока несколько неполная именно из-за плосковатого сюжета. Безусловно, это уже хорошая книга, но она могла быть гораздо лучше без такой привязки к главному герою, без этого семейства, с большим акцентированием на простых людей, на саранчу, на кого-то кроме главного героя и его
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«ПОТЕРЯННОЙ ЛЮБВИ»
. В книге, действительно, много классных, запоминающихся моментов, но они происходят словно бы чуть в стороне (К примеру, вся линия
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Heart of Darkness),
а в центре рефлексия главного героя. Даже не совсем так – в романе именно ГГ является определяющим звеном всего мира, а объяснение автором данной роли мне кажется неубедительным. В общем, если подытожить. Данная книга хороша своей вселенной, нетипичностью синтеза идей, некоторыми описательными моментами, но узость ГГ в восприятии мира и простота главного, основного сюжета ее портит. Мне очень понравился мир «Всесожжения», поэтому я поставлю 8, с надеждой на то, что Збешховский сумеет в следующей своей книге сбалансировать философские мысли, интересный мир и глубокий сюжет. Пока же, есть некая сырость, но книгу я вполне рекомендую. Что я чуть забыл – читается Збешховский легко, и читать его можно по-разному. Лучше вчитываясь, но это совет универсальный. Удачи!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Збешиховского, вышедший в переводе на украинский, это конечно и тематика «Черного зеркала» только для более взыскательных зрителей, и реалии постсингулярнсти но также и фирменный апокалипсис от человека который пусть и не верит в б-га но явно вырос на богатой католической почве Польши. Формально толчком для написания книги послужила «Ложная слепота» Уоттса, но сказать что книга чем-то похожа (кроме общей тематики «постсингулярности») на роман канадца нельзя. Збешиховский даже не хотя быть религиозным довольно таки погружен в вопросы духовности, хотя не столько в католическом ключе сколько в филиппдиковской гностической матрице, инфернальной изначальной падшести мира, который покинул творец. Как сюжетно так и технологически роман выглядит немного кашеобразной боевой фантастикой которая претендует на хороший стиль и на неоготический посттехнологичский мрак. Однако роману явно не хватает структуры. Так же как и объяснительности. (Навряд ли автор с самого начала хотел остаться совсем не понятым особенно там где важны детали). Так остается не понятным суть «френических» технологий. Иногда кажется что они связаны с квантовым грав. технологиями, создающими мосты Эйнштейна-Розена, но потом оказывается что эта какая-то едва не духовная технология гностического ордена Провенов. Чтение рассказов из Рамманского цикла особенно в этом разобраться не помогает кроме осознания гностического характера мира созданного польским фантастом. В целом трудно понять от чего книга претендует быть твердым сай-фаем как книга Уоттса. Наукоподобие есть в отдельных деталях, но это какой-то боевик-экшн от главного лица впадающего время о времени в трагические «духовные рефлексии». Книгу читать можно, но с учетом того что это первый роман сего автора.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот не люблю киберпанк и все. И эта книга не заставила полюбить, но в данном жанре это наверное лучшее что я читал. Возможно, потому что здесь не только киберпанк, но и (пост)Апокалипсис и технологическая сингулярность в процессе, и нехилые боевые сцены, и своеобразная «науко-мистика», не знаю как точнее выразить, и неплохая футурология. Все это вместе замешивается в крутое варево, которое неплохо бьет по мозгам. Мы видим, как постепенно разрушается, исчезает всё что сейчас кажется незыблимым и вечным. Новый мир встает перед остатками человечества как огромная стена тумана в которой все, и человечество, и жизнь, и сама реальность, все исчезает, теряет знакомые очертания, и превращается во что-то действительно чужое. Атмосфера тяжелая, гнетущая, но по-настоящему затягивающая.

Советую перед романом прочитать несколько рассказов из цикла «Рамма», чтоб легче было въехать в текст, поскольку автор не сильно утруждается объяснениями. Но это даже неплохо, приходится читать внимательно, что способствует погружению. А так, рекомендую не только любителям киберпанка, но и просто хорошей современной фантастики

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: хардкорное НФ, вдохновлённое «Ложной слепотой» Уоттса.

В итоге: читать сначала рассказы, примыкающие к роману, было дурной идеей. Они не много дали для понимания мира, к тому же автор устами главного героя в начале романе подробно вводит нас в курс дела.

Из моего опыта следует, что рассказы по миру являются приятным дополнением к крупной форме: «Специалиста по калориям» и «Желтобилетника» Бачигалупи прочитал после «Заводной»; «Полковника», «Богов насекомых» и «День знакомства» Уоттса прочитал после дилогии «Слепота/Эхопраксия»; с рассказами об Империи Радч ознакомился после основной трилогии Леки.

Зря боялся, что без рассказов будет слишком сложно вникнуть, читали мы вещи и позубодробительней: «Квантовый вор», «Идеальное несовершенство», «Алгебраист».

* * *

Мир Раммы. Три года спустя после года Зеро, местного апокалипсиса. Нанотехнологии, сеть и компьютерные вирусы вышли из-под контроля, породив «вампиров»-Саранчу, людей со сверхспособностями. Большие дяди (мафия, корпорации, Семьи) ещё бодрятся, пытаются всё держать под контролем, но получается плохо.

Против Саранчи воюют ИИ и армия андроидов Death Angels.

Ещё в тексте фигурирует плазмат – субстанция человеческой души; френ – таинственное излучение из другого измерения; загадочный корабль-туннельник Сердце Тьмы, который раз за разов возвращается в наше пространство после своей гибели; упоминание экстрасенсов-горо; виртуальная реальность Вересковых Пустошей и Синергии; бессмертные «колыбельщики» (см. «Видоизменённый углерод» Моргана, «Линию Грёз» Лукьяненко, «Идеальное несовершенство» Дукая).

Мир получился колоритный, но сумбурный, перенасыщенный и противоречивый. Автор не смог увязать огромное количество элементов в стройную картину.

Периодически хотелось сказать – «горшочек, не вари«!

Автор, как полубезумный гик, суетливо суёт нам в лицо разные классные придумки, брызгая слюной, взахлёб рассказывает нам о них... Но не успеешь увлечься, как очередная вещь отброшена и нам показывают новый кунштюк.

Если отбросить всю шелуху и суетливость стиля, то мы получим

а) как ни странно, одного из самых сильных представителей военной фантастики – потрясающие детальностью, размахом и необычностью сражения Саранчи и Death Angels, при участии главного героя в первых рядах;

б) любопытный взгляд на проблематику «Я» в эпоху постчеловечества. Сознание героя побывало в таком количестве мест и оболочек, что поневоле задумаешься, как же верифицируют личность в мире Раммы.

в) яркое отображение большого количества принципиально различных виртуальностей. Тут роман наследует «Квантовому вору» и «Идеальному несовершенству», уверенно вставая с ними в один ряд.

Финал... Финал неплохой, но меня не устроил. Тем не менее, чувство завершённости есть.

7(ХОРОШО)

Заметки на полях:

1. Я неравнодушен к теории вероятностей, поэтому мне резанула глаз следующая фраза:

"– Какова вероятность вытянуть четыре карты именно в такой последовательности? – спрашиваю сонным голосом.

– Очень низкая, – она моргает несколько раз. – Меньше чем один к двумстам пятидесяти пяти тысячам, а я вытянула этот комплект тридцать раз с момента, как мы отъехали от паркинга.»

Фигушки. Вероятность этого события 1: 6 497 400. Даже вероятность вытащить четыре определённые карты без учета порядка меньше указанной в романе – 1: 270 725...

2.

"– Добавлю ещё, что она обжиралась смесями из Арракиса, отсюда голубизна, которую ты увидел в её глазах.»

??? Это такой неумелый кивок в сторону «Дюны»? Или в оригинале было как-то по другому?

3. Нелогичность при нападении на кортеж в начале книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не полетели самолётом, так как сбивается всё, больше голубя, но на помощь прилетели дельтапланы с роем синтетических пчёл и победили всех партизан-вампиров с помощью андроида. Причем секьюрити в количестве пары десятков полегли все. Большая часть от отравляющих газов...

Внимание — это кортеж первых лиц могущественной корпорации с неограниченными средствами!

Вопросы: почему бы кортеж не оснастить ульями с этими суперпчёлами? Почему не задействовать в охране ещё несколько боевых андроидов? Почему, в конце концов, охранники на задании не используют скафандры/противогазы? Что, газовая атака – невероятная редкость?

Из романа узнал о реально существовавших в девяностых киберфеминистках VNS Matrix. Почитал про них – забавные были девчонки.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Открывая «Всесожжение», читатель первым дело встречает предисловие Владимира Аренева, в котором тот, подобно Морфеусу из «Матрицы», предлагает два пути знакомства с миром Цезария Збешховского. Вариант посложнее (начать с романа и продолжить рассказами) и вариант полегче (начать с рассказов и продолжить романом). В первом случае будет нелегко, зато можно сразу получить представление о картине в целом, во втором же – быстрее придет понимание происходящего и проще привыкнуть к авторскому стилю.

Я выбрал второй путь, поэтому для начала пара слов о рассказах. Их всего пять, и они поражают разнообразием жанров и поднимаемых проблем. Сперва философская драма о конце света («Другого не будет»), затем удушающе атмосферные разборки андроидов с вампирами на фоне далекого постапокалиптического будущего («Безлюдье»). Далее перерыв на напряженный триллер с элементами хоррора («Место на дороге»), после чего не совсем понятный триллерный боевик («Стакан лимфы») и, наконец, необычная драма о смерти («Монета»). Рассказы очень атмосферные и запоминающиеся, единственное, чего им недостает – прорисовки мира. Но за этим уже стоит идти во «Всесожжение».

Однако перед тем как говорить об основном произведении сборника, хочу упомянуть про ожидания. После пяти хороших и разнообразных рассказов, я ожидал, что роман будет представлять собой одно большое полотно, объединяющее в себе вампиров, телепатов, андроидов, богов, космических ангелов, простых людей и все прочее, раскрывая все вышеперечисленное с новых сторон, или хотя бы глубже. На деле же «Всесожжение» идет по другому пути и преследует другие цели.

Апокалипсис в самом разгаре. Причем апокалипсис необычный. Человечество, наверное, никогда еще не видело столько бед разом. Сначала Бог покинул этот мир, забрав с собой жизни ста миллионов человек. Затем появились так называемые вампиры, армии которых уничтожали целые города. С вампирами сражаются специальные боевые андроиды, но глобально они положение не спасают. По всей округе возникают зомби, информационные вирусы, поражающие сознание человека, люди со сверхспособностями, провидцы и почти божественные сущности. К планете в очередной, уже шестой, раз подлетает космический корабль, который встретил в космосе нечто такое, что перестал выходить на связь и долгое время считался пропавшим без вести. И вот посреди всего этого бедлама Францишек Элиас пытается сберечь своих родных и близких от смерти.

Францишек и его родственники – колыбельщики, то есть они могут позволить себе смену тел, являясь по сути мозгами в высокотехнологичной оболочке, так называемой «колыбели». И если обрезать весь дикий антураж романа, то в сухом остатке будет достаточно простой квест Францишека из пункта А в пункт Б, затем оборона пункта Б и так далее. Это по большей части боевик, местами яркий увлекательный, местами нудный и скучный. Но за всеми взрывами и сражениями скрывается нечто большее.

Основная прелесть книги в том, что временами автора не хило так накрывает не совсем адекватное вдохновение, и он начинает мудрить с временными линиями, выстраивать переусложненные концепции происходящего, создавать тоннели Хокинга, ломать психику главного героя, сбрасывать на головы персонажей новые напасти и так далее. В такие моменты от книги действительно не знаешь чего ожидать, что вкупе с достаточно прямолинейным основным сюжетом создает прямо таки парадокс. В итоге, чтоб получить от романа удовольствие, необходимо прочно сесть с автором на одну волну, иначе творящаяся вакханалия будет только раздражать. Я временами с этой волны выпадал, так что книга оставила весьма противоречивые впечатления.

Неплохой и необычный роман, который меркнет на фоне рассказов цикла. Вещь сложная и явно требующая повторного прочтения.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концепция Бога, представленная Збежховским в этом цикле и в частности в данном романе, мне совершенно не понравилась. Следуя ей земная жизнь ничего не значит, а сам плазмат – так называемая частица Бога в человеке у меня не воспринимается как душа, а скорее, как часть чего-то целого не обладающая своим «Я». Бог покинул Землю и ушел, убив при этом 1% человечества и обрекши остальные 99% на угасание и смерть, а сам мир – на угоду новому Богу-поработителю. На мой взгляд попытка представить Бога с научной точки зрения Збежховскому не удалась. Роман выглядел бы куда более приближенным к вероятному миру будущего без всей этой линии с Богом.

Куда лучше у Збежховского получилось показать саму картину вероятного мира близкого будущего с довольно интересными идеями. Например, идея колыбельщиков мне понравилась. Это не копия, которая является скорее памятью о человеке, которого уже нет, но, благодаря ей, нам предоставляется возможность видеть, как бы он проходил свое дальнейшее становление будь он по-прежнему среди нас. Колыбельщик – это бессмертие де-факто, человеческое «Я», его сущность не умирает. Достигнув определенного уровня научно-технического развития это возможно. Идея прекрасная, к тому же хорошо вливающаяся в созданный автором мир.

Главный герой Францишек Элиас мне понравился. Это человек глубоко переживающий за свою семью и за все то, что творится в мире, который уже никогда, наверное, не будет прежним и все идет к тому, что и человечество как вид скоро перестанет существовать. Он со своей семьей добирается до Замка – наиболее защищенного места в их распоряжении, понимая, что у них нет шансов на победу, но есть возможность продержаться на этом свете еще хотя бы какое-то время. Тайна, которую узнает о себе Францишек в Замке была для него ошеломительной, а тайна, которую он, через некоторое время, узнает о своих детях... Говоря откровенно, в таком мире не хочется жить. Само понятие «человек» в нем разительно отличается от всего знакомого и дорогого нам.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх