FantLab ru

Кшиштоф Пискорский «Тенеграф»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Голосов:
288
Моя оценка:
-

подробнее

Тенеграф

Cienioryt

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Прелесть средневековых переулков, отчаянность и темп повествования в стиле плаща и шпаги, тайны, родом из книг Артуро Переса-Реверто и чуточку магии, столь характерной для латино-американской литературы. Все вместе это составляет «Тенеграф», новый роман Кшиштофа Пискорского, одного из наиболее интересных творцов польской фантастики.

В портовом городе юга, Сериве, всякая тень – это окно в опасное и неизведанное тенепространство, туннели в которое открывают адепты тайных искусств. Шесть грандов сражаются за влияние ядом, предательством и сталью, малолетний король с трудом удерживается при власти, а инквизиция растет в силе.

Но это все дела, которые почти незаметны из окна маленькой комнатки на улице Альаминхо, где обитает Арахон Каранза Мартенес И’Грената И’Барратора, опытный учитель фехтования. Арахон жаждет лишь обеспечить безопасность близким людям и отложить достаточно денег, чтобы покинуть город. По крайней мере до времени, когда в его руки попадет тенеграф – выжженная на стекле картинка, представляющая таинственную фигуру...

«Тенеграф» — это не только богатый, хорошо написанный роман, наполненный удивительными поворотами действия, но еще и галерея героев, которые надолго остаются в памяти.

В Сериве тень может отбрасывать человека, удаленные на много миль двери могут соединяться, обычное пожатие ладони порой приносит трагические последствия, а солнце обладает черным братом-близнецом. Путешествие в этот город – это незабываемое переживание. Особенно в компании таинственного рассказчика романа.

© Перевод аннотации ergostasio

Входит в:

— условный цикл «Nagroda im. Janusza A. Zajdla»  >  антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014», 2014 г.  >  Powieści (fragmenty)


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2013 // Роман

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2014 // Золото

Номинации на премии:


номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Польский роман года. 2-е место

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Книга года. 4-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Тенеграф
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Cienioryt
2013 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014
2014 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если я не ошибаюсь, именно с этого произведения началась фантастическая «экспансия» польских писателей, которую тщательно подготовили и реализовали в издательстве АСТ. Сегодня невозможно представить сразу несколько фантастических серий, причём, вполне успешных, без присутствия современных писателей из Польши.

Главной отличительной особенностью, на мой взгляд, является неординарное и необычное воплощение задуманного. Это произведение привлекает внимание с первого знакомства, начиная с аннотации, которая обещает приключения и тела, и духа. И что более важно, не обманывает ожидания, так как читателей ждёт невероятный мир и вряд ли даже самому искушённому поклоннику жанра приходилось бывать в подобных местах.

Автор использовал практически беспроигрышный вариант, когда взял за основу средневековую Испанию, Сицилию, Корсику и сделал главным героем обладателя шпаги, который вполне может быть и мушкетёром, и капитаном Алатристе. То есть, перед нами будет составлен чёткий образ и героя, и предполагаемого места действия, что делает историю по-настоящему понятной. Конечно, все мои ощущения навеяны прочитанным или увиденным ранее, автор старательно избегает любых упоминаний, связанных с нашим миром и его героями.

Не стоит думать, что это сугубо приключенческая история. Нет, это полноценный роман в жанре фэнтези, причём, я бы его отнёс к тёмному поджанру. Даже сама фабула имеет отношение к теневой части и играет важную роль в сюжете. В этом мире тень является неотъемлемой частью любого живого существа, только живёт в мире теней. Это живое существо, которое проживает свою жизнь, только в изменённом мире и иногда может выходить в наш. Это работает и в обратном режиме, когда обычный человек попадает в мир теней. Нахождение и для одних, и для других в непривычных для них местах сопряжено с болью и возможностью погибнуть. Есть люди, которые освоили навыки использования тенепространства для собственных целей, могут скрытно перемещаться в любые места, преодолевая большие расстояния за короткое время. Это общие сведения о мире и его отличиях от обычной Испании.

В этом произведении достаточно внимания уделено самым разным боевым столкновениям. Не все схватки будут напоминать рыцарские поединки, чаще победителем будет более коварный и умелый, умеющий и обмануть, и подло ударить в спину. Жестокость в этом мире возведена в ранг государственной политики, никакой жалости или милости к побеждённым. Кровная месть, заказные убийства, это обыденное явление, дань прошлого и суровая реальность сегодня. Инквизиция, загадочные гости из других регионов и государств, пришельцы из мира теней, все старательно убивают друг друга и хотят добиться каких-то целей.

Это отдельный роман, что само по себе уже большая редкость. И даже, если автор надумает продолжить историю собственного мира, то это будет совсем другая книга.

Рекомендую любителям жанра. На мой взгляд, это очень необычная книга и пропускать подобные вещи будет непростительной ошибкой.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохо! Идея не заезженная, антураж — фентези со шпагами а не мечами бывает не часто. Приколы с тенями и ограничениями действий из-за этого тоже интересны. Две трети истории рассказывают о небольшом периоде жизни Арахона И'Бараторы, мастера фехтования, наемника, в целом положительного персонажа, который полуслучайно втягивается в борьбу за устройство Тенеграф, которое может раскрыть интересные факты о правящих персонах города. Герой вылеплен очень интерсено. С одной стороны это не боящийся убивать ветеран войны, пьющий, с другой влюбленный в бывшую жену одной из своих жертв и обучающий фехтованию ее сына, который когда узнает правду и выростет по кодексу чести будет пытаться его заколоть, и он дает ему шанс обучая по-настоящему, с третьей он разрабатывает интересные финты на случай фехтования с превосходящими силами противника. Читать про все это интересно, как и комментарии про каждую из его жертв, автор старается насытить все подробностями.

Очень прикольно показано вторжении людей на часть уровней Тенемира и постройка Ребер СЕвера и Юга для закрепления там.

Третья часть истории поведана от лица

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тени Арахона, оставшейся жить после его падения с крыши и заканчивающей историю своими действиями, еще больше открывая для читателя мир Теней

Роман читается с интересом, достаточно необычен и атмосферой , постоянно вспоминаешь детство и мушкетеров)))

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Авантюрный роман на псевдо-испанском материале: идальго, инквизиция, гранды, король. Интриги, поединки, покушения. Достижения прогресса: печатный станок, фотография, т.е. тенеграфия. Редкий случай – «научная фентези» в жанре «плаща и шпаги». Структура здешнего слоёного мироздания оригинальна и забавна, а главное, имеет вполне разумную упорядоченную структуру, несмотря на общую волшебность допущения. Действие идёт энергично, бодро, не давая читателю заскучать. Неожиданные повороты сюжета вполне ожидаемые, если понимать, в русле какой традиции работает автор, но это не снижает интереса к происходящему. Текст спокойно сочетает лирику, пафос и иронию, перевод также хорош.

Многие отмечали сходство «Тенеграфа» с книгами Перес-Реверте. Как по мне, такого сходства крайне мало, а в стилистике его нет вообще. Ну, у нас теперь принято: если идальго, значит, Перес-Реверте, ибо одного Реверте и читали в такой манере. Скорее уж я отмечу тонкие отсылки к Сервантесу (это дается сразу в предисловии), Лопе де Вега, а также к Г. Х. Андерсену с его прославленной «Тенью».

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, будто книга была задумана и написана только ради неожиданного твиста в середине повествования. Потому что все остальное в ней еле дотягивается до отметки «средне». Хотя нет, еще описание казни цареубийцы вышло просто замечательно: кроваво и мерзко, особенно ведро тараканов «порадовало». Но что касается обычных фэнтезийных интересностей, то все блекло и скучно. Вот есть мир Света и Тени, который настолько условен, что даже разжевывание его законов ближе к концу превращается в нудную лекцию, в которой совсем не хочется искать ядра истины. Есть номинально интересная концепция отношений тени и ее хозяина, но единственное, что хоть как-то впечатляет в ней – тот самый твист в середине книги. И то в финале он несколько нивелируется, что делает его наличие практически бессмысленным. Теневое пространство здесь может открывать свои телепорты, но их использование сопряжено с ограничениями, о которых упоминается столь же невнятно. Грязный подлый уличный мир, коварные политические интриги, исторические баталии, о которых упоминают с придыханием, фехтование на шпагах – все это чисто номинально присутствует в романе, но полноценно не раскрывается ни разу. Да и вообще, введение читателя в мир и события крайне дубовое. С самого начала все так неспешно, с велеречивыми описаниями, нагоняющими противную дремоту в жаркую сиесту, с обилием труднозапоминаемых имен, будто сошедших со страниц архаичных романов какого-нибудь испаноязычного аналога Александра Дюма. Продраться без зевков через начало, которое занимает больше трети книги такого размеренного темпа, изредка разбавляемого сюжетными вставками да уличными потасовками, нелегко. Да и экшен сильно так себе – нудные описания (стойки, замахи, удары) и сюда простерли свои лапы. Потом все идет несколько поживее, но все равно сюжетной движухи или раскрытия мира с его уникальной концепцией крайне мало. Такое чувство, будто автор не продумал ни мир, ни его законы, ни даже список отличительных черт не набросал перед написанием. Поэтому, видимо, и сама книга короткая (а если убрать всю воду и скукотищные описания в сухом остатке будет лишь четверть полезного объема), и продолжения у нее не будет. Да его тут особо и не ждешь. Потому что вместо легкой авантюры от лица мушкетера-виртуоза получаешь громоздкое, тяжелое и одновременно слабое использование неплохих задумок.

P.S. С самого начала увидел двойственный смысл в русскоязычном названии («тенеграф» как картинка и «тенеграф» как теневой граф, что-то вроде серого кардинала или графа aka хозяина над своей тенью) и все время ждал, что как-то это обыграется. Особенно во второй половине книги, когда пошли теневые разборки. Зря надеялся.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классическим фэнтези с эльфами и с североевропейскими мотивам давно уже никого не удивишь. Вот писатели и стараются изобрести что-то новое. Создатель «Тенеграфа» в этом отношении пошел сразу по всем фронтам.

Прежде всего − очень оригинальное мироустройство. Одушевление тени – один из любимых приемов в жанре ужасов, но Пискорский зашел в этом направлении гораздо дальше. У него существуют мир света и мир тени, и любой человек имеет своего двойника в противоположном мире. Здесь тени могут жить своей независимой жизнью, а люди под жарким испанским солнцем боятся наступить на тень другого человека, чтобы не обменяться с ним частью своей сущности. Искусные мастера здесь могут через мир тени пройти кратчайшим путем в любой точку.

Во-вторых – национальный колорит. Место действия – город Серива. Польский писатель поместил свою историю в узнаваемый с первого взгляда мир Испании после Реконкисты. Даже упомянутые в книге исторические события имеют отсылки к испанской истории. Есть в этом мире и аналоги более северных европейских стран.

Время действия – эпоха Возрождения, когда в лабораториях творили ученые, а на улицах устраивали дуэли на шпагах. Огнестрельное оружие существует, но гораздо опаснее него тенестрелы, которые посылают смертоносные снаряды через тенепространство.

Ну и в-третьих – несколько архаичный слог, стилизованный под старинные приключенческие романы.

Главный герой – непревзойденный фехтовальщик Арахон… (далее – длинный ряд цветистых имен с испанским акцентом). Конечно же, приключений и поединков на шпагах в романе будет с избытком, сам Дюма позавидует. И конечно же, Арахон окажется замешан в серьезные интриги самого высокого уровня, которые непосредственно касаются короля и высшего духовенства.

Из двигателей сюжета есть еще один важный персонаж – ученый Хольбранвер, который изобрел тенеграф – аналог средневековой фотографии с очень долгой выдержкой. Изображение короля, сделанное этим методом, и стало толчком к развитию сюжета. Кому-то сильному и влиятельному очень понадобился этот тенергаф…

Вторая часть романа, вывернутая наизнанку, пожалуй, еще интереснее первой, но не следует о ней много говорить, чтобы избежать спойлеров.

Роман можно рекомендовать как поклонникам приключений в стиле «Трех мушкетеров», так и любителям необычных миров фэнтези.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С большим удовольствием провела время с книгой. Мне понравилась идея, персонажи, лёгкость изложения, увлекательность сюжета, то, что история вполне самодостаточна и не является частью цикла, сейчас это такая редкость.

Очень хороший главный герой. Именно хороший, не идеальный. Большой мастер шпаги и непривзойдённый виртуоз поединков Арахон, вольный наёмник. Не выносит известности и чванства, за это его и ценили, никогда не задавался, а те с кем он скрещивал клинки уже никогда и никому не могли выдать секреты его мастерства. Арахон, выпивая вина, любил помечтать, что когда-нибудь соберёт достаточно золота, чтобы купить поместье где-нибудь и осесть там в покое. В этих мечтах, в тишине жаркого полдня, он работал над книгой – чудесным фехтовальным трактатом, центром которого должно было стать описание его прекрасного удара. Раскрыть его преждевременно чужим людям – означало предать собственную мечту, даже если, протрезвев, кавалер глубоко её стыдился. Избегать ненужного боя он никогда не считал бесчестием. В общем Арахон И’Барратора словно кусочек серебра в грязи, обломок века чести и шпаги, которому уже пришла пора окончательно закатиться. Вот такому персонажу и вапало по стечению обстоятельств попасть в историю и спасать не только себя, но и близких и даже весь свой мир, вступив в неравный поединок с потусторонним.

А мир, показанный Автором, похож на Испанию солничную и жаркую, где тенепространство и светлый мир существуют друг подле друга, как картинки с двух сторон кривого зеркала, соединенные навечно, хоть и не похожие с виду. Всякое разумное существо в этом мире живёт одновременно в обоих местах и состоит из двух половинок: тёмного существа, обитающего на самом дне тенепространства и существа света, населяющего светлый мир. Единственной связью между этими частями является тонкая таинственная нить, благодаря которой они остаются единым целым. Всякое тёмное существо обладает своим человеком. Всякий человек обладает своим тёмным существом. Рождаются они и умирают в один и тот же миг. Не знают они друг о друге, хотя вторая половина всегда на расстоянии вытянутой руки – за окном в тенепространстве.

В книге присутствует авантюрный дух, без страха и упрёка, бесшабашный, присущий настоящему приключению, которое закручивается вокруг прибора тенеграфа, который приоткрывает тайну связи между миром света и миром тени. События развиваются стремительно: тайны, интриги, погони, звон шпаг, схватки, поединки, узкие улочки, дворцы, площади, смерть, любовь и тенепространство. В главного героя, как и во всех персонажей верится, потому что они обладают настоящими чувствами. И когда Автор подбрасывает по итогам книги неожиданные повороты по отношению к своим персонажам в них тоже верится с радостью, потому что они тоже присущи только настоящему приключенческому роману, от которого я уже поотвыкла. Конечно не всё в этом романе гладко, иногда возникало ощущение зачем нам рассказывают про то или иное, если в дальнейшем это не получило развитие, но всё же в целом это очень классный роман, который напомнит какие интересные приключения мы читали в юности.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления:

Польские писатели продолжают радовать, как говорится не единым теперь паном Сапковским))) На «Тенеграфа» я обратила внимание сразу же, еще с анонса, уж слишком я люблю «Под знаком мантикоры» Пехова, а здесь обещались похожие испанские декорации, фехтовальные поединки, интриги церковников и заговоры. Получила же я от книги даже больше, чем ожидала. Более того, я так привязалась к главному герою, что финт автора в середине книги поверг меня в растерянность и я долго не могла прийти в себя от такого неожиданного поворота сюжета. В общем, Пискорский меня в своем «Тенеграфе» смог удивить не раз и заставил очень поволноваться за героев, которые мне были симпатичны. А такая привязанность к книжным персонажам и волнение за их дальнейшую судьбу, как по мне говорит о мастерстве автора, и о том, что ему удалось сделать свой мир абсолютно реальным) И пускай мне пришлось сильно попереживать и даже расстроиться ибо автор не собирался своих героев жалеть и не все они счастливо добрались до финала, но история Арахона И'Барраторы определенно вышла очень и очень хороша!;)

Мир.

Вы когда-нибудь обращали внимание на свою тень, которая следует за каждым человеком до самого конца его жизни? Наблюдали за тенями неживых предметов и как они меняются под воздействием Солнца? Пытались ли вы когда-нибудь наступить на свою тень или догнать тень другого человека? Пискорский создал свой уникальный мир основываясь на тенях, которыми полнится наш мир. В его Сериве тени являются вторыми половинками человека, и если тени двух живых существ случайно соприкоснутся, то произойдет слияние душ, сущностей и воспоминаний. Поэтому южные города, такие как Серива, имеют уникальную планировку и архитектуру: в концах прямых улиц стоит высокое здание, бросающееся тень на всю длину, а пешеходные аллеи прячутся под тентами и навесами. Приближаться к чужой тени слишком близко считается невежливым, более того оскорбительным. Но сильные тени могут поглощать более слабые и таким образом противники могут вступать в поединок, в котором будет лишь один выживший победитель. А ещё через тени можно открывать порталы и путешествовать как по внешнему миру, так и по многослойному тенепространству. Великолепная идея! Мне признаться очень понравились вставки от лица учёных и тенемастеров, рассказывающих о тенепространстве, о двойниках людей, живущих в теневом мире, о свойствах тени и ее связи с человеческим телом. Было очень любопытно поразмышлять над такими вопросами)))

Но и внутреннее устройство Серивы не менее интересно. На троне полубезумный юноша-король, вокруг него советники из самых влиятельных родов, а с другой стороны, конечно же, Церковь. И все эти силы сражаются за власть ядами, заговорами, предательствами, холодным оружием или нанимают убийц, как мастерски владеющих рапирой, так и тенемастеров, способных открыть для них портал в любой тени. Ещё мне очень понравилась мрачная история о монастыре Молчащих сестер, прям до мурашек пробрала. Когда нынешний глава Церкви пришел к власти, то решил сделать религию единой, но Сестры, живущие по своим уставам в монастырях без окон, отказались повиноваться. И тогда однажды ночью все двери были заложены и верующие с Сестрами остались в кромешной тьме в монастыре, превратившимся в склеп. Но их мучения не кончились быстро, ещё долго камни монастыря испускали из себя, доносящиеся с глубины крики...

Герои.

Главный герой «Тенеграфа» Арахон И'Барратора, ветеран нескольких войн, некогда лучшая рапира Серивы и человек, выполнявший тайные миссии старого короля, при новом вынужден выживать в бедных кварталах, учить купцов и крестьян самым простым фехтовальным приемам и браться за заказы властьимущих по устранению не угодных им лиц. Несмотря на то что Арахон по сути стал обычным заказным убийцей, он не утратил совесть и честь, ему знакомо великодушие и он всё ещё способен на благородные порывы. Он хочет подкопить денег и наконец-то покончить с такой жизнью, но судьба предподносит ему сюрприз. Он оказывается втянут в разборки между королем, Церковью и тенемастерами. И если изначально речь шла лишь о спасении ученого, сделавшего опасное открытие и создавшего тенеграф, то вскоре Арахону пришлось спасать ещё печатника, решившего опубликовать мемуары опасного для страны изгнанника, прозванного Черным Князем, искать его украденную маленькую дочь и защищать семью своего соперника, которого он убил в честном поединке, но совесть не позволила бросить без средств его вдову с сыном.

Арахон вообще очень интересный персонаж и о нем ещё много чего можно сказать. Мне он понравился, даже несмотря на его род занятий. Поддалась я его «мушкетерскому» обаянию, а фехтовальное мастерство мастера и прекрасно прописанные поединки привели меня в восхищение*_* Кстати, судя по обложке, я думала, что главный герой будет чуть ли не пожилым ветераном, а оказалось, что Арахону только тридцать лет0_0 И ещё было любопытно наблюдать за Черным Князем, очень он неоднозначный персонаж. В одном эпизоде поступает подло и без зазрения совести убивает возможно невинного, а в следующем эпизоде поступает благородно и рискует собственной жизнью. Но наверное это черта страстной натуры всех жителей Серивы)

Итого:

Замечательный авантюрно-фэнтезийный роман с уникальным миром, увлекательным сюжетом и запоминающимися героями. Я получила от чтения «Тенеграфа» огромное удовольствие и очень привязалась к героям этой истории. Единственная «тень» в этом произведении — мне было мало страниц. С таким обширным и интересным миром, который хочется изучать и изучать, можно было автору написать как минимум дилогию или трилогию. Я требую продолжения авантюр Арахорна И«Барраторры! А пока точно буду «Тенеграфа» перечитывать) Рекомендую всем любителям приключенческого фэнтези и особенно тем, кому нравится «Мантикора» Пехова=)

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомился тут я недавно с этим романом. И без всяких сомнений могу констатировать, что роман произвел очень приятное впечатление.

Не все-же читать Вегнера или Гжендовича. Однако, польская фантастика, вернее будет сказать — фэнтези, оказалась лично для меня неожиданно колоритна и достаточно необычна. И раз уж упомянул других авторов, к слову — Вегнер очень нравится, Гжендович пока в очереди, искушение сразу броситься читать перетерпел и только предвкушаю. И вдруг сравнительно недавно вышел «Тенеграф», причем главное, что подкупило — это не цикл, это один отдельный роман. И роман получился, со всякими «плюшками» и «вкусной» испано-мексиканской атмосферой — тут вам и история «плаща и шпаги» про «мушкетеров» — временами ловил себя на мысли, что «прям как в школе»(когда и прочитал Дюма), и малость мелодрамы, и небольшой налет мистических явлений. Динамика и «акробатика» действий хороша, нить повествования раскручивается довольно любопытно, но не сказать чтоб уж очень особенно до поры, а вот финал «светлой» части меня удивил: как так, ведь еще вторая часть, «теневая»...

Хитер оказался автор. И это делает ему честь. Читать по-прежнему интересно и достаточно весело, хотя вторая часть нам показывает мир«Севильи и Кордовы» с немного другого ракурса. Любопытны «теневые измерения», и сходу не вспомнить, у кого было подобное, навскидку Желязны и «Девять принцев Амбера» и то очень отдаленно, поэтому все-же ни на кого особо не похожи.

В итоге, хотя из подобной литературы «вырос» достаточно давно, но погружение в мир «Тенеграфа» оказалось ненапряжным, любопытным и самое главное, что единичным — нет набивших оскомину продолжений ради продолжений. Весело, слегка таинственно и коротко. Хорошо!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В первую очередь, плюс этому роману, это то, что он самобытен.

Он не намекает на продолжение. Даже не смотря на мою любовь к длинным циклам (конечно, я подразумеваю хорошие циклы, которых крайне мало), этот роман увлёк меня с головой.

Хороший язык автора подкрепляется неплохим переводом. Отдельное хочу выделить отступления рассказчика по поводу географии, истории, и миро-магииустройства мира, эти отступления читаются легче и интереснее чем у любого другого автора из тех, кого я читал.

С другой стороны, скомканость сюжета проглядывает временами. Но тем не менее, я считаю, что лучше автор сделает чуть скомканный(но тем не менее хороший) роман, чем занудный цикл.

В минусы можно записать, что после раскрытия личности рассказчика, сюжетная линия становиться вторична, но не беспокойтесь, это происходит прямо перед концом и приятно удивляет.

В общем-то, черты моего характера заставляют меня искать недостатки, поэтому, любой мой обзор может выглядеть как негативный. Но тут я действительно советую вам прочесть этот роман. Он как глоток свежего воздуха среди заезженных сюжетов героического фэнтези и дарк-фэнтези, уж не знаю, что меня раздражает больше.

8.5/10

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы знаете, что на самом деле «тень»? Эту простую, на первый взгляд, мысль развил Кшиштоф Пискорский в романе — «Тенеграф». Книга вышла на польском в 2013г, у нас, на великом и могучем, в 2017г.

Сюжет рассказывает о событиях, участником которых стал фехтовальщик — Арахон И`Барртора. Арахон за три десятка лет жизни только и знал, что махать своей рапирой. И орудует смертоносным оружием не плохо, свидетельство тому: он прошел войну и стал героем. Правда слава его быстро побледнела, и в городе, где каждый второй мастер шпаги, он становится учителем фехтования. Живет он в портовом городе Серива. Но спокойной жизни конец! Все переворачивается, после появления одной вещицы — тенеграфа.

Для начала познакомимся с городом. Потому что, он живет своей жизнью. Надо дать должное автору, город получился. Серива — место в котором уживаются босота и дворянство. В этом городе правит малолетний король, поддерживаемый самыми богатыми родовыми домами — грандами. И вроде видели мы такие города в книгах. Но. Тут есть «тени». Если в реальном мире тени, это тени. Простите за тавтологию, то в мире Арахона И`Барратора, тени — это плохо исследованный мир. Точнее связь с «тенепространством». В этом пространстве, по мнению местных, живут злые копии людей. В свою очередь, каждый человек опасается скрещивать свою тень с чужой, иначе произойдет «слияние». При таком слиянии человек теряет часть себя и впитывает сущность другого. В городе правят гранды, инквизиция и наемники.

История начинается с изобретения доктора Хольбранвера — тенеграфа. По сути «тенеграф» — стекляшка, на которой изображена тень. А вот кому этот предмет мешает и для каких целей это изображение — сюжет книги.

При прочтении книги сразу бросается испанский колорит. Имена, стиль, любовь к фехтованию и сильным женщинам. Думаете будет испанская мыльная опера в стиле «Зорро»? Не могу сказать, что вы ошибетесь. Это очень нестабильное полотно. Могу даже сказать, что некоторые сюжетные повороты ссылаются на «стечение обстоятельств». Когда обстоятельств много это превращается в закономерность.

Главный герой Арахон истинный мучачос — испанец до костей. Я бы не удивился, если сказали, что он спит не с женщиной, то спит в обнимку с рапирой. Ему всего 32 года, но он уже насмотрелся этой жизни. У него на лице печать интеллекта с измученностью старика. Его жизнь с детства, до краев, наполнена тренировками фехтования. Его ранняя история в романе не особенно раскрывается, мы можем только отрывками судить о жизни. На протяжение книги мы видим его как, раскаивающегося убийцу. Каждая смерть от его руки, записана в голове и оплакана. Он уже состоявшийся взрослый мужчина, в романе мы не увидим его развитие — этого не нужно. Местами он вспоминает, что такое молодой пылкий задор, этого достаточно.

«Погибнуть в бою со спущенными портками – это наверняка превратило бы его в легенду, но уж такая слава ему точно была не нужна.

Другие персонажи прописаны со своей «характерностью». Не всегда я находил оправданность поступков, больше навязанные действия. Стереотипные действия. Или я не понимаю, я же не испанец?

Описывая жанр, хочется сказать: «магический реализм». В лучших традициях латино-американского романа. Но, не забывайте, что пишет то, поляк. Сдержанный магический реализм, из начала книги разбивается об — «science fantasy» представителя польского фэнтези! Появляется дерзкий поворот в сюжете.

Автор, по маленькой ложечке, цедит детали про «тенепространство». Как скупая старуха на рынки, боится, что мы узнаем о товаре больше чем надо. И это правильный ход. Каждая деталь иного мира, нас завлекается и мы боимся, пропустить важное. Если первая часть книги, это сухая история с элементами фэнтези, то вторая вас обрадует.

Я уж было заскучал на середине. Неспешный сюжет, с понятной линией. Испанский мужчина крошит недругов с помощью холодного оружия — было такое. Непонятная драма линия с донной Иорандой — притянутый за уши трагизм за её мужа. Ребенок, обучая которого, он думает о смерти...

И я был очень удивлен водоворотом событий, которые заставили открыв рот читать продолжение первой половины. Вторая часть отличается красками и атмосферой. Мы все чувствуем с героем книги. Свежий глоток воды в знойный день. Автор подходит к описанию деталей с научной точностью. Каждый шаг взвешен и логичен. Сюжетная линия начинается обретает форму и сложную конструкцию. «Магия» обретает конкретные данные из которых, можно делать выводы.

И когда вы думаете, что сюжетный поворот слишком резкий, то осознаете, что впереди бешеные гонки.

Автор пытался масштабно развернуть войну, у него не получилось. Получился конфликт между фехтовальщиком и несогласными с ним. Инквизиторы, которые как бы имеют влияние, выглядят жалко. Гранды даже не показывают своего носа. Какие-то «силы» заочно всех сильнее и страшнее. Но и они выглядят как горстка воинов.

Я не могу уловить основную мысль. У каждого есть своя внутренняя часть, которая не даст тебе угаснуть? Выглядит поэтично, но это я выдавил, за неимением другого. А вот что получилось в этом произведении, так это главный герой. Он статичен — в этом его прелесть. Он не предается иллюзорным фантазиям. У него есть свои страхи и слабости. Читая не испытываешь широкий диапазон эмоции, но он затрагивает главное. Честь и отвага. Любовь до гроба. И мысль — что у всех свои мотивы. И их надо принимать.

Читаем хорошие книги.

P.S. Но обложке книги можно представить Михаила «Тысяча чертей!» Боярского.

P.S.S Моя оригинальная рецензия на disc-world.ru/post

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я решила прочитать по нескольким причинам. Так как надо расширять литературно-географический кругозор (с польской литературой я пока не знакома, да — я всё никак не доберусь до Сапковского...), очень много раз видела этот роман в книжных покупках, да и отзывы с оценками были положительными.

Впечатление от книги у меня двойственное, как и сама книга и делится на свет и тень.

Из светлых впечатлений: довольно интересная задумка магического мира, я, по крайней мере, пока не читала о подобном. Есть интриги, скандалы, расследования. Сюжет вполне динамичный, главный герой с прошлым и с характером.

Из теневых впечатлений: второстепенные герои хоть и представлены в начале книги, вроде как основные, но раскрыты очень слабо. Да и сама суть тенемагии местами просто как рояль в кустах, очень хорошо играет на руку главному герою или его спутникам.

Многие сравнивают образ Арахона И’Барраторы с Капитаном Алатристе, но я к сожалению, а может и к радости сравнить их не могу, так как хорошо наслышана, но сама не знакома с творчеством Артуро Перес-Реверте. В книге присутствует и любовная линия, и фехтовальная романтика, но всего в меру.

Долго думала, какую оценку поставить книге, но в итоге 7/10.

Время за чтением я провела хорошо, а то, что меня немного расстроил финал, это уже дело вкуса...

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Штучный экземпляр

***

«Тенеграф» — это почти пережиток ХХI века, когда в ходу длинные циклы\сериалы\межавторские циклы, романа с многочисленными приквелами и\или вбоквелами. «Тенеграф» — сольная книга. Берешь её в руки и понимаешь, что перед тобой законченная история, как она есть. Кто-то посчитает это анахронизмом на фоне Космера Сандерсона или многотомного «Колеса времени». Да и мартиновский ПЛиО всё еще ждут фанаты. «Тенеграф», увы, рискует затеряться на их фоне. По крайней мере у широкой аудитории.

А ведь роман Пискорского – вещь очень оригинальная. По первым главам казалось, что меня ждет обычный приключенческий боевик, в котором будет много шпажных боёв да и только. Однако произведение Кшиштофа отнюдь не такое простое. «Тенеграф» на самом деле оказывается крепким приключенческим боевиком с обилием интриг, прекрасным миром и одним хорошим твистом. Но обо всем по порядку.

Сюжет закручивается вокруг нескольких героев, которые сперва подаются врозь, но затем сходятся воедино. Это Арахон И’Барратора – фехтовальщик, герой двух войн, человек с добрым сердцем и совестью в мире порока и грязи. Арахон вызывает сопереживание, за ним интересно наблюдать. Возможно, его характер выписан не так уж прекрасно, как хотелось бы, но страничного времени у него было маловато. Второй из героев – это Кармина – типографский работник, который получает интересный заказ. Естественно, этот заказ и является катализатором сюжетной линии. Кармина – человек-функция, его характер тут и не нужен. Наконец, третий важный герой – это ученый Хольбранвер – довольно занятный мужчина, у которого страсть к новым исследованиям. Именно его изобретение является третьей и последней деталью к паззлу. Когда он (паззл) собирается, Пискорский лихо вкручивает максимальную скорость и выдает запредельный экшен. Вот этого момента приходится ждать практически треть книги. Порой следить за ходом событий становится трудно из-за обилия персонажей и воюющих сторон. Но в конечном итоге картинка складывается, а это главное.

Мир. Далее последует один большой абзац-спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Страна, где происходят события, подозрительно похожа на Испанию, точнее, на её провинцию. Король здесь малодушен, дворцом правят заговоры и интриги. Но самое примечательное – это мир шпаги и магии. Сражения на холодном оружии прописаны очень красочно и интересно. Есть названия различных стоек и приёмов. Думаю, Пискорский мог и больше увлечься в этом направлении, но что есть, то есть. Магия же строится вокруг мира тени – это параллельный мир, немного похожий на Сумрак Лукьяненко, но это лишь на поверхности. На самом же деле Свет и Тень антогонистичны друг другу, но одновременно и симметричны. У любого светлого человека есть свое темное составляющее в мире тени. При этом у любого же светлого человека есть тень, как и у темного человека – светотень. Достаточно двусмысленное уравнение, которое, впрочем, не лишено оригинальности. Вместе с тем герой Пискорского может «вобрать» в себя умирающего человека. Это не просто память (как вампиры в сказках узнают о человеке, выпивая его кровь), а полноценное вбирание части человека. За всё ценное приходится платить – вот уж точно слова про мир «Тенеграфа». Особенно понравилась идея тенеукоротов– эдакие порталы (из одноименной игры), но только через мир тени со всеми вытекающими последствиями. В общем, Пискорский придумал очень интересный и перспективный антураж для своей книги. Потенциал у мира велик, но автор решил ограничиться одним произведением. Это смелое, даже дерзкое решение, заслуживающее уважение.

Заключение: «Тенеграф» — глоток свежего воздуха. Он не идеален. Минусы весьма заметные – экшен начинается далеко не сразу, мир и герои могут показаться не прописанными, язык порой кривоват (но это не вина переводчика, стоит только заглянуть на его страницу и список его работ, чтобы убедиться в его проф пригодности). В книге нет карты, хотя она была бы очень полезна. Но при всём этом «Тенеграф» знатно отличается от многих фэнтези-книг современности – он самостоятелен, он сам и начало, и финал. С ним есть уверенность, что историю ты узнаешь, что тебя не разводят на сериал и трату денег. С удовольствием прочту и другие работы Пискорского, если таковые появятся на русском языке. И отдельная благодарность автору за систему магии. Она сильна и чем-то напомнила работы Сандерсона и МакКлеллана, пусть и звучит это слишком претенциозно.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До недавнего времени все, что я мог сказать о польской фантастике, – это упомянуть романы Лема и сдержанно похвалить «Ведьмака» Сапковского. Еще, конечно, были «Иные песни» Дукая, которые я отложил до лучших времен. Однако в 2017 году на мои книжные полки попали сначала книги Вегнера о Меекхане, затем томик Гжендовича, и все они оставили приятные впечатления. От «Тенеграфа» Пискорского я ожидал примерно того же.

Перед нами мир, напоминающий Испанию Нового времени. Мир плаща и шпаги, где каждый второй отлично орудует клинком, стремится защитить свою честь и при этом разжиться золотыми реалами. От нашего мира вселенная «Тенеграфа» отличается необычными свойствами теней. Во-первых, при соприкосновении теней двоих людей оба человека получают себе в мозг массу обрывочных воспоминаний и ощущений друг друга. Во-вторых, помимо основного мира, существует еще и теневой, который хранит свои загадки и сюрпризы.

Главный герой у нас один – это кавалер Арахон Каранза Мартенес И’Грената И’Барратора, но основных действующих лиц первого плана здесь трое (четверо, если считать таинственного рассказчика). Кроме бравого рубаки и мастера клинка Арахона, для полноты картины нам покажут еще и ученого, который слишком глубоко влез в мироустройство, и книгопечатника, который слишком глубоко влез в политику. Начинается это приключение, в духе авантюрно-приключенческого романа, с одного необычайного открытия, пары непредсказуемых случайностей и одной большой глупости.

Первые ассоциации, которые навевает роман, – приключения капитана Алатристе и похождения д’Артаньяна с тремя мушкетерами. Теневая магия, правда, поначалу сбивает с толку, но чем дальше, тем больше объяснений получает читатель и тем больше приключения со шпагами уступают место темному фэнтези. Хорошо играет на атмосферу и язык романа, который кажется вычурным и цветистым, но погружает в происходящее просто великолепно. Мир прописан хорошо и достоверно, обилие исторических вставок и как будто отвлеченных лекций сначала создают ощущение провисания в сюжете, но к финалу каждый факт оказывается важным и нужным для понимания общей картины.

Увы, не обошлось без ложки дегтя в бочке меда. В данном случае – двух ложек. Во-первых, в книге много нестыковок и логических огрехов. То Арахон думает, что потерял этой ночью еще одного друга, хотя на его глазах погибли двое его друзей, то тени ведут себя неподобающе, то концовка противоречит выстроенной картине мира. Во-вторых, это российское издание. И дело не в серии, хотя «Легендарные фантастические сериалы» – странный выбор для отдельного романа, без продолжений, не в обложке, хотя после нее не отделаться от ассоциаций с Михаилом Боярским, но это все же играет на атмосферу, и даже не в переводе, который явно сделан хорошо и авторский слог передает максимально точно. Дело в редактуре. В книге довольно много простейших опечаток, вроде «он него» вместо «от него», «их живого огня» вместо «из живого огня», удвоенных пробелов и тому подобных. Всего этого можно было избежать, просто хорошо вычитав текст, но увы.

Хороший образец нетипичного фэнтези. К прочтению рекомендуется всем любителям ярких приключений.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман кажется попыткой впечатленного зрителя — после просмотра известной экранизации — переиграть партию за капитана Алатристе.

Только не в смысле дать ему чуть лучшую карьеру, счастливую любовь или побольше деньжат на старость.

Нет, роман кажется вызванным тем эпизодом фильма, когда «капитан» дрался за честь актрисы со своим покровителем-грандом, то тут из-за двери выходит король, и становится ясно, что лояльному солдату надо сжать зубы и промолчать. И поклониться, если уж на то пошло. Защитить честь любимой женщины — невозможно.

Вот чтобы переменить эту сцену надо обрушить экономику региона. Атаковать город целой эскадрой и высадить десант. Ворваться во дворец и поднять руку на королевскую особу.

В реальной истории этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Но можно подпустить фантастических допущений. И сконструировать мир, в котором через простые тени можно пройти в миры параллельные.

Не совсем копии нашего — а нечто среднее между лукьяненовским «сумраком» и «отражениями» Желязны.

За первым теневым уровнем есть второй, потом еще глубже, а там своя жизнь и порой даже воевать приходится с армиями «из глубин»...

Автор столкнулся со своего рода сложностью:чтобы удержать читательское сочувствие, эмоциональную привязанность, надо экспонировать именно Алатристе, максимально приучить читателя к этому образу, но потом придется менять все или почти все. А для этого надо с самого начала намекнуть, что мир «не такой», опять-таки, дать максимальное количество образов Испании той эпохи, затем с каждой страницей делать космос все более чуждым — так, чтобы «перевернуть горы» уже не казалось фальшивой идеей.

Но чем дальше от реальной истории, тем больше приходиться маскировать невозможность «от Севильи до Гренады в тёмном сумраке ночей», немыслимость того фона, что можно рассмотреть в «Хромом бесе».

Мир, в котором хорошо работает телепортация, были войны с «чертями», возможно создание сверхмощных магических артефактов и простецкий обмен разумов — там должно быть совсем другое развитие государства, торговли, обыденной жизни.

Что делать с человеком, которому частично подсадили другую память? Законны ли дети, рожденные от не-совсем-него (это вам не «Амфитрион», тут каждый день подобное должно случаться), может ли он работать на прежнем месте, вообще, с какого количества иной памяти начинается замена личности?

Все эти сюжеты должны были отыграться еще в Античности — и как быть тогда с понятием о бессмертной душе? О семье? Не прискачет ли из Индии основная религия?

Какие социальные практики могут развиться в обществе, где учитель буквально может поделиться душой с учеником?

Как должен охраняться важнейший государственный артефакт (уж точно не династией безоружных сторожей, которых еще при маврах поставили)?

Автор эту сложность проигнорировал — и правильно сделал.

Потому как сюжет выглядит постоянным увеличением ставок, когда из проблемы на одном «деле» возникает проблема куда как серьезнее, в несколько трупов, потом идёт похищение и заложничество, потом накручиваются государственные интересы, потом разборки между империями и долговременные заговоры, а том уже и до войны миров недалече...

Основные финты с персонажами, которые выдумывает автор, обеспечивают не слишком режущую глаз «достоверность» это лихого взвинчивания ставок. Падают все бОльшие костяшки домино и вот уже огненный вал накрывает всех, еще оставшихся живыми...

Что же в финале?

Персонажу, за которым так пристально следит читатель, надо заново учиться любить ту самую женщину.

Итого: местами роман откровенно вторичен, «работает на привычную картинку», но сюрпризов хватает, а читать интересно. Как фантастическая авантюра — текст вполне годный. Правда, чем ближе к финалу, тем больше натяжек даже для фантастического мира...

Метки: Литература

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман неплохой, читается легко, есть и интрига, и детективный сюжет, мир достаточно оригинальный, приключений героев и стычек на любой вкус, но, на мой взгляд, несколько простоват. Мир тени наворочен, но прописан слабовато, как и окружающий. Испанский колорит средневековья, наряду с изобилием поединков и главным героем привлекают, но к шедеврам данное произведения я бы не отнес, и перечитывать буду вряд ли.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх