fantlab ru

Барри Лонгиер «Враг мой»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
1154
Моя оценка:
-

подробнее

Враг мой

Enemy Mine

Повесть, год; цикл «Вселенная Квадрантов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 139
Аннотация:

Один из не слишком значительных боев космической войны закончился для пилота Уиллиса Дэвиджа явно неудачно. Подбив истребитель противника в стратосфере Файрина IV, он и сам получил попадание, и теперь его корабль готовится затонуть в океане этой совершенно безлюдной планеты. Вряд ли его станут искать, и возможно, что ему предстоит прожить всю оставшуюся жизнь на берегу этого океана. Но не одному, а — о, ужас! — в обществе сбитого им противника — омерзительного трехпалого дракона с планеты Драко...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Повесть была экранизирована, а в 1985 году Б. Лонгиер в соавторстве с Д. Джерролдом опубликовал новеллизацию сценария.


Входит в:

— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, September 1979», 1979 г.

— сборник «Manifest Destiny», 1980 г.

— антологию «The Best Science Fiction Novellas of the Year #2», 1980 г.

— антологию «Nebula Winners Fifteen», 1981 г.

— антологию «Isaac Asimov's Wonders of the World», 1982 г.

— антологию «13 Short Science Fiction Novels», 1985 г.

— антологию «The Hugo Winners, Volume 5», 1986 г.

— антологию «Судьбы наших детей», 1986 г.

— антологию «The Super Hugos», 1992 г.

— антологию «Nebula Award-Winning Novellas», 1994 г.

— антологию «Reel Future: The Stories That Inspired 16 Classic Science Fiction Movies», 1994 г.

— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.

— сборник «Враг мой», 1998 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1980 // Повесть

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1979 // Повесть

лауреат
Локус / Locus Award, 1980 // Повесть

лауреат
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (повесть)

Экранизации:

«Враг мой» / «Enemy Mine» 1985, США, реж: Вольфганг Петерсен



Похожие произведения:

 

 


Судьбы наших детей
1986 г.
Враг мой
2002 г.

Периодика:

Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, September 1979
1979 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Manifest Destiny
1980 г.
(английский)
The Best Science Fiction Novellas of the Year #2
1980 г.
(английский)
Nebula Winners Fifteen
1981 г.
(английский)
Isaac Asimov's Wonders of the World
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov's Wonders of the World
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov's Wonders of the World
1983 г.
(английский)
13 Short Science Fiction Novels
1985 г.
(английский)
The Mammoth Book of Short Science Fiction Novels
1986 г.
(английский)
The Hugo Winners, Volume 5: 1980-1982
1986 г.
(английский)
Isaac Asimov präsentiert: Die Wunder der Welt
1986 г.
(немецкий)
Isaac Asimov's Wonders of the World
1990 г.
(английский)
The Super Hugos
1992 г.
(английский)
Nebula Award-Winning Novellas
1994 г.
(английский)
Reel Future
1994 г.
(английский)
Nebula Award-Winning Novellas
1996 г.
(английский)
The Enemy Papers
1998 г.
(английский)
The Reel Stuff
1998 г.
(английский)
Cyberfilms
2004 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Враги, потому что научены быть ими.

Союзники, потому что пришлось стать ими.

Братья, потому что осмелились быть ими».

_

«Трехпалые руки дракошки согнулись в локтях.

Желтые глаза твари горели неукротимым желанием стиснуть пальцы либо на моем оружии, либо у меня на глотке. Я в свою очередь расставил руки, понимая, что в моих глазах враг читает аналогичное желание...»

_

Это очень трогательная и просто незабываемая история. История о вечных ценностях. История о том, как рептилия учит человека человечности… История настоящей крепкой мужской дружбы… и не только...

Я плакала и я смеялась. Меня обуревали разные чувства.

Только вы не подумайте, что это сопливая романтическая история. Нет, напротив. Тут есть всё. Неприязнь, антипатия, отчаянье, ненависть… А так же душещипательная история вражды, переросшей в крепкую дружбу и даже теплые, почти родственные отношения.

Сюжет, как все гениальное прост. В конце XXI века человечество, пытаясь овладеть богатой ресурсами звёздной системой, столкнулось с цивилизацией рептилеобразных гуманоидов (драконианины). Развязана война. В ходе боевого вылета земной пилот Уиллис Дэвидж преследующий подбитого противника, сталкивается с истребителем драконианинов и совершает аварийную посадку на необитаемой планете Файрин 4. Дэвидж находит спасательную капсулу сбитого им пилота, но попытка расправиться с инопланетянином не удаётся, и землянин становится пленником драконианина Джерибы Шиган (Джерри).

Планета полна опасностей. Для того, чтобы выжить в трудной ситуации, врагам приходится преодолеть неприязнь к друг другу… Так все начинается… С войны и лютой ненависти к смертельному врагу. А заканчивается… удивительно! Немного наивно, но так прекрасно... И такое бывает, даже на войне…

Одно то, что бывшие враги, а ныне союзники, учат язык друг друга, а в дальнейшем делятся мудростями обеих рас, просто восхищает. Восхищает и то, как уважительно, даже с каким-то трепетом драконианин говорит о своей культуре, семье, о продолжении рода и своей религии (навивает что-то восточное).

Читая, задумываешься о людях которые тебя окружают… О врагах, о любимых, о друзьях.

Дружба… это очень важная вещь в нашей жизни… Это неотъемлемая часть души без которой очень фигово жить, скажу я вам… Без нее в нашей жизни никуда… Важнейшая составляющая … ну кто еще тебя всегда поддержит, даже если ты не прав… Или кто еще скажет тебе правду, не боясь что ты разозлишься, когда все остальные злословят за спиной? Только настоящий друг. Больше ни кто. Даже если правда не та, что тебе хочется слышать…

Повесть также учит терпимости по отношению к окружающим. Она учит стремиться к пониманию друг друга, не смотря на различия. Говорит нам о том, что не смотря на, то какие мы все разные, все хотим одного и того же: любви и понимания, поддержки и чтобы рядом всегда был близкий друг. И все мы безумно боимся потери тех, кого любим. Это заложено в каждом из нас, не смотря на то, какой мы национальности и какого цвета наша кожа. Мы все стремимся любить и быть любимыми, стремимся найти человека, с которым родство душ необходимая вещь для счастливого существования. Не смотря на то, кто этот человек: любимый или друг, ребенок, брат или сестра... Главное, чтобы такой человек был… Мы все хотим душевного тепла, равновесия и твердой поддержки, которая вселяет надежду на светлое будущее.

Великолепная книга, раскрывающаяся в своей простоте.

Книга, которая тронула до глубины души и заставила задуматься над многими вещами.

Видеоролик на книгу http://youtu.be/DORY6TdnoYc

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох не зря эта повесть получила все три выдающиеся награды.

«Враг мой» рассказывает о... Очень тяжело подобрать слова, чтобы описать твои чувства во время прочтения этой книги. Ты вместе с героями видишь огромные волны ледяной воды, греешься змеиными шкурами, коптишь мясо змей и, как бы это не звучало странно и нелепо, читаешь. Но читаешь ты не просто книгу, а Талман, читаешь глазами Дэвиджа и воспринимаешь через призму его сознания. И потом точно так же становишься «Чужим среди своих», «одиноким в толпе людей», ведь если ты одинок сам с собой, то ты будешь одиноким в любом обществе.

Финал повести ещё сильнее подчеркивает насколько лучше мы иногда понимаем «врагов» чем «своих».

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая психологическая вещь. Напомнило рассказы про братание солдат во времена Первой мировой. Ведь войны ведутся политиками и власть имущими, а страдают простые люди. И ненависть к противнику очень часто только плод пропаганды. И она вполне может развеяться, если ты окажешься с врагом один на один.

Психологи говорят, большинство конфликтов возникает не из-за противоположности интересов, а из-за отсутствия общения и понимания, чего на самом деле хочет другая сторона. У нас в Украине есть общественная организация, которая занимается организацией диалогов на разные больные темы, которые создают конфликты внутри страны. Мне довелось побывать на одном из них, и должна сказать, что личное общение с оппонентом с попыткой его понять на самом деле может многое перевернуть в сознании. И в этом деле самой важной для меня оказалась возможность увидеть себя глазами оппонента. И это то, что в какой-то момент происходит и с главным героем.

Оказавшись запертыми на необитаемом острове, два заклятых врага должны объединить усилия ради выживания. А для этого хочешь не хочешь приходится общаться. И тогда главный герой начинает видеть, что за плечами этого гадкого для человеческого взгляда чужака — огромная культура, возможно, гораздо глубже и сложнее нашей. И может быть именно люди виноваты в войне... Немалым испытанием для него оказывается обязанность растить ребенка своего бывшего врага после его смерти. Но самое большое испытание все-таки ждет его после возвращения домой, где он оказывается чужаком просто из-за того, что не испытывает ненависти к бывшим противникам. И это самое трудное — донести до других свое откровение. Ведь многими такая толерантность воспринимается почти как измена.

В общем, отличная повесть, напоминающая нам о том, что историю делают люди, а не безликие массы, что у врага, спрятанного в нашем восприятии за маской нарисованного пропагандой чудовища, на самом деле тоже есть своя личная история, и чувства, и переживания, и свои причины, и своя правда. Ненависть и вражда появляются там, где каждый слышит только себя, и на самом деле не так уж много нужно, чтобы что-то изменить. Но это «немного» большинству дается очень трудно.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших фантастических произведений средней формы (повесть), когда-либо написанных.

Пронзительное, трагическое и оптимистическое одновременно, и без соплей.

Даже пафос в тех местах, где без него не обойтись — полностью уместен.

Волею обстоятельств смертельные враги вынуждены сосуществовать, взаимодействовать и в результате становятся друзьями и фактически родственниками.

Несколько предыдущих отзывов указывают на аналогию с «Сорок первым» Лавренёва, только вынесенным в космос.

А я бы с «Сорок первым» сравнивать не стал. Герои Лавренёва — враги идеологические, однако они одной расы и разных полов, а от любви до ненависти количество шагов сосчитано.

И равно единице. Герои Лонгиера же — антиподы изначально, во всём. Кстати, меньше всего остального — в идеологии.

И мастерски, шаг за шагом, ни разу не оступившись, автор показывает, как уходит, умирает и перерождается в дружбу вражда. А потом и в нечно большее, чем дружба — в родство.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же привередливы иногда читатели)) Это я о комментариях к этой повести. Но ведь суть же как раз в том, что две практически идентичные культуры воюют просто на пустом месте. Их конфликты возникают буквально из-за почти не пригодных к жизни планет. Разве это не похоже на то, что происходит на Земле? Это просто иллюстрация того, что люди разных национальностей, разных рас, разных сообществ, разных городов, районов, домов, семей способны спорить и до смерти воевать ради... чего? Да ничего, нам нечего делить, вот о чем повесть. Два соседа спорят и пакостят друг другу из-за метра земли между их участками. Два государства спорят и воюют из-за небольшого острова, даже если на нем нет никаких ресурсов. Возможен ли мир? Вот над этим вопросом размышляет автор в этой повести.

Мы ненавидим кого-то, даже не задумываясь над тем, насколько мы похожи на предмет ненависти. Не думаем над тем, что у того, кого ненавидим тоже есть семья, радости, трудности и проблемы. Нам может быть нравится одна и та же музыка, у нас одинаковая религия, одни и те же предпочтения и т.д. и т.п. Ненависть рождается и подпитывается без причины, но с огромными последствиями.

Но как я вижу, смысл не виден многим читателям. Им нужны бои, история мира, конфликта, нужны фантастические мотивации и вот это вот всё. Нужно развлечение, а не размышление. Вот что печально.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение, заслуженно получившее Hugo и Nebula.

История про землянина потерпевшего крушение на необитаемый остров на страшной планете Файрин-4. Правда компанию ему составил, сбивший его корабль, драконианин из враждебной расы. Но под напором стихии им приходится объединиться.

Эта история тронула моё сердце до глубины души. Во время чтения и слёзы подкатывали и смех пробивался не раз. Воистину прекрасно описано, как два врага становятся друзьями.

Очень впечатляющее произведение, которое заставит задуматься любого читателя на тему рассовой нетерпимости. Меня, например, торкнуло очень сильно ;)

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чрезвычайно сильное эмоциональное впечатление при первом прочтении, которое было довольно давно. Книга преисполнена гуманизма и веры в человека. С годами эта вера и у авторов, и у читателей, как правило, изрядно иссякает. Для ее пополнения просто необходимо такие книги перечитывать. Они помогают сохранить свет в душе.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Воспевающее отрицание,

или фантастическая повесть о Контакте с Традицией»

Продолжаем развивать (или воображать самому себе на уме, что развиваю) «уровень дискуссий в Восточной Европе». Посмотрим на то, что недавние и давние читатели повести Барри Лонгиера «Враг мой», переросшей в одноименный цикл, писали о своих ощущениях и идеях после прочтения. И дальше подумаем, а возможно ли помимо антивоенного запала, гимна толерантности (уточним: здорового человека) и призыва к дружбе увидеть в этом произведении что-то еще? За строчками и словами с таким знакомым, казалось бы, и привычным содержанием?

Большинство, если не все, комментаторы, рецензенты и неравнодушные к написанию нескольких связных мыслей люди, оценившие повесть либо негативно, либо позитивно, согласны с предметом самой оценки, т. е. с тем нравственным, моральным (морализаторским?), гуманистическим и антимилитаристским смыслом, что вплетен в «Врага моего»:

«Но ведь суть же как раз в том, что две практически идентичные культуры воюют просто на пустом месте. Их конфликты возникают буквально из-за почти не пригодных к жизни планет. Разве это не похоже на то, что происходит на Земле? Это просто иллюстрация того, что люди разных национальностей, разных рас, разных сообществ, разных городов, районов, домов, семей способны спорить и до смерти воевать ради... чего? Да ничего, нам нечего делить, вот о чем повесть» (Tullma)

«По сути антивоенный роман» (holyship)

«Я понимаю, автор напустил там соплей с сахаром, а они всегда хорошо шли у определенных категорий читателей. И посыл правильный» (nworm)

«издалека враг кажется злым и заслуживающим смерти, но стоит узнать врага ближе — и проникаешься уважением к нему. Так и с людьми» (kartinka)

«Повесть также учит терпимости по отношению к окружающим. Она учит стремиться к пониманию друг друга, не смотря на различия. Говорит нам о том, что не смотря на, то какие мы все разные, все хотим одного и того же: любви и понимания, поддержки и чтобы рядом всегда был близкий друг» (NEPROSNENKOE)

«Хорошая психологическая вещь. Напомнило рассказы про братание солдат во времена Первой мировой. Ведь войны ведутся политиками и власть имущими, а страдают простые люди. И ненависть к противнику очень часто только плод пропаганды. И она вполне может развеяться, если ты окажешься с врагом один на один» (Orm Irian)

«Преодоление гигантских пропастей внутри душ, культур и всего остального» (Nesya)

«И мастерски, шаг за шагом, ни разу не оступившись, автор показывает, как уходит, умирает и перерождается в дружбу вражда. А потом и в нечто большее, чем дружба — в родство» (MikeGel)

и т. д.

Разные оценки, разные люди, разное время, но слова одни. Тем не менее, нашлось несколько человек, которые, с полярными оценками, приблизились, как мне представляется, к закулисной подоплеке «Врага моего»:

«Ну, что тут особенного, спросите Вы: почти в каждой книге найдете это: слушайте друг друга, понимайте и будет Вам счастье. Но особенное как раз в той части, которая в фильме превратилась в жизнеутверждающий и подчеркнуто официальный финал торжества толерантности, политическую рекламу наступающих в мире перемен.

А ведь в книге этого ничего нет. Нет никакого официального признания заслуг героев в деле установления идеалов равенства и братства. Есть только личный выбор одного взятого человека и одного маленького чужака, которые решили, что они- самые близкие друг другу существа во Вселенной, чтобы там не думали миллиарды их соотечественников. Нет там никакого торжества толерантности, иначе не оказались бы герои вновь на забытой всеми богами Вселенной планете холода и ветров. Есть только одно: понимание, кто ты и какой ты, какие твои личные убеждения и готов ли чем-то жертвовать ради них. Не так пафосно, не так сентиментально, как в фильме, но более правдиво и всегда современно» (primorec)

«Единственное, что мне здесь понравилось, это то, что автор вольно или невольно на примере землянина показал причины, способствующие ксенофилии. У офицера Дэвиджа нет ни семьи, ни жены, ни детей, с родителями он не общается с 18 лет, хотя вроде и не ссорился. За время службы у него не появилось ни одного настоящего друга, хотя товарищи были, конечно, но это не то. Он абсолютно нерелигиозен, ему некуда возвращаться, нечего защищать, никто не любит его, и он по сути никому не нужен. Однако, даже такой человек перекати-поле способен страдать от одиночества, будучи отторгнут человечеством, он вынужден искать понимания где угодно, хоть в самой Преисподней» (Нескорений)

«В повести Лонгиера это приобщение «человека-варвара» к культуре инопланетянина выражается в том, что он заучивает всю родословную инопланетянина — кто из его предков что сделал, что является своеобразным ритуалом. И жалуется, что и своих дедушек-бабушек то не знает толком, не говоря уж о других предках. Тут я хотела бы заметить, извините, что это не свойство людей вообще, хотя, конечно, для нашей культуры хорошее знание истории своего рода является нетипичным, а для американской — так тем более, видимо. Но если, допустим, в этой космической войне чудом оказался бы какой-нибудь уважающий себя средневековый европейский аристократ — ему тоже было бы чем похвалиться. В целом как признак значимой культуры это не то чтобы сильно впечатляет, но для простенького сюжета в этой повести сойдет» (kerigma)

Вот с этими тремя комментаторами я соглашусь в том, что следует пристальнее взглянуть на удивление землянина родословным ритуалом драконианина, на возвращение Дэвиджа на Землю и то разочарование, которое возникло у того во время прилета и даже до этого. И после этого иначе посмотреть на сами отношения между Дэвиджем и Джерри. Для того, чтобы во всем это разобраться, вновь прибегнем к цитатам. На этот раз к авторским:

"— Но почему всего-навсего пять имен? У человека ребенок может носить любое имя по выбору родителей. Больше того, достигнув совершеннолетия, человек вправе изменить имя, выбрать себе любое, какое только придется ему или ей по вкусу.

Драконианин посмотрел на меня, и взгляд его преисполнился жалостью.

— Дэвидж, каким заброшенным ты себя, наверное, чувствуешь. Вы, люди, все вы, должно быть, чувствуете себя заброшенными.

— Заброшенными?

Джерри кивнул.

— От кого ты ведешь свой род, Дэвидж?»

»...я понял, что имел в виду Джерри, когда говорил об ощущении заброшенности. Заткнув себе за пояс несколько десятков поколений, драконианин знает, кто он такой, для чего живет и на кого должен равняться»

«Я вслушивался в речитатив Джерри (официальный язык дракониан), внимал биографиям, излагаемым от конца к началу (от смерти к совершеннолетию), и у меня возникало ощущение, будто время, сжавшись в комок, стало осязаемо, будто до прошлого теперь рукой подать и его можно потрогать. Баталии, созданные и разрушенные государства, сделанные открытия, великие деяния путешествие по двенадцати тысячелетиям истории, но воспринималось все как четкий, живой континуум.

Что можно этому противопоставить?»

«Вновь среди людей — и более одинок, чем когда-либо»

»...я понял, что, отправляясь к родителям, совершаю ошибку. Мне до чертиков нужен был дом, тепло и уют домашнего очага, однако дом родителей, который я покинул восемнадцатилетним юношей, не даст мне ни того ни другого. И все-таки я туда поехал, поскольку больше деваться было некуда»

«Не усидел я с ними в поселке, Джерри. Пойми меня правильно: там хорошо. Лучше некуда. Но я все выглядывал в окошко, видел океан и невольно вспоминал нашу пещеру. В каком-то смысле я здесь один. Но это к лучшему. Я знаю, что я такое и кто я такой, Джерри, а ведь это главное, верно?»

"— Мне будет приятно, дядя, если ты его обучишь всему, что надо знать: родословной, Талману, а главное — жизни на Файрине-IV, на нашей планете, которая теперь зовется — Дружба.

Я принял драгоценный сверток из рук в руки. Пухленькие трехпалые лапки, помахав в воздухе, вцепились мне в одежду.

— Да, Тай, этот бесспорно Джерриба. — Я встретился взглядом с Таем. — А как поживает твой родитель Заммис?

— Хорошо, насколько это мыслимо в его возрасте. — Тай пожал плечами. — Мой родитель шлет тебе наилучшие пожелания.

Я кивнул.

— Я ему тоже, Тай. Заммису не мешало бы выбраться из этой капсулы с кондиционированием воздуха и вернуться на жительство в пещеру. Здешний воздух пойдет ему на пользу.

Тай с усмешкой кивнул.

— Я ему передам, дядя.

— Посмотри-ка на меня! — Я ткнул себя пальцем в грудь. — Ты когда-нибудь видел меня больным?

— Нет, дядя»

Что делало жизнь Джерри осмысленной? Как он понимал «кто он такой, для чего живет и на кого должен равняться»? И почему того же самого до определенного момента был лишен Уиллис Дэвидж? Отвечая на эти вопросы можно, конечно, просто сослаться на приобщение землянина к драконианской культуре. Но, как верно замечали выше, сильного различия между земной и драконианской культуры, помимо древности и особого отношения к родословным (будем откровенны, что последняя вообще-то проистекает из их специфического способа репродукции), нет. Да и простая ссылка на «культуру» слишком слаба и абстрактна. Может, конкретизировав это приобщение не к культуре вообще, а к Талману в частности, мы получим более точный ответ? Кажется, что и тут мимо: Талман важен для Дэвиджа, но это лишь часть того, к чему он пришел. Что же это за нечто?

Традиция. Посмотрим на реакцию землянина от произнесение всей родословной Джерри, на его эмоции от пребывания на Земле, думы о заброшенности, архаизацию своего пожилого быта из финала повести (последнее — вообще жирный намек). Дэвидж примкнул к традиции, можно даже прописать ее с большой буквы — к Традиции.

Земля из вселенной «Враг мой» быстро развивающийся мир, чей разумный вид за смешное время — смешное по сравнению с драконианами (хронология освоения космоса пришельцами — на порядки дольше и глубже, но по результатом сопоставима с человеческими достижениями) — вышел в черноту небес и освоил множество планет вокруг самых далеких звезд. Но эта скорость, эта стремительность и эта мощь имеет свою цену. Это прощание с Традицией, отказ от нее, ее разрушение. Можно свести это к банальному, со страниц школьного обществознания, переходу от традиционного общества к обществу индустриальному. Но все сложнее. Дракониане шли похожим путем, как косвенно следует из повести (я смотрю на нее в отрыве от остальных романов и других произведений цикла — стоит это отметить), но технологические достижения и модернизацию они не ставили в противовес собственным традициям и Традиции как таковой. Земляне же выбрали заброшенность как забвение Традиции и традиций, ради Нового, Будущего, Дальнего. И Дэвидж в ходе общения с Джерри ощутил это сполна. Поэтому он не просто принимает более высокую, чем земная, культуру. Драконианам нравятся вестерны, у них есть мода и китч — все, как и у нас. Они не выше человечества в таком отношении. Но они глубже него, коренастее, корневее, длительнее и древнее людского рода. У них вообще иное отношение и взаимодействие со своим прошлым. Дракониане никогда не променяют его ради прагматики, скорости и эффективности. Главный герой и рассказчик «Враг мой» выбрал Традицию чужаков против Современности своих. За неимением аналога у самих людей, ведь Традиция умирает тогда, когда ее не продолжают. Прерывание и есть ее смерть, погибель традиционного, разрыв с прошлым, пробел в последовательности из уст в уста. И лучшая метафора Традиции — это традиция торжественного озвучивания родословной.

Именно из-за сказанного я полагаю, что «Враг мой» — это фантастика не про антивоенную робинзонаду с элементами Контакта, а о встрече человека с Традицией. С Традицией, которая чужда ему не из-за того, что она есть традиция чужаков, а потому, что сам главный герой, Дэвидж, не принадлежит ни к какой традиции. У людей будущего их не осталось. Но вот здесь возникает другая проблема... Появление в роде Джерри, у Заммиса и у Тая, нового типа как-бы-родни — «дяди» — и преображение ритуала изучения родословной, перепоручение ему, Дэвиджу, этой роли — это ли не забвение традиции? Не забвение традиционного? И да, и нет. «Диалектика!» (с). С одной стороны, конечно, дракониане в лице и Джерри, и потомков поменяли свои ритуалы. Но передача Традиции всегда носит момент новаций. Медленных, постепенных, эволюционных, но новаций, от намеренных или случайных ошибок в тех или иных посреднических устах. Или по иным причинам. Поэтому дружба Дэвиджа и Джерри, в каком-то смысле, встала выше Традиции дракониан. Но, с другой стороны, нельзя забывать об одной очень древней и важной традиции. Такой традиции, которая во многом есть у нас, современников Лонгиера, и у людей из будущего, описываемого им. Это единственная традиция, оставшаяся у человечества, сделавшая его таким, какое оно есть. Это традиция разрушать традиции. И не это ли нововведение ввел в драконианский уклад дядя Дэвидж? Кто знает...

Но именно поэтому «Враг мой» — это не только воспевание Традиции, но и отрицание традиций. Это скрытое обаяние традиции разрушать традиции, которое глубоко сидит в нашем земном роде. И пусть оно сидит там как можно больше — ведь у всех должна быть своя традиция.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала в детстве, очень впечатлилась. Действительно, издалека враг кажется злым и заслуживающим смерти, но стоит узнать врага ближе — и проникаешься уважением к нему. Так и с людьми.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это тот конкретный пример, когда простота гениальна, ведь Враг мой не имеет ничего особенного, и в тоже время ничего лишнего, а сюжет обычен, порой банален и часто использовался ранее, даже, извините, затерт до дыр. Что может быть проще — два инопланетных существа, враги по сути, вдруг подружились... но как это описано, как существа с разным мышлением, менталитетом, культурой и разными цивилизациями выживают вместе на дикой планете, как они притираются друг к другу. Очень интересно, тонко и увлекательно, прочитал книгу лет 15 назад, фильм смотрел лет 25 назад, но все запомнил в подробностях. Такие книги делают добрее и прививают любовь к литературе, да и жизни вообще.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее произведение, которое заставляет задуматься о многих важных вещах. Прежде всего о войнах, которые всегда были и, наверно (к сожалению), будут существовать. Сначала мы воюем между собой в попытке что-то поделить, или вернуть, или отобрать, или доказать своё превосходство — не важно, война никогда не будет иметь никакого здравого оправдания или даже обоснования, и даже защищающаяся сторона (если таковая имеется) становится неотделимой частью этого постыдного действа. Почему так происходит — многим непонятно, но факт остаётся фактом — люди попрежнему готовы убивать или посылать на убийства — такова жизнь, вечная борьба света и тьмы. В данном призведении представленно противостояние 2-ух цивилизаций: людей и дракониан. И причина этой войны всё та же — борьба за право обладанием новым миром, т.ё. ничего не изменилось, просто возрос масштаб, а «враг» принял форму не очень нам приятных гермофродитных гуманоидов, похожих на наших земноводных рептилий. Но когда 2 представителя противоборствующих лагерей оказываются один на один на необитаемой планете, мы видим — насколько бы они не отличались друг от друга — в главном, они всегда были и будут одинаковы...об этом говорит одна единственная фраза, прозвучавшая из уст дракониана Джамиса: «Но как мы подружимся, если не можем поговорить друг с другом». Читайте с удовольствием!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фильм пересматривала несколько раз, всегда трогает до слез. Книга немного проще фильма, но все равно — очень интересна, хорошо написана и, самое главное, заставляет взглянуть на мир под другим углом. Задуматься о предвзятости человеческих взглядов, о нашем желании уничтожать всех и вся, кто от нас отличается.

Замечательная повесть, стоящая всех полученных ею премий.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своё время, ещё в детстве, на меня произвёл впечатление фильм. Хорошо сделан, хорошо отыгран. Когда попалась в руки повесть, я с удовольствием прочитала её. И ни капли не разочаровалась, скорее, наоборот. Очень тонко прописаны все моменты раскрытия слишком непохожих героев навстречу друг другу. Преодоление гигантских пропастей внутри душ, культур и всего остального. Повесть действительно пронимает.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сражении около захолустной бесплодной планеты на истребителях столкнулись человек и драконианин, представитель древней расы, чем-то напоминающей драконов. Сбив друг друга, они разбились на маленьком острове посреди бушующего океана и под проливным дождём.

От выживания вместе они переходят к пониманию друг друга, а от понимания — к познаванию мироощущения другого. Джерриба Шиген, драконианин, и Уиллис Дэвидж, человек, не похожи внешне, имеют разные нравы, но обьединяет их то, что, по мнению автора превыше всех — дружба, родство душ.

Как Джерри и Дэвидж, общества людей и дракониан совершенно не похожи внешне, и абсолютно идентичны по сути. Безсмысленная ненависть друг к другу, коррупция и другое разьедает их и отравляет.

Повесть не просто захватывает, она вдохновляет. После прочтения возник такой душевный подьём, какой не испытывал давно от прочтения фантастики. Не прочитать такое нельзя.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Супер, просто супер, эмоциональная, сильная книга. Читается на одном дыхании. На войне нет людей есть только войско, зато при спасении жизни все границы стираются, и различия уже не так важны, жить хотят все.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх