fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
1780
Моя оценка:
-

подробнее

Второе нашествие марсиан

Повесть, год (год написания: 1966); цикл «Послесловие к Уэллсу»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 140
Аннотация:

Название повести отсылает к «Войне миров» Герберта Уэллса. Однако по Стругацким ни о какой войне не может быть и речи. Для того чтобы получить власть над землянами, пришельцам достаточно сделать лишь выгодное предложение, создать для людей комфортные условия. И тогда люди сами согласятся на добровольную оккупацию.

Примечание:

Беловой вариант не сохранился.

Первая публикация: Байкал (Улан-Удэ). — 1967. — № 1.


Входит в:

— цикл «Послесловие к Уэллсу»  >  Произведения отечественных авторов

— журнал «Байкал № 1, 1967», 1967 г.

— сборник «Стажёры. — Второе нашествие марсиан», 1968 г.

— антологию «Vortex. New Soviet Science Fiction», 1970 г.

— антологию «A marslakók második inváziója», 1974 г.

— антологию «Pozemšťané a mimozemšťané», 1981 г.

— сборник «Жук в муравейнике», 1983 г.

— антологию «Tierra Fantasy», 1986 г.

— сборник «Избранное», 1989 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 89

Активный словарный запас: средний (2792 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 83 знака, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 4% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Северный клинок / Nordklinge, 2011 // Роман (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Стажеры. — Второе нашествие марсиан
1968 г.
Жук в муравейнике
1983 г.
Избранное. Том II
1989 г.
Избранное
1989 г.
Избранное
1990 г.
Сочинения. Том 2
1990 г.
Второе нашествие марсиан
1990 г.
Второе нашествие марсиан. Записки здравомыслящего
1990 г.
Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан. Отель «У Погибшего Альпиниста»
1992 г.
Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан. Отель «У Погибшего Альпиниста»
1995 г.
Трудно быть богом
1996 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
1997 г.
Хищные вещи века. — Второе нашествие марсиан. — Град обреченный
1997 г.
Гадкие лебеди
2000 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2001 г.
Четыре Стихии: Вода
2003 г.
Люди и боги
2004 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2004 г.
Второе нашествие марсиан
2005 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
2006 г.
Понедельник начинается в субботу
2006 г.
Понедельник начинается в субботу
2006 г.
Бегство вперед
2007 г.
Бегство вперед
2007 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2007 г.
За миллиард лет до конца света
2008 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2009 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2010 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2013 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2016 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966
2018 г.
1964-1966. Хищные вещи века. Беспокойство. Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан
2018 г.
1964-1966. Хищные вещи века. Беспокойство. Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан
2018 г.
Пикник на обочине вселенной
2019 г.
Второе нашествие марсиан. Беспокойство
2021 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2021 г.

Периодика:

Байкал № 1, 1967
1967 г.

Самиздат и фэнзины:

Второе нашествие марсиан
1983 г.
Неназначенные встречи
2017 г.

Аудиокниги:

Второе нашествие марсиан
2006 г.
Второе нашествие марсиан
2009 г.
Хищные вещи века. Второе нашествие марсиан
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.
Второе нашествие марсиан
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Vortex. New Soviet Science Fiction
1970 г.
(английский)
Vortex. New Soviet Science Fiction
1971 г.
(английский)
Die zweite Invasion auf der Erde
1973 г.
(немецкий)
Trudno być bogiem
1974 г.
(польский)
A marslakók második inváziója
1974 г.
(венгерский)
La seconda invasione dei marziani
1974 г.
(итальянский)
Die zweite Invasion der Marsmenschen
1976 г.
(немецкий)
Den andra marsianska invasionen
1979 г.
(шведский)
Второто нашествие на марсианците
1979 г.
(болгарский)
Far Rainbow / The Second Invasion from Mars
1979 г.
(английский)
Far Rainbow / The Second Invasion from Mars
1980 г.
(английский)
Pozemšťané a mimozemšťané
1981 г.
(чешский)
Trudno być bogiem
1983 г.
(польский)
La seconde invasion des Martiens
1983 г.
(французский)
Die zweite Invasion der Marsianer
1984 г.
(немецкий)
Tierra Fantasy. Tomo 2
1986 г.
(испанский)
La dua invado de marsianoj
1998 г.
(эсперанто)
La Seconde invasion des Martiens
2002 г.
(французский)
A doua invazie a marţienilor
2007 г.
(румынский)
Die Schnecke am Hang. Die zweite Invasion der Marsmenschen. Die Last des Bösen. Aus dem Leben des Nikita Woronzow. Ein Teufel unter den Menschen.
2011 г.
(немецкий)
火星人第二次入侵
2014 г.
(китайский)
Marslaste teine sissetung
2015 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начала знакомиться с этой повестью лет в семь, когда мама читала мне на ночь смешные места из неё. Потом прочитала целиком и поняла, что эта повесть-- отнюдь не сборник шуток. Но она осталась моим любимым произведением, быть может, потому, что это совершенно гениальная, точная, лаконичная, но вместе с тем совсем не злая сатира на нас на всех. Возможно, потому что Стругацкие спустились в ней с небес на землю и посмотрели на мир глазами обычного обывателя, человека невеликого ума или героизма, но честного трудяги, со своими бытовыми проблемами. И как такой человек будет воспринимать вторжение в его жизнь чего-то невероятного.

Надо сказать, я никогда не считала «Нашествие» антиутопией, а Аполлона-- антигероев, быдлом, мещанином и прочее. Наоборот, он вызывал у меня симпатию. Обычный человек, причём человек неплохой-- не склочный, интеллигентный, иногда смешной, но иногда его понимаешь. Честный трудяга: детей учить-- это вам не в офисе бумажки перекладывать, работа ответственная, и, не побоюсь этого слова, благородная. Тем более такой предмет, как астрономия: в жизни он не пригодится, но расскажет о том, как чудесно устроен мир, научит понимать необъятное и мечтать о недостижимом. А это очень важно, знаете ли.

В «ХВВ» Стругацкие крепко припечатали массы, показав, что никакое изобилие не компенсирует бездуховность. Но таковы ли герои «Нашествия», как слегачи их «ХВВ»? Нет. Последние-- охреневшие от комфортной жизни люди, уже и не знающие, куда пристроить свой скучающий ум, в погоне за удовольствиями эгоистичные и замкнутые, забывшие о том, что такое нормальные человеческие отношения. Герои же «Нашествия» ничем таким не отличаются: да, их мысли редко выходят за пределы бытовухи, но они любят, дружат и растят детей-- в них нет той пустоты и надломленности, которая есть в жителях города «ХВВ».

Это обычные люди, не герои, но и не опустившиеся дегенераты. И я не могу заклеймить их «мещанами»-- ведь это значит, что я навешу этот же ярлык на очень многих людей, дорогих мне ИРЛ. Кто прав, Харон или Аполлон-- каждый решает для себя: не даром Стругацкие оставили этот вопрос открытым. Это повесть-- не ответ, как полагают многие; эта повесть-- вопрос без ответа.

Оценка: нет
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смешная до жути сатира, которая представляется жутковатым предвидением в век глобализации и постиндустриализации. Власть захватили марсиане. Перебили бандитов, разогнали коррупционеров, покончили с наркотиками, покончили с гонкой вооружений, занялись вопросами ЖКХ и сельского хозяйства, внедрили кое-какие технологии. И предложили всем желающим регулярно сдавать желудочный сок. Добровольно, за очень хорошие деньги. Неизвестно, зачем им сок, но теперь они непобедимы. Любая оппозиция развалится раньше, чем успеет оформиться.

Так то марсиане — прогрессоры или паразиты? Для проверки поставим эксперимент. Допустим, дон Румата сверг дона Рэбу и стал править Арканаром. Править будет как прогрессор-реалист. Распустит серую гвардию, прижмёт непокорных баронов, отменит пытки, заведёт библиотеки, ослабит сословные барьеры (хотя бы в столице), внедрит кое-какие технологии, пригодные в этом мире, попробует переловить разбойников (это вряд ли получится), объявит о снижении феодальных податей (бароны станут насмерть, но указ нужен). Издаст указ об обязательном ежедневном умывании. Чтобы подданные выполняли это малопонятное требование, им придётся платить. Выходит, марсиане — прогрессоры.

Как жить тем, кто попался под руку прогрессорам? Есть два мнения. Аполлон, конечно, человек здравомыслящий, занудный, адекватный до безобразия, но очень неглупый. Его позиция неуязвима. Если мы сами не можем решить свои проблемы, пусть этим займутся марсиане. Всё равно их не одолеть. Да может, и нет никаких марсиан. Никто их не видел, действуют через посредников. Синий хлеб — это не обязательно с Марса. Синий самогон — ну, этим нас точно не удивишь.

Есть только одно НО. Марсиане как прилетели, так и улетят. Либо наступит момент, когда они уже ничего не смогут дать землянам. И останутся люди, способные только сдавать сок и получать деньги. Разучились работать, разучились создавать, разучились соображать, разучились наводить у себя хоть какой-то порядок. Всё придётся начинать с нуля.

Получается, прав Харон. Интеллигент-шестидесятник, редактор маленькой газеты. Дело журналистов — убеждать людей в своей правоте. Собственно, их дело — доносить до людей неискажённую информацию, но этим давно никто не занимается. И тут выясняется, что журналист умеет убеждать только своих единомышленников. Остальных он не знает, и знать не хочет, и они его, разумеется, тоже не слышат. Когда аргументы кончаются, интеллектуал берёт автомат и начинает стрелять. Но стрелять он тоже не умеет.

Что же делать? У каждого своё решение. Каждый по-своему прав. Моё — прожить жизнь до конца, по возможности не теряя человеческого облика, и постараться сохранить, что возможно, из домарсианской эпохи. Когда-нибудь это пригодится.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нечто весьма не характерное для Стругацких, как мне показалось.

С одной стороны, я понимаю Харона, который не хочет, чтобы человечество удовольствовалось ролью дойной скотины, а с другой стороны — понимаю конформистское большинство. Для меня большой вопрос, кто же действительно относится к людям, как к дойной скотине — сильные мира сего или марсиане. Ведь до появления марсиан никому не было дела до наркоторговца, все о нём знали, но никто ничего не мог с ним сделать. Никому не было дела до пенсий, до здорового питания людей, до отсутствия в городе простейшей канализации. Очень жаль, что даже инопланетяне смогли за несколько дней сделать для людей больше, чем за многие десятилетия все политики вместе взятые, тем более что марсиане не сделали ничего такого, что было бы не в силах людей.

Поэтому политикам нужно бы задуматься о том, чем они занимаются и обратить своё внимание на настоящие ценности. В благополучном обществе сценарий повести был бы невозможен.

P.S. Прочитал отзывы ниже и понял, что большинство людей горазды навешивать ярлыки «мещанин» и «быдло». Некоторые высказывают презрение к главному герою, Апполону. Дескать он безвольный, безыдейный слабак, которому интересны только марки да коньяк. Ребята, он пенсионер, который 30 лет проработал учителем. Посмотрим какими вы сами станете на пенсии.

Остальных героев повести тоже можно оправдать. Им не до высоких идей, один всю жизнь возит дерьмо, другой ловит пьяниц, остальные сеют хлеб и разводят скотину — у них просто нет времени думать о чём-то возвышенном. Неужели вы думаете, что кто-то сознательно всё своё детство мечтал возить дерьмо, а теперь, став дерьмовым извозчиком, считает, что достиг в жизни всего, о чём он мечтал? Нет же. У него просто не было выбора, за долгие годы все его мечты были растоптаны, а самому ему было показано его место в жизни. Нашёл он, чем заглушить свою боль, вот и пьёт коньяк или водку. Но каждый из них добросовестно делает своё дело с 9 до 18, до самой пенсии, как об этом и говорилось в «Стажёрах».

И самое главное — марсиане ведь никому ничего не запрещали, никого не заковывали в кандалы, не гнали на скотобойню. Те, кто находил удовольствия в жизни помимо выпивки и марок, останутся при своём. Другие же станут чуточку счастливее — вам от этого плохо?

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть писалась, как предчувствие советских семидесятых годов, со сладостным застоем, прекрасным ничегонеделанием, моральной деградацией и социальным маразмом. 1967 год. Провалившийся юбилей «октябрьской революции», предверие «пражской весны» и окончательного предательства всех возможных идеалов.

Тогда, когда вышла повесть, пророчество не реализовалось, потому что на протяжении десятилетия нарастала нищета советских людей и это обстоятельство будило в них беспокойство, не давало полностью превратиться в свиней.

Но час «Второго нашествия марсиан» настал в нулевые годы. Вот тогда-то всё сбылось на сто процентов. И непрерывно возрастающее благополучие, и упоительное безделье на госслужбе, и отстрел диких бандитов энергичными мальчиками из госбезопасности, и ликвидация демократии за ненадобностью, и культурная деградация, и упоение собственным скотством... Ну, всё в точности по книге.

Ещё одно подтверждение социальной трезвости и ясности ума братьев Стругацких.

Характерно, как томно жалуются на скуку от чтения этой блистательной повести современные российские читатели. В самом деле, кому приятно видеть своё отражение в таком заркале?

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обыватели редко становятся героями произведений, тем более, фантастических. И, действительно, что может быть увлекательного в жизни в одном и том же маленьком городке, со знакомыми с раннего детства соседями, с монотонным, каждодневным и не очень интересным трудом? В размеренной жизни, когда весь остальной мир воспринимается только через газеты, радио и телевизор, а его заботы и события менее важны, чем пропажа соседской кошки.

В обывателях нет ничего героического, и мало кто открыто и добровольно причисляет себя к ним, презрительно называя их «быдлом», более мягко -«мещанами» или еще более корректно «электоратом», в зависимости от сиюминутной политической ситуации или предпочтений.

А между тем, именно эта масса обычных, ничем не примечательных людей своим равнодушным молчанием или гневным словом решает судьбу стран и правителей. И решает, исходя только из одного своего шкурного интереса, поскольку их мало интересует, кто там у власти — диктатор, президент, парламент, король или марсиане, пока эта власть выполняет то, что от нее ждут: обеспечивает стабильность и привычный образ жизни, работу, определенный уровень благосостояния, доступность основных услуг и развлечений, защищает от преступности. И по большей части им все равно, как это происходит, главное, чтобы цена за сытую, обеспеченную и безопасную жизнь не была слишком велика. А в данном конкретном случае, вряд ли сдача желудочного сока — слишком большая плата за безопасность, работу, хорошую пенсию и решение бытовых проблем. И жителя маленького городка вряд ли интересуют отвлеченные проблемы свободы и нарушения различных прав, пока не нарушают его право ходить по пятницам в бар и судачить о мировых проблемах с друзьями за кружкой пива.

И в этом плане «Второе нашествие марсиан» — сегодня еще более актуальная повесть, чем в момент ее написания. Неоднозначная и оставляющая больше вопросов, чем ответов. Правильный подход: такие вопросы каждый решает для себя сам. Но вот что не дает покоя: в повести мы видим только начало истории, а вдруг ее развитие будет более оптимистичным и это — не паразитизм, а симбиоз, который приведет к новому процветанию? В конечном итоге, ведь все сводится к тому, что мы понимаем под «счастливой жизнью» и какую цену готовы за нее заплатить.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне, философии во «Втором Нашествии» куда больше, чем сатиры. Хоть юмора здесь и в достатке — солёненького, но отменного.

Читал, хоть и не помню где, что «Второе Нашествие» стало своего рода ответом Стругацких на произведение Лазаря Лагина «Майор Вэлл Эндью.» Там автор ( тоже в форме дневника главного персонажа ) достаточно интересно развивает тему, о которой в оригинале Уэллса сказано лишь мельком ( и то, в порядке предположения человеком, склонным приписывать марсианам человеческую логику ) — тему людей-предателей на службе у марсиан. Что вроде бы натолкнуло Стругацких на мысль: «Ладно, предатели — предателями, но как быть с простыми обывателеми, составляющими основу человечества, если марсиане не будут их убивать, ни даже отнимать ничего необходимого для жизни и обывательского счастья?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И даже еще кое-что дадут.
На этот вопрос Стругацкие и попытались ответить в «Нашествии».

Что ценно — они не сделали из Аполлона, воплощенного обывателя, чучело для колки штыками, или же хрестоматийного Мальчиша Плохиша. Своего персонажа авторы наделили всеми чертами нормального живого человека ( и даже некоторыми своими личными — как любовь к маркам ). Чем недвусмысленно указали на то, что черты Аполлона есть в каждом из нас — даже в тех из нас, кто тянет на Харона.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение из жанра сатиры, и конечно же, наверняка, стоит сравнивать его с такими глубокими произведениями, как, например «Понедельник начинается в субботу» или «Сказа о тройке». Но если вдуматься и посмотреть на это произведение, как на объект культурного наследия советского общества, в котором данные персонажи и ситуации рассматривались тогда с точки зрения плохого примера, высмеивались вместе со всеми пороками потребительства, тогда можно открыть для себя совершенно иной смысл, которого авторы по идее не вкладывали, но который назрел сам из-за уникальности и универсальности сюжета, а так же сменившихся моральных ценностей и устоев нашего времени.

И тогда сатира и юмор обращаются в сарказм и иронию, причем злую и совершенно не смешную иронию. События, которые происходят имеют действительно довольно сатирический подтекст, но он настолько резонирует с нашим реальным современным положением вещей, что перетекает из разряда небылицы и становится каким-то страшным пророчеством от авторов, которые, сами того не подозревая, составили его довольно емко.

Главным действующим лицом этой повести является типичный мещанин, приспособленец, склочник — типичный психотип обывателя, находящегося на пенсии. И до конца не понятно, хотят ли авторы сделать его антигероем на столько максимально, чтобы снова высмеять все потребительские пороки общества, или же все таки показать мир с его точки зрения и подчеркнуть всю сложность выбора именно такого мировоззрения, когда в принципе у описываемого общества отсутствует хотя бы какое-то понимание моральных ценностей или собственного назначения.

Все что нужно в жизни главному герою — это высокая пенсия, да такая, чтобы ее хватало на покупки и коллекционирование редких марок. В момент, когда его обвиняют в причастности к оппозиции против марсиан, упоминая его зятя, который туда вступил, вместо того, чтобы за него вступиться, Аполлон решает встать на сторону склочников и быстро откреститься от собственного родственника. А когда оказывается, что из-за его экземы желудочный сок теперь будет цениться в несколько раз больше, чем у остальных, он искренне начинает думать, что наконец настало та самая белая полоса в его жалкой жизни. Сопереживать такому герою совершенно не хочется и воспринимать его как-то иначе тоже, но весь цимус в том, что есть плохой пример, в лице главного героя, но в противопоставление ему никто не ставится. Да, существует некая оппозиция, которая начинает бороться с нашествием, но быстро распадается и расходится мирно по домам. Даже тот самый зять Харон возвращается обратно на дорогой машине и в чистой одежде со стыдом в глазах продавшего родину приспособленца.

И в конечном итоге получается, что нет никого, кто бы мог встать и пойти против назревающей системы. Человечество не нужно завоевывать, с ним не нужно воевать, когда в обществе процветает мещанство и потребительство, человечество можно просто купить. Именно к таким выводам приходит герой другой повести «Хищные вещи века» Иван Жилин, к таким же выводам, видимо, приходят и марсиане. И по речи Аполлона, которую он затем захочет переписать и поставить в рамочку, становится совершенно не смешно. Люди — это доеные коровы, обеспеченные сытостью на всю жизнь, которых как на убой будут кормить специальным синим хлебом. Именно эту преамбулу Аполлон переиначивает и возводит в апофеоз, идеализирует, ссылаясь на наступившее спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

В конечном итоге у Стругацких снова получилось произведение с двойным дном. Возможно, именно из-за сатирического направления в нем отсутствует какое-либо противопоставление назревающей катастрофе, с целью показать максимально всю глупость превращения человеческой цивилизации в домашний скот. Да, вот только смеяться над этой глупостью в 2015 году нет никакого желания, а вот поражаться и пугаться, наверное, все еще можно. Именно это и цепляет. 10 из 10

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вдуматься, страшная вещь. Пожалуй, самая страшная из того, что успели написать братья Стругацкие. А с учетом того, что практически все их книги, созданные в 60-70 годы, стали явлением не только в советской, но и в мировой фантастике…. И причем, не столько из-за таланта братьев, как рассказчиков (хотя, конечно, и он бесспорен), сколько из-за мыслей, навеваемых читателям их произведениями….

В этой небольшой повести авторы предлагают читателю не только задуматься, насколько хрупка наша цивилизация, но и поразмыслить, что же представляет из себя простой человек, так называемый обыватель, каких в нашем мире насчитывается едва ли не 100%. Тот самый, который по словам братьев Стругацких, вместо слов «Что надо сделать?» говорит: «Что с нами сделают?»... То, что они написали, получилось не столько смешным, не столько увлекательным, сколько страшным. А ведь, на самом деле, авторы всего-навсего только и предложили нам посмотреть на самих себя со стороны. И то, что мы увидели, надо думать, понравилось большинству совсем не очень... Хотя многие еще и спорят о правоте Аполлона и иже с ним. :)

А повесть вышла на все времена: актуальная на момент написания, не менее актуальная сейчас, актуальная, надо думать, еще долго-долго в будущем... И, вот, как раз в этой постоянной современности книг братьев, и заключается один из секретов их популярности уже более, чем на протяжении 60-ти лет.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое любимое мое произведение у Стругацких. Почему человек должен непременно мечтать об высоком? Покорить космос или центр Земли или дно морское? Ведь если подумать то обычная травинка интереснее чем все галактики вместе взятые! Нужно уметь радоваться простым вещам типа куска хлеба или яблока или кружки молока. ГГ — мещанин, но это ничуть не хуже чем капитан космолета или великий ученый. Самое ценное что есть в Мире это человеческая жизнь! Все звезды мира не стоят ее! Человек должен любит ее и заботиться о ней! Марсиане смогли реально улучшить жизнь людей, честь им и хвала! Если человек пожелает может искать приключений или открытий. Это будет его выбор. Но тупо заставлять его отказаться от простой жизни нельзя никому. Каждый человек имеет право выбора! И это право священно! Хочет он простой мирной жизни! Пусть получит ее ! Инсургенты явно не знают жизни сироты или матери-одиночки или калеки если протестуют. Хотя все-таки слишком быстро события в книге развились.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот так и надо проводить вторжения — обыденно, просто, сонно и неотвратимо. Обыватели себе суетятся, как потревоженные муравьи, придумывают страшилки. Версий масса: взрывы то ли на ракетных, то ли на мармеладных заводах, маневры, «марсианцы с кометы». Но постепенно все стихает: жить-то надо. А много ли требуется старичку-обывателю? Была бы пенсия побольше, да чтоб экзема не мучила, да о марках чтоб было с кем поговорить, да в трактире посидеть с такими же, как сам, «пикейными жилетами» (ничего не могу с собой поделать — все эти разговоры пенсионеров в трактире у меня вызывают постоянную аллюзию с «Чемберлен — тоже голова»). Да еще чтоб Гермиона не слишком пилила... А там — марсиане, не марсиане...

А между тем по марсианским машинам и их пассажирам стреляют, странные молодые люди в узких пальто бьют шофера господина Лаомедонта... И в то же самое время — все вроде бы как всегда. Живем себе, синий хлеб кушаем, желудочный сок сдаем (пять монет за стакан — шутка ли!). Синюховку дегустируем...

Неужели все этим закончится?

Отличная вещь: прекрасный «дневниковый» стиль, великолепные персонажи и фирменный юмор!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего нового и интересного я для себя здесь не нашел. Очередная констатация того факта, что основной массе населения Земли ничего не нужно, кроме как наесться, напиться и заниматься своими увлечениями, которые чаще всего не имеют ничего полезного для развития цивилизации. Хотя здесь опять дилема: что мы называем развитием? Если развитие — это стремление к полному удовлетворению наличествующих потребностей населения, то марсиане именно это и дали людям. Но если под развитием понимать развитие интеллекта у населения, развитие науки и, в конечном счете, расширение возможностей человечества, то на этом развитии прийдется поставить крест с приходом марсиан, т.к. в новой системе ценностей важны не плоды человеческого труда, а колличество вырабатываемого желудочного сока.

Наука об обществе людей говорит нам, что главная задача экономики это удовлетворение постоянно растущих (!) человеческих потребностей в мире ограниченных рессурсов. А мнимое благополучие и стабильность, которое дали людям марсиане, занимают только нижние ступени пирамиды в системе ценностей Маслоу. Так что, получив необходимый минимум, люди захотят удовлетворить свои потребности в самовыражении, в признании, в самореализации. Ну а для марсиан-узурпаторов продукты высшей нервной деятельности человека не представляют какой-либо ценности. Вся проблема в том, что в нашем мире становится все больше и больше людей, которым это тоже не интересно. Было бы пиво бесплатное и женщины доступные, а ещё телевизор с кабельным :)

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается не очень легко. Читать скорее не нравилось. Хотя оглядываясь назад видно насколько многоплановая получилась вещь.

В какой-то момент показалось, что АБС пытались написать антиутопию , а получилась утопия (а ведь обычно получается наоборот).

Античные греческие имена наводили на мысль, что действие происходит в Греции. Большой столичный город марАфины (в моей голове быстро превратился в Марфино :)). И вообще ощущение, что недавно свергнута фашистская Хунта (год опубликования совпадает с годом захвата власти Хунтой). Но городок в двух шагах от столицы живет своей жизнью. И плевать ему на эту самую столицу. Слухи о полном уничтожении столицы со всем населением им по барабану.

Большая часть повествования никакой фантастикой и не пахнет, если не считать слухов про марсиан. При том, что всем известно на Марсе жизни нет.

Жесткая сатира против обывателей и мещан немного смягчается вопросом «А что делать». Да можно уйти воевать против марсиан, можно при некотором раскладе за марсиан, можно за себе против всех. А зачем? Ведь абсолютно не ясно, что происходит. У жителей маленького городка в целом нет никакой возможности влиять на большой мир, кто бы в этом большом мире не был у власти. А все отличие марсианской власти от земной заключается в +накормили напоили -причиняют некоторые физиологические неудобства (опять-таки добровольно).

Действие происходит конечно же не в том мире, который чуть не уничтожили марсиане. Да и не марсиане это. Но мысль заданная артиллеристом нашла продолжение. Умные «лжемарсиане» Войну Миров» конечно же читали. И выбрали идеальный путь захвата. 6 миллиардов нельзя перестрелять, зато 5 990 000 000 из них можно купить.

Античные имена плохо сыграли. Назвался груздем...Хотелось бы что бы характеры хоть немного соответствовали именам.

Желудочный сок для марсиан что-то типа алкоголя, что бы он получался чистым нельзя употреблять наркотики и он хорошо получается если кушать синий хлеб и пить сивуху.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне почему-то кажется, что во «Втором нашествии марсиан» Стругацкие обрисовали самую реалистичную картину вторжения, причем реалистичную не по происходящим событиям, а по реакции на них)

Такое странное, гуманистическое что-ли, вторжение марсиан дается читателю не с точки зрения героя, не с точки зрения простого человека, который меняется под давлением обстоятельств, и даже не с точки зрения «простого человека» такого усредненного, умозрительного. Господин Аполлон живой, настоящий. У него свой мир, подробно описанные друзья, привычки. Стругацкие как бы приближают к нам этого суетного, милого старика. И потом, когда ближе к концу повести, идет такое столкновение идеологий, нальзя уже просто отмахнуться от старика, как от «просто обывателя». Он ведь живой, со всеми своими марками, хлопотами о пенсии, он живой человек, которого не стоит забывать в угоду самым высоким, благородным идеям.

Милая, ироничная, очень мудрая повесть. Мне кажется, что ее полезно читать молодым восторженным людям, которые как раз часто в благородном увлечении забывают о конкретном человеке и даже готовы им жертвовать.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие повести знаменитых братьев-фантастов происходит в солнечной Греции. Сюжетно повесть продолжает «Войну миров» Герберта Уэллса и является своего рода ответом на «Майора Велл Эндъю» Лазаря Лагина — это говорили сами братья Стругацкие.

Что мне понравилось в этом произведении? Конечно же, лёгкий слог и значительная доля иронии и юмора — юмора, который иногда граничит с горьким сарказмом и откровенным абсурдом.

Например, местные жители гадают про непонятные ночные взрывы (а на самом деле, как я понял, это уже вторглись марсиане и они жестоко подавляют сопротивление столичных войск), и кто-то из местных предполагает, что где-то в стороне столицы взрываются… мармеладные заводы! Цитирую:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«А я что говорил!» — воскликнул было я, но меня прервал Миртил. Он рассказал, что рано утром к его бензоколонке подъехал заправиться незнакомый шофёр фирмы «Дальние перевозки», взял сто пятьдесят литров бензина, две банки автола, ящик мармеладу и по секрету сообщил, будто этой ночью взорвались по неизвестной причине подземные заводы ракетного горючего. Погибло якобы двадцать три человека охраны и вся ночная смена, да ещё сто семьдесят девять человек пропало без вести.

Мы все ужаснулись, но тут желчный Парал агрессивно осведомился: «А зачем же тогда, спрашивается, ему понадобился мармелад?» Этот вопрос поставил Миртила в тупик. «Ладно, ладно, — сказал он. — Слыхали. Хватит с меня».

Нам тоже нечего было сказать. Действительно, причём здесь мармелад? Калаид пошипел, побрызгал, но так ничего и не сказал. И тогда вперёд выдвигается этот старый осёл Пандарей.

«Старички, — говорит он. — Слушайте. Никакие это были не ракетные заводы. Мармеладные это были заводы, ясно? Ну, теперь держитесь». Мы так и сели.

«Подземные мармеладные заводы? — спросил Парал».

Чушь! — скажешь ты. Нет! — отвечу я. Потому что братья Стругацкие не были бы братьями Стругацкими без своего знаменитого сарказма. В этом отличие вторжения марсиан «по Стругацким» и вторжения «по Уэллсу». А общее у повести АБС с романом Уэллса то, что люди в начале тоже не понимают происходящих вокруг них событий.

А как известно, если ты чего-то не понимаешь или не знаешь, нужно это додумать! Не суть важно, прав ты или нет — главное придумай! Иначе спать спокойно не сможешь, ведь необъяснённый мир — мир страшный. История с мармеладными заводами — лучшее доказательство абсурдности человеческой психики с её первобытной склонностью к магическому мышлению.

Но первичные замешательство и удивление сменяются решительными действиями центральной власти. Да, всем вдруг становится понятно — марсиане опять вторглись на нашу планету, только на этот раз выбрали местечко потеплей — Грецию.

Однако если у Уэллса власть пошла с марсианами на открытый военный конфликт, у Стругацких местная власть почти сразу сдаётся марсианам. Да, были какие-то ночные взрывы, а зять главного героя, хмурый интеллигент Харон, берёт в руки автомат и уходит партизанить в леса, но всё это — лишь цветочки. Ягодок от человечества ты тут не дождёшься.

После полного разгрома греческих войск, власть начинает активно вводить принцип Окна Овертона — в земных СМИ разворачивается массовая пропаганда того, что захват марсианами Греции (а возможно, и остальных государств) — это хорошо и несёт исключительное благо всему человечеству.

Грубо говоря, греческие власти начинают готовить людей к рабству. Слова «раб» и «счастье» становятся, в общем-то, синонимичными. Власть дискредитирует образ борца за свободу, показывает его как бандита, преступника, сумасшедшего с автоматом в руках. Примечательно, что местные жители, чей уровень образования в основном низкий, верят топорной пропаганде, и с радостью начинают сдавать всех известных им партизан. А партизаны отныне даже и во снах не мечтают о поддержке со стороны местного населения...

Этих немногочисленных борцов за свободу человечества — голодных, раненых и гонимых всеми вокруг — пропаганда намеренно противопоставляет простому обывательскому счастью: ходить на работу, копаться в огородике, а на досуге коллекционировать почтовые марки…

Как говорили те же Стругацкие в «Пикнике на обочине»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!»

Плохо ли поступают власти Греции, дискредитируя и без того слабые протестные движения?

С одной стороны — да, плохо. Марсиане ввели практически военное положение в оккупированной стране, только совершили это тайно, в ходе подковёрных интриг с человеческим правительством. Однако читателю не совсем ясно: о чём же договорилось правительство Греции с марсианами?

Мы не знаем, в обмен на какие выгоды правительство людей продало местное население, отдало его на откуп марсианам. Может быть, власть имущие выторговали себе священное право не сдавать пришельцам свой желудочный сок? Ведь предателю нужна хоть какая-то выгода…

Да-да, ты не ослышался — марсиане прилетели на Землю, чтобы взимать с людей уже не кровь, как было у Герберта Уэллса, а желудочный сок. Людям предлагают сдавать его в обмен на хорошие деньги. Ежедневно. Стабильно. Выгодно.

Марсиане быстренько строят по всей стране пункты сдачи желудочного сока, нанимают вежливых врачей и симпатичных молоденьких медсестёр, местный мэр ежедневно зовёт всех сдавать сок, а наркобарона, который много лет отравлял жизнь городку, отправляют на принудительное лечение в тюрьму... Да и местный алкаш-ассенизатор перестал пить и начал вовремя откачивать септики! Чудо чудное, диво дивное, этот ваш коронавирус марсианин! Да, Белена Гладышева?

Обыватели практически сразу оценили новую власть и её кардинальные реформы. Все остались довольны — каждый извлёк свою выгоду. Тот же главный герой повести, бывший учитель астрономии Аполлон, рад, что теперь на вырученные деньги он может спокойно покупать страсть всей своей жизни — коллекционные почтовые марки…

Астроном, да ты же всё проглядел! Географ глобус пропил, а астроном телескоп разбил!.. Цитирую Бориса Стругацкого:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ни одно, кажется, из произведений АБС не писалось так легко и весело, как эта повесть. Сама идея о вторжении марсиан (и вообще инопланетян) на Землю сегодняшнего дня интересовала авторов давно.

В частности, эта идея промелькнула, скажем, в «Хищных вещах века»: Жилин там мрачно констатирует — для собственного сведения, — что в наши дни уэллсовским марсианам не понадобился бы ни тепловой луч, ни ядовитые газы, — достаточно было бы предложить человечеству иллюзорное бытие, человечество вполне созрело для того, чтобы погрузиться в виртуальную действительность немедленно и с охотой.

Мысль о том, что современное нам человечество в массе своей настроено дьявольски конформистски и начисто лишено таких понятий, как ЦЕЛЬ, СМЫСЛ, НАЗНАЧЕНИЕ применительно ко всем людям сразу, — мысль эта неизбежно приводила к естественному сюжетному ходу: человечество не надо завоёвывать — его можно без особого труда просто купить».

В общем, всем хорошо. Вот только никто не понимает (либо понимает, но его никто не слушает), что сдача желудочного сока — пока добровольная, но в перспективе принудительная процедура для каждого человека. И выгода однажды, но всё-таки закончится! Но местные жители, видимо, одобряют принцип «после нас хоть потоп»… На наш век — хватит, как говорится.

Давай же посмотрим на ситуацию и с другой стороны. Власти Греции сделали всё возможное, они пытались оказать сопротивление (напомню, в столице первое время что-то взрывалось и происходила переброска войск по стране), но бороться с превосходящим противником всё-таки не решились.

В итоге в стране сложилась классическая ситуация «сытого раба»: рабу хорошо, когда его кормят (или откармливают), когда моют его, следят за питанием и здоровьем, ухаживают за ним, как за скотиной на ферме — и делают всё это в обмен на его свободу и ежедневную кружку желудочного сока.

Прекрасная Мария Семёнова, автор книг про Волкодава, описала жизнь сытого раба в одном из своих стихотворений. Цитирую полностью:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мой прадед был из тех, кто не сберёг свободы.

Подраненный в бою, пощады запросил

И в доме у врага оставшиеся годы

Прозвание «раба» без ропота носил.

Должно быть, он сперва хранил в душе надежду

Вернуться в прежний мир: «Судьба, не разлучи!..»

…Но вот хозяин дал и пищу, и одежду,

И кров над головой в неласковой ночи.

И больше не пришлось в заботе о насущном

Решать и знать, что жизнь ошибки не простит.

Хозяин всё решит, хозяин знает лучше,

За ним рабу живётся и сыто и в чести.

Свободному закон не очень мягко стелет,

Свободный, он за Правду стоит порой один…

Ну а раба — не тронь! За ним его владелец.

А провинится раб – ответит господин.

И женщину он даст — супругу не супругу,

Но всё ж таки утеху толковому рабу…

…И время потекло по замкнутому кругу,

В котором повелось усматривать Судьбу.

И прадед мой не слал ей горьких поношений,

Не возносил молитву о разрешенье уз.

Ведь право рассуждать, ответственность решений —

Кому-то благодать, кому-то тяжкий груз.

И прежняя свобода — закрытая страница —

Всё более казалась полузабытым сном.

Иною стала жизнь — и мысли об ином…

…А правнукам его свобода и не снится».

В противопоставлении свободы и рабства и есть, на мой взгляд, главная суть повести братьев Стругацких. Достойный, кхм, фанфик по Герберту Уэллсу…

Пока я читал повесть, у меня возник вопрос: а что же такое желудочный сок? Для чего он нужен марсианам — хотя бы теоретически? Я поискал немного информации. Напомню — марсиане у Герберта Уэллса питались человеческой кровью. Хорошо, кровь может служить источником питания для других существ. А сок? Википедия в статье про желудочный сок говорит так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Основные химические компоненты желудочного сока: вода (995 г/л); хлориды (5—6 г/л); сульфаты (10 мг/л); фосфаты (10—60 мг/л); гидрокарбонаты натрия, калия, кальция, магния (0—1,2 г/л); аммиак (20—80 мг/л); азотсодержащие вещества (200—500мг/л); белок (3г/л); мукоиды (15г/л)».

Ну, и что, можно таким составом наесться?.. Или нельзя? Жду твою версию ответа, дорогой буквоед. А я думаю, желудочный сок намеренно введён братьями Стругацкими как ещё одна сатирическая метафора, показывающая, как быстро человечество готово продаться с потрохами взамен на какую-нибудь «ненужную» физиологическую жидкость…

Но сатира братьев Стругацких не заканчивается на общем сюжете про желудочный сок и почтовые марки. Захватив Грецию, марсиане начинают повсеместно распространять марсианский синий хлеб, из которого предприимчивые местные жители гонят синюю водку. Да, кстати, и марсиане — тоже синие, в прямом смысле слова!

Синий хлеб и синяя водка положительно влияют на качество желудочного сока у людей. Собственно, интерес марсиан тут вполне понятен. А люди? Да что люди — они с радостью жрут то, чего не знают, и даже не хотят это исследовать. Жрут инопланетную синюю хрень, причмокивая да нахваливая. Свои же посевы пшеницы фермеры добровольно сдали марсианам на уничтожение…

У меня вот прям напрашивается аналогия с комбикормом для животных на скотном дворе — пища для довольных хрюшек и коровок, с богатым комплексом витаминов и полезных веществ. Лишь бы скот — рос. Двуногий скот здоров, а синий фермер — рад! И никак иначе.

Зять главного героя, Харон, в разговоре с Аполлоном бросает следующую фразу:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Хоть бы одна сволочь спросила, что она должна делать. Так нет же, каждая сволочь спрашивает только, что с ней будут делать. Успокойтесь, ваше будет царство небесное на Земле».

Да, не важно, что Скот когда-то мог родиться Человеком. Скот сам продал свою свободу за пару монет. Или за тридцать серебренников. А что бы выбрал ты, дорогой буквоед? Боролся бы ты с марсианами, как Харон? Или бы согласился со всем на свете, как Аполлон, лишь бы тебя оставили в покое и дали тихо-мирно жить свою жизнь в обмен на ежедневный стакан желудочного сока? Я вот не знаю своего ответа…

А может быть вообще — владычество марсиан является подлинным веком счастья и свободы для людей? Ведь человек уже развенчан, он больше не царь природы и не главный планетарный хищник, и больше Человек ничего не натворит по своей воле — ни хорошего, ни плохого. Человек теперь — никто. Так зачем ему страдать об утраченной свободе? Снова Мария Семёнова:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Хозяин всё решит, хозяин знает лучше,

За ним рабу живётся и сыто и в чести»…

Да и, в конце концов, возможность добровольно отказаться от свободы — это тоже свобода, тем более марсиане в повести братьев Стругацких особо ни на кого не давили, чрезмерной силой не принуждали — они просто купили всех за пару монеток и стакан вкусной марсианской водки…

Цитата из воспоминаний Бориса Стругацкого:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мы не понимали главного — существуют, всё-таки, понятия: ЦЕЛЬ, СМЫСЛ, НАЗНАЧЕНИЕ — применительно ко всему человечеству разом? А также смежные с ними понятия: ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ГОРДОСТЬ — опять же в самом общечеловеческом, если угодно, даже космическом, смысле? Или не существуют?

Каждый отдельный человек — это понятно — может променять «право первородства» на чечевичную похлёбку. А человечество в целом? Может или не может? А если может, то позволительно ли это или, наоборот, позорно и срамно? И кто, всё-таки, в нашей повести прав: старый, битый, не шибко умный гимназический учитель астрономии или его высоколобый зять-интеллектуал?

«Второе нашествие марсиан» — повесть-вопрос: существует ли такое понятие «космическое достоинство человека», или нет в нашем обществе иных задач, кроме как организация покоя и довольства наших граждан? Иными словами, кто прав: учитель Аполлон или бунтарь Харон, его зять?

Сами авторы на собственный вопрос ответа не нашли. Читатели, видимо, тоже. Они просто не заметили этого вопроса, решив, что повестуха — обычная антисоветчина в виде пародии на «совок». Ну что ж, так её тоже можно трактовать, почему бы и нет?»

Да уж… Люди сами выбрали эту свободу рабства. Очень даже в духе Джорджа Оруэлла, ты не находишь? Или я уже научился двоемыслию?.. Неужели я тоже научился думать, что «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила»?.. Дадим слово Стругацким:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«У людей больше нет будущего, говорил Харон. Человек перестал быть венцом природы. Отныне и присно и во веки веков человек будет рядовым явлением натуры, как дерево или лошадь, и не больше. Культура и вообще весь прогресс потеряли всяческий смысл.

Человечество больше не нуждается в саморазвитии, его будут развивать извне, а для этого не нужны школы, не нужны институты и лаборатории, не нужна общественная мысль, философия, литература — словом, не нужно всё то, что отличало человека от скота и что называлось до сих пор цивилизацией.

Как фабрика желудочного сока, сказал он, Альберт Эйнштейн ничем не лучше Пандарея и даже наверняка хуже, потому что Пандарей отличается редкостной прожорливостью.

Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается история человечества.

«Подумать только, — с надрывом проговорил Харон, уронив голову на руки, — не баллистические ракеты, а всего-навсего горсть медяков за стакан желудочного сока погубили цивилизацию…»

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и многие произведения Стругацких, эта повесть получилась очень неоднозначной. Принять ту или иную, диаметрально противоположную сторону читателю не просто. Об этом свидетельствуют и оставленные здесь отзывы — у каждого своя правда.

Самое простое — это сказать, что мы, мол, никому не сдадимся, без боя нас не возьмёшь. И не каждый задумается над тем, чтобы поставить себя на место простого рядового обывателя, которому, между прочим, и быть винтиком в военной машине, разменной монетой гипотетического силового конфликта. Тем более — марсиане оказались не такими уж и плохими: борются с негативными социальными явлениями, с коими не смогли справиться предыдущие правители за всё время своего нахождения у власти. Марсиане не преследуют инакомыслящих, а с теми, кто выходит против них с оружием, поступают вполне гуманно. И ещё марсиане налаживают взаимовыгодное сотрудничество: ты им желудочный сок, они тебе — наличку.

И тут, кстати, возникает интересный вопрос: а может быть, и не нужен им этот самый сок вовсе? При их-то технологиях не могут наладить производство по синтезу столь простых химических соединений? А, может, придумали они всё это дело ради того, чтобы дать людям благо, но не просто так, а под надуманным предлогом, а? Чтоб люди не видели в этом гуманитарную помощь, не ощущали себя никчёмными, ни на что не годными бездельниками. Глядишь, через полгода ещё что-нибудь подобное придумают, а там и до ликвидации нищеты не далеко.

В целом, марсиане ведут себя очень даже по-прогрессорски. Цели и задачи их людям непонятны, технологии недоступны, но проводят они вполне определённую политику, не скрывая, впрочем, своего присутствия от местного населения. Но опять же, может быть такое, что человечество находилось на самой грани глобальной катастрофы и у пришельцев не оставалось другого выхода кроме как действовать напрямую, без ширмы.

Ясно одно: прямым действиям предшествовал долгий подготовительный период, раз уж они настолько хорошо изучили человеческую психологию, что методом выбрали наиболее эффективный. Чтобы завоевать Землю, марсианам не нужны бомбы или смертоносные лучи, им не нужны средства массового внушения и убеждения. Это всё — в прошлом, это работало в эпоху Уэллса. Сегодня, чтобы подчинить себе людей, нужно сделать им лишь очень выгодное предложение, и с желудочным соком марсиане явно угадали. Нет, они не покупают Землю, как это делали пришельцы в романе Клиффорда Саймака «Почти как люди». Они выбрали более действенный способ — марсиане у Стругацких покупают людей. В конце концов, вся история человечества — это борьба вовсе не за власть или мировое господство, это не борьба «высших рас» с «недолюдьми» из идейных соображений. Это — борьба за ресурсы, а не что-то другое. И получается, что если решить проблему ограниченности ресурсов, создать маленький индивидуальный рай для каждого отдельно взятого человека, то и противоречия пропадут сами собой. Желудочный сок здесь — не более чем аллегория, пример, который должен бросаться в глаза читателю своей нелепостью, своей гротескностью. Дать человеку всё, что ему нужно, без излишеств, без стометровых яхт и бассейнов с шампанским, а то, что ему действительно нужно — еду, кров и другие жизненно необходимые потребности. Плюс к этому — скромную, но вполне достаточную духовную пищу, как марки для главного героя этой повести, этакую эстетическую минималку. И всё — считай, что человек этот у тебя в кармане. Никакими коврижками не вытащишь ты его на митинг протеста, никакими патриотическими внушениями не заставишь ты его взять в руки оружие.

Или — так и надо? Ведь ты со своими митингами и партизанщиной не сможешь дать человеку кусочек его личного счастья. А вот марсиане — дали. Безо всяких митингов и оружия.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх