FantLab ru

Уильям Гибсон «Распознавание образов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Голосов:
494
Моя оценка:
-

подробнее

Распознавание образов

Pattern Recognition

Роман, год; цикл «Трилогия Синего муравья»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Сивилла нашего времени. «Охотница за головами» мира моды.

Девушка, профессия которой — предсказывать, что войдет в моду в ближайшие месяцы, — вносит новый смысл в само понятие «продвинутость».

Ее новое задание — отыскать создателей серии загадочных видеоклипов, появление которых в Сети буквально взорвало весь мировой андеграунд.

Лондон...

Токио...

Москва...

Охота начинается!

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2004 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2004 // Роман

номинант
Юго-восточная научно-фантастическая премия / The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA), 2004 // Лучший роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2006 // Роман, переведённый на французский

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Распознавание образов
2005 г.
Распознавание образов
2006 г.
Распознавание образов
2007 г.
Распознавание образов
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Pattern Recognition
2005 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В свое время читал «Нейроманта» и «Сожжение Хром» — не пошлО совершенно. Решил попробывать еще раз: у товарища на полке обнаружил данный рмоан с эпиграфом Нила геймана: «Распознавание образов — лучшее, что написал автор после Нейроманта». Скажу честно — разочаровался я в таком лучшем, несмотря на высокие оценки здесь у нас.

Главный плюс романа — это описательная сторона современного мира, насыщенного технологиями, торговыми марками и рекламами. ВСЁ! Любопытно почитать о жизни форума, на котором сидит главная героиня — очень уж наш местами напоминает. Теперь совсем ВСЁ! больше в романе ничего запоминающегося и интересного я не узрел.

Сама суть сюжета не захватывает совершенно. Кто-то выкладывает фрагменты видео в сеть и все вокруг завелись. Ну пусть бы так. Но когда к этому за уши притягиваются истории аля-Джеймс Бонд со слежками, чипами и тайными организациями стало совсем грустно. С каждым десятком прочитанных страниц всего становится чрезмерно: алергия на торговые марки у главной героини, погибший 11 сентября отец ну и в концовке русский след: мафия, олигархия, скудные мысли автора об убогой стране... В итоге получается какой-то маразматический винегрет из современного мироописания, драк и погонь, неясной философии и кучи знаковых мировых событий 20 века... В итоге безумно рад, что заборол это литературное чудовище. Думаю знакомство с Гибсоном на этом остановить, несмотря на стоячщее у товарища продолжение в виде «страны призраков». Слишком много сил потрачено, а реально понравившегося крупицы. Не мой автор!

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Распознование образов» лучший роман Гибсона со времен Нейроманта» — сказал Нил Гейман и я с ним согласен на все 100%. С возрастом ощущения притупляются и редко когда книга приносит чувство кайфа с которым мы в 16-18 лет открывали новый роман Хайнлайна, Гаррисона или Буджолд (нужное подчеркнуть — каждому свое...). У меня РО вызвало именно эти ощущения — кайф от самого процесса чтения текста, которого не было давно. У Гибсона просто феноменальная способность резкими краткими предложениями создавать образы и вызывать эмоциии, при этом в данной книге 0 целых 0 десятых фантастики, просто очень тонко словлен дух времени. Возможно на кого-то это действует, на кого-то (судя по другим отзывам) нет... Жаль, что в последующих продолжениях этой магии намного меньше.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман по емкости образов, выразительности, лаконизму можно сравнивать с «Виртуальным светом».О новом времени, новой вселенной, в которую мы постепенно въезжаем, втягиваемся, не замечая того, как меняется мир за окном нашего офиса. Иногда кажется, что цивилизация, в которой мы живем, сконструирована по чертежам У. Гибсона.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, в этой книге автору не удалось реализовать задуманное — необычное начало, интересная главная героиня, стремительное развитие интриги, а затем — занудные поиски перемежающиеся с банальным мордобоем, страшилки про Москву (весьма живо описанные, впрочем) и беспомощная концовка, обрывающая все многообещающие мотивы, показанные в начале книги. Можно читать, можно не читать.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После двух блестящих трилогий, Гибсон выдал нечто средненькое. Не потому что это не фантастика и даже не альтернатива. Если в трилогиях повествование многослойно, с несколькими сюжетными линиями, по прочтении тех романов остается отчетливое ощущение, что при повторном визите много чего еще откроется, то здесь все одномерно, прозрачно, никаких тебе «гибсоновских подводных течений», но главное — не цепляет. Надуманная история, кто это там клипы в Инете по частям выкладывает? Героине не сопереживаешь даже когда она попадает «в лапы» русских. Концовка вообще никакая. «Распознавание образов» находит своего создателя в серьезном творческом кризисе. Гейман сделал большой, но крайне нелепый комплимент, назвав этот роман лучшим из того, что создал Гибсон после «Нейроманта».

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гибсон хорош! прекрасная книга. Но что то все грустнее и грустнее после прочтения его книг. Если «Нейромант»-это иной мир, Трилогия моста-все наше- но будет, то «распознавание..»-это сейчас. И где то между строк-мы что то теряем...Или это душа не успевает за ритмом жизни.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу интересный роман. Но к концу автор устал. Последняя треть книги — развесистая клюква в худших традициях американских боевиков 80-х. Несмотря на то, что действие происходит в 2004 году... Даже не хочется подробно останавливаться на банальнейших штампах. Скажу прямо — не ожидал.

Читаю в конце книги послесловие от автора: «Я благодарен Эйлин Ганн за фрактальную точность ее воспоминаний о Москве». Что как бы намекает что в Москве, да и в России Гибсон никогда не был. И не то что бы сам сюжет был неинтересен, просто ошарашивает откровенно рыхлая концовка в духе «продолжение следует». Ошарашивает потому что это же Гибсон в конце концов, автор чьи романы принято анализировать на предмет глубинного послания.

Не последнюю роль в подобном восприятии книги сыграл перевод. На мой взгляд совершенно безобразный. Привожу самое начало книги:

«Пять часов разницы с Нью-Йорком. Кейс Поллард просыпается в Камден-тауне, в волчьем хороводе нарушенных циркадных ритмов.

Безликий выхолощенный час качается на лимбических волнах. Мозг ворочается в черепе, вспыхивает неуместными земноводными желаниями.»

Как можно эту тарабарщину вообще выдавать за перевод?!

Я конечно не переводчик, и знаю что Гибсона перевести крайне непросто, учитывая что у него огромное количество слэнга в тексте, он лингвист по образованию и изучал именно городской «новояз». Но все же...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно киберпанком здесь и не пахнет! Меня, как дизайнера и рекламщика идея главной героини сразу и захватила и подкупила и я так её понимаю. И сюжет начался так интересно и эта пропажа отца (почему то эта линия какула вникуда) и эти чудесные фррагменты. Я даже творчески вдохновилась. И такой сумбурный конец. Ну и штампы про нас такие штампы.

Хотя лично я читала в удовольствием, в отличии от того же Джони Мнемоника, которого просто неосилила.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главной новостью при прочтении стало, конечто, что это совсем даже не фантастика. Второй — наличие описаний современной России, что неизбежно привело к созреванию на страницах романа, ПСМС, изрядной клюквы. В америкосовских фильмах видали и не такое конечно, но в этом случае ожидания не совпали с реальностью,что было неприятной неожиданностью. Третья новость в том, что книга (в сущности) ни о чем и ни про что, хоть даже осознание этого не позволяет оторваться от чтения. В остальном это все тот же Гибсон с его тягучей пружиной сюжета, меткими метафорами, по-настоящему живыми героями, мастерской сменой декораций.Умно препарирующий плоть современного общества с его брендами-трендами и электронным общением, мафиозными и торговыми кланами, состоящими в родстве, стиранием мировых границ. В итоге вышла такая хромировано-эстетствующая беллетристика с детективными нотками, для ценителей Автора годная, но определенно не рекомендованная для знакомства с творчеством У.Гибсона.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«распознавание образов» первая книга Гибсона,которую я прочитала. не могу сказать,что я в восторге, но и никак не могу назвтаь эту книгу плохой или неинтерсеной. вполне не плохой сюжет, возможно, слегка затянутое повестование и слишком долгое описание «зазеракалья» и ощущений Кейс, но в общем и целом неплохо! по деситибальной шкале оценок твёрдая 8 )

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот и продолжение знаменитой темы «Нейроманта»... Вернее говоря предшествие... предтеча...

По моему скромному мнению (ИМХО), вот как раз ЭТА вещь, самая что ни на есть ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ, в творчестве У. Гибсона.

Нет, чесно слово, это так. Зрело, классически, и на злобу дня!

Я только ЗА!!!

Если отвлечься от глупых сравнений, вдумчивый читатель, без труда найдет парраллели для увеличения собственного QI, ну или любой другой «фишки» служащей для оценки длины... чем вы там мереетесь? :haha:

ну точно, длиной собственного.... статуса... :haha::haha::haha:

Сходу подкупают ссылки на Тарковского... приятно, черт побери, но дальнейшие посылы в духе НАША-РАША, вызывают некое недоумение, переходящее в неприязнь...

А именно — подозрение, что автор знаком с Россией только по интернет-ссылкам. Впрочем, это не сказывается на ЛИТЕРАТУРНОМ КАЧЕСТВЕ книги, КАК ТАКОВОЙ, которая является весьма приличным образцом жанра...

Сюжет же вполне прогнозируемый, банальный и скучный (не обессудьте), и хотя исполнение НЕ хромает, что-то мешает поставить высший балл... Наверное чувство собственного достоинства...

Ну, НИ КАК не тянем на 10.... максимум 8....

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: Гибсон, отзывы, номинации на различные фантпремии

В итоге: консюмеризм и потреблядство, прямо как у Паланика в БК. Тайлер Дарден пошёл на мир потребления войной, а у Кейс Поллард — просто аллергия на бренды, которую она умудряется монетизировать.

Ничего не имею против упоминания брендов в текстах романов, особенно, когда это оправданно стилистически, но в этой книге их до неприличия много.

Слог нейтральный, отстранённый, но тем больше радуют яркие и неожиданные метафоры Гибсона.

«Распознавание» — тот случай, когда из относительно недокрученных элементов собирается качественное целое, являющееся большим, чем просто сумма частей.

В романе не хватает напряжения и экшна для триллера, практически нет фантастики, чтобы отнести вещь к киберпанку, не самое глубокое проникновение в рекламный бизнес, чтобы можно было считать «Распознавание» производственным романом.

В итоге же — очень актуальное для начала двухтысячных высказывание о глобализации и о том, что искусство — это жизнь.

К тому же одна из первых серьёзных рефлексий на тему 11 сентября 2001 года. (Погуглил — вау! Я был прав! Это первый роман на тему 9/11!)

Линия пропавшего в катастрофе отца главной героини подозрительно перекликается с вышедшим существенно позже « Жутко громко и запредельно близко» Фоера.

Роман Фоера, конечно, оказался более резонансным, премированным и даже заслужил экранизацию. Но это потому, что там герой мальчик, а не 32-летняя тётя.

Кстати, об экранизациях Гибсона, на которые ему так не везёт. Думается, что и «Распознавание образов» неэкранизируемо. Экшна мало, линия с русскими мафиозными олигархами автоматически переводит картину в низшую лигу, как и пресловутый чемоданчик.

Причина культовости романа в русском ЖЖ для меня неясна. Людей гипнотизирует перечисление брендов? (Курточку «Баз Риксон» я бы себе тоже прикупил.) Ставят себя на место достаточно странной героини?

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, я стал требовать слишком много от Гибсона. Или от Геймана, который сказал, что этот роман лучший из последнего у Гибсона после «Нейроманта».

Главная героиня — это, пожалуй, единственное, что мне было интересно в романе. Ее образ мне показался очень интересным. Женщина с непонятной личной жизнью, открытыми взглядами и нтересами, с фобией брэндовых вещей и уникальной способностью угадывать то, что может понравится модникам в ближайшие пару лет.

А тут кто-то повадился заливать в интернет короткие видеоролики с непонятным посланием и, по-видимому, зашифрованной информацией. Энтузиасты-любители создают форум, на котором обсуждают слитые ролики и решают, что бы это значило. ГГ — одна из пользователей этого форума.

Шаг за шагом информация начинает всплывать, героиня не сидит на месте, путешествует по миру, чтобы тянуть ниточку клубка... Но мне это не показалось увлекательным. Я не совсем понимал ажиотажа вокруг роликов. Зачем ехать в Токио или Москву, зачем искать того, что стоит за всех этим. Для чего? Ну а финал так и вовсе меня сильно удивил тем, как будто я прочитал волшебную сказку о российской мафии, дарящей миллионы долларов просто так.

А слог по-прежнему хорош. Гибсона приятно читать, но «Распознавание образов» для меня — это книга на один раз

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне роман понравился. Довольно увлекательное приключение девушки в Европе и в России. Кибербанка здесь нет, здесь нет фантатстики вообще, но есть хорошие герои, интересная история. Да, может быть, люди разочарованы, они ждали от Гибсона чего-то другого, но мне история понравилось

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Двоякое ощущение от этой книги.

Сначала зыбкое своеобразное повествование, интересная героиня — классическая гибсоновская девушка, хрупкая с виду, но способная дать отпор (выражаясь словами одного из героев — сделать резкое движение), жизнь небольшой субкультуры. Вывернутая наизнанку ситуация «англичанин в Нью-Йорке»: американка пытается приспособиться к Лондону, к «зазеркалью». Таинственные видеоклипы, появляющиеся в сети, и поиски их автора.

Но чем ближе Кейс приближается к разгадке тайны фрагментов, тем слабее становится повествование. Откуда-то вылезает русская мафия, героиня попадает в какие-то джеймсбондовские переделки со слежками и двойными агентами, и заканчивается все пшиком. Кому это было надо, зачем...

Отдельно еще хочется поворчать на переводчика/редактора. Текст прекрасен, но периодически всплывают мелкие огрехи — то мужчина в вечернем платье, то шотландец превращается в ирландца.

Итог — 7/10.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх