fantlab ru

М. С. Парфёнов «Самая страшная книга 2015»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
214
Моя оценка:
-

подробнее

Самая страшная книга 2015

Антология, год

Аннотация:

Еще больше. Еще лучше. Еще страшнее. Каждая антология проекта «Самая страшная книга» — уникальна. Каждый том предлагает читателю знакомство с жанром ужасов во всем его современном многоцветии.

Если вы не читали «Самую страшную книгу», значит, вы не знаете русского хоррора. Традиционно пугающие сюжеты, места, образы — и новые находки в извечном царстве кошмаров. Истории, способные вызвать дрожь. Эти рассказы отбирали не «всеведущие знатоки», а обычные читатели — разного пола, возраста, с разными вкусами и предпочтениями. Из четырех сотен произведений на этот раз было выбрано двадцать пять.... Самых лучших. Самых интересных. Самых страшных.

С наилучшими пожеланиями моим коллегам-писателям из России. Надеюсь, эту книгу прочитает каждый! — Роберт МАККАММОН, писатель, автор романов «Ваал», «Они жаждут» и др., изданных только на русском языке общим тиражом свыше миллиона экземпляров, шестикратный обладатель премии Стокера, обладатель Всемирной премии фэнтези и титула Гранд-мастера хоррора.

«Сиквел» успешной хоррор-антологии «Самая страшная книга 2014».

Примечание:

Как и в случае предыдущей антологии, составителем антологии формально указан М. С. Парфёнов, однако на практике он выступил в роли организатора и координатора проекта, а также одним из редакторов (и, кроме того, как участник-автор, на общих основаниях). Реальным составителем стала таргет-группа из 17 читателей, имена которых приведены в разделе «Благодарности».

Официальный сайт книги

Информация для желающих скачать официальную электронную версию этой книги (плюс 5 бонусных рассказов):

Horror Shop



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.60 (129)
-
1 отз.
  • Никогда (2015), написано в 2006 // Автор: Владислав Женевский  
7.43 (379)
-
20 отз.
6.20 (237)
-
12 отз.
7.48 (397)
-
18 отз.
6.72 (255)
-
10 отз.
5.79 (233)
-
15 отз.
6.83 (250)
-
11 отз.
6.87 (324)
-
16 отз.
6.45 (248)
-
12 отз.
  • Пиявки (2015) // Автор: Андрей Таран  
6.86 (220)
-
8 отз.
6.60 (308)
-
27 отз.
  • Ферма (2015) // Автор: Мария Артемьева  
7.01 (248)
-
11 отз.
7.11 (309)
-
15 отз.
  • Конец пути (2015), написано в 2014 // Автор: М. С. Парфёнов  
6.49 (249)
-
14 отз.
7.00 (225)
-
7 отз.
6.14 (199)
-
6 отз.
6.27 (195)
-
5 отз.
6.43 (210)
-
4 отз.
5.79 (195)
-
6 отз.
6.75 (214)
-
6 отз.
5.75 (196)
-
6 отз.
  • Сучёныш (2011), написано в 2010 // Автор: Олег Кожин  
7.22 (367)
-
17 отз.
7.99 (271)
-
16 отз.
6.04 (207)
-
11 отз.
7.09 (238)
-
7 отз.
7.77 (277)
-
9 отз.
  • Благодарности
  • БОНУС
6.34 (207)
-
8 отз.
7.34 (62)
-
2 отз.
  • Жар (2016), написано в 2006 // Автор: Владислав Женевский  
6.13 (187)
-
6 отз.
  • Искушение  [= История об искушении] (2017) // Автор: Александр Матюхин  
7.07 (71)
-
6.99 (54)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучшая антология

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Самая страшная книга 2015
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

CCK-2015

Прочитан очередной том ССК. И вот сейчас, если меня спросят какой рассказ запомнился больше всего, я отвечу:

«Сучий объект» Майка Гелприна. Вроде как хоррор 80-х про оборотней посмотрел в антураже русской армейской части в глуши леса. Очень круто.

«Беспросветные» Тихонова запомнились ночным полем, усеянным трупами и жуткой атмосферой.

«Время в ладонях» Татьяны Томах отличный рассказ. Вроде ни единой капли крови, ни одного убийства, но до чего же круто. Оригинальная идея и прекрасное исполнение.

«Никогда» Женевского, мрачная сказка в духе Короля и Шута: рукообразное растение, садовник и бедняк, влюблённый в дочку богатея — все ингредиенты на месте и рассказ вышел загляденье.

«Конец пути» — безусловная удача эмси Парфёнова. Динамичный постАпокалипсис с яркими персонажами. Лучшая находка это учебник литературы, как реликвия будущего — понравилось.

«Вверх и наружу» — фантасмагория про лифт, который едет в четвёртое измерение, впечатляющая вещица.

«День, когда цветет папоротник» — классический хоррор в духе Солнцестояния, просто и со вкусом. Мне зашло.

«На Холме» Мордаса. Кто-то уже писал, что рассказ вызывает необъяснимый иррациональный ужас. Я вот тоже словил это ощущение. Вроде скала, деревья, куртки на ветвях и вонючая трещина — а в сумме получается жуть неописуемая. Зачёт.

Это самые запомнившиеся работы. Мой топ.

Остальные тоже интересные. «Сучёныш» и «Родительский день» я читал ещё при Ельцине по-моему. Древние крутые вещи Кожина.

Кабир рассказал про «Черную Церковь» в лесу. Получилось весьма годно. Образ заросшего колдуна словно взят из советского мультфильма «В поисках Олуэн«1990.

«Забытые чёртом» Подольский рассказал про восстание зомби в трудовом лагере. Сцена с мужиком, ныряющим в подпол к спрятанному ребёнку, запомнилась. Хороший годный хоррор.

«Пиявки» про затопленную деревню и слизняков высасывающих лица. Товарищ Таран справился. Получилось увлекательно и атмосферно.

Матюхин, который впал мне в немилость после негодных «Узоров», внезапно выдал отличный триллер про талантливых детей, которые случайно призвали чертовщину из самого ада. Получилось очень качественно. Тем самым автор снова стал желанным гостем в моей читалке:)

«Оставайтесь на связи» тоже читал чёрти когда. Помню что интересно, но сюжет уже подзабыл. По-моему там герой сидел на кухне у какой-то ведьмы и пил галлюциногенный отварчик. Прикольно, но надо будет освежить.

Итого: В целом хороший сборник, который даёт понять, что с хоррор рассказами в России полный порядок. Где-то треть историй — отличные. Ещё треть хорошие. Ну и филлеры тоже имеются, куда без них. Откровенных провалов почти нет, так что ставлю восьмёрку и выражаю благодарность составителям.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После ССК 2019 я решил вернуться назад к толстенькой ССК 2015, чтобы оценить развитие и смену в этой теперь уже долгоиграющей и масштабной антологии. Несмотря на то, что средняя арифметика выводит сборнику что-то в районе 6-ти, я всё ещё ставлю этой книге на балл выше. Теперь пройдёмся по достижениям и недостаткам.

Несомненный плюс «Самой страшной книги 2015» — разноплановость. Мистика, психологический триллер, лавкрафтианский ужас, фольклорный «деревенский» ужастик, городские легенды, сплаттерхоррор — если не понравится один рассказ, велик шанс что следующий зайдёт просто потому что он ДРУГОЙ. И, чаще всего, хороший.

Написаны почти все рассказы очень достойно. Живой, бодрый, яркий язык. Кому-то (Кожину, Кабиру, Матюхину) литературная насыщенность удаётся сполна. Кому-то (Громову, Кременцову, Щетининой) явно не хватает то живости, то изящества, то вкуса.

Идейно сборник — hit or miss. Я тоже самое говорил и про СКК 2019, но тут ситуация пожалуй похуже. Понятное дело, что хоррор — сам по себе жанр с устойчивыми тропами и ходами, но блин, на нашей родной русской почве есть столько всякой вкусной собственной пищи, зачем писать настолько обезличенный и архетипичный рассказ, где при замене «Ивана» на «Джона» и пр. контекст уходит совсем? СКК 2019 в первую очередь зашла отечественный колоритом — и он правда важен. Ведь вспомним большинство романов и рассказов Стивена Кинга [Составитель, прости, не удержался в очередной раз от сравнения] или вынесенного на обложку Роберта Макккамона — они очень АМЕРИКАНСКИЕ. Здесь же почти всё — слишком универсиализированное, ничейное. Тем приятнее видеть такие рассказы как «Навсегда» или «Сучёныш», где ты сразу понимаешь — это вот оно, наше.

Теперь к минусам. Он один, на самом деле. Насколько я понял, рассказы отбирала фокус-группа по вкусу и произошёл, конечно, некоторый размыв и обезличивание. Выдающихся рассказов — раз, два, три. Ужасных — по сути нет. Но очень много ровных, обычных, которые прочитал и ничего не запомнил. Так сказать, поглотил без остатка и насыщения. Как мне кажется, в случае с литературными антологиями, крепкая сильная рука составителя, который не только отберёт рассказы, но и расставит их в правильном порядке по местам, проведёт между всеми рассказами какую-то концепцию, мысль, тонкую линию не рекомендуема, а просто НЕОБХОДИМА. Миллионы обученных мух, конечно, отделят зёрна от плевел, но не более того. Вот этой концептуальной работы я и не увидел. Увидел просто сборник рассказов — средненьких, неплохих, хороших и отличных.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю штудировать тома «Самой страшной книги». Антология 2015-го года получилась на голову выше дебютного сборника. Однако все равно заметна некоторая неровность. Но в данном случае все то, что идет у меня с пометкой «не понравилось» можно запросто списывать на мою личную вкусовщину. Не обижайтесь и не судите строго.

ЛУЧШИЙ РАССКАЗ СБОРНИКА

«Навсегда» Александра Матюхина

Замечательный ностальгический рассказ. Последний поцелуй и запах мокрого асфальта. Я очень люблю вторую часть «Сайлент Хилла» и письмо от давней возлюбленной, как бальзам на мою зачерствевшую душу

ПОНРАВИЛОСЬ

«Карта памяти заполнена» Елены Щетининой

Не слишком оригинальный сюжет вытягивается за счет писательского мастерства. Читать одно удовольствие

«Черная церковь» Максима Кабира

Самый мощный образ во всем сборнике. Собранная из сучьев церковь посреди непроходимых болот

«Беспросветные» Дмитрия Тихонова

Люблю исторический хоррор. Особенно такой

«Пиявки» Андрея Тарана

Оригинальный монстр и мрачная атмосфера деревенской безысходности

«Забытые чертом» Александра Подольского

Тема зомби одна из моих любимых в хорроре. И хороший рассказ на эту тему. Таким жанр и должен быть. Без хэппи-эндов и света в конце

«Книга скорби«Дмитрия Тихонова

Самый оригинальный мир сборника. Тоталитаризм, роботы и чудовища Лавкрафта. Я бы почитал роман в этой вселенной

«Вверх и наружу» Елены Щетининой

Чудный клаустрофобский рассказ

«Сученыш» Олега Кожина

Отдаленно напомнил мне «Когда в доме одиноко» Клиффорда Саймака. А это серьезный комплимент

МИМО МЕНЯ

О большинстве рассказов ничего сказать не могу. После прочтения они не вызвали никаких чувств. Ни положительных, ни отрицательных. Они просто есть

НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

«Конец пути» Михаила Парфенова

Рассказ на тему постапокалипсиса, а котором есть все, чего можно ждать от рассказа на тему постапокалипсиса. Каннибалы, враждующие банды, остатки старого мира и местечковые диктаторы. Чтобы сделать такое произведение действительно заметным, нужно, как мне кажется, действовать более тонко, изящно. А тут мне в лицо суют расчлененных детей. Зачем так в лоб? Плюс проскакивают не вполне понятные речевые обороты, вроде «я знал, что в конце пути меня ждет кровавое безумие». Зачем так пафосно?

«Маргарита» Вадима Громова

Невнятный и чересчур многословный рассказ, в котором каждая машина это «гордость немецкого автопрома», а каждый телефон — «чудо корейской инженерной мысли». От всего этого многословия быстро устаешь

«Отличный способ скрыть убийство» Игоря Кременцова

Не люблю «мясные ужасы». Сплаттерпанком это не называю, потому что этот поджанр гораздо глубже и сложнее, чем история про то, как мужик убил, сожрал и высрал свою жену. Почитайте раннего Баркера, Поппи Брайт, Джека Кетчама или хотя бы Николая Романова. Вот это сплаттерпанк.

В «мясных ужасах» за собственно шок-контентом зачастую нет больше ничего. И «Отличный способ» — не исключение. Иногда такие истории спасает неплохой черный юмор, но и тут опять мимо

В целом же заметно, что сборник 2015-го года задает стандарты серии, которые существуют до сих пор. Можно сказать, что именно он, а не предыдущая антология, стал отправной точкой «Самой страшной книги». И лично я не вижу в этом ничего плохого

Оценка: 7
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня поняла, что внутри уникальнейшего и гениальнейшего в своей кажущейся простоте и доступности проекта «Самая страшная книга», антология ССК-15 является тоже уникальной. Да, была 14-я, уникальная хотя бы потому, что первая. Уже есть 16-я, идёт отбор в 17-ю, но!!! только в антологии «ССК-15» есть прижизненно опубликованный рассказ Владислава Женевского «Никогда». Я знаю, что публикации у Владислава были и до этого и что выйдет его сборник. Но среди антологий хоррор-рассказов «Самая страшная книга» только в «ССК-15». И Владислав участвовал в отборе вместе со многими другими. И победил.

Можно писать про отдельные рассказы «это вообще не хоррор», «как это сюда попало», но есть и другие, которые достойны самых восторженных отзывов. Среди них и рассказ Владислава Женевского.

И всё это делает уникальным и проект в целом, и антологию «Самая страшная книга-2015» в частности.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подавляющее большинство русских любителей хоррора взращено на иностранной индустрии ужасов. Это легко объяснимо: в СССР и секса-то не было, что уж тут о хорроре говорить ;) Из литературы ужасов навскидку можно вспомнить только «Вий» Гоголя и «Упырь» Толстого (оба написаны еще до СССР), из кино — «Змеиный источник», «Господин оформитель» — снятые уже в 1997 и 1988 годах соответственно. Само собой, современные хоррормэны (и вумэны :) ) набирались любви к жанру из первых (часто урезанных и коряво переведенных) попавших в Россию книг Стивена Кинга и старых-добрых ужастиков 80х-90х годов (подробнее этот вопрос рассмотрен в предисловии к «Самой Страшной Книге — 2014»). Как сейчас помню: родители смотрят на кассете первых «Зловещих мертвецов», а я, четырехлетняя, ужасно пугаюсь, но и оторвать взгляд от экрана не могу. Эх, времена! В конечном итоге русский хоррор для русских фанатов остается зверем хилым и подозрительным. Многие относились и относятся к нему скептически. Тем приятнее признать, что серия «Самая Страшная Книга» — это своеобразный прорыв, луч света (хотя для любителя жанра приятнее услышать «луч абсолютного мрака»))), с каждым годом подающая все бОльшие надежды. «Самая страшная книга-2014» была неплоха, но не дотягивала до того, чтоб всплеснуть руками и вскричать «Батюшки, да русский (ХОРОШИЙ) хоррор действительно существует!». Но «Самая Страшная Книга-2015» действительно получилась в разы лучше, и здесь уже смело можно сказать: «Да, мы можем». Это не Стивен Кинг, не Лавкрафт и не По, но само сравнение с ними я считаю неуместным: мы же не сравниваем всю современную прозу с Достоевским и Пушкиным — это классика, тягаться с которой неблагодарное дело.

Итак, кратко пройдемся по рассказам, вошедшим в сборник. Они все разноплановые, что является плюсом: каждый найдет ужас на свой вкус.

1) Владислав Женевский — «Никогда».

Занятный растительный хоррор, атмосферный, написанный богатым и красивым языком, присущим Женевскому.

2) Елена Щетинина — «Карта памяти заполнена».

Хороший рассказ, и легкий юмор здесь даже радует. Живые диалоги, связный сюжет.

3) Максим Кабир — «Черная церковь».

Связное повествование, несколько моментов(особенно когда нашли беглецов) можно назвать жутковатыми. Концовка показалась немного глуповатой(про находки деда каждый год), но в целом мне понравилось.

4) Дмитрий Тихонов — «Беспросветные».

Хоррор с русским колоритом. Рассказ небольшой, но цепляет.

5) Дмитрий Лазарев — «День, когда цветет папоротник».

Не новая, в общем-то, история («заехали не туда»), перенесенная на российскую почву. Получилось удачно.

6) Татьяна Томах — «Аттракционы».

Этот рассказ мне не понравился. Цитата из текста «сейчас толком и не разберешь, где тут на самом деле.» прекрасно иллюстрирует весь рассказ. Терпеть такое не могу: недомолвки, намеки, непонятности.

7) Олег Кожин — «Родительский день».

Хорошая жутковатая атмосфера при въезде на кладбище, достаточно «живые» персонажи. Правда, под конец он довольно нереалистичен в бытовом плане (в городе запросто пропадают люди, а на виновных не падает подозрение), и я такие завороты не люблю.

8) Майк Гелприн — «Сучий объект».

Простенько, местами банально (сама история с секретными экспериментами), но тем не менее вопиющих ляпов и бредовости я не обнаружила. Порадовал «Ёпст» :)

9) Андрей Таран — «Пиявки».

В данном рассказе язык показался нарочито-деревенским, видать для колориту. Монстр не впечатлил, тем более не ясно, зачем он корову на выпас выгонял, высосал бы на месте всех, да и все. Но Автору же нужна интрига... — это мои впечатления при первом прочтении. Однако в дальнейшем появилось желание перечитать, а это несомненный плюс рассказу.

10) Юрий Погуляй — «Лето пришло».

Это второй рассказ, которым прониклась только со второго раза. Грустный и местами жестокий рассказ про маньяка, убивающего детей.

11) Мария Артемьева — «Ферма».

Это рассказ страшен с психологической точки зрения. О том, какими скотами бывают люди.

12) Александр Подольский — «Забытые чертом».

Добротный хоррор о зомби, разворачивающийся на этот раз во времена Советского Союза. Атмосфера именно хоррора здесь на высоте, сюжет тоже понравился.

13) Парфенов М.С. — «Конец пути».

Рассказ напомнил сериал «Ходячие мертвецы»(нет, он не про зомби), «Губер», каннибалы... Блестящим я его не назову, но неплох.

14) Николай Иванов — «Тишина в дождевой капле».

Начало понравилось. Автор удачно прописал тревожную жутковатую атмосферу. Однако ближе к середине сюжет начал прихрамывать. Покоробило общение ГГ с сыном, обращение «малой»(подходящее скорее к общению между подростками, чем между отцом и сыном), да и вообще чувствуется какая-то неестественность. Далее(в домике) следует какой-то не совсем понятный диалог на тему истории о главных злодеях, казалось бы, в реальной жизни отец постарался бы развеять детские страхи, а тут, наоборот, разговаривает о них как о реальных вещах на полном серьезе. Потом, правда, автор представляет дело так, как будто отец просто подыгрывает сыну. Концовка какая-то слишком вычурная(? затрудняюсь подобрать правильное определение), слишком нереально-сюрреалистическая. Перебор с фантазией, короче, театр абсурда)

15) Галина Евдокимова — «Волчья квинта».

Не мое. Ни время и место действия, ни сюжет с очередной Прекрасной Незнакомкой, с которой ЧТО-ТО НЕ ТАК, ни тема музыки...

16) Илья Объедков — «Встань и иди».

Не люблю библейские мотивы, но этот рассказ понравился. Кратко, емко, атмосферно и необычно.

17) Дмитрий Тихонов — «Книга скорби».

Автор отдает дань Лавкрафту. Получилось удачно.

18) Вадим Громов — «Маргарита».

Автору присуще чувство юмора, которое он применяет к месту и не навязчиво. Не могу сказать, что сюжет отличается особенной оригинальностью. Захватывающим я бы его не назвала, но впечатления в целом положительные.

19) Елена Щетинина — «Вверх и наружу».

Добротный рассказ, из области «ужас может случиться и в самой обычной бытовой ситуации».

20) Илья Пивоваров — «Вирусный контент».

Рассказ затрагивает актуальную в наше время тему всеобщего увлечения смартфонами, планшетами и проч. Язык живой, стиль изложения мне понравился. Так же Автор не затягивал сюжет, не добавлял обилие часто ненужных и нудных описаний, что мне тоже понравилось. Поведение персонажей достаточно правдоподобно и вменяемо.

21) Олег Кожин — «Сученыш».

Запоминающийся рассказ. Не в числе фаворитов, но хорош.

22) Игорь Кром — «Оставайтесь на связи».

Шик! Рассказ сумел если не испугать, то удивить. Хороший язык, читать было интересно.

23) Игорь Кременцов — «Отличный способ скрыть убийство».

Не знаю, можно ли назвать это сплаттерпанком, но что-то очень похожее) Мне понравилось! Необычная идея, хорошо и жутко прописано безумие ГГ, что задает приличествующую жанру атмосферу.

24) Дмитрий Мордас — «На холме».

Супер! Вот это превосходный пример того, каким должен быть настоящий, хороший хоррор-рассказ. Напомнило «Крауч Энд» Стивена Кинга (для меня это очень большой комплимент :) ). Превосходно!

25) Александр Матюхин — «Навсегда».

Рассказ — ностальгия. Автор создал действительно удачную атмосферу. Отсутствуют излишние навороты сюжета. Достойный рассказ, не страшный, но интересный.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Самая страшная книга 2014» не впечатлила. Так что за «Самую страшную книгу 2015» я брался, уже поумерив ожидания. Однако этот сборник жутких рассказов меня приятно удивил и в целом пришелся по душе. 25 разноплановых и по-своему интересных историй, 10 из которых были оценены мной на семь баллов, а еще 3 – на восемь. Я считаю, что это показатель качества. Далее, традиционно поговорим подробнее обо всех зацепивших рассказах. Сперва, как обычно, о тех, что оценены мною на 7 баллов:

• «Никогда», В. Женевский. Неплохая мистическая сказка. В средневековой Германии садовник поссорился с почтмейстером, что привело к достаточно нетривиальным последствиям. Рассказ не напугает и не удивит идеей, но зато он запомнится неплохим исполнением и хорошим языком.

• «Карта памяти заполнена», Е. Щетинина. Неплохой мистический триллер. Главный герой случайно фотографирует нечисть и тем самым навлекает на себя много бед и проблем. История в духе «Полтергейста» и «Астрала», читается бодро, национальный колорит Казахстана в образе нечисти присутствует.

• «Чёрная Церковь», М. Кабир. Очень атмосферная мистическая легенда. Где-то в глубине тайги построена Черная Церковь. Построена она без единого гвоздя бывшим каторжником, потерявшим человеческий облик. Тот, кто найдет эту церковь, сгинет бесследно или с ума сойдет. К сожалению, кроме хорошо проработанной атмосферы, тут смотреть, в общем-то, не на что. Тем не менее, любителям мистики определенно рекомендую.

• «Беспросветные», Д. Тихонов. Еще одна очень атмосферная история. Битва кочевников и дружинников. Последние разбиты, и враги добивают раненых. Ночью несколько чудом выживших дружинников пытаются выбраться с поля брани. Но во тьме скрывается нечто жуткое… История хороша, но уж слишком слаба сюжетно. Идеально смотрелась бы прологом к роману, а так…

• «Родительский день», О. Кожин. Решила как-то одна семья проведать свою бабушку на кладбище. И отправились туда все родственники, захватив с собой даже бойфренда дочки. Кто бы мог подумать, что обычная поездка на кладбище приведет к таким последствиям? Рассказ не лишен своеобразного юмора и вызвал смутные ассоциации с «Байками из склепа». Не ужастик, но прочитать стоит.

• «Пиявки», А. Таран. Ужастик в сельской местности. Дальняя деревня, причем уже на ладан дышащая. Пять-шесть последних жителей. Отвратная дождливая погода и жуткий голодный монстр, гуляющий по округе. Рассказ неплох языком и атмосферой, но не впечатляет сюжетно. Хотя ради не совсем обычного монстра прочесть можно.

• «Тишина в дождевой капле», Н. Иванов. Более-менее стандартный «мальчишечий» хоррор с огромным вниманием к деталям. Главный герой со своим братом в детстве сталкивается с чудовищем, но убегает, бросив брата одного в лесу. Спустя 25 лет вновь приходит время сразиться с монстром из детских кошмаров. Атмосфера и эффект погружения в историю выписаны отлично, но очень не понравился финал. Не люблю я, когда персонаж берет себя в руки, сражается, пытается что-то сделать, но все усилия не просто не вознаграждаются, а оказываются полностью тщетны.

• «Книга Скорби», Д. Тихонов. Интересная задумка про альтернативную вселенную в духе дизельпанка, плотно замешанную на мифах Ктулху. То есть Старые Боги где-то рядом и все о них в курсе, в школах Некрономикон изучают и т.д. Рассказу очень не хватает объема: его бы в повесть превратить или сделать цикл рассказов об этом мире… А так все смотрится слишком рвано.

• «Вверх и наружу», Е. Щетинина. Рассказ не напугал, а скорее позабавил. Главный герой садится в лифт и вскоре понимает, что его жизнь уже никогда не будет прежней. Лифт застревает, внутрь пытается пролезть какая-то стремная тварь, а затем и вовсе происходит нечто невообразимое. Понравился мне рассказ именно своей заключительной частью. Все остальное не может похвастаться новизной, подобное можно встретить у С. Кинга, а вот происходящее в финале… Жаль только, что рассказ быстро заканчивается.

• «Сученыш», О. Кожин. Интересная история про довольно необычный договор с нечистой силой. Что получится из «деловых» отношений человека и упыря? Рассказ не страшный, но очень любопытный благодаря своей идее.

Теперь – о тех рассказах, что получили от меня по 8 баллов.

• «Забытые чертом», А. Подольский. Отличный зомби-хоррор. СССР, строительство БАМа. К работам привлекаются живые мертвецы, и любой читатель, хотя бы краем уха слышавший о зомби-хорроре, знает, что ни к чему хорошему это не приведет. Рассказ очень выделяется своей динамикой и напряжением.

• «Оставайтесь на связи», И. Кром. Отличный психологический триллер. В деревне пропала девушка. Следы преступления привели участкового в дом местной ведьмы и ее сыночка. Вот только не все происходящее такое, каким кажется. Рассказ не пугает, но держит в напряжении. Претензии у меня лишь к двум моментам: персонажам чуть-чуть не хватает живости и карты раскрываются слишком рано. Вот увеличить бы объем да перенести финальный твист ближе к концовке… Тем не менее, один из лучших рассказов сборника.

• «Навсегда», А. Матюхин. Трогательная мистическая история. Главный герой возвращается в город своего детства со смутным желанием найти свою первую любовь. Побуждает его вернуться письмо от этой самой первой любви. Рассказ наполнен щемящим чувством тоски по утраченным временам. У каждого человека так бывает: в настоящем все идет наперекосяк и ты мысленно возвращаешься в прошлое, в моменты, когда ты был счастлив больше всего… Где-то на фоне истории есть триллерная составляющая в виде маньяка и шестерых его жертв, но это так и останется на периферии. История цепляет своей горько-сладкой романтикой.

В целом сборник рекомендую всем любителям жанра «хоррор». Эта книга явно заслуживает оказаться на вашей книжной полке.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий сборник !!! Поклонники Мистики, Ужасов,Триллеров. НЕ ПРОПУСТИТЕ. Работа составителей проведена на Высшем уровне. Рассказы как пазлы сложенные вместе дают нам великолепную картину Русского Хоррора. Читал не отрываясь. В каждом пусть и самом мрачном рассказе есть своя изюминка,часть души писавшего. Этот сборник как и предыдущий ССК-2014 ,просто Обязан быть на полке Каждого Любителя Ужасов!!!!

Настоятельно рекомендую .....НА НОЧЬ !!!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой сборник рассказов с стиле хоррор от русских писателей. Есть сильные рассказы, есть откровенно слабые. Некоторые не подходят по стилю написания в эту антологию, некоторые отлично ложиться в тему. На мой взгляд, этот сборник лучше «Самой страшной книги 2014 года».

Для меня самые лучшие рассказы антологии это: «Навсегда», «Пиявки», «Беспросветные», «Тишина в дождевой капле».

Плюсом сборника является то, что все рассказы разноплановые, нет одинаковых по стилю и сюжету произведений, как в предъидущем сборнике.

Если вывести среднюю оценку всему сборнику, то у меня получилось «6».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я вообще трус! И фильмы ужасов смотрела и книги читала только случайно. Это был эксперимент, чтобы отвлечься от действительности.

Знаете, не страшно. Читать совершенно не страшно, я и поужаснее видала.

Страшно становится потом. В эти совершенно обычные моменты: когда едешь в лифте или сворачиваешь за городом по неизвестному маршруту с основной дороги или когда смотришь на близкого человека и думаешь, что у него на уме на самом деле.

На даже не это страшно. Вторая степень этого коктейля в том, что это ни фига не хоррор и не мистика практически. Всё так и есть, так и живём, в крови, насилии и неизвестности.

Это книга даже не пощекотать нервы, это как окунуться в самую гниль. Но тут на любителя, как говорится в одном анекдоте «о, мсье знает толк в извращениях».

А рассказы действительно есть интересные.

Но продолжение читать не буду, страшно.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидала такого великолепия от российских авторов. Понравились так или иначе все рассказы. Но особенно произвели впечатление «Никогда» за сказочный притчевый антураж, «Карта памяти заполнена» (блестящее сочетание ненавязчивого юмора и страшилки), «Лето пришло» о добре с кулаками, «Ферма» про реальность, которая куда хуже всякой мистики, «Оставайтесь на связи» за сюжетный финт.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом антология произвела очень благостное впечатление. Рассказы представлены во всём многообразии жанра: от красивой мистической страшилки до разухабистого сплаттерпанка; зомби-хоррор, мрачная постапокалиптика, лавкрафтианщина, жуткий детектив — каждый следующий рассказ подстёгивал мой интерес, заставляя читать и читать, ожидая, чем же ещё порадуют меня авторы.

Да, попадались и не очень удачные рассказы, куда уж без них, однако не было ни одного откровенно плохого.

Вот например «День, когда цветёт папоротник» мне не понравился. Ещё были бы хоть какие-то отличия от не раз уже упоминаемых «Детей кукурузы», я б ещё подумал, но так прямо переписать рассказ Кинга, поменяв только детей на взрослых и Того, Кто Обходит Ряды на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Купайло...
Странно, что этот рассказ вообще прошёл отбор. Ну да ладно.

Ещё одна неудача, как мне кажется, принадлежит перу Майка Гелприна. Сюжет «Сучьего объекта» прост как три копейки, да ещё и грешит морализаторством. Не моё.

«Карта памяти заполнена» показалась глуповатой, «Вирусный контент» — примитивным, «Тишина в дождевой капле», рассказ, столь любимый многими, не произвел никакого впечатления, тем более страха (читал как сказку). «Встань и иди» начинался весьма неплохо, но в конце... нет. «Маргарита» также вылилась в банальный триллер. Увы мне, что-то совсем пессимистично получается.

Ан нет! Дальше я перечислю рассказы, которые мне более-менее понравились.

«Беспросветные» — исторический хоррор. Не моё, но напугало конкретно. «Родительский день»: язык рассказа просто великолепен, и хотя рассказ проигрывает чудовищному и прекрасному «Сучёнышу», всё равно весьма хорош. «Пиявки» особо не порадовали, вообще рассказ слишком короток, чтобы я успел испугаться; тот же случай с «На холме» — не втянулся я. «Лето пришло»: вроде бы и хорошо, но написано немного топорно, отчего история не произвела должного эффекта (уж точно не того, какой производят произведения Крапивина или Брэдбери). «Конец пути» жуток по-настоящему, но сюжет реально заштампован (постоянно вспоминался «Парень и его пёс»). «Волчья квинта» — классический мистический ужастик в духе Ле Фаню или Бенсона, но опять же сюжет: он оооочень похож на миллионы других (да взять того же самого Ле Фаню). «Книга Скорби» — интересно начинается и тут же обрывается, отчего выглядит скорее как кусок повести, чем цельный рассказ. «Отличный способ скрыть убийство»... ну, это самая жесть, конечно, но середина рассказа немного провисает, и к концу жесть начинает утомлять.

Далее пойдут мои фавориты.

А это: умная, загадочная и очень красивая история от Татьяны Томах «Аттракционы»; забавная и в то же время грустная сказка «Никогда»; мрачная, затягивающая в свои бездонные пучины «Чёрная Церковь»; пугающая своей безысходностью социальная драма «Ферма»; реально напугавший меня зомби-хоррор «Забытые чёртом»; сюрный, ничуть не пугающий, но интересный рассказ «Вверх и наружу»; жуткий и восхитительно написанный «Сучёныш»; ностальгический светлый, но местами и чернильно-чёрный «Навсегда»; и просто самый лучший «Оставайтесь на связи».

Вот такой разный сборник. Если вы любите хоррор, но после проекта «Александр Варго» шарахаетесь от русского пугающего чтива, прочитайте ССК-2015. Быть может, она изменит ваше мнение, что в России пугать не умеют.

Умеют. Ещё как.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Самая страшная книга 2014» оставила у меня приятные впечатления. Не помешало даже несколько слабых рассказов (к которым не отнесу ни «Старика Чельбигена», ни «Храм червей» — эти истории, при всем недовольстве ими многих рецензентов, мне как раз понравились). От «Самой страшной книги 2015» я ждал эмоций еще более мощных. 25 историй, среди которых, как гласили слухи, нет ни одной белой вороны. Проверим?

«Никогда», автор Владислав Женевский.

Ужас в средневековом антураже. Садовник-мизантроп хочет использовать очень страшной цветок, чтобы отомстить обидчику. Но не рой другому яму, тем более такую изощренную. Язык в рассказе приятный, много красивых речевых оборотов, иррациональная атмосфера ужаса тоже хороша. История напомнила рассказы Ганса Эверса . Хорошее начало для антологии.

«Карта памяти заполнена», автор Елена Щетинина.

Первое, что бросилось в глаза – это стиль повествования. Если в остальных рассказах из ССК 2015 (и 2014 тоже) авторы активно строили красивые фразы, уникальные речевые обороты, то в этом рассказе язык прост, как три копейки. Предложения короткие, словно рубленые, да ещё и одну фразу могут повторять несколько раз подряд, не иначе, чтоб усилить её пугательный эффект. В какой-то момент мне вообще показалось, что рассказ написан Робертом Стайном! Ещё разочаровал финал – он банален до зубовного скрежета. Да, мы давно знаем, что зло неуничтожимо и любит в последние пару строк/кадров выскочить из-за угла с криком «Бу! А я вовсе и не исчезло!». Может, хватит уже? Этот штамп мне надоел эдак с четвертой части «Кошмара на улице Вязов». В остальном претензий не имею – симпатичный рассказ. И нежить в нем задействована необычная, вам понравится. К примеру, женщина с железным носом…

«Черная церковь», автор Максим Кабир.

Старики рассказывают туристам зловещие байки про какую-то Черную церковь, куда лучше не соваться – сгинешь… В общем-то, как сборник зловещих баек эта история и читается. Но все равно неплохо.

«Беспросветные», автор Дмитрий Тихонов.

А это историческая страшилка. Примечательна временем действия – эпоха войн Руси с Золотой Ордой – и декорациями. Почему авторы ужастиков любят гонять своих героев по кладбищам и заброшенным домам? Ведь есть такой жуткий антураж, как поле битвы, усеянное трупами! Да ещё и окутанное беспросветной тьмой… бррр, хороша обстановка для ужастика. Она сама по себе нагоняет жути, но вот сам рассказ не вызвал у меня бурного восторга (с другими рецензентами, как вижу, всё наоборот).

«День, когда цветет папоротник», автор Дмитрий Лазарев.

Здесь можно устраивать игру – кто найдет больше сходств с «Детьми кукурузы». Постоянно ссорящаяся парочка свернула не туда – галочка. Они заехали в заброшенный городишко – галочка. Немногочисленные жители городка ударились в религиозный фанатизм – галочка. Даже про огромного монстра в финале автор не забыл. И сама концовка подозрительно напоминает концовку «Детей кукурузы». Вот разве что главного не хватает – самих детей (все фанатики здесь вполне взрослые). В общем, Лазарев попытался сыграть на одном поле (папоротниковом, а не кукурузном) с кинговским шедевром – на мой взгляд, неудачно.

«Аттракционы», автор Татьяна Томах.

Просто красивая история. Автор забредет и на территорию Лавкрафта (морские божества), и пройдется по территории «Кладбища домашних животных» (оживление умершего, которое не принесет его близким никакой радости). Но ни на одной территории рассказ надолго не задержится, он вполне самобытен. Не слишком много хоррора. Но зато есть прекрасная атмосфера какой-то потусторонней тоски. От этого рассказа сердце не бьется учащенно, а сладко щемит.

«Родительский день», автор Олег Кожин.

Кожин может и лучше. Сужу по его «Где живет Кракен» из ССК 2014 и «Сученышу» из ССК 2015. А данный рассказ меня не впечатлил. Быстро догадался, чем всё закончится, а жуткой атмосферой рассказ небогат. Его не спас даже такой колоритный персонаж, как гигантский ворон. Вот такой субъективный анализ…

«Сучий объект», автор Майк Гелперин.

Симпатичный пустячок про оборотней. Фишка лишь в том, что эти оборотни не вполне обычные, тем не менее, почитать приятно. Или у меня просто не было синдрома завышенных ожиданий, как это случилось с историей Кожина?

«Пиявки», автор Андрей Таран.

Неплохой рассказ про человека, мутировавшего в НЕХ, больше всего похожее на пиявку. Почему он так мутировал – не объяснено никак, но ведь нам важна не причина, а следствие? Этим рассказ напоминает истории Стивена Кинга, тоже часто не объясняющие причину кошмаров.

«Лето пришло», автор Юрий Погуляй.

До чего мило и беззаботно этот рассказ начинается – лето, ощущение праздника в детской душе! Не хуже, чем у Брэдбери в «Вине из одуванчиков». Так и кажется, что впереди светлая история в крапивинском стиле. А вот потом… За перевертыш я и оцениваю этот рассказ повыше нескольких предыдущих.

«Ферма», автор Мария Артемьева.

Одна из сильнейших вещиц в антологии, хотя как хоррор она довольно спорная. По сюжету наш мир захватил злобный Кракен (читай Ктулху), сделавший людей бездушными по отношению друг к другу – и прежде всего по отношению к детям… Но вопрос «А был ли Кракен?» так и остается открытым, и умом понимаешь, что дело совсем не в мифологическом монстре – его сочинили люди, чтоб было на кого списать свои собственные преступления. В таком случае, рассказ и не ужастик, а жестокий реализм. Сильная вещь! Вся она написана в виде монолога, и эта сплошная прямая речь лишь добавляет эффекта.

«Забытые чертом», автор Александр Подольский.

Зомби – то ещё сборище штампов. Если вы читали «Ночь живых мертвецов» Джона Руссо – именно эту книгу я считаю основоположницей зомби-хоррора в его классическом понимании – значит, можете пропустить 90% всех книг о зомби. Потому что в таких книгах вам будут попадаться одни и те же, одни и те же сюжетные ходы. И всё зависит от автора – напишет ли он на такой затасканной основе бодрый материал, или не потянет? Подольский потянул. Бодрый зомбятник в лучших традициях жанра. И бескомпромиссный (автор не стесняется убивать всех и вся).

«Конец пути», автор Михаил Парфенов.

Почти самый жестокий рассказ в антологии (ведь впереди история похлеще). Мир разорило войной, и превратился он в поле битвы между выжившими. Бедные люди умирают от голода, либо становятся каннибалами. Рассказ не для впечатлительных! Мало того, что он весьма жесток (чего стоит сцена с маленькой девочкой!), так ещё и заставляет читателей мысленно ставить себя на место персонажей. А учитывая, через что эти персонажи проходят и какие страшные решения принимают… Немного раздражало частое повторение слова «Тэк-с». Но прежде чем ругать за это Парфенова, вспомним о Кинге, тоже любителе повторять одну и ту же фразу десятки раз – будь то «Хей-хо, а ну пошли!», «Никакой ты не симпатичный парень» или «Ты забыл лик своего отца». И кто же без греха?

«Тишина в дождевой капле», автор Николай Иванов.

Каково название, таков и рассказ – красивый и жуткий. Это детская страшилка, но цепляет, а в роли жуткого антуража здесь выступает природа… лес во время дождя.

«Волчья квинта», автор Галина Евдокимова.

Да, это красивая история, но она совсем не тянет на хоррор. Просто чарующая мистика, в духе произведений Элджернона Блэквуда. Почитать советую.

«Встань и иди», автор Илья Объедков.

А это хоррор редчайшего направления – библейского. Пастушок, замурованный в пещере со своими односельчанами, единственный выживает и получает шанс отомстить врагам. А помогут ему в этом… односельчане, превращенные в живых мертвецов. Да, это снова рассказ про зомби. Но он совсем не кажется банальным. А всё благодаря незатасканному библейскому антуражу (героев замуровали за любовь к Назаретянину), оригинальному способу зомбификации и хорошей энергетике.

«Книга скорби», автор Дмитрий Тихонов.

Совсем не впечатлило. Сколько можно уже ворошить Лавкрафта? Шогготы, богомерзкая книга Некрономикон… Про эти милые вещи я лучше почитаю у отца-основателя, а самостоятельной художественной ценности в рассказе не обнаружил.

«Маргарита», автор Вадим Громов.

Сначала рассказ показался какой-то нелепицей. Некоторые фразы вызвали истерический смех – « застать в таком бутике бюджетницу было бы так же удивительно, как лицезреть порхающего по Дворцовой площади Карлсона, зажавшего в пухлой пятерне «Ф-1» с выдернутой чекой и ненавязчиво предлагающего многочисленным интуристам сделать добровольно-принудительный взнос на цистерну варенья». Ха-ха. Но к концу рассказ сделал резкий поворот, обернувшись историей о безжалостной мести. И таки произвел хорошее впечатление.

«Вверх и наружу», автор Елена Щетинина.

Вот это рассказик, это да! Главный герой вынужден бороться с НЕХ в сломавшемся лифте. Рассказ передает привет и кинговскому «Пальцу» (разве что тут не палец, а целая рука) и «Крауч-энду», читал его как на иголках. Очень понравился антураж – клаустрофобы точно получат свою порцию острых ощущений. А концовка просто прекрасна и нехило будоражит воображение.

«Вирусный контент», автор Илья Пивоваров.

Признавайтесь – кто в детстве боялся механического зайца из «Ну, погоди»? В рассказе Пивоварова вас поджидают схожие монстры. Правда, не зайцы, а скорей механические скорпионы. Но мне, когда читал рассказ, сразу вспомнился этот чертов заяц! Очередная история про бунт машин. Неплохо.

«Сученыш», автор Олег Кожин.

Милая история! Да и персонаж её по-своему мил, хоть и упыреныш. Именно о такой твари берет на себя заботу старый нелюдимый охотник. И вскоре упыреныш становится его единственным другом… В этот раз Кожин порадовал.

«Оставайтесь на связи», автор Игорь Кром.

Сначала подумал – ну что за банальщина! Очередной детектив с уклоном в ужастик – мент, ведущий расследование в деревне, колдовство, черте-как вплетенное в историю… Но концовка перевернула сюжет на 180 градусов. Да настолько изящно, как не всегда удавалось и Хичкоку с Шьямаланом (я о старом добром Шьямалане, создателе «Шестого чувства», а не о том бездаре, что снял «Повелитель стихий»). Браво, Игорь Кром!

«Отличный способ скрыть убийство», автор Игорь Кременцов.

Кременцов ещё в предыдущей ССК порадовал одним из лучших рассказов антологии – мрачным и страшным «10 фунтов». Но то была лишь раскачка! А теперь, после «Отличного способа скрыть убийство», я могу смело назвать Кременцова русским Кингом. Первоклассная шокирующая история! Естественно, сюжет я раскрывать не буду, просто скажу – читайте. Но только, пожалуйста, не за едой! Кременцов вывернет ваши нервы, и вам захочется прочистить желудки. Это настоящий сплаттерпанк в своем ужаснейшем (или прекраснейшем?) виде. И, при всем обилии крови, мяса, тошнотворных подробностей, это действительно Хоррор-литература, а не ученическая поделка, вроде «Стоматологов» из горе-антологии «Натюр Морт». И хоть убейте, но порой я ловил себя на жалости к герою. Хоть он и полный выродок. Это же надо было так наказать самого себя…

«На холме», автор Дмитрий Мордас.

Коротенькая история, в которой нас пугают… хм… пустыми куртками . Что ж, получается. Но где же сверх-страшный рассказ, о котором трубило немало народу? Ничего подобного, просто неплохая страшилка.

«Навсегда», автор Александр Матюхин.

Завершающая история сборника многим пришлась по душе, у многих отложилась в сердце. Я не исключение. Хоррора немного, но до чего щемящая атмосфера! Странно, но, несмотря на свою жестокость, рассказ довольно добрый и даже слегка напоминает Крапивина. За фишку с пиратскими копиями фильмов (теми, с гнусавыми переводами) отдельное спасибо – киноман в моем сердце обрадовался.

Итак! ССК 2015 – сборник качественный во всех отношениях. Совсем без белых ворон он всё-таки не обошелся. Но и они не вызывают неприятия. Очень удачно, спасибо составителям!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда с осторожностью отношусь к российскому хоррору. И вот этот сборник не подвёл. Есть отличные рассказы, есть хорошие, и есть не очень. Больше всего мне понравились и запомнились следующие рассказы: «Родительский день» (атмосферненько так), «Забытые чертом» (мои любимые зомби :) ), «Оставайтесь на связи» (развязка хороша!), «На холме» (очень атмосферно!).

«Навсегда» отмечу отдельно. Спасибо автору за ностальгию по детству. =)

Итого. Очень крепкий сборник от российский авторов. Каждый в нём найдёт что-то своё. Твёрдая 8-ка.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот и прочитал я, наконец, сборник «самая страшная книга-2015». Отзыв размещу здесь. Что могу сразу сказать. От антологии этого года я ожидал большего, чем от предыдущей. Ну и в целом мои ожидания оправдались.

Один из минусов сборника в том, что добрая треть рассказов, а то и больше возможно, старые, засвеченные. И мне просто повезло, что не все из них я читал или слушал в аудио (как знал, что они сюда попадут). А то бы часть денег отдал зря. Ну и вторым минусом является то, что не все рассказы выдержаны именно в жанре ужасов. То есть есть просто фантастика или триллеры, детективы. Иногда с элементами хоррора. Ну это субъективное мое мнение, ибо понятие ужасов для разных людей может быть разным.

Теперь коротко по рассказам.

«Никогда».

От Женевского ожидал чего-то типа «бога тошноты» из ТСД. А тот мне показался не ахти каким. Но нет, здесь рассказ неплохой, сюжет интересен. Достойное открытие сборника.

«Карта памяти заполнена». Рассказ тоже понравился, как ни странно. Он легкий и светлый, независимо от того, что это вроде хоррор.

«Черная церковь». Достаточно атмосферный рассказ. Эти болота и церковь прям встают перед глазами. Интересно. Хотя я думал, будет описано их путешествие в эти места. Но нет. Просто легенда с мрачной концовкой.

«Беспросветные». Не люблю рассказы про старое время (а их в сборнике достаточно), но этот понравился. Тихонов хорошо умеет передавать атмосферу того времени, и слог вроде подходящий.

«День, когда цветет папоротник» Хорошо, что сказать. Язычество, жертвоприношение вообще удачная тема для жанра ужасов.

«Аттракционы». Это уже менее удачно. Не очень запомнилось. Извините.

«Родительский день». Не самый лучший рассказ Кожина, но на уровне, неплохо)

«Сучий объект». Вот это понравилось. Твари вот эти. Рассказ читается легко, есть экшен, так сказать. Не нудно. Хоть и ужасами в полной мере не назвать.

«Пиявки». Ну не особо впечатлило, но и плохим не назову. Крепкий средний уровень.

«Лето пришло». Про этот рассказ ничего не могу сказать. Я два раза пытался его прочитать, но оба раза не дочитал и не понял. Туповат( Поехали дальше.

«Ферма». Вообще не удачно Кракен вписывается в сюжет, как по мне. Причем тут Кракен? И эта манера повествования с постоянным обращением ко второму лицу напрягла немного. Опять же не в жанре. Немного странная история, но не более.

«Забытые чертом» Довольно неплохой рассказ. Атмосферный опять же. Печально, что так все кончилось. Вообще как я заметил, в этом сборнике очень мало рассказов со счастливым концом.

«Конец пути» Ну вот опять, рассказ неплохой, но совсем не хоррор. Фантастический боевик какой-то. Фраза «тэк-с» по-моему неуместно звучит здесь все время. И в конце тоже. Рассказ хорош, но... Ну не в этом сборнике я бы его почитал.

«Тишина в дождевой капле». Хороший рассказ, понравился. правда, этот медведь скорее смешной, чем страшный. Концовка тащит. Делает рассказ сильнее.

«Волчья квинта». Как этот рассказ в сборник попал вообще? А, да. Вообще хоррор — это почти всегда не женское дело. Особенно русский. Ну вот Щетинина тут удачно написала. Ну Артемьева тоже вроде умеет писать. Старобинец уважаю. Но в основном получается что-то вроде этого. Нет, не скажу, что рассказ плохой, но про эти ноты, квинты я не понял, рассказ про любовь в общем-то. Да и про зарубежное старое время не вкатывают рассказы.

«Встань и иди». Да, местами ужасный рассказ. Что-то еще хочется сказать, но не знаю, как выразить мысль. Ну средне.

«Книга скорби». Тут Тихонов подвел... Начало интересное, потом не вкатило. Хотя концовка выправила сюжет.

«Маргарита». Вообще не понял, к чему эта женщина, предсказавшая беду? Суть же вообще не в этом и без нее можно было обойтись. Видимо, для объема. Рассказ не впечатлил, честно.

«Вверх и наружу». Фантастика. Причем без концовки. Из ужасов только эта рука в начале. И все. В целом, неплохо.

«Вирусный контент» Опять фантастика, про ожившие гаджеты. Но не пугает. Написано неплохо.

«Сученыш» Ну Кожин опять выдал интересный сюжет. Особенно момент, когда этот упырь напал на ГГ. Язык повествования хорош, жду новых произведений.

«Оставайтесь на связи». Ну это скорей детективный триллер какой-то. Идея с психическим отклонением, раздвоением личности и тд уже не нова. Хотя есть и элементы мистики. Рассказ понравился.

«Отличный способ скрыть убийство» Самый противный рассказ антологии. Ну и такой должен быть. Чисто сплаттер. Оригинальный способ, действительно.

«На холме» Особо не впечатлило, хотя и жутковато немного. Но по сравнению с тем же «зайчиком» проигрывает.

«Навсегда». Завершает сборник неплохой, ровный, но все нестрашный рассказ. В основном воспоминания. И то, что герою чудится что-то в пустом помещении. И я не понял про письмо. Не буду спойлерить.

Итог таков, что антология удалась. Это точно. Да, очень ярких рассказов здесь немного, но и слабоватых минимум. Надеюсь, будет сборник и в следующем году)

Добавлю, что в сборнике нет плохих рассказов! То есть все рассказы написаны хорошим языком, во всех есть неплохой сюжет. Просто некоторые рассказы не впечатлили, некоторые я не понял ввиду своей недалекости)

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю антологии. С детства. Антология рассказов — это как киндер-сюрприз. Гарантированное лакомство плюс еще несколько сюрпризов. В этом отношении ССК-15 — прекрасный пример добротной антологии, яркий калейдоскоп и разноблюдство. Из гарантированного лакомства здесь — Подольский, Женевский, Артемьева, Кабир и Кожин. Из приятных сюрпризов — Николай Иванов, М.С. Парфенов, Вадим Громов, Александр Матюхин, Дмитрий Мордас, Игорь Кром и еще много других авторов.

Если сравнивать с зарубежными сборниками того же Стивена Джонса, авторы ССК-15 не просто не ударили в грязь лицом, но и по понятным причинам оказались ближе читателям, потому что выразили исконно наши беды и страхи. И сделали это поэтично, образно, остроумно, с большим уважением к русскому языку.

Да, это не просто интересная, но еще и умная книга. Пустых «пугалок» здесь немного, собственно, раз-два и обчелся. А такие рассказы, как «Ферма» и «Конец пути» — больше философские притчи, чем «страшилки». Что ни в коей мере не умаляет ценности их хоррор-составляющей — я, как человек, не могущий уснуть из-за газетных новостей, из-за фактов бесправия детей и жестокости взрослых, не могу комментировать рассказ «Ферма». Он, как мясницкий крюк, рвет меня изнутри.

Некоторых рецензентов тут тошнило от «Отличного способа скрыть убийство»... Меня почему-то нет. Думаю, потому что написано уж очень ладно, складно, страшно и противно, да, но в антологии хоррора этот рассказ выделяется не тошнотворными описаниями, а блестящим исполнением.

Я не люблю тему зомби. Ну, смешно это для меня. Но вот рассказ Александра Подольского «Забытые чертом» ни разу не вызвал улыбки. Это настоящий, динамичный, остросюжетный, до мурашек пробирающий экшен.

«Маргарита» Вадима Громова. По поводу этого рассказа высказывались не всегда лестно. Странно. Странные упреки хорошему произведению. Язык непривычный? Так да. Ну, сколько можно, ей богу, подражать Кингу и Лавкрафту? Громов — писатель с свежим, оригинальным «голосом», очень «русским» языком. Он звучит в хорроре весьма интересно. Я таким сюрпризам только порадоваться могу. И насчет якобы «недописанного» финала. Скажите честно, любители хоррора, неужели вам что-то еще нужно от автора, когда сами уже все представили в своем воображении во всех кровавых подробностях?! Автор деликатно, но настойчиво подтолкнул вас к этим жутким фантазиям. А еще отдельное спасибо писателю-мужчине за исследование темных глубин женской души.

Не могу не отметить наиболее «поэтические» произведения сборника — «Тишина в дождевой капле», «Никогда», «Навсегда», «На холме». Это чистое наслаждение. Красота и ужас отмерены авторами в идеальных пропорциях.

Благодаря таким изданиям, как ССК-15, хоррор в нашей стране не глазах перестает быть чтивом и превращается в литературу. Кингу со товарищи придется потесниться, если не на мировом рынке (до этого еще далековато), то на наших книжных полках -точно!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх